Научная статья на тему 'Kонцепция обучения в течение всей жизни и высшие учебные заведения в избранных правовых регулировках III Республики Польши'

Kонцепция обучения в течение всей жизни и высшие учебные заведения в избранных правовых регулировках III Республики Польши Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система высшего образования / обучение в течение всей жизни / закон о высшем образовании в Польше / вузы и обучение взрослых. / higher education / lifelong education / the law on higher education in Po-land / higher education and adult education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Апанель Данута, Малишевски Томаш

В статье рассматриваются вопросы правового регулирования, касающиеся системы высшего образования в Польше, а также какое место занимает концепция обучения в течение всей жизни. Авторы показывают изменения в этой области, произошедшие с момента принятия польским парламентом в сентябре 1990 г. закона о высшем образовании по настоящее время, т. е. действующих положений закона с марта 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents what place in the legal regulations concerning higher education in Poland was occupied by the concept of lifelong education. The authors show the changes in this area that have occurred since the adoption by the Polish parliament of the Law on Higher Education in September 1990 to the present (ie, the times in which use provisions of the Act of March 2011).

Текст научной работы на тему «Kонцепция обучения в течение всей жизни и высшие учебные заведения в избранных правовых регулировках III Республики Польши»

КОНЦЕПЦИЯ ОБУЧЕНИЯ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ ЖИЗНИ И ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ В ИЗБРАННЫХ ПРАВОВЫХ РЕГУЛИРОВКАХ III РЕСПУБЛИКИ ПОЛЬШИ

Д. Апанель Т. Малишевски

В статье рассматриваются вопросы правового регулирования, касающиеся системы высшего образования в Польше, а также какое место занимает концепция обучения в течение всей жизни. Авторы показывают изменения в этой области, произошедшие с момента принятия польским парламентом в сентябре 1990 г. закона о высшем образовании по настоящее время, т. е. действующих положений закона с марта 2011 г.

The article presents what place in the legal regulations concerning higher education in Poland was occupied by the concept of lifelong education. The authors show the changes in this area that have occurred since the adoption by the Polish parliament of the Law on Higher Education in September 1990 to the present (ie, the times in which use provisions of the Act of March 2011).

Ключевые слова: система высшего образования, обучение в течение всей жизни, закон о высшем образовании в Польше, вузы и обучение взрослых.

Key words: higher education, lifelong education, the law on higher education in Poland, higher education and adult education.

Введение. В настоящее время перед лицом требований, связанных с изменениями, происходящими в мире, а также с рекомендациями Евросоюза, членом которого наша страна является уже на протяжении десяти лет, на польские вузы наложены обязательства быть широко открытыми для нетрадиционных групп студентов - таких, например, как студенты с ограниченными возможностями (Apanel, Maliszewski 2014, c. 104-106) или пожилые люди (Maliszewski, Apanel 2014, c. 139-141). Поэтому в последние годы возникла необходимость приспособления как программ обучения, так и самого образовательного пространства к требованиям «новых» участников занятий. Польские вузы начали также все активнее участвовать в практической реализации на польской почве концепции обучения в течение всей жизни (Kula, P^kowska, 2011, c. 298-312). В связи с этим стоит ближе рассмотреть изменения (по крайней мере, некоторые) правового регулирования, относящиеся к функционированию системы высшего образования в Польше в последние четверть века, чтобы получить полную картину последовательных этапов, приведших к сегодняшним решениям, заявленных в названии нашей статьи вопроса. Одновременно мы надеемся, что данная проблематика может заинтересовать специалистов из других стран, так как способ, каким польские вузы пришли к реализации задач из области обучения в течение всей жизни, кажется нам типичным для многих государств - членов ЕС и может рассматриваться более широко также по отношению к другим странам.

Первые годы III Республики Польша. Социально-политические изменения, происходящие в Польше на рубеже 90-х гг. прошлого столетия, приве-

252

ли к необходимости срочного пересмотра правового регулирования в области высшего образования, направленного на адаптацию правовых норм к динамично изменяющейся ситуации. Так, закон от 12 сентября 1990 г «О высшем образовании» (Вестник законов № 65 от 1990 г., поз. 385) был одним из наиболее быстро подготовленных юридических документов, непосредственно не связанных с экономическими вопросами (например, закон «О системе просвещения» был принят только через год). В нем были перечислены основные задачи высшего учебного заведения, среди которых: (1) «Развитие и популяризация народной культуры и технического прогресса; взаимодействие в расширении знаний в обществе, а также забота о здоровье и физическом развитии студентов» (ст. 3, пар. 2, п. 5); (2) «В вузе могут проводиться единое магистерское обучение, высшее профессиональное обучение и дополнительное магистерское обучение. Вуз может также проводить последипломное обучение, аспирантуру, а также специальное обучение и курсы. Вуз может также вести обучение открытого типа для слушателей, не являющихся студентами» (ст. 4, пар. 2); (3) Законодатель перечислил также разный порядок проведения обучения: дневное обучение, вечернее обучение, заочное обучение и экстернат (ст. 4, пар. 3) - с оговоркой, что «[...] основной системой обучение является дневное обучение, если в уставе вуза не установлено иное» (там же); (4) в законе подчеркивалось, что все лекции в вузе должны быть общедоступными, открытыми (если положения устава не вводят в этой области ограничений) (ст. 4, пар. 1).

В 1990 г. были модифицированы также положения, касающиеся обучения свободных слушателей: (а) «Учиться в вузе, за исключением открытого типа обучения, может только лицо, имеющее аттестат зрелости. Это касается также обучения в качестве свободного слушателя» (ст. 140, пар. 1); (б) в статьях закона, касающихся научно-дидактических сотрудников, говорится, что они обязаны: «Вести научные исследования, развивать научное или художественное творчество и повышать свои квалификации; обучать студентов и иных участников разных форм обучения и курсов, проводимых вузом; участвовать в организационной работе вуза» (ст. 99, п. 1). В документе записаны также полномочия преподавателей вузов, следующие из реализации ими обязанности повышения своих профессиональных квалификаций. Это регулирует ст. 110: «Преподаватель вуза имеет право за счет вуза проходить последипломное повышение квалификации, а также участвовать в иных формах профессионального образования; Министр народного образования определяет объем и формы содействия преподавателю вуза в последипломном образовании и иных формах профессионального образования». Закон от 1990 г. действовал до конца 2004/2005 учебного года. Во время его действия в Польше (это стоит отметить, поскольку это представляется важным) получили развитие и внедрение программа структурных реформ высшего образования, связанных с реализацией Болонского процесса (Fr^ckowiak, 2012, с. 105-108).

Реформа системы высшего образования (2005). После вступления Польши в Евросоюз правительство приступило к давно уже предусматриваемому им общему пересмотру закона о высшем образовании в Польше, поскольку следовало, с одной стороны, модернизировать его положения, а с

253

другой - подчеркнуть возрастающее значение науки и высшего образования для ускорения развития страны. Тогда этот «старый» закон заменили новые правовые нормы: «Закон о высшем образовании» от 27 июля 2005 г. (Вестник законов № 164 от 2005 г., поз. 1365) и издаваемые после него постановления. В ст. 8 закона от 2005 г. говорилось: «В вузе могут проводиться обучение, аспирантура, последипломное обучение и курсы повышения квалификации» (пар. 1). Что касается последипломного обучения, то было отчетливо сказано, что вуз может реализовать его только «в объеме, связанном с проводимыми вузом направлениями обучения» (ст. 8, пар. 6), а в случае, если программа последипломного обучения выходит за рамки проводимых вузом отделений, требуется: «согласие министра, отвечающего за вопросы высшего образования, выданное после заключения Головного совета высшего образования» (ст. 8, пар. 7).

Новый закон расширил по сравнению с законом начала 90-х гг. каталог основных задач польских вузов (ст. 13). Согласно пар. 1 этой статьи, основными задачами вузов, с оговоркой пар. 2 [...], являются: (1) обучение студентов с целью их подготовки к профессиональной работе; (2) воспитание у студентов ответственности за польское государство, за укрепление принципов демократии и уважение прав человека; (3) ведение научных исследований и развивающих работ, а также оказание исследовательских услуг;

(4) обучение и продвижение научных кадров; (5) популяризация и умножение научных, культурных и технических достижений, включая накопление и предоставление в пользование библиотечных и информационных собраний; (6) обучение с целью получения и восполнения знаний; (7) создание условий для развития физической культуры студентов; (8) деятельность в пользу местного и регионального общества.

Несколько неожиданной в контексте продвижения в системе высшего образования концепции обучения в течение всей жизни может показаться ст. 111, в которой говорится об обязанностях научно-дидактических, научных и дидактических сотрудников вузов. В ней, в частности записано:

«научно-дидактические сотрудники обязаны: (а) обучать и воспитывать студентов; (б) вести научные исследования и опытно-конструкторские работы, развивать научное или художественное творчество; (в) участвовать в организационных работах вуза;

дидактические сотрудники обязаны: (а) обучать и воспитывать студентов; (б) повышать свои профессиональные квалификации; (в) участвовать в организационных работах вуза» (ст. 111).

Как можно заметить, только дидактические сотрудники обязаны повышать свои профессиональные квалификации. Закон, принятый в июле 2005 г., подтвердил также, что лекции в вузе носят открытый характер (ст. 164, пар. 1), а также то, что: «Занятия в вузе могут проводиться также с использованием методов и техник дистанционного обучения» (ст. 164, пар. 3).

Реформа высшего образования (2011 г.). Закон от 18 марта 2011 г. «Об изменении закона о высшем образовании, закона о научных степенях и звании, а также о степенях и звании в области искусства, а также об измене-

254

нии некоторых других законов» (Вестник законов № 84 от 2011 г., поз. 455) ввел, в частности, существенные модификации в процесс проведения последипломного обучения. Так, там оговаривалось, что последипломное обучение заканчивается «получением последипломных квалификаций» (ст. 2, пар.1, п. 11), что было определено в законе следующим образом: «последипломные квалификации - достижение намеченных результатов обучения в последипломном образовании, подтвержденные свидетельством» (ст. 2, пар. 1, п. 18i). В ст. 13, пар. 1 были модифицированы также задачи вуза. Одну из основных задач высшего учебного заведения сформулировали следующим образом: «проведение последипломного обучения, курсов и других форм обучения с целью формирования новых умений, необходимых на рынке труда в системе обучения в течение всей жизни» (ст. 13, пар.1, п. 6). Эта запись отчетливо показывает, что юридически польские вузы в 2011 г. были уже полностью внедрены в развивающуюся в нашей стране систему обучения в течение всей жизни, популяризируемую европейскими и польскими политическими кругами.

Заключение. Следует добавить, что на базе перечисленных выше записей в законах и выдаваемых очередных распоряжений к ним в отдельных вузах, функционирующих в Польше, разрабатываются свои внутренние документы: уставы, регламенты, постановления коллегиальных органов, распоряжения и другие, включая также документы, характеризующие миссии и видения отдельных вузов, а также их стратегии развития. Все чаще в этих документах появляются записи, продвигающие имплементацию идеи обучения в течение всей жизни в среду конкретного академического сообщества. Хотя сама идея и способ ее внедрения в собственной среде очень по-разному понимаются в разных вузах (Fr^ckowiak, 2012, passim.). В свете приведенных выше размышлений отчетливо видно, что концепция обучения в течение всей жизни не только нашла свое отражение в правовых регулировках III Республики Польша, касающихся высших учебных заведений, но и была учтена в деятельности конкретных учебных заведений, функционирующих в системе высшего образования. Таким образом, можно было бы сформулировать вывод о некотором стирании еще недавно отчетливой - в стране, где живут авторы настоящей статьи - границы между академическим образованием и образованием взрослых в польском обществе. А такая ситуация (по всей вероятности) существует не только в Польше или иных странах Евросоюза, но процесс этот можно заметить во все большем количестве стран современного мира.

Список литературы

1. Apanel D., Maliszewski T. (2014), Selected aspects of inclusive education of disabled adults in Poland after 1989, "Lifelong learning. Continuous Education for Sustainable Development" (sci.ed.: N. A. Lobanov, V. N. Skvortsov), Vol. 12, No 2, Sankt Petersburg, c. 104-106.

2. Frqckowiak A. (2012), Ksztalcenie ustawiczne i szkoty wyzsze - niewykorzystany potencjal, Radom.

3. Kula E., P^kowska M., (2011) Higher education in Poland facing the challenges of lifelong learning, [в:] Continuous education as a social fact. Monograph, sci.ed. N.A. Lobanov, V.N. Skvortsov (arr. N.A. Lobanov, E. Kula & M. P^kowska), Saint-Petersburg, c. 298-312.

255

4.Maliszewski T., Apanel D. (2014), Universities of the Third Age in Poland (1975-2014): from educational institutions for the city elite to a mass movement, "Lifelong learning. Continuous Education for Sustainable Development" (sci.ed.: N. A. Lobanov, V. N. Skvortsov), Vol. 12, No 2, Sankt Petersburg, с. 139-141.

б.Закон от 12 сентября 1990 г. о высшем образовании // Вестн. законов. - 1990. - № 65 поз. 385.

б.Закон от 27 июля 2005 г. о высшем образовании // Вестн. законов. - 2005. - № 164. поз. 1365.

7.Закон от 18 марта 2011 г. об изменении закона о высшем образовании, закона о научных степенях и научном звании, а также о степенях и звании в области искусства, а также об изменении некоторых других законов // Вестник законов. - 2011. - № 85 поз. 455.

256

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.