Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ В ПОПРАВКАХ К КОНСТИТУЦИИ РФ 2020 Г'

КОНЦЕПЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ В ПОПРАВКАХ К КОНСТИТУЦИИ РФ 2020 Г Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
193
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ / ПОПРАВКИ К КОНСТИТУЦИИ РФ / ИДЕОЛОГИЯ / ПАТРИОТИЗМ / СУВЕРЕНИТЕТ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бредихин А.Л.

В настоящей статье автор рассматривает принятые в 2020 году поправки в Конституцию Российской Федерации через призму формирования и нормативного закрепления национальной идеи современной России. В статье отмечается, что процесс выработки национальной идеи всегда был актуален, но идеологические положения Конституции РФ не стали ее основой. К настоящему времени, национальная идея оформилась вокруг некоторых базовых общественных ценностей, которые и были закреплены конституционными поправками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF THE NATIONAL IDEA IN AMENDMENTS TO THE CONSTITUTION OF THE RF 2020

In this article, the author examines the amendments to the Constitution of the Russian Federation adopted in 2020 through the prism of the formation and normative consolidation of the national idea of modern Russia. The article notes that the process of developing a national idea has always been relevant, but the ideological provisions of the Constitution of the Russian Federation did not become its basis. By now, the national idea has taken shape around some basic social values, which were enshrined in constitutional amendments.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ В ПОПРАВКАХ К КОНСТИТУЦИИ РФ 2020 Г»

УДК 342

КОНЦЕПЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ В ПОПРАВКАХ К КОНСТИТУЦИИ РФ 2020 Г.

Бредихин А.Л.

Санкт-Петербургский университет МВД России

В настоящей статье автор рассматривает принятые в 2020 году поправки в Конституцию Российской Федерации через призму формирования и нормативного закрепления национальной идеи современной России. В статье отмечается, что процесс выработки национальной идеи всегда был актуален, но идеологические положения Конституции РФ не стали ее основой. К настоящему времени, национальная идея оформилась вокруг некоторых базовых общественных ценностей, которые и были закреплены конституционными поправками. Ключевые слова: национальная идея, поправки к Конституции РФ, идеология, патриотизм, суверенитет.

Вопрос о национальной идее современной России давно и остро стоит на повестке дня. Современная Конституция Российской Федерации 1993 г. [1], основанная на базовых ценностях демократического общества и реализовавшая в своем содержании идеи концепции прав человека, не стала по-настоящему идеологической основой современного общества.

Советская государственность и его идеологические постулаты в начале 90-х годов были отброшены, а вместе с ними утрачено чувство гордости за свою Родину и уважение к государству. Общество оказалось деморализованным, обесценилось не только чувство любви к Отечеству, но и чувство уважения к истории. Таким образом, вопрос о национальной идее, которая бы сплотила российское общество в единую нацию, встал не случайно.

С начала 2000-х годов начала восстанавливаться экономика, граждане получили возможность работать и зарабатывать, получили социальные гарантии, но вопрос с национальной идеей так и не был решен.

Одной из значимых концепций, претендовавших на роль национальной идеи, предлагалась идея «суверенной демократии». Термин «суверенная демократия» впервые прозвучал из уст В.Ю. Суркова в 2005 году. В дальнейшем данное понятие использовали в своих выступлениях и другие руководителя нашего государства. Из этого становится ясно, что власть пыталась создать национальную идею, которая бы не противоречила новому конституционному порядку и в то же время обосновывала ее легитимность.

В.А. Лебедев, В.В. Киреев в своей статье отмечали, что «сущность суверенной демократии может заключаться в полновластии народа, демократических процессах и формах выражения этого полновластия в деятельности государства на основе его независимости от всякой иной власти внутри и вне границ Российской Федерации» [3, С. 12]. Другими словами, «суверенная демократия» означает, что верховная власть принадлежит народу, то есть народ реально оказывает влияние на принимаемые в государстве решения. Однако народ -понятие неопределенное и не всегда он консолидирован вокруг одной политической силы, поэтому представленное выше определение недостаточно ясно определяет термин «суверенная демократия».

Демократия означает в современном понимании не буквально «власть народа», а определенный политический режим, где источником власти выступает народ. Но народ не выступает единой массой, а представлен группами с различными интересами и идеологическими предпочтениями и борьба за власть происходит в рамках демократических выборов, то есть народ самостоятельно и осознанно определяет власть. Суверенная демократия будет означать, что именно сформированная народом власть, обладающая высокой степенью легитимности, будет верховной, независимой и самодостаточной.

Некоторые авторы выражали сомнение в обоснованности «суверенной демократии». Так, Я.Ю. Матвиенко отмечает, что «в русле англо-саксонской политико-правовой традиции глобалисты считают, что любая демократия уже является суверенной и, напротив, атрибут

суверенности неотъемлемо принадлежит демократии, что вытекает из тезиса о народе-суверене» [4, С. 23]. С. Каганов отмечает, что «в мире вообще не бывает несуверенной демократии. Либо мы правим собой, либо нами правят издалека. А все остальное - игра словами. Мне не очень нравится и слово «суверенная демократия», это оксюморон» [5].

В целом, какого либо существенного значения эта концепция не имела для развития общества и не получила эмоционального отклика у населения. Таким образом, стало понятно, что идеология действующей Конституции РФ [1] не является общественной идеологией и не претендует на роль национальной идеи. Следовательно, ее поиск должен был лежать в иной плоскости.

Искусственное формирование национальной идеи методологически верно и реализуемо, однако такая идеологическая модель должна еще получить отклик в обществе, иначе это не будет национальной идеей. Поэтому все такие усилия окажутся тщетными и не будут иметь никакого результата, разве что вызовут некоторый академический дискурс. Вычленить в общественном сознании идеи и ценности, которые могут быть положены в основу национальной идеи также стало непростой задачей.

В 2016 г. действующий Президент РФ В.В. Путин впервые очень четко назвал суть национальной идеи современной России: «У нас нет никакой, и не может быть другой объединяющей идеи, кроме патриотизма... Никакой другой идеи мы не придумаем, и придумывать не надо» [6].

В дальнейшем стало ясно, что патриотизм стал наиболее удобным символом национального единства, что и получило развитие в дальнейшей политике государства. В конечном итоге возникла необходимость придания идее патриотизма конституционного статуса.

Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» [2] среди поправок к Конституции РФ 2020 г. вопросам формирования национальной идеи и патриотизма уделено большое внимание.

В новой статье 67.1. Конституции РФ [1] Россия провозглашается правопреемником и правопродолжателем Союза ССР, т.е. смело подчеркивается связь с Советским союзом и его наследием. Далее следует несколько пространная фраза «Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство», тем самым подчеркивается уникальность российской цивилизации.

Патриотизм наиболее четко отражен в ч. 3 статьи 67.1 Конституции РФ [1] «Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается». Это положение призвано служить основой патриотического воспитания и государственной идеологической политики на ближайшие годы. Данная поправка также весьма актуальна ввиду современных процессов «затирания» итогов и значения периода Второй мировой войны, роли СССР в победе над фашизмом.

Логическим продолжением должно стать совершенствование механизма юридической ответственности за искажение исторической правды и оскорбление памяти героев войны, что мы и наблюдаем в законотворческой деятельности Государственной Думы. В пункте 4 ст. 67.1 делается акцент на создании государством условий, способствующих воспитанию у детей патриотизма, гражданственности и уважения к старшим.

В п.4 новой редакции статьи 68 Конституции РФ [1] делается отсылка к культуре России, как «уникального наследия ее многонационального народа», подчеркивается обязанность государства ее охранять.

Внесенная в Конституцию РФ [1] ст. 75.1 провозглашает создание условий для «устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества, гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда, обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей граждани-

на, социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность».

Важное положение закреплено в новой редакции ст. 69 Конституции РФ [1] в части указания на то, что не подлежат исполнению решения межгосударственных органов, которые в их истолковании, противоречат Конституции Российской Федерации, что явно направлено на обеспечение суверенитета Российской Федерации, его полноте и неограниченности. Данный подход уже был явно выражен в ряде позиций Конституционного Суда Российской Федерации, который указывал на верховенство Конституции РФ перед решениями Европейского Суда по правам человека, но теперь эта практика приобрела конституционное закрепление.

На основании изложенного, можно сделать вывод, что с принятием поправок в 2020 г. концептуально и нормативно оформилась новая национальная идея российского государства, которая обозначила следующие основные идеологические постулаты: а) гражданская идентификация граждан с самобытной российской цивилизацией и культурой; б) патриотизм и гордость граждан за историческое прошлое России; в) уважение человеческого достоинства и создание государством социальных гарантий для жизни и деятельности граждан; г) обеспечение суверенитета Российской Федерации.

Сильное государство, основанное на названных выше принципах, видится как идеальный образ российского общества, и формирует идейное единство граждан.

Список использованных источников:

1. Конституция РФ. - М., 2020.

2. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти»// Справочная правовая система Консультант плюс (дата обращения 30.09.2020 г.).

3. Лебедев В.А., Киреев В.В. Суверенная демократия или суверенитет демократии? // Конституционное и муниципальное право. - 2007. - № 5.

4. Матвиенко, Я. Ю. Институционально-правовые модели легитимации суверенной демократии в современной России: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - Ростов-на-Дону, 2008.

5. Пришли к согласию: Стенограмма круглого стола «Суверенное государство в условиях глобализации» // Российская газета. - 2006. - 6 сентября.

6. Путин: национальная идея в России - это патриотизм / http://ria.ru/society/20160203/1369184806.html (дата обращения - 30.09.2020 г.).

Сведения об авторах

А.Л. Бредихин - кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры математики и информатики Санкт-Петербургского университета МВД России, e-mail: axel_b@mail.ru.

UDK 342

THE CONCEPT OF THE NATIONAL IDEA IN AMENDMENTS TO THE CONSTITUTION OF THE RF 2020

Bredikhin A.L.

St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

In this article, the author examines the amendments to the Constitution of the Russian Federation adopted in 2020 through the prism of the formation and normative consolidation of the national idea of modern Russia. The article notes that the process of developing a national idea has always been relevant, but the ideological provisions of the Constitution of the Russian Federation did not become its basis. By now, the national idea has taken shape around some basic social values, which were enshrined in constitutional amendments.

Key words: national idea, amendments to the Constitution of the Russian Federation, ideology, patriotism, sovereignty.

References

1. Konstitutsiya RF. - M., 2020.

2. Zakon RF o popravke k Konstitutsii RF ot 14.03.2020 № 1-FKZ «O sovershenstvovanii regulirovaniya otdel'nykh voprosov organizatsii i funktsionirovaniya publichnoy vlasti»// Spravochnaya pravovaya sistema Konsul'tant plyus (data obrashcheniya 30.09.2020 g.).

3. Lebedev V.A., Kireyev V.V. Suverennaya demokratiya ili suverenitet demokratii? // Kon-stitutsionnoye i munitsipal'noye pravo. - 2007. - № 5.

4. Matviyenko, YA. YU. Institutsional'no-pravovyye modeli legitimatsii suverennoy demokratii v sovremennoy Rossii: Avtoreferat dissertatsii na soiskaniye uchenoy stepeni kandidata yuridicheskikh nauk.- Rostov-na-Donu, 2008.

5. Prishli k soglasiyu: Stenogramma kruglogo stola «Suverennoye gosudarstvo v usloviyakh globalizatsii» // Rossiyskaya gazeta. - 2006. - 6 sentyabrya.

6. Putin: natsional'naya ideya v Rossii - eto patriotizm / http://ria.ru/society/20160203/1369184806.html (data obrashcheniya - 30.09.2020 g.).

Author's information

A.L. Bredikhin, Candidate of Law, Senior Lecturer, Department of Mathematics and Informatics, St. Petersburg University, Ministry of Internal Affairs of Russia, e-mail: axel_b@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.