Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ИЗУЧЕНИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА'

КОНЦЕПЦИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ИЗУЧЕНИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
49
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / МЕТОДОЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИИ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хусаинова С.В.

Актуальность изучения отклоняющегося поведения человека определяется тем, что проблема его латентного проявления в последнее время выражается не только в реагировании на внешние факторы развития технического процесса, но и на трансформацию актуального пространства жизни человека. Необходимость в проведении исследований отклоняющегося поведения человека обусловлена потребностью в достоверных научных данных для проведения превентивных работ и поиска закономерностей, включения механизмов регуляции отклоняющегося поведения человека и аномального развития личности, а также в целях управления процессами, способствующими изменению феномена. Автором представлено концептуальное обоснование междисциплинарного изучения отклоняющегося поведения человека: с позиций философии, психологии, социологии и педагогики. Раскрыты социально-психологические особенности проявления личностных и социальных детерминант развития ненормативности и закономерностей социально-психологической адаптации. Ядром концепции, раскрывающей природу отклонения, явились научно обоснованные теоретико-методологические подходы и принципы. Практическая реализация Концепции базируется на механизмах отклоняющегося поведения человека и объясняется самой природой отклонения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Хусаинова С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF INTERDISCIPLINARY STUDY OF DEVIANT HUMAN BEHAVIOR

The relevance of studying deviant human behavior is determined by the fact that the problem of its latent manifestation has recently been expressed not only in response to external factors in the development of the technical process, but also in the transformation of the actual space of human life. The need to conduct research on deviant human behavior is due to the need for reliable scientific data for carrying out preventive work and searching for patterns, including mechanisms for regulating deviant human behavior and abnormal personality development, as well as for managing processes that contribute to changing the phenomenon. The author presents a conceptual justification for the interdisciplinary study of deviant human behavior: from the standpoint of philosophy, psychology, sociology and pedagogy. The socio-psychological features of the manifestation of personal and social determinants of the development of abnormality and patterns of socio-psychological adaptation are revealed. The core of the concept, revealing the nature of the deviation, was scientifically based theoretical and methodological approaches and principles. The practical implementation of the Concept is based on the mechanisms of deviant human behavior and is explained by the very nature of the deviation.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ИЗУЧЕНИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА»

БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ

УДК 159.9

Концепция междисциплинарного изучения отклоняющегося поведения человека

The concept of interdisciplinary study of deviant human behavior

Хусаинова С.В., Институт педагогики, психологии и социальных проблем, us@ippisp.ru

Khusainova S., Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems, us@ippisp.ru DOI: 10.51379/KPJ.2022.156.6.031

Статья выполнена по государственному заданию № 0599-2021-0003 «Проблема отклоняющегося поведения в системе современного человековедения».

Ключевые слова: отклоняющееся поведение, междисциплинарность, методология, социально-психологическая адаптации, социально-психологические механизмы.

Keywords: deviant behavior, interdisciplinarity, methodology, socio-psychological adaptation, socio-psychological mechanisms.

Аннотация. Актуальность изучения отклоняющегося поведения человека определяется тем, что проблема его латентного проявления в последнее время выражается не только в реагировании на внешние факторы развития технического процесса, но и на трансформацию актуального пространства жизни человека. Необходимость в проведении исследований отклоняющегося поведения человека обусловлена потребностью в достоверных научных данных для проведения превентивных работ и поиска закономерностей, включения механизмов регуляции отклоняющегося поведения человека и аномального развития личности, а также в целях управления процессами, способствующими изменению феномена. Автором представлено концептуальное обоснование междисциплинарного изучения отклоняющегося поведения человека: с позиций философии, психологии, социологии и педагогики. Раскрыты социально -психологические особенности проявления личностных и социальных детерминант развития ненормативности и закономерностей социально-психологической адаптации. Ядром концепции, раскрывающей природу отклонения, явились научно обоснованные теоретико-методологические подходы и принципы. Практическая реализация Концепции базируется на механизмах отклоняющегося поведения человека и объясняется самой природой отклонения.

Abstract. The relevance of studying deviant human behavior is determined by the fact that the problem of its latent manifestation has recently been expressed not only in response to external factors in the development of the technical process, but also in the transformation of the actual space of human life. The need to conduct research on deviant human behavior is due to the need for reliable scientific data for carrying out preventive work and searching for patterns, including mechanisms for regulating deviant human behavior and abnormal personality development, as well as for managing processes that contribute to changing the phenomenon. The author presents a conceptual justification for the interdisciplinary study of deviant human behavior: from the standpoint ofphilosophy, psychology, sociology and pedagogy. The socio-psychological features of the manifestation of personal and social determinants of the development of abnormality and patterns of socio-psychological adaptation are revealed. The core of the concept, revealing the nature of the deviation, was scientifically based theoretical and methodological approaches and principles. The practical implementation of the Concept is based on the mechanisms of deviant human behavior and is explained by the very nature of the deviation.

Введение. Проблема проявления отклонений в поведении человека становится не только государственно-правовой проблемой, но и

важной методологической темой научной психологии. Последние исследования подтверждают, что выявляются латентные

факторы отклоняющегося поведения человека, которые выступают триггерами и создают пространство нерешенных задач в свете вызовов современности.

Особенно в указанном проблемном поле актуален изучаемый нами аспект - проблема отклонения в поведении личности и группы в связи с религиозными и ксенофобными конфликтами. Любая аксиологическая наука в своем развитии имеет проблемный характер и претерпевает изменения в процессе своего становления. Это возможно объяснить с помощью философских, психологических и социологических теорий и концепций, связь которых носит междисциплинарный,

интернаучный характер [7;20].

Теоретические предпосылки разработки Концепции междисциплинарного изучения отклоняющегося поведения (далее - Концепция) обусловлены необходимостью дальнейшего разрешения вопроса, направленного на изучение отклоняющегося поведения человека. Развитие теории отклонения в поведении человека связано с поиском закономерностей развития личности в ее аномальном проявлении и с изучением причин возникновения девиаций. Отклонение в поведении, как правило, определяется несогласованностью с нормами, принятыми в социуме, поведенческой ригидностью и неспособностью человека адаптироваться к новым культурным условиям.

Социально-психологической предпосыглкой разработки методологического основания Концепции послужила экзистенциальная парадигма в психологии понимания внутреннего мира человека, его ценностного и смыслового отношения к жизни и деятельности. С данной позиции количественно-качественные изменения и преобразования ведут к институционализации представлений об эффективности форм организации отношений с установленными правилами, нормами и их регулятивными формациями. Это касается лиц, наиболее подверженных воздействию идеологии терроризма, а также так называемых лиц группы риска разной поведенческой направленности [20].

Институциональные модификации в современном экзистенциальном знании приводят к систематизации методологических основ описания личностных и социальных детерминант отклоняющегося поведения, выявлению условий, факторов и характеристик, применимых к обоснованию типологии групп выборочной совокупности и закономерностей их социально-психологической адаптации [19].

Практические потребности в создании Концепции обусловлены актуализацией задачи по разработке научно обоснованных механизмов и инструментов, раскрывающих отклонение в поведении лиц разной девиационной направленности (в том числе террористической и религиозно-экстремистской), и по включению их в деятельность по реализации профильных государственных программ, осуществляемых уполномоченными государственными органами и учреждениями (НАК, ФСИН, МВД, ФСБ, Министерство просвещения РФ, Министерство науки и высшего образования РФ, Министерство культуры, Министерство спорта, Министерство здравоохранения), а также общественными религиозными объединениями.

Общие положения Концепции. Нормативно-правовую основу Концепции составляют следующие документы:

- Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2020 № 344 «Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года»;

- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.02.2012 № 1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности»;

- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности»;

- Федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции»;

- Федеральный закон от 06.03.2006 № 35 «О противодействии терроризму»;

- Федеральный закон от 25.07.2002 № 114 «О противодействии экстремистской деятельности»;

- Указ Президента Российской Федерации от 15.02.2006 № 116 (ред. от 08.10.2010) «О мерах по противодействию терроризму»;

- Указ Президента Российской Федерации от 26.07.2011 № 988 «О межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации»;

- совместный приказ Министерства юстиции Российской Федерации, МВД России, ФСБ России от 25.11.2010 № 362/810/584 «О взаимодействии Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации в целях повышения эффективности деятельности учреждений (подразделений),

осуществляющих проведение исследований и экспертиз по делам, связанным с проявлением экстремизма»;

- соглашение между государствами-членами Шанхайской организации сотрудничества о региональной антитеррористической структуре (Санкт-Петербург, 07.06.2002);

- Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (Шанхай, 15.06.2001);

- Приказ от 12.07.2011 № 109 «О мерах по противодействию экстремистской деятельности»;

- Приказ от 19.11.2009 № 362 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности»;

- Распоряжение от 16.12.2008 «О совершенствовании работы по предупреждению и пресечению деятельности общественных и религиозных объединений по распространению идей национальной розни и религиозного экстремизма»;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 06.08.2015 № 804 г. Москва «Об утверждении Правил определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей»;

- Конвенция Шанхайской организации сотрудничества против терроризма (Екатеринбург, 16.06.2009);

- Указ Президента Российской Федерации от 26.12.2015 № 664 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области противодействия терроризму»;

- комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019-2023 гг.

Цель Концепции заключается в методологическом обосновании исследования отклоняющегося поведения человека.

Объект: отклоняющееся поведение человека.

Предмет. междисциплинарное изучение природы отклоняющегося поведения человека.

Основная идея Концепции заключается в том, что признание существования факта отклонения в поведении есть его экзистенциальное и интегративное проявления. С точки зрения

экзистенции объясняется факт безусловного признания аномального поведения личности и ее субъективного образа мира, а интеграция позволяет осуществить сочленение

нормативности и отклонения, объясняя существование того или иного проявления отклонения.

Методологическую основу Концепции образуют следующие научные подходы и принципы.

Подходы:

1. Системный подход к изучению человека и человекомерных систем как систем особого качества - открытых сложных самоорганизующихся систем. Рассматривая соотношение личности и адаптации, мы используем идею о неразрывности связи адаптационных процессов и личностного развития.

2. Феноменологический подход, согласно которому любое отклоняющееся поведение является вариантом нарушенной адаптации и не является переходным звеном между нормой и патологией, обнаруживает себя как специфичный феномен, в формировании которого могут участвовать как психопатологические, так и сугубо психологические механизмы.

3. Нарративно-императивный подход, направленный на содействие государства гражданам, решившим прекратить участие в террористической деятельности, и на реализацию работы с объектом посредством самоописания его жизни и деятельности (что способствует развитию личности), а при необходимости - на применение длительного сопровождения с проведением мер профилактики.

4. Предельный подход, который разрешает рассмотрение предельной реальности в объяснении существования того, что есть фактическое проявление отклонения в поведении, и позволяет провести описание сложного объекта средствами разных наук. Предельная реальность заключает в себе эффективность, результативность и нормативность окружающей среды [19].

Принципы:

1. Принцип развития. отклоняющееся поведение может быть понято как факт существования и объяснено через рассмотрение продуктов аномального развития личности и ее отношения к ценностям, экзистенциальному равенству людей, культурным, этническим и конфессиональным взглядам.

2. Принцип конфигуративности. он позволяет определить факт существования внутреннего развития отклоняющегося поведения личности.

Внутреннее составляющее образует основу процесса аномального развития, содействующего уровневому разделению проявлений

отклоняющегося поведения в социуме.

3. Принцип детерминизма: причинная обусловленность аномальных психических явлений означает, что они опосредуются особыми естественными и социальными условиями, проявляясь в ситуации изменения.

4. Принцип всестороннего изучения: он предполагает предельную концентрацию на понятии отклоняющегося поведения, проведение исследования его внутренней устроенности, его паттернов проявления и развития, характерных влияний на личность.

5. Принцип единства внешней и внутренней детерминации отклоняющегося поведения человека.

6. Принцип интеграции: он позволяет дать объяснение сложному объекту (отклонение в поведении человека) средствами разных наук.

7. Принцип валидности: он помогает обосновать методы и методические категории, используемые нами для исследования отклоняющегося поведения человека.

Границы применимости Концепции определяются проявлением феномена отклоняющегося поведения, концентрацией на факте существования его в неформальных

социальных группах и аномальной личности, принципами таких проявлений, способствующих изменению этого феномена.

Сущность и содержание отклоняющегося поведения лиц категорий разной девиационной направленности. В Концепции делается акцент на исследовании лиц группы риска разной направленности. Принимая во внимание тот факт, что лица категории группы риска представляют выборку людей, совершающих те или иные поступки, а также демонстрирующих приверженность к радикальной идеологии, в изучении их поведения мы исходим из понимания существования факта отклонения в деятельности. Отметим необходимость разработки методологического и методического инструментария для выявления факта аномального развития личности,

способствующего реализации разработанных правовых мер, а также психолого-педагогических, воспитательных мероприятий, содействующих исправлению видов взаимодействия в системе принятия отношения.

Например, понятие «терроризм» включает характер отклонения в поведении и действия / операции, связанные с мотивом и целью их реализации в соответствующих условиях, см. рисунок 1.

Рисунок 1. -Исследование отношения в области отклоняющегося поведения лиц группы риска разной направленности

Система принятия отношения строится по потребления и отношения по типу

виду взаимодействия подсистем: отношение по перераспределения. Некоторые взаимодействия

продуктивному типу (связано с выработкой заходят в подсистему по типу перераспределения,

продукта деятельности), отношение по типу при этом отношения выстраиваются по сценарию

247

возможного принятия идей безусловного потребления.

Однако, выходя на метауровень исследований и объясняя подсистемы принятия отношения, связанного с перераспределением, можно отметить, что лицо включается в организованную деятельность, в которой осуществляется подмена перераспределения на потребление («сам ничего не произвожу, но потребляю»), а это означает выход на новый вид отношений. Данная подсистема отношения указывает на включение экзистенциального механизма, признание существования факта отклоняющегося поведения человека.

Принятие или непринятие происходит через взаимодействие, т.к. мы живем в производительном мире, то человек устанавливает систему отношений для жизни и деятельности. Есть люди, не имеющие возможности что-либо производить, но обладающие способностью влиять. Кроме того, есть люди, отношения которых строятся в подсистеме перераспределения, которая включает маневр ухода от выполнения деятельности и перехода к желанию переложить выполнение деятельности на другого. Принятие отношения строится сообразно характеру взаимозависимости элементов системы отклонения в поведении, проявляясь в отношениях к миру, другим людям и к самому себе.

В.Н. Мясищев, давая обоснование теории отношений, показал, что «...отношение есть одна из форм отражения человеком окружающей действительности, а формирование отношений в структуре личности происходит в результате отражения осознанного выстраивания отношений к различным сторонам мира» [11].

А.А. Бодалев и А.Н. Сухов раскрыли возможность выстраивания доверительного отношения, которое приобретает форму одностороннего процесса трансляции информации от субъекта к объекту [2; 14].

С точки зрения зарождения предпосылок принятия факта отклонения, это основная проблема изучения взаимодействия людей. Отношения человека в подсистеме принятия характеризуется отношением к жизни, самому себе, другому, собственному опыту, оценке «отрицательное / положительное» и т.д. При этом само принятие выстраивается на разных уровнях - онтологическом, коммуникативном и личностном.

В основе представления отношений в русле изучения отклоняющегося поведения лежит синтез философских, психологических, социологических и гуманитарных подходов,

различных систем знаний и технологий, применимых к разработке Концепции и способствующих развитию коммуникативных систем, психологических и социологических субъектов, процессов и ситуаций изменения на разных уровнях принятия отношения. Несомненно, описание представлений об отклонении в поведении как системном явлении может выразиться в комплексе

взаимодействующих компонентов (когнитивного, мотивационного, деятельностного,

эмоционального, личностного) через единство их взаимосвязей, нацеленных на сохранение и удержание целостности [19].

Для реализации цели Концепции необходимо решить следующие задачи:

- провести теоретико-методологическое обоснование и систематизировать факты отклонения в поведении человека, показать, что через экзистенцию можно объяснить и выявить латентные факты отклонения;

- выявить условия для изучения аномального развития личности, обладающей маркерными паттернами активности;

- выявить стабильные черты, проявляющиеся в отклоняющемся поведении человека;

- средствами интеграции выявить воспитательно-развивающие ситуации, учитывающие индивидуально-психологические свойства, в целях изменения феномена отклонения;

- выявить категории лиц группы риска разной направленности и их предрасположенность к отклоняющемуся поведению.

Сущностью аномального развития личности является экзистенция, обусловливающая признание факта существования отклоняющегося поведения человека.

Необходимость разработки Концепции обусловлена ее прикладным аспектом, важным для: федеральных и региональных органов исполнительной власти; органов исполнительной власти субъектов РФ с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти; региональных органов исполнительной власти; региональных органов исполнительной власти с органами местного самоуправления; органов исполнительной власти; представителей религиозных, общественных и спортивных организаций; психологов и педагогов (см. Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019-2025 гг., утвержден Президентом

Российской Федерации 28 декабря 2018 г. № Пр-2665).

Одним из ведущих критериев научности вновь создаваемой Концепции и средством разграничения наук является освобождение ее теоретической системы от всякого рода чуждых ей дополнений при сохранении многочисленных интернаучных отношений.

Безусловно, спектр праксиологического инструментария психологии и социологии может быть расширен за счет привлечения достижений других социо-гуманитарных наук. При этом крайне важной становится адаптивность рассматриваемых наработок к особенностям социо-психологических систем, которая не позволяет сделать полные переносы механизмов действий. Ограничениями изучения

отклоняющегося поведения личности являются следующие факторы.

1) высокий уровень корреляционной зависимости социального отклонения от других систем (экономической, политической) и подсистем - психологической (познавательные процессы, личность, общение) и социологической (взаимодействие социальных групп);

2) сложность определения границ системы отклоняющегося поведения, модифицирующихся в процессе ее развития и организации, существенно изменяющих рост системы в определенных направлениях (от федерального управления до самоорганизации человека);

3) характер социального отклонения демонстрирует необратимый характер развития, то есть его интегральные характеристики, определяющие цель социального отклонения в целом (результат - это деятельность людей и социальных групп, не отвечающая установленным в данном обществе нормам или признанным шаблонам и стандартам поведения);

4) крайняя неустойчивость поведения в социуме, определяемая функционированием и видоизменением его отдельных элементов, возможной трансформацией системы относительно взаимосвязей социализации личности и человеческих отношений. Данная закономерность обусловлена тем, что объектом здесь являются вариабельные социологические процессы и человеческий потенциал элементов системы, определяющих социальное отклонение.

Риски в системе экзистенциального признания существования отклонения в поведении личности связаны с множеством особенностей системы. Выявление связей, влияющих на адаптивные способности личности в ситуации изменения, демонстрирует необходимость разработать теоретико-

методологические способы выявления уровня субъектности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Состояние разработанности проблемы. До сих пор изучение социального отклонения, в частности - отклонения в поведении, проводилось лишь точечно как в психологии, так и в социологии (С.Н. Ениколоповым, М.В. Крозом, Ю.А. Клейберг, Н.А. Ратиновой, Т.А. Хагуровым) [5;6;8;9;17] и не получило тотального распространения из-за отсутствия стройной социо-психологической теории, потому как периодически возникали сложности

выстраивания связей адаптации и субъективного образа представления какого-либо объекта, процесса или явления, способного существенно изменяться при рассмотрении его другим субъектом. Однако данная субъективность вполне может быть снята при выделении новых закономерностей в процессе работы с началами и следствиями взаимодействия личности и социальной группы. Условия ее социализации и нормативатизации как раз и дают возможность организации такой работы при построении социопсихологических систем, психологических и социологических процессов с ориентацией на конкретную личность и группу.

Сделав попытку изучить взаимодействие человека с социумом, исследователи провели ряд экспериментов, способствующих раскрытию неизвестных особенностей в поведении, факторов общения и канализации намерений, направленности поступков, способностей человека и т.д., определяющих функционирование социо-психологических

систем и процессов, и получили результаты в виде совокупности действующих интегративных моделей. Одним из ведущих направлений изучения в области психологии, социологии и ряда других гуманитарных наук долгие годы является отклоняющееся поведение, что находит отражение в тренде на познание сущности «Я» и «Другого». В данном направлении присутствует необходимость изучения отклонения в поведении личности и группы, их взаимодействия и связи отклонения с культурными нормами, конфликтами, религиозными и ксенофобными отношениями [20].

В построении междисциплинарного исследования отклоняющегося поведения находят свое отражение механизмы и закономерности, подтверждающие принципы социо-психологических наук, которые однозначно должны стать основой для проведения исследований и распространиться на последующее системное сопровождение личности и групп, входящих в общество риска.

Также существует необходимость учета современной динамики неустойчивости мира и цифровой активности на всех уровнях их проявления [19;24].

Именно сформированные и непрерывно развивающиеся механизмы познания личности и группы, на наш взгляд, дают возможность изучать активную продуктивную

жизнедеятельность человека в сложном социокультурном и технологически

развивающемся мире - в эпоху цифровизации. Кроме того, необходимо вырабатывать механизмы безопасности субъектов образования - как непосредственных его устроителей, так и образовательных организаций (через управление знаниями). Регулярные мониторинги

образовательных организаций позволяют отслеживать состояние субъектов

образовательной деятельности и своевременно предпринимать меры, направленные на повышение психологической безопасности образовательной среды [20].

Выбранная нами проблематика отражена в исследованиях и концепциях отечественных и зарубежных авторов. Мы исходили из когнитивной теории А. Бека («когнитивная уязвимость») [1]; когнитивно-стилевых характеристик (М.А. Холодная) [18]; теории формирование когнитивных схем в онтогенезе (Ж. Пиаже) [13]; когнитивно-экспериментальной теории (С. Эпштейн) [12; 15]; структуры деятельности (В.Д. Шадриков) [21]; идеи артикулированного опыта (Г.А. Уиткин) [16]; постулата дифференциации жизненного пространства в теории поля (К. Левин) [10]; теории личностных конструктов (Дж. Келли) [4]; концепции психической травмы (Р. Янофф-Булман) [23]; психологии религии (И.Н. Яблоков)

[22]; социально-психологического анализа феномена справедливости (О.А. Гулевич) [3]; потребности в когнитивной завершенности (D.M. Webster, A.W. Krnglanski) [25].

Исследователи личностей террористов и экстремистов неоднократно отмечали такие особенности их когнитивной сферы, как размытость, восприятие ничтожности собственного «Я», стремление выделить общего врага. Учет этих особенностей помогает выстроить практическую направленность Концепции.

Отметим, что имеется необходимость в проведении социально-психологических

исследований, дающих информацию о существующих латентных формах

отклоняющегося поведения. Одним из аспектов является определение сущности терроризма, экстремизма и их структурных элементов как проявлений отклонения в поведении в преступном деянии. Терроризм как сущность представляет собой социально-политическую категорию, обладающую неотъемлемыми признаками и отличным от нормированных групп внутренним содержанием с точки зрения права и принятых общественных норм. Терроризм обладает средствами и механизмами, позволяющими осуществлять давление на психику человека. Его многогранность и многомерность складывается из взаимодействия двух факторов. С одной стороны, это средства реализации террористических намерений, способы влияния на общество и личность. С другой стороны, это сформировавшиеся специфически организованные подструктуры личности террориста, его мотивации, определяющие характер взаимодействия с окружающей социальной средой.

Инструментарий реализации междисциплинарного изучения отклоняющегося поведения

Рисунок 2. - Схема исследования отклоняющегося поведения человека с учетом природы отклонения

Механизмы, способствующие выявлению отклонения в поведении личности и дальнейшему ее сопровождению.

- адаптивный - это способ или привычные формы поведения, позволяющие личности приспособиться к новой, рискованной или угрожающей ситуации;

- регулятивный - это совокупность организационных, нормативных и психологических способов влияния на поведение личности с целью обеспечения взаимодействия объектов и субъектов дерадикализации и ресоциализации;

- нормативный - это реализация норм права в поведении лиц группы риска разной девиационной направленности;

- ориентировочный - это определение условий принятия трудной ситуации и реализации сформированного позитивного поведения лицами группы риска разной девиационной направленности. Концептами, на основе которых строится признание существования отклоняющегося поведения человека, являются следующие.

- принятие отношения, объясняющего отклоняющееся поведение человека и включающего психологические черты и регуляторные системы, которые задают его ведущую активность;

- идея о том, что отклоняющееся поведение содержит в себе латентные формы аномального пути развития личности.

Заключение. Результаты разработки Концепции комплексного междисциплинарного изучения отклоняющегося поведения личности показали следующее.

- на теоретическом уровне - Концепция способствует развитию методологии аномального развития личности, реализуя идею экзистенции безусловного признания факта существования отклоняющегося поведения человека;

- на содержательном уровне - вводит феномен предельной реальности, заключающей в себе эффективность, результативность и нормативность окружающей среды;

- на методическом уровне - обеспечивает выявление отклонения в поведении человека как системы принятия отношения по типу взаимодействия «перераспределение»;

- на организационном уровне -демонстрирует возможности интеграции отклонения поведения лиц группы риска разной направленности, что способствует углублению типологии этого феномена.

Изучение отклоняющегося поведения человека актуально в настоящее время, так как необходимо глубже изучить латентные, внешние и внутренние факторы его проявления. Концепция содержит методологическое обоснование комплексного междисциплинарного изучения отклоняющегося поведения человека, что и составляет ядро Концепции. Выявленные концепты экзистенциального признания существования отклоняющегося поведения личности свидетельствуют о том, что принятие отношения, объясняющего отклоняющееся поведение человека, включает в себя психологические черты и регуляторные системы, которые задают ведущую активность человека, а отклоняющееся поведение раскрывается через изучение латентных форм аномального развития личности.

1. Бек А. Когнитивная терапия депрессии / А. Бек, А. Раш, Б. Шо, Г. Эмери. - СПб.: Питер, 2003. -304 с.

2. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А. Бодалев. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 200 с.

3. Гулевич О.А. Социальная психология справедливости / О.А. Гулевич. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. - 284 с.

4. Джордж Келли. Теория личности (теория личных конструктов) / Дж. Келли. - СПб.: Речь, 2000. -249 с.

5. Ениколопов С.Н. Методы исследования агрессии в клинической практике. Диагностика в медицинской психологии: традиции и перспективы / С.Н. Ениколопов. - М., 2011. - С. 82-100.

6. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов / Ю.А.

Клейберг. - М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М» 2001. - 160 с.

7. Кривцова С. Буллинг в школах мира: Австрия, Германия, Россия [Электронный ресурс] / С.В. Кривцова, А.Н. Шапкина, А.А. Белевич // Образовательная политика. - 2016. - № 3(73). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/bulling-v-shkolah-mira-avstriya-germaniya-rossiya

8. Кроз М.В., Ратинова Н.А. Психологическое воздействие на жертву при совершении преступлений против личности: научно-методическое пособие / М.В. Кроз, Н.А. Ратинова; Акад. генер. прокуратуры РФ, Науч.-исслед. ин-т. - М.: Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2008. - 104 с.

9. Кроз М.В. Криминальное психологическое воздействие / М.В. Кроз, Н.А. Ратинова, О.Р. Онищенко. - М.: Юрлитинформ, 2008. - 198 с.

10. Левин К. Теория поля и эксперимент в

социальной психологии / К. Левин // Американский социологический журнал. - 1939. - № 44(6). - С. 868896.

11. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды; под ред. А.А. Бодалева. - М.: Модэк МПСИ, 2004. - 158 с.

12. Норрис П., Эпштейн С. Эмпирический стиль мышления: его аспекты и отношения с объективными и субъективными критериями / П. Норрис, С. Эпштейн // Журнал личности. - 2011. - № 79. - С. 1044-1080.

13. Пиаже Ж. Схемы действия и усвоение языка / Ж. Пиаже // Семиотика. - М., 1983. - С. 133-136.

14. Сухов А.Н. Криминальное общение в среде осужденных / А.Н. Сухов. - Рязань: РИЭП, 1993. - 126 с.

15. Эпштейн С. Теория личностных конструктов в современной психологии: Экспериментальный и теоретический анализ: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / С. Эпштейн. - М., 1976. - 150 с.

16. Уиткин Х.А., Аш С.Э. Исследования в области ориентации в пространстве: IV. Дальнейшие эксперименты по восприятию вертикального положения со смещенными полями зрения / Х.А. Уткин, С.Э. Аш // Журнал экспериментальной психологии. - 1948. - № 38. - С. 762-782.

17. Хагуров Т.А. Введение в современную девиантологию: учебное пособие / Т.А. Хагуров. -Ростов-на-Дону, 2003. - 343 с.

18. Холодная М.А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума / М.А. Холодная. - М.: Пер Сэ, 2002. - 304 с.

19. Хусаинова С.В. Потенциал предельного подхода в изучении отклонений в поведении человека / С.В. Хусаинова // Казанский педагогический журнал. -

2021. - № 4(147). - С. 241-246.

20. Хусаинова С.В. Основные результаты фундаментальных исследований ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем» за 2021 год / В.Е. Козлов, Е.Ю. Левина, С.В. Хусаинова, Т.М. Трегубова // Казанский педагогический журнал. -

2022. - № 1(150). - С. 7-23.

21. Шадриков В.Д. Психология деятельности человека / В.Д. Шадриков; Российская акад. наук, Ин-т психологии. - М.: Институт психологии РАН, 2013. -463 с.

22. Яблоков И.Н. Психология религии / И.Н. Яблоков // Теоретическая и прикладная социальная психология; отв. ред. А.К. Уледов. - М.: Мысль, 1988. -С. 247-267.

23. Янофф-Булман Р. Предполагаемые миры и стресс травматических событий: применение конструкции схемы / Р. Янофф-Булман // Социальное познание. - 1989. - № 7 (2). - 117 с.

24. Khusainova S., Palekha E. Speech tactics for reducing aggressiveness in the educational process /15th International Conference on Technology, Education and Development. - 2021. - Р. 706-712. - From: https://library.iated.org/view/PALEKHA2021SPE

25. Webster D.M., & Kruglanski A.W. Individual differences in the need for cognitive closure // Journal of Personality and Social Psychology. - 1994. - № 67. - Р. 1049-1062.

References:

1. Beck A. Cognitive therapy for depression / A. Beck, A. Rush, B. Sho, G. Emery. - St. Petersburg: Peter, 2003. -304 p.

2. Bodalev A.A. Perception and understanding of man by man / A.A. Bodalev. - Moscow: Publishing House of Moscow. Un., 1982. - 200 p.

3. Gulevich O.A. Social psychology of justice / O.A. Gulevich. - Moscow: Publishing house "Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences", 2011. -284 p.

4. George Kelly. The theory of personality (the theory of personal constructs) / J. Kelly. - St. Petersburg: Rech, 2000. - 249 p.

5. Enikolopov S.N. Methods for the study of aggression in clinical practice. Diagnostics in medical psychology: traditions and perspectives / S.N. Enikolopov. - Moscow, 2011. - P. 82-100.

6. Kleiberg Yu.A. Psychology of deviant behavior: Textbook for universities / Yu.A. Clayberg. - Moscow, TC Sphere, with the participation of "Yurayt-M" 2001. - 160 p.

7. Krivtsova S. Bulling in schools of the world: Austria, Germany, Russia [Electronic resource] / S.V. Krivtsova, A.N. Shapkina, A.A. Belevich // Educational policy. - 2016. - № 3(73). - From: https://cyberleninka.ru/article/n/bulling-v-shkolah-mira-avstriya-germaniya-rossiya

8. Kroz M.V., Ratinova N.A. Psychological impact on the victim when committing crimes against the person:

scientific and methodological manual / M.V. Kroz, N.A. Ratinova; Acad. generator Prosecutor's Office of the Russian Federation, Nauch.-issled. in-t. - From: Academy of the General Prosecutor's Office of the Russian Federation, 2008. - 104 p.

9. Kroz M.V. Criminal psychological impact / M.V. Kroz, N.A. Ratinova, O.R. Onishchenko. - Moscow: Yurlitinform, 2008. - 198 p.

10. Levin K. Field theory and experiment in social psychology / K. Levin // American Sociological Journal. -1939. - № 44 (6). - P. 868-896.

11. Myasishchev V.N. Relationship Psychology: Selected Psychological Works / Ed. A.A. Bodalev. -Moscow: Modek MPSI, 2004. - 158 p.

12. Norris P., Epstein S. Empirical style of thinking: its aspects and relations with objective and subjective criteria / P. Norris, S. Epstein // Personality Journal. - 2011. - № 79. - P. 1044-1080.

13. Piaget J. Schemes of action and language acquisition / J. Piaget // Semiotics. - Moscow, 1983. - P. 133-136.

14. Sukhov A.N. Criminal communication among convicts / A.N. Sukhov. - Ryazan: RIEP, 1993. - 126 p.

15. Epstein S. The theory of personality constructs in modern psychology: Experimental and theoretical analysis: dis. ... cand. psychol. sciences: 19.00.01 / S. Epstein. -Moscow, 1976. - 150 p.

16. Witkin Kh.A., Ash S.E. Research in the field of orientation in space: IV. Further experiments on the perception of vertical position with displaced fields of vision / Kh.A. Witkin, S.E. Ash // Journal of Experimental Psychology. - 1948. - № 38. - P. 762-782.

17. Khagurov T.A. Introduction to modern deviantology: textbook / T.A. Khagurov. - Rostov-on-Don, 2003. - 343 p.

18. Kholodnaya M.A. Cognitive styles: On the nature of the individual mind / M.A. Kholodnaya. - M.: Per Se, 2002. - 304 p.

19. Khusainova S.V. The potential of the limiting approach in the study of deviations in human behavior / S.V. Khusainova // Kazan Pedagogical Journal. - 2021. -№ 4 (147). - P. 241-246.

20. Khusainova S.V. The main results of fundamental research of the Federal State Budgetary Scientific Institution "Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems" for 2021 / V.E. Kozlov, E.Yu. Levina, S.V. Khusainova, T.M. Tregubova // Kazan Pedagogical Journal. - 2022. - № 1 (150). - P. 7-23.

21. Shadrikov V.D. Psychology of human activity / V.D. Shadrikov; Russian acad. Sciences, Institute of Psychology. - Moscow: Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, 2013. - 463 p.

22. Yablokov I.N. Psychology of religion // Theoretical and applied social psychology; ed. ed. A.K. Uledov. -Moscow: Thought, 1988. - P. 247-267.

23. Yanoff-Bulman R. Inferred worlds and the stress of traumatic events: application of schema construction / R. Yanoff-Bulman // Social cognition. - 1989. - № 7 (2). -117 p.

24. Khusainova S., Palekha E. Speech tactics for reducing aggressiveness in the educational process /15th International Conference on Technology, Education and Development. - 2021. - P. 706-712. - From: https://library.iated.org/view/PALEKHA2021SPE

25. Webster D.M. & Kruglanski A.W. Individual differences in the need for cognitive closure // Journal of Personality and Social Psychology. - 1994. - № 67. -P. 1049-1062.

5.3.1. Общая психология, психология личности, история психологии Сведения об авторе:

Хусаинова Светлана Владимировна (г. Казань, Россия), доктор психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник лаборатории изучения отклоняющегося поведения, заместитель директора на науке ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», е-шай: sv_husainova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.