Научная статья на тему 'Личностно-ориентированная профессионально-деятельностная тест-направленная система языкового образования в высшей технической школе'

Личностно-ориентированная профессионально-деятельностная тест-направленная система языкового образования в высшей технической школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
388
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личностно-ориентированная профессионально-деятельностная тест-направленная система языкового образования в высшей технической школе»

форм обучения, оценки, коррекции и дальнейшего совершенствования учебного процесса.

Проблемы усиления информационной составляющей профессиональной подготовки учителей-гуманитариев и методической системы ее формирования обусловлены не только педагогическими, когнитивными, логическими и другими аспектами, но также определяется участием идеологических, культурологических, социальных, психолого-физиологических и других факторов. Их участие в становлении личности молодого человека, информационное развитие которого (включая формирование информационной культуры, информационной грамотности) является составной частью его индивидуального, личного статуса, является исключительно важным и значимым.

Процесс формирования информационной составляющей профессиональной подготовки учителей-гуманитариев неотделим от процесса формирования их как членов общества и осуществляется в едином комплексе учебно-воспитательной работы в вузе. Воспитание личности педагога - одно из объективных последствий его обучения. Учитывая то, что процесс обучения, особенно с использованием возможностей НИКТ, а также процесс воспитания имеют субъективную направленность, методика формирования информационной составляющей нацелена в первую очередь на приоритетные цели воспитания гражданина своей страны. Она выявляет, развивает и интегрирует в учебном процессе все необходимые личностные возможности будущего педагога и как учителя, и как методиста, и как творческого, информационно-технически подготовленного воспитателя. Вместе с тем она указывает на условия развития гуманитарной науки в условиях информационного общества, на интегративные тенденции сближения гуманитарного знания и новых информационных технологий в современной вузовской образовательной практике, проявляющих себя в развитии технологической культуры учителя, активизирующей творческую индивидуальность педагога и его учеников в их совместной деятельности в образовательном процессе.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Андреев Э.М. Социально-гуманитарное образование и масс-медиа как факторы изменения социальной структуры // Образование - основной фактор развития человека и общества: Материалы второй всероссийской науч.-практич. конф. Волгодонск. 13-14 апреля 2000 г. Волгодонск, 2000.

2. Каракозов С.Д. Информационная культура в контексте общей культуры личности // Пед. информатика. 2000. № 2.

3. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования. Ростов н/Д., 2000.

4. Гершунский Б.С. Философия образования для ХХ1 века. М., 1997.

И.А. Цатурова

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ТЕСТ-НАПРАВЛЕННАЯ СИСТЕМА ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ

В новой социально изменившейся стране возникла необходимость разработки иной, отличной от существовавшей, системы языкового образования в высшей технической школе, системы, способной создать условия, благоприятствующие формированию и совершенствованию собственно личности студента, ее

готовности к саморазвитию и творчеству через приобретение им лингвистической, коммуникативной и социокультурной компетенции.

Наш многолетний исследовательский и практический опыт преподавания иностранных языков дал возможность разработать и внедрить в практику преподавания иностранных языков на кафедре лингвистического образования Таганрогского государственного радиотехнического университета (ТРТУ) целостную многоуровневую шестикомпонентную личностно-ориентированную профессионально-деятельностную тест-направленную систему языкового образования в высшей технической школе. Именно целостность, взаимообусловленность, взаимодополняемость компонентов обеспечили успех разработанной системы образования, которая функционирует в ТРТУ с 1991 года.

Система состоит из следующих компонентов:

• методологии языкового образования;

• структуры курса «Иностранный язык в высшей школе»;

• личностно-ориентированной методической системы обучения;

• технологии обучения «РИТМ-развитие индивидуального творческого

мышления студентов», основанной на рейтинговой системе оценивания качества

обученности;

• проблемно-поискового метода обучения - кейс-метод «саБе^Му»;

• организационные формы учебного процесса.

В рамках этой статьи мы подробно изложим методическую систему обучения. Нам видится организация процесса обучения в системе языкового образования в соответствии с потребностями и интересами студента-личности, с учетом его способностей и возможностей. Система должна наиболее полно удовлетворять потребности студента в языковом образовании, создать благоприятные условия для развития интеллектуального, творческого потенциала каждого обучающегося, следовательно, должна быть личностно-ориентированной.

Мы определяем личностно-ориентированную систему обучения иностранному языку как систему, которая способна создать условия, необходимые для реализации обучающимися своих личностных целей, потребностей, способностей и возможностей через изучение иностранного языка.

В личностно-ориентированном обучении само обучение мы определяем не как передачу знаний, выработку умений и организацию усвоения, а прежде всего создание условий для реализации личностных потребностей студента в области языкового образования. Личностно-ориентированное обучение, таким образом, видится нам в раскрытии условий реализации личностно развивающих функций учебного процесса. Развитие личности студента будет эффективным, если будут созданы следующие условия:

• создаваться и поддерживаться на высоком уровне чувство уверенности студента в достижении им целей обучения;

• поддерживаться эмоционально положительный психологический климат, способствующий проявлению потенциальных возможностей студента, когда

■ студент чувствует, что уважаются его права на получение такого языкового образования, которое обеспечит ему личностный и профессиональный комфорт по окончании вуза;

■ студент чувствует, что к нему относятся с симпатией и вниманием, независимо от результатов учения.

Для реализации личностно-ориентированного обучения иностранному языку в техническом вузе мы рассматриваем учебный процесс как методическую систему, состоящую из шести структурных компонентов: цель, содержание, средства коммуникации (методы, приемы, средства), субъект учения и субъект научения, организационные формы учебного процесса.

Личностно-ориентированная система обучения иностранному языку выявляет новое содержание этих компонентов методической системы и видится нами в определении иных целевых, содержательных и процессуальных характеристик системы обучения. Свою задачу мы видим в гуманизации целей, содержания, субъект-субъектных отношений, методов и форм обучения иностранному языку, а также организационных форм.

В какой степени личность обучающегося может участвовать в определении целей и содержания своего образования по иностранному языку? Очевидно, в той степени, в какой это образование необходимо самой личности, а не только задается социумом извне в виде определенных стандартов. Личностно то, что изначально определяется самим человеком, выстраивается как его собственный мир. Оптимально такое обучение иностранному языку, которое предполагает сочетание образовательных стандартов и личностного саморазвивающегося начала.

Мы определили, что при личностно-ориентированной системе обучения, основным является создание условий для полноценного проявления и развития личностных функций субъектов учебного процесса. Поэтому в качестве основной цели учебного процесса по иностранному языку мы выдвигаем создание психологически комфортных условий, благоприятствующих развитию и совершенствованию личности студента, способного осознанно и мотивировано учиться, приобретая лингвистическую, коммуникативную и социокультурную компетенции для иноязычного общения в практической и интеллектуальной деятельности, а также в случае включенного обучения в стране изучаемого языка.

К содержанию обучения мы отнесли языковой и речевой аутентичные материалы, необходимые для формирования лингвистической и коммуникативной компетенции, а также аутентичный, дидактический материал различных сфер общения, в пределах которых формируется иноязычное общение для последующей деятельности.

Исследования ведущих методистов страны (П.Б. Гурвича, Г.А. Китайгородской, В.Л. Скалкина и др.) дают основание выделить следующие сферы общения специалиста в его будущей деятельности: социально-культурного общения, общественно-политического и профессионального. Важнейшим компонентом содержания обучения должна стать культура своей страны и культура страны изучаемого языка.

Конкретный материал содержания обучения включает материал практической культурологии, все перечисленные сферы общения, направленные на развитие личности студента, а не только профессиональную, которая в последние десятилетия составляла 90% содержания учебной информации.

Исходя из вышеизложенного о содержании курса «Иностранный язык в неязыковом вузе», мы пришли к выводу, что пока нет ни одного учебника или учебного пособия для неязыковых вузах, которые включали бы в себя исследованное выше содержание, поэтому мы избрали следующую методику отбора содержания. Нами отобраны банки текстов, банки обучающих заданий, проблемных задач и тестовых (контрольных) заданий в соответствии с исследованной выше тематикой. Такая методика создания содержания курса представляется нам наиболее правильной, так как дает нам возможность внесения определенных изменений в соответствии с происходящими социальными изменениями в обществе и личностными потребностями обучающегося. В то время как учебник к моменту своего издания зачастую оказывается устаревшим по проблематике, типу заданий, банки имеют то преимущество, что позволяют своевременно заменять как тексты, так и задания к ним. При такой постановке цели обучения и отборе содержания иностранный язык как учебный предмет стал выполнять свою основную функцию -функцию гуманитарной дисциплины в техническом вузе, призванной гуманизировать высшее техническое образование.

Следующий компонент системы - средства коммуникации: методы, приемы и средства. Личностно-ориентированное обучение означает, что все методические решения - организация учебного материала, использованные методы, приемы, способы и средства - преломляются через призму личности обучаемого. Такое обучение учитывает индивидуальные особенности студента как личности через содержание и форму самих учебных заданий, через характер общения с ним. Задания формулируются так, что они стимулируют его познавательную активность, поддерживают и направляют учебную деятельность, не акцентируя внимания на ошибках. Этот компонент системы реализуется на всех уровнях системы образования использованием активных коммуникативных методов, приемов и средств обучения и контроля. В качестве основного метода обучения мы предлагаем кейс-метод, который является диалоговым методом обучения. Усвоение содержания проходит в условиях учебного диалога как особой учебно-коммуникативной сферы, обеспечивающей субъектно-смысловое общение, рефлексию, самореализацию личности. Средствами обучения являются текстовые учебные аутентичные курсы, аудио- и видео-аутентичные курсы, банки аутентичных текстов с заданиями. На всех уровнях обучения мы предлагаем студентам аутентичный материал разной степени трудности, так как считаем, что именно через аутентичные материалы, подлинно отражающие особенности языка, быта, жизни, истории, культуры стран изучаемого языка, а также профессиональные аутентичные материалы, отражающие уровень развития науки и техники по специальности обучающегося, следует формировать лингвистическую, коммуникативную и социокультурную компетенции. Именно аутентичные материалы, составленные носителями языка, являются качественными как по содержанию, так и по языку.

Личностно-ориентированное обучение изменяет основную схему взаимодействия преподавателя и студентов, т.е. субъект-субъектные отношения. Вместо широко распространенной схемы взаимодействия: преподаватель - субъект педагогического воздействия и управления, студент - объект этого воздействия - мы имеем схему субъект-субъектного, равнопартнерского учебного сотрудничества преподавателя и студентов в совместно организованном преподавателем решении учебных познавательных и коммуникативных задач. При таком обучении меняется содержание понятий субъектов учебного сотрудничества и взаимодействия.

Преподаватель - это личность, которая совместно со студентами определяет цели и содержание обучения, выбирает наиболее эффективные и пригодные для данных целей и содержания методы, приемы и средства обучения, тем самым с самого начала обучения вызывает интерес к предмету, к себе как партнеру. Он для студента - информативная, содержательная личность, интересный собеседник и квалифицированный, знающий профессионал. Студент - это личность, общение с которой рассматривается преподавателем как сотрудничество в решении учебных познавательных и коммуникативных задач. При этом должно быть организовано учебное сотрудничество и самих студентов в решении учебных задач.

Таким образом, при личностно-ориентированной системе процесс обучения организуется как равнопартнерское сотрудничество преподавателя и студента, требующее от преподавателя создания комфортной учебной среды, психологической атмосферы, в которой получают возможности для удовлетворения важные социально-психологические потребности студента: потребность в признании, уважении, внимании со стороны преподавателя и других студентов группы.

Следующий компонент системы - организационные формы учебного процесса, который вводится нами впервые в известную в педагогике пятикомпонентную систему в качестве шестого компонента и рассматривается как уровневая организация учебного процесса.

Уровневая организация учебного процесса предполагает учет готовности студента к обучению по иностранному языку на одном из трех уровней: базовом, бакалавриате, магистратуре. Кроме того, внутри каждого уровня определяется готовность студента к обучению по специально подготовленным программам для начального, среднего и продвинутого уровней. Вышеизложенное позволяет определить характеристики разработанной нами личностно-ориентированной системы обучения иностранному языку. Такими характеристиками являются:

1. Создание комфортных условий для учения и самообучения с учетом индивидуальных способностей каждого студента и его развития.

2. Учет уровней готовности студента к учению.

3. Усиление положительных мотивов учения.

4. Активизация его творчества.

5. Особые взаимоотношения между участниками учебного процесса: утверждается стиль доверия, сотрудничества и творчества, происходит сближение их позиций, усиливается роль эмоций, эмпатии, что избавляет студента от состояния тревоги и беспокойства. Его личностные потребности в сфере языкового образования удовлетворяются в атмосфере уважения, что в значительной мере способствует развитию его познавательных потенциальных возможностей.

6. Особая роль преподавателя, который должен обладать безусловным позитивным отношением к студенту, принимать его таким, каков он есть, способствовать становлению в каждом студенте чувства собственного достоинства, эмпатии и самоуважения, стремиться обеспечить максимальный психологический комфорт для потенциального развития личности студента, облегчить учение.

При реализации учебного процесса с учетом названных выше характеристик процесс обучения превращается в процесс радостного осмысления учения.

В личностно-ориентированной системе не только обучение, но и контроль уровня обученности студентов следует организовать методом, который также создает благоприятные, бесстрессовые условия, при которых студент как самостоятельно, так и с участием преподавателя осуществляет контроль своей обученности, выявляет уровень своей готовности для дальнейшего изучения учебной дисциплины, оценивает свои успехи, сравнивает их с результатами других студентов, а также осознает недостатки и составляет для себя дальнейший план обучения для перехода на новую ступень, новый уровень обучения. В качестве такого метода мы избрали метод тестов, который был предметом нашего исследования с 1965 года. Накоплен определенный теоретический и практический опыт решения проблемы. Метод тестов, имеющий более чем вековую историю развития, признан в системе образования многих стран мира, включая и Россию, как валидный (пригодный), надежный, объективный и экономичный метод педагогического измерения.

В мировой и отечественной тестологии известно множество определений теста. Определение, данное нами в диссертационном исследовании в 1971 году, не соответствует характеристикам личностно-ориентированного обучения и не отражает сущности тестов, которые в настоящее время используются в практике преподавания иностранных языков.

В качестве рабочего определения теста мы предлагаем: тест - это средство педагогического измерения, процедура выполнения которого создает особые, психологически комфортные условия для тестируемых с целью выявления уровня сформированности лингвистической, коммуникативной и социокультурной компетенций набором предварительно подготовленных и опробованных на показатели качества заданий и результаты которого поддаются определенной оценке по заранее установленным критериям.

Одним из основных достоинств метода тестов является то, что тест, измеряя

и выявляя степень обученности студентов, сам обладает критериями качества, которые достоверно определяются методами математической статистики. К таким критериям относятся: пригодность (validity), надежность (reliability) и эффективность (effectiveness). Они достаточно полно исследованы в работах отечественных и зарубежных тестологов. Определенный вклад в исследование данной проблемы сделан и автором работы.

В своем исследовании, посвященном проблеме контроля методом тестов, мы выявили ряд преимуществ, которые на данном этапе развития тестологии рассматриваем как условия, благоприятствующие выявлению уровня обученности студентов. К ним мы относим:

1. одинаково доброжелательное и внимательное отношение ко всем, без исключения, тестируемым;

2. полное исключение субъективности и предвзятости преподавателя;

3. открытость всех этапов контроля;

4. быстрая обратная связь от контроля к обучению;

5. минимальные моральные, физические и временные затраты на процедуру контроля.

Многолетний опыт исследования проблемы составления и проведения тестов дает нам право утверждать, что эти условия заложены в самом методе тестов и процедуре его проведения.

Тест как средство педагогического измерения, осуществляющий контроль уровня обученности студентов, выполняет три функции: диагностическую (контрольную), обучающую и воспитывающую. К известным в тестологии трем функциям теста мы добавили еще одну - организующую, которая проявляется в планировании, организации и реализации учебного процесса.

В зависимости от результатов контроля самим студентом, преподавателем или совместно принимается решение о необходимости коррекции учебного плана, о проведении дополнительных учебных или самостоятельных занятиях, об индивидуальных консультациях и творческих заданиях разной степени трудности. Тест, как объективное средство, наилучшим образом выполняет эту функцию и дает возможность организовывать test-направленное обучение. Простота обработки результатов теста, снабженного нормами, баллами, соотнесенными с существующей пятибалльной системой оценок, дает возможность студенту самостоятельно выявить степень сформированности языковой или речевой компетенции, уровень готовности к дальнейшему обучению.

Вышеизложенное позволяет нам сделать следующие выводы:

1. Разработав и внедрив в учебный процесс по преподаванию иностранных языков систему личностно-ориентированного обучения иностранному языку в техническом университете, теоретической основой которой является диалоговая концепция М.М. Бахтина, мы постарались решить одну из основных задач языкового образования в неязыковом вузе - задачу гуманизации высшего технического образования путем выявления условий, необходимых для развития образованной, культурной, интеллигентной, свободной личности, способной к дальнейшему саморазвитию и самообразованию.

2. Исследовав учебный процесс по дисциплине «Иностранный язык в неязыковом вузе», мы разработали и внедрили в практику преподавания в Таганрогском государственном радиотехническом университете с 1991 / 92 учебного года многоуровневую шестикомпонентную личностно-ориентированную профессионально-деятельностную тест-направленную систему обучения, в которой наиболее полно отражены составляющие учебного процесса, а именно: цель обучения, содержание, методы, средства и приемы, студент-субъект учения,

преподаватель-субъект научения и уровневые формы организации учебного процесса.

3. Организация контроля за ходом учебного процесса, выявление уровней обученности студентов в разработанной системе осуществляются методом тестов, который определяется нами как метод педагогического измерения, создающий комфортные, бесстрессовые условия для самоконтроля, контроля, самооценивания и оценивания достигнутых результатов на каждом контрольном этапе. Он позволяет студенту самому определить уровень обучения, тем самым дается возможность студенту активно участвовать в организации своего учения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Цатурова И.А. Из истории развития тестов в СССР и за рубежом. Таганрог: 1969.

2. Цатурова И.А. Элементы тестирования в методике обучения иностранным языкам в техническом вузе: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М.: 1971. 253 с.

3. Цатурова И.А. Многоуровневая система языкового образования в высшей технической школе: Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора педагогических наук. М.: 1995.

4. Каким видится языковое образование // Высшее образование в России № 3 / 2003. Научно-педагогический журнал Министерства образования России. М.: 2003. С. 105-106.

5. Цатурова И.А. Цель языкового образования в высшей школе в XXI веке - «НАУЧИТЬ СТУДЕНТА УЧИТЬСЯ» // Сборник статей XVI Международной научной конференции. Томск: Изд-во Томск. Гос. ун-та, 2003. С. 12-19.

6. Цатурова И.А., Балуян С.Р. Тестирование устной коммуникации: Учебно-метод. пособие. М.: «Высшая школа», 2004.

7. Цатурова И.А., Петухова А.А. Компьютерные технологии в обучении иностранным языкам: Учебно-метод. пособие. М.: «Высшая школа», 2004.

М. П. Целых

СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ США

Различия в мотивах оказания социальной помощи и практике ее осуществления в разных странах мира в значительной мере определяются теми ценностями и идеалами, которые складывались в процессе развития этих стран на фоне территориально-географических и временных конкретно-исторических условий.

Сущность и особенности современной социальной работы США кроются в истории развития американской нации. Культура, национальный характер и система ценностей американского общества оказали большое влияние на становление и развитие системы социальной помощи и социальной работы. Основные черты современной социальной работы соответствуют главным ценностям американской культуры, отражают тенденции широкого культурноисторического контекста. На фоне общего осуждения бедности как результата недостатков отдельных людей, которое еще бытует в американском общественном сознании, современные социальные работники предстают как носители стройной системы профессиональных ценностей и не допускают осуждения человека по расовым, этническим, материальным или другим показателям. Однако подобная позиция не всегда была присуща тем, кто оказывал помощь беднякам и нуждающимся.

Система ценностей американского общества - это очень сложный и разноречивый конгломерат идей, принципов, норм, законов, обычаев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.