Научная статья на тему 'Концепция охраны здоровья населения и развития системы здравоохранения на современном уровне (аналитический обзор)'

Концепция охраны здоровья населения и развития системы здравоохранения на современном уровне (аналитический обзор) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2803
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ / ЗДОРОВЬЕ / ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ / АНАЛИЗ / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Будаев С. Д.

В статье представлен аналитический обзор международных, российских документов и нормативных актов, документальных информационных технологий по вопросам реформирования здравоохранения в целях обеспечения охраны здоровья населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция охраны здоровья населения и развития системы здравоохранения на современном уровне (аналитический обзор)»

9. Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 г. (одобрена распоряжением правительства Российской Федерации от 31 августа 2000 г. № 1202 -р).

Literature

1. Branch programme «Keeping and Strengthening of health of sound people from 2003 to 2010. Within the limits of Conception of health keeping of sound people in Russian Federation».

2. State report on health condition of the population of Russian Federation in 2004. Healthcare ministry of Russian Federation. - №1. - 2006. P. 3-23.

3. WHO Geneva. The word health report. Conquering suffering, enriching humanity: rep. of the general director, 1997. Healthcare word report «On health securing of the human being»: the report of the head director of WHO, 1997. - VT, 162 p.: ill.

4. Problems of health dignity for all people: policy of healthcare for Europe // WHO. European regional bureau. -Kopengagen, 1993. - 322 p.

5. About the problems of global strategy of WHO in health destination of all people in XXI century //Questions of economy and management for healthcare leaders. - 2002. - №4. -P. 26-37.

6. Oganov R.G., Halphin R.A. Individual prophylaxis of chronic non-infection deseases for phisicians.- M., 2001.

7. Preventive deathness in Russian and ways of its reduction / ed. by Yu.V. Mikchailova, A.E. Ivanova. - M., 2006.

8. Preventive deathness and estimation of effective measures / ed. by Yu.V. Mikchailova, T.P. Sabgabaida. - M., 2006.

- 238 p.

9. Healthcare conseption of population of Russian Federation till the period of 2005 approved by arrangement of Government of Russian Federation. - August 31, 2000. - № 1202.

Сведения об авторе

Будаев Сергей Дымбрылович - кандидат медицинских наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения. Бурятский государственный университет, медицинский факультет. 670000, г. Улан-Удэ, ул. Борсоева, 19, телефон (83012) 219170.

Author

Budaev Sergey Dimbrilovich - candidate of medical sci., associate professor of the department of Public Health and healthcare, medical faculty of Buryat State University, Ulan-Ude, 670000, 19 Borsoev str., phone (83012) 219170.

УДК 614.2

ББК 51.1 С.Д. Будаев

КОНЦЕПЦИЯ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ УРОВНЕ

(АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР)

В статье представлен аналитический обзор международных, российских документов и нормативных актов, документальных информационных технологий по вопросам реформирования здравоохранения в целях обеспечения охраны здоровья населения.

Ключевые слова: концепция, здоровье, охрана здоровья, анализ, управление.

S.D. Budaev

HEALTH-CARE CONCEPTION OF THE POPULATION AND THE DEVELOPMENT HEALTH-KEEPING SYSTEM NOWADAYS (ANALYTICAL REWIEW)

The aim of this article is to analyze the review of international and Russian documents and normative acts, document information technologies on questions of healthcare reforming in order to provide the population with health care measures.

Key words: conception, health, healthcare, analysis, management.

Учитывая всевозрастающее влияние системы здравоохранения на общественное здоровье, необходимость позиционирования России по своему уровню, относительно других государств, что является важным критерием социально-экономического развития страны, нужно сказать, что изучение региональных особенностей субъектов Российской Федерации является необходимым инструментом стратегического анализа для принятия управленческих решений [1, 2].

В большинстве регионов Российской Федерации медико-демографические проблемы выходят

за пределы ответственности здравоохранения, поднимаясь на геополитический уровень и принимая значение предмета национальной безопасности во всех ее составляющих - политической, экономической и государственной [1, 3].

В последнее десятилетие вследствие общего изменения медико-демографической ситуации, постарения населения, роста заболеваемости, хронизации болезней задача повышения эффективности использования ресурсов здравоохранения становится все более актуальной.

Во все большей степени проявляются территориальные различия в ресурсообеспеченности

и показателях деятельности системы лечебнопрофилактической помощи. Отклонения от средних величин таких показателей, как обеспеченность врачами, средним медицинским персоналом, койками, число дней работы койки в году, средняя продолжительность лечения, число посещений, в сумме составляют 2-3 -кратную разницу, что не может не вызывать тревоги по возможностям обеспечения равнодоступной медицинской помощи всему населению Российской Федерации [4].

В рамках реализации предложений правительства по совершенствованию медицинской помощи был разработан национальный приоритетный проект «Здоровье», направленный на сохранение и укрепление здоровья населения страны. С целью создания доступной, качественной и технически совершенной системы здравоохранения выделено три основных направления: повышение приоритетности первичной медико-санитарной помощи; усиление профилактической направленности здравоохранения; расширение доступности высокотехнологичной помощи.

В здравоохранении сложилась сложная ситуация; предстоит решать проблемы роста показателей смертности населения, особенно неоправданно высокой смертности мужчин трудоспособного возраста, и недостаточного влияния медицинской помощи на улучшение показателей здоровья населения. Неотложность решения этих проблем предполагает более широкое использование результатов множества научнопрактических экспериментальных и аналитических разработок, действующих моделей, которые во многом обеспечили как существенное улучшение показателей здоровья в области материнства и детства, так и появление перспективных структурно-функциональных решений, свидетельствующих о широкой доступности способов повышения структурной эффективности здравоохранения в отдельных регионах страны [5].

Концепция «право на здоровье» первично связана с именем Дж. Локка (1632-1704), обсуждавшего право на жизнь, свободу и собственность как право на целостность организма и право на свободу от телесной боли [6].

В дальнейшем концепции, определяющие философское понятие «здоровье общества», обсуждались повсеместно и неоднократно [7]. Практическая их реализация достигалась путем анализа достижений в области здоровья и контроля органов здравоохранения за «здоровьем общества».

В Х1Х-ХХ вв. представление об общественном здоровье и праве на здоровье исторически неоднократно менялось и утверждалось многими законодательными актами. Возрастание в последнее десятилетие социально-политической значимости здравоохранения, достижений медико-биологической науки стимулировало развитие международного сотрудничества в области медицины. Совместная деятельность государств в этой сфере направлена на обмен информацией о здоровье населения и о состоянии органов здравоохранения [7].

Вопросы здоровья населения мира являются одной из глобальных проблем современности. Основные аспекты проблемы охраны здоровья разрабатываются и внедряются Всемирной организацией здравоохранения, созданной в соответствии с решением международной конференции по здравоохранению, состоявшейся в 1946 г. в Нью-Йорке. Устав ВОЗ ратифицирован 07.04.1948 г. С тех пор этот день ежегодно отмечается как Всемирный День здоровья. Основные задачи ВОЗ сформулированы как координация международной деятельности в области здравоохранения; предоставление государствам соответствующей информации; оказание помощи в вопросах здравоохранения; поощрение работы по борьбе с эпидемическими, эндемическими и другими болезнями; охрана психического здоровья; проведение совместных исследований в области здравоохранения; содействие в подготовке медицинских кадров [8].

В большей мере ВОЗ анализирует и обобщает имеющиеся и разрабатывает новые организационные и медицинские технологии, программы организации и функционирования систем охраны здоровья, а также изучает распространенность заболеваний и уровень смертности.

Понятие здоровья, согласно определению ВОЗ, в настоящее время включает весьма позитивную характеристику: «Здоровье - это не только отсутствие болезни или немощи, но и наличие полного физического, умственного и социального благополучия» [9].

Здоровье населения любого государства в его общественных системах и в системах здравоохранения является объектом и субъектом национальной безопасности, одновременно целью, смыслом и методом их достижения. И в каждом из многих аспектов (оборона, политическая стабильность, экономика, информация и др.) национальной безопасности решающую роль играет народонаселение, которое имеет качественные и количественные характеристики. Количество населения определяется его главными параметрами, общественным и инди-

видуальным здоровьем. Здоровье населения выполняет важнейшую роль связи систем здравоохранения и общества.

Здоровье представляет собой сложную многоуровневую систему, важнейшими составляющими которой являются:

- биологические свойства организма;

- природная окружающая среда (ландшафт, климат, растительный мир и др.);

- социальная окружающая среда и социальные условия жизни (уровень развития науки, техники, промышленности, сельского хозяйства, уровень образования, жилища, питания, семейно-бытовых условий).

По оценке экспертов, здоровье населения на 55% зависит от качества и образа жизни, на 25%

- от состояния окружающей среды и экономических факторов, на 8-10% - от генетических факторов и случайностей и лишь на 8-12% - от уровня медицинской помощи [6, 10, 11]. Однако следует заметить, что такое распределение слагаемых свойственно странам с устойчивым экономическим развитием, с успешно и стабильно функционирующими системами здравоохранения, с достаточно высоким уровнем благосостояния населения, стабильными показателями демографического развития, т. е. не может быть принято для современной России.

Анализ концепции «общественное здоровье XXI века» по методам, допущениям, величинам показал, что для успешной деятельности любой системы здравоохранения и отдельных ее областей ведущими аспектами являются политические, медицинские и финансовые.

23 июня 2000 г. ВОЗ информировала о результатах исследований и о разработанных критериях оценки систем здравоохранения, основанных на показателях работы. Основные дискуссии по докладу были связаны с определениями критериев, по которым выполнялась работа. В результате было доказано, что для правильного планирования политики общественного здоровья важна своевременная разработка технологий и методов оценки систем здоровья, равно как и их внедрение [12].

К основным задачам политики здравоохранения в области охраны здоровья в XXI в. по итогам работы были отнесены: разработка законов и стандартов; анализ экономической стоимости заболеваний и медицинских вмешательств; неравенство в здоровье и продолжительности жизни; личная ответственность за выбор способа поддержания здоровья; контроль среды.

Важнейшее значение в области сохранения здоровья было отведено вопросам эпидемиоло-

гии (определение факторов риска), вакцинации (СПИД, малярия, туберкулез, дифтерия), предотвращению сердечно-сосудистых заболеваний, травм и определению индивидуальных рисков, основанных на изучении генома человека для лечения наследственных заболеваний. Первостепенная роль принадлежит развитию биостатистики и вычислительной биологии. К ключевым показателям деятельности систем здравоохранения были отнесены: прогресс финансирования, эффективность, ответственность по отношению к пользователю.

Первая международная конференция по охране здоровья состоялась в Оттаве 21 ноября 1986 г. На ней обсуждалась Концепция сохранения здоровья и ее современное значение. Политика улучшения здоровья рассматривалась как реорганизация систем здравоохранения, улучшение окружающей среды, усиление социальных, экологических подходов к состоянию здоровья. В нее включались вопросы профилактики болезней, равенства в охране здоровья, усиления профессиональной подготовки кадров и развития персональных навыков здоровья у населения [13].

На Европейском форуме медицинских ассоциаций и Всемирной организации здравоохранения в январе 1993 г. для национальных медицинских ассоциаций ВОЗ были доложены разработанные принципы построения стратегии по охране здоровья граждан и по созданию механизмов, гарантирующих оказание качественной медицинской помощи.

В европарламенте на публичных слушаниях вопроса о будущей политике здравоохранения Европейского Союза, уполномоченный по здравоохранению П. Флинн в 1999 г. определил приоритеты в деятельности здравоохранения европейских стран и перечислил наиболее важные проблемы в области охраны здоровья населения. Приоритеты прежде всего касались проблем мониторинга здоровья населения в странах-членах Европейского Союза. Предлагались создать исчерпывающую базу данных и систему анализа, которые бы служили развитию здравоохранения и способствовали выбору наилучших практических действий в различных областях здравоохранения. Было рекомендовано направить ресурсы в те частые области, в которых можно было бы быстро обеспечить реальную помощь населению.

Одновременно широко обсуждалась разработанная и использующаяся в Европе программа «Профиль здоровья». Она содержала тесты (вопросы и ответы - да/нет), которые касались здоровья населения по шести направлениям (энергия, боль, эмоциональные реакции, сон, соци-

альная изоляция, физическая активность). Предлагалось версии анкет в различных государствах адаптировать к местному населению. Считалось, что независимо от выборки результаты анализа исследований должны выявлять стойкие взаимосвязи между заботой о состоянии здоровья, состоянием здоровья, возрастом, социальным и экономическим статусом. Первые оценки коэффициентов вариаций свидетельствовали только о наличии стойкой связи здоровья с вопросами организации его охраны [13].

Следующим важным разделом работы по повышению уровня здоровья населения стран ЕС и профилактике болезней считалась разработка законодательных актов в отношении ряда сложнейших проблем современного здравоохранения (таких как экология, табак, импорт лекарств, СПИД и др.). Другая группа проблем была связана с изучением детерминант здоровья и факторов риска. Здесь первостепенная роль отводилась негосударственным организациям, которые должны создаваться по опыту их работы в сфере здравоохранения в различных странах мира. Высказывалось мнение, что для вовлечения стран Европы в новые проекты и обмен информацией целесообразно организовать структуру типа Европейского форума здравоохранения, как это сделано в сфере социальной политики.

В 1999 г. ВОЗ осуществила плановое обследование состояния здоровья населения 15 городов Европы и Азии. Исследовано развитие систем и служб охраны здоровья 51 страны европейского региона с населением 870 млн человек. Данные о здоровье, демографических показателях, социально-экономическом уровне жизни, о вредных привычках, состоянии окружающей среды, уровне развития инфраструктуры городов, о состоянии и структуре органов здравоохранения были получены двумя независимыми исследованиями и дополнены данными опроса населения. По результатам исследования была создана новая стратегия ВОЗ - «Здоровье для всех». Ее основная концепция - развитие медико-социальной помощи населению.

В основу концепции ВОЗ вкладывает этнические основания здоровья в XXI в. для народов всех стран (между ив их пределах). Главной целью концепции, заложенной в устав ВОЗ, является «достижение всеми народами наивысшего, возможного уровня здоровья». Главной целью правительств разных стран на будущее десятилетие провозглашено достижение всеми гражданами мира такого уровня здоровья, который позволит им вести полноценный образ жизни [8].

То есть здоровье устанавливается как право человека, как равенство в здоровье и как солидарность в действиях. Разработаны 4 стратегии «здоровья для всех»: научная, экономическая, социальная, политическая [13].

Политика здоровья и ее программы базируются на фундаментальном научном доказательстве, в равновесии с прикладными исследованиями. Из концепции «здоровье для всех» следует, что политика государств в области здоровья должна готовить людей к здоровому старению, путем систематического планирования и защиты здоровья в течение жизни. Для поддержания здоровья должны вырабатываться стратегии в отношении курения, малой физической активности, опасной профессии и среды, социально-экономического снижения. Проблемы, обозначенные в концепции, могут и должны решаться и реализовываться всеми: людьми, институтами, всем обществом на базе новых технологий и знаний [8, 13].

На опыте европейского региона показано, что различные государства, организации и общества могут менять национальную политику здоровья и вводить основы стратегии ВОЗ «Здоровье для всех» в территориальные программы. Но при любых обстоятельствах руководители всех стран мира должны помнить, что между качеством здоровья и объемом финансирования здравоохранения существует прямая связь [12].

В Российской Федерации в рамках европейской «Региональной стратегии по достижению здоровья для всех» решение проблем медицинской помощи созвучно проблемам Европейского бюро Всемирной организации здравоохранения.

Основной тезис программы «Здоровье населения России» сводится к пониманию здоровья как фундаментального права человека на физическое, духовное, социальное благополучие при максимальной продолжительности его активной жизни» [11]. На этапе проведения реформ в РФ охрана здоровья населения отнесена к государственным приоритетам и к важным правовым моментам, определяющим статус всех и каждого.

Концепция охраны здоровья граждан РФ «Здоровье населения России» на период до 2005 г. была одобрена постановлением Правительства № 3161 -Р 31 августа 2000 г.

Ее основу составили:

- характеристики состояния здоровья РФ (анализ показателей медицинской статистики и, прежде всего, рождаемости и смертности);

- установленные цели и задачи концепции (стабилизация показателей здоровья и улучшение медицинской помощи);

- сформулированные принципы реализации концепции (использование результатов научных исследований при разработке программ укрепления здоровья);

- определенные основные направления деятельности в области охраны здоровья населения (здоровый образ жизни);

- разработанные механизмы реализации концепции.

Концепция охраны здоровья и развития медицинской помощи в Российской Федерации основана на системе медицинского страхования граждан и системе контроля качества.

На начальном этапе проведения реформ основу стратегии развития и организационнофункционального построения системы государственного здравоохранения составили положения и рекомендации, разработанные ВОЗ [14]. Однако при ее реализации обозначенные проблемы требовали и требуют тщательного изучения накопленного мирового опыта и рационального использования его в процессе проводимых реформ с учетом реальных социальноэкономических условий Российской Федерации [15]. Все аспекты охраны здоровья, обозначенные выше, находятся в центре внимания отечественных и зарубежных ученых, организаторов здравоохранения. Они являются предметом специальных исследований, результаты которых отражены как в официальных документах, так и в многочисленных научных и методических публикациях. Так, например, автором в составе группы независимых экспертов Комиссии по здравоохранению Общественной палаты РФ были внесены предложения в проект Концепции охраны здоровья населения и развития системы здравоохранения в Российской Федерации на 2009-2020 гг., основными из которых являются:

1. Необходимость развития единой государственной системы здравоохранения, предусматривающей сохранение накопленного опыта здравоохранения России и зарубежных стран, что не препятствует развитию других форм оказания медицинской помощи населению, котро-лируемых государством.

2. Обеспечение населения доступной, своевременной и качественной медицинской помощью.

3. Поэтапное достижение уровня государственного финансирования здравоохранения не ниже 7% ВВП.

4. Создание эффективной системы одноканального финансирования программы государственных гарантий оказания медицинской помощи населению страны.

5. Создание системы государственного страхования профессиональной ответственности и

и рисков врачей и медицинских работников среднего звена.

6. Развитие специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи населению и стационарозамещающих технологий.

7. Развитие отечественного производства лекарственных средств, диагностического и лечебного оборудования.

8. Совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы для эффективной работы системы здравоохранения и охраны здоровья населения.

9. Создание единой профессиональной общественной организации - медицинской ассоциации страны.

10. Обеспечение эффективного взаимодей-

ствия государственных органов управления здравоохранения с общественно-

профессиональными организациями.

11. Повышение уровня образованности населения по вопросам ведения здорового образа жизни и профилактики заболеваний.

12. Создание единой системы государственного медицинского страхования населения [16].

Литература

1. Щепин О.П., Линденбратен А.Л., Голодненко В.Н., Зволинская Р.М. Актуальные проблемы обеспечения качества медицинской помощи // Бюллетень НИИ социал. гигиены, экономики и упр. здравоохранением им. Н.А. Семашко. - М., 1996. - №3. - С. 13-16.

2. Щепин О.П. Развитие системы обеспечения качества медицинской помощи в современных условиях и проблемы оптимизации структуры здравоохранения // Матер. 4-й науч.-практ. конф. - М., 2001. - 245 с.

3. Стародубов В.И. Проблемы здоровья населения // Здравоохранение в переходном периоде: от стационарной к первичной медицинской помощи. - М., 2002. - С. 3-5.

4. Осипова Г.В. О социально-демографических процессах в России и прогнозах их развития // Научные проблемы национальной безопасности РФ. - М.: юр. лит-ра, 1996. - Вып. 1. - С. 82-95.

5. Вялков А.И. Основы региональной политики в здравоохранении // М., ГЭОТАР - МЕД, 2001.- 335 с.

6. Орлов Д.А., Жиляева Е.П. К 50-летию Всемирной организации здравоохранения // Бюл. НИИ социал. гигиены, экономики и упр. здравоохранениг им. Н.А. Семашко.

- М., 1998. - №1. - С.147-156.

7. Лисицын Ю.П. Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения. Казань: Медикосервис, 2000. - 697 с.

8. Комаров Г.А. Государственно-общественная модель управления здравоохранением и охраной здоровья населения // Мед. помощь. - 2003. - №1. - С. 3-5.

9. Вишняков Н.И., Петрова Н.Г., Макушенко Е.В. Здравоохранение как системообразующий фактор здоровья населения. - СПб.: Изд-во: НИИИХ СПбГУ, 1999.- 123 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Petrini C. II «diritto alla salute» evoluzione del concetto a sue attuazione // Biol. Ital. - 2000. - Vol.30 - №3 - P. 8-11.

11. Weed D.L. Towards a philosophy of public health // J. Epidemiol. and Community Health . - 1999. - Vol. 53. №2. -P. 99-104.

12. Afefi A.A., Breslow Lester. Annual Review of Public Health. Зреющая парадигма общественного здоровья // Palo Alto (Calif) - 1994. - Vol. 15.- P.223-235.

13. Navarro V. The new conventional wisdom: An evaluation of the who report Health Systems Improving Performance // - Int.J. Health Serv. 2001. - Vol. 31. № 1. - P. 23-33.

14. White K.N. The state, the market, and general practice: The Australian case // - Int.J. Health Serv. - 2000. - 30. - №2.

- C.258-308.

15. Венедиктов Д.Д. Здравоохранение России. Кризис и пути преодоления. - М.: Медицина, - 1999. - 198 с.

16. Концепция охраны здоровья и развития системы здравоохранения в Российской Федерации на 2009-2020 гг. /Проект группы независимых экспертов Комиссии по здравоохранению Общественной палаты РФ.- М., 2008.- 26 с.

Literature

1. Schepin O.P., Lindentraten A.L., Colodenko V.N., Zvolinskaya R.M. Bulletin of N.A. Semashko SRI of social higiene, economics and healthcare management. - M., 1996. №3. - P. 13-16.

2. Schepin O.P. The development of medical aid quality support nowadays and problems of healthcare structure optimi-

zation // Reports of the 4-th Scientific practical Conference. -M., 2001. - 245 p.

3. Starodubov V.I. Health Problems of population // International symposium Healthcare in transferring period: from stationary to first-aid medical service. - М., 2002. - P. 3-5.

4. Osypova G.V. About social-demographical processes in Russia and prognosis of its development // Scientific problems of national safety in Russian Federation - M. Yuridi-cheskaya literatura, 1996. - № 1 - P. 82-95.

5. Vualkov A.I. Basis of regional policy in healthcare. -M.: GEOTAR-MED. - 2001. - 335 p.

6. Orlov D.A., Zhilyaeva E.P. To the 50th anniversary of world Health cfre services // Bulletin of N.A. Semashko scientific research institute of social hygiene, economics and healthcare management. - 1998. - №1 - P. 147-156.

7. Lisitsin Yu.P. Social hygiene (medicine) and healthcare organization. Kazan: Medicoservis, 2000. - P. 697.

8. Komarov G.A. State social model of healthcare management and health keeping of population // Med. Pomosch .2003. №1. P.3-5.

9. Vyshnyakov N.I. Healthcare as a system forming factor of health of population. SPb., 1999. - 123 p.

10. Venediktov D.D. Healthcare in Russian Crisis and the ways of its overcoming. - M.: Medicine - 1999. - P. 198.

11. The conception of healthcare and the System of healthcare in Russian Federation from 2009 to 2020: group project of independent experts of Healthcare commission of the House of Commons of Russian Federation. M., 2008. P. 26.

Сведения об авторе

Будаев Сергей Дымбрылович - кандидат медицинских наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения Бурятского государственного университета. 670000, г. Улан-Удэ, ул. Борсоева. Тел.: (83012) 219170.

Budaev Sergey Dimbrilovich - cand. of medical sci., associate professor of the department of Public Health and healthcare, Buryat State University, medical department. 670000, Ulan-Ude, Borsoev str. 77, phone (83012) 219170.

УДК 378. 17 (571. 54)

ББК 74. 580 (2 Рос. Бур) А.Н. Петунова, Г.И. Рогалева

К ВОПРОСУ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ

В статье рассматриваются вопросы сохранения и укрепления здоровья студентов в университете. Ключевые слова: здоровье, студенты, неблагоприятные факторы, программа профилактики заболеваний.

A.N. Petunova, G.I. Rogaleva TO THE PROBLEM OF PRESERVATION OF STUDENTS’ HEALTH

The article is devoted to the problems ofpreservation of students ’ health at university.

Key words: health, students, adverse factors, the program ofpreventive maintenance of diseases.

Государственная молодежная политика является системой формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи.

Бурятский государственный университет длительный период времени работает над созданием эффективной модели реализации молодежной политики. Созданная воспитательнообразовательная среда университета позволяет ему функционировать в настоящее время как центру подготовки высококвалифицированных

специалистов, центру коммуникации и здорового образа жизни в регионе, тем самым определяя особую миссию «Университет - территория здоровья и успеха». Формирование мотивации здорового образа жизни, подготовка физически здоровых специалистов, способных длительно сохранять работоспособность и творческую активность являются стратегическими задачами вуза.

В настоящее время студенты в полной мере испытывают воздействие различных неблагоприятных факторов, связанных с современной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.