Научная статья на тему 'Личностно ориентированная система языкового образования'

Личностно ориентированная система языкового образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ / РАЗВИТИЕ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ / СОЗИДАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / НОВЫЕ ЗНАНИЯ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ОПЫТ / ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТА-ПРОФЕССИОНАЛА / КУЛЬТУРНЫЙ / ОБРАЗОВАННЫЙ / ИНТЕЛЛИГЕНТНЫЙ / ТВОРЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК / ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / УСПЕШНАЯ МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СФЕРА / TEACHING FOREIGN LANGUAGES / DEVELOPMENT / COGNITIVE / CREATIVE ABILITIES / NEW KNOWLEDGE AND EDUCATIONAL EXPERIENCE / IMPLEMENTATION OF THEORETICAL CONCEPTS IN PRACTICE / TRAINING OF A PROFESSIONAL / DEVELOPING A CULTURAL / EDUCATED / INTELLIGENT / CREATIVE PERSON / LEARNER ORIENTED TEACHING / EFFICIENT INTERCULTURAL COMMUNICATION / PROFESSIONAL FIELD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аверьянова Светлана Вячеславовна

В статье автор акцентирует внимание на том, современная концепция образования делает личность обучающегося и учебную деятельность центральными объектами в модели образовательного процесса высшей школы. Таким образом, в личностно ориентированной системе образования процесс обучения организуется как равнопартнерское сотрудничество преподавателя и студента, требующее от преподавателя создания комфортной учебной среды и психологической атмосферы, способствующих удовлетворению таких важных социально-психологических потребностей студента, как потребность в признании, уважении, внимании со стороны преподавателя и других студентов группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The modern concept of education considers development of students personality and creativity as one of the main targets of the educational process in higher education. Thus, in the learner-oriented education system the learning process should be organized as equal partnership and cooperation between teachers and students. Teachers should create both a comfortable learning environment and psychological atmosphere to meet such important social and a psychological needs of students, as the need for recognition, respect, attention on behalf of the teacher and other students.

Текст научной работы на тему «Личностно ориентированная система языкового образования»

Личностно ориентированная система языкового образования

А УДК 37.01

ББК 74.00 А - 197

С.В. Аверьянова

Последнее десятилетие XX столетия и начало XXI в российской педагогике в целом и в преподавании иностранных языков (ИЯ) в частности характеризуются возросшим интересом к личности обучающегося. Новые социальные требования привели к глубоким качественным изменениям в отечественном высшем образовании и обусловили переход от понятия образования как передачи обучающемуся определенной суммы знаний к понятию продуктивного образования. Продуктивное образование направлено на развитие у обучающегося познавательных и созидательных способностей личности, что позволяет ему получать новые знания и применять образовательный опыт, включаться в научные и культурно-исторические процессы в качестве полноправного участника, взаимодействовать с другими субъектами образовательного процесса и с окружающим миром как активная, самостоятельная, творческая личность1. Следовательно, в современной системе высшего образования студент более не рассматривается только как объект обучения, задачей которого является усвоение определенного материала.

Цель языкового образования в высшей школе на данном этапе заключается в необходимости подготовки не просто специалиста-про-фессионала, а прежде всего культурного, образованного, интеллигентного, творческого человека. Соответственно, система языкового образования в высших учебных заведениях предполагает создание условий, благоприятствующих формированию и совершенствованию собственно личности студента, его готовности к саморазвитию и творчеству через приобретение им лингвистической, коммуникативной и социокультурной компетенций. Таким образом, эффективное обучение иностранному

языку предполагает сочетание образовательных стандартов и личностного саморазвития студента. Следовательно, учитывая потребности межкультурной коммуникации, в качестве цели обучения иностранным языкам выдвигается формирование способности использовать иностранный язык как инструмент общения и сотрудничества в диалоге культур и цивилизаций современного мира.

Современная концепция образования делает личность обучающегося и учебную деятельность центральными объектами в модели образовательного процесса высшей школы. Следовательно, современный преподаватель иностранного языка высшей школы должен ориентироваться на развитие познавательного потенциала личности обучающегося, повышение его способности к обучению, овладение им новыми знаниями, развитие его творческих способностей и расширение его творческого потенциала. «Целью образования становится «выращивание» личностного потенциала человека, воспитание его способности к адекватной деятельности в предстоящих предметных и социальных ситуациях, а содержанием - все то, что обеспечивает достижение этой цели».2

Таким образом, при личностно ориентированном обучении основным моментом является создание условий для полноценного проявления и развития личностных функций субъектов учебного процесса, который, в свою очередь, следует рассматривать как методическую систему, состоящую из следующих компонентов: цель обучения, содержание обучения, средства коммуникации (методы, приемы, средства обучения), субъекты обучения (студент и преподаватель), организационные формы учебного процесса3.

В качестве основной цели обучения иностранному языку в высшей экономической школе мы выдвигаем создание психологически комфортных условий, благоприятствующих развитию и совершенствованию личности студента, способного осознанно и мотивированно учиться, приобретая лингвистическую, коммуникативную и социокультурную компетенции для иноязычного общения в дальнейшей практической и интеллектуальной деятельности.

К содержанию обучения иностранному языку в вузе относится работа студента с языковыми аутентичными материалами, их усвоение и последующее эффективное использование в профессиональной деятельности. Современными методистами (ГА. Китайгородская, В.Л. Скалкин и др.) выделяются следующие сферы общения специалиста-международника: социально-культурное, общественно-политическое и профессиональное, соответственно, важнейшим компонентом содержания обучения ИЯ должна стать культура своей страны и страны изучаемого языка. Для обеспечения успешной работы над данным компонентом обучения рекомендуется использование на занятиях по ИЯ как современных аутентичных учебников, так и создание банков текстов, обучающих заданий, проблемных задач и тестовых (контрольных) заданий в соответствии с тематикой учебного курса. Наличие таких банков - гибкий инструмент в преподавании иностранных языков, дающий возможность коррекции учебного процесса в соответствии с происходящими социальными и культурными изменениями в обществе и личностными потребностями обучающегося путем своевременной замены как неактуальных текстов, так и заданий к ним.

Личностно ориентированное обучение предполагает, что средства коммуникации (методы, приемы, технологии) в процессе обучения должны учитывать индивидуальные особенности студента и стимулировать его познавательную активность и стремление к обучению. Достижение данного результата обеспечивается применением активных коммуникативных методов, приемов и средств обучения и контроля, среди которых в современной системе обучения ИЯ в высшей школе лидирующее место занимает метод кейс-стади, сочетающий в себе целый ряд форм стимулирования и мотивации обучающихся к овладению деловым

иностранным языком. Усвоение содержания материала проходит в условиях учебного диалога в рамках учебной профессионально-коммуникативной среды, обеспечивающей субъектно-смысловое общение, рефлексию, самореализацию личности. К средствам обучения относится также работа над аутентичными текстами соответствующей профессиональной тематики, аудио- и видеоаутентичные курсы и т. д. Необходимо учитывать, что на всех этапах и уровнях обучения студентам должны предлагаться аутентичные материалы, так как только в них реально отражаются особенности изучаемого языка, история, культура и быт изучаемого языка.

В личностно ориентированной системе не только обучение, но и контроль уровня владения умениями иноязычного общения студентов следует организовывать методами и приемами, создающими благоприятные, бесстрессовые условия, при которых студент как самостоятельно, так и с участием преподавателя, осуществляет контроль своей обученности, выявляет уровень своей готовности для дальнейшего изучения иностранного языка, оценивает свои успехи, сравнивает их с результатами других студентов, осознает свои недостатки и ставит цели для перехода на новую ступень обучения.

В качестве примера одного из приемов контроля знаний можно привести прием тестов, имеющий более чем вековую историю развития, признанный в системе образования многих стран мира, включая и Россию, как надежный, объективный и экономичный прием оценки знаний. Объяснением такого отношения к данному приему является следующее определение: тест

- это метод педагогического измерения, процедура выполнения которого создает особые, психологически комфортные условия для тестируемых с целью выявления уровня сформирован-ности лингвистической, коммуникативной и социокультурной компетенции набором предварительно подготовленных и опробованных на показатели качества заданий и результаты которого поддаются определенной оценке по заранее установленным критериям.4

Одним из основных достоинств данного приема является то, что тест, измеряя и выявляя степень обученности студентов, сам обладает критериями качества, которые достоверно определяются методами математической

№ 5 (Май) 2011 Российский внешнеэкономический вестник

53

статистики. К таким критериям качества от -носятся: пригодность (validity), надежность (reliability) и эффективность (effectiveness). Они достаточно полно исследованы в работах отечественных и зарубежных тестологов.

Тестирование имеет также ряд преимуществ, которые могут быть характеризованы как условия, способствующие определению уровня знания студентов иностранного языка. К ним можно отнести:

1. одинаково доброжелательное и внимательное отношение ко всем, без исключения, тестируемым;

2. полное исключение субъективности и предвзятости преподавателя;

3. открытость всех этапов контроля;

4. быстрая обратная связь от контроля к обучению;

5. минимальные моральные, физические и временные затраты на процедуру контроля.

В зависимости от результатов контроля самим студентом, преподавателем или совместно принимается решение о необходимости коррекции учебного плана, о проведении дополнительных учебных или самостоятельных занятий, возможности творческих заданиях разной степени трудности.

Современное личностно ориентированное обучение вытесняет привычную модель взаимодействия преподавателя и студента: преподаватель - субъект педагогического воздействия и управления, студент - объект этого воздействия. Сейчас все более активную позицию занимает новая схема субъект-субъектного взаимодействия в ходе учебного процесса, т.е. равнопартнерское сотрудничество преподавателя и студента в процессе обучения.

При такой модели задача преподавателя

- поставить цели и определить содержание обучения, выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения, тем самым с самого начала обучения вызвав интерес к предмету и мотивацию к его изучению, а к себе как партнеру и квалифицированному, знающему профессионалу. Студент в данной модели обучения

- это личность, общение с которой рассматривается преподавателем как сотрудничество в решении учебных познавательных, профессиональных и коммуникативных задач.

Таким образом, при личностно ориентированной системе образования процесс обучения организуется как равнопартнерское сотрудничество преподавателя и студента, требующее от преподавателя создания комфортной учебной среды, психологической атмосферы, в которой создаются возможности для удовлетворения важных социально-психологических потребностей студента, таких как потребность в признании, уважении, внимании со стороны преподавателя и других студентов группы.

Уровневая организация учебного процесса предполагает учет готовности студента к обучению иностранному языку по специально подготовленным программам для начального, среднего и продвинутого уровней.

При реализации учебного процесса с учетом вышеназванных компонентов обучения достигается развитие автономности и креативности обучающегося в процессе освоения иностранного языка и культуры как способности, обеспечивающей готовность личности к непрерывному языковому образованию и самообразованию в целях межкультурного взаимодействия в различных сферах деятельности.5

Будущий специалист получает образование, которое предоставляет ему благоприятные условия для самоопределения и дальнейшего саморазвития и может гарантировать ему социальную устойчивость, мобильность. В свою очередь, знание и активное владение социокультурными, лингвистическими и психологическими аспектами делового общения, присущими определенной социальной и культурной среде, в которой это общение осуществляется, способствуют успешной межкультурной коммуникации в профессиональной сфере.

Примечания:

1 Лернер И.Я. //Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х т. Т. 2, М • БРЭ, 1999. — С. 349.

2 Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. -М.: Высшая школа, 1991. - С. 24.

3 Цатурова И. А. Многоуровневая личностноориентированная система языкового образования в высшей технике. / Журнал Образование и общество.

- Орловское государственное управление по печати, сентябрь-октябрь 2003. - С. 27

4 Цатурова И. А. Многоуровневая личностно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.