личности учащегося к самосовершенствованию на основе учёта её возрастных особенностей, внутренних ресурсов, интересов и потребностей.
Таким образом, образовательная среда характеризуется прежде всего потенциальными и наличными образовательными ресурсами и ресурсами развития образования, которые через деятельность конкретных людей становятся образовательным потенциалом. Образовательные ресурсы представлены имеющимся социальнокультурным окружением (наука, социальные отношения, формы трудовой деятельности), которые могут быть преобразованы в содержание и средства образования (совокупность конкретных образовательных областей, учебных предметов, форм внеурочной деятельности).
А.А. Соколова
Концепция лингвотопа в географии и краеведении
Особенность современного этапа развития географии заключается в том, что хозяйственная и познавательная деятельность человека стала рассматриваться не только в реальном пространстве, но и в сфере идеального, с чем связано понятие геокультура, определенное Д. Н. Замятиным как процесс и результат развития географических образов в конкретной культуре, а также определенная традиция осмысления этих образов. В результате гуманитаризации науки появились такие понятия, как культурный ландшафт (Ю. А. Веденин, Р Ф. Туровский, В. Н. Калуцков и др.), культурная освоенность (М. С. Кулешова), духовно-интеллектуальная освоенность территории (А. В. Лысенко).
С позиции гуманитарной географии и культурного ландшафтоведения исторические образы территории исследованы Ю. А. Ведениным, Д. Н. Замятиным, И. И. Митиным, О. А. Лавреновой, Г. А. Исаченко и другими авторами. Отчетливо гуманитарно-историкогеографический подход выражен в работе О. А. Лавреновой, посвященной поэтическим образам географического пространства, созданным в русской поэзии XVIII - начала XX в. (Лавренова, 1998).
Изучение географического пространства одновременно в реальном и идеальном мирах требует разработки дополнительной системы понятий. Опираясь на ландшафтный и территориальный подходы в сочетании с концепцией идеального содержания культуры Г. С. Лебедева (1979), можно выстроить понятие информационной освоенности территории. Освоенность в данном случае характеризует разнообразие и многоплановость созданных в разных пластах культуры образов (языковых, картографических, визуальных, мен-
301
тальных и др.). Такой подход позволяет разграничить понятия ландшафт и образ ландшафта (территории), которые в культурном ландшафтоведении рассматриваются как структурные компоненты единого целого (Веденин, 2003; Лавренова, 2003).
В сфере языка освоенность территории приводит к формированию лексико-информационного пространства - сложной многомерной структуры, компонентами которой являются пласты научной и народной терминологии, лексики художественных произведений и СМИ, топонимии и микротопонимии (Соколова, 2007). В «горизонтальной» проекции лексико-информационное пространство неоднородно, в нем выделяются зоны и ядра с высокой концентрацией языковой информации и «информационные пустыни». Последние как правило приурочены к слабозаселенным территориям и хорошо видны на картах плотности ойконимии. В сети Интернет к «информационным пустыням» относятся ареалы с преимущественно сельскими поселениями, информация о которых малосодержательна и носит справочный характер.
Тесная, хотя и весьма неоднозначная, связь языковых образов с территориальной организацией природы и общества позволяет говорить о том, что на развитой стадии освоения территории формируются своеобразные системы, состоящие из называемого и названия (народного или научного термина, топонима, микротопонима). Они определены нами как лингвотопы - закономерные соче-таниея природных и культурных объектов и связанных с ними комплексов географических терминов и топонимов. В лингвотопе реализована связка «реалия - концепт - термин - топоним», что позволяет создать яркий и выразительный образ территории. С позиций географии, краеведения и геотуристики особый интерес представляют лингвотопы, формирующиеся в ареалах традиционной культуры, где языковая часть представлена народными географическими терминами и микротопонимами. Выделение и изучение линг-вотопов, создание карт, отражающих языковые образы народной культуры, имеет большое теоретическое и прикладное значение. Эта идея была высказана автором на заседаниях комиссий исторической географии и лингвоэтногеографии Русского географического общества и была одобрена участниками XXVI Всероссийского диалектологического совещания «Лексический атлас русских народных говоров - 2010» (январь 2010 г.).
В результате была создана программа по разработке основ комплексного картографирования лингвотопов на территории Русского севера с целью изучения, охраны и использования в образовательных, просветительских и туристско-рекреационных целях территорий, нашедших отражение в языковых образах. Данная работа может войти в комплект программ по экологии культуры и культурному наследию регионов.
302
Аналогичная программа разрабатывается для Ленинградской области. На первом этапе исследования будут проведены на северо-востоке региона, на Вепсовской возвышенности (Тихвинский, Бокситогорский, Лодейнопольский, Подпорожский районы) и Волховской низине (Киришский и Волховский районы). Эти территории относятся к ареалу распространения севернорусских говоров и хорошо изучены в диалектологическом отношении. В качестве источника лингвистической информации предполагается использовать «Словарь русских говоров Карелии и сопредельных территорий» (ред. А. С. Герд), подготовленный в Санкт-Петербургском государственном университете, а также материалы диалектологических экспедиций филологического факультета ЛГУ им. А. С. Пушкина. В деревнях, где сохранилось коренное население, будут проведены микротопонимические исследования, сбор и идентификация на местности данных топонимии, созданы базы картографических данных и фотоматериалов, служащих для визуализации языковых образов.
В число задач проекта входит:
• научное обоснование критериев выделения лингвотопов локального уровня, разработка понятий ядро и периферия лингвотопа, территориальные сочетания и комплексы лингвотопов;
• разработка принципов и методов картографирования лингвотопов, подходы к выявлению линейного зон, узлов, ядер;
• создание сети эталонных лингвотопов, передающих целостную картину природы и традиционного хозяйства русского населения Ленинградской области, разработка предложений по их охране и использованию для районных, областных администраций и администраций сельских поселений;
• создание электронной базы лингвоэтногеографических данных «Ландшафты Ленинградской области в народных географических терминах и топонимах», издание серии карт и публикаций теоретического и прикладного характера;
• выявление типичных пейзажей, нашедших отражение в языковой сфере и составляющих культурное наследие региона;
• информационно-методическое обеспечение проектов по раз-
витию этнического, сельского, экологического туризма в Ленинградской области и других регионах России, разработка
образовательных и научных лингвоэтногеографических туров для российских и иностранных граждан;
• разработка и реализация образовательной программы «Ландшафты Ленинградской области в народных говорах и топонимах» для средней и высшей школы, центров дополнительного образования школьников, краеведческих музеев.
303