Научная статья на тему 'Концепция непрерывного образования взрослых как социальный институт инноваций'

Концепция непрерывного образования взрослых как социальный институт инноваций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
276
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / LIFELONG LEARNING / ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ / ADULT EDUCATION / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / ЛИЧНОСТЬ / IDENTITY / ИННОВАЦИИ / INNOVATION / МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / MODULE EDUCATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ЦЕННОСТНАЯ МОДЕЛЬ / VALUE-ADDED EDUCATIONAL MODEL / ФУНКЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ / FUNCTIONS OF EDUCATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL MOBILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кущева Наталия Борисовна, Терехова Валентина Ивановна

В статье рассматривается концепция непрерывного образования взрослых, которая основана на принципах непрерывности, гибкости, быстрой динамике, связанной со сменой потребностей на рынке труда, на реализации концепта образования «не на всю жизнь, а через всю жизнь». Современный человек должен уметь учиться: искать и находить необходимую информацию, использовать разнообразные источники информации и постоянно приобретать дополнительные знания. Высокий потенциал непрерывного образования заключается в суммарном приращении разного рода знаний. Функции непрерывного образования также обсуждаются в статье. Концепция непрерывного профессионального образования взрослых тесно связана с понятием обучающая организация, так как человек, прошедший обучение в образовательной организации захочет применить полученные знания на рабочем месте. Центральную линию преемственной связи между стадиями пожизненного образовательного процесса составляет формирование и обогащение творческого потенциала личности. Модульное образование является современным инновационным направлением в образовательной деятельности, который содержит ряд преимуществ по сравнению с традиционной системой образования для обучающегося, преподавателя и образовательного учреждения. Авторами анализируются принципы деятельностного развития личности обучающегося в образовательном процессе, требований и критерии государственной аккредитации, предъявляемые образовательным учреждениям, участвующим в непрерывном образовании взрослых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кущева Наталия Борисовна, Терехова Валентина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concept of adult life learning as a social institute of innovation

The article considers the concept of life-long learning for adults, which is based on the principles of continuity, flexibility, fast dynamics associated with the change of the needs of the labor market, on the implementation of the concept of education "not for whole life, but life-long." Modern person must be able to learn himself: seek and find the information, use multiple sources of information and continuously acquire additional knowledge. High potential of lifelong learning is the total increment of various kinds of knowledge. Lifelong learning functions are also discussed in the article. The concept of continuous vocational adult education is closely linked with the concept of learning organization, as a person trained in the educational organization wants to apply this knowledge in the workplace. The central line of continuity between the stages of life of the educational process of the formation and enrichment of the creative potential of the person. Module education is a modern innovative direction in the adjustable-term activities, which includes a number of advantages com-pared to conventional education for the student, teacher and educational institution. Authors analyze the principles of the activity of the individual student in educational process, requirements and criteria for state accreditation of educational institutions participating in the continuing education for adults.

Текст научной работы на тему «Концепция непрерывного образования взрослых как социальный институт инноваций»

Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com/ 2016, Том 4, номер 3 (май - июнь) http://mir-nauki.com/vol4-3 .html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/21PDMN316.pdf Статья опубликована 20.06.2016 Ссылка для цитирования этой статьи:

Кущева Н.Б., Терехова В.И. Концепция непрерывного образования взрослых как социальный институт инноваций // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 3 http://mir-nauki.com/PDF/21PDMN316.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 378.147.227

Кущева Наталия Борисовна

ГОУ «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», Россия, Санкт-Петербург

Кандидат технических наук, доцент E-mail: nkushcheva@yandex.ru

Терехова Валентина Ивановна

ГОУ «Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения», Россия, Санкт-Петербург

Кандидат исторических наук, доцент E-mail: nkushcheva@yandex.ru

Концепция непрерывного образования взрослых как социальный институт инноваций

Аннотация. В статье рассматривается концепция непрерывного образования взрослых, которая основана на принципах непрерывности, гибкости, быстрой динамике, связанной со сменой потребностей на рынке труда, на реализации концепта образования «не на всю жизнь, а через всю жизнь». Современный человек должен уметь учиться: искать и находить необходимую информацию, использовать разнообразные источники информации и постоянно приобретать дополнительные знания. Высокий потенциал непрерывного образования заключается в суммарном приращении разного рода знаний. Функции непрерывного образования также обсуждаются в статье. Концепция непрерывного профессионального образования взрослых тесно связана с понятием обучающая организация, так как человек, прошедший обучение в образовательной организации захочет применить полученные знания на рабочем месте. Центральную линию преемственной связи между стадиями пожизненного образовательного процесса составляет формирование и обогащение творческого потенциала личности. Модульное образование является современным инновационным направлением в образовательной деятельности, который содержит ряд преимуществ по сравнению с традиционной системой образования для обучающегося, преподавателя и образовательного учреждения. Авторами анализируются принципы деятельностного развития личности обучающегося в образовательном процессе, требований и критерии государственной аккредитации, предъявляемые образовательным учреждениям, участвующим в непрерывном образовании взрослых.

Ключевые слова: непрерывное образование; образование взрослых; социализация; личность; инновации; модульное обучение; образовательно-ценностная модель; функции образования; профессиональная мобильность

Динамичные трансформационные процессы в экономике России, происходящие в последние десятилетия, привели к кризису традиционных моделей и теорий регионального

экономического развития и потребовали разработки новых подходов к формированию и развитию трудового потенциала. Потребность в непрерывном образовании в настоящее время является ответом на ускорение темпов изменения отраслей экономики, рынков, процессов глобализации, технологических достижений, перехода к постиндустриальной экономике. Ближайшей задачей модернизации сферы труда и занятости является радикальное совершенствование всех видов рабочих мест путем технико-технологической, функционально-содержательной, организационной оптимизации. Это одно из важнейших направлений в решении проблемы формирования кадров для новой, инновационной экономики.

В настоящее время имеется огромное количество определений непрерывного образования как в российской, так и в зарубежной литературе. Непрерывное обучение определяется в декларации ЕС как «все виды обучения, предпринятые в течение жизни, с целью улучшения знаний, навыков и компетентности, в персональной, гражданской, социальной сферах, и связанные с перспективой занятости» [11]. То есть, иными словами, главной целью является позиция человека на рынке труда.

Стратегическая важность непрерывного образования еще с 2000 г. была выделена в учреждениях Европейского Союза [10]. Особое внимание было уделено роли образования в экономике, базирующейся на знаниях, и были определены следующие цели:

• улучшение качества и эффективности образовательных систем;

• обеспечение широкого доступа к системам образования;

• открытие систем образования для окружающих и для мира.

Современное понимание непрерывного образования взрослых позволяет выделить несколько его основных функций: профессиональную, социальную и личностную.

Профессиональная функция обеспечивает формирование у обучающегося необходимых профессиональных компетенций и квалификаций, и, как следствие, приобретение новых профессиональных возможностей, повышение его трудовой мобильности. Социальная функция позволяет дополнять и обогащать процесс взаимодействия человека с обществом, экономической сферой, государством в целом за счет ознакомления с общечеловеческими ценностями, языком, культурой, новыми видами деятельности, современными технологиями социального взаимодействия. Личностная функция обеспечивает удовлетворение индивидуальных познавательных потребностей человека, интересов, увлечений и, как правило, сопровождает его повседневную жизнь.

Международные исследования говорят о том, что увеличение средней продолжительности образования населения всего лишь на один год, в долгосрочной перспективе ведет к увеличению экономического роста на 3,7%, а доходов на душу населения на 6% [1]. Таким образом, непрерывное образование является одним из ключевых компонентов обеспечения устойчивого и эффективного развития человеческого капитала и социально-экономического развития Российской Федерации в целом.

Одним из основных признаков успешной социализации обучающихся эксперты считают отношение к взрослых к образованию вообще. Шайдулин Д.Р. выделяет 2 типа личности - так называемые «завершенные» специалисты и «обучающиеся на протяжении всей жизни» [9]. Представители первой группы не проявляют особого интереса к образованию, считая себя уже готовыми высококлассными специалистами, не нуждающимися в дополнительном образовании или повышении квалификации. Свои неудачи представители этого типа списывают на обстоятельства окружающей среды, не принимая во внимание, что эти обстоятельства во многом определяются их собственным профессиональным поведением.

Часто случается так, что их позиция меняется, но не влияет кардинально на их желание продолжать учится. Представители второго типа учатся всю жизнь. Им все время кажется, что им не хватает образования, и есть постоянная необходимость его повышать. Для системы образования этот тип личности более привлекателен. Эти люди находятся в постоянном поиске дополнительных возможностей дополнительного развития себя путем образования, интеллектуального развития.

Службы занятости, анализируют ситуацию, складывающуюся на рынке труда, и предлагают желающим различные пути переподготовки и нахождения себя в новом качестве. Люди, потерявшие работу или желающие сменить профиль деятельности, активно пользуются возможностями непрерывного образовании.

В 2013 г. в Петербурге прошли переобучение более 10 тыс. безработных, а также около 6 тыс. работников, находившихся под угрозой увольнения. При этом 80% прошедших такое обучение сразу же трудоустраиваются [3].

По мере преодоления кризиса и решения задач посткризисного оздоровления и развития экономики особо актуальными становятся вопрос переподготовки и переобучения широких слоев работающего населения, высвобождаемого в результате модернизации отраслей экономики. Оперативная и эффективная работа по переподготовке высвобождаемых работников является одной из решающих мер по скорейшему трудоустройству работников в структуре обновленной занятости.

Общие для всех образовательных учреждений специфические особенности предопределяют необходимость выработки для них особых требований и критериев государственной аккредитации. В образовательных учреждениях разного уровня созданы [8]:

а) многоуровневая система, обеспечивающая процесс формирования личности;

б) осуществляется целевая преемственность всех этапов обучения, этапность содержания образовательной деятельности с использованием высококвалифицированных специалистов;

в) разработка содержания и технологий системы строится с учетом диверсификации принципов и функций социально-культурной деятельности;

г) обеспечена личностно-деятельностная направленность образовательного процесса на основе разработанной модели диверсификации системы непрерывного образования;

д) реализация творческого потенциала личности направлена на самоопределение, саморазвитие и самоактуализацию;

е) задействованы ресурсные потенциалы субъект-субъектных отношений, личностных позиций как объективных факторов образования в социально-культурной сфере;

ж) сформирована эффективная инвестиционная политика, направленная на диверсификацию социально-культурных проектов в системе непрерывного образования.

Образовательная программа обычно формируется на основе выбора модулей из общей образовательной программы. Сущность технологии модульного обучения состоит в том, чтобы правильно и функционально разделить содержание исходной дисциплины на лаконичные и законченные блоки согласно профессиональным задачам и необходимым современным требованиям. Модульная образовательная программа — это совокупность и

последовательность модулей, направленная на овладение определенными компетенциями, необходимыми для присвоения квалификации» [3].

Модульное обучение профессии заключается в последовательном усвоении модульных единиц и модульных элементов, при котором нет строго заданного срока обучения, так как оно зависит от уровня подготовленности слушателя, его предыдущих знаний и умений, желаемого уровня получаемой квалификации. Модульная система профессионального обучения и повышения квалификации взрослого населения предполагает, что учебный план и рабочая программа будут составляться в зависимости от компетентности конкретного слушателя и носить индивидуальный характер без обязательной «привязки» к часам. Слушатель частично или полностью самостоятельно может работать с предложенной ему учебной программой, которая содержит в себе целевую программу действий, базы информации и методическое руководство для достижения поставленных дидактических целей. В этом случае функции преподавателя изменяются от информационно-контролирующих до консультационно-координирующих.

Инновационные образовательные модели обучения не могут быть успешно реализованы в профессиональном обучении без трансформации системы оценивания учебных достижений в образовательном процессе. Востребован педагог, способный к взаимодействию с обучающимися на основе партнерских отношений в совместной оценочной деятельности, понимающий и соотносящий смыслы и значения, нормативы оценочной деятельности как личностно и профессионально ценностные. При этом чаще всего феномен оценочной деятельности педагога в исследованиях рассматривается в контексте управленческой составляющей педагогической деятельности.

Участие преподавателей в методической инновационной деятельности образовательного учреждения способствует формированию собственной педагогической системы, индивидуального стиля педагогической работы. Благодаря методической работе преподаватель учится планировать, координировать и корректировать социально-психологические и психолого-педагогические условия развития социально компетентной личности. К тому же в методической работе происходит обогащение и обмен опытом. В образовательном процессе преподавателю необходимо реализовывать такие принципы деятельностного развития личности обучающегося, как:

а) тесную связь образования и воспитания с характером будущей профессиональной деятельности в информационном обществе;

б) вооружение обучающегося исследовательским стилем деятельности;

в) проблемно-ориентированный подход к обучению;

г) индивидуальное творчество обучающегося для построения личной образовательной траектории [4].

В условиях современной экономики обучение превратилось в пожизненный процесс. Работники на протяжении всей своей профессиональной работы неоднократно осваивают новые знания и навыки, часто меняют области деятельности, а в вузы приходят обучаться помимо вчерашних школьников более зрелые специалисты, совмещая учебу работой, получая второе (третье) высшее образование. Как отмечает Сагинова О.В. наличие опыта практической деятельности у обучающихся и потребности в особых условиях получения дополнительного образования обязывают образовательные учреждения думать об изменении графика и методов обучения, так как недостаточно дать студентам определенный объем теоретических и практических знаний, и становится важным обучить персонал поиску и анализу необходимой информации, т.е. обучить самому процессу получения знаний [6, 7].

2^М№16

Каменова Д.К. предложила рассматривать непрерывное образование с использованием образовательно-ценностной модели. Компоненты этой модели взаимодействия обучаемого и преподавателя выступают:

1. потребность - непрерывное образование, с одной стороны, представляется как непрерывный и целенаправленный процесс овладения человеком профессиональными и другими знаниями, позволяющими ему оставаться творчески активным на протяжении всей его жизни, с другой, как способ непрерывной передачи бытового и научного знания;

2. субъект - творчески активный человек, непосредственно связанный с коллективной деятельностью;

3. путь - ориентирование на подходы, которые могут обеспечить соответствие образовательной парадигмы ряду меняющихся детерминант социально-образовательной ситуации [2].

Непрерывное образование способствует повышению профессиональной мобильности, что является фактором развития наукоемких высокотехнологичных производств в базовых отраслях, становлению конкурентоспособности инновационной экономики. В связи с этим особую актуальность приобретает создание региональной социально-экономической системы кадрового обеспечения потребностей региональной экономики в кадрах, отвечающих современным квалифицированным требованиям работодателей, плановым потребностям адресной программы развития промышленности.

По данным НИУ-ВШЭ 55% россиян в возрасте 25-64 лет, имеющих профессиональное образование, считают, что их текущая деятельность частично или полностью совпадает с полученной специальностью. Однако, 38% отметили, что полученное образование не соответствует тому, чем они сейчас занимаются. Остальные не смогли однозначно определиться с ответом. Рост благосостояния населения в целом, появление свободного времени, расширение перечня образовательных услуг привели к осознанию необходимости постоянного обновления знаний не только для профессиональной деятельности, но и восприятия образования как ценности. При этом возрастает роль семьи, как некого «толкателя» человека к дальнейшему развитию. Важными стимулами образовательной активности могут служить как надежды улучшить свое материальное положение, но и личные предпочтения человека. Особенно значимо здесь стремление заниматься самообразованием, которое позволяет получить знания и навыки, нужные для профессионального роста, а также для общего развития [5].

В современном обществе все взаимосвязано, и изменения на рынке труда в виде падения спроса либо, наоборот, роста на тех или иных специалистов обязательно отразятся на рынке образовательных услуг, но человек постоянно образовывающийся будет постоянно востребован рынком. Степень подготовленности, уровень компетенции являются основными критериями для работодателя любой страны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Концепция организации системы непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. - URL: http://www.irdpo.ru/concept.html (дата обращения: 05.02.2016).

2. Каменова Д.К. Непрерывное образование как образовательно-ценностная модель. - ЛГУ им. А.С. Пушкина, НИИ соц.-экон. и пед. пробл. непрерыв. образования. Т. 8. - СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2010. - С. 463-467.

3. Колесников Н.Е. Переподготовка кадров как форма непрерывного профессионального образования и важное направление модернизации кадрового ресурса экономики // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. 2010. №. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/perepodgotovka-kadrov-kak-forma-nepreryvnogo-professionalnogo-obrazovaniya-i-vazhnoe-napravlenie-modernizatsii-kadrovogo-resursa (дата обращения: 16.05.2016).

4. Кущева Н.Б. Формирование профессиональных компетенций в программах прикладного бакалавриата для сферы туризма и гостеприимства. - Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. 2012. №7 (58). С. 100-108.

5. Кущева Н.Б., Терехова В.И. Подготовка специалистов для индустрии туризма и гостеприимства на основе проблемно-ориентированной модели обучения. -Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7. №2 (27). С. 142.

6. Сагинова О.В. Формирование экономики знаний и задачи образования // Экономика образования. - 2007. - №1.

7. Слободчиков В.И. Философско-педагогические и религиозные основания образования в России: истоки и современность // Шестые Междунар. Покровские образовательные чтения. - Рязань, 2008.

8. Сулейманкадиева А.Э. Перспективы развития непрерывного образования персонала организации в условиях экономики знаний. - ЛГУ им. А.С. Пушкина, НИИ соц.-экон. и пед. пробл. непрерыв. образования. Т. 8. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2010. - 652 с.

9. Шайдуллин Д.Р. Современные процессы совершенствования технологии образования и профессиональной подготовки военных специалистов: диссертация ... кандидата социологических наук: 22.00.04. - Москва, 2003. - 128 с.: ил.

10. Balogovâ, B. World of Senior Citiziens - Senior Citiziens in the World. Presov: FF PU, 2008.

11. Common European Framework of Reference for Languages: Learning, Teaching, Assessment. Strasbour: Council of Europe, Cambridge: Cambridge University Press, 2001. 260 p.

Kushcheva Natalia Borisovna

Saint Petersburg state university of economics, Russia, Saint Petersburg

E-mail: nkushcheva@yandex.ru

Terekhova Valentina Ivanovna

Saint Petersburg state university of cinema and television, Russia, Saint Petersburg

E-mail: terehova-v@mail.ru

Concept of adult life learning as a social institute of innovation

Abstract. The article considers the concept of life-long learning for adults, which is based on the principles of continuity, flexibility, fast dynamics associated with the change of the needs of the labor market, on the implementation of the concept of education "not for whole life, but life-long." Modern person must be able to learn himself: seek and find the information, use multiple sources of information and continuously acquire additional knowledge. High potential of lifelong learning is the total increment of various kinds of knowledge. Lifelong learning functions are also discussed in the article. The concept of continuous vocational adult education is closely linked with the concept of learning organization, as a person trained in the educational organization wants to apply this knowledge in the workplace. The central line of continuity between the stages of life of the educational process of the formation and enrichment of the creative potential of the person. Module education is a modern innovative direction in the adjustable-term activities, which includes a number of advantages com-pared to conventional education for the student, teacher and educational institution. Authors analyze the principles of the activity of the individual student in educational process, requirements and criteria for state accreditation of educational institutions participating in the continuing education for adults.

Keywords: life-long learning; adult education; socialization; identity; innovation; module education; value-added educational model; functions of education; professional mobility

REFERENCES

1. Kontseptsiya organizatsii sistemy nepreryvnogo obrazovaniya vzroslykh v Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda [Elektronnyy resurs]. - URL: http://www.irdpo.ru/concept.html (data obrashcheniya: 05.02.2016).

2. Kamenova D.K. Nepreryvnoe obrazovanie kak obrazovatel'no-tsennostnaya model'. -LGU im. A.S. Pushkina, NII sots.-ekon. i ped. probl. nepreryv. obrazovaniya. T. 8. -SPb.: LGU im. A. S. Pushkina, 2010. - S. 463-467.

3. Kolesnikov N.E. Perepodgotovka kadrov kak forma nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya i vazhnoe napravlenie modernizatsii kadrovogo resursa ekonomiki // Obrazovanie cherez vsyu zhizn': nepreryvnoe obrazovanie v interesakh ustoychivogo razvitiya. 2010. №. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/perepodgotovka-kadrov-kak-forma-nepreryvnogo-professionalnogo-obrazovaniya-i-vazhnoe-napravlenie-modernizatsii-kadrovogo-resursa (data obrashcheniya: 16.05.2016).

4. Kushcheva N.B. Formirovanie professional'nykh kompetentsiy v programmakh prikladnogo bakalavriata dlya sfery turizma i gostepriimstva. - Vestnik INZhEKONa. Seriya: Ekonomika. 2012. №7 (58). S. 100-108.

5. Kushcheva N.B., Terekhova V.I. Podgotovka spetsialistov dlya industrii turizma i gostepriimstva na osnove problemno-orientirovannoy modeli obucheniya. - Internet-zhurnal Naukovedenie. 2015. T. 7. №2 (27). S. 142.

6. Saginova O.V. Formirovanie ekonomiki znaniy i zadachi obrazovaniya // Ekonomika obrazovaniya. - 2007. - №1.

7. Slobodchikov V.I. Filosofsko-pedagogicheskie i religioznye osnovaniya obrazovaniya v Rossii: istoki i sovremennost' // Shestye Mezhdunar. Pokrovskie obrazovatel'nye chteniya. - Ryazan', 2008.

8. Suleymankadieva A.E. Perspektivy razvitiya nepreryvnogo obrazovaniya personala organizatsii v usloviyakh ekonomiki znaniy. - LGU im. A.S. Pushkina, NII sots.-ekon. i ped. probl. nepreryv. obrazovaniya. T. 8. - SPb.: LGU im. A.S. Pushkina, 2010. -652 s.

9. Shaydullin D.R. Sovremennye protsessy sovershenstvovaniya tekhnologii obrazovaniya i professional'noy podgotovki voennykh spetsialistov: dissertatsiya ... kandidata sotsiologicheskikh nauk: 22.00.04. - Moskva, 2003. - 128 s.: il.

10. Balogovâ, B. World of Senior Citiziens - Senior Citiziens in the World. Presov: FF PU, 2008.

11. Common European Framework of Reference for Languages: Learning, Teaching, Assessment. Strasbour: Council of Europe, Cambridge: Cambridge University Press, 2001. 260 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.