СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТЕХНОПАРКА ДЛЯ РЕГИОНА
С. Ю. КОСТЫЛЕВА, Е. А. ГАВРИЛОВА
Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина
The intensification of the influence of new technopark formations on the growth of efficiency of specialists’ training process and on the improvement of social-economic policy in Russian region as the result of the achievement of scientific elaborations’ competitiveness, of the maximization of industrial resources is examined.
Технопарки - интеграционная структура для России сравнительно новая, однако, как показывает опыт успешно работающих технопарков в регионах России, способствует увязке интеграционных процессов как в направлении содержания, структурной модернизации образовательной сети, так и в стремлении занять инновационное пространство, занять наукоемкий, конкурентоспособный сегмент в российской и мировой экономике. Для обоснования создания подобной интеграционной структуры на территории Тамбовской области обратимся к анализу предпосылок этого процесса [6].
В результате перестройки и экономических реформ, проводимых в России, произошло не только резкое падение производства, а следовательно, и его инновационной восприимчивости, оказались в значительной мере нарушенными связи между университетами, научными центрами, с одной стороны, и промышленными предприятиями, с другой стороны. Эти связи ослабли как по линии подготовки специалистов, так и по линии выполнения НИОКР. Разрыв связей нанес ощутимый удар и по промышленным предприятиям, и по научным центрам, и особенно по вузам, стали сворачиваться производство, научные исследования и подготовка кадров. Все это сопровождалось большим оттоком ученых, инженеров, конструкторов, технологов, преимущественно молодых, инициативных, квалифицированных из этих сфер человеческой деятельности [3].
В настоящее время в России, по мнению научного сообщества, недостаточно используется накопленный научный задел, информация о новых разработках не доходит до потребителя. Между тем, большая часть инновационных проектов
не имеет зарубежных аналогов и является прорывом в технологии ХХ1 в. [1, 4].
В стратегическом плане приоритеты инновационного развития Тамбовской области должны, безусловно, вытекать из приоритетов ее социально-экономического развития и быть направлены на обеспечение решения задач этого развития. Научно-техническое и инновационное обеспечение решения многих социально-экономических проблем потребует осуществления процесса реструктуризации и диверсификации имеющегося научно-технического и инновационного потенциала.
Зарубежный и российский опыт показывает, что научно-технологические парки (технопарки) являются наиболее развитым и целостным инновационным образованием, способным вобрать в свою структуру научные центры и парки, инновационные бизнес-центры, высокотехнологичные фирмы.
В нашей стране они начали создаваться в начале 1990-х гг. в городах и научно-технических центрах, где сосредоточены крупный научноисследовательский, опытно-экспериментальный и производственный потенциалы, а также конверсируемые предприятия военно-промышленного комплекса (ВПК). На сегодня данные формы, наряду с инновационно-технологическими центрами (ИТЦ) и инновационно-промышленными комплексами (ИПК), рассматриваются как одно из наиболее эффективных направлений структурной перестройки экономики в регионах, прорыва в наукоемких технологиях, основанных на использовании перспективных изобретений и ноу-хау мирового уровня, созданных в НИИ, вузах и отделах НИОКР предприятий [5, 6].
По своей организационно-экономической сущности технопарк является научно-промышленным и инфраструктурным комплексом с особой системой экономических отношений, наиболее благоприятных для инновационного предпринимательства целостной технологической направленности.
Технопарки призваны стать не просто частью хозяйственной системы, а ее особым звеном, реализующим в определенной степени цели и задачи региональной научно-технической политики, согласовывающим в ходе инновационной деятельности государственные, коллективные и частные интересы. Это достигается за счет смешанного финансирования НИР, коммерциализации науки, культивирования предпринимательской деятельности преподавателей и научных сотрудников государственных и акционированных НИИ, вузов и научных центров.
В наиболее развитой форме технопарки призваны играть важную роль в развитии и передаче новых технологий в хозяйственные системы предприятий, корпораций и т. п. При этом технопарк является своеобразным катализатором обновления продукции и производственного аппарата, а также перевода предприятий (фирм) на инновационный тип развития с существенными изменениями в их структуре. Возможности влияния технопарка на преобразования типа развития фирм на инновационной основе особенно ценны в современных условиях, когда для экономики важны не отдельно взятые технопарки, технологические новшества, а технико-технологические системы и повсеместное распространение принципиально новых укладов.
Таким образом, научно-технологический парк - это своеобразный очаг актуальных знаний и технологий, который следует воспринимать как жизненно необходимый, важнейший элемент конкурентоспособности конкретного региона в экономике страны. В то же время это и созданный канал связи университетской науки с региональным и национальным рынками инноваций.
Остановимся на некоторых принципиальных соображениях относительно создания технопарка «Тамбов». Объективные предпосылки для формирования современной инновационной среды в Тамбовской области есть. Решение этой проблемы сыграет исключительно позитивную роль и решающую роль в обеспечении устойчивого экономического роста в регионе исходя из следующих аргументов.
Во-первых, технопарк может эффективно использоваться в качестве инструмента, позво-
ляющего решить ряд проблем конверсии наукоемких технологий через диверсификацию производств на основе создания малых и средних наукоемких (рисковых) фирм. Если обратиться к статистике, то мы увидим, что доля военной продукции в общем объеме промышленного производства в Тамбовской области сократилась [2]. Доля гражданской продукции в общем выпуске конверсируемых предприятий также сокращается. Ни одно из военных предприятий полностью не перешло на выпуск гражданской продукции. И только у трех предприятий оборонного комплекса доля гражданской продукции в их общем выпуске составила 50 и более процентов. Однако из-за сложного финансового положения этих предприятий и отсутствия должного спроса на продукцию положение дел с освоением новых видов гражданской продукции обстоит не лучшим образом, а производство отдельных видов продукции, освоенных в начале конверсии, сокращено [2].
Вместе с тем научно-технологический парк не единственный инструмент, создание и деятельность которого приведет к решению всех проблем в области конверсии предприятий ВПК, нацеленной на использование имеющихся и создание новых наукоемких, рыночноориентированных и конкурентоспособных технологий. Безусловно, технопарк в этом контексте не сможет закрыть все бреши, образовавшиеся на рынке, и удовлетворить полностью потребности гражданского сектора экономики области в необходимых товарах и услугах. Но то, что технопарк - одно из эффективных средств решения этой сложной проблемы, сомнений не вызывает.
Вместе с тем следует отметить, что конверсия не механическая кратковременная операция по смене одного вида продукции другим. Это сложная совокупность согласованных процессов подготовки качественно нового производства, технического и технологического переоснащения, маркетинговых исследований, обновления, а подчас почти полной замены внутрипроизводственных и межхозяйственных связей, подготовки кадров, обмена инновациями, приспособления военных высоких технологий к нуждам развития социально-экономического комплекса региона и страны. Но главное - это солидные инновационные и инвестиционные «вливания» в конверсируемую структуру. Т. е. по своему характеру и «технологии» проведения конверсия объективно выступает своеобразным катализатором активизации технопаркового движения в регионах России.
В этой связи целесообразно использовать три взаимосвязанных подхода.
1. Главный упор в конверсионных программах по каждому предприятию необходимо сделать на крупные научно-технологические проекты, в основе которых - научно-технологические, социально-экономические и структурные федеральные приоритеты, имеющие гарантируемое ресурсное обеспечение. При осуществлении этих программ четко просматривается потребность в активном использовании возможностей малых инновационных фирм для создания отдельных инноваций в рамках основной программы. Это будет содействовать ускорению создания высокотехнологичных предприятий в рамках технопарков, обладающих наиболее благоприятными условиями для их инкубации.
2. Следует осуществлять радикальное организационно-экономическое преобразование
предприятий, их объединений с целью создания новых устойчивых хозяйственных систем (региональные и межрегиональные корпорации, промышленно-аграрно-финансовые группы, как правило, межотраслевого характера, научно-
промышленно-финансовые компании).
Исходя из этого, процесс перехода оборонных предприятий на выпуск продукции гражданского назначения с использованием технопарко-вых структур в качестве средства конверсии потребует интенсивного развития малого инновационного бизнеса.
Как показывает опыт ведущих стран мира, с технопарками тесно связаны и, как правило, входят в их организационную структуру инкубаторы наукоемкого бизнеса. Это своеобразная форма содействия осуществлению инновационной деятельности посредством выращивания («инкубации») дееспособных малых предприятий научнотехнического профиля. Стремительное развитие и бурный рост числа подобных инкубаторов во многих странах мира доказывает эффективность этой формы (модели) для решения целого ряда задач, в частности:
- оздоровление и неуклонный рост экономической активности регионов, развитие внутренних рынков наукоемкой продукции, диверсификация регионов;
- рост числа малых предприятий, повышение их жизнеспособности, что влечет за собой расширение налогооблагаемой базы регионов и государств, даже с учетом предоставляемых (и необходимых на первое время) льгот и преференций;
- наиболее полное и рациональное использование ресурсов, которыми располагают регио-
ны: трудовые, производственные, технологические, природные, информационные и др.;
- повышение инновационной активности бизнеса в целом, создание, освоение и коммерциализация новых продуктов, технологий и ноу-хау.
Технопарк способен одновременно содержать в своей организационной структуре такое количество малых наукоемких фирм, которое является наиболее оптимальным и в то же время способным достаточно полно и комплексно использовать заложенный в конверсируемых технологиях потенциал для производства товаров и услуг гражданского назначения. Исходя из накопленного зарубежного и отечественного опыта, это число может колебаться в пределах от 20 до 70 малых фирм. Территориальная близость в процессе взаимодействия малых фирм, объединенных в технопарковой структуре, позволит значительно сократить время инновационного процесса, особенно на его стартовой стадии -НИОКР, что в конечном итоге ускорит передачу новых наукоемких технологий и товаров (услуг) на региональный и национальный рынки. Организованный таким образом процесс конверсии предприятий ВПК направлен на сохранение и преумножение научно-технического и инновационного потенциалов, т. е. имеет потенциалосберегающий характер. Таким образом, процесс конверсии является мощным стимулятором роста малых инновационных предприятий в благоприятных условиях региональных технопарков с мощным оборонным и производственным потенциалом.
Во-вторых, технопарк может выступить в роли своеобразного демпфера по сглаживанию негативных социальных последствий, вызванных непременным спутником рыночной экономики -безработицей, поскольку одним из важнейших критериев эффективного функционирования технопарка является создание новых рабочих мест в регионе, и в первую очередь для тех организаций (вузов, НИИ, предприятий, банков), которые являются его учредителями.
В-третьих, технопарк, как правило, формируется вблизи бесценного «сырья», которое есть в мире, - интеллекта, т. е. он создается на базе крупных вузов (университетов), научных и конструкторских организаций, располагающих достаточным научным и инновационным потенциалом. Технопарк, тем самым, решает проблему сохранения интеллектуального потенциала региона путем предоставления им возможности осуществлять предпринимательскую деятельность в наукоемкой сфере.
В этом отношении Тамбовская область имеет хороший потенциал. Достаточно сказать, что в области работают более 25 научных учреждений, где занято более 3,5 тысяч научных работников, среди которых более 20 докторов наук и более 150 кандидатов наук, занимающихся научными исследованиями и разработками. Кроме того, на территории области сегодня расположено пять крупных вузов, из них три университета с численностью научно-педагогических более 1500 че-
ловек, из которых 168 докторов наук и профессоров, 748 кандидатов наук и доцентов.
Таким образом, создание технопарка в Тамбовской области (рис. 1) позволит наиболее эффективным образом использовать потенциал высококвалифицированных научных и педагогических кадров, а также материально-техническую и экспериментальную базу при решении актуальных региональных проблем.
Рис. 1. Влияние технопарка на социально-экономическое и технологическое развитие Тамбовской области
Мы полагаем, что при создании технопарка «Тамбов» следует исходить из следующих принципов:
- одним из учредителей технопарка должен быть университет, выступающий соучредителем с делегированием четко обозначенных в договоре полномочий и сфер ответственности в рамках деятельности технопарка;
- создание и функционирование технопарка должно осуществляться на основе действующих федеральных и региональных законов, а также нормативных актов по инициативе администрации области;
- технопарк выступает как юридическое лицо, коммерческая организация, что предпола-
гает в качестве основного итога финансовой деятельности получение прибыли от реализации полученных результатов в процессе инновационной деятельности, которая принадлежит устроителям технопарка и распределяется в соответствии с учредительным договором (уставом);
- в организационной структуре технопарка в роли фирм-клиентов могут выступать предприятия ВПК, дочерние компании и филиалы корпораций, малые и средние инновационные предприятия, совместные предприятия, а также филиалы зарубежных фирм;
- льготный организационно-экономический механизм функционирования технопарка, предусматривающий территориальную и экономиче-
скую обособленность, экономическую поддержку со стороны местной администрации, федеральных органов власти в виде финансовых и налоговых льгот (освобождение от налогов, введение механизма ускоренной амортизации, снижение таможенных пошлин и др.);
- решение проблемы занятости высококвалифицированных ресурсов (научных кадров), что позволит резко сократить «утечку мозгов» из научной сферы как на конкретных предприятиях, так и в организациях. Таким образом, технопарк увеличивает спрос на высококвалифицированных специалистов, что весьма актуально в Тамбовской области;
- основной вклад вузов и научных учреждений региона при создании технопарка должен быть представлен в виде научных идей, фундаментальных знаний, объектов интеллектуальной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы), ноу-хау, созданных усилиями ученых, преподавателей, аспирантов и докторантов, инженеров и изобретателей; научного консультирования; предоставления в распоряжение технопарка прилегающей территории, помещений, оборудования, библиотек;
- вклад предприятий в создание и развитие технопарка формируется в виде финансовой и материально-технической поддержки, передачи своего оборудования, предоставления производственных помещений безвозмездно, а также на условиях аренды или лизинга;
- непременный учет существующих в регионе связей между образованием, наукой и производством, региональных проблем социальноэкономического развития, сложившейся практики и тенденций развития малого предпринимательства (инновационных, лизинговых, внедренческих фирм), а также реальной возможности привлечения к организации и финансированию технопарка как государственных, так и коммерческих структур, в том числе и иностранных инвесторов.
Безусловно, место технопарка в хозяйственной системе Тамбовского региона в значительной степени предопределяет совокупность целей и задач его организации и функционирования.
Основные цели создания научно-технологического парка:
- создание среды, благоприятной для развития малого и среднего инновационного предпринимательства;
- укрепление интеграционных связей между наукой, производством и рынком при созда-
нии и использовании новых систем машин в системных технологических совокупностях;
- создание инновационной инфраструктуры, обеспечивающей современный уровень разработки инноваций и их коммерческой реализации и направленной на активизацию структурных сдвигов в экономике региона;
- содействие конверсии оборонных технологий, разрабатываемых в научных учреждениях технопарка, а также развитию наукоемких отраслей и производств, в том числе в машиностроении, формированию регионального машиностроительного и аграрного подкомплексов;
- развитие инвестиционной активности в региональной экономической системе, в основных ее производственных звеньях: корпорациях, предприятиях, фирмах и т. д.;
- содействие обеспечению технологической и экономической безопасности России.
В соответствии с этими целями наиболее общие задачи технопарка «Тамбов» можно сформулировать следующим образом:
- инкубация и развитие малых инновационных высокотехнологичных фирм в регионе, содействующих переходу корпоративных структур на новаторский предпринимательский тип развития;
- формирование и развитие рыночной инфраструктуры, создаваемой в интересах малых и средних инновационных предприятий, осуществляющих коммерциализацию, прежде всего, результатов научных исследований, открытий и изобретений, полученных в вузах;
- развитие и максимальное использование регионального научно-технологического потенциала, сосредоточенного в НИИ, научных центрах, вузах, предприятиях, корпорациях, в том числе конверсируемых;
- привлечение к активной предпринимательской деятельности профессорско-преподавательского состава и студентов высших учебных заведений, сотрудников научных организаций, отдельных ученых и специалистов, содействие реализации их идей и проектов;
- обучение и подготовка предпринимателей в сфере экономики, менеджмента, маркетинга, повышение уровня их профессиональных, правовых, экономических и управленческих знаний;
- содействие разработке и реализации инновационных предложений, научно-технических проектов и программ, направленных на создание наукоемких технологий и конкурентоспособной продукции, ускоренное их освоение в производстве;
- формирование территориальной инновационной системы, ориентированной на эффективное использование научно-технического потенциала региона с целью ускоренного освоения новой техники и наукоемких технологий, участие в разработке и реализации региональных целевых инновационных программ и проектов;
- организация и осуществление международного научно-технического сотрудничества во всех его формах в соответствии с российским законодательством;
- создание благоприятной социально-бытовой зоны (жилищный комплекс, медицинское обслуживание, культурно-оздоровительный комплекс, центр подготовки специалистов по инноватике) для работающих в технопарке ученых, преподавателей, аспирантов, студентов, специалистов, предпринимателей, позволяющей полноценно использовать их интеллектуальную собственность путем вовлечения ее в народное хозяйство;
- формирование наиболее благоприятной экономико-правовой и социальной среды активизации инновационно-инвестиционных процессов в регионе за счет налоговых и таможенных льгот, комплекса услуг, предоставления на благоприятных условиях различного имущества, а также льготного финансирования;
- подготовка и переподготовка предпринимателей, специалистов в области менеджмента и рыночной экономики, управления инвестиционными проектами;
- обеспечение финансово-материальной поддержки инновационных предпринимательских проектов, включая научное, правовое консультирование и экспертизу проектов, предполагаемых для реализации в системе технопарка;
- содействие конверсии оборонных пред-
приятий, особенно машиностроительных, с привлечением в структуру парка их новых предпринимательских образований, с вовлечением в региональный воспроизводственный цикл научнотехнических инноваций, «ноу-хау» двойного
применения (оборонного и гражданского);
- создание или участие в создании информационного банка данных инноваций, в том числе технологий в регионе по профильным для производственного потенциала территории отраслям, направлениям научного поиска исследовательских учреждений и прочие;
- содействие активизации занятости различных кадров, в том числе научных, и сокращение на этой основе оттока квалифицированных специалистов из региональной экономики;
- мониторинг инновационной активности в регионе, конъюнктуры на рынке инноваций различного назначения, в том числе на рынке технологий;
- развитие рыночной инновационной инфраструктуры;
- содействие активизации внешнеэкономической деятельности хозяйственных систем в регионе, в том числе за счет развития совместного предпринимательства, участия в реализации международных инновационных проектов.
Возможны и другие, более конкретные частные задачи, важные в данный момент для Тамбовской области.
Совокупность целей, а главное, задач в ходе создания, становления и развития научнотехнологического парка, а также к ходе изменения социально-экономической, научно-технологической ситуации в регионе будет, безусловно, изменяться, дополняться, будут меняться приоритеты.
Анализ имеющегося научного задела на территории Тамбовской области поможет определить возможность создания технопарка и профиль его деятельности.
К высокотехнологичным разработкам на базе Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина необходимо в первую очередь отнести развитие нанотехнологии. Это зародившаяся в конце XX в. наукоемкая сфера разработки и производства изделий с размерами меньше 1 микрометра, и работающая с характерными скоростями около 1 миллиарда операций в секунду.
Известно, что темпы прироста мирового рынка тем выше, чем меньше характерный размер элементов в изделии. Так что в ближайшие годы вся современная техника, информационные средства будут базироваться на нанообъектах и нанотехнологиях. Это хорошо видно на примере динамики роста параметров оперативной памяти современных компьютеров.
Другие направления развития нанотехнологии связаны с созданием принципиально новых материалов с наноструктурой, миниатюрных сенсоров и интеллектуальных микророботов, функционирующих, например, в сердечно-сосудистой системе человека.
К достоинствам развития нанотехнологии в нашем регионе относятся:
- принципиально новые функции и области применения;
- наиболее быстро растущие рынки сбыта;
- радикальное снижение материало- и энергоемкости;
- создание высокой добавочной стоимости продукта за счет высоких технологий и интеллектуальных ресурсов, а не сырья;
- наличие в регионе неиспользуемых производственных мощностей точного приборостроения;
- наличие научной школы в ТГУ, лаборатории нанотестирования, микроструктурного анализа и др.
Целями создания и развития технопарковой зоны по данному научному направлению могут стать:
- научное обеспечение развития нанотехнологий в области;
- инженерная проработка и запуск в производство на тамбовских предприятиях имеющихся в ТГУ разработок;
- подготовка специалистов высшей квалификации (включая кандидатов и докторов наук) в области нанотехнологий.
Структура технопарка, призванного содействовать реализации региональной инновационной политики и развивать инновационную активность в территориальных хозяйственных системах, в наибольшей степени учитывает возможности рынка, предпринимательского ресурса и необходимость создания наиболее благоприятных условий для инкубации высокотехнологических фирм.
Основными структурными подразделениями парка являются малые инновационные предприятия, совместные фирмы, филиалы зарубежных компаний, дочерние компании российских корпораций, исследовательские лаборатории, научные центры, КБ и ВТК и другие научные и научно-производственные образования. Большинство из них имеют статус самостоятельного юридического лица или входят в состав соответствующих НИИ, вузов, корпораций, но работают определенное время в системе парка, куда они передаются по соглашению.
Особое положение в структуре технопарка занимает Тамбовский инновационный бизнес-инкубатор (ТИБИ), основная функция которого инкубационная, т. е. воспроизводство малых инновационных предприятий, а также других научных, производственных, учебных и финансовых учреждений региона. Клиентами бизнес-инкубатора могут быть как физические, так и юридические лица, нуждающиеся в поддержке и услугах на начальном этапе становления собственного бизнеса.
Задачи бизнес-инкубатора технопарка представляются следующими:
- предоставлять начинающим предприятиям помещения на «гибких» условиях;
- выступать в качестве интеллектуального центра, в котором происходит обмен идеями, техническим и управленческим «ноу-хау», а также бизнес-центра, в котором встречаются продавцы и покупатели;
- предоставлять предпринимателю необходимый ему комплекс услуг, включая управленческие, юридические, финансовые, маркетинговые и прочие консультации; оказание содействия в привлечении финансовых средств;
- предоставлять малым начинающим предприятиям информацию, подбирать кадры, искать деловых партнеров;
- обеспечивать взаимодействие между малыми начинающими инновационными предприятиями инкубатора бизнеса и технопарком в целом; между малыми инновационными предприятиями, потенциальными заказчиками, инвесторами, представителями органов власти и управления и т. д.;
- готовить малые начинающие инновационные предприятия к самостоятельной деятельности вне пределов инкубатора, преимущественно на территории технопарка;
- содействовать созданию территориального кластера наукоемких фирм, располагающихся в технопарке и оказывающих влияние на развитие местной и региональной технологической базы.
Коммерческий технопарк включает в свой состав лизинговые фирмы, выставочный зал Тамбовской торгово-промышленной палаты, испытательные и ремонтные службы, а также производственные помещения и имущество учредителей. Коммерческий технопарк, являясь частью научно-технологического парка, призван активно работать на развитие самофинансирования последнего, активно используя временно свободные мощности и имущество учредителей, а также переданные основному технопарку в период образования или созданные в ходе его функционирования. Целесообразно также предоставить ему самостоятельный юридический статус.
Кроме совокупности услуг, предоставляемых инкубируемым предпринимательским фирмам, технопарк должен располагать хорошо развитой службой услуг, функционирующей, как правило, на коммерческой основе. Основные услуги связаны с различными видами консультирования, с предоставлением связи, транспорта, с трансфертом технологий, с маркетинговыми исследова-
ниями, с предоставлением информации по различным вопросам, с социально-бытовым обеспечением, рекламой и пр.
Функционирование служб услуг технопарка предлагается на коммерческой основе. Основные виды услуг могут быть следующими: правовые консультации, информационное обеспечение, маркетинговые исследования, трансферт технологий, рекламно-издательские, инжиниринговые, патентно-лицензионные, стандартизация и сертификация и др. При этом возможно предоставление этих услуг за счет соответствующих служб региона и отдельных специалистов, сотрудничающих с технопарком по контрактам и соглашениям.
Научно-консультативный совет представляет собой общественное формирование, состоящее из авторитетных специалистов учредителей парка и других учреждений региона. Его основная задача -«просеивать» инновационно-инвестиционные
проекты, отбирая наиболее перспективные технологические инновации, связанные, прежде всего, с приоритетными направлениями деятельности парка и его учредителей, а также разрабатывать рекомендации по стратегии парка.
Фактором, определяющим эффективность механизма парка, является финансовое обеспечение реализации его проекта. Здесь возможны различные подходы, использование разнообразных источников: бюджетные региональные ассигнования, кредиты, коммерческий капитал, имущественные взносы.
Наиболее удачной формой объединения средств и их целенаправленного использования может служить специальный фонд научнотехнологического парка. Он формируется за счет взносов учредителей, а действует как акционерное общество открытого типа, что дает возможность привлечь в него различные организации из других регионов, в том числе инвесторов.
Фонд развития создается в целях финансирования работ по реализации научно-производственных технологических и инфраструктурных проектов и целевых программ технопарка.
Фонд имеет статус юридического лица, т. е. может заключать договора, приобретать имущество, выпускать акции. В основе его уставного фонда могут находиться не только денежные вклады учредителей, но и материальные средства, интеллектуальная собственность и пр.
Ресурсное обеспечение является, по существу, решающим фактором, гарантирующим успех технопарковой деятельности. Российская практика показывает, что имущество и средства парка могут быть образованы из: вкладов его учредите-
лей в уставной фонд, в резервный (страховой) фонд; ежегодных и разовых взносов участников, предприятий, корпораций, властных структур; доходов, полученных от коммерческой деятельности организаций парка; целевого финансирования вышестоящих организаций, чьи фирмы, филиалы, лаборатории работают в парке; а также имущества, приобретаемого парком в соответствии с законодательством РФ.
Резервный фонд может формироваться за счет различных источников, но, как правило, в основном за счет ежегодных отчислений от прибыли, полученной от коммерческой деятельности.
Главным направлением расходования средств фонда парка является венчурное финансирование инновационных технологических проектов, реализуемых высокотехнологичными малыми фирмами технопарка.
Управление парком осуществляется через высший орган парка - собрание учредителей, а также Совет директоров (учредителей) и дирекцию парка с небольшим аппаратом (бухгалтерия, менеджеры, юрист и пр.).
Вторым аспектом финансирования проблем технопарка после его ресурсного обеспечения является финансирование малых инновационных предприятий парка.
Для российских условий в финансировании высокотехнологических фирм парков важную роль должны сыграть различные федеральные и региональные фонды, средства корпораций, инвестиционных фондов, фондов развития технопарков и коммерческих банков, а также растущие личные сбережения населения. В любом случае проблемы финансирования на ближайшие годы останутся главными в деятельности дирекций и менеджеров технопарков.
Экспертный совет технопарка:
- разрабатывает рекомендации по основным направлениям деятельности технопарка и инкубатора бизнеса;
- осуществляет научно-техническую и методическую экспертизу работ, выполнение которых предлагается осуществить в технопарке;
- разрабатывает критерии, в соответствии с которыми проводит отбор предпринимателей, фирм и проектов, дает рекомендации по размещению в технопарке малых инновационных предприятий;
- устанавливает тесные связи и взаимодействие технопарка с вузом, на базе которого он создан;
- содействует повышению научно-методического уровня учебной работы, проводимой в технопарке и инкубаторе бизнеса.
Решения экспертного совета обязательны при отборе инновационных предложений, научнотехнических проектов и программ, представленных для реализации.
При формировании и развитии научнотехнологического парка необходимо учитывать ряд важных методологических положений применительно к условиям Тамбовской области.
Во-первых, для реального становления научно-технологического парка и его инкубатора высокотехнологических фирм необходимо сделать важнейшей составной частью стратегии экономического, социального и научно-технологического развития Тамбовской области реализацию целостной программы структурной перестройки промышленного и машиностроительного производства и конверсии. Это не пожелание, а объективно предопределенное требование, связанное с местом и ролью технопарковых структур в региональных хозяйственных системах.
Во-вторых, формирование технопарка должно осуществляться одновременно с процессом развития рыночной среды в регионе, структурной перестройки всех основных блоков экономики, в том числе машиностроения и научного потенциала, с повышением экономической устойчивости основных их подразделений. Последнее является залогом стабильного и мощного источника формирования в технопарке малых высокотехнологичных предпринимательских структур.
По всем признакам научно-технологический парк является системным научно-производственно-инфраструктурным образованием, а следовательно, набор основных элементов его не может быть полностью произвольным. Играя роль подсистемы, технопарк входит в систему более высокого порядка, каковой является экономика региона. Связи подсистемы с системой также должны быть упорядоченными, позволяющими технопарку оказывать наиболее благотворное инновационное влияние на региональное народное хозяйство, а с другой стороны, региональная хозяйственная система должна выступать по отношению к парку как совокупность экзогенных факторов развития. Без этого эффективное развитие технопарка «Тамбов» в принципе невозможно. Стремление культивировать технопарковые образования типа научно-технологических центров в рамках отдельных вузов, НИИ, корпораций не дает, к сожалению, каких-то ощутимых для экономики научно-корпоративных структур результатов, а тем более для экономики отдельной территории субъекта Федерации.
Из данного методологического подхода можно сделать два важных для практики создания технопарков вывода.
Во-первых, все входящие в него элементы должны не просто быть взаимосвязаны, а взаимо-дополнять друг друга, в том числе научные и производственные образования по технологическим или воспроизводственным цепям. Это позволит технопарку действовать с большой результативностью для экономики региона, отрасли, корпорации. Наличие в технопарке уже действующих инновационных фирм, родственных по отраслевой или технологической принадлежности, делает его более привлекательным для некоторых компаний, стремящихся эти новаторские малые предприятия парка вовлечь в зону своего хозяйственного влияния.
Во-вторых, технопарк в экономике региона способен выполнить только функции, связанные с активизацией инновационной деятельности, с интеграцией науки, производства, рынка, которые без него с наибольшей результативностью никто выполнить не сможет, хотя взаимное перекрытие функций разных структурных образований в региональной хозяйственной системе неизбежно. Отсюда следует, что внимание властных структур региона к развитию технопарков - это не помощь и не просто поддержка. Это выполнение государственными органами своих экономических функций, т. е. это часть государственной, экономической, промышленной структурной и научно-технической политик.
Сейчас в России между наукой и экономикой образовался огромный разрыв, который не позволяет обеспечить нормальный ток и преобразование результатов научных исследований, открытий, изобретений в технологии, а последние -в коммерческий продукт. На рис. 2 показан своеобразный «тромб» (блок 2), преграждающий путь научным идеям (блок 1), которые должны быть превращены в нововведения (блок 3) и удовлетворять потребность людей (блок 4).
Научно-технологический парк, являющийся важной составной частью базы активизации инновационных процессов региона, должен стать как бы связующим звеном между машиностроительным комплексом, наукой и другими отраслями на территории Тамбовской области. В условиях становления рынка он призван стать через развитие малого инновационного бизнеса своеобразным катализатором структурной перестройки на территории региона основных отраслей экономики на основе новейших технологий и множественности форм собственности.
Рис. 2. Сущностная модель единого научно-технического инновационного процесса
Научно-технологический парк в этой связи должен обладать нетрадиционным правовым и экономическим статусом и особым режимом для инвестиций, приватизации, гарантии в виде имущественных и земельных залогов, возможностей
привлечения на льготных условиях зарубежных компаний с особой мотивационной системой для развития предпринимательства и инновационной деятельности (рис. 3).
Рис. 3. Схема технопарка, предлагаемого к созданию в Тамбовской области
Важное значение для успеха в деятельности технопарков имеет их специализация, приоритетность отдельных направлений, в том числе и технологических. Поэтому при создании технопарка в Тамбовской области необходимо учесть специфику ее экономики. Полагаем, что в качестве основных направлений специализации могут быть избраны исследования в области химической промышленности и сельскохозяйственного производства, являющихся основными отраслями народного хозяйства региона; в области создания и использования средств связи на базе современных информационных технологий; в машиностроительном комплексе, в том числе решение задач конверсии предприятий ВПК страны. При этом приоритетные направления исследований, которые будут проводиться в базовом университете, должны соответствовать избранным направлениям специализации технопарка.
Анализ зарубежной и отечественной практики влияния государственных органов на развитие технопарковых образований позволил выявить следующие формы их воздействия:
- прямое финансирование [3];
- участие в качестве одного из учредителей;
- развитие инфраструктуры технопарка;
- создание инновационной инфраструктуры;
- правовое обеспечение развития технопарка;
- особая налоговая и нормативная системы;
- создание совместных малых предприятий;
- помощь в подготовке и переподготовке кадров организаторов технопарковых образований и менеджеров;
- учреждение специальных премий за достижения в области исследований и разработок в малых и средних высокотехнологичных фирмах, научных центрах и парках;
- разработка национальных и региональных программ создания научно-технологических центров и парков;
- формирование внебюджетных фондов поддержки технопарков и некоторые другие.
Создание технопарка должно включать в себя несколько последовательных стадий. Можно выделить следующие этапы.
1. Аналитика-исследовательский этап. Он связан с изучением возможностей, основных исходных предпосылок, факторов и специфических условий создания технопарка, с определением технологического потенциала в регионе.
2. Учредительский этап. В этот период проводится вся работа, связанная с определением потенциальных учредителей и доли их первона-
чального материально-финансового взноса. В этот период изучаются возможности создания фонда развития технопарка.
3. Организационный этап включает подготовку всей исходной документации, создание рабочей группы, проведение всех организационных мероприятий по особому плану.
4. Стартовый этап призван обеспечить всю исходную материально-техническую работу, формирование рабочих органов по подготовке к началу функционирования исходных технопарковых структур и некоторой части научно-техно-логических фирм под «крышей» особых условий парка, открытие счета в банке, подбор кадров.
5. Этап становления завершает создание всех органов управления, формирование всех связей с учреждениями предоставления услуг (вне парка), создание новых звеньев и структур технопарка, осуществляет подготовку производственных площадей, оборудование инновационного бизнес-инкубатора, формирование коммерческого центра, социально-бытовой инфраструктуры.
Как видно из этой укрупненной поэтапности формирования технопарка, алгоритм его подготовки - довольно сложный и трудоемкий процесс. Поэтому вся эта работа, безусловно, нуждается в серьезной постоянной поддержке государственных региональных и муниципальных органов.
Резюмируя, можно отметить, что интеграционные процессы между образованием, наукой и производством, во-первых, весьма экономичны и эффективны, во-вторых - ускоряют развитие НТП в регионе, в-третьих - позволяют рационально использовать имеющийся в регионе потенциал науки и высшей школы. Поэтому предложенная научная разработка концепции создания технопарка в Тамбовской области на основе анализа и обобщения имеющегося уже опыта и ее практическая реализация, безусловно, предполагают большие выгоды всем заинтересованным участникам данного процесса.
В современных экономических условиях, с учетом реформирования образовательной системы, механизм новой структуры должен выстраиваться постепенно в соответствии с единой программой и интегрировать в себе уже имеющиеся структуры.
Идея создания и развития технопарка в Тамбовском регионе, на наш взгляд, является плодотворной и своевременной в силу ее универсальности.
Литература
1. Организация и развитие научно-технологических парков в системе высшей школы. Зарубежный опыт. Вып. 6. Тверь: ТГУ, 1994. С. 23.
2. Социально-экономическое положение Тамбовской области (январь-декабрь 1999 года) // Статистический сборник. Тамбов, 2000. С. 46.
3. Тюрина В. Ю. Университетские комплексы и интеллектуальная собственность // Финансы и кредит. 2004. № 28. С. 69-79.
4. Чурекова Т. М. Миссия университета в решении региональных проблем // Университетское управление: практика и анализ. 2004. № 2. С. 50-53.
5. Шукшунов В. Е., Лозовский В. Н. Миссии университетов в XXI веке и фундаментальные основы инженерного образования // Научная мысль Кавказа. 2004. № 3. С. 70-78.
6. Шукшунов В. Е. Технопарки России. М., 2005.