Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ: ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ (НАСТАВНИКА И НАСТАВЛЯЕМОГО)'

КОНЦЕПЦИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ: ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ (НАСТАВНИКА И НАСТАВЛЯЕМОГО) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
государственная служба / наставничество / гражданские служащие / public service / mentoring / civil servants

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Калиничева Е.И.

В статье рассматривается влияние наставничества на совершенствование профессиональных навыков сотрудников, а также на формирование качества государственного управления. В заключение будет сделан вывод о необходимости внедрения наставничества на госслужбе для повышения эффективности работы государственных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Калиничева Е.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT OF MENTORING IN PUBLIC SERVICE: OPPORTUNITIES AND LIMITATIONS (OF MENTOR AND MENTEE)

The article examines the impact of mentoring on improving the professional skills of employees, as well as on the formation of the quality of public administration. In conclusion, it will be concluded that it is necessary to introduce mentoring in the civil service to improve the efficiency of government agencies.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ: ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ (НАСТАВНИКА И НАСТАВЛЯЕМОГО)»

УДК 35

Калиничева Е.И.

магистрант

Уральский государственный экономический университет (г. Екатеринбург, Россия)

КОНЦЕПЦИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ: ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ (НАСТАВНИКА И НАСТАВЛЯЕМОГО)

Аннотация: в статье рассматривается влияние наставничества на совершенствование профессиональных навыков сотрудников, а также на формирование качества государственного управления. В заключение будет сделан вывод о необходимости внедрения наставничества на госслужбе для повышения эффективности работы государственных органов.

Ключевые слова: государственная служба, наставничество, гражданские служащие.

Наставничество представляет собой процесс, в котором опытный сотрудник (наставник) помогает менее опытному коллеге (наставляемому) развивать профессиональные навыки и компетенции. Оно способствует передаче знаний и опыта, улучшению качества работы и повышению эффективности государственных органов [1].

Нормативно-правовое регулирование наставничества на государственной гражданской службе в Российской Федерации осуществляется на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 7 октября 2019 г. № 1296 «Об утверждении Положения о наставничестве на государственной гражданской службе Российской Федерации» [2]. Так же разработан методический инструментарий по осуществлению наставничества на государственной гражданской службе Российской Федерации (версия 2.0) [2].

Рассмотрим основные цели наставничества [3]:

передачу знаний и опыта от наставника к наставляемому, помогая быстрее адаптироваться к рабочему темпу и условиям,

развитие профессиональных навыков, необходимых для эффективного выполнения служебных обязанностей,

повышение мотивации новых сотрудников

улучшение качества работы и повышение общей эффективности работы государственных органов.

Процесс наставничества на государственной службе состоит из нескольких ключевых этапов:

Этап 1: определение целей и задач наставничества, а также ожидаемые результаты.

Этап 2: разработка и реализация плана наставничества, включающего регулярные встречи, обсуждения и практические задания.

Этап 3: оценка и обратная связь от наставника для дальнейшего развития наставляемого.

Важно отметить, что функции наставничества осуществляются совместно с исполнением должностных обязанностей этим гражданским служащим. Рассмотрим права, обязанности и ограничения наставника на госслужбе в таблице ниже [4].

Таблица 1. Обязанности, права и ограничения наставника.

Обязанности Права Ограничения

Наставник обязан: Наставник имеет право: Наставнику запрещается:

- Содействие в - Принимать участие в - требовать от

ознакомлении гражданского обсуждении вопросов, гражданского служащего,

служащего с условиями связанных с исполнением в отношении которого

прохождения гражданской должностных обязанностей осуществляется

службы, гражданским служащим, в наставничество,

- Представление отношении которого исполнения должностных

гражданскому служащему осуществляется обязанностей, не

рекомендаций по вопросам, наставничество, с его установленных

связанным с исполнением его непосредственным служебным контрактом и

должностных обязанностей, руководителем, должностным

- Выявление ошибок, - Давать регламентом данного

допущенных гражданским гражданскому служащему гражданского служащего

служащим при осуществлении рекомендации,

им профессиональной способствующие выработке

служебной деятельности, и практических умений по

содействие в их устранении, исполнению должностных

- Передача накопленного обязанностей,

опыта, профессионального - Разрабатывать

мастерства, демонстрация и индивидуальный план

разъяснение наиболее мероприятий по

рациональных методов наставничеству,

исполнения должностных - Контролировать

обязанностей, своевременность

- Оказание гражданскому исполнения гражданским

служащему консультативно- служащим должностных

методической помощи при его обязанностей.

обращении за

профессиональным советом.

Обязанности, права и ограничения наставника из таблицы 1 способствуют формированию профессиональной культуры и качественному государственному управлению на государственной службе в РФ.

Рассмотрим обязанности, права и ограничения наставляемого на государственной службе в РФ в таблице ниже [5].

Таблица 2. Обязанности, права и ограничения наставляемого.

Обязанности Права Ограничения

В обязанности Права гражданского В настоящее время на госслужбе

гражданского служащего: действуют следующие ограничения

служащего, в отношении - Гражданский для наставляемых:

которого осуществляется служащий, в отношении - Наставляемый должен быть

наставничество, входят: которого старше 18 лет,

- Самостоятельное осуществляется - Наставляемый не должен

выполнение заданий наставничество, имеет злоупотреблять своим положением

непосредственного право: для личных целей,

руководителя с учетом - Обращаться по - Наставляемый должен иметь

рекомендаций мере необходимости к высшее образование или среднее

наставника, наставнику за профессиональное образование,

- Усвоение опыта, профессиональным - Наставляемый должен иметь

переданного советом для опыт работы в государственном

наставником, обучение надлежащего органе или организации,

практическому решению исполнения своих продолжительность которого

поставленных задач, должностных определяется самим органом или

- Учет обязанностей, организацией,

рекомендаций - Принимать - Наставляемый не должен

наставника, выполнение участие в обсуждении иметь дисциплинарных взысканий за

индивидуального плана вопросов, связанных с отчетный период - 12 месяцев,

мероприятий по наставничеством, с - Наставляемый не должен

наставничеству (при его непосредственным иметь судимости, либо судимость

наличии). руководителем и должна быть снята в установленном

наставником, порядке,

- Представлять - Наставляемый должен знать и

непосредственному соблюдать требования

руководителю законодательства, связанные с его

обоснованное работой,

ходатайство о замене - Наставляемый должен

наставника. успешно пройти аттестацию, если она

предусмотрена для его должности,

- Наставляемый должен

соответствовать требованиям,

предъявляемым к его должности.

Обязанности, права и ограничения наставляемого на госслужбе из таблицы 2, способствуют формированию профессиональной культуры, а также поддержке и развитию новых кадров. Следует отметить, что у наставляемого больше ограничений, но меньше прав и обязанностей. В отличие от наставника, у которого больше прав и обязанностей и меньше ограничений.

После завершения наставничества, наставник представляет руководителю гражданского служащего, в отношении которого осуществлялось наставничество, отзыв о результатах наставничества по форме согласно приложению, не позднее 2 рабочих дней со дня завершения срока наставничества.

Непосредственный руководитель гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, проводит оценку деятельности наставника на основе результатов наставничества и профессиональной служебной деятельности наставляемого.

Отзыв о результатах наставничества, подготовленный и подписанный наставником, после ознакомления с ним непосредственного руководителя гражданского служащего, в отношении которого осуществлялось наставничество, направляется в кадровую службу государственного органа не позднее 5 рабочих дней со дня завершения срока наставничества.

Деятельность гражданского служащего в качестве наставника учитывается при решении вопросов, связанных с поощрением или награждением гражданского служащего за безупречную и эффективную гражданскую службу в соответствии со статьей 55 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [6].

Государственный орган вправе учредить ведомственный знак отличия для награждения гражданских служащих за эффективное и долговременное осуществление наставничества в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 55 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [6].

Следует отметить, что программа наставничества была введена на постоянной основе в РФ в 2019 году. Рассмотрим динамику государственных служащих с 2016 по 2024 годы, для оценки влияния программы наставничества на количество государственных служащих.

140000

120000

100000

80000 Количество наставников на

государственной службе

60000 ■ Количество государственных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

служащих

40000

20000

2016 2019 2022 2024

0

Рисунок 1. Динамика государственных служащих и наставников в период с 2016 по 2024 год.

Согласно рисунку 1, в 2016 году на государственной службе находятся 116345 человек, программа наставничества еще не введена. В 2019 году вводится программа наставничества в РФ, количество наставников равно 52251 человек, количество государственных служащих незначительно сокращается. В 2022 году количество наставников увеличивается до 57503 человек, однако количество государственных служащих сокращается из-за последствий вируса Ковид - 19 и начала СВО [8]. В 2023 году количество государственных служащих увеличивается до 112025 человек, количество наставников также растет до 65216 человек.

Можно заметить низкую корреляцию между количеством сотрудников и введением программы наставничества, это говорит о том, что необходимо учитывать множество факторов для построения прогноза зависимости между количеством наставников и количеством служащих. Также необходимо совершенствовать систему наставничества для популяризации государственной службы.

Важно отметить, что наставничество на государственной службе имеет множество преимуществ [9], например:

ускорение адаптации новых сотрудников

развитие профессиональных навыков и компетенций сотрудников. улучшение качества работы и эффективности создание атмосферы сотрудничества и поддержки в коллективе. Таким образом, наставничество является важным инструментом в развитии профессиональной культуры на госслужбе и способствует повышению качества внутренней обратной связи в государственных органах [10]. Элементы педагогической и воспитательной работы в наставничестве позволяют использовать его в качестве движущей силы процесса развития профессиональной культуры, что способствует формированию специфических государственно-служебных отношений, соответствующих стандартам XXI века [11].

Внедрение наставничества, основанного на современных технологиях и опыте различных поколений гражданских служащих, обеспечивает качественное государственное управление, необходимое для успешного развития страны.

Наставничество обеспечивает реализацию принципов профессионализма и компетентности государственных гражданских служащих, установленных Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», и является инструментом целенаправленной кадровой политики государственного органа по формированию кадрового состава, обеспечению преемственности специальных профессиональных знаний, сохранению морально-этического климата и развитию государственно-служебной профессиональной культуры.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Челокиди Е.М. Как наставничество способствует повышению мотивации сотрудников / Челокиди Е.М. [Электронный ресурс] // РБК Компании: [сайт]. — URL: http s://companies.rbc. ru/news/OAB ixEV6wh/kak-nastavniche stvo-sposobstvuet-povyisheniyu-motivatsii-sotrudnikov/?ysclid=lywxxra3hj726431599 (дата обращения: 22.07.2024);

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 октября 2019 г. № 1296 «Об утверждении Положения о наставничестве на государственной гражданской службе Российской Федерации»;

3. Наставничество на государственной гражданской службе / [Электронный ресурс] // Минтруд РФ: [сайт]. — URL: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/gossluzhba/16/7 (дата обращения: 22.07.2024);

4. Наставничество / [Электронный ресурс] // Управление государственной службы Правительства: [сайт]. — URL: https://gossluzhba.gov74.ru/gosslujba/documents/nastavnichestvo.htm (дата обращения: 22.07.2024);

5. Реализация прав и обязанностей в процессе наставничества / [Электронный ресурс] // Судебные и нормативные акты РФ: [сайт]. — URL: https://sudact.ru/law/pismo-mintruda-rossii-ot-28052020-n-18-410p-4994/prilozhenie/etapy-osushchestvleniia-nastavnichestva-v-gosudarstvennom/3/3.2/ (дата обращения: 22.07.2024);

6. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 22.04.2024) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» Статья 55. Поощрения и награждения за гражданскую службу;

7. Численность работников государственных органов и органов местного самоуправления / [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики: [сайт]. — URL: https://rosstat.gov.ru/folder/11191 (дата обращения: 22.07.2024).

8. Постановление Правительства РФ от 16.11.2020 N 1830 «Об оптимизации структуры и численности федеральных государственных гражданских служащих ... руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации»;

9. Министерство труда и социальной защиты российской федерации Письмо от 28 мая 2020 г. N 18-4/10/П-4994 / Министерство труда и социальной защиты российской федерации [Электронный ресурс] // Консультант плюс: [сайт]. — URL: https://rulaws.ru/acts/Pismo-Mintruda-Rossii-ot-28.05.2020-N-18-4_10_P-4994/ (дата обращения: 22.07.2024);

10. Зотов М. Д., Зотова И. В. Наставничество как форма профессионального развития государственных служащих // Круглый стол на тему: «Актуальные вопросы государственного управления». Ломоносов - 2009;

11. Указ Президента РФ №2 601 от 7 мая 2012 года «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» // Российская газета. № 102. 09.05.2012;

12. Информация к выступлению первого заместителя Председателя Правительства А.И. Якунина для отчёта перед Общественной палатой

Ульяновской области по вопросу: «Кадровая политика, обращения граждан, перспективы развития гражданского общества»;

13. Никонов В. Дефицит профессиональных управленцев - одна из главных бед России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://old.fedpress.ru/federal/polit/vlast/id_222268.html

Kalinicheva E.I.

Ural State University of Economics (Ekaterinburg, Russia)

CONCEPT OF MENTORING IN PUBLIC SERVICE: OPPORTUNITIES AND LIMITATIONS (OF MENTOR AND MENTEE)

Abstract: the article examines the impact of mentoring on improving the professional skills of employees, as well as on the formation of the quality ofpublic administration. In conclusion, it will be concluded that it is necessary to introduce mentoring in the civil service to improve the efficiency of government agencies.

Keywords: public service, mentoring, civil servants.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.