УДК 330
Д.А. Канафина КОНЦЕПЦИЯ «МЯГКОЙ СИЛЫ» И СТРАНЫ БРИКС
В рамках данной статьи анализируется понятие «мягкой силы» как инструмента внешнеполитического воздействия страны на мировой порядок. Особое внимание уделяется странам БРИКС, которые позиционируют себя как представителей по-лицентричной системы международных отношений и используют «мягкую силу» в противовес «жесткой силе» моноцентрич-ного миропорядка. Дается описание стратегий «мягкой силы» стран БРИКС с учетом национальных интерпретаций данного феномена.
Ключевые слова: БРИКС, мягкая сила, жесткая сила, поли-центричность, публичная дипломатия, международные отношения.
Современные политологи различают два типа силы, применяемые в системе международных отношений: «жесткую» и «мягкую». Первая воплощает в себе принуждение, в то время как вторая - привлекательность. Термин «мягкая сила», предложенный американским политологом Джозефом С. Наем в конце 80-х годов XX века, подразумевает под собой способность страны задавать желаемые координаты действий других стран, не прибегая к насилию и жестокости [1]. Другими словами, если «жесткая сила» для достижения целей и результатов прибегает к силовым мерам, подкрепленных политической, экономической и военной мощью, то «мягкая сила» покоится на возможности формировать повестку дня мировой политики, испольуя только силу притяжения. Положительный имидж государства на мировой арене формирует уважение и восхищение, которые, в свою очередь, внушают любовь по отношению к стране и делают ее более привлекательной для восприятия других наций. Главными элементами такой силы притяжения служат культурно-идеологическая экспансия и привлекательность системы ценностей для других субъектов международных отношений [2].
Возросшее внимание к концепции «мягкой силы» в последние годы отражает меняющийся ландшафт международных отношений. В декабре 2012 года Национальный Совет по разведке США, объединяющий 16 разведавательных ведомств, презентовал доклад на тему «Глобальные тенденции 2030: Альтернативные миры», отражающий тенденции и сценарии развития международных отношений на ближайшие 20 лет [3]. Особенностью данного доклада стало включение главы о вероятности уменьшения роли и влияния США на мировой арене, вследствие чего произодет эволюция международный системы отношений.
Согласно прогнозу НСР, одним из главных мегатрендов следующих десятилетий станет усиление многополярности в мире. К 2030 году наступит новая эра «демократизации» на международном уровне, которая сформирует полицентричную систему международных отношений без мирового гегемона одной страны. За счет наращивания экономического потенциала значительно возрастет роль таких государств как Китай и Индия на международной арене. На втором плане будут находиться быстроразвивающиеся экономики Южно-Африканской Республики, Бразилии, Турции, Ирана, Колумбии, Мексики, Индонезии. Что касается России, то американские аналитики предполагают два потенциальных сценария развития: укрепления влияния на региональном уровне или за счет своего военного могущества и ядерного потенциала, или путем диверсификации и модернизации экономики. Похожие прогнозы озвучиваются и в Докладе ПРООН «О человеческом развитии - 2013. Возвышение Юга: Прогресс человечества в многообразном мире», согласно которому большинство развивающихся стран превратятся в крупые динамичные экономики [4]. Согласно прогнозам ПРООН, 40% мирового поизводства к 2050
© Канафина Д.А., 2014.
году будет приходиться на Бразилию, Китай и Индию, что намного превысит прогнозы совокупного производства «Большой семерки».
Однако в современном мире экономическое и военное могущества не являются единственными условиями для усиления влияния, помимо этого нужно уметь завоевать поддержку и любовь со стороны других. Как известно, все выше перечисленные страны - Бразилия, Россия, Индия, Китая, ЮАР - являются членами группы БРИКС, которая, по словам Владимира Путина, представляет собой «один из ключевых элементов формирующегося многополярного мира» [5]. Поэтому в условиях дальнейшего построения полицентричной системы международных отношений страны БРИКС будут осуществлять снискание и укрепление новых позиций в мире при помощи «мягкой силы».
Это связано с тем, что при помощи «мягкой силы» даже страны, которые не располагают широким набором традиционных ресурсов влияния, могут латентно влиять на международные процессы, протекающие в рамках данного макро или микрорегиона. Сущность «мягкой силы» заключается в том, что руководящие органы, население и отдельные граждане других стран, осознанно или нет, но в любом случае добровольно, а не по принуждению, начинают связывать собственные потребности с интересами конкретной страны или организации [6]. Причем именно акторы «мягкой силы» определяют, что есть «хорошо» или «плохо», какая страна становится изгоем или образцом демократии, тем самым побуждает остальных участников международного процесса соглашаться с этой интерпретацией в обмен на поддержку со стороны субъекта «мягкой силы». «Жеская сила», используя, в первую очередь военную мощь, вызывает негативное и агрессивное отношение, тем самым снижает «привлекательность» страны, в то время как «мягкая сила» не заметна в физическом плане. Яркий пример подрывания имиджа страны из-за использования «жесткой силы» - интервенция США в Ирак, которая впоследствии вызвала процесс «антиамериканизма» в различных уголках планеты.
Каждая страна формирует свою стратегию «мягкой силы», что обусловлено политическими, экономическими и социокультурными различиями между странами мира. В 2012 году британская газета Daily Mail опубликовала статью «Великобритания вытесняет США в мире как наиболеее влиятельное государство: Рейтинг топ стран, использующих мягкую силу», где раскрывались уникальные черты стран, позволяющие им оказывать влияния в глобальном масштабе [7]. Единственной страной, представившей БРИКС в топ - 20, была Бразилия. Согласно рейтингу, главной силой Бразилии является гостеприймный и веселый народ, который является локомотивом экономического роста страны. Однако, немаловажным элементом «мягкой силы» Бразилии является «медицинская дипломатия», пропагандирущая использование здравоохранения в качестве инструмента достижения внешнеполитических целей. Так, неотъемлемой частью программы Администарации Л.И. Лулу да Силва было создание репутации страны в поддержке глобального здравоохранения для продвижения глобального статуса Бразилии в целом [8]. В 2010 году это цель была достигнута путем преобразования Бразилии в одного из крупнейших доноров мира с ежегодным выделением финансовой помощи в размере 4 миллиардов долларов США [9].
Помимо этого администрация Л.И. Лулу да Силва через принципиальную позицию по антиретровирусным препаратам (ARVs), стремление к более жесткой и эффективной борьбе против табака, предоставление двусторонней и многостронней помощи завоевала для Бразилии широкий авторитет среди других стран с развивающейся экономикой. Это эффективное использование экономической мощи и дипломатического искусства в решении глобальных проблем стала примером для тех стран, которые стремятся играть более важную роль в новом миропорядке. Помимо этого, возможность конкурировать с Китаем и Индией в применении «мягкой силы» в развивающихся странах и стремление страны в приобретении постоянного членства в Совете Безопасности ООН являются важными элементами стратегии Бразилии в новом мире. В то же время все возрастающее влияние страны является результатом проведения эффективной внешней политики, в частности, принятия на себя роли посредника в переговорах, посвященных ключевым глобальным проблемам, как изменение климата, нераспространение ядерного оружия и либерализация торговли.
Национальной разновидностью «мягкой силы» является китайская «мудрая сила» (wise power of China). КНР с успехом реализует «наступление» на мир без насилия, выработав определенную стратегию в этой области. На XVII съезде КПК Китая глава Политбюро Ху Цзиньтао озвучил китайскую интерпретацию «мягкой силы», в основе которой лежит культурная экспансия с учетом специфики построения китайскоог социализма [10]. Его премник Си Цзиньпин, продолжая политику своего предшественника, заявил, что нужно содействовать культурной «мягкой силе» Китая, распространяя современные китайские ценности и показывая колоритность китайской культуры миру.
Китайские власти все больше внимания уделяют повышению качества образовательного сектора страны, так как основопологающими элементами китайской «мягкой силы» являются культура и язык. Наряду с Британским Советом, Французским Альянсом, немецким Центром Гете функционируют более 350 Университетов Конфуция в 92 странах мира [11]. Посредством таких институтов Пекин по всему миру пробуждает интерес к своему языку среди иностранных студентов, выделяя гранты на обучение и предоставляя программы обмена. Однако Институты Конфуция действуют не только в образовательных целях, но и в политических, создавая более привлекательный образ страны. Например, в Африке, где действуют более 50 Институтов Конфуция, все больше людей хочет изучать китайский язык, так как считает, что это улучшит их жизненные условия. Кроме того, китайское правительство ежегодно отправляет сотни преподавателей для школ в различные страны мира, как Камбоджа, Кения и Аргентина. Это вызвано тем, что в китайских школах дают более качественное образование, при меньших затратах и меньшей коррупции, которая частично объясняет их популярность. Такое развитие событий ведет к утверждению нового феномена: «Китайской мечте» в противес американской.
В эпоху глобализации большую роль играет и информационная пропаганда. Китайское информационное агенство Синьхуа, газета People's Daily, издающееся зарубежом, международный вещательный канал CCTV имеют колоссальный потенциал, чтобы в будущем составить конкуренцию западным СМИ. Например, мировая аудитория канала CCTV, вещающего на английском, русском, французсокм, испанском и арабском яыках, уже сейчас насчитывает 85 миллионов человек. Несмотря на это руководство страны в 2012 году объявило о намерении вложить более 7,1 миллиарда долларов для увеличения аудитории в 10 раз к 2016 году [12]. Данные усилия направлены на создание привлекательного образа страны: социалистического государства, которое является открытым, дружелюбным, перспективным и ярким, выступающим за мирное и всеобщее развитие человечества, охраняющее принципы международного права. Все эти инструменты дополняют китайскую стратегию «Мирного развития», модель «Пекинского консенсуса», стратегию «невмешательства во внутренние дела», концецию "win-win" отношений, согласно которой страны Африки, Азии, Латинской Америки и Арабского мира могли бы выиграть от сотрудничества с Китаем, в то время как Китай извлекает выгоду из отношений с ними.
Сегодня, наряду с Китаем, Индия также предлагет наиболее динамичную альтернативу западным культурным ценностям, или свою «утонченную, изысканную силу» (sophisticated power of India). По словам Генерального директороа Совета по культурным связям И. Гупта, Индия, вооружившись многомиллионной киноиндустрией Болливуда, силой йоги и специями индийской кухни, приступила к реализации своего проекта «мягкой силы» в мире [13].
Одним из главных элементов данного проекта является индийская диаспора. Сегодня миллионы индийцев живут и работают в различных странах мира. И, несмотря на то, что первоначально они мигрировали в качестве рабочей силы в XIX веке, сейчас высокообразованные индийцы заняли перспективные ниши в развитых странах, как США, Канада и Австралия. Вследствие этого Индия, как и Китай, который располагает многомиллионной диаспорой зару-бежом, уделяет большое внимание развитию своей диаспоральной политики. Такая тенденция связана с двумя ключевыми факторами: во-первых, экспатриация высокопрофессиональных работников из развивающихся стран, во-вторых, общины зарубежом могут стать значительным ресуром для развития страны происхождения. Таким ресурсом становятся вклады зарубежных индийцев в экономику Индии. В 2013 году Всемирный Банк опубликовал пресс-релиз по ежегодному подсчету денежных переводов, осуществляемых мигрантами. Так, за 2013 год общая
сумма денежных переводов составила 414 милллиардов долларов, из которых 71 миллиард долларов пришелся на Индию как страны-реципиента [14].
Кроме того, индийцы-иммигранты стали играть важную роль не только в экономической сфере страны проживания, но и в политической. Например, одним из самых влиятельных лобби в США, способнное составить конкуренцию израильскому, является индийское лобби. Оно одновременно опирается на разветвленную сеть юридических и пиар-фирм и пользуется поддержкой большой этнической группы американского населения, многие члены которой хорошо образованны и финансово успешны. Например, 20% всех компаний в Силиконовой долине принадлежат американцам индийского происхождения. Американо-индийский деловой совет, в центральный комитет которого входят 200 компаний, составляющих часть корпоративной элиты Соединенных Штатов, является близким союзником индийского лобби [15].
Как одна из самых больших стран мира, Индия умело используют «мягкую силу» для преимущества над другими восходящими державами в регионе, в частности над Китаем. Неслучайно, что последние 5 лет публичная дипломатия Индии ведет борьбу за влияние в Азии и во всем мире, в первую очередь, с КНР. Например, соперничество двух «мягких сил» можно наблюдать на африканском континенте. Поскольку Индия не может сравниться с Китаем по финансовым инвестициям в этом регионе, она сконцентрирована на ресурсах «мягкой силы», таких как информационно - технологических возможностях и доступных университетских курсах для привлечения студентов из Африки [16]. Однако, по сравнению с уже организованным и центрально порученным «наступлением путем очарования» Пекина, публичная дипломатия Дели находится на стадии формирования, и более гибка на новые вызовы глобального мира.
Южно - Африканская Республика, как и другие страны БРИКС, выделяет «мягкую силу» как основной внешнеполитический инструмент страны. Согласно «Национальному плану развития 2030», ЮАР в следующие 20-30 лет должна выработать четкую статегию развития страны в регионе и укрепить за собой место в политической жизни мира [17]. Поэтому публичная дипломатия становится основопологающей проекцией «мягкой силы» для Южной Африки как единственной африканской страны, входящей в G20. В первую очередь, это обусловлено тем, что проблемы бедности и неравенства, разрыва между «Севером» и «Югом» продолжают оставаться актуальными для африканских стран. В связи с этим, чтобы мировое сообщество обратило внимание на потребности Африки и глобального «Юга», правительства Манделы, Мбеки, Мотланте и Зумы задались целью трансформировать мировой порядок от его западного уклона, делая упор на сотрудничество и взаимозависимость. Одно из самых успешных применений «мягкой силы» ЮАР стало проведение крупного спортивного мероприятия, как Чемпионат мира по футболу в 2010 году. Это объяснятеся тем, что помимо экономической выгоды, принимающая страна получают бесплатную мировую «рекламу», через которую она может выразить определенный посыл. Политизация спорта привела к тому, что многие страны стремятся провести на своей территории крупное спортивное соревнование, которое заинтересуют весь мир. Страны БРИКС успешно реализуют эту стратегию: в 2008 году КНР принимала у себя Летние Олимпийские игры, в 2010 ЮАР - Чемпионат мира, в 2014 Бразилия - Чемпионат мира по футболу, в 2018 РФ будет хозяйкой Чемпионата мира по футболу.
Помимо этого, в 2014 году Россия приняла у себя Зимние Олимпийские игры, посредством которых создавала благоприятный имидж страны. Несмотря на это, первостепенная цель Москвы сделать непосредственно Россию привлекательной, а не ее образ. В действительности концепция «мягкой силы» получила значительное внимание среди российских внешнеполитических кругов только в последние годы. Так, в Концепции внешней политики Россиийской Федерации от 18 февраля 2013 года определена такая задача, как «работать над созданием положительного образа России, соответствующего авторитету ее культуры, образования, науки, спорта, уровню развития гражданского общества, а также участия в программах помощи развивающимся странам, формировать инструменты воздействия на ее восприятие в мире, совершенствовать систему применения «мягкой силы» [18].
Однако, «мягкая сила» России слаба, так как в отличие от своих партнеров не имеет идеологической основы для развития этой концепции: исчерпанная советская модель с консервативными ценностями не способна подстегнуть прогресс. Помимо этого, географическое по-
ложение между Западом и Востоком ставит перед страной вопрос о поиске своей идентичности. Поэтому почти все дискуссии о «мягкой силе» России сводятся ук тому, что, если страна хочет получить влияние в мире, то она должна построить такую привлекательную модель развития, которую может предложить другим странам. Сейчас Россия движется в этом направлении, но без четкой стратегии или конечной точки, так как условия нынешних мировых кризисов, например на Украине или Сирии, требуют от нее определенных решительных действий, которые вызывают негативный отзыв на Западе. Но опорой для развития стратегии «мягкой силы» остаются авторитет и популярность России среди стран «третьего мира», многие их которых представляют собой быстроразвивающиеся экономики мира.
В современном мире большинство стран тратят огромное количество ресурсов, чтобы достичь своих целей на международной арене, прибегая к различным методам «жесткой» и «мягкой» сил, несмотря на то, что они не всегда получают желаемый результат. Однако каждая страна самостоятельно определяет, какую внешннюю политику ей проводить и как взаимодействовать с другими субъктами международных отношений, тем не менее «мягкая сила» все больше и больше завоевывать популярностьи и становится неотъемлемой частью политического арсенала многих государств. БРИКС как новый формат международной группировки и страны-участницы группы, позиционирующие себя как представителей полицентричного мира, используют феномен «мягкой силы» в противопоставление «жесткой силе» моноцентричного миропорядка.
Библиографический список
1. Nye Jr. J. S. Soft Power: The means to success in world politics - New York: Public Affairs, 2004.
191 p.
2. Внешнеполитический процесс в странах Востока / под ред. Д. В. Стрельцова. - М., 2011. 306 с.;
3. Доклад Национального Совета по разведке США. Глобальные тенденции 2030: Альтернативные миры. - НСР США, 2012. 139 с.
4. Human Development Report 2013. The Rise of the South: Human Progress in a Diverse World. -UNDP., 2013. 22 p.
5. Не конкурент, но лидер. Владимир Путин рассказал о перспективах БРИКС // Российская газета от 25 марта 2013. - № 6039 (63).
6. Корейба Я. Мягкая сила твердолобой дипломатии // ИноСМИ^^ ежедн. интернет-изд. 2013. 14 окт. URL: http: // inosmi.ru/russia/20130114/204613900.html.
7. Britain ousts the U.S. as world's most influential nation: Country tops rankings for «soft power» // The Daily Mail. 2012. Nov 19. URL: http: // www.dailymail.co.uk/news/article-2234726/Britain-tops-global-soft-power-list.html#ixzz2F3RG3 GNk.
8. Lee K., Gomez E.J.. Brazil's ascendance: the soft power role of global health diplomacy // European Business Review. 2011. Jan - Feb. P. 61 - 64.
9. Bliss. K.E. Health in all policies: Brazil's approach to Global health within foreign policy and development cooperation initiatives // CSIS Global Health Policy Center. 2010. Nov. P.1 - 15.
10. Лю Ц. «Мягкая сила» в развитии стратегии Китая // Полис. 2009. № 4. С.149-155.
11. Confucius Institute // Official website of the University of Nebraska-Lincoln - URL: http: // www.confuciusinstitute.unl.edu.
12. Телеканалам наступают на рейтинги. 24.09.2012 // Коммерсантъ. 2012. 24 сен. URL:http: // www.kommersant.ru/pda/kommersant.html?id=2029195/$
13. India projecting its soft power globally: ICCR chief // The Deccan Herald. 2009. Oct 7. URL: http: // www.deccanherald.com/content/29170/india-projecting-its-soft-power.html.
14. Developing Countries to receive over $410 Billion in Remittances in 2013, Says World Bank // Official website of World Bank: website. - URL: http: // www.worldbank.org/ (Press release from 2 October 2013).
15. Ньюхаус. Дж. Дипломатия инкорпорейтед. Влияние различных лобби на внешнюю политику США // Россия в глобальной политике. 2009. Т. 7, N 3. С. 108-126.
16. Blarel N. India's soft power: from potential to reality? // India: The Next Superpower? 2012. March. P. 28-33.
17. National Development Plan 2030 // Official website of the South Africa Government: website. -URL: http: // www.gov.za.
18. Концепция внешней политики Российской Федерации // Официальный сайт Министерства Иностранных Дел России: сайт. - URL: http: // www.mid.ru/ (Пресс-релиз МИД РФ от 18 февраля 2013 г.).
КАНАФИНА Дамира Амангельдыевна - магистрант факультета международных отношений Евразийского Национального университета имени Л.Н. Гумилева (Казахстан)