М.Ю. Смелков
Образовательная среда высшего учебного заведения как средство социальной адаптации студентов
Одна из сложных проблем педагогической теории и практики -развитие личности в специально организованных условиях. Исходя из потребностей общества в сохранении его стабильности и дальнейшем развитии, необходимо формирование такой личности, которой присущи активность, социальная мобильность, профессиональная компетентность, высокая способность адаптироваться в сложных ситуациях, самостоятельность в принятии решений, ответственность, способность к интеллектуальному поиску и другие качества и свойства, определяемые современной реальностью.
Всё чаще предметом специальных исследований в педагогике становится образовательная среда, которая рассматривается как условие существования образовательных систем и как совокупность отношений, которые складываются в ней между субъектами образования. Такая позиция даёт возможность утверждать, что образовательная среда - это проектируемая и создаваемая субъектами образования (педагогами, обучающимися, их родителями и т. д.) область их совместной деятельности, где между ними и образовательными системами (их элементами) начинают выстраиваться определённые связи и отношения, обеспечивающие реализацию личных и социальных целей образования.
Способность адаптироваться можно назвать одной из особенностей личности человека, формирующейся под влиянием окружающей среды, важной частью которой является образовательное учреждение, где человек проводит один из главных периодов своей жизни, формируется как профессионал и личность.
Адаптация в контексте социализации личности - процесс, который позволяет человеку занять своё место в обществе, продвигаясь от асоциального состояния новорождённого к жизни в качестве полноценного члена общества.
Одна из главных функций социальной адаптации - принятие индивидуумом норм и ценностей новой социальной среды (группы, коллектива, в который он приходит), сложившихся здесь форм социального взаимодействия, формальных и неформальных связей, а также форм предметной деятельности (например, способов профессионального выполнения работ).
Высшее образование - важнейшая сфера любого современного государства, стремящегося сохранить свою независимость, идентичность, конкурентоспособную экономику, культуру и социальный
299
генофонд. Предназначение любого современного вуза заключается в том, чтобы за счет фундаментальной образовательной и воспитательной подготовки молодежи осуществлять последовательные и эффективные инновации в окружающем мире. Если это так, то нет никакого сомнения в том, что вся педагогическая стратегия вуза должна быть ориентирована на подготовку творческого, активного, свободного человека, ориентированного в своей жизни не только на высокие собственные достижения, но и на общий успех окружающих его людей, организаций, сообществ.
Адаптация студентов, обучающихся в вузе, имеет свои особенности. Вхождение молодых людей в систему вузовского обучения, приобретение ими нового социального статуса студента требуют от них выработки новых способов поведения, позволяющих им в наибольшей степени соответствовать своему новому статусу. Такой процесс приспособления может проходить достаточно длительное время, что может вызвать у человека перенапряжение как на психологическом, так и на физиологическом уровнях, вследствие чего у студента снижается активность, и он не может не только выработать новые способы поведения, но и выполнить привычные для него виды деятельности.
Специфика процесса адаптации в вузах определяется различием в методах обучения и в его организации в средней и высшей школах, что порождает своеобразный отрицательный эффект - дидактический барьер. Первокурсникам не достает различных навыков и умений, которые необходимы в вузе для успешного овладения программой. Приспособление к новым условиям требует много сил, из-за чего возникают существенные различия в деятельности и результатах обучения в школе и вузе.
Процесс адаптации к обучению в вузе - явление весьма сложное и многогранное. Выделяют две стороны социальной адаптации студентов:
• профессиональную адаптацию, под которой понимается приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебного процесса, выработка навыков самостоятельности в учебной и научной работе;
• социально-психологическую адаптацию - приспособление индивида к группе, взаимоотношениям в ней, выработка собственного стиля поведения.
Адаптивная образовательная среда призвана обеспечивать адекватную реакцию образовательной системы вуза на изменяющиеся условия внешней среды, в то же время оказывая обратное воздействие на неё, а также приспосабливаться к возможностям самого образовательного учреждения и отношениям, сложившимся между участниками образовательного процесса, развивать способности
300
личности учащегося к самосовершенствованию на основе учёта её возрастных особенностей, внутренних ресурсов, интересов и потребностей.
Таким образом, образовательная среда характеризуется прежде всего потенциальными и наличными образовательными ресурсами и ресурсами развития образования, которые через деятельность конкретных людей становятся образовательным потенциалом. Образовательные ресурсы представлены имеющимся социальнокультурным окружением (наука, социальные отношения, формы трудовой деятельности), которые могут быть преобразованы в содержание и средства образования (совокупность конкретных образовательных областей, учебных предметов, форм внеурочной деятельности).
А.А. Соколова
Концепция лингвотопа в географии и краеведении
Особенность современного этапа развития географии заключается в том, что хозяйственная и познавательная деятельность человека стала рассматриваться не только в реальном пространстве, но и в сфере идеального, с чем связано понятие геокультура, определенное Д. Н. Замятиным как процесс и результат развития географических образов в конкретной культуре, а также определенная традиция осмысления этих образов. В результате гуманитаризации науки появились такие понятия, как культурный ландшафт (Ю. А. Веденин, Р Ф. Туровский, В. Н. Калуцков и др.), культурная освоенность (М. С. Кулешова), духовно-интеллектуальная освоенность территории (А. В. Лысенко).
С позиции гуманитарной географии и культурного ландшафтоведения исторические образы территории исследованы Ю. А. Ведениным, Д. Н. Замятиным, И. И. Митиным, О. А. Лавреновой, Г. А. Исаченко и другими авторами. Отчетливо гуманитарно-историкогеографический подход выражен в работе О. А. Лавреновой, посвященной поэтическим образам географического пространства, созданным в русской поэзии XVIII - начала XX в. (Лавренова, 1998).
Изучение географического пространства одновременно в реальном и идеальном мирах требует разработки дополнительной системы понятий. Опираясь на ландшафтный и территориальный подходы в сочетании с концепцией идеального содержания культуры Г. С. Лебедева (1979), можно выстроить понятие информационной освоенности территории. Освоенность в данном случае характеризует разнообразие и многоплановость созданных в разных пластах культуры образов (языковых, картографических, визуальных, мен-
301