Научная статья на тему 'Высшая школа Польши в европейской программе «Образование через всю жизнь»'

Высшая школа Польши в европейской программе «Образование через всю жизнь» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Высшая школа Польши в европейской программе «Образование через всю жизнь»»

ВЫСШАЯ ШКОЛА ПОЛЬШИ В ЕВРОПЕЙСКОЙ ПРОГРАММЕ «ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ»

Эва Куля

Адаптация образовательных систем к потребностям современного общества выступает сегодня как важнейшее направление изменений в образовательной сфере в большинстве государств мира. За последнее десятилетие высшая школа Польши претерпела значительные трансформации. Появились новые типы высших учебных заведений, осуществлен переход от элитарной высшей школы к массовому высшему образованию. В 2004/2005 учебном году в высших учебных заведениях обучалось 1337 тыс. студентов1.

В настоящее время, в связи с возрастающими требованиями рынка труда, наличие дипломом о высшем образовании не гарантирует получения работы, отвечающей личным интересам. Это вызвано не только недостаточным соответствием полученного образования потребностям рынка труда, но и усилением конкуренцией между лицами с высшим образованием, а также ускорением процесса девальвации полученных знаний и умений. Именно поэтому основным требованием Болонской декларации по высшему образованию и Копенгагенской декларации2 является актуализация программ обучения с учетом потребностей рынка труда. В этом контексте непрерывное образование приобретает особое значение.

В докладе для ЮНЕСКО Ф. Майора «Будущее мира» подчеркивается, что университет должен быть открыт миру труда и в своем развитии учитывать потребности общества3

Задачи по развитию непрерывного образования в Польше идентичны задачам, определенным в европейских декларациях и стратегиях. Они реализуются в соответствии с национальным законодательством и международными соглашениями. Непрерывное образование как одна из форм расширения доступа к образованию на высшем уровне должно стать интегральной частью деятельности учебных заведений. В условиях уменьшающейся численности молодежи учебные заведения встанут вскоре перед выбором: развитие образовательных услуг для взрослых

1 http://www.cepes.ro/information_services/statistics.htm

2 Копенгагенская декларация 2002 г., являющаяся результатом сотрудничества 31 европейского государства в области профессионального образования (vocational education and training -VET), провозгласила создание Европейского пространства Учения через всю жизнь (European Area of Lifelong Learning).

3 Mayor F., Un monde nouveau, UNESCO 1999, польский перевод: Przyszlosc swiata ( pod. red. W. Rabczuka) Warszawa, 2001. S. 389.

194

или сужение сферы деятельности (в том числе и рабочих мест преподавателей). Численность молодежи в Польше в возрасте 19-24 года уменьшилась с 3944 ты с. чел. в 2003 г. до 3961 тыс. чел. в 2004 г., а в 2015 г может составить 3367 тыс. чел., в 2010 г. - 2809 тыс. чел. Согласно прогнозам до 2030 г., численность молодежи указанного возраста может уменьшиться до 2007 тыс. человек4.

В республике разработана и принята правительством в 2003 г. «Стратегия развития непрерывного образования до 2010 года», направленная на утверждение в польских реалиях европейского измерения учения через всю жизнь5. В целях приведения непрерывного образования в соответствие потребностям разного рода потребителей образовательных услуг, образовательные предложения, касающиеся непрерывного образования, должны предусматривать: (а) заочное и вечернее образование (на разных уровнях); (б) последипломное образование; (в) курсы, дающие возможность получения формального документа, подтверждающего квалификацию; изучение отдельных дисциплин (предметов). Часть этих предложений должны составлять, как это имеет место во многих странах, программы профессионального совершенствования, разработанные и осуществляемые совместно с фирмами и на основе конкретных заказов фирм. Некоторые формы непрерывного образования, в особенности специальные курсы, должны быть предложены студентам стационарной формы обучения, желающим получить сертификаты, подтверждающие конкретные профессиональные квалификации.

Европейский парламент и Совет Евросоюза своим решением от 15 ноября 2006 г. утвердили программу «Образование через всю жизнь» на 2007-2013 гг. Главной ее целью является содействие посредством обучения на протяжении всей жизни развитию Европейского союза как сообщества, опирающегося на знания, характеризующиеся постоянным хозяйственным развитием, приростом новых технологически продвинутых рабочих мест, а также большим общественным единением, при одновременном обеспечении охраны окружающей среды для будущих поколений. Основными задачами этой Программы являются:

1. содействие развитию концепции и практики «Образования через всю жизнь» на высоком профессиональном уровне, популяризация до-

4 OECD thematic review of tertiary education country background report for Poland, Warsaw 2006. S. 16. http://www.oecd.org/dataoecd/49/55/37231744.pdf

5 E Kula, M PAkowska, Rola szkolnictwa wyzszego w Europie i w Polsce wprocesie edukacji ustawicznej. [w:] Szkolnictwo wyzsze wEuropie i wPolsce w swietle zalozen i realizacji procesu bolonskiego, pod red. E Kuli, M P?kowskiej. Kielce 2004. S. 237-254.

195

стижения наиболее высоких результатов, инноваций и европейского измерения систем обучения и практики в этой области;

2. поддержка усилий по созданию европейского образовательного пространства «Образование через всю жизнь»;

3. содействие улучшению качества, привлекательности и доступности предложений в области «Образования через всю жизнь» в государствах-членах Евросоюза;

4. увеличение вклада в практическое осуществление концепции «Образование через всю жизнь», в общественное единство и активность гражданской позиции, межкультурный диалог, равенство женщин и мужчин, их самореализацию;

5. помощь в укреплении креативности, конкурентности, возможностей трудоустройства и развития духа предпринимательства.

Программа предусматривает содействие обмену, сотрудничеству и мобильности между системами образования в границах Евросоюза, которые должны стать мировым образцом качества. В рамках программы «Образование через всю жизнь» выделены четыре программных сектора (Комениус, Эразмус, Леонардо да Винчи, Грюндвиг), межсекторная программа, а также программа Jean Monnet. При этом следует учитывать, что непреложными требованиями, касающимся как студентов, так и выпускников являются мобильность, понимаемая как умение применять знания, обращаться к необходимым базам данных, а также осознание того, что приобретенные знания послужат в будущем другим или станут основой дальнейших поисков.

В настоящее время программа Эразмус, касающаяся сферы высшей школы, вступает в новую фазу как часть новой комплексной программы Европейского Союза. Польша является участницей этой программы с 1998 г. В 2004/2005 учебном году в межстуденческих обменах участвовало 8390 студентов, в 2005/2006-9974 студента1. Наибольшее число студентов выезжало в Германию, Францию, Испанию. В 2006/2007 учебном году в этой программе участвуют 240 учебных заведений (из общего числа - 440), из них 104 государственных и 136 негосударственных вузов. В соответствии с положениями программы студенческие обмены, в рамках программы Эразмус, должны предоставлять возможность реализовать часть программ обучения в партнерском учебном заведении (не менее 10% студентов) из европейских стран. Однако во всей Европе, а в Польше в особенности, достижение такой цели является достаточно трудным.

1 Erasmus w Polsce w roku akademickim 2004/2005. Wyjazdy studentow i nauczycieli akademickich, Warszawa 2006, s. 27.

196

Следует подчеркнуть, что в студенческих обменах в рамках программы Эразмус менее всего в Европе представлены две области - педагогика и медицинские науки, а в Польше - сельскохозяйственные науки и общественная коммуникация. По показателю обменов преподавательскими кадрами Польша занимала в 2004/2005 учебном году четвертое место после Германии, Испании и Франции. Чаще всего сотрудники польских вузов выезжали в Германию, затем следуют Франция, Испания, Италия и Португалия. Наиболее посещаемой польскими преподавателями из «новых» стран Евросоюза являлась Чехия. Польские преподаватели проводили занятия также в словенских, словацких, литовских, норвежских, латвийских, венгерских, турецких, болгарских и румынских учебных заведениях.

Мобильность студентов и преподавателей остается сегодня одной из стержневых целей Болонской стратегии. Процесс создания Европейского пространства высшего образования является одним из элементов процесса создания широко понимаемого Европейского образовательного пространства. Действенности такого пространства призваны способствовать идущие процессы: создание Европейского пространства непрерывного образования, а также процесс создания Европейского пространства профессионального образования (процесс Брюгге-Копен-гаген). Названные процессы являются ключевыми элементами изменений в европейском образовании. Их целью является воплощение в жизнь созданного политиками видения Европы как Европы знаний. Повышение роли высших учебных заведений Польши в процессе практической реализации концепции непрерывного образования, совершенствование их деятельности в соответствии с задачами программы «Образование через всю жизнь» будет служить строительству Европы знаний.

197

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.