Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ РЕГИОНА КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ УСЛУГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОЙ МЕДИЦИНЫ'

КОНЦЕПЦИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ РЕГИОНА КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ УСЛУГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОЙ МЕДИЦИНЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
18
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩИЙСЯ РЕГИОН / ПЕРСОНИФИЦИРОВАННАЯ МЕДИЦИНА / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УСЛУГИ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Заборовский Д.А., Рудская И.А.

Уровень социально-экономического развития региона в значительной мере зависит от наличия эффективных современных форм обучения населения. Процесс цифровизации привел к возникновению инновационной формы развития сферы здравоохранения - персонифицированной медицины, становление которой зависит от уровня подготовки персонала. В данной статье авторы рассматривают концепцию обучающегося региона как основу развития услуг дополнительного образования в сфере персонифицированной медицины. Авторами статьи были выделены факторы, влияющие на адаптацию взрослого населения к вызовам цифровой экономики; ключевые компетенции, обеспечивающие адаптацию человеческого капитала взрослого населения к условиям цифровой экономики и основные положения реализации концепции обучающегося региона с точки зрения развития дополнительного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEARNING REGION CONCEPT AS A BASIS FOR THE DEVELOPMENT OF ADDITIONAL EDUCATION SERVICES IN THE FIELD OF PERSONALIZED MEDICINE

The level of socio-economic development of the region largely depends on the availability of effective modern forms of education for the population. The process of digitalization has led to the emergence of an innovative form of development of the healthcare sector - personalized medicine, the development of which depends on the level of staff training. In this article, the authors consider the concept of a learning region as the basis for the development of additional education services in the field of personalized medicine. The authors of the study identified factors that affect the adaptation of the adult population to the challenges of the digital economy; key competencies that ensure the adaptation of the human capital of the adult population to the conditions of the digital economy and the main provisions for implementing the concept of a learning region in terms of the development of additional professional education.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ РЕГИОНА КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ УСЛУГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОЙ МЕДИЦИНЫ»

13. Цифровизация создания иерархической структуры транспортно-логистических центров на железнодорожной сети России / В. Чжао, Ю. Линь, П. В. Куренков [и др.] // Рынок транспортных услуг (проблемы повышения эффективности). - 2019. - № 1(12). - С. 167-173.

14. Шульженко Т. Г. Ценностно ориентированный подход к оценке качества услуг в логистической системе общественного пассажирского транспорта / Т. Г. Шульженко, А. Е. Жук // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. - 2021. - № 2. - С. 100-109.

15. Шашло Н. В. Формирование и оценка эффективности системы корпоративного управления в акционерных обществах Приморского края РФ / Н. В. Шашло // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. -2016. - № 1(24). - С. 77-83.

EDN: UJFYEH

Д.А. Заборовский - соискатель Высшей инженерно-экономической школы, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, Россия, denchic4@mail.ru,

D.A. Zaborovsky - applicant at Graduate school of industrial economics, Peter the Great StPetersburg polytechnic university, Saint Petersburg, Russia;

И.А. Рудская - д.э.н., профессор Высшей инженерно-экономической школы, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, Россия, rudskaya_ia@spbstu.ru

I.A. Rudskaya - doctor of economics, professor at Graduate school of industrial economics, Peter the Great StPetersburg polytechnic university, Saint Petersburg, Russia.

КОНЦЕПЦИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ РЕГИОНА КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ УСЛУГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОЙ МЕДИЦИНЫ LEARNING REGION CONCEPT AS A BASIS FOR THE DEVELOPMENT OF ADDITIONAL EDUCATION SERVICES IN THE FIELD OF PERSONALIZED MEDICINE

Аннотация. Уровень социально-экономического развития региона в значительной мере зависит от наличия эффективных современных форм обучения населения. Процесс цифровизации привел к возникновению инновационной формы развития сферы здравоохранения - персонифицированной медицины, становление которой зависит от уровня подготовки персонала. В данной статье авторы рассматривают концепцию обучающегося региона как основу развития услуг дополнительного образования в сфере персонифицированной медицины. Авторами статьи были выделены факторы, влияющие на адаптацию взрослого населения к вызовам цифровой экономики; ключевые компетенции, обеспечивающие адаптацию человеческого капитала взрослого населения к условиям цифровой экономики и основные положения реализации концепции обучающегося региона с точки зрения развития дополнительного профессионального образования.

Abstract. The level of socio-economic development of the region largely depends on the availability of effective modern forms of education for the population. The process of digitalization has led to the emergence of an innovative form of development of the healthcare sector - personalized medicine, the development of which depends on the level of staff training. In this article, the authors consider the concept of a learning region as the basis for the development of additional education services in the field of personalized medicine. The authors of the study identified factors that affect the adaptation of the adult population to the challenges of the digital economy; key competencies that ensure the adaptation of the human capital of the adult population to the conditions of the digital economy and the main provisions for implementing the concept of a learning region in terms of the development of additional professional education.

Ключевые слова: обучающийся регион, персонифицированная медицина, дополнительное образование, услуги, устойчивое развитие.

Keywords: learning region, personalized medicine, additional education, services, sustainable development.

Благодарности. Исследование профинансировано Советом по грантам Президента Российской Федерации в рамках проекта № МД-2258.2022.2.

Acknowledgments: The study was funded by the Grants Council of the President of the Russian Federation under project No. MD-2258.2022.2.

Устойчивое развитие социально-экономической системы региона базируется на гармонизации его социальной, экономической и экологической подсистем. Если говорить о структуре и динамике социальной подсистемы, то следует выделить приоритетную роль человеческого капитала региона и возможности его наращивания за счет использования эффективных современных форм организации обучения населения.

Организация Объединенных Наций, считая основой устойчивого развития территорий всеобщее обучение населения разных возрастов, поддерживает концепцию «обучающего региона». Данная концепция представляет комплекс факторов и механизмов, обеспечивающих непрерывный процесс обучения всех пространственных систем и институтов (субъектов) на основе всеобщего обучения населения разных возрастов в течение все жизни. В частности, «Обучающийся регион» реализует одну из важных задач - обучение взрослого населения (35+; 50+ и т.п.). На передний план при этом выходит разработка системы обучения всех слоев населения на протяжении всей жизни человека - профессиональное обучение (повышение квалификации; переподготовка и т.п.); социальное обучение - расширение кругозора, знаний, общего образования; культурно-досуговое обучение; пропаганда здорового образа (физическая культура, массовый спорт, правильное питание, диетология и т.п.).

Современные процессы трансформации общества связаны с различными факторами, среди которых особое место занимает цифровизация, которая изменяет требования к качеству рабочей силы. Концепция обучающегося региона, тем самым, особенно актуальна в условиях цифровой экономики, поскольку может быть реализована с учётом компетенций, востребованных в условиях цифровой экономики, как профессиональных, так и личностных. Одновременно цифровая экономика расширяет возможности такого обучения за счёт использования цифровых образовательных платформ, обмена опытом и т.п.

Процессы цифровизации экономики формируют новые требования к профессиональным компетенциям работников, при этом значительная часть из них нуждается в приобретении новых и развитии имеющихся компетенций. Поэтому все более востребованными становятся программы дополнительного образования взрослых.

Кроме того, на трансформацию общества оказывают существенное влияние инновации в различных отраслях и сферах, в том числе, как это было показано в первом параграфе, в сфере здравоохранения. Развитие медицинской науки, накопление знаний сформировало новый подход - персонифицированную медицину. При этом такая медицина, в свою очередь, опирается на достижения цифровизации.

В связи с этим развитие системы дополнительных образовательных услуг населению, в том числе в сфере персонифицированной медицины, основанное на разработке организационных решений в условиях цифровизации с опорой на концепцию обучающегося региона является актуальной задачей как теории, так и практики.

Концепция обучающегося региона развивается с конца XX в. и по настоящее время в работах европейских исследователей. Обзор ключевых взглядов в отношении обучающегося региона таких авторов, как Р.Флорида, К Морган, Б.Эшейм, представлены в статье Наймана Е.А. [3]. В этой группе публикаций значительное внимание уделено освещению не только теоретических подходов к раскрытию представления об обучающемся регионе, но и практического опыта применения данной концепции в регионах и муниципалитетах. Российские исследователи также уделяют внимание различным аспектам данной тематики, в частности, она представлена в работах Садофьева А.А. [7], Шерайзиной Р., Александровой М. [9], Литвиновой Н.П., Саморукова В.И. [2], С.Лободу, Крупкина А., Строева В., Скобельцыну Е., Сибгатуллину И., Ганчеренок И., Эннс И. В данных трудах преимущественно представляются общие концептуальные положения обучающегося региона и анализируется опыт использования данной концепции в странах Европы.

Несмотря на значительный научный задел, недостаточно разработанными остаются методические положения, позволяющие адаптировать концепцию обучающегося региона для целей совершенствования процесса предоставления услуг дополнительного образования взрослому населению с учётом требований цифровой экономики, учесть в этой концепции особенности и потребности различных отраслей и сфер деятельности в регионе.

В современных условиях интенсивно формируется цифровая экономика, которая существенно меняет требования к работникам, что связано как с возникновением принципиально новых профессий, так и с изменениями содержания уже существующих [6]. Кроме того, цифровизация оказывает влияние и на инновационные профессии, к которым относятся профессии, связанные с персонифицированной медициной. В своём выступлении на IX съезде лидеров объединения представителей бизнеса «Опора России» в 2017 году Г.Греф обозначил цифровизацию и персонифицированную медицину как основные тренды, которые в ближайшем будущем создадут образ персонифицированного здравоохранения и определят направления развития медицинского бизнеса. По его мнению, основное воздействие на медицинский бизнес будет оказывать развитие искусственного интеллекта, создание и совершенствование так называемых носимых приборов, используемых для контроля здоровья, распространение телемедицины [1].

Соответственно, возрастает нагрузка на носителей человеческого капитала, вызывая потребности к адаптации к меняющимся условиям труда, к новой системе производства и потребления услуг. От того, насколько человеческий капитал сможет приобрести те свойства, которые необходимы экономике нового типа, во многом зависит уровень конкурентоспособности хозяйствующих субъектов и эффективность функционирования региональных социально-экономических систем в целом [4]. Успехи персонифицированной медицины зависят от того, насколько медицинский персонал, работники системы здравоохранения будут способны быстро освоит новые необходимые компетенции, в том числе связанные с цифровизацией. Переход к цифровой модели, в том числе цифровой модели здравоохранения, не происходит в один момент, это процесс постепенный, тем не менее, цифровизация проникает практически во все сферы общественных отношений. В то же время, цифровизация предоставляет значительно более широкие возможности построения взаимоотношений работника, работодателя, органов регионального управления, общественных организаций в процессе формирования человеческого капитала и его адаптации к новым вызовам.

Цифровая трансформация стала реальностью во многих крупных городах. Так, в Санкт-Петербурге принята Стратегия цифровой трансформации, где отдельное место уделено перспективам развития цифровой медицины, причём, как отмечают эксперты, движение к новой модели взаимоотношений с использованием цифровых технологий происходит на основе взаимодействия органов государственного управления, медицинских организаций, представителей бизнеса (в Санкт-Петербурге в цифровизации медицины активно участвует Сбер). Указывается, что «Петербург и Сбер вместе будут работать над созданием цифровых систем принятия решений в здравоохранении, развитии персонифицированной медицины». Планируется создание специализированной площадки, на которой будет функционировать Центр искусственного интеллекта в биомедицине, который может выступать в роли коммуникативного пространства и обмена информацией для заинтересованных сторон всего Северо-Запада России [8].

Высокая скорость изменений в социально-экономических системах, на рынке труда, в том числе в сфере здравоохранения, предъявляет особые требования к системе образования, связанные с сокращением сроков обучения, гибким предложением новых профессий и образовательных программ [5]. Деятельность систем среднего профессионального и высшего образования регламентируется большим количеством нормативных документов, во многом затрудняющим быструю переориентацию направлений подготовки в соответствии с потребностями потенциальных потребителей. Дополнительное профессиональное образование, как и дополни-

тельное образование в целом, позволяет более гибко реагировать на трансформации внешней среды.

Поэтому в условиях цифровой экономики, цифровой трансформации различных отраслей, включая здравоохранение, формирование человеческого капитала, его развитие, предотвращение снижения его стоимости во все большей степени будет опираться на систему дополнительного образования в целом и дополнительного профессионального образования (ДПО) в частности. Актуальность ДПО также определяется тем, что носители человеческого капитала должны постоянно обновлять данный капитал в соответствии с запросами рынка труда, что делает востребованной концепцию образования в течение всей жизни. Органы регионального управления должны создавать благоприятные условия для адаптации человеческого капитала к новым условиям производственной деятельности.

Выделим факторы, влияющие на адаптацию взрослого населения к вызовам цифровой экономики:

- рост потребностей в постоянном переобучении взрослого населения, связанный с появлением новых требований к профессиональным компетенциям, изменениями структуры профессий;

- существенный разрыв в цифровых компетенциях различных поколений людей, актуализирующий необходимость более активного переобучения старших поколений;

- изменения пенсионного возраста при относительной неготовности рынка труда их принять, что активизирует спрос на услуги дополнительного профессионального образования со стороны взрослого населения предпенсионного возраста;

- высокая степень регламентации образовательной деятельности в системе среднего профессионального и высшего образования, не позволяющая с должной степенью оперативности изменять образовательные программы в соответствии с потребностями рынка, что формирует конкурентные преимущества системы ДПО;

- рост популярности дистанционных программ переобучения, позволяющих эффективно совмещать работу и учёбу.

Определим ключевые компетенции, обеспечивающие адаптацию человеческого капитала взрослого населения к условиям цифровой экономики.

На наш взгляд, следует выделить следующие группы ключевых профессиональных компетенций, способствующих адаптации человеческого капитала взрослого населения к вызовам цифровой экономики:

1. Собственно цифровые компетенции. Цифровые компетенции означают способности носителя человеческого капитала использовать существующие цифровые технологии для решения ключевых профессиональных задач, а также в процессе коммуникаций, обеспечивая тем самым эффективное взаимодействие во внутренней и внешней среде деятельности предприятия. Цифровые компетенции тесно связаны с цифровой грамотностью населения. Согласно общепринятому подходу, цифровая грамотность формируется на основе таких элементов, как: использование цифровых технологий для получения и обработки информации; опосредование процесса коммуникации цифровыми взаимодействиями, в том числе возможность осуществлять взаимодействия без личных коммуникаций с другими людьми; умение формировать цифровой контент; навыки безопасного использования цифровых технологий и соблюдение «цифровой гигиены»; решение проблем в условиях цифровой среды.

2. Компетенции, позволяющие носителю человеческого капитала адаптироваться к новым профессиональным требованиям (связанным с изменением содержания существующих профессий или необходимостью получения новых). Назовём их «компетенции адаптации». Это способность отбирать и анализировать информацию, структурировать её для решения новых задач.

3. «Социальные компетенции» - связаны со способностью работать в команде, в новых или изменяющихся коллективах, продуктивно разрешать межличностные конфликты, источником которых в том числе служит необходимость решения постоянно обновляющихся задач. Социальные компетенции связны с коммуникативной цифровой грамотностью, поскольку даже в традиционных профессиях развиваются процессы перехода межличностных коммуникаций в цифровое пространство.

Рассмотрим концепцию обучающегося региона как основу развития услуг дополнительного профессионального образования взрослых в условиях цифровой экономики.

Концепция обучающемся региона, основанная на идее о том, что конкурентоспособность региона определяется его способностью к обучению, в настоящее время используется в ряде стран Европы как элемент политики социально ответственного поведения власти, населения и бизнеса. Данная концепция реализуется как непрерывный процесс интеграции органов управления и социальных институтов с целью создания и развития инновационной образовательной инфраструктуры, позволяющей на основе анализа и прогнозирования потребностей взрослого населения в обучении, эффективного функционирования обратных связей между инновационной, производственной и образовательной подсистемами региона, обеспечить формирование профессиональных и личностных компетенций, соответствующих потребностям социума и экономики.

Проблемная ситуация, сложившаяся в данном научном направлении, заключается в том, что в Российской Федерации решение задачи дополнительного профессионального образования взрослых в условиях циф-ровизации до настоящего времени не рассматривались в аспекте обучающегося региона как элемент системы скоординированных взаимодействий, обеспечивающих инновационный характер развития экономики региона в условиях цифровизации.

Анализ публикаций по проблемам обучающегося региона позволяет выделить его основные характеристики:

- в обучающемся регионе все компоненты социально-экономической системы находятся во взаимодей-

ствии между собой в отношениях кооперации и сотрудничества, в ходе которого осуществляется обмен знаниями и обучение участников;

- в регионе формируется среда, которая поддерживает непрерывное обучение и распространение инноваций с помощью различных видов региональной инфраструктуры; ключевую роль играет социальная инфраструктура, обеспечивающая кадрами региональную экономику;

- в регионе эффективно организовано сетевое взаимодействие участников трансфера знаний, технологий, инноваций (предприятий, учреждений образования, органов государственного и муниципального управления.

Для развития персонифицированной медицины концепция обучающегося региона также является актуальной, поскольку, как отмечалось в предыдущих параграфах, такое развитие является инновационным процессом, который требует поддержки и стимулирования со стороны государства.

Как отмечают исследователи, обучающееся сообщество способствует распространению знаний от наиболее эффективных предприятий и организаций региона к компаниям среднего уровня. Поэтому скорость распространения инноваций зависит от того, насколько население будет готово воспринимать новые технологические знания, а также в целом от готовности учиться и переобучаться в течение всей жизни.

Реализация концепции обучающегося региона с точки зрения развития дополнительного профессионального образования предполагает:

- проведение анализа состояния кадрового потенциала региона и города и его соответствия стратегии социально-экономического развития региона;

- определение соответствия направлений деятельности провайдеров услуг дополнительного профессионального образования и структуры потребностей населения;

- определение направлений переподготовки и повышения квалификации в системе дополнительного профессионального образования с учётом потребностей регионального рынка труда и направлений инновационного развития;

- разработку мероприятий по гармонизации потребностей населения и предприятий в услугах дополнительного профессионального образования и предложений образовательных структур.

Применительно к персонифицированной медицине концепция обучающегося региона позволяет сформировать «квалифицированного» потребителя услуг такой медицины, а также на системной основе готовить медицинских работников. Кроме того, Концепция обучающегося региона может стать основой развития системы дополнительного профессионального образования взрослых, что повысит эффективность этой системы, так как предполагает сетевые взаимодействия. Система дополнительного образования взрослых может рассматриваться как часть социальной инфраструктуры, взаимодействующей с рынком труда и вовлеченной в сетевые взаимодействия с малыми, средними и крупными предприятиями, организациями среднего профессионального и высшего образования. При этом объекты социальной инфраструктуры осуществляют свое взаимодействие с помощью коммуникационной инфраструктуры, развивающейся в соответствии с тенденциями цифровизации. В условиях цифровой экономики взаимодействия в рамках обучающегося региона могут осуществляться на соответствующих цифровых платформах. Система дополнительного профессионального образования в таком регионе становится опорой непрерывного обучения в течение всей жизни.

Развитие системы ДПО в рамках концепции обучающегося региона позволит:

- учесть тенденции развития цифровой экономики, влияющие на рынок труда;

- привести в соответствие потребности хозяйствующих субъектов в изменении профессиональных компетенций работников;

- влиять на спрос со стороны потребителей услуг ДПО;

- нарастить конкурентные преимущества региона, основанные на высоком качестве человеческого капитала. Среди препятствий для развития персонализированной медицины выделяют такие, как: нерешённые

вопросы в области ценообразования и оплаты труда, проблемы правового регулирования, конфиденциальности персональных данных здоровья и регламента их использования, отсутствие необходимой инфраструктуры, недостаточность технического обеспечения; отдельно в контексте данного исследования отметим недостаточный уровень просвещения населения и профессиональных компетенций работников здравоохранения. Формирование концепции обучающегося региона с учётом потребностей различных сфер социально-экономических систем позволит сформировать устойчивые предпосылки для преодоления последней проблемы.

Источники:

1. Герман Греф: цифровизация взорвет медицинский бизнес. //Медвестник. 22.11.2017 https://medvestnik.ru/content/news/ German-Gref-medюmskи-biznes-budet-vzorvan.lltml(дата обращения: 30.10.2022).

2. Литвинова Н.П., Саморуков В.И. Опыт признания компетенций, полученных в неформальном и информальном образовании, в зарубежных странах // Современное образование. - 2015. - № 4. - С. 17 - 35. DOI: 10.7256/2409-8736.2015.4.16070 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=16070 (дата обращения: 30.10.2022).

3. Найман Е. А. Концепция «Обучающегося региона» в современной социальной науке (аналитический обзор) // Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2014. №3 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ kontseptsiya-obuchayuschegosya-regiona-v-sovremennoy-sotsialnoy-nauke-analiticheskiy-obzor (дата обращения: 30.10.2022).

4. Родионов Д.Г. Влияние инфраструктурной компоненты на развитие региональной социально-экономической системы // В сборнике: Цифровой регион: опыт, компетенции, проекты. Сборник трудов IV Международной научно-практической конференции, приуроченной к Году науки и технологий в России. Брянск, 2021. С. 527-536.

5. Родионов Д.Г., Величенкова Д.С. Методика оценки эффективности региональной инновационной системы с учетом влияния университетов. Инновации и инвестиции. 2020. N° 8. С. 3-7.

6. Родионов Д. Г., Конников Е. А., Мугутдинов Р. М. Системный анализ конкурентоспособности цифрового предприятия в рамках информационной среды // Экономические науки. 2020. № 193. C. 394-401.

7. Садофьев А. А. Концепция «обучающегося региона» как парадигма территориального развития в условиях экономики знаний // Проблемы экономики и юридической практики. 2017. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ kontseptsiya-obuchayuschegosya-regiona-kak-paradigma-territorialnogo-razvitiya-v-usloviyah-ekonomiki-znaniy (дата обращения: 30.10.2022).

8. Что такое цифровая медицина: подробности //Новости Московского района Санкт-Петербурга. 20.03.22. http://www.mr-news.ru/news/2022-03-20/chto-takoe-tsifrovaya-meditsina--podrobnosti/ (дата обращения: 30.10.2022).

9. Шерайзина Р. М., Александрова М. В. Обучающийся регион как фактор развития карьеры человека // ЧиО. 2006. .№8-9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ obuchayuschiysya-region-kak-faktor-razvitiya-kariery-cheloveka (дата обращения: 30.10.2022).

EDN: UJRSUI

А.В. Захарченко - соискатель, Самарский государственный экономический университет, Самара, Россия, A.V. Zakharchenko - the applicant, Samara state university of economics, Samara, Russia.

МЕТОДИКА ИНТЕГРАЛЬНОГО ИНДЕКСА ОЦЕНКИ УРОВНЯ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ СУБЪЕКТОВ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ THE METHODOLOGY OF THE INTEGRAL INDEX FOR ASSESSING THE LEVEL OF INNOVATION ACTIVITY

OF REGIONAL INDUSTRY ENTITIES

Аннотация. В статье рассматривается методика интегрального индекса оценки уровня инновационной активности регионов на базе комплекса показателей. Во введении представлен материал по принципиальной направленности технологических изменений в мировом сообществе, идентичность национальных направлений технико-экономического развития, и синхронизация макроэкономических колебаний и технологических изменений. В исследовании уделено внимание и проведена оценка действующей методики интегрального индекса оценки уровня инновационной активности регионов, и разработана и предложена авторская модель. Исходя из проведенного исследования и изучении материалов ученых исследовавших данную проблему был сформулирован вывод, сущность которого сводится к тому, что в будущем следует продолжить трансформацию регионального управления на инновационной основе.

Abstract. The article discusses the methodology of the integral index for assessing the level of innovation activity of regions based on a set of indicators. The introduction presents material on the fundamental orientation of technological changes in the world community, the identity of national directions of technical and economic development, and the synchronization of macroeco-nomic fluctuations and technological changes. The study pays attention to and evaluates the current methodology of the integral index for assessing the level of innovation activity of regions, and the author's model is developed and proposed. Based on the conducted research and the study of the materials of scientists who investigated this problem, a conclusion was formulated, the essence of which is that in the future it is necessary to continue the transformation of regional management on an innovative basis. Ключевые слова: инновационная активность, регион, субъект, технико-экономическое развитие. Keywords: innovative activity, region, subject, technical and economic development.

Введение

Глобализация приводит к существенным изменениям в технологическом мире, совпадение направлений общенационального характера в системе технико-экономического развития, вместе с синхронизацией макроэкономических изменений и изменений в технологическом производстве. В современной науке получили развитие прогнозы и моделирование территориальной социально-экономической динамики, в которых объектом исследования выступают крупные территориальные комплексы и экономические районы Анализ экономической литературы, посвященной проблематике развития региональных систем показывает, что существуют различные теоретические и методические подходы к проблемам управления этими системами.

Необходимо отметить, что, несмотря на значительный объем проведенных исследований по рассматриваемой проблематике, интерес ученых к разным направлениям развития и формулировок систематизации идентификационных признаков региональной системы распределено неравномерно [1].

Анализ экономической литературы, посвященной проблематике развития региональных систем показывает, что существуют различные теоретические и методические подходы к проблемам управления этими системами [2].

Проведенное исследование обуславливает актуальность темы, и определяют ее цель и формируются задачи исходя из поставленной цели.

Цель исследования заключается в разработке методики комплексного исследования состоит в теоретико-методическом обосновании ресурсного потенциала региональным развитием экономики в условиях обеспечения новой политики пространственного развития регионов с позиции ресурсного подхода.

В соответствии с указанной целью в работе поставлены и решены следующие задачи:

- предложена модель трансформации региональных систем;

- разработана методику оценки необходимости осуществления изменений в системе высшего образования с позиций формирования региональных систем;

- разработан механизм реализации стратегии управления ресурсным обеспечением в регионе. Предметом исследования выступают условия и предпосылки, способствующие формированию ресурсного потенциала региональной социально-экономической системы в регионе.

Объектом исследования является региональная система как составной элемент национальной экономики. Апробация системы оценки инновационной активности регионов осуществлялась на примере регионов Приволжского федерального округа, среди которых необходимо выделить Самарскую область, которая в 2020 году относится к наиболее продвинутым с инновационной точки зрения субъектам РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.