Научная статья на тему 'Концепция научной деятельности и подготовки кадров высшей квалификации в Омском государственном техническом университете'

Концепция научной деятельности и подготовки кадров высшей квалификации в Омском государственном техническом университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция научной деятельности и подготовки кадров высшей квалификации в Омском государственном техническом университете»

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

а. п. моргунов КОНЦЕПЦИЯ НАУЧНОЙ Омский государственный ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОДГОТОВКИ

технический университет и

КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ В ОМСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Моргунов Анатолии Павлович.

Вновь созданный при Президенте Российской Федерации Совет по науке и высоким технологиям. Президиум Госсовета, Совет безопасности и сам Президент пришли к единому мнению о том, что развитие науки и технологий относится к числу высших приоритетов Российской Федерации. Наука должна стать головной производительной силой общества, превратиться а высокотехнологический бизнес, обеспечивающий основную долю прироста ВВП, а социальный статус разработчика, ученого необходимо подмять на достойный уровень. 8 одном из документов «Об основах политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» признано, что одной из главных задач государства будет формирование национальной инновационной системы (НИС), для чего необходимо установить правильный баланс распределения ресурсов государства между различными этапами инновационного цикла: идея - технология -производство продукции, имеющей платежеспособный спрос.

По мнению Президента 9. Путина, России необходима инновационная - с рыночным уклоном - организующая модель науки Российская НИС, как, впрочем, и всякая другая, предполагает создание целостной инфраструктуры, включающей в себя как государственные, так и частные организации (в том числе и технопарки, инновационно-технологические центры, стартовые и венчурные фонды.

Министр И. Клебанов, характеризуя состояние науки, в одном из выступлений сказал; «Господдержка фундамен-

тальных и прикладных исследований при отсутствии развитой промышленности и системы реализации высокотехнологичной продукции приводит к субсидированию за наш счет экономик других стран. Сегодня российская промышленность испытывает жесткий прессинг иностранных корпораций, имеющий целью вытеснить нашу научно-техническую продукцию не только с международного, но и с российского рынка при поддержке собственных инновационных систем»

Важнейшими инновационными проектами государственного значения являются проекты е отраслях энергетики {в том числе альтернативной) и энергопотребления, био-

технологии и медицины, экологии, производственных технологий, новых материалов и технических технологий, информационны* технологий, транспорта и др. В соответствии с основными направлениями научной и технической политики государства цель и задачи научной деятельности в ОмГТУ предусматривают развитие исследований по актуальной тематике, и в дальнейшем будут строиться на основе вышеозначенных подходов.

Однако целью научной деятельности образовательного учреждения в первую очередь является подготовка научных и научно-педагогических кадров на уровне мировых квалификационных требований. Поэтому вывод о целесообразности развития тех или иных научных направлений в вузе должен формулироваться, помимо учета объективной результативности и перспективности исследований, еще и на основе потребностей региона в тех или иных специалистах. Эффективное использование образовательного и научно-технического потенциала для развития экономики и решения социальных задач - вот то определяющее условие в организации научно-исследовательской работы вуза. При этом квалифицированные кадры необходимо начинать обучать заранее, с учетом перспективного прогноза по приоритетным направпениям науки и техники.

В условиях ограниченности бюджетных ассигнований на науку вузов одни м из неотъемлемых условий оптимального распредепения денежных средств является построение системы научно-исследовательской деятельности, которая наилучшим образом отвечала бы потребностям региона, не снижая при этом достигнутого в университете уровня научных исследований. Подготовка специалистов по соответствующим тематическим направлениям для обеспечения экономических потребностей региона и развития науки - главная задача есей системы образования в университете.

Одним из реальных, действенных инструментов в решении проблемы кадровогообеспечения реального сектора экономики: закрепления е сферах науки, высшего образования и инноваций талантливой молодежи, сохранения и развития ведущих научных школ и научно-педагогических коллективов является интеграция науки и высшего образования. Университет включится в выполнение федеральной целевой программы «Интеграция науки и высшего образования России на 2002-2006 годы», цель которой- развитие научно-технического и кадрового потенциала страны и адаптация его к рыночной экономике, формирование нового мышления в постиндустриальном обществе.

Государственными заказчиками программы определены Министерство образования России (координатор), Минпромнауки России и Российская академия наук. С целью привлечения к реализации программы средств из бюджетов субъектов российской Федерации и внебюджетных источников проводится работа по оформлению соглашений между Минобраэованием и регионами о совместном участии в реализации ФЦП «Интеграция».

В рамках темплана НИР университет проводит инициативные исследования по определенному спектру научных направлений, опираясь на опыт сложившихся научных школ, кадровый потенциал, сообразуясь с научными интересами и ресурсными возможностями, с вектором на фун-даментапьные исследования. К сожалению, тематика исследований охватывает не все основные области знаний, характерные для нашего университета. Доля фундаментальных работ составляет 21, прикладных - 50, экспериментальных - 30 %. В то же время эти показатели по министерству существен но отличаются: доля фундаментальных работ - 66,19, прикладных -13,58, экспериментальных -0,23%,

Министерство образования России считает темплан, программы и гранты тесно увязанными между собой формами проведения научных исследований, поэтому при умелом сочетании этих форм можно создать целостную и сбалансированную систему поддержки научного комплек-

са вуза. На наш взгляд, требуют внимания принципы распределения средств по темплану. Существующую практику поддержки работ необходимо дополнить таким видом деятельности, как хоздоговорные исследования. Существенным стимулом явится поддержка ученых, имеющих признанные научные школы, оснащение их современным оборудованием, организация центров коллективного пользования. В рамках интеграции науки и образования назрела необходимость на первом этапе реструктуризации часть внебюджетных средств университета направить на инновационную деятепьность и на поддержку наи-бопее активных, особенно молодых ученых.

Можно с уверенностью сказать, что в целом научная деятельность университета может выйти на достаточно высокий уровень. Достижения по выполнению рейтинговых показателей на уровне средних, соответствующих статусу университета по объемам хоздоговорного финансирования обеспечены благодаря активной работе трех факультетов: аэрокосмического, механико-технологического и радиотехнического. Следует заметить, что наиболее стабильным является радиотехнический факультет, несмотря на то что его показатели уступают двум другим, названным нами.

Задачей научного управления университета является привлечение сотрудников к активной научной деятельности. При наличии соответствующей инфраструктуры -инновационно-маркетинговой службы, осуществляющей как внешние связи с предприятиями региона, так и внутренние -сфакультетами, кафедрами и даже с отдельными учеными университета - научное управление в состоянии изменить в лучшую сторону продвижение разработок ОмГТУ на рынок,

В целях активизации участия сотрудников университета в реализации инновационных проектов необходимо:

- создать систему непрерывного инновационного цикла от фундаментальных, поисковых и прикладных исследований до реализации наукоемкой продукции и технологии в промы шлен ности;

- широко применять результаты инновационной деятельности в научно-технической сфере для подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов к работе в условиях инновационной экономики;

- создавать и совершенствовать инновационную инфраструктуру в университете для реализации инновационных научно-методических образовательных и научно-технических проектов по приоритетным направлениям науки и техники;

- создать фонд содействия развитию инновационной деятельности университета, который, аккумулируя средства, полученные иэ внебюджетных источников, а также от реализации наукоемкой продукции, направит их на дальнейшее развитие научных исследований, включая развитие материальной базы. Фонд должен функционировать на возвратной основе.

Одной иэ важнейших задач, поставленных концепцией научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации на 2001-2006 годы, является интеграция образования, науки и производства, расширение сферы деятельности современных вузов путем создания и развития на их основе учебно-инновационных комплексов.

Под учебно-научно-инновационным комплексом (УНИК) подразумевается объединение образовательных, научных, конструкторских и иных подраздепений в составе университета с развитой инновационной инфраструктурой с целью повышения эффективности и качества образования, интеграции интеллектуальных, материальных, производственных ресурсов и осуществления полных циклов инновационных процессов (от научных исследований до коммерческой реализации их результатов).

УНИК - один из видов университетских комплексов, отличающийся наличием развитого инновационного блока

- инновационной инфраструктуры, включая технопарк и/ или инновационно-технологический центр, центры сертификации, лицензирования, маркетинга, защиты интеллек- : туальной собственности, которые обеспечивают коммерциализацию результатов научных исследований, разработок, образовательных услуг и технологический трансферт.

Формирование УНИК позволит создать условия для координации интеграции ОмГТУ и других вузов с промышленностью и социальной сферой региона, города и таким образом усилить их влияние на социально-экономическое развитие нашего региона, где вузы составляют основу научно-технического потенциала.

При создании УНИК, прежде всего, ставятся такие задачи: повышение качества профессионального образования всех уровней на базе вуза в соответствии с современными требованиями рынка труда; координация образовательного процесса на уровне региона, обеспечение более быстрой и гибкой адаптации образовательного комплекса вуза к изменениям рынка труда, запросам общества; реализация полного цикла инновационного процесса (от фундаментальных научных исследований до коммерческой реализации их результатов и передачи готовой про-

Э. Ф. ЗОРИНА В. В. ПЛАСТИНИН ГМ.ЗЕЛЕВА

Омский государственный институт сервиса

8 1977 году в Омском государственном институте бытового обслуживания была организована кафедра физики и химии (ныне кафедра ЕНД), возглавил которую кандидат технических наук доцент М.С.Левашов,

Первые исследования посвящены очистке сточных вод после крашения на предприятиях бытового обслуживания населения. Этими проблемами занимались преподаватели-химики во главе с М.С. Левашовым. Наряду оэтой проблемой решался вопрос химической чистки одежды (руководитель кандидат технических наук, доцент A.A. Солоницына), Ею с сотрудниками были разработаны усилители химической чистки, рекомендованные для внедрения на предприятиях химчистки. Преподаватели кафедры во главе с доцентом кандидатом физико-математических наук БЗТамбовцевым занимались проблемами тонирования черно-белых фотографий и разработкой методик выделения серебра из растворов после проявления.

Вдальнейшем научная тематика кафедры менялась, но всегда носила прикладной характер.

Так, уже в 1984 г. кафедрой физики и химии (заведующая кафедрой кандидат химических наук, доцент Зорина Э.Ф.) совместно с кафедрой материаловедения (заведующая кафедрой кандидат технических наук, доцент Смирнова H.A.) разрабатывались химические отделки, используемые при изготовлении одежды. Этим творческим коллективом создан состав для формоустойчивой отделки хлопчатобумажных тканей на основе крахмала, предложены составы для устойчивого закрепления складчатых форм на шерстяных и полушерстяных тканях на основе желатина и на ацетатном шелке на основе поливинилового спирта. Данные разработки опробованы на предприятиях «Крас-ноярсккрайшвейбыта» и е некоторых ателье г. Омска,

дукции, технологий, созданных на базе этих результатов, в промышленность и социальную сферу); создание в вузе условий и возможностей для реализации крупных программ и проектов экономического, социального и технологического характера, имеющих федерапьный. региональный, межрегиональный, отраслевой и межотраслевой масштаб; повышение эффективности использования материальных, кадровых, финансовых, информационных и иных ресурсов вуза.

В результате создания УНИК будет закреплено сотрудничество системы образования с регионами, отраслями и промышленными предприятиями, что будет способствовать созданию новых технологий, решению крупных научно-технических проблем, развитию рынка научно-технической продукции, расширению экспортных возможностей региона. По нашему мнению, такой комплекс в Омске может быть создан на базе самого крупного вуза - ОмГТУ, В настоящее время уже сегодня необходимо создать э Омске учебно- научно- инновационный комплекс.

МОРГУНОВ Анатолий Павлович, доктор технических наук, профессор, проректор по научной работе.

С 1987 с и по настоящее время на кафедре ведется работа под руководством доктора физико-математических наук В. В. Ппастинина по изучению физических свойств низкотемпературной плазмы с целью оптимизации приемов спектрального анализа сложных минералов. По данной теме было опубликовано 4 монографии и получено 7 авторских свидетельств,

В связи с открытием новой специализации «Технология изделий из кожи и меха» научное направление кафедры тоже изменилось, творческий потенциал кафедры направил свои исследования на изучение вопросов технологии выделки, крашения и укрепления меха. Данные исследования велись совместно с кафедрой технологии швейных изделий под руководством кандидата технических наук, доцента З.Е.Нагорной и кандидата химических наук, доцен^ та Э.Ф.Зориной. В работе также принимала участие секция «Материаловедение» (кандидаты технических наук, доценты Т.М Иванцоеа, Е.Ю.Долгова, И.Г Леонтьева).

Первые исследования по этой тематике были проведены по разработке технологических процессов выделки нерпы (хоздоговорная тема с ПО «Краснояроккрайшвейбыт»), Изучался процесс выделки овчины на предприятиях Красноярского края (гг. Абакан, Минусинск, Красноярск).

При кафедре химии и охраны окружающей среды (кафедра ЕНД) была создана лаборатория «Химия кожи и меха», где проводились научные исследования совместно со студентами по изучению технологии выделки различного меха (песца, лисицы, соболя, куницы, норки, нутрии, ондатры, козлика, кролика). Кроме того, изучалась технология изготовления кожи из теленка и кролика, В результате были изучены и освоены намазной и окуночный методы выделки меха. Причем, на кафедре впервые испопьзо-

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НАУЧНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ КАфЕДРЫ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.