Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ МОДЕЛИ СОВРЕМЕННОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАРКЕТИНГОВЫХ И ИЗДАТЕЛЬСКИХ АСПЕКТОВ'

КОНЦЕПЦИЯ МОДЕЛИ СОВРЕМЕННОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАРКЕТИНГОВЫХ И ИЗДАТЕЛЬСКИХ АСПЕКТОВ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
95
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА / МАРКЕТИНГОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Буркальцева Диана Дмитриевна, Савченко Любовь Васильевна, Гук Ольга Анатольевна, Троянова Елена Николаевна, Михайлова Дугма Николаевна

В статье предложена концепция модели современной электронной библиотеки с использованием маркетинговых и издательских аспектов. Концепция модели современной электронной библиотеки с использованием маркетинговых и издательских аспектов состоит из моделей внешнего и внутреннего маркетинга. При разработке такого цифрового продукта, как электронная библиотека должны учитываться следующие угрозы: нормативно-правовая, кадровая, структурная и финансово-экономическая. Основными маркетинговыми инструментами являются PR и реклама.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT OF A MODEL OF A MODERN ELECTRONIC LIBRARY USING MARKETING AND PUBLISHING ASPECTS

The article proposes the concept of a model of a modern electronic library using marketing and publishing aspects. The concept of a modern electronic library model using marketing and publishing aspects consists of external and internal marketing models. When developing such a digital product as an electronic library, the following threats should be taken into account: regulatory, human, structural, financial and economic. The main marketing tools are PR and advertising.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ МОДЕЛИ СОВРЕМЕННОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАРКЕТИНГОВЫХ И ИЗДАТЕЛЬСКИХ АСПЕКТОВ»

УДК 33; 659,1; 655

DOI 10.23672/SAE.2022.74.71.001

Буркальцева Диана Дмитриевна

доктор экономических наук, доцент,

профессор кафедры финансов и кредита, Институт экономики и управления, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского di_a@mail.ru

Савченко Любовь Васильевна

доктор филологических наук, профессор,

профессор кафедры рекламы, связей с общественностью и издательского дела Института медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского Savchenko@mail.ru

Гук Ольга Анатольевна

кандидат философских наук, доцент,

доцент кафедры рекламы, связей с общественностью и издательского дела, Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского Guk@mail.ru

Троянова Елена Николаевна

кандидат экономических наук, доцент кафедры производственного менеджмента и экономики энергетики, Новосибирский государственный технический университет, доцент кафедры информационных систем и цифрового образования, Новосибирский государственный педагогический университет elena9671@mail.ru

Михайлова Дугма Николаевна

Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского bitishudugma@gmail.com

Концепция модели

современной электронной библиотеки с использованием маркетинговых и издательских аспектов

Diana D. Burkaltseva

Doctor of Economics,

Associate Professor,

Professor of the Department of Finance

and Credit of the Institute

of Economics and Management,

Institute of economics and management,

Crimean Federal University

named after V.I. Vernadsky

di_a@mail.ru

Lyubov V. Savchenko

Doctor of Philology, Professor,

Professor of the Department of Advertising, Public Relations and Publishing Institute of Media Communications, Media Technology and Design, Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky Savchenko@mail.ru

Olga A. Guk

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Advertising, Public Relations and Publishing, Institute of Media Communications, Media Technologies and Design, Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky Guk@mail.ru

Troyanova Elena Nikolaevna

Candidate of Economic Sciences,

Associate Professor

of the Department of Industrial

Energy Management and Economics,

Novosibirsk State Technical University,

Associate Professor of the Department

of Information Systems and Digital Education,

Novosibirsk State

Pedagogical University

elena9671 @mail.ru

Dugma N. Mikhailova

Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky bitishudugma@gmail.com

Concept of a model

of a modern electronic library

using marketing

and publishing aspects

Аннотация. В статье предложена концепция модели современной электронной библиотеки с использованием маркетинговых и издательских аспектов. Концепция модели современной электронной библиотеки с использованием маркетинговых и издательских аспектов состоит из моделей внешнего и внутреннего маркетинга. При разработке такого цифрового продукта, как электронная библиотека должны учитываться следующие угрозы: нормативно-правовая, кадровая, структурная и финансово-экономическая. Основными маркетинговыми инструментами являются PR и реклама.

Ключевые слова: электронная библиотека, маркетинговые инструменты, целевая аудитория.

Annotation. The article proposes the concept of a model of a modern electronic library using marketing and publishing aspects. The concept of a modern electronic library model using marketing and publishing aspects consists of external and internal marketing models. When developing such a digital product as an electronic library, the following threats should be taken into account: regulatory, human, structural, financial and economic. The main marketing tools are PR and advertising.

Keywords: electronic library, marketing tools, target audience.

В

ведение.

На сегодняшний день во всех областях деятельности используются инновационные технологии, что вызвано все возрастающим процессом цифровизации. Изначально, библиотека как институт является посредником в цифровизации из-за возникновения электронно-библиотечных систем (далее - ЭБС). Эта система, к которой подключаются студенты, предоставляет широкие возможности для поиска информации только лишь в информационном пространстве. В таких системах хранятся самые лучшие издания, оцифрованные собрания спецлитературы, узкопрофильных книг и статей, с которой может ознакомится любой российский читатель. Совсем недавно информация из специальных источников была практически недоступной для широкого круга читателей.

При имеющемся значительном количестве работ экспертов в области маркетинга и менеджмента актуальным является обоснование важности внедрения маркетинговой политики в работу электронных библиотек.

Постановка задачи.

Целью исследования является предложение концепции модели современной электронной библиотеки с их использованием маркетинговых и издательских аспектов.

Ход исследования.

Среди универсальных библиотек можно выделить следующие: Российскую национальную библиотеку (РНБ) [1], Российскую государственную библиотеку (РГБ) [2], Национальную электронную библиотеку (НЭБ) [3], Президентскую библиотеку им. Б.Н. Ельцина (Президентская библиотека) [4].

Электронная библиотека содержит в себе вкладки коллекции, новости (о поступлениях, дайджесты о цифровых технологиях, юбиляр под обложкой, календарь оцифрованных газет, оцифровка по рекомендациям.

В библиотечных и справочных ресурсах находятся электронные путеводители по разным областям знания, по хронологическому,

тематическому и географическому признаку, а также по видам издания.

Наполнение сайтов специальных библиотек будет зависеть от двух факторов: от финансовых возможностей, читательского адреса и от специализации библиотеки. Например, при разработке сайтов библиотек Фундаментальной электронной библиотеки «Русская литература и фольклор» (ФЭБ) и Электронной энциклопедии и библиотеки «Руниверс» использовался признак специализации, а при разработке сайта !С01_ - Международной детской цифровой библиотеки - читательский адрес.

Отдельным сегментом электронных библиотек являются вузовские библиотеки. Принцип разработки сайтов будет схож с универсальными с тем лишь различие, что фонд будет формировать путем оцифровки традиционного библиотечного фонда вуза. Так, ЭБС КФУ им. В.И. Вернадского помимо предоставления к своему электронному фонду, позволяет получить доступ к удаленным ресурсам таким как е-НЬгагу, Консультант студента, Консультант Врача, Юрайт, университетская библиотека онлайн и т.д.

Основной аудиторией электронной среды является поколение 2 (зумеры). Зумерам присущи следующий черты креативность, гиперактивность, мобильность, привязанность и любовь к технологиям, клиповое мышление, цифровая социализация, дизайн-мышление, готовность к ме-диапотреблению.

В настоящем, исходя из анализа профессиональной литературы и опыта библиотек, можно сделать вывод о том, что использование сервисных и клиентоориентированных «технологий библиографического инструментария для обслуживания поколения 2 требует особого подхода. Разнообразие перечисленных инструментов и технологий позволяет повысить эффективность работы и предлагать ассортимент сервисов в форме, привычной и удобной для современного поколения» [5].

Учебный процесс современных школьников и студентов уже производится в электронном формате. Эта надвигающаяся тенденция требует изменений в деятельности библиотек. Основные направления развития электронных библиотек-

это «мобильность (фотозоны, летние читальни, музейные комплексы и опен эйры), интерактивность (выставки, плакаты, игры, анимации, обучающие ресурсы) и виртуальность (читальные залы и справочные службы, виртуальные выставки, архивы и музеи)» [6, с. 42]. Главное требование общества к электронным библиотекам - это их «ориентированность на развитие в читателях тех умений, навыков и качеств, которые помогут им реализоваться в профессиональной сфере» [7, с. 13]. Разные типы и виды библиотек являются «участниками в формировании будущей личности, предоставляют информационные услуг и осуществляют библиотечно-библиографическое и досуговое обслуживание развивающегося индивидуума, предоставляют становящееся всё более злободневным и необходимым психолого-образовательное сопровождение молодых людей» [8, с. 53]. Последнее осуществляет в основном вузовские библиотеки, которые помогают адаптироваться бывшим школьникам и определится с будущим направлением профессиональной деятельности или скорректировать его. Перед вузовскими библиотеками стоит две задачи: формирование личности (предоставление доступа к образцам гуманизма) и профессионала (предоставление доступа к наработкам в научно-исследовательской и производственной сфере).

В настоящий момент библиотека как образовательная площадка вуза «стремится не только предоставлять информационные услуги, путем

предоставления доступа к электронным фондам, а также обеспечивать деятельность организаторов вебинаров, семинаров и конференций и продвигать в процесс обучения интерактивные технологии» [5, с. 128]. Также, библиотека выступает «информационной платформой для проверки и внедрения студенческих инициатив и проектов, является организатором мероприятий таких как круглые столы» [5, с. 128] (отраслевые и тематически е), творческие встречи и социальные мероприятия.

Бывшие инновационные технологии такие, как образовательные учебные центры и научные лаборатории стали уже привычными образовательными средствами работы библиотек вузов. Эти сервисы, деятельность которых обеспечивают библиотеки, содействуют улучшению качества образования и прогресс освоения студентами информационной культуры.

Среди современных средств для работы с читателями в библиотеке можно выделить следующие продукты аналитико-синтетической переработки информации: дайжесты, обзоры на сайте, e-mail и sms-рассылки, виртуальные выставки, информационные и рекомендательные списки-напоминания в сообществах в социальных сетях.

На рисунке 1 представлена концепция модели современной электронной библиотеки.

Стратегический маркетинг

(Анализ потребностей и сегментирование. Привлекательноегь. Конкурентоспособность.

Первичный спрос. Прогноз сбыта) Операционный маркетинг (Целевой рынок . сегмент. Бюджет маркетинг,1-микс. Целевая доля рынка)

Цель по гбыту

(в объемных показателях)

Маркетинговая программа

(продукт - товаруслуга (доступ к услугам, доступ к информации, использование сайта для разрешения информации в цели! рекламы), днетрнбьюцня, цена, реклама, торговый персонал)

ЛНЛЛШ выручки от реализации и

маркетинговых затрат, целевая _валовая прибыль_

ОЦЕНКА ЭФФЕКТОВ

Смешанная схема маркетингового воздействия фонда электронных объектов:

Внешний маркетинг- Взаимодействие между библиотекой н окружающей средой, которую характеризует совокупность подсистем потребителей; поставщиков; инвесторов; конкурентов; контактных аудиторий

Внутренний маркетинг. Создание рабочих условий. Привлечение, обучение, мотивирование н удержание квалифицированных библиотечных работников.

С учетом стратегии устойчивого развитии:

финансово-экономической (в г. ч. фандрайзннг), нормативно-правовой, инфраструктурной, информационной, кадровой

•презентация и продвижение организации и ее деятельности (РЕ); "презентация и продвижение конкретных товаров или услуг (реклама)

Рисунок 1 - Концепция модели современной электронной библиотеки с использованием маркетинговых и издательских аспектов (разработана авторами)

Концепция модели современной электронной библиотеки с использованием маркетинговых и издательских аспектов включает модели внутреннего и внешнего маркетинга, стратегического и операционного. Электронная библиотека, являясь изначально цифровым продуктом, в предложенной концептуальной схеме нами предлагается учитывать стратегии устойчивого развития от внутренних и внешних угроз: финансово-экономической (в т.ч., фандрайзинг), нормативно-

правовой (институциональной), инфраструктурной, информационной, кадровой составляющих. Безусловной основой маркетинга фонда электронных объектов, поиска, навигации, сервиса является РЯ (презентация и продвижение организации и ее деятельности) и реклама (презентация и продвижение конкретных товаров или услуг), в том числе учитывающие модели комплектования библиотечных фондов электронными ресурсами.

Выводы.

Для проведения полноценной маркетинговой политики необходимо создание кадрового резерва, функцией которого будет исключительно библиотечный маркетинг. В свою очередь, задачей маркетинговых отделов является изучение маркетинговых инструментов и их под определенную работу библиотеки. Задачей маркетингового отдела является определение целевой аудитории и изучение новых пользователей электронной библиотеки без ущерба для работы библиотеки, изучение маркетинговых инструментов, с учетом спе-циальзации библиотеки, ее структурных подразделений. Характерно, что в электронных библиотеках, где нет маркетингового отдела, инструменты, используемые в продвижении, адаптируются недостаточно гибко. Это приводит к тому, что библиотеки вынуждены создавать собственные уникальные подходы к маркетингу, что приводит к тому, что библиотекам необходима помощь при создании удобных сервисов, сайтов и услуг. Электронная библиотека находится в виртуальном пространстве, поэтому для ее эффективной работы необходимо отслеживать тренды веб-дизайна для сайтов и пытаться реализовать их. Важный критерий эффективности сайта, услуг и в целом маркетинговой политики является их «видимость» среди читателей. Также, важно использовать все виды продвижения, в том числе все виды рекламы и дополнительный контент для привлечения трафика на сайт.

Электронные библиотеки используют в качестве инструмента продвижения социальные сети. Для привлечения читателей библиотечными

Литература:

1. Российская национальная библиотека, Санкт-Петербург (nlr.ru): [сайт]. URL : https://nlr.ru

2. Российская государственная библиотека (rsl.ru): [сайт] . URL : https://www.rsl.ru

3. НЭБ - Национальная электронная библиотека -скачать и читать онлайн книги, диссертации, учебные пособия (rusneb.ru): [сайт]. URL : https:// rusneb.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина (prlib.ru): [сайт]. URL : https://www.prlib.ru/7ysclicU l3cafzz0hl

5. Кондратьева О. Итоги и выводы / О. Кондратьева, М. Самохина; Рос. гос. б-ка для молодежи. Текст: непосредственный // Молодые читатели в Интернете. М. : РГБМ, 2011. С. 127-136.

6. Степина Н.А. Сервисные технологии в плане вузовской библиотеки / Н.А. Степина // Научные и технические библиотеки. 2019. № 2. С. 42-51.

7. Тетерина И.Б. Виртуальный выставочный проект как новое направление деятельности вузовской библиотеки / И.Б. Тетерина // Библиотеки вузов Урала: проблемы и опыт работы : научно-практический сборник (Екатеринбург, 5-7 окт. 2015 г.). С. 81-85.

работниками создаются различные тематические посты, приглашают спикеров для онлайн-лекций. Помимо этого, услугами библиотеки и консультации библиотекарей можно тоже проводит через социальные сети. Вузовские библиотеки маркетингового инструмента используют социальные сети. Для увеличения используют методы размещения постов в более крупных пабликах, создание тематических рекомендаций и видеороликов.

Комплектование электронных библиотек производится путем создания и размещения электронных изданий электронными издательствами в библиотечном фонде и путем использования удаленных подписных ресурсов. Эти пути должны финансироваться государством на всех уровнях.

Концепция модели современной электронной библиотеки с использованием маркетинговых и издательских аспектов состоит из моделей внешнего и внутреннего маркетинга. При разработке такого цифрового продукта как электронная библиотека должны учитываться следующие угрозы: нормативно-правовая, кадровая, структурная и финансово-экономическая. Основными маркетинговыми инструментами являются РЯ и реклама.

Дальнейшие исследования необходимо напара-вить на исследование функций издательства с учетом изменений в информационной среде.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства науки и образования РФ программа «Приоритет-2030» № 075-15-2021-1323.

Literature:

1. Russian National Library, St. Petersburg (nlr.ru): [website]. URL : https://nlr.ru

2. Russian State Library (rsl.ru): [website]. URL : https://www.rsl.ru

3. NEL - National Electronic Library - download and read online books, dissertations, teaching aids (rusneb.ru): [website]. URL : https://rusneb.ru

4. Presidential Library named after B.N. Yeltsin (prlib.ru): [website]. URL : https://www.prlib.ru/7ysc lid=l3cafzz0hl

5. Kondratieva O. Results and conclusions / O. Kon-dratieva, M. Samokhina. Young readers on the Internet / Ros. state b-ka for youth. M. : RGBM, 2011. Р.127-136.

6. Stepina N.A. Service technologies in terms of the university library / N.A. Stepin. Scientific and technical libraries. 2019. № 2. P. 42-51.

7. Teterina I.B. Virtual exhibition project as a new direction of activity of the university library / I.B. Teter-ina. Libraries of universities of the Urals: problems and work experience: scientific and practical collection (Yekaterinburg, 5-7 Oct. 2015). Р. 81-85.

8. Богомаз С.А. Стратегии самоосуществления у студенческой молодежи / С.А. Богомаз, В.Е. Клочко, О.М. Краснорядцева, М.А. Подойницина // Вопросы психологии. 2018. № 1. С. 49-58.

8. Bogomaz S.A. Self-fulfillment strategies for student youth / S.A. Bogomaz, V.E. Klochko, O.M. Kras-noryadtseva, M.A. Podoinitsina // Questions of Psychology. 2018. № 1. P. 49-58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.