Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ИНВЕСТИЦИЙ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ'

КОНЦЕПЦИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ИНВЕСТИЦИЙ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народонаселение
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / НАСЕЛЕНИЕ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ионцева Светлана Владимировна, Хворостинина Полина Игоревна

Концепция непрерывного образования является частым предметом отечественных и зарубежных исследований. В данной работе предлагается сместить ракурс внимания на инвестиции в человеческий капитал в рамках непрерывного образования. Наряду с рассмотрением этапов становления и развития концепции непрерывного образования, систематизации нормативных источников, уточнением понятийного аппарата и теоретических аспектов внимание также уделяется более дискуссионным научным определениям - формальному и неформальному образованию, информальному образованию, человеческому капиталу. Принимая во внимание все многообразие существующих научных подходов к человеческому капиталу, в работе делается акцент на его духовную составляющую. В связи с этим, инвестиции в сферу образования и, соответственно, в человеческий капитал имеют свои, только им присущие особенности. В частности, накопительный эффект, часто отсроченный процент, совпадение в одном лице инвестора и объекта инвестиционных вложений. Индивид взаимодействует в обществе, поэтому полученный им процент всегда становится частью общего (совокупного) человеческого капитала государства. Инвестиции в образование одного человека могут продолжать приносить бонусы для следующих поколений. Поскольку важная роль в становлении и развитии концепции непрерывного образования принадлежит Европейскому союзу (ЕС), в работе используются данные Мониторинга образования и обучения (Education and Training Monitor) за 2020 г. и анализируется опыт стран-лидеров в развития образовательной сферы и инвестиционной деятельности. Рассматриваемый в ходе данного исследования опыт ЕС по проведению единой образовательной политики и реализации концепции непрерывного образования, включая различные наднациональные программы, может представлять интерес для подобных исследований в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ионцева Светлана Владимировна, Хворостинина Полина Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF LIFELONG EDUCATION IN THE CONTEXT OF INVESTMENTS IN HUMAN CAPITAL

The concept of the lifelong education is a prevalent object of study in Russia and abroad. This article proposes to shift the focus to investment in human capital as one of the most important aspects of lifelong education. It covers the stages of formation and development of the lifelong education concept, systematization of normative acts, clarification of the most controversial related terms, such as formal, non-formal and informal education, human capital. Taking into consideration different theoretical approaches to human capital, we emphasize its non-material spiritual component. Investments in education and, accordingly, to human capital have their own, only their inherent features, including a cumulative effect, long-term period, delayed bonuses, and so on. In addition, investor and the object of investment can be combined in one person. Individual as a beneficiary has his/her own interests, but since he/she lives in society, the gains received by him become part of the total human capital of the society and state. It is noted that investments in one person, his/her education and development may continue to generate bonuses for future generations. The present article uses the data provided by the Education and Training Monitor 2020, which collects a wide range of evidence to analyze the evolution of national education and training systems across the European Union. The article considers the experience of the EU countries in pursuing a unified educational policy and implementing the concept of lifelong education, including transnational programs. It may be of interest for similar studies in Russia.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ИНВЕСТИЦИЙ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ»

DOI: 10.19181/popuLation.2022.25.1.15

КОНЦЕПЦИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ИНВЕСТИЦИЙ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ

Ионцева С. В.1*, Хворостинина П. И.2

1Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН (119333, Москва, ул. Фотиевой, 6, корп. 1) Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова (119991, Москва, Ленинские горы, 1)

*E-mail: [email protected]

Для цитирования:

Ионцева С. В., Хворостинина П. И. Концепция непрерывного образования в контексте инвестиций в человеческий капитал // Народонаселение.- 2022.- Т. 25.- № 1 - С. 177-188. DOI: 10.19181/ popuLation.2022.25.1.15.

ТЯЯВЯ Концепция непрерывного образования является частым предметом отечественных и зарубежных исследований. В данной работе предлагается сместить ракурс внимания на инвестиции в человеческий капитал в рамках непрерывного образования. Наряду с рассмотрением этапов становления и развития концепции непрерывного образования, систематизации нормативных источников, уточнением понятийного аппарата и теоретических аспектов внимание также уделяется более дискуссионным научным определени-ям—формальному и неформальному образованию, информальному образованию, человеческому капиталу. Принимая во внимание все многообразие существующих научных подходов к человеческому капиталу, в работе делается акцент на его духовную составляющую. В связи с этим, инвестиции в сферу образования и, соответственно, в человеческий капитал имеют свои, только им присущие особенности. В частности, накопительный эффект, часто отсроченный процент, совпадение в одном лице инвестора и объекта инвестиционных вложений. Индивид взаимодействует в обществе, поэтому полученный им процент всегда становится частью общего (совокупного) человеческого капитала государства. Инвестиции в образование одного человека могут продолжать приносить бонусы для следующих поколений. Поскольку важная роль в становлении и развитии концепции непрерывного образования принадлежит Европейскому союзу (ЕС), в работе используются данные Мониторинга образования и обучения (Education and Training Monitor) за 2020 г. и анализируется опыт стран-лидеров в области развития образовательной сферы и инвестиционной деятельности. Рассматриваемый в ходе данного исследования опыт ЕС по проведению единой образовательной политики и реализации концепции непрерывного образования, включая различные наднациональные программы, может представлять интерес для подобных исследований в России.

концепция непрерывного образования, человеческий капитал, население, инвестиционная деятельность, образовательная политика Европейского союза.

© Ионцева С. В., Хворостинина П. И., 2022.

Введение

В ходе научных дискуссий на тему инвестиций, получения прибыли и пути к богатству, часто вспоминают фразу, предположительно принадлежащую Б. Франклину: «Если человек потратил свои сбережения на знания, никто не сможет отнять у него это. Инвестиции в образование всегда приносят наибольший доход»1. Усомниться в точности и важности передаваемой мысли невозможно. Более того, спустя 200 лет, образование по-прежнему рассматривают как самое значительное инвестирование в будущее2. Этому можно легко найти объяснение. Проценты от таких инвестиций получает не только сам индивид, но и государство, усиливая экономический рост и влияние на международной арене. На данный аспект обращал внимание М. В. Ломоносов, называя людей главным богатством страны. В своём трактате «О сохранении и размножении российского народа» ученый говорил о том, какую важную роль для государства играет многочисленное, здоровое, нравственное и образованное население [1, с. 131-144].

Являясь междисциплинарной сферой, образование включает в себя все грани развития и реализации человека. Существует огромное количество трактовок и подходов к раскрытию данного понятия, но при всем многообразии, идеи Джона Дьюи американского философа и прагматика второй половины XIX в. оказали большое влияние на становление теории образования. Д. Дьюи определял образование как средство преемственности опыта в процессе воспроизводства социальной группы. По его мнению, образование—это процесс передачи знаний, который является основополагающим условием существования общественной жизни [2, с. 14]. И возьмём на себя сме-

1 The Big Apple. An investment in knowledge always pays the best interest. — URL: https://www. barrypopik.com/index. php/new_york_city/entry/an_investment_in_knowledge/ (дата обращения: 10.10.2021).

2 Education: the most powerful investment in our future // UNICEF Connect. — URL: https://blogs.unicef.org/blog/ education-the-most-powerful-investment-in-our-future/ (дата обращения: 10.10.2021).

лость немного дополнить—существования человека как биологического вида. Д. Дьюи выделяет три основные функции образовательной среды: во-первых, она содействует становлению простой для восприятия и желательной системы отношения к миру; во-вторых, защищает личность от влияния неприемлемых черт окружающего общества; в-третьих, создаёт сбалансированную среду для развития личности [2, с. 25].

В широком смысле образование можно обозначить как процесс передачи знаний и опыта от одного поколения к другому. Такой подход объединяет воедино все образовательные процессы, включая формальные, неформальные и информальные способы получения знаний, а также образовательные последствия каждодневного опыта, который человек приобретает в процессе жизнедеятельности. В более узком понимании, образование можно определить как целенаправленный процесс обучения и воспитания, ориентированный на передачу знаний и опыта и их освоение, регламентированный правом, основной задачей которого является интеллектуальное и профессиональное развитие человека, обеспечивающие ему взаимовыгодное взаимодействие с социумом.

Также следует пояснить, упомянутое выше формальное (formal), неформальное (not-formal) и информальное (informal) образование. Формальное образование представляет собой чётко регламентированную систему, в которой процесс образования подчинён иерархии и обязательной хронологической последовательности. Так обучение начинается с начальной школы до университета, и также включает в себя различные специализированные программы и профтехническую подготовку, контролируется государством. Неформальное образование представляет собой любую образовательную деятельность за пределами системы формального образования. Условно данный вид можно назвать дополнительным. Это всевозможные секции, курсы, школы, предлагающие свой учебный продукт вне формальной систе-

мы обучения. Информальное образование человек получает в течение всей жизни, в том числе, не стремясь к этому специально. Индивид формирует свои взгляды, ценности, знания, навыки на основе воспитания в семье, своего повседневного опыта и окружающей среды. Следует отметить, что три формы образования могут реализоваться одновременно, а их процентное соотношение между собой зависит от проводимой государством образовательной политики, культуры и обычаев. Их границы весьма нечёткие, и можно предположить, что такая тенденция продолжится и в дальнейшем, также как и поиск способов признания неформального и информального образования3.

Концепция непрерывного образования

Ведущую роль в формулировании концепции непрерывного образования во вто -рой половине XX в. сыграла ЮНЕСКО — на полях форумов этой организации в 19601970-х гг. были представлены исследования и рекомендации в области распространения непрерывного образования в мире. Основой для дальнейших исследований стал доклад П. Ленгранда, представленный в 1965 г., и доклад международной комиссии Э. Фора «Учиться, чтобы быть: мир образования сегодня и завтра» 1972 года. В опубликованной в 1975 г. работе «Введение в непрерывное образование» [3, с. 181] П. Ленгранд опровергает устоявшееся отождествление понятий «непрерывное образование» и «обучение взрослых», определяя непрерывное образование как «образование в полном смысле этого слова, включая все его аспекты и его непрерывное развитие от первого до последнего момента жизни» [4. с. 20]. Поддерживая данный подход, авторы доклада Э. Фора, выдвинули принцип непрерывного образования в течение всей жизни,

3 Investment in education. Education and training monitor 2020: Teaching and learning in a digital age // Directorate-General for Education, Youth, Sport and Culture (European Commission). Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2020.- URL: https://op.europa.eu/webpub/ eac/education-and-training-monitor-2020/en/chapters/ chapter3.htmL#ch3-2 (дата обращения: 16.10.2021).

доступного для каждого человека, в качестве основополагающего принципа образовательной политики. Именно эти два доклада легли в основу подхода ЮНЕСКО и ЕС к построению образовательной системы и проведению политики образования. Оба доклада рассматривают непрерывное образование как непрерывный процесс, охватывающий все аспекты обучения, а не являющийся суммой отдельных ступеней формального образования. В качестве одного из ключевых принципов концепции непрерывного образования было выдвинуто наделение обучающими функциями бизнеса, промышленных предприятий и правительственных структур, которые наравне со специализированными образовательными учреждениями должны способствовать равному доступу всем индивидам к образованию и обучению.

В англоязычной литературе используются два основных понятия: «continuous education» и «lifelong education», которые переводятся на русский язык «образование в течение всей жизни», «образование длиной в жизнь» и наиболее точное, но не очень благозвучное, «пожизненное образование». В результате, в русскоязычной трактовке обычно используется термин «непрерывное образование». Изначально идея о непрерывном образовании исследовалась в контексте обучения взрослых и рассматривалась как непрерывный учебный процесс после окончания формального образования. С появлением понятия «lifelong education», то есть образования в течение всей жизни, непрерывное образование приобрело необходимое временное качество. В конечном итоге, оба данных понятия взаимодополняют друг друга и в контексте современной концепции непрерывного образования являются взаимозаменяемыми. В докладе комиссии Э. Фора подчеркивалось, что идея непрерывного образования не является чем-то новым, так как постоянное обучение является природной чертой человека. Однако изменения в экономической и социальной сферах, произошедшие в XX в., показали необходимость создания формальных структур, которые

предоставляли бы образовательные услуги после окончания школьного и профессионального образования.

В последующие десятилетия западные исследователи отмечали необходимость реформирования образовательной сферы на фоне структурного изменения информации, знаний и самого общества. О появлении новой инфосферы, новых качествах знаний и информации в 1980-е гг. писал Э. Тоффлер [5]. З. Бауман в начале XXI в. писал о кризисе образования в эпоху, которую он называет «постмодернити»—время, когда знания и навыки теряют свою актуальность и востребованность быстрее, чем человек успевает их освоить. В эту эпоху появляется необходимость в «третичном образовании», то есть в приобретении навыков адаптации к постоянно изменяющимся условиям окружающего мира [6].

Реализация концепции непрерывного образования в ЕС

Сегодня в рамках концепции непрерывного образования сложился подход, который интерпретирует образование не в качестве целенаправленной деятельности по приобретению знаний и компетенций, а как непрекращающийся процесс развития и роста личности. Такой подход рассматривает непрерывное образование в качестве одной из основных составляющих образа жизни человека. В современном мире важнейшим активом задействованного в любой сфере человека, становится не объём усвоенных знаний, а навык постоянного переобучения и адаптации. Постепенно данный подход к образованию начал проникать в процесс выработки образовательной политики, и одним из первых в переходе к концепции непрерывного образования стал ЕС.

Переход европейского общества к «обществу знаний» был закреплён в принятой в 1995 г. Европейской Комиссией «Белой книге об обучении и образовании: в направлении общества образования»4. Белая

4 White paper on education and training. Teaching and Learning. Towards the learning society. 29.11.1995. — URL: https://publications.europa.eu/en/publication-detail/-/

книга ставила цель обеспечить гражданам стран ЕС такое образование и обучение, которое позволило бы им адаптироваться к новым изменениям и быть востребованными в экономике и обществе. Документ закрепил признание образования, основанного на подходе «обучения в течение всей жизни», в качестве ключевого инструмента для перехода к «обществу знаний». Так, 1996 г. был объявлен «Годом обучения в течение всей жизни». В 2000 г. была принята Лиссабонская стратегия развития ЕС до 2010 года. Согласно ей, образовательные системы стран ЕС должны были отвечать требованиям «общества знаний» и предоставлять такие образовательные возможности, которые позволили бы различным группам населения быть востребованными на рынке труда. Стратегия определяла цели в области развития образования, одна из которых состояла в следующем: обучение на протяжении всей жизни должно предоставлять возможность приобрести базовые навыки, среди которых навыки в сфере информационных технологий, владение языками, предпринимательские и социальные навыки5.

В развитие положений Лиссабонской стратегии в 2000 г. Европейской Комиссией был принят Меморандум непрерывного образования, который закрепил его определение как «всесторонней учебной деятельности, осуществляемой на постоянной основе с целью улучшения знаний, навыков и компетенций»6. Данное определение впервые было сформулировано в Европейская стратегия занятости 1997 года. Меморандум закрепил роль концепции непрерывного образования в качестве основополагающего принципа европейской политики образования, но и подчеркнул важность «обучения шириной в жизнь» (lifewide learning), то есть характеристики

publication/d0a8aa7a-5311-4eee-904c-98fa541108d8/ language-en (дата обращения: 12.04.2021).

5 Lisbon European Council. Presidency Conclusions. 23 and 24 March 2000. // European Parliament, 2000.- URL: http:// www.europarl.europa.eu/summits/lis1_en.htm (дата обращения: 13.09.2021).

6 Memorandum on Lifelong Learning // Commission of the European Communities, 2000.- URL: https://uil.unesco.org/ document/european-communities-memorandum-lifelong-learning-issued-2000 (дата обращения: 13.09.2021).

непрерывного образования, охватывающей все формы образования (формальное, неформальное и информальное).

В 2008 г. Европейским парламентом и Советом ЕС были приняты Европейские рамки квалификаций для обучения на протяжении всей жизни, включающие 8 уровней квалификации и охватывающие весь период образования от ранних лет до взрослого возраста. Уровень квалификации определяется по трем критериям: знания, навыки и уровень способности к самостоятельному и автономному обучению. Рамочный документ был пересмотрен и дополнен в 2017 г. и носит рекомендательный характер, основываясь на принципе субсидиарности.

В 2009 г. была принята Стратегия сотрудничества «Образование и обучение 2020» (Education and Training 2020, далее — ET 2020). В качестве её фундаментального принципа была закреплена концепция обучения на протяжении всей жизни, включающая все виды образования, и все уровни — начальное, школьное, высшее образование и обучение взрослых7. Внедрение стратегии ET 2020 основывалось на открытом методе координации и принципе суб-сидиарности, которые сделали возможным проведение общей политики Европейского союза. Открытый метод координации основан на добровольном участии государств-членов в проведении образовательной политики и достижении общих целей. Основой данной политики становятся кооперация между государствами и международная мобильность, как важнейшие инструменты унификации. В соответствии с принципом субсидиарности сферой реализации политики ЕС в области образования являются национальные образовательные системы.

Ключевым органом ЕС, проводящим политику образования, является Европейская комиссия. В частности, она публикует Мониторинг по образованию и об-

7 Communication from the Commission. Europe 2020. A strategy for smart, sustainable and inclusive growth.-URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/en/

ALL/?uri=CELEX%3A52010DC2020 (дата обращения: 12.09.2021).

учению (Education and Training Monitor) и более обширный мониторинг социально-экономического развития (European Semester). Мониторинг публикуется ежегодно и включает актуальную информацию об образовании в ЕС и государствах-членах, на основе которой Еврокомиссия готовит рекомендации для модернизации образовательной политики. Основное внимание уделяется успехам в достижении целевых показателей: 1) доли учащихся, прервавших процесс обучения до его завершения — ниже 10%; 2) доли жителей с законченным высшим образованием возрастом 30-34 года — не ниже 40%; 3) уровня участия детей в дошкольном образовании — не ниже 95%; 4) уровня неуспеваемости школьников в чтении, математике и естественных науках — менее 15%; 5) доли занятых среди недавних выпускников — 82%; 6) доли взрослого населения, участвующего в обучении — не ниже 15%.

Стоит отметить, что выбор данных целевых показателей сделан неспроста — они формируют каркас для усовершенствования образовательного процесса на всём его протяжении и охватывают все этапы обучения от дошкольного до образования взрослых. Кроме того, Мониторинг предоставляет данные об уровне изучения языков, инвестировании, качестве преподавания, внедрении информационных технологий, распространении профессионального обучения. Анализ строится на данных Европейского статистического ведомства (Евростат), Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и других статистических материалах Евросоюза.

В соответствии с Мониторингом, опубликованным в ноябре 2020 г., в среднем по ЕС удалось достичь только 1 целевой показатель: доля жителей с законченным высшим образованием возрастом 30-34 года в 2019 г. в среднем по ЕС составила 40,3%. Самый значительный рост за 10 лет показали Словакия (17,6% в 2009, 40,1% в 2019), Австрия (23,4% в 2009, 42,4% в 2019) и Греция (26,6% в 2009, 43,1% в 2019), а самые низкие показатели в Румынии (25,8%)

и Италии (27,6%). При этом сохраняется проблема разрыва по ряду признаков: по социальному положению, вероятность завершения высшего образования среди студентов из необеспеченных слоёв населения почти в 2 раза ниже, чем в благополучных семьях—43,4% и 82,3%8. К достижению ещё 2 показателей ЕС удалось приблизиться:1) доля учащихся, прервавших процесс обучения до его завершения в среднем в 2019 г. составила 10,2%; 2) 94,8% детей в ЕС участвуют в дошкольном образовании. Стоит отметить, что за средними показателями скрываются значительные различия между странами. Так, показатель прерывания обязательного обучения в Хорватии составил 3%, а в Испании — 17,3%. Похоже и в дошкольном образовании, где при среднем значении по ЕС в 94,8% ряд стран показали результат ниже 82,5% — Греция, Хорватия, Словакия, Болгария и Румыния. К 2020 г. ЕС так и не удалось достичь целевого показателя по обучению взрослых — среднее значение вовлечённости взрослого населения в обучения составило 10,8%. Лишь

7 стран преодолели целевой показатель в 15% — Швеция (34.3%), Финляндия (29%), Дания (25,3%), Эстония (20,2%), Нидерланды (19,5%), Франция (19,5%) и Люксембург (19,1%).

Человеческий капитал, инвестиции и непрерывное образование

Термин «человеческий капитал» активно используется наукой на протяжении десятилетий. И хотя подходы к его содержанию разнятся, общая идея приблизительно одинаковая: «это знания, навыки и здоровье, в которые люди вкладывают средства и которые они аккумулируют в течение своей жизни, что позволяет им реализовывать свой потенциал в качестве

8 Education and training monitor 2020: Teaching and learning in a digital age // Directorate-General for Education, Youth, Sport and Culture (European Commission). Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2020. — URL: https://op.europa.eu/webpub/eac/education-and-training-monitor-2020/en/ (дата обращения: 10.08.2021).

полезных членов общества»9. Подавляющее большинство исследователей человеческого капитала XX в. рассматривали его с точки зрения материального ресурса, основная задача которого — повышать производительность труда [7-9]. Современные авторы также часто строят свои исследования тех или иных аспектов человеческого капитала с точки зрения его материальной стоимости, приравнивая его к понятию капитала, свойственному политической экономии [10].

Определенно, не принимать во внимание экономическую стоимость человеческого капитала просто невозможно, более того любые стоимостные измерения предполагают это изначально. Но, всё-таки, человеческий капитал, это в первую очередь, понятие «одушевлённое», так как свойственно человеку. Оно включает в себя «не только совокупность знаний, образовательных и профессиональных характеристик, которыми обладает население в целом (совокупный человеческий капитал) и каждый человек в отдельности (индивидуальный человеческий капитал), но и духовные, психофизические и демографические качества» [11]. Учитывая данный аспект, можно предположить, что инвестиции в человеческий капитал имеют свои особенности. Обозначим некоторые из них.

В классическом понимании инвестиции представляют собой активы, которые могут быть не только в материальной форме, направленные на получение прибыли путем их вложения в хозяйственную деятельность. С точки зрения права под инвестициями понимаются денежные средства, ценные бумаги и любое другое имущество, в том числе имущественные права, иные права, которые обладают денежной оценкой, вкладываемые в объекты предпринимательской или иной деятельности, с целью получения прибыли или достижения иного полезного эффекта10.

9 Проект развития человеческого капитала Всемирного Банка.-URL: https://www.vsemirnyjbank.org/ru/ publication/human-capital/brief/the-human-capital-project-frequently-asked-questions (дата обращения: 02.10.2021).

10 Ст. 1 закона от 25.02.1999 № 39-Ф3 (ред. от 28.12.2013)

Главная мотивация инвестора — получение прибыли. При этом прибыль никогда не может быть гарантирована, и всегда может иметь место отсутствие дохода. Инвестор осуществляет свою деятельность на свой страх и риск.

Когда мы говорим об инвестициях в образование, мы подразумеваем различные виды таких инвестиций. Это могут быть инвестиции в получение новых знаний и навыков, инвестиции в материальную базу (учебники, техника, оборудование учебных классов и т.п.), инвестиции в преподавательский состав (повышение квалификации преподавателями, освоение новых методик, и др.), инвестиции в разработку новых цифровых технологий, и многое другое. Но конечным «потребителем» этих инвестиций будет человек. Более того, в случае с инвестициями в человеческий капитал, инвестор и объект инвестиций могут совпадать. Индивид (он же инвестор), вложивший в своё обучение определенным навыкам время и деньги (инвестиции), получает первоначальный процент в виде полученных и усвоенных новых знаний. Если в дальнейшем он сможет применить полученные знания и монетизировать их, то его процент превратиться уже в финансовую прибыль.

Условно можно выделить следующие составные ступени процесса образования: 1) получение информации и навыков; 2) усвоение полученных знаний; 3) использование знаний; 4) развитие, обновление и совершенствование знаний; 5) передача своих знаний и опыта. Даже частичная реализация этого процесса гарантирует получение процента от инвестиций в образование. Другой фактор, на который мы хотели бы обратить внимание — временной. Как правило, инвестиционные проекты ограничиваются определённым сроком, а образовательные инвестиции в человеческий капитал будут носить длительный и даже накопительный эффект.

«Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».— URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_22142/ bb9e97fad9d14ac66df4b6e67c453d1be3b77b 4c/ (дата обращения: 12.10.2021).

Прибыль, полученная инвестором, как правило, становится его капиталом, которым он может распоряжаться по своему усмотрению, в том числе, превращая в новые инвестиции. Прибыль, полученная от инвестиций в образование, не всегда может быть сразу очевидна для инвестора в силу протяжённости во времени и в силу зависимости от исходных данных объекта. Так как индивид взаимодействует в об -ществе, то полученный им процент всегда становится частью общего (совокупного) человеческого капитала государства. Поэтому государство, в роли инвестора в человеческий капитал получает неоспоримые выгоды.

В заключение остановимся на примерах наиболее успешных стран в сфере инвестиций в образование, согласно Мониторингу 2020. Во всех нижеперечисленных странах доля бюджетных расходов на образование превышает среднюю по ЕС. Швеция является одним из лидеров в ЕС по уровню государственного финансирования образования — в 2018 г. на образовательную сферу приходилось 13,8% бюджетных расходов государства, тогда как средний показатель по ЕС — 9,9%. Управление и финансирование образования в этой стране сильно децентрализовано и находится в ведении местных властей. Здесь самый низкий показатель неучастия молодежи (от 15 до 29 лет) в образовании или незанятых на рынке труда среди стран ОЭСР11. В Швеции большое внимание уделяется развитию учреждений профессионального образования и подготовки. За 6 лет с 2014 по 2020 гг. количество учреждений среднего и высшего профессионального образования увеличилось на 70%, причём на 38% — с 2018 по 2020 годы. Распространение профессионального образования является частью государственной инициативы «The Knowledge Boost». В рамках данной программы местные власти получают государственные гранты на развитие постоянных учре-

11 Education and training monitor 2020: SWEDEN.- URL: https://op.europa.eu/webpub/eac/education-and-training-monitor-2020/countries/sweden.html#four (дата обраще-ния:18.08.2021).

ждений профессионального образования и обучения, в рамках которых обучение непосредственно на производстве должно составлять не менее 70% всего времени обучения. Целью программы является создание дополнительных 100 тысяч постоянных учебных мест. В рамках данной инициативы также выделяются средства на развитие программы «Swedish for Immigrants» — программы языковой подготовки иммигрантов. В рамках комбинирования данных программ иммигранты получают возможность учить шведский язык для участия в программах профессионального обучения12.

Финляндия занимает второе место в ЕС по вовлеченности взрослого населения в образование — в 2019 г. обучались 29% населения в возрасте от 25 до 64 лет. Государственное финансирование обеспечивает обязательное образование для 98% учащихся. В ведении местных властей находятся центры образования взрослых, цель которых способствовать самостоятельному обучению. Центры образования предоставляют возможность пройти открытые университетские курсы, а также интенсивные вечерние курсы или курсы выходного дня, дистанционные и онлайн-курсы. Эффективность последних подтверждается высоким уровнем цифровых навыков населения Финляндии — по данным Еврокомиссии 76% населения от 16 до 74 лет имеют цифровые навыки на базовом и выше уровне13. По данному показателю Финляндия является лидером в ЕС, что даёт ей хорошую основу для использования возможностей цифровых образовательных платформ. Кроме того, рассматриваются возможности для внедрения учёта навыков и квалификаций, полученных в рамках неформального образования взрослых14.

12 Там же

13 Digital Economy and Society Index (DESI) 2020: Finland. // European Commission, 2020. — URL: https://digital-strategy. ec.europa.eu/en/library/digital-economy-and-society-index-desi-2020 (дата обращения: 25.04.2021).

14 Education and training monitor 2020: FINLAND. — URL:

https://op.europa.eu/webpub/eac/education-and-training-

monitor-2020/countries/finland.html (дата обращения:

19.08.2021).

Дания традиционно занимает лидирующие позиции в Евросоюзе в области образования взрослых, несмотря на то, что за 4 года (2015-2019) показатель участия взрослого населения снизился с 31% до 25%. В 2018 г. 12,8% бюджетных расходов пришлось на сферу образования, при этом Дания очень активно инвестирует в профессиональное обучение и повышение квалификации. Так, в октябре 2019 г. правительство выделило 13,7 млн евро на развитие курсов повышения квалификации для низкоквалифицированных работников. Здесь также действует программа ротации рабочих мест, при которой низкоквалифицированные работники в определенных секторах могут участвовать в обучении для повышения квалификации по своей специальности, при этом на время обучения их рабочее место занимают нетрудоустроенные граждане. Данная схема применяется в сфере здравоохранения и направлена на повышение общего уровня квалификации специалистов15.

Эстония является одним из лидеров в ЕС по уровню инвестирования в образование. В 2018 г. на образование пришлось 15,8% бюджетных расходов, а в 2020 г. было выделено дополнительное государственное финансирование для преодоления последствий кризиса. В частности, финансирование было направлено на повышение зарплаты преподавателей, улучшение обучения эстонскому языку, поддержку НИИ и частных учебных заведений. В стране принята стратегия развития до 2035 г. «Эстония 2035», которая включает стратегию в области образования и обучения, основанную на концепции непрерывного образования16. В Эстонии относительно высокая доля населения, не имеющего среднего или профессионального образования, в связи с чем проводится активное

15 Education and training monitor 2020: DENMARK.- URL: https://op.europa.eu/webpub/eac/education-and-training-monitor-2020/countries/denmark.html (дата обращения: 19.08.2021).

16 The Government approved the national long-term development strategy «Estonia 2035».- URL: https://www. valitsus.ee/en/news/government-approved-national-long-term-development-strategy-estonia-2035 (дата обращения: 30.08.2021).

финансирование учреждений профессиональной подготовки. Так, в 2020 г. за счёт государства на базе учреждений профессионального образования планировалось провести около 600 учебных курсов для более 7 тыс. безработных и низкоквалифицированных граждан17.

В Нидерландах доля участия взрослых в образовании в 2019 г. составила 19,5%. Для поощрения развития сферы обучения взрослых в стране принят специальный бюджет стимулирования рабочих мест, который предполагает выплаты безработным для поощрения их участия в курсах профессионального обучения, расширение бюджета языковых программ обучения малограмотных работников, а также поддержку работодателей в проведении обучающих программ. С 2017 г. в стране принята программа распространения цифровых навыков и повышения цифровой грамотности населения, в частности, для обеспечения доступности возможностей электронного правительства18.

Во Франции в последние годы большое внимание уделялось развитию цифровых образовательных платформ, что позволило эффективно перевести обучение в дистанционный формат в период карантина. Среди таких платформ можно отметить Национальный центр дистанционного образования (CNED), платформы «Devoir Faits», «Jules», «PARCOURSUP» и другие, в числе которых и платформы для образования взрослых. Так онлайн-платфор-ма PIX предоставляет возможность повысить и оценить свои цифровые навыки, а также получить подтверждение уровня таких навыков. Непрерывному образованию во Франции способствует платформа CPF (Compte personnel de formation) — Персональный образовательный аккаунт, который любой сотрудник может использовать на протяжении всей своей трудовой

17 Education and training monitor 2020: ESTONIA.-URL: https://op.europa.eu/webpub/eac/education-and-training-monitor-2020/countries/estonia.htmL (дата обращения: 19.08.2021).

18 Education and training monitor 2020: NETHERLAND.-URL: https://op.europa.eu/webpub/eac/education-and-training-monitor-2020/countries/netherLands.htmL (дата обращения:19.08.2021).

деятельности, включая периоды безработицы, до выхода на пенсию для прохождения обучения, аттестации и повышения квалификации19.. Подобная инициатива была запущена также в Люксембурге, где для решения проблемы раннего выхода на пенсию низкоквалифицированных работников была создана платформа для персональных учебных аккаунтов, через которые все сотрудники могут бесплатно проходить курсы по базовым навыкам для новых цифровых профессий20.

Заключение

Концепция непрерывного образования формируется в результате объективных условий развития сферы образования и потребностей общества. Складывается новый альтернативный взгляд на понимание сущности образования и его места в жизни человека. В соответствии с данным подходом образование можно интерпретировать не в качестве целенаправленной деятельности по приобретению знаний, компетенций и опыта, а как непрекращающийся процесс развития, роста и совершенствования личности. В этой связи инвестиции в человеческий капитал посредством образования приобретают особый смысл. Независимо от форм самих инвестиционных вложений конечным выгодоприобретателем будет выступать государство. Анализ опыта ряда стран ЕС, приведенный выше, показывает, что инвестиционная деятельность такого рода не может успешно реализоваться без вовлечения государства в этот процесс.

На примере ЕС можно увидеть три основных приоритета концепции непрерывного образования: достижение непрерывности процесса обучения на протяжении всей жизни человека; способствование доступности образовательных возможностей для каждого человека на любом эта-

19 Education and training monitor 2020: FRANCE.- URL: https://op.europa.eu/webpub/eac/education-and-training-monitor-2020/countries/france.html (дата обращения: 19.08.2021).

20 Education and training monitor 2020: LUXEMBOURG.-URL: https://op.europa.eu/webpub/eac/education-and-training-monitor-2020/countries/luxembourg.html (дата обращения: 19.08.2021).

пе жизни; формирование единой системы адекватной оценки и признания результатов всех видов обучения — формального, неформального и информального.

Инвестиции в человеческий капитал являются отдельным видом инвестиционной деятельности, которая, не имея самостоятельного правового регулирования, тем не менее, уже сформировала ряд соб-

ственных правил. Инвестиции в образование способствуют экономическому росту, социальной интеграции, авторитетному положению государства в международных отношениях, это один из самых естественных и понятных путей развития человека. Но главное, инвестиции в отдельно взятого человека становятся инвестициями в новые поколения людей.

Литература и Интернет-источники

1. Ломоносов, М. В. О сохранении и размножении российского народа / М. В. Ломоносов // Избранные произведения в 2-х т. Т. 2.— Москва : Наука, 1986.— 536 с.

2. Дьюи, Д. Демократия и образование./ Д. Дьюи.—Москва : Педагогика-Пресс, 2000.— 384 с.

3. Faure, E. Learning to Be: The World of Education Today and Tomorrow / Е. Faure.—Paris : UNESCO, 1972.— 346 p. ISBN92-3-101017-4.

4. Lengrand, P. An Introduction to Lifelong Education / Р. Lengrand. — Paris : UNESCO Press, 1975.— 157 p.

5. Тоффлер, Э. Третья волна. / Э. Тоффлер.—Москва : АСТ Москва, 2010.— 795 с.

6. Бауман, З. Индивидуализированное общество. Пер. с англ. под ред. В. Л. Иноземцева / З. Бауман.— Москва : Логос, 2002.— 390 с.

7. Becker, G.S. Economic Analysis and Human Behavior / G. S. Becker. // Advances in Behavioral Sciences.— 1987. — No. 1. — P. 3-17.

8. Schultz, T. W. Human Capital: Policy Issues and Research Opportunities / T. W. Schultz // Human resources: fiftieth anniversary colloquium VI.—New York: Columbia University Press, 1972.— 84 р. ISBN: 0-87014-255-0.

9. Kiker, B. F. The Historical Roots of the Concept of Human Capital / B. F. Kiker // Journal of Political Economy.— 1966.—Vol. 74.—No. 5. — Р. 481-499.

10. Капелюшников, Р.И. Сколько стоит человеческий капитал России? / Р. И. Капелюшников ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2012.— 76 с.

11. Ионцев, В. А. Демографические аспекты развития человеческого капитала в России и ее регионах / В. А. Ионцев, А. Г. Магомедова // Экономика региона.— 2015.— № 3. — С. 89-102. DOI: 10.17059/2015-3-8.

Сведения об авторах:

Ионцева Светлана Владимировна, к.э.н., ведущий научный сотрудник, Институт демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, Москва, Россия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Контактная информация: e-mail: [email protected]; ORCID: 0000-0002-7555-5882; РИНЦ Author ID: 807941.

Хворостинина Полина Игоревна, магистрант Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия.

Контактная информация: e-mail: [email protected]; ORCID: 0000-0003-3003-6859; РИНЦ Author ID:1127150.

DOI: 10.19181/popuLation.2022.25.1.15

THE CONCEPT OF LIFELONG EDUCATION IN THE CONTEX OF INVESTMENTS IN HUMAN CAPITAL.

Svetlana V. Iontseva1*, Polina I. Khvorostinina2

1Institute for Demographic Research of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences (6, bldg. 1 Fotievoy str., Moscow, Russian Federation, 119333) 2Lomonosov Moscow State University (1 Leninskie gory, Moscow, Russian Federation, 119991)

*E-mail: [email protected]

For citation:

lontseva S. V., Khvorostinina P. I. The concept of lifelong education in the context of investments in human capital. NarodonaseLenie [Population]. 2022. VoL. 25. No. 1. P. 177-188. DOI: 10.19181/ popuLation.2022.25.1.15. (in Russ.)

Abstract: The concept of the lifelong education is a prevalent object of study in Russia and abroad. This article proposes to shift the focus to investment in human capital as one of the most important aspects of lifelong education. It covers the stages of formation and development of the lifelong education concept, systematization of normative acts, clarification of the most controversial related terms, such as formal, non-formal and informal education, human capital. Taking into consideration different theoretical approaches to human capital, we emphasize its non-material spiritual component. Investments in education and, accordingly, to human capital have their own, only their inherent features, including a cumulative effect, long-term period, delayed bonuses, and so on. In addition, investor and the object of investment can be combined in one person. Individual as a beneficiary has his/her own interests, but since he/she lives in society, the gains received by him become part of the total human capital of the society and state. It is noted that investments in one person, his/her education and development may continue to generate bonuses for future generations. The present article uses the data provided by the Education and Training Monitor 2020, which collects a wide range of evidence to analyze the evolution of national education and training systems across the European Union. The article considers the experience of the EU countries in pursuing a unified educational policy and implementing the concept of lifelong education, including transnational programs. It may be of interest for similar studies in Russia.

Keywords: the concept of lifelong education, human capital, population, investment activities, educational policy of the European Union.

References and Internet sources

1. Lomonosov M. V. O sohranenii i razmnozhenii rossijskogo naroda [On Preserving and Saving the Russian People]. Izbrannye proizvedenija v 2-h t. T. 2 [Selected Works in 2 Volumes]. Vol. 2. P. 536]. Moscow. Nauka [Science], 1986.-536 p. ISBN 978-00-1234133-0. (in Russ.)

2. Dewey J. Demokratija i obrazovanije [Democracy and Education]. Moscow. Pedagogika-Press. 2000. 384 p. (in Russ.)

3. Faure E. Learning to Be: The World of Education Today and Tomorrow. Paris. UNESCO. 1972. 346 p. ISBN 92-3-101017-4.

4. Lengrand P. An Introduction to Lifelong Education. Paris. UNESCO Press. 1975. 157 p.

5. Toffler A. Tret'ja volna. [The Third Wave]. Moscow. AST. 2010. 795 p. (in Russ.)

6. Bauman Z. Individualizirovannoje obshhestvo [The Individualized Society]. Ed. V. L. Inozemtsev. Moscow. Logos. 2002. 390 p. (in Russ.)

7. Becker G. S. Economic analysis and human behavior. Advances in Behavioral Sciences. 1987. No. 1. P. 3-17.

8. Schultz T. W. Human Capital: Policy Issues and Research Opportunities. Human resources: fiftieth anniversary colloquium. New York. Columbia University Press. 1972. 84 р. ISBN 0-87014-255-0.

9. Kiker B. F. The historical roots of the concept of human capital. Journal of Political Economy. 1966. Vol. 74. No. 5. P. 481-499. Available at: http://www.jstor.org/stable/1829595 (Accessed: 6 September 2021).

10. Kapelyushnikov R. I . Skol'ko stoit chelovecheskij kapital Rossii? [How Much is the Human Capital of Russia Worth?]. Moscow. Nats. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki» [Higher School of Economics]. 2012. 76 p. (in Russ)

11. Iontsev V. A., Magomedova, A. G. «Demograficheskije aspekty razvitija chelovecheskogo kapitala v Rossii i jejo regionah [Demographic aspects of development of the human capital in Russia and its regions]. Ekonomika regiona [Economy of Region]. 2015. No. 3. P. 89-102. DOI: 10.17059/2015-3-8. (in Russ)

Information about the authors:

Iontseva Svetlana Vladimirovna, Candidate of Economics, Leading Researcher, Institute for Demographic Research of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation.

Contact information: e-mail: [email protected]; ORCID: 0000-0002-7555-5882; Elibrary Author ID: 807941.

Khvorostinina Polina Igorevna, graduate student, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation.

Contact information: e-mail: [email protected]; ORCID: 0000-0003-3003-6859; Elibrary Author ID: 1127150.

Статья поступила в редакцию 27.10.2021, одобрена 28.02.2022, опубликована 30.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.