Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНСТИТУТА НАСТАВНИЧЕСТВА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ АЛТАЙСКОГО КРАЯ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНСТИТУТА НАСТАВНИЧЕСТВА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ АЛТАЙСКОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
84
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / НАСТАВНИЧЕСТВО / АДАПТАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бочарова Алина Юрьевна, Капустян Лариса Анатольевна

В статье освещаются основные проблемы, связанные с реализацией института наставничества в системе государственной гражданской службы Алтайского края. Подчеркивается значимость наставнической деятельности как инструмента адаптации и профессионального становления лиц, замещающих государственные должности Алтайского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бочарова Алина Юрьевна, Капустян Лариса Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНСТИТУТА НАСТАВНИЧЕСТВА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ АЛТАЙСКОГО КРАЯ»

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

УДК 331.108

Бочарова Алина Юрьевна Капустян Лариса Анатольевна

Актуальные проблемы института наставничества в системе государственной гражданской службы Алтайского края

Аннотация. В статье освещаются основные проблемы, связанные с реализацией института наставничества в системе государственной гражданской службы Алтайского края. Подчеркивается значимость наставнической деятельности как инструмента адаптации и профессионального становления лиц, замещающих государственные должности Алтайского края.

Ключевые слова: профессиональное развитие, наставничество, адаптация государственная гражданская служба.

Одним из элементов адаптации кадров органов государственной власти является организация наставничества. Практическая реализация рассматриваемой технологии осуществляется в течение последних десяти лет, но не во всех субъектах России к настоящему моменту действует эффективная система наставничества, существуют лишь единицы лучших кадровых практик.

Наставническая деятельность на госслужбе Алтайского края сейчас находится на этапе становления и дальнейшего развития. Система наставничества на региональном уровне характеризуется наличием несущественного ряда проблем, решение которых позволит обеспечить эффективность деятельности гражданских служащих, лиц, замещающих государственные должности Алтайского края.

Первой и наиболее важной проблемой, по нашему мнению, имеющей отношение непосредственно к осуществлению наставнической деятельности в органах власти Алтайского края, - это недостаточная проработанность отношений в сфере наставничества на службе на фоне отсутствия четко разработанной нормативно-правовой базы на региональном уровне власти [1].

Для федерального уровня характерно «достаточно основательное информационно-правовое обеспечение реализации технологии наставничества на государственной службе» [2], включающее в себя: Указ Президента Российской Федерации от 21 февраля 2019 г. № 68; Поста-

новление Правительства Российской Федерации от 7 октября 2019 г. № 1296; Письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 мая 2020 г. № 18-4/10/П-4994.

Рассматривая уровень Алтайского края, можно наблюдать ситуацию с отсутствием единого «обобщающего» правового акта на региональном уровне, определяющим цель, задачи и общий порядок организации наставничества в органах власти Алтайского края. Утвержденное в 2014 г. Положение о наставничестве на государственной гражданской службе Алтайского края утратило юридическое значение за счет вступления в силу Постановления Правительства Алтайского края от 8 мая 2020 г. № 208 в виду нормативных изменений федерального законодательства.

В современных реалиях наставническая деятельность в органах власти Алтайского края осуществляется в соответствии с Положением, утвержденным на федеральном уровне, с учетом содержания Методического инструментария. В частности, в отдельных ведомствах Алтайского края приняты соответствующие локальные правовые акты, регулирующие данный вид деятельности. Например: приказ Министерства цифрового развития Алтайского края от 13 октября 2020 г. № 86 «Об организации наставничества»; приказ Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 12 октября 2020 г. № 174-л «Об утверждении Положения о наставничестве»; приказ Инспекции по контролю в области градостроительной деятельности Алтайского края от 8 июня 2020 г. № 40 «Об утверждении порядка организации наставничества».

Из вышесказанного следует, что для нормативных актов органов власти регионального уровня не присуще необходимое единообразие. Данный факт оказывает непосредственное влияние на правильное применение наставничества в системе государственной службы Алтайского края и дальнейшее его развитие. Это четко прослеживается при сравнении нормативно-правовых актов различных органов краевой власти. Так, в одних ведомствах закрепление идет в виде инструкции, в других - в виде методических рекомендаций, в-третьих - в виде положения. Можно говорить о недостаточной унификации нормативной базы в сфере наставничества на госслужбе на территории региона.

Второй проблемой выделен формальный подход в процессе установления и развития наставнических взаимоотношений [1]. Здесь речь идет о том, что иногда наставничество осуществляется без должного понимания задач данного направления деятельности. Как итог - невозможность достижения нужного результата.

Фактически наставническая деятельность проводится только «на бумаге», описываемая самим наставляемым. А ведь лица, назначаемые в качестве наставников, должны самостоятельно осуществлять контроль и ведение всей соответствующей процедуре наставничества документации. На практике, документы, сопровождающие процесс наставничества, оформляет не наставник, а сам наставляемый, в том числе заключение об итогах выполнения программы адаптации и характеристику, образцы которой уже давно имеются в наличии и год от года не сильно видоизменяются; меняются только фамилии наставляемых, периоды стажировки и, возможно, некоторые личностные качества [3].

Следующей проблемой следует выделить недостаточную мотивированность и заинтересованность в процессе осуществления наставничества как со стороны наставника, так и наставляемого [1]. В органах власти Алтайского края недостаточно эффективно работает механизм мотивации для добросовестного выполнения участниками своей миссии.

Такой обязательный мотивационный элемент для гражданских служащих, как получение денежной выгоды, например, в виде премии по результатам наставнической деятельности, к сожалению, не находит применение в большинстве органах власти на территории края.

Не предполагается проведение конкурса на выбор лучшего наставника государственного органа Алтайского края в качестве, например, традиционного ежегодного события.

На ближайшую перспективу в крае должна быть проведена работа по внедрению межведомственных конкурсов для выбора лучшего наставника среди гражданских служащих, предусмотрена региональная награда, связанная с институтом наставничества. В некоторых государственных органах такая работа уже идет. Например, в Управлении по тарифам Алтайского края утвержден ведомственный знак отличия «Почетный наставник».

В крае складывается ситуация с недостаточной подготовкой наставников к работе с наставляемыми лицами. А ведь важным фактором эффективного установления наставничества является именно наличие высококвалифицированных, опытных наставников. Так, в Алтайском крае в действующих учебных заведениях и иных образовательных организациях не предполагается проведение курсов по программам обучения для наставников. Достаточно редко происходит обучение служащих в самих ведомствах кадровыми подразделениями. Подготовка, если и происходит, то осуществляется в виде лекций, семинаров, тренингов, не охватывающих полный спектр компетенций наставника. Именно поэтому в большинстве случаев назначаемые в

качестве наставников лица, прежде всего, опираются на собственный служебный опыт и профессиональные знания.

В современных условиях цифровизации, компьютеризации и появления инноваций различного рода уместным будет сделать акцент на том, что в государственных структурах Алтайского края не широко используются онлайн и цифровые технологии в целях осуществления наставничества.

Знание основных проблем института наставничества позволяет определить пути их решения, а также перспективы развития на территории региона. В настоящее время Департаментом Администрации Губернатора и Правительства Алтайского края по вопросам государственной службы и кадров проводится мониторинг, направленный на выявление существующих проблем наставнической деятельности [4]. Если раньше наставничество характеризовалось отсутствием системного подхода к организации самого процесса, носило более стихийный характер, то теперь применение данной технологии взято под контроль. В целом институту наставничества на региональном уровне уже начинает уделяться больше внимания (рис. 1), ведь от этого зависят такие составляющие, как моральная, профессиональная, и даже психологическая подготовка служащих к выполнению функциональных обязанностей.

224

146

179 201

■ I I

2018 2019 2020 2021

Рисунок 1. - Динамика количества наставнических пар, образуемых в органах исполнительной Алтайского края за 2018-2021 гг. [4]

Динамика роста наставнических пар/групп за обозначенный временной период отражает следующий факт: наблюдается очевидная тенденция к популяризации исследуемой кадровой технологии. О распространении идеи наставнической деятельности в органах власти на территории края отмечено на состоявшемся в марте 2021 г. заседании Совета по вопросам кадровой политики при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе [5]. В ближайшем времени наставническая деятельность в краевых органах власти будет методически и информационно сопровождаться, иметь единые стандарты.

Библиографический список

1. Бочарова А.Ю., Капустян Л.А. Наставничество как инструмент адаптации и профессионального становления государственных гражданских служащих в Алтайском крае // Актуальные вопросы функционирования экономики Алтайского края. - 2021. - № 13. - С. 100-109.

2. Алиева С.В., Мардахаев Р.А. Технологии наставничества на государственной службе: новые контуры традиционной практики // Вестник экспертного совета. - 2021. - № 2. - С. 3-8.

3. Сардак Д.Б. Актуальные проблемы института наставничества в системе органов внутренних дел // Закон и право. - 2021. - № 3. -С. 96-99.

4. Отчет об итогах работы департамента Администрации Губернатора и Правительства Алтайского края по вопросам государственной службы и кадров за 2020-2021 гг. [Электронный ресурс]. - URL: https ://www .altairegion22. ru/gov/administration/isp/uprgosslu/departament/ itogi-raboty.

5. Официальный сайт Алтайского края [Электронный ресурс]. -URL: http://www.altairegion22.ru.

УДК 614.2

Гооге Ольга Анатольевна, Шестакова Сынару Сергеевна

Организация работы по повышению доступности

медицинской помощи в сельских и труднодоступных

территориях на примере БУЗ РА «Кош-Агачская РБ»

Аннотация. Вопросы предоставления медицинской помощи в сельской местности являются особенно актуальными. Проблема здравоохранения в сельской местности требует комплексного подхода к исследованию. Отдаленность территорий, недостаточный уровень материально-технического снабжения, отсутствие квалифицированных кадров - все это осложняет порядок предоставления медицинской помощи на селе. Однако сегодня в нашей стране сделана ставка на то, что каждый гражданин должен получить своевременную медицинскую помощь в полном объеме независимо от места проживания, имеет право выбора медицинской организации. В стране осуществляются меры по формированию единых стандартов оказания медицинской помощи, активно используются цифровые технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.