Научная статья на тему 'Черты авангардности в самоиндентификации лирического героя рок-поэзии'

Черты авангардности в самоиндентификации лирического героя рок-поэзии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
171
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Черты авангардности в самоиндентификации лирического героя рок-поэзии»

самого К.Станиславского, убежденного в том, что "истинное искусство должно учить, как сознательно возбуждать в себе бессознательную творческую природу для сверхсознательного органического творчества"[9]. А рядом были гениальные откровения Фрейда и Юнга, позволившие почувствовать хрупкость и уязвимость рационального начала в социуме и в человеке. Ассоциативный, подсознательный мир ширился, становясь все более ощутимым и осознаваемым.

Список литературы

1. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. - М.,1995.

- Т.1 - С.18.

2. Толстой Л.Н. Переписка с русскими писателями. - М, 1978. - Т.2 .

- С. 421-422.

3. Там же. -С.345.

4. Пушкин А.С. Мысли о литературе. - М.,1988. - С.107.

5. Анненский И. Книга отражений. - М., 1979. - С. 102.

6. Белый А. Символизм как миропонимание. - М., 1994.- С.247.

7. Горький М. Собр. соч.: В 30 т. - М., 1953.- Т.28. - С.113.

8. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. - М.,1983. - С.342.

9. Там же. -С. 419.

Нежданова Надежда

Константиновна канд.филол.наук, доц.

ЧЕРТЫ АВАНГАРДНОСТИ В САМОИНДЕНТИФИКАЦИИ ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ РОК-ПОЭЗИИ

Культура современной эпохи (последней четвертиХХ века) отражает напряженность и кризисность мирового бытия в канун третьего тысячелетия.

Эсхатологизм нарождающегося нового сознания находит выражение в аксиологических поисках, в созидании виртуальной модели гармонического мира и совершенного человека. Кризисность бытия конца века и конца тысячелетия актуализирует авангардный тип мышления. Наиболее ярко эта особенность мышления проявляется в контркультуре, в том числе в рок-культуре.

Русский рок-текст со своим сопротивлением против культурных норм в СССР представляет из себя форму авангардного искусства [6,с.255].

В рок-культуре Д.Давыдов [4,с.215] выделяет элементы соц-арта, концептуализма (постмодерн), модерна (особенно в авнгардной его ипостаси) и традиционное, каноническое искусство. Не собираясь подробно говорить здесь об этой проблематике, укажем на несколько частных моментов, связывающих рок и авангард не на уровне индивидуального творчества, а на уровне культурной типологии.

Актуализируя важнейшие черты авангардного типа мышления, рок-культура заявляет о себе как о самобытном и самоценном явлении. Ее своеобразие и сущность могут быть постигнуты путем сравнительного анализа рок-текстов с идеями и принципами авангардного искусства

начала века. В качестве инструмента анализа целесообразно избрать систему стержневых оппозиций - '' мир -человек'', ''идеал - действительность'', '' жизнь - искусство''.

Для авангарда как явления непризнанного, не вписывающегося в систему классического искусства и общепризнанных норм, определяющим будет стремление найти себя, назвать себя, заявить о себе и занять или при необходимости отвоевать свое место в мире

К самоопределению стремится каждый человек с раннего возраста, когда начинает формироваться как личность. В большей степени самоопределение важно для людей творческих. В концепции рока, желающего авангардно заявить о себе, отражающего в творчестве себя, и свое поколение, самоиндентификация становится лейтмотивом, выразителем которого будет лирический герой, во многом коррелирующий с авангардным героем.

Для рок-поэтов характерно образное определение своего лирического субъекта, чья судьба и определяется судьбой своего поколения: ''просто человек - человек в шляпе''/Г.Сукачев/, ''человек из ваты'' /М.Борзыкин/, ''человек'' /В.Шумов/. Этот герой существует в определенном заданном пространстве и выполняет предопределенные, заданные функции, он - один из..., как будто выхваченный поэтом моментальный кадр из марширующих по жизни поколений.

Одинаковый взгляд одинаковых глаз, Одинаковый набор одинаковых фраз, Одинаковый стук одинаковых ног, Одинаковый звук одинаковых нот, Опустошение...

А.Макаревич [3, с. 43]. Предопределенность, истоки судьбы своего поколения поэты видят в эпохе, в особенностях исторического процесса. Поэтому очень часто в определении поколения звучит мучительная зависимость от заданного в октябре 17-го года хода истории: ''Я, внебрачный сын Октября...''/В.Бутусов/, ''Сыновья молчаливых дней.'' /Б.Гребенщиков/:

Мы вскормлены пеплом великих побед. Нас крестили звездой, нас крестили в режиме нуля

К.Кинчев [3, с.75]. Трагически звучит горькое признание Ю.Шевчука: Я - память без добра, Я - знанье без стремлений, Остывшая звезда Пропавших поколений

[8, с. 42].

Самое страшное для этого поколения ощущение внутренних потенций и полная невозможность их реализовать.

Контркультура, каковой является и рок, и авангард, представляет собой попытку тотального нонконформизма. Естественно, что лирический герой контркультуры будет ''несоглашателем'', нонконформистом.

Итак, первая характерная черта лирического героя рока как контркультуры - это противопоставление себя основному течению, массе, толпе. Это противопоставление может иметь различное выражение.

В эпоху ''сплоченности рядов'' как свидетельства дружбы, когда ''если кто-то издох от удушья, отряд не заметил потери бойца''/Б.Г/ [3, с. 21]. В эпоху должного ''всеобщего удовлетворения'' этот страх героя, недовольство и беспокойство звучит протестом, бунтом:

Эта линия жизни - цепь скорбных этапов На незримых и призрачных жутких фронтах

А.Башлачев [1, с.34].

Лирический субъект находится в напряженных отношениях с окружающим миром, который воспринимается им как хаос:

В коммунальной квартире - Содом и Гоморра: Кошки рожают, дети орут И посудой гремят соседские монстры...

''Ночные снайперы"[3, с. 76]. Мир, окружающий субъекта речи, безумен, и герой может пополнить эти ряды, ведь даже ''весна не весна, если ты не придешь''. Лирический субъект постоянно ощущает конечность бытия.

В текстах разрушается живая связь человека с миром под воздействием мегаполиса. Обезличивание же приводит к утрате ценности жизни, становящейся всего лишь ''одноразовым стаканом'УЮ.Шевчук/. Отчуждение лирического героя усугубляется тотальной безликостью мегаполиса. Разрушение личностного начала в рок-поэзии осознается как трагический процесс, связанный с потерей памяти, укоренявшей героя в реальности. Забвение /''Я боялся забыть, боялся уснуть'' К.Кинчев/, /''И я уже даже не помню, как там тебя зовут'' В.Цой/ разрывает связь как между людьми, усугубляя одиночество героя, так и между временами, эпохами, культурами, разрушает традиционные ценности. В конечном счете оно оборачивается смертью, Апокалипсисом. Я забыл, что в природе еще что-то есть, Шестого приняли роды без шести минут шесть

Ю.Шевчук [8, с.49]. Как видим, системообразующей оппозицией мышления рок-поэтов представляется антитеза ''мир - человек''. Однако если в авангарде образ ''больного'' мира отражал, прежде всего, неспособность человека понять глубинную суть происходящих явлений, то в рок-поэзии ''мир'' оказывается открыто враждебен для всех, в том числе и для лирического героя. Напрасно его стремление спасти мир любовью, тщетны его попытки обрести эмоциональную стабильность или физическую защиту. Я люблю этот город Но зима здесь слишком длинна Я люблю этот город Но зима здесь слишком тепла

В.Цой [7, с. 69].

Замена обычного ''До свидания'' роковым ''Прощай'', обрывающим духовные связи, встает для лирического героя в один ряд с грядущими малыми и большими трагедиями, непостижимым образом оказывается их причиной, ведет к превращению городов в руины и к вселенской катастрофе. Личность оказывается безысходно втянутой во всемирный трагический круговорот. Если ты пьешь с ворами Опасайся за свой кошелек. Если ты ходишь по грязной дороге Ты не можешь не выпачкать ног. Если ты выдернешь волосы Ты их не вставишь назад И твоя голова всегда в ответе За то куда сядет твой зад.

В.Бутусов [2, с.238]. Трагическая обреченность рок-героя ведет к отчужденности от мира, затерянности и потерянности ''от себя''. Трагический разлад рок-героя с миром, расколотость его сознания и внутренняя смятенность по сути являются свидетельством его негативной оценки наличной действительности, катастрофически несовпадающей с его представлениями об идеале.

Ощущение незримого для всех фронта приводит лирического героя к чувству изолированности и потерянности:

Поколение дворников и сторожей потеряло друг друга

Б.Г. [3, с. 78]. А я пропала без вести в японских лагерях

''Ночные снайперы'' [3, с.39]. ''Поколением дворников и сторожей'' стали называть поэтов, чьи стихи не печатались, чье творчество было невостребовано. Отсюда - чувство ненужности и отчужденности лирического героя. Невозможность выразить себя может привести к гибели ''Я'': О,Боже, я и ты пели у воды.

Шли дорогою мечты, и вот мы сохнем, как цветы.

''Агата Кристи'' [3, с. 67]. Поэтому лирический герой остро чувствует потребность в самовыражении, даже если это - путь боли: Мне надо пройти весь этот путь, Чтобы плакать кожей.

О.Арефьева [3, с. 44]. ''Люди пытаются бежать своей боли, но они не правы. Боль - это чувство часть тебя, твоя собственная реальность. Нужно бороться за право чувствовать свою боль, чтобы не позволить обществу разрушить свою реальность'',- так известный рок-поэт Джим Моррисон характеризовал боль как самовыражение [6, с. 68].

Лирический герой рок-поэзии противопоставлен толпе во всем: он иначе чувствует, иначе говорит, иначе любит:

Она раздевалась, не ведая грани Меж человеком нагим и одетым, Она играла, не зная правил, Она падала вверх и разбилась о небо

О.Арефьева [3, с. 45]. Ощущение себя пленником /''мы все за дверями единой тюрьмы'', но пленником камеры-одиночки /''в моей клетке не быть тебе никак''/,характерно для героя периода субкультуры, эпохи ''Зоопарка'' или ''Аквариума''. Это мироощущение соответствует авангардному видению мира в начале века, когда сильны были влияния декаданса: ''Мы - пленные звери'' /Ф.Сологуб /.

Лирический герой периода субкультуры может занимать пассивную позицию наблюдателя:

Четверо смотрят на пламя, неужели один из них я?

Б.Г. [3, с. 106].

Иванов - герой одноименной песни Гребенщикова -типичный аутсайдер. Он живет между ''кухней и уборной'', проводит время в пьянстве, ''за сравнительным анализом вина'', и в то же время является экзистенциалистом /''у него в кармане Сартр''/, и поэтому ''ему не слиться с ними, с согражданами своими'' [3, с. 107].

Героический экзистенциализм свойственен лирическому субъекту Гребенщикова. Человек знает, что жизнь трагична, абсурдна, он принимает этот трагизм жизни,-но,в отличие от Иванова, находит самовыражение в творчестве и до конца отстаивает свою позицию:

Я хотел бы успеть допеть, но если нет, то не жаль. Более того, такой герой не отказывается от ответственности за свою позицию и за тех, кто сделал такой же выбор:

Мы стояли слишком гордо - мы платим втройне: За тех, кто шел с нами, за тех, кто нас ждал, За тех, кто никогда не простит нам то, что Рок-н-ролл мертв, а я еще нет

Б.Г. [3, с.108].

И опять же такое заявление становится противопоставлением современному сознанию, руководствующемуся формулой: '' я не хочу брать на себя ответственность''.

Пассивному лирическому герою свойственен эске-пизм, уход в другую реальность, добровольная изоляция

себя от неприемлемого мира:

Мы будем жить с тобой в маленькой хижине На берегу очень дикой реки.

В.Бутусов [2, с. 59]. Магнитофон сломался, я сижу в тишине, чему я рад Вполне Я жду ответа

В.Цой [7, с. 67].

Виктора Цоя называют символической фигурой перехода субкультуры в контркультуру.

Лирический герой контркультуры '' перестал молчать'' и пассивно ''ждать ответа''. Он авангарден в своем бунте, протесте, активном противопоставлении себя толпе. Его поведение вызывающе, эпатажно, скандально до анархизма, причем герой адекватно оценивает подобное свое поведение: '' Мама - анархия, папа - стакан портвейна'' [7, с. 89], - признается герой В.Цоя.

Герой А.Макаревича - безрассудный бунтарь-одиночка, идущий по жизни напролом. Когда же движущей силой слепого протеста становится здравый смысл, на смену бунту приходит растерянность: ''Кого ты хотел удивить?'' Этическая сторона песен иная: с этой точки зрения можно понять бунт ''глупого скворца'', оставшегося на зиму в городе, так как ледяной зимой его песня нужнее, чем весной. А насколько безрассуден тот, кто нерасчетливо бросил в костер все дрова, чтоб хоть на час, но ''стало всем теплей''.

Мироощущение лирического героя в рок-поэзии сложно и противоречиво. Опустошение, неверие в возможность изменить что-либо /''А с нами ничего не происходит, и вряд ли что-нибудь произойдет'', А. Макаревич/ сменяются императивным заявлением: ''Перемен требуют наши сердца''/В.Цой/. Дуализм мироощущения сказался в том, что мир воспринимается рок-поэтами как многочисленные взаимоисключающие явления, противоборствующие силы, как единство противоречий. Рационализм интеллектуала сталкивается с неистовым бунтарством, антиномией оборачивается даже традиционная вера в идеалы:

В этом мире того, что хотелось бы нам, Нет!

Мы верим, что в силах его изменить,

Да!

Но -

Революция, ты научила нас Верить в несправедливость добра!

Ю.Шевчук [8, с. 76] Еще в 70-е годы Б.Гребенщиков вместо веры в идеалы коммунистического будущего предложил иные идеалы веры, иное осмысление действительности и места личности в ней /''Иван Боддхидхарма'', ''Кад Годдо'', ''Пока не начался джаз''/. В его стихах - начала стихийного зкзи-стенциализма: ''Если б я мог выбирать себя, я снова стал бы собой''.

Противопоставление лирического героя контрастно окружающему, где нет полутонов. Если я попался навстречу, Значит, вам со мной не по пути

''Воскресение'' [3, с.64]. Идет активное самоутверждение героя, возможно -и за счет других: важен именно ''Я'', тогда как не по пути -''вам'', всем тем, кто ''десять лет учит роли, о которых лет десять как стоит забыть''[3, с.64], кто играет туш, когда надо носить траур.

И это ''Я'' герой бросает в лицо несостоятельному миру как вызов на войну, в которой будет один победитель:

Вот вы сопели, вертели клювом? Да вы не спели, а я спою вам!

А.Башлачев [1, с.36]. Это уже не пассивное сосуществование субкультуры, а открытая борьба за свой кусок жизни /''дайте мне мой кусок жизни!''Б.Г./, за право на самовыражение /''я хочу спеть то, что я должен спеть'' Б.Г./. Хватит ползать на брюхе .Пора вернуть эту землю себе.

Б.Гребенщиков [4, с. 50]. Герой устал быть подпольным певцом /Б.Г./, и он верит, что в силах изменить мир, в котором ''того, что хотелось бы нам, - нет!'' /Шевчук/

Ну что ты? Смелей. Нам нужно лететь. А ну, от винта!

А.Башлачев [1, с. 35]. Лирический герой контркультуры эпатирует общество, намеренно отождествляя себя с непринимаемыми социумом образами, дистанцируясь от общепринятых норм:

Мы - выродки крыс. Мы - пасынки птиц. И каждый на треть - патрон

А.Башлачев [1, с. 35]. Футуристический авангард называл себя ''Передовым отрядом воинства''.

Лирический герой чувствовал собственную равнове-ликость миру, герою была свойственна автоканонизация, гипертрофия личностных качеств.

Герою контркультуры тоже свойственен эгоцентризм. Он заявляет о важности своего ''Я'' и о праве делать то, что он хочет, и так, как он хочет:

Но кто ты такой, Чтобы мне говорить, кто Я такой?

Б.Гребенщиков [4, с. 50] Авангардно утверждение лирическим героем себя, собственной независимости и аутентичности: Но я буду Да, даже если ты - нет

О.Арефьева [3, с. 44]. Девизом героя становится разбойничий клич: Я бы жил себе трезво, я бы жил не спеша. Только хочет на волю цепная душа. Сарынью на кичку разогнать эту смурь.

Б.Гребенщиков [4, с. 50]. Лирический герой рок-культуры продолжает авангардную традицию утверждения собственной власти творца, знающего законы искусства и эффективные пути их реализации / ''Я знаю, солнце померкло б, увидев наших душ золотые россыпи'' В.Маяковский/.

Я знаю магию чисел, я знаю магию слов, Я знаю, как вызвать любовь мыслью..

О.Арефьева [3, с. 44]. Но этот же герой, заявляя о своем всеведении, не пытается что-либо изменить.

Лирический герой периода после контркультуры осознает, что воевать уже не с кем и не с чем, но мир тем не менее лучше не стал. Это чувство безысходности, неизбежности катастрофы и бесполезности стараться что-то менять определяет портрет пост-поколения, ярким представителем которого явился герой В.Бутусова:

И если завтра случится пожар, и все здание будет в Огне

Мы погибнем без этих крыльев, которые нравились

мне

В.Бутусов [2, с. 47]. В портрет поколения Бутусов вносит черты страдальчества /''мне хочется плакать от боли''/ - мужественного, но безысходного и бездейственного:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мы лежим под одуванчиковым солнцем.

.Иногда мне кажется, что я должен встать

В.Бутусов [2, с. 47]. Герой Бутусова - наблюдатель дурного мира, но он, опять же, противостоит обществу в том, что тонко чувствует приближающуюся катастрофу /''куда мы плывем?''/, тогда как все остальные ''танцуют фокстрот'' и забыли о том, ''что каждый из них умрет'':

Но никто не хочет думать о том, куда ''Титаник'' плывет

В.Бутусов [4, с. 45]. Выжить в этом безумном мире на грани катастрофы можно только самому став безумным. Так, продолжая традиции обэриутов, в рок-поэзии появляется еще один лирический герой - безумный, юродивый, ''идиот'',кото-рый противопоставлен социуму уже тем, что посмел назваться идиотом и способен, в отличие от всех, адекватно оценить безумный мир:

Ты умна, а я идиот, и неважно, кто из нас раздает, Даже если мне повезет, и в моей руке будет туз, В твоей будет джокер.

''Крематорий'' [3, с. 76]. Надев маску идиота, юродивого (традиционную маску на Руси), герой не только освобождается от социальных условностей, но и позволяет себе говорить все, как есть: Я ужасно тупой, очень тупой, Но я могу найти то, что смог потерять, Мне не нужно крыльев, чтобы летать.

''Агата Кристи'' [3, с. 65]. В условиях безумного мира человек вынужден табу-ировать свое ''Я'', чтобы не потерять тождество с самим собой. Такой маской авангардного героя будет не только маска идиота, но также ирония и сарказм.

Я научилась молча говорить, я научилась говоря Молчать

О.Арефьева [3, с. 44]. Иногда, характеризуя лирического героя, автор условно принимает шкалу ценностей общества, а самоирония подчеркивает выламывание героя из числа ''среднестатистических сограждан''. Таков герой - ''педагогическая неудача'' Виктора Цоя, таков герой текста Б.Гребенщикова ''Иванов''.

Ироничный герой получает возможность высказать свою точку зрения ''за скобками'':

Спасибо главврачу за то, что ничего теперь я не

хочу...

А.Башлачев [1, с. 36]. Саркастичный герой переворачивает значения ''вечных ценностей'', своим сарказмом уничтожая понятие ''советской государственности'', которая на деле никогда не совпадала с понятием ''Родина''. Иногда ироничный герой может казаться примитивным, но и такая ирония -способ обозначения своей позиции, какой бы она ни была.

Итак, лирический герой рок-культуры во многом авангарден. Его перформанс определен, во-первых, стремлением к самовыражению и, во-вторых, бунтом, протестом, лежащими в основе концепции рока и авангарда. Лирический герой, не принимающий многое в мироустройстве, может занимать различные позиции. Противостояние героя толпе может быть пассивным, когда герой в поисках себя и своего места под солнцем уходит, бежит из мира в сон, мечту, иную реальность,наконец, в смерть. Уже только высказывание героем неудовлетворенности будет началом бунта. Активная борьба лирического героя за свою точку зрения выражается в скандальном, эпатажном поведении, в отрицании социума и противопоставлении ему гораздо более значимого ''Я'', в

нигилизме вплоть до анархизма. Герой ''последних времен'', периода пост-контркультуры высказывает свою позицию несколько иначе. На абсурдный, перевернутый мир он взирает через призму собственного безумия и ''вопль отчуждения'' произносит ''в отчужденной форме'', с помощью иронии или сарказма.

В любом случае авангардность самовыражения лирического героя - это способ его существования и самоутверждения.

Список литературы

1.Башлачев А. Посошок. - М.: Лира,1990. -80 с.

2.Введение в Наутилусоведение. - М.: ТЕРРА,1997. - 400с.

3.Время колокольчиков/ Сост. З.Стасов. - М.:Искусство,1990. -125 с.

4.Гребенщиков Б. Песни. - Тверь,1997.-156с.

5.Давыдов Д. Русская рок-поэзия и концептуализм //Русская рок-поэзия: текст и контекст. -Тверь, 2000. -С. 212-217.

6.Радке Э. Русская рок-поэзия и ее функции в культурном советском пространстве //Русская рок-поэзия: текст и контекст. - Тверь, 2003. - С.249-257.

7.Цой В. Звезда по имени Солнце. - М.: Эксмо-пресс, 2000.- 415 с.

8.Шевчук Ю.Защитники Трои. Книга стихов и песен.- СПб., 2000. -С.269.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.