24 Зап. от Карташовой Натальи, 17лет, г. С.- Петербург.
25 Зап. от Онущенко Анны, 22 года, г. С.-Петербург.
26 Зап. от Григорьевой Влады, 16лет, г. С.-Петербург.
27 Самозапись автора статьи.
28 Зап. от Кузьминой Марии, 18 лет, г. С.-Петербург.
29 Зап. от Симоновой Евгении, 19 лет, г. Санкт-Петербург.
30 Щепанская Т.Б. Символика молодежной субкультуры: опыт этнографического исследования системы. 1986-1989. СПб., 1993. С. 53-62.
Ю.А.ЧУМАКОВА
г.Елец
КОНЦЕПЦИЯ ЛЮБВИ
В ПОЭТИЧЕСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ РОК-МУЗЫКАНТОВ
(на материале песенного творчества группы «Аквариум» (автор текстов и исполнитель Б.Гребенщиков), «Наутилус Помпилиус» (исполнитель В.Бутусов, авторы текстов И.Кормильцев, В.Бутусов), «Чиж» (автор текстов и исполнитель С.Чиграков)
Тема любви является сквозной в мировой литературе. Пронизывает она и творчество рок-музыкантов. Отношение к теме любви существенно в определении системы ценностей автора, мира его чувств. Попытаемся выяснить, что вкладывают в понятие любви, как ее чувствуют русские рок-музыканты.
Рок-музыка стала неотъемлемым явлением русской культуры ХХ века, выражением настроений и устремлений, духовных запросов молодежных, прежде всего, кругов, реакцией на официально пропагандируемые каноны общественной жизни.
В статье анализируется лирика групп «Аквариум», «Наутилус Помпи-лиус», «Чиж». Это обусловлено тем, что мы считаем их творчество знаковым в русской рок-культуре, близким по духу многим молодым людям, в частности автору статьи. Причастность авторов песен к единому пласту культуры рождает общие тенденции, особенности творчества. Сильно в песнях рок-музыкантов эпатирующее начало, обусловленное реакцией на официальную идеологию. Строки их стихотворений в сочетании с музыкой они образуют неразделимое целое.
Шедевром любовной лирики рок-поэзии является стихотворение Б.Гребенщикова «Он ждал»:
Он слышал ее имя,
Он ждал повторенья,
Он бросил в огонь все,
Чего было не жаль.
Он смотрел на следы ее,
Жаждал воды ее,
Шел далеко В свете звезды ее.
В пальцах его
Снег превращался в сталь.
И он встал у реки,
Чтобы напиться молчанья,
Смыть с себя все И снова остаться живым,
Чтобы голос найти ее,
В сумрак войти ее,
Странником стать В долгом пути ее.
В пальцах его
Вода превращалась в дым.
И когда его день Кончился молча и странно,
И кони его
Впервые остались легки,
То пламя свечей ее,
Кольца ключей ее,
Нежный, как ночь,
Мрамор плечей ее Молча легли В камень его руки.
Любовь в понимании Б.Гребенщикова - это бесконечное притяжение двух любящих сердец, преодоление пространства и времени («шел далеко в свете звезды ее», «его день кончился молча и странно»). В концепции любви Гребенщикова есть, на наш взгляд, что-то от платоновской идеи узнавания душ, которая прослеживается и в индийской философии.
Не случайно в лирике Гребенщикова звучит тема зова («он слышал ее имя», «...снова остаться живым, чтобы голос найти ее» и т.д.). Любовь -путеводная звезда, которая направляет лирического героя поэзии Гребенщикова («шел далеко в свете звезды ее», «пускай ведет звезда тебя// дорогой в дивный сад»).
В описании любви у мэтра отечественной рок-музыки много таинственного: употребление большого количества метафор, символов, наличие абстрактного сюжета или только штрихи к нему, метафоризация эротических мотивов. Все это говорит о восприятии любви как интимного, сокровенного чувства, природа и существо которого до конца не разгаданы.
Любовь - самое ценное явление в человеческой жизни, - утверждается в лирике Гребенщикова. О ценностности любви мы делаем вывод, например, на основе анализа композиции и содержания стихотворения «Черный брахман». В первой его части отвергаются какие-либо ценности, кроме любви:
Мне не нужно ни пушек, ни войска,
И родная страна не нужна, <.. .>
У меня за малиновой далью,
На далекой лесной стороне Спит любимая в маленькой спальне И во сне говорит обо мне.
В следующих же строках утверждается мысль о том, что любовь вызывает желание счастья вокруг, становится ценностным ориентиром и в итоге рождает гармонию мира.
Активная роль завоевателя или странника в поисках своей любви отводится мужчине. Женщине присуще скорее не рациональное начало, а таинственное, интуитивное:
Она расскажет тебе твои сны,
И этим лишит тебя сна.
И она раскроет своим ключом Клетки всех твоих спрятанных птиц,
Но не скажет их имена.
(«Диплом»)
Видимо, именно этому приписывается магия женского любовного обворожения, колдовства.
Итак, по мысли Гребенщикова, любовь - светлое начало, которое организует мироздание, это чувство огромной силы и масштаба («Не стой на пути у высоких чувств»), в котором есть доля предначертанности. Метафорическая форма выражения подобной мысли сочетается с изумительной музыкой.
Иначе звучит тема любви в творчестве группы «Наутилус Помпили-ус». Показательны в этом отношении слова песни «Колеса любви», которая перекликается по пафосу с песней «Не стой на пути у высоких чувств» Гребенщикова. Тон песни «Колеса любви» задается эпиграфом, который объясняет метафору в названии:
Как писала Каренина В письме к Мэри Лин:
«Колеса любви Расплющат нас в дым».
В данной символической метафоре смысл расширяется за счет эпиграфа. Так, колесо издревле служит символом вечности, бесконечности, а в сочетании со словом любовь это значение распространяется и на нее. Со
знаковым именем Анны Карениной метафора «колеса любви» приобретает зловещие очертания безжалостного механизма смерти.
Любовь осмысляется как всеподчиняющая сила, уравнивающая всех людей в мире:
Это знали Христос, Ленин и Магомет -Колеса любви едут прямо нам вслед.
Чингисхан и Гитлер купались в крови,
Но их тоже намотало на колеса любви.
Интересно осмысливается роль человека в любви. С одной стороны, посредством метафоры «колеса любви» в песне выражается мысль, что человек - объект, на который направлено действие, что его независимо от воли настигает чувство любви:
Тебя догонят колеса любви,
И ты уже никакой.
С другой стороны, в строках «мы ложимся, как хворост, под колеса любви» избран активный залог, что делает человека выразителем собственной воли.
В творчестве группы «Наутилус Помпилиус» сюжетно обыгрывается достаточно устойчивое понимание любви как жажды, когда любимый человек необходим, как воздух, как глоток воды:
Я раньше и не думал, что у нас На двоих одно лишь дыхание.
(«Дыхание»)
С тех пор я пил из тысячи рек,
Но не смог утолить этой жажды.
(«Жажда»)
В песне «Жажда» сравнение любви со зверем показывает, что речь идет о страсти, древнейшем животном инстинкте, когда преобладает физическое влечение:
Первая любовь была слепа,
Первая любовь была, как зверь,
Ломала свои хрупкие кости,
Когда ломилась сдуру в открытую дверь.
Заметим, что по сравнению с Гребенщиковым выражение эротических мотивов в творчестве группы носит более конкретный характер, например:
В последнем месяце лета Я встретил тебя,
В последнем месяце лета Ты стала моей...
Конкретный характер носят сравнения и другие художественновыразительные средства.
Итак, любовь понимается как жажда, как страсть. Но это еще не полное объяснение смыслов образа любви. В стихотворении содержится фи-
лософская подоплека. Вспомним мысль древнегреческого философа Гераклита о том, что все изменяется, и нельзя войти в одну реку дважды. Мысль Гераклита оказалась верна и относительно любви, считают авторы песни. Видимо, речь идет о свежести первого чувства, неповторимости первой любви. Философский подтекст придает значимость такому выводу.
В песне «Дыхание» любовь понимается как дыхание в унисон, совместимость на биохимическом уровне. К такому пониманию добавляется самопожертвование ради любимого человека, бескорыстие.
Я пытаюсь разучиться дышать,
Чтоб тебе хоть на минуту отдать Того газа, что не умели ценить...
А чувство самопожертвования указывает на духовную сферу проявления любви. И в стихотворении «Дыхание», и в стихотворении «Я хочу быть с тобой» прослеживается общая мысль об органичности любви в человеке, когда она становится частью, порой важнейшей частью души человека, без которой он уже не мыслит жизни:
Я пытался уйти от любви,
Я брал острую бритву и правил себя.
Я укрылся в подвале, я резал
Кожаные ремни, стянувшие слабую грудь.
В этой песне показаны сопутствующие любви чувства: «право на надежду», «вера в любовь» и боль. Надежда на чудо. Вера в бесконечность любви и вечность возлюбленного. Боль от несовпадения надежд с реальностью. Лирический герой песни умышленно стремится к боли физической, чтобы заглушить душевную. И любая физическая боль кажется ему мала в сравнении с душевной раной.
Итак, любовь, провозглашаемая группой «Наутилус Помпилиус», -это органичное чувство, необходимое человеку, но способное принести как удовольствие, успокоение от близости, так и боль. По одной из версий (в песне «Небо и трава») вообще не может быть равноправия в любви. В песенном творчестве «Наутилус Помпилиуса» преобладает создание образов с помощью конкретных сравнений, метафор («колеса любви»), символов (крылья, одинокая птица).
Гораздо больше конкретики привносит в понимание любви группа «Чиж». Это касается отображения современного уклада жизни, современных нравов, интересов молодежи.
Например:
Она не вышла замуж за хромого еврея,
Она не вышла замуж за седого араба.
Ее не прельщали ни Чикаго, ни Бейрут, ни Ханой.
Она хотела каждый вечер возвращаться домой Она жила на Сумской .
Ее подруга говорила: «Ну какая ты дура!
Ведь там такая жизнь, там такая культура.
Там выступает Майкл Джексон, там Мадонна, там играет Ван Дамм. Мне бы твое, давно была бы там».
(«Она не вышла замуж»)
Есть в творчестве Чигракова и высокие ориентиры любви, и замечательные по проникновенности строки об этом чувстве. Используется образ Ассоли, пробуждая воспоминания о высокой романтике А.Грина («Глупенькая песня»).
Наполнены лиризмом, дышат любовью строки песен «Перекресток», «Попутная песня», «Полонез», «Глазами и душой» и другие. Песня «Глазами и душой», на наш взгляд, передает концепцию любви, характерную для всего творчества Чигракова.
Любовь мыслится как сочетание физического наслаждения:
Боль доставь мне наслажденья,
Исцарапай спину мне И духовного:
Мне явись как исцеленье,
Светом будь в моем окне.
Сочетание физического и духовного уровня описания любви прослеживается в этой песне в пределах одной фразы:
Поцелуй меня глазами,
Поцелуй меня душой.
Если глагол предполагает конкретные действия по выражению физического влечения, то существительное переводит его в разряд духовного акта.
Конкретика в творчестве Чигракова проявляется и в изображении эротического момента. В зависимости от степени чувства для обозначения физических отношений используется грубая разговорная лексика, художественная деталь (например, «на подушке осталась пара длинных волос»), фигура умолчания:
Хочешь я буду ласковой кошкой Сидеть у твоих обнаженных ног?
Нет, пожалуй, я вру немножко -Просто сидеть я бы вряд ли мог.
(«Я не такой»)
Таким образом, в творчестве устанавливается понимание любви как накала страстей (физический уровень) и как успокоения, исцеления, тихого пристанища (духовный уровень). Для создания образности активно используются не только тропы (лексические средства), но и фигуры (синтаксические возможности языка).
Итак, приведенные примеры свидетельствуют о том, что каждый из рок-музыкантов по-своему рассматривает тему любви. Разница в понима-
нии любви обусловливает неодинаковый выбор поэтами художественновыразительных средств для ее описания.
Гребенщиков понимает любовь как духовную сущность, светлое начало, организующее мир. Он оперирует абстрактными словами, метафорами, создавая многослойную, многоассоциативную образность, которая никогда, наверное, не будет иметь однозначных, конечных интерпретаций.
В творчестве В.Бутусова, И.Кормильцева сильно представление о любви как о страсти, органичном единении, дыхании на двоих. Любовь выписана не только светлыми красками. Ей могут сопутствовать боль, печаль. В поэзии группы «Наутилус Помпилиус» используются яркие, красочные образы, метафоры, в основном, конкретного характера, мысли, как правило, сюжетно разворачиваются.
В песенном творчестве С.Чигракова любовь - это и «накал в две тысячи ламп», и утешение, успокоение, исцеление. Изображение любви носит реалистический характер за счет конкретной семантики слов, конкретного характера сравнений, достаточно частотных относительно других художественно-выразительных средств, метафор, внимания к художественной детали.
Объединяет рок-музыкантов высокий ориентир любви, наследуемый из русской классической литературы, мастерское владение словом, которое подразумевает как традиционное использование слов, так и создание новых смыслов. Поэт всегда острее остальных воспринимает несовершенство общества. Бунт, несогласие, критика современного уклада и общества проявляются у рок-музыкантов в разрушении канонов употребления слов (устойчивых сочетаний, фразеологизмов).
Творчество рок-музыкантов отражает миропонимание современного человека и новации в области использования слов в художественном тексте, показывая пример тонкого языкового чутья и виртуозного владения словом.