профессор института географии Педагогического университета Кракова (Польша)*
РАЗВИТИЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОЛЬШИ: ИЗ ОПЫТА ВНЕДРЕНИЯ
Как известно, 19 июня 1999 г. министры образования 29 стран Европы подписали Болонскую декларацию. Перед системой высшего профессионального образования Республики Польша так же, как и системами других стран Европы, в частности и России, были поставлены задачи, решение которых должно послужить сближению систем высшего образования европейских стран.
Развитие современной системы высшего профессионального образования Польши основывается на Конституции Республики Польша (статья 70) и законах о высшем образовании, о научных званиях и степенях (1990), о создании комитета по научным исследованиям (1991), о высших профессиональных школах (1997).
Внедряемый сегодня правовой механизм обеспечивает автономию системы высшего образования в рамках государства - институциональную автономию вузов (а также значительную самостоятельность их подразделений — факультетов) и гарантирует свободу в сфере научных исследований. Одновременно введены механизм конкурсных процедур на доступ вузов к бюджетному финансированию научных исследований и механизм оценки конкурентоспособности работников. Сохранены традиционные элементы системы образования на уровне университетов, в то время как все остальные высшие учебные заведения проходят этап глубокой трансформации. В основе преобразований — введение широкой автономии и самоуправления, что, с юридической точки зрения, предполагает: 1) пре-дельный либерализм в процедуре открытия негосударственных вузов; 2) передача решений по основным направлениям деятельности высших учебных заведений в руки компетентных органов, избираемых в ходе демократических выборов на уровне вузов; 3) введение элементов коллективной и индивидуальной конкуренции в сфере мобилизации финансовых
ресурсов (в том числе грантов на научные исследования); 4) передача процедуры принятия отдельных финансовых решений на уровень формирования затрат (вузы); 5) обеспечение открытости и доступности информации о процедурах принятия решений и о принятых решениях.
Наиболее радикальные изменения внесла либерализация процессов открытия негосударственных вузов. В результате сложилась развитая система негосударственного образования.
Существенные изменения внесло и принятие закона о высшем образовании, дающего право на введение оплаты за отдельные образовательные услуги, что позволило сформировать систему платного очно-заочного обучения (самый низкий удельный вес среди коммерческих услуг вузов) и платного заочного обучения (самый большой удельный вес среди коммерческих услуг вузов), а также дополнительного образования в государственных вузах.
В течение последних десяти лет Польша перешла с этапа элитарности высшего образования на этап его повсеместной доступности. Несмотря на выявленные недостатки в работе некоторых вузов и отдельных факультетов, это бесспорный успех. Никогда еще в своей истории поляки не были столь образованны, а высшее образование не давало таких широких возможностей для трудоустройства и достижения уровня доходов, превышающего средний. Сохранение темпов развития и постоянное повышение качества образования являются основными задачами системы высшего образование Польши на первое десятилетие XXI в.
В 2002 г. в Польше на 100 тыс. жителей более 4 000 человек получали высшее образование. Данный показатель, наконец, ставит нашу страну на уровень европейских стран. Сегодня из 364 вузов республики (в том числе вузы министерств обороны, внутренних дел и админи-
* Вожена Войтович (Богепа W6jtow¡cz) — давний участник международных проектов РГПУ им. А. И. Герцена. Предлагаемая статья представляет ее доклад, сделанный на семинаре «Опыт реализации инновационных образовательных программ вузов: анализ достижений, перспективы развития», который состоялся в рамках инновационной образовательной программы Герценовского университета в ноябре 2008 г.
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
страции) 123 имеют статус государственных, а 241 — негосударственных. Доля обучающихся на очной форме обучения в государственном секторе составила 53,7%, в то время как в негосударственном — 21,1%.
Однако, принимая во внимание уровень высокоразвитых стран, Польша все еще отстает по охвату профессиональной подготовкой выпускников школ. Так, например, в Канаде уровень образования выше среднего имеют 88% молодых людей, в США — 81%, в Австралии — 80%, в Новой Зеландии — 63%, в Норвегии — 62%. Данные эти не являются полностью сопоставимыми (с учетом широкого распространения в этих странах профессионального образования на основе двухлетних и даже годовых образовательных циклов).
Каждые два года министры образования европейских стран рассматривают вопросы, касающиеся создания к 2010 г. единого европейского пространства высшего образования. Одним из наиболее сложных направлений, особенно для стран Восточной Европы, является развитие мобильности учащихся, преподавателей, научных работников и административного персонала. Несмотря на тот факт, что сегодня это направление пользуется большой популярностью среди студентов и преподавателей Республики Польша, перед системой высшего профессионального образования стоит много еще не решенных вопросов.
В настоящее время в Польше ведутся разработка и внедрение совместных с зарубежными вузами программ обучения (и дипломов), так называемых joint degrees, хотя следует отметить, что этот вопрос пока не урегулирован со стороны партнеров из Евросоюза, так как нет польской государственной системы перевода и накопления образовательных кредитов.
Разрабатывается и внедряется приложение к диплому (Diploma Supplement), которое способствует решению проблемы «читабельности» степени (диплома), т. е. соотношение уровней и видов образования. В качестве дополнительного источника информации вводится система известных названий степеней (например, Bachelor и Master — бакалавр и магистр), а также система определения комплекса компетентностей выпускника (Dublin Descriptors), или комплекса общих знаний и навыков (Tuning Educational Structures). Важной задачей в этой области является повышение эффективности и своевременности признания документов об образовании или возможностей переподготовки и трудоустройства поляков в странах Европы.
Образование без границ (transnational education) дает возможность обучения в иностранном вузе без выезда из своей страны, что означает признание деятельности филиалов, совместных
программ обучения или учебных центров. Отдельные вопросы регламентирует документ Code of Good Practice in the Provision of Transnational Education (ЮНЕСКО и Совет Европы).
Двери зарубежных вузов в странах Европейского союза были открыты для польских студентов в 1990 г., когда Польша и Венгрия приступили к реализации программы TEMPUS, которая является программой безвозвратной помощи государств Евросоюза студентам вузов стран Центральной и Восточной Европы.
Участие польских вузов в программе TEMPUS дало толчок к интенсивной деятельности по внедрению систем образовательных кредитов (зачетных единиц) по модели Европейской системы перевода кредитов (ECTS), по обеспечению гибкости системы высшего образования, по созданию систем тестирования и проверки качества образования. В течение всего периода реализации программы TEMPUS на стипендии в вузы Европейского союза выехало около 13 тыс. студентов. Нельзя забывать также о реализуемом параллельно со стипендиальным предложением программы TEMPUS обмене студентами в рамках инициативы CEEPUS.
Кроме непосредственной реализации выездов студентов в течение первых двух лет на индивидуальной основе, а затем в рамках реализованных вузами совместных европейских проектов (Joint European Projects), вузы Польши в процессе сотрудничества с западными вузами имели возможность для подготовки к активному и эффективному участию в осуществляемой в настоящее время образовательной программе Евросоюза SOCRATES / Erasmus.
В марте 1998 г. Польша стала полноправным участником программы SOCRATES, что привело к переоценке возможностей предлагаемых программой TEMPUS и концентрации деятельности в рамках данной программы на модернизации внутри вузовской системы управления и создании систем повышения квалификации, предлагаемых вузом работникам государственной и муниципальной администрации.
С начала участия в программе SOCRATES / Erasmus 12 253 студента из 236 государственных и негосударственных высших учебных заведений Польши частично получали высшее образование в зарубежных вузах-партнерах.
Отработанные в рамках программы SOCRATES / Erasmus принципы мобильности учитывают прежде всего заинтересованность студента и значительно упрощают процедуру выезда на обучение за границу в рамках Евросоюза. Предложение выезда «на стипендию» предполагает обучение (один или два семестра) в рамках программы SOCRATES / Erasmus, которое реализуется исключительно на основе двусторонних соглашений между вузами. При-
чем эти вузы предполагают принять определенное число студентов в рамках определенной специальности и определенного временного интервала. Студент самостоятельно не занимается поиском места обучения в высшем учебном заведении одной из стран Европейского союза, это берет на себя его вуз. Он должен «заработать» себе место в списке выезжающих по обмену уровнем своих профессиональных знаний и языковой подготовки.
Выезд на один или два семестра на основе партнерских соглашений с зарубежными вузами не предполагает продления общего периода обучения в вузе. Основополагающим принципом обмена студентами по программе SOCRATES / Erasmus является принцип академического признания. Обучение в вузе-партнере проходит в соответствии с утвержденным до начала обучения «Соглашением о программе занятий». В этом соглашении, подписанном тремя заинтересованными сторонами: «родным» вузом студента, вузом-партнером, принимающим студента на определенный период, и самим студентом, подробно излагается план занятий, в которых студент примет участие в вузе-партнере. Таким образом, полная реализация подписанного «Соглашения о программе занятий» гарантирует студенту автоматический учет периода заграничного обучения в общей продолжительности его высшего образования и признание его в качестве эквивалента обучения в «родном» вузе, а также внесение в зачетную книжку всех зачтенных предметов вместе с полученными оценками, приведенными в соответствие со шкалой оценок, применяемой в Польше.
Выезд в вуз-партнер обязывает студента посещать все учебные мероприятия по дисциплинам, учтенным в «Соглашении по учебной программе», участвовать во всех видах зачетов и экзаменов (проекты, тесты, экзамены и т. п.). Таким образом de-facto на период обучения он становится «постоянным» студентом заграничного вуза. После завершения обучения в вузе-партнере студент получает документ под названием «Перечень зачетов и экзаменов» («Transcript of Records»), содержащий информацию о предметах, по которым он имеет зачет в баллах в системе единиц ECTS (по шкале оценок страны вуза-партнера) и полученных оценках (по шкале оценок страны постоянного обучения и по шкале оценок ECTS). Информация, содержащаяся в «Transcript of Records», является основой для зачета соответствующего семестра (семестров) и для внесения в зачет-
ную книжку студента зачтенных предметов и полученных по ним оценок.
Основная идея программы SOCRATES/ Erasmus предполагает, что студент, участвующий в обмене, с одной стороны, не перестает быть студентом «родного» вуза, но при этом ему гарантированы на период пребывания в вузе-партнере все права студента вуза-партнера. С другой стороны, оставаясь студентом «родного» вуза, он сохраняет также право на все предоставленные ему перед выездом государственные стипендии (научные, социальные и пр.).
Наряду с этими программами, польские вузы реализуют целый комплекс мероприятий, непосредственно связанных с их вхождением в европейское пространство высшего образования. К ним относятся: а) создание базы данных по вузам Европы и разработка транспарентной системы информации о правовой основе обучения за рубежом, видах высшего образования и взаимном признании документов об образовании в рамках систем высшего образования отдельных европейских стран; б) развитие системы языковой подготовки и создание условий для обучения в польских вузах на иностранных языках; в) развитие обменных программ для профессорско-преподавательского состава и активное участие польских ученых в международных программах научных исследований; г) упрощение процедуры прохождения практики за границей, включение периодов обучения за рубежом в общий период обучения, а также отмена всех административных и финансовых барьеров на пути мобильности, таких как оплата за обучение, социальные права студентов и т. д.
Некоторые польские вузы выходят с предложением еще более тесного сотрудничества с зарубежными вузами на основе максимального сближения программ обучения по близким специальностям, разработку и принятие общих программ и введение практики присвоения общих степеней, так называемых joint degree. Сложилась потребность в разработке некоторых общих принципов международного сотрудничества для вузов разных типов.
Приобретенный опыт развития академической мобильности студентов и преподавателей высшей школы показывает, что польские вузы ведут в этой области активную деятельность на международном уровне. В выдвигаемых ими предложениях по укреплению сотрудничества отмечается большой интерес к развитию контактов между вузами на европейском уровне со стороны как государственных, так и негосударственных вузов.