Научная статья на тему 'Алисоманы и киноманы: опыт фольклорно-этнографического исследования'

Алисоманы и киноманы: опыт фольклорно-этнографического исследования Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
662
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Алисоманы и киноманы: опыт фольклорно-этнографического исследования»

Таким образом, если традиционно Раскольников рассматривается как герой, полагавший, «что может соединить в себе абсолютную и всеобъемлющую власть Наполеона с назначением Мессии, ведущего человечество к счастью» , то у Майка Родион Романыч - опустившийся горожанин, ординарный человек, далекий от высоких идей спасения человечества. В данном случае мы сталкиваемся с одним из ярких примеров разрушения литературного мифа и переосмысления образа классической русской культуры в культуре современной.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Гнедовский М. Майк, или Секретная лаборатория русского рок-н-ролла // РОССИЯ / RUSSIA: Семидесятые как предмет истории русской культуры. М., 1998.

2 Под мифом мы подразумеваем здесь тот стереотип восприятия данного героя, который сложился в современном культурном сознании.

3 Текст цит. по: Майк: Право на рок. Тверь, 1996.

4 Топоров В.Н. в числе отрицательных мотивов «петербургского текста» называет угол (См.: Топоров В.Н. Петербург и «Петербургский текст русской литературы»// Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. М.,1995. С.315.).

5 Достоевский Ф.М. Полное собр. соч. в 30 т. Л.,1973. Т.6. С.123

6 Гюго В. Избр. произведения в 2-х т. М.-Л., 1952. Т.1. С.411

7 Кирпотин В.Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова М., 1986. С.162.

И.Ю.НАЗАРОВА

г. С анкт-Петербург

АЛИС ОМАНЫ И КИНОМАНЫ:

ОПЫТ ФОЛЬКЛОРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Фанаты рок-групп “Алиса” и “Кино” занимают особое, пограничное положение среди молодежных субкультур. Выделяясь из неформального мира объектом поклонения - отдельной рок-группой (ср. панки, хиппи -система ценностей; рэпперы, гранжеры - музыкальное направление), они отличны и от фанатов (ср.: фанаты “Зенита”, группы “На-На”,

Ф.Киркорова) близостью к неформалам и, следовательно, характерной для неформалов символикой. Двойственный характер данных субкультур и будет предметом нашего рассмотрения.

Совместное рассмотрение алисо- и киноманов представляется возможным из-за одновременности их появления, одного возраста фанатов, а также сходства атрибутики и поведения.

Алисоманы и киноманы - подростки 14-16 лет (число юношей и девушек примерно равно). Большинство - школьники, учащиеся ПТУ, как правило, дети небогатых родителей. Появились с 1985 года, наибольшее распространение получили в 1987-91 годах, многочисленны по сей день.

Облик фаната в идеале копирует внешний вид лидера группы. В обоих случаях это стрижка “каскад”, куртка “косуха”, заправленные в ботинки джинсы, футболки с символикой группы, значки, фенечки (предпочтение отдается кожаным и металлическим). Выходят из моды тельняшки, перчатки без пальцев, пионерские галстуки (у алисоманов), значки на шнурках (надевались на шею). Киноманы одеваются в черное (как В.Цой); алисоманы предпочитают сочетание черного и красного (как К.Кинчев): “классический” вариант - красный шарф на черном фоне. Внешних отличий между юношами и девушками мало, одежда поношенная (джинсы, рубашка, свитер), одеваться дорого и опрятно не принято.

При встрече фанаты одной группы могут приветствовать друг друга знаком “козы” (вверх поднимается указательный палец и мизинец). Существуют варианты рукопожатий, например “замком” у киноманов и “замком” с “козой” у алисоманов. Результаты контактов фанатов “Кино” и “Алисы” непредсказуемы и колеблются от выражения взаимной симпатии до полного неприятия (тяготеют к симпатии, по принципу “они как младшие братья”1).

В поведении, как и во внешнем виде, фанаты ориентируются на лидера группы. Их отличает нарочитая грубость; в почете матерные ругательства, алкоголь. При этом киноманы более сдержанны, алисоманы более развязны (ср. имидж Цоя и Кинчева). Любопытно, что после принятия К.Кинчевым православия (1993 год) многие алисоманы также крестились и стали посещать церковь. Следование лидеру может подразумевать также выбор той или иной марки пива (например, «Балтики №3» - любимого пива К.Кинчева) или манеры курения:

“Я лично курила, ну, раньше когда, как Кинчев, левой рукой. Он курит левой рукой, и, вот, было увлечение ”2.

Трепетной любовью у фанатов пользуются имена Цоя и Кинчева (называемого также Кистя Кончев, Доктор, Кот), название группы “Алиса”:

“Она так на Косте помешана. Ищет парня, похожего на Костю. Она всех парней Костями называет, все парни обижаются... ”3

Многие фанаты носят “системные” имена (клички). Они могут быть связаны с символикой групп, текстами песен (Лихоманка, Мясо, Змей, Легенда, Кэт Ниоткуда).

Основные места встреч фанатов в Петербурге в настоящее время: магазин Castle Rock (Лиговский пр.,47), в меньшей степени - “Труба” (подземный переход у станции метро “Невский проспект”), “Ротонда”

(ул.Гороховая, 57), раньше они собирались в Рок-клубе (ул.Рубинштейна,13). Культовое место киноманов - Богословское кладбище (“Богословка”), место захоронения В.Цоя.

Общение фанатов обычно сводится к совместному курению и употреблению спиртных напитков. В это время может происходить прослушивание кассет “Кино” и “Алисы”, пение песен под гитару, обмен значками, слухами.

Главное событие в жизни алисомана - концерт “Алисы”. Ходят на концерт компаниями. При отсутствии средств пытаются “вписаться” (пройти “на халяву”, бесплатно), или "нааскать"(от англ. to ask-просить) денег на билет у прохожих. Многие приезжают на концерты из других городов, ведут счет концертам, на которых побывали (чем больше, тем престижней).

На концерте фанаты толпятся у сцены с поднятой “козой” и подпевают. В начале тихих песен принято опускаться на колени, на песню “Спокойного сна” включать зажигалки (в память об авторе - В.Цое ).

Концерты группы “Кино” с 1990 года (смерть В,Цоя) прекратились, их место заняло Богословское кладбище, куда приезжают в день рождения (21 июня), в день смерти В.Цоя (15 августа), в свободное время. Многие остаются ночевать на кладбище. В августе 1990 года, после похорон В.Цоя, там возник палаточный городок. На могилу приносят цветы, причем стараются купить желтые (любимый цвет В.Цоя), оставляют фенечки, значки, стихи и фотографии.

Из фольклорных жанров у фанатов “Алисы” и “Кино” особенно популярны граффити, которые представляют собой комбинацию названия группы, песен, цитат из песен, имени автора граффити, символики груп-

4

пы :

■ крест - распространяется у киноманов после смерти В.Цоя, у алисоманов после принятия К.Кинчевым православия

■ солнце - по песне “Звезда по имени Солнце” (“Кино”), “Солнце за нас” и др.(“Алиса”)

■ “Шабаш” - название альбома группы “Алиса”

■ К.К. - инициалы К.Кинчева

Распространены граффити-лозунги:

Алиса - это круто,

Алиса - это класс,

Алиса - это Кинчев,

А Кинчев любит нас5.

Цой - зто супер Цой -это классно Все любят Цоя В.

А Цой любит нас6

Фанаты есть, фанаты будут,

Фанаты Костю не забудут Р

Фанаты есть Фанаты будут фанаты Цоя не забудут8

Вилы в печень - Кинчев вечен,

Вилы в бок - Костя бог!9

Костя - ангел Кинчев - бес!10

Кино в сердцах Кино в глазах Кино в моей душе11

Известно всем давным-давно,

Нет групп, похожих на Кино.

Сравнится вряд ли кто с тобой.,

12

Наш дорогой товарищ Цой

Лучше группы мне не надо,

Чем “Кино” из Ленинграда!1

В 1987 году произошел ряд конфликтов К.Кинчева с милицией. Эти конфликты, равно как и потасовки между милицией и фанатами на концертах породили граффити-лозунги алисоманов:

Менты - козлы!14

Раз, два, три - все менты козлы!

Три, четыре, пять - менты козлы опять!

Пять, шесть, семь - менты козлы совсем!

Восемь, девять, десять - их всех надо повесить!15

Отдельную группу граффити составляют тексты, развивающие тему гибели В.Цоя:

Цой не умер,

Он уехал на гастроли в Рай Цой не умер!

Он просто вышел покурить

Я поклоняюсь той звезде,

Которая сейчас лежит в земле

Тебя мы Витя не забудем Ты вечно будешь жить для нас Фанаты песнями разбудят И ты споешь для нас сейчас

Виктор ты очень любил ночь. Может быть потому, что ночью звездный зов слышнее и отчетливей. ты тот человек, который словно забрел сюда ненадолго, оставил нам свой песни и слишком рано ушел от нас. твои глаза были всегда обращены к звездам, и это они

позвали тебя в путь

сейчас тебя нет среди нас, но ты

остался в наших сердцах. Память о тебе будет жить вечно!16

Киноманы анекдотов про себя не рассказывают, алисоманы используют традиционные сюжеты о пьянице, металлисте и т.п., например:

Алисоман, значит, едет в автобусе, видит, значит, перед ним бабулька . Алисоман, так, медленно поднимает голову. Говорит: “Не пиз-ди!” Роняет голову . Бабка молчит . Во второй раз то же самое. И в третий раз . И на третий раз бабулька возмущается: “Ну что такое, ведь я спокойно стою, никого не трогаю!” Алисоман, так, отталкивает ее, говорит: “Допизделась!1

Анекдоты про В.Цоя немногочисленны, рассказываются не только и не столько киноманами, сколько другими неформалами и обыгрывают восточную внешность Цоя:

Чукча пришел на концерт группы “Аквариум”, посидел-посидел, сказал: “о! ” и ушел. Потом пришел на следующий концерт. “Аквариум, - говорят ему, - великая музыка, что ты, дурак, не понимаешь ничего”. Вот, он

пришел, посидел-посидел, ничего, не понял, не понравилось, он опять ушел. Когда он в двадцать пятый раз пришел на концерт “Аквариума, посидел-посидел, вдруг взгляд его прояснился, он поднял палец вверх и сказал: “О! ” Вот так образовалась группа “Кино”18

Анекдоты о К.Кинчеве обыгрывают его “хулиганский” имидж, используют цитаты из песен “Алисы”:

“Попали БГ(Борис Гребенщиков) и Кинчев на тот свет. Встречает их апостол Петр. Обращается к БГ: “Ну что, Боб, грешил?” -“Грешил... ” - “Много грешил?” - “Ох, много грешил...”

Ушел апостол Петр. Пришел - приводит женщину: старую, лохматую, грязную. “Вот, Боб, будешь жить с ней. ”

Кинчев стоит и думает: “Ой, что-то мне теперь будет?.. ” Апостол Петр опять уходит. Приводит Шерон Стоун. У Кинчева глаза на лоб полезли. “Ну что, Шерон, грешила? Много грешила?” - “Ох, много...” -“Что ж... Будешь жить с Кинчевым”19.

“Посадил БГ большое-большое поле конопли и велел Кинчеву и Шевчуку охранять его.

Ну, Шевчук сидел до полуночи, сидел, сидел - уснул. Просыпается -нету ничего, такой туман везде. На следующий день тоже сидел-сидел, уснул, тоже.

В третий день БГ опять оставил Шевчука поле сторожить, а сам подкрался. Лежит-лежит в канаве, вдруг слышит шорох такой. Ну, думает, померещилось, вот. Потом опять шорох. БГ спрашивает: “Кто там?” И голос такой кинчевский отвечает: “Ветер, это ветер!”20 (цитата из песни “Алисы” “Экспериментатор”).

Слухи и толки фанатов могут быть условно разделены на “мистические” и “хулиганские”. Так, творчество групп “Кино” и “Алиса” обрастает мистической символикой:

"Она <девущка-неформалка - И.Н.> начала философствовать про

черный и белый рок. Про то, что, вот, "Кино", это, - говорит, - белый рок

с элементами классики. "Алиса" - это черный рок. Что, вот, они такие

противоположные, поэтому Кинчев с Цоем были такими большими друзь-„21

ями .

“...Что Гребенщиков и Кинчев, они поспорили. Что Гребенщиков будет петь белый рок, а Кинчев - черный. Это у них, как бы, спор был та-кой.<...> Вот они так, в принципе, по жизни и шли. А теперь Кинчев выбирается на более светлую полосу”22.

"Считалось, что Цой, это, там, ночь, "Алиса" — солнце. Две таких символики были "23.

Киноманы отдают предпочтение “мистическим” текстам, причем одна их группа посвящена факту смерти В.Цоя: слухи об убийстве:

“Цой только погиб, они (алисо- и киноманы - И.Н.) воевали, потому что были такие слухи, что, типа, это Кинчев подстроил, потому что как бы даже сам Кинчев говорил, что у него единственный человек, с которым, ну, как это называется... достойный противник? И некоторые киноманы думали, что это типа это он подстроил, эту аварию. И поэтому киноманы били алисоман. Ну, потом они все объединились”24.

“Когда Цой погиб (в закрытом же хоронили гробу), ну, естественно, тут же пошли темы, что не он ”2Ъ.

Другие тексты повествуют о Богословском кладбище и о происходящих там чудесах:

“Есть такая фишка, что... Там стоит ангел, реально стоит памятник ангела, неизвестно, кто его построил, говорят, что он появился за одну ночь <...> Совсем рядом, там, несколько метров. Вот, и, как бы, туда все ходят, и говорят, вот, круто, мол. И там куча народу живет, говорят, всякое, что привидения ходят, Цой ходит ”26.

У алисоманов ходят рассказы о столкновениях с милицией. Рассказывается о безудержной жестокости “ментов ” (например о том, что перед концертом “Алисы” их кормят специальными таблетками “для злости”, в результате чего “менты” “звереют”27):

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

“Они какие-то странные, они, вот, до концерта и после - совершенно разные люди. Начинают лупить, просто, всех попало, причем бьют так на поражение, хорошо”2*.

Любопытны и “обратные” тексты:

"...Мент спас алисомана. Выборгский район... Она девушка агрессивная, в косухе. В районе все рэппаки (поклонники рэп-музыки - И.Н.): “Снимай косуху!” - “Ни хуя!” Она вспоминает: и снять не могу, и драться не могу. Мент подошел, взял за руку и отпустил. “Не обижайте алисо-манку! ” Хотя она, тоже, такая была, в косухе, губы в черном ”29.

Итак, подведем итоги:

Все фольклорные тексты фанатов посвящены группе и ее лидеру прямо или опосредованно (напр. тексты о “ментах”, Богословском кладбище). Внешний облик, поведение фаната копируют лидера. Мировоззрение фаната также “освящено” причастностью к группе (рок-магазины, концерты, кладбище, предметный мир - одежда с символикой группы,

марка пива и пр. В этом фанатские субкультуры сближаются с субкультурами культовыми и религиозными с их жестко центричной картиной мира, сакрализацией по отношению к предмету поклонения.

С другой стороны, данная субкультура использует символику неформального мира, как то: символы смерти (гибель В.Цоя), криминальная символика (тексты о милиции), символы чертовщины-божественного (“мистические тексты”), бездомности-бесполости (манера одеваться)30. Это объясняется тем, что группы “Алиса” и “Кино” вышли из неформальной среды и в своем творчестве сохраняют ее символику. Символика групп оценивается алисо- и киноманами как сакральная, а значит, продолжает свое развитие в фольклоре и быте фанатов.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Зап. от Симоновой Евгении, 19 лет, г. С.-Петербург.

2 Зап. от Овчинниковой Александры, 24 года, г.С.-Петербург.

3 Зап. от Симоновой Евгении, 19 лет, г. Санкт-Петербург.

4 Граффити в подъездах города С.-Петербурга (орфография и графика оригинала сохранены).

5 Граффити в подъездах города С.-Петербурга (орфография и графика оригинала сохранены).

6 Граффити на Богословском кладбище г. С.-Петербурга (орфография и графика оригинала сохранены).

7 Зап. от Сурядной Елены, 17 лет, пос. Сланцы Ленинградской обл.

8 Граффити на Богословском кладбище г. С.-Петербурга (орфография и графика оригинала сохранены).

9 Самозапись автора статьи.

10 Самозапись автора статьи.

11 Граффити на Богословском кладбище г. С. -Петербурга (орфография и графика оригинала сохранены).

12 Граффити в подъездах города С.-Петербурга (орфография и графика оригинала сохранены).

13 Зап. от Онущенко Анны, 22 года, г. С.-Петербург.

14 Самозапись автора статьи.

15 Зап. от Сурядной Елены, 17 лет, пос. Сланцы Ленинградской обл.

16 Граффити на Богословском кладбище г. С. -Петербурга (орфография и графика оригинала сохранены).

17 Зап. от Симоновой Евгении, 19 лет, г. Санкт-Петербург.

18 Зап. от Ландо Лики, 17 лет, г. С. -Петербург.

19 Самозапись автора статьи.

20 Зап. от Флоровской Анны, 17 лет, г.С.-Петербург.

21 Зап. от Карташовой Натальи, 17 лет, г. С.- Петербург.

22 Зап. от Карташовой Натальи, 17лет, г. С.- Петербург.

23 Зап. от Онущенко Анны, 22 года, г. С. -Петербург.

24 Зап. от Карташовой Натальи, 17лет, г. С.- Петербург.

25 Зап. от Онущенко Анны, 22 года, г. С.-Петербург.

26 Зап. от Григорьевой Влады, 16лет, г. С.-Петербург.

27 Самозапись автора статьи.

28 Зап. от Кузьминой Марии, 18 лет, г. С.-Петербург.

29 Зап. от Симоновой Евгении, 19 лет, г. Санкт-Петербург.

30 Щепанская Т.Б. Символика молодежной субкультуры: опыт этнографического исследования системы. 1986-1989. СПб., 1993. С. 53-62.

Ю.А.ЧУМАКОВА

г.Елец

КОНЦЕПЦИЯ ЛЮБВИ

В ПОЭТИЧЕСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ РОК-МУЗЫКАНТОВ

(на материале песенного творчества группы «Аквариум» (автор текстов и исполнитель Б.Гребенщиков), «Наутилус Помпилиус» (исполнитель В.Бутусов, авторы текстов И.Кормильцев, В.Бутусов), «Чиж» (автор текстов и исполнитель С.Чиграков)

Тема любви является сквозной в мировой литературе. Пронизывает она и творчество рок-музыкантов. Отношение к теме любви существенно в определении системы ценностей автора, мира его чувств. Попытаемся выяснить, что вкладывают в понятие любви, как ее чувствуют русские рок-музыканты.

Рок-музыка стала неотъемлемым явлением русской культуры ХХ века, выражением настроений и устремлений, духовных запросов молодежных, прежде всего, кругов, реакцией на официально пропагандируемые каноны общественной жизни.

В статье анализируется лирика групп «Аквариум», «Наутилус Помпи-лиус», «Чиж». Это обусловлено тем, что мы считаем их творчество знаковым в русской рок-культуре, близким по духу многим молодым людям, в частности автору статьи. Причастность авторов песен к единому пласту культуры рождает общие тенденции, особенности творчества. Сильно в песнях рок-музыкантов эпатирующее начало, обусловленное реакцией на официальную идеологию. Строки их стихотворений в сочетании с музыкой они образуют неразделимое целое.

Шедевром любовной лирики рок-поэзии является стихотворение Б.Гребенщикова «Он ждал»:

Он слышал ее имя,

Он ждал повторенья,

Он бросил в огонь все,

Чего было не жаль.

Он смотрел на следы ее,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.