Научная статья на тему 'Концепция личностно ориентированного языкового образования'

Концепция личностно ориентированного языкового образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
258
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция личностно ориентированного языкового образования»

Секция учебно-методическая

УДК 378.147:801=20

И.А. Цатурова

КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ЯЗЫКОВОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Во всем мире признание определяющей роли творческого и образованного человека сопровождается неудовлетворенностью его положения в современной системе образования, где процесс обучения жестко регламентирован и, по существу, нет возможности развития творческой индивидуальности обучающегося для удовлетворения своих интересов и потребностей.

Необходима такая система образования, которая бы раскрепостила творческую природу человека. Нам видится организация процесса обучения в системе языкового образования в соответствии с потребностями и интересами, с учетом способностей и возможностей студента-личности. Система должна наиболее полно удовлетворять потребности студента в языковых услугах, создать благоприятные условия для развития интеллектуального, творческого потенциала каждого обучающегося, следовательно, должна быть личностно ориентированной

Мы определяем личностно ориентированную систему обучения иностранному языку как процесс создания условий, необходимых для реализации обучающимися своих личностных потребностей, способностей и возможностей через изучение иностранного языка.

В личностно ориентированном обучении само обучение мы определяем не как передачу знаний, выработку умений и организацию усвоения, а прежде всего как создание условий для студентов при реализации их личностных потребностей в области языкового образования, когда процесс обучения превращается в процесс радостного осмысления учения.

Личностно ориентированное обучение, таким образом, видится нам в раскрытии условий реализации личностно развивающих функций учебного процесса.

Развитие личности студента будет эффективным, если создать следующие условия:

♦ поддерживать эмоционально положительный психологический климат, способствующий проявлению потенциальных возможностей студента;

♦ создавать и поддерживать на высоком уровне чувство уверенности студента в достижении им целей обучения;

♦ дать почувствовать студенту, что уважаются его права на получение такого языкового образования, которое обеспечит ему личностный и профессиональный комфорт по окончании вуза;

♦ студент должен чувствовать, что к нему относятся с симпатией и вниманием, независимо от результатов учения.

( Для реализации личностно ориентированного обучения иностранному языку в техническом университете, мы рассматриваем учебный процесс как методическую систему, состоящую из пяти структурных компонентов: цели, содержания, средства коммуникации (методы, приемы, средства), субъект-субъектных отношений, организационных форм учебного процесса.

Личностно-ориентированная система обучения иностранному языку выявляет новое содержание этих компонентов методической системы и видится нами в определении иных ее целевых, содержательных и про-I цессуальных характеристиках. Свою задачу мы видим в гуманизации целей, содержания, суб'ьскт-субъектных отношений, методов и форм обучении иностранному языку, а также организационных форм.

В какой степени личность обучающегося может участвовать в определении целей и содержания своего образования по иностранному языку? Очевидно, в той степени, в какой это образование необходимо самой личности, а не задается социумом извне в виде определенных стандартов. Личностно то, что изначально определяется самим человеком, выстраивается как его собственный мир. Оптимально, следовательно, обучение иностранному языку, которое предполагает сочетание образовательных стандартов и личностного саморазвивающего начала.

Мы определили, что при личностно ориентированной системе обучения основным является создание условий для полноценного проявления и развития личностных функций субъектов учебного процесса. Поэтому, в качестве основной цели учебного процесса по иностранному языку, мы выдвигаем - создание психологически комфортных условий, благоприятствующих развитию и совершенствованию личности студента, способного осознанно и мотивированно учиться, приобретая социокультурную, лингвистическую и коммуникативную компетенции для иноязычного общения в практической и интеллектуальной деятельности, а также в случае включенного обучения в стране изучаемого языка.

К содержанию обучения мы отнесли темы, ситуации, проблемы, в пределах которых формируется иноязычное общение для последующей деятельности.

Исследования ведущих методистов страны (П.Б. Гурвича, В.Л. Скалкина, Г.А. Китайгородской и др.) дают основание выделить следующие сферы общения специалиста в его будущей деятельности: социально-культурного общения, общественно-политического и профессионального. Важнейшим компонентом должна стать культура своей страны и страны изучаемого языка.

Конкретное содержание обучения включает материал практической культурологии, все перечисленные сферы общения, а не только профессиональную.

При такой постановке цели обучения и отборе содержания "иностранный язык" как учебный предмет стал выполнять свою основную функцию - функцию гуманитарной дисциплины в техническом вузе, призванной гуманизировать высшее техническое образование.

Следующий компонент системы - средства коммуникации - методы, приемы, средства. Личностно ориентированное обучение означает, что все методические решения - организация учебного материала, ис-

пользованные методы, приемы, способы и средства - преломляются через призму личности обучаемого. Такое обучение учитывает индивидуальные особенности студента как личности через содержание и форму самих учебных заданий, через характер общения с ним. Задания формируются так, что они стимулируют его познавательную активность, поддерживают и направляют его учебную деятельность, не акцентируя внимания на ошибках. Усвоение содержания проходит в условиях учебного диалога как особой учебно-коммуникативной сферы, обеспечивающей субъектно-смысловое общение, рефлексию, самореализацию личности. Средствами обучения являются текстовые учебные аутентичные курсы, аудио- и видеоаутентичные курсы, банки аутентичных текстов с заданиями. Именно аутентичные материалы, составленные носителями языка, являются качественными как по содержанию, так и по языку.

Личностно ориентированное обучение изменяет основную схему взаимодействия преподавателя и студентов, т.е. субъект-субъектные отношения. Вместо широко распространенной схемы взаимодействия: преподаватель — субъект педагогического взаимодействия и управления, студент - объект этого воздействия, - мы имеем схему субъект-субъектного, равнопартнерского учебного сотрудничества преподавателя и студентов в совместном организованном преподавателем решении учебных познавательных коммуникативных задач. При таком обучении меняется содержание понятий субъектов учебного сотрудничества и взаимодействия.

Преподаватель - это личность, которая совместно со студентами определяет цели и содержание обучения, выбирает наиболее эффективные и пригодные для этого методы, приемы и средства, тем самым с самого начала обучения вызывает интерес к предмету, к себе как партнеру. Он - информативная для студента содержательная личность, интересный собеседник и квалифицированный, знающий профессионал.

Студент - это личность, общение с которой рассматривается преподавателем как сотрудничество в решении учебных, познавательных и коммуникативных задач. При этом должно быть организовано учебное сотрудничество и самих студентов в решении учебных задач.

Таким образом, при личностнс ориентированной системе процесс обучения организуется как равнопартнерское сотрудничество преподавателя и студента, требующее от преподавателя создания комфортной учебной среды, психологической атмосферы, в которой возникает возможность удовлетворения важных социально-психологических потребностей студента: в признании, уважении, внимании со стороны преподавателя и других студентов группы.

Следующий компонент системы - организационные формы учебного процесса, который вводится нами впервые в известную в педагогике и методике пятикомпонентную систему в качестве шестого компонента и рассматривается как уровневая организация учебного процесса.

Вышеизложенное позволяет определить характеристики разработанной нами личностно-ориентированной системы обучения иностранному языку, которыми являются:

♦ Создание комфортных условий для учения и самообучения с учетом индивидуальных способностей каждого студента и его развития;

♦ Учет уровня готовности студента к учению;

♦ Усиление положительных мотивов учения;

♦ Активизация его творчества;

♦ Особые взаимоотношения между участниками учебного процесса - утверждается стиль доверия, сотрудничества и творчества, происходит сближение их позиций, усиливается роль эмоций, эмпатий, что избавляет студента от психологического дискомфорта, от состояния тревоги и беспокойства. Его личностные потребности в сфере языкового образования удовлетворяются в атмосфере уважения, что в значительной мере способствует развитию его познавательных потенциальных возможностей;

♦ Особая роль преподавателя, который должен обладать безусловным позитивным отношением к студенту, принимать его таким, каков он есть, способствовать становлению в каждом студенте чувства собственного достоинства, эмпатии и самоуважения, стремиться обеспечить максимальный психологический комфорт для полноценного развития личности студента, облегчить учение.

При реализации учебного процесса с учетом названных выше характеристик процесс обучения превращается в процесс радостного осмысления учения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Цатурова И.А. Многоуровневая система языкового образования в высшей технической школе. Дис. доктора пед. наук. М., 1995.

УДК 621.372.001.63

Д.п. Рассоха

МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА КОНТУРНЫХ ТОКОВ ДЛЯ

РАСЧЕТА НЕЛИНЕЙНЫХ ЦЕПЕЙ НА ПОСТОЯННОМ ТОКЕ

В настоящие время, для анализа процессов в электрических цепях, основное применение находит метод узловых напряжений [1, 2], применяемый для расчета нелинейных цепей на постоянном токе. Данная статья посвящена разработке методики расчета нелинейной цепи методом контурных токов для нелинейной магнитной цепи. Матричное уравнение

контурных токов для цепи имеет вид [2] •

RK(IK) ■ /,=£*, (1)

где RK(IK) - матрица контурных сопротивлений размером {и п) (п - число независимых контуров нелинейной цепи), в нее входят и статические сопротивления нелинейных элементов (НЭ);

/» - столбцовая матрица контурных токов, размерностью /7*1;

Ек - столбцовая матрица контурных ЭДС, размерностью И • 1.

Матрица контурных сопротивлений определяется выражением

ад*)=//•/?,(/,) -V", (2)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.