Научная статья на тему 'Концепция нового регионализма в моделировании международных отношений'

Концепция нового регионализма в моделировании международных отношений Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
966
434
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Ключевые слова
РЕГИОНЫ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЕГИОНЫ / РЕГИОНАЛИЗМ / НОВЫЙ РЕГИОНАЛИЗМ / ИНСТИТУЦИАЛИЗМ / НОВЫЙ ИНСТИТУЦИАЛИЗМ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / СИНЕРГИЙНАЯ ЭНДОФИЗИЯ / ТРАНСГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ГЛОБАЛЬНОЕ ТРАНСГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ / ВОСТОЧНОАЗИАТСКИЕ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Соколов Максим Михайлович

Изложены основные аспекты концепции нового регионализма М. Китинга. Дается философский анализ проблем глобально-регионального моделирования международных отношений. Рассматриваются особенности восточноазиатских моделей развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article states the basic aspects of M. Kiting' conception of the new regionalism. This article philosophically analyses the problems of global-regional modeling of international relations. It also considers the features of eastern Asiatic models of development.

Текст научной работы на тему «Концепция нового регионализма в моделировании международных отношений»

-►

Международные отношения

УДК 340.11

М.М. Соколов

КОНЦЕПЦИЯ НОВОГО РЕГИОНАЛИЗМА В МОДЕЛИРОВАНИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

На современном этапе развития внешнеполитических отношений особый интерес представляют вопросы взаимодействия регионов на межгосударственном уровне. Современные интегративно-коммуникативные процессы, происходящие на глобальном межрегиональном уровне, характеризуются как нелинейные и динамичные, сопровождающиеся практической реализацией экономико-политических методов взаимного межправительственного сотрудничества.

В контексте исследования поставленной проблемы целесообразно обратиться к предложенной М. Китингом концепции нового регионализма, раскрывающей положительные и отрицательные последствия территориального переустройства в эпоху глобализации. Рассматривая данную проблему в исторической ретроспективе, Китинг утверждал, что на классическом этапе развития познания любое национальное государство «отличалось твердо установленными границами и сильной властью, способной осуществлять масштабное вмешательство в социально-экономическую сферу» [4, с. 143], выступая главным действующим лицом международных отношений, а также юридически выстраивая вертикальную управленческую систему, предполагающую тотальный контроль центра над регионами.

Законодательно закрепленная интеграция центральной власти и регионов, с одной стороны, препятствовала политической и социальной активизации периферийных территорий, а с другой — обеспечивала защиту государственного суверенитета, объединив различные типы национального самосознания и культурной идентичности. В рамках указанной концепции

рассматриваются политические и экономические предпосылки к переходу от традиционного государственного управления к политике нового регионализма, осуществляемой всеми странами под влиянием глобализации мировых структур и процессов.

В качестве основополагающей предпосылки теория Китинга рассматривает сложившуюся во второй половине ХХ века политическую ситуацию, при которой «подъем национализма и рост самосознания повлекли за собой» [Там же. С. 144] наступление междоусобных и межгосударственных конфликтов, что способствовало образованию большого числа регионов мирной и экстремистской направленности, стремящихся к политической, экономической и религиозной сепарации с целью достижения поставленных целей.

Экономическая составляющая поставленной проблемы заключается в стремлении правительств большинства стран мира к отказу «от сбалансированного развития территорий в рамках региональной политики, поскольку капиталу выгоднее выбирать объекты для инвестиций, исходя из мировой конъюнктуры» [Там же], учитывающей ресурсные, социальные и политические факторы конкретных регионов, возможности которых на современном этапе позволяют им оказывать активное влияние на все отраслевые сферы мировой и внутригосударственной коммерции.

Философски осмысляя стремительный процесс формирования новых регионов, важно отметить положительные и отрицательные тенденции в данной сфере. Необходимо подчеркнуть, что глобальные процессы внутригосударственной и международной регионали-

зации связаны с возрождением традиционных культур, которые «имеют собственные устойчивые институты: образовательные системы, культурные связи и густую сеть коммуникаций» [4, с. 145], а также при посредничестве большого числа сторонников оказывают противодействие политическому, экономическому влиянию со стороны наиболее мощных государств.

Региональное стремление к культурной и религиозной самобытности влечет за собой как положительные, так и отрицательные последствия. К позитивным тенденциям можно отнести перспективы достижения культурной и религиозной идентичности, а также защиту национальных интересов в сфере международных отношений, а негативные последствия проявляются в использовании экстремистских инструментов для достижения независимости, что приводит к подрыву основ социальной солидарности, национального самосознания, а также единого гуманного внутринационального и международного политического курса.

Теория нового регионализма уделяет особое внимание международно-правовым аспектам обособленности периферийных территорий. Китинг указывает, что на современном этапе «регионы участвуют в дипломатии нового типа, устанавливая связи с другими регионами, городами и отдельными странами во всем мире» [Там же. С. 146], что свидетельствует о глобальном трансграничном сотрудничестве между различными территориальными единицами, каждая из которых, имея уникальные экономические, политические и культурные традиции, претендует на полноценную интеграцию в мировое сообщество.

Современные процессы мировой регионализации характеризуются ростом внутригосударственной асимметрии, поскольку, «в то время как удовлетворяются требования отдельных территорий на независимое развитие, другие довольствуются статусом автономных регионов либо вовсе не претендуют на самостоятельность» [Там же. С. 147].

В системе философско-правового исследования концепции нового регионализма выделяются два принципиальных подхода к оценке того, в чем состоит содержание нового этапа в развитии мирового сообщества. Первый подход основывается на принятии западных по-

литических и культурных ценностей, имеющих глобальный характер, а также оказывающих тотальное влияние на все сферы жизнедеятельности. В основе второго подхода лежит межгосударственная конкуренция, которая в условиях асимметричности внешнеполитических процессов «приобретает подлинно глобальный характер и цивилизационное измерение» [6, с. 9], формирующее новый вектор ценностных ориентиров и моделей развития, подчеркивающих необходимость создания оптимальной глобальной конструкции, обеспечивающей мировое многообразие.

Концепция международной вариативности определяет, что «новый международный порядок, основанный на справедливости и признании каждого жить в мире и согласии, станет единственно возможной долгосрочной альтернативой» [5, с. 23] человеческого и межгосударственного развития, построенного на признании и уважении региональных моделей, предусматривающих формирование в соответствии с накопленными историческими традициями уникальных культурных, политических и экономических концепций противодействия процессам мировой глобализации.

В контексте системного анализа теории нового регионализма следует акцентировать внимание на концепции интерсубъектности, определяющей контуры глобального мироустройства в ракурсе идеи межгосударственной и межнациональной коммуникативности, предполагающей применение законодательно обусловленных форм, способов и процедур обязательного взаимосогласования международных действий.

На современном этапе развития глобали-зационных процессов различные формы взаимоотношений общества и государства, а также способы и процедуры осуществления внутренней и внешней политики материализуются в рамках концепции интерсубъектности. Основу концепции составляет «модель культурно-гомогенного общества, в котором правильным является то, что существует как простое единство множественности индивидов» [8, с. 145], выступающих в качестве субъектов мирового сообщества с равными религиозными и политическими правами.

С точки зрения межрегиональных аспектов интерсубъектности «согласование нацио-

^ Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки 1' 2012

нального единства и культурного разнообразия предполагает прежде всего суверенитет национальных государств» [8, с. 145], а также их субъ-ектность, провозглашающую, с одной стороны, право наций на самоопределение без нарушения норм международного права, а с другой — право на формирование и практическую реализацию национальных моделей и сценарных футуроло-гических концепций, отражающих специфику не только исторически сложившихся традиций, но и взглядов на векторы и тенденции современного мироустройства.

В контексте исследования проблемы необходимо отметить, что межрегиональное сотрудничество на современном этапе развития внешнеполитических отношений представляет собой интегративно-коммуникативную сферу, объединяющую большое количество стран, а также развивающуюся «в направлении новой многосторонней системы регулирования международных экономических отношений» [9, с. 14], нацеленной на формирование открытой транснациональной торговой зоны и в то же время на защиту суверенных экономических и культурно-правовых традиций каждого из участников межнациональных коммерческих соглашений.

Перспективы полноценного практического осуществления концепции интерсубъектности в сфере глобальной регионализации зависят от решения многочисленных проблем, лежащих в области международных рыночных отношений. На современном этапе развития межрегиональных экономических коммуникаций такие категории, как национальные интересы, суверенитет и территориальная целостность, отходят на второй план и, как следствие, возвышаются не правовые принципы, а стремления к «быстрой максимизации выгоды, анархичные определения собственных интересов и целей» [8, с. 145] в соответствии с теми коммерческими целями, которые преследуют многочисленные рыночные структуры.

Наряду с концепцией интерсубъектности особый интерес представляет теория нового институциализма. Смысловой конструкт теории «признает движущей силой политических действий реализуемые через политические институты обязательства и обязанности» [Там же] руководителей локальных суверенных единиц, а не их субъективные расчеты и коррупцион-

ные интересы. В данном случае особый интерес представляет смоделированная экономико-политическая концепция стран Восточно-Азиатского региона, системообразующим базисом которой является концепция достижения «необходимого уровня региональной стабильности и гарантированной безопасности, определения характера политического равновесия, механизма его поддержания» [10, с. 90], а также соблюдения основ межгосударственной доверительности в процессе внешнеполитического сотрудничества.

Характеризуя новаторские аспекты современного регионализма, следует подчеркнуть, что политические и экономические тенденции в развитии локальных субъектов международного сообщества происходят в контексте концепции эмерджентности, говорящей «о не запланированности, неожиданности возникновения свойств феноменов или объектов» [1, с. 78], которые не могут быть однозначно классифицированы и, как следствие, рассматриваются с позиции динамичности и нелинейности.

Смысловой континуум синергийно-эмер-джентного осмысления всемирных процессов региональной сепарации свидетельствует о том, что стремительные экономические, политические и информационные изменения в данной сфере невозможно предсказать в ракурсе од-нолинейности без использования сценарных, а также вариативно-межотраслевых концептуальных идей, объясняющих в полной мере глобально-рекурсивные векторы взаимоотношений между локальными субъектами международного сообщества.

Необходимо отметить, что современные аспекты нового регионализма рассматриваются в ракурсе синергийной эндофизической концепции, которая исследует определяющую роль наблюдателя в системе планетарных хаотических процессов. Исследуемая теория разрешает проблему «того, каким образом, сознавая себя находящимся внутри сложного мира как суперхаотического атрактора, имея темпоральный интерфейс „теперь", представленный в многообразии лингвистических, семиотических, компьютерных знаков» [Там же. С. 83], наблюдатель-участник сможет занять адекватную субъективную позицию на предмет стремительных политических, экономических и со-

циальных процессов в глобализующемся мире. В системе исследования теории нового регионализма синергийное эндовидение аспектов политической, экономической и культурной дезинтеграции на локальном уровне материализуется в результате моделирования, а также сценарного планирования, смысловой конструкт которых включает многообразие трансдисциплинарных подходов и субъективных взглядов на перспективы разрешения современных глобальных проблем в сфере межрегионального сотрудничества на планетарном уровне.

В данном случае следует акцентировать внимание на странах Восточно-Азиатского региона, на современном этапе своего развития предложивших мировому сообществу национальные модели, отличающиеся не только своей приверженностью к культурным, религиозным, экономическим и политическим традициям, но и способностью оказывать активное влияние на мировые глобализационные процессы. Необходимо подчеркнуть, что развитие передовых государств Восточной Азии, таких как Китай, Япония, Индия и Южная Корея, происходило в рамках восточной цивилизации, где каждая из формаций отличалась особым экономическим укладом жизнедеятельности.

Каждый формационный этап в развитии азиатских государств строился на возвышении «духовно-политических факторов (религии, власти), к которым понятие прогресса в экономическом смысле» [7, с. 42] было не применимо, что подтверждается автономными и консервативными взглядами на международное право и торговые взаимоотношения с другими странами. На современном этапе развития внешнеполитических отношений «социальный и экономико-технологический прорыв в Восточной Азии сопровождается подлинной культурологической и социально-психологической революцией, в ходе которой народы региона» [2, с. 12], выйдя за рамки автономности и консервативности, а также преодолев многочисленные внутригосударственные противоречия, создали азиатскую идею развития, включающую в себя особый комплекс ценностей и принципов, образовавших в совокупности вектор противодействия глобализацион-ным процессам.

Необходимо отметить, что азиатские модели стремительного роста играют позитивную

методологическую роль в системе преодоления последствий мировых экономических де-терминизмов. С целью недопущения данных противоречий азиатские государства выражают заинтересованность «в сохранении экспортных рынков, тем самым помогая индустриально развитым странам пережить кризис» [Там же. С. 14], сопровождающийся социальной и политической дестабилизацией.

В этом контексте особую роль играет азиатская концепция «поощрения региональных соглашений о свободной торговле» [11, с. 818]. Осуществление взвешенной экономической политики, построенной на беспрепятственном предоставлении свободных коммерческих зон иностранным инвесторам, а также на симбиозе субсидирования амбициозных внутригосударственных и внешних финансово-потребительских проектов, способствует становлению стран Восточно-Азиатского региона в качестве надежных международных кредиторов и инвесторов, направляющих свои значительные финансовые ресурсы в сторону обеспечения всемирной социальной стабильности.

Определяющим аспектом экономической политики азиатских государств является правительственная поддержка коммерческих направлений, ориентированных на международный экспорт. Данная внешнеэкономическая политика предполагает «субсидирование и льготное кредитование предприятий-экспортеров, возмещение затрат на уплату НДС на материалы, используемые при производстве экспортируемых товаров, снижение экспортных пошлин» [3, с. 39], что способствует свободному передвижению товаров и услуг в пределах азиатского экономического пространства.

Основу азиатской межгосударственной концепции составляет стратегическая идея достижения гармоничного интернационального единства, рассматриваемая как «привилегированная модель регионального сотрудничества и строительства» [12, с. 5] универсально-идеологической системы, предлагающей различные способы сохранения национальной идентичности, а также противостояния негативным процессам мировой глобализации. Ключевым аспектом азиатской региональной модели является «активное и успешное исполнение обязательств между соседними странами, а также организация региональных многосторонних

Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки 1' 2012

учреждений» [12, с. 2], обеспечивающих основу для конструктивного разрешения экономических и политических проблем.

Таким образом, теория нового регионализма концептуально отражает глобальную роль локальных субъектов на внешнеполитической арене, а также в сфере распределения мирового капитала. Следует подчеркнуть, что экономико-политические детерминизмы, происходящие в процессе взаимоотношения регионов, рассматриваются в контексте концепции си-нергийной эмерджентности, характеризующей межгосударственные глобальные коммуникации как нелинейные и динамичные. В контексте поставленной проблемы особый интерес представляет концепция синергийной эндофи-зии, определяющая особую роль наблюдателя, осмысляющего и моделирующего хаотичные, нелинейные процессы межрегионального взаимодействия.

Глобальная вовлеченность экономико-политических систем в процессы межрегиональной интеграции подчеркивается концепциями интерсубъектности и институциализма, смысловой конструкт которых ставит во главу угла современные интерлокальные коммуникации, гармоничное сосуществование государств, гражданских структур и транснациональных корпораций. Концептуальные межотраслевые модели, предлагаемые восточноазиатскими странами, отличаются не только приверженностью к исторически накопленным экономико-политическим и культурным традициям, лежащим в основе развития современного азиатского общества. Применение сформированных гипотетических концепций правительствами азиатских стран не только способствует внутригосударственной социально-экономической стабильности, но и оказывает активное влияние на глобальное распределение капиталов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аршинов, В.И. Синергетика конвергирует со сложностью [Текст] / В.И. Аршинов // Вопр. филос. — 2011. - № 4. - С. 73-83.

2. Гаджиев, К.С. Мировой экономический кризис: политико-культурное измерение [Текст] / К.С. Гаджиев // Там же. - 2010. - № 6. - С. 3-19.

3. Канаев, Е. Юго-восточная Азия в условиях мирового финансового кризиса [Текст] / Е. Канаев, А. Курилко // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2010. - № 2. - С. 38-46.

4. Китинг, М. Новый регионализм как возможность. Территориальное переустройство в эпоху глобализации [Текст] / М. Китинг // Россия в глобальной политике. Т. 6. - 2008. - № 4. - С. 143-148.

5. Китинг, П. Шестнадцать потерянных лет. Почему не сложился «новый мировой порядок» [Текст] / П. Китинг // Там же. - № 5. - С. 12-23.

6. Лавров, С. Россия и мир в XXI веке [Текст] / С. Лавров // Там же. - № 4. - С. 8-18.

7. Маслов, В.Ф. Цивилизационный подход к историческому процессу [Текст] / В.Ф. Маслов // Вопр. филос. - 2010. - № 7. - С. 40-46.

8. Следзевский, И.В. Диалог цивилизаций как смысловое поле мировой политики [Текст] / И.В. Следзевский // Обществ. науки и современность. - 2011. - № 2. - С. 141-156.

9. Спартак, А. Современный регионализм [Текст] / А. Спартак // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2011. - № 1. - С. 3-15.

10. Федоровский, А. Возможности и проблемы регионального сотрудничества в Восточной Азии [Текст] / А. Федоровский // Там же. - 2010. - № 1. -С. 82-91.

11. Breslin, S. Understanding China's regional rise: interpretations, identities and implications [Text] / S. Breslin // International Afairs 85. - 2009. - № 4. -P. 813-835.

12. Zhang, J. The Chinese Vision of a «Harmonious World» and East Asian Regionalism [Electronic resource] / J. Zhang // Oceanic conference of international studies, University of Queensland, July 2-4. - P. 1-24, Online Conference Publications. - Режим доступа: http:// www.polsis.uq.edu.au/OCIS/Programme.pdf; http:// www.polsis.uq.edu.au/OCIS/Zhang.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.