Научная статья на тему 'Концепция личностно ориентированного развития специальных педагогических способностей будущего учителя в высшем учебном заведении'

Концепция личностно ориентированного развития специальных педагогических способностей будущего учителя в высшем учебном заведении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
243
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОСОБНОСТИ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛА / ПРИНЦИПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ABILITIES (INTELLECTUAL FACULTIES) / SPECIAL PEDAGOGICAL ABILITIES / PERSONALITY ORIENTED APPROACH / MECHANISM OF DEVELOPMENT OF THE PERSONALITY OF PROFESSIONAL / PRINCIPLES OF THE PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Имаметдинова Р. Я.

Предложена психологическая концепция развития специальных педагогических способностей будущего учителя в парадигме личностно ориентированного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF THE PERSONALITY ORIENTED DEVELOPMENT OF THE SPECIAL PEDAGOGICAL ABILITIES OF THE FUTURE TEACHER IN HIGH SCHOOL

Concept of the development of the special pedagogical abilities of the teacher is considered in this article in paradigm of personality oriented vocational education.

Текст научной работы на тему «Концепция личностно ориентированного развития специальных педагогических способностей будущего учителя в высшем учебном заведении»

УДК 378

КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

© 2009 Р.Я.Имаметдинова

Оренбургский государственный педагогический университет

Статья поступила в редакцию 29.06.2009

Предложена психологическая концепция развития специальных педагогических способностей будущего учителя в парадигме личностно ориентированного профессионального образования.

Ключевые слова: способности, специальные педагогические способности, личностно ориентированный подход, закономерности развития личности профессионала, принципы профессионального образования.

Авторская концепция1 личностно ориентированного развития специальных педагогических способностей будущего учителя русского языка и литературы представляет собой целенаправленную, динамическую систему, базирующуюся на психолого-педагогическом, средовом, личностно-деятельностном. практико-ориентированном подходах, ряде закономерностей (о механизмах развития личности, о развитии личности в деятельности, о развитии личности посредством развития его способностей, о значимости активности субъекта в саморазвитии) и связанных с ними принципов (целенаправленности и профессионально-педагогической ориентированности; свободы выбора профессионально значимых видов занятий и равноправного сотрудничества студентов и преподавателей; целостности и гармонизации взаимодействия личности и среды; контекстности и оптимального сочетания теории с практикой; личностной самореализации и рефлексивности) и включает совокупность положений, составляющих сущностное основание: развитие специальных педагогических способностей как средство саморазвития и самореализации личности будущего учителя; расширение образовательного пространства, позволяющего студенту перейти от роли обучающегося к роли профессионала; реализация студентами свободного и осознанного саморазвития необходимых способностей, обеспечивающих при целевой педагогической поддержке развитие профессиональных качеств будущего учителя.

Имаметдинова Раиса Ядкаровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии. E-mail: imametdinova@yandex.ru

1 Имаметдинова Р.Я. Реализация личностно ориентированного подхода в подготовке будущего учителя русского языка и литературы: Монография. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2006; Имаметдинова Р.Я. Развитие педагогических способностей у будущих учителей // Акмеология. - 2007. - 2. - С. 20 - 30.

Основными источниками создания концепции личностно ориентированного развития специальных педагогических способностей будущего учителя русского языка и литературы в высшем учебном заведении послужили: а) теоретические положения, фиксирующие прогрессивные психолого-педагоги-ческие тенденции в исследовании проблемы развития личности учителя; б) социальные тенденции и объективные потребности современного общества и отдельной личности, отраженные в нормативно-правовых документах системы образования, информационно-социологических источниках; в) международный и отечественный педагогический опыт, его традиции и новации; г) изменяющиеся требования к профессиональной подготовке специалистов в аспекте новой образовательной парадигмы современности; д) анализ практического опыта личностно ориентированного развития специальных педагогических способностей будущего учителя русского языка и литературы, свидетельствующий о необходимости разработки условий и технологий реализации развития педагогических способностей с учетом ее практико-ориен-тированного характера и личностной значимости.

Нормативно-правовой основой концепции развития личности учителя, его педагогических способностей выступают законы РФ «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Федеральная программа развития образования, Программа развития педагогического образования России на 2001 - 2010 годы, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования и др.

Целью концепции является теоретико-методологическое и научно-теоретическое обеспечение реализации личностно ориентированного развития специальных педагогических способностей будущего учителя русского языка и литературы. Осуществленное целеполагание определило совокуп-

ность задач по обеспечению процесса реализации личностно ориентированного развития специальных педагогических способностей студентов с позиции качества его моделирования, отбора содержания, условий и технологий достижений его результата и внедрения в практику, что обусловило его специфику и значение разработанного лично-стно ориентированного подхода к развитию личности учителя.

Достигнутый в отечественной психологии уровень научных знаний определяет направление развития теории способностей личности посредством фиксации плодотворных для нашей концепции идей личностно ориентированного, психолого-педагогического, личностно-деятельностного, практико-ориентированного подходов. При этом личностно ориентированный подход является в нашем исследовании смыслообразующим, выступая в отношении других подходов определяющим, задавая им звучание и ориентацию в необходимом личностно ориентированном ключе при выявлении характеристик всех аспектов, свойств и сторон рассматриваемого явления - личностно ориентированного развития специальных педагогических способностей будущего учителя русского языка и литературы. В диссертации дана подробная характеристика основных научно-исследовательских подходов.

Личностно ориентированный подход с позиций определенных нами задач развития специальных педагогических способностей позволяет наиболее полно разрешить выявленные противоречия и проблемы личностно ориентированного образования, построенного на деятельностной модели формирования личности, развиваемого в русле отечественной психологической науки (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, Л.И.Анцыферова, А.Г.Ас-молов. Л.И.Божович, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Г.Ковалев, А.Н.Леоньев, М.И.Лисина, А.В.Петровский, В.А.Петровский, К.К.Платонов, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др).

Личностно ориентированный подход в образовании опирается на философские, психологические, социальные, педагогические концепции и теории, разрабатываемые как отечественными, так и зарубежными психологами. Психологические теории объясняют, в чем суть изменений, происходящих в индивиде, какие закономерности психического развития следует знать и учитывать для того, чтобы обеспечить эффективность учебно-воспитательного процесса, создать благоприятные условия для проявления и стимулирования личностного потенциала всех участников образовательного взаимодействия. В целом с позиций психологии концепция личностно ориентированного образования обогащается представлениями о структуре личности, о функциях личности, о смысловой сфере, о рефлексии и развитии рефлексив-

ных способностей, переживании и диалоге как механизмах образования личностного опыта (Л.И.Анцыферова, Г.А.Ковалев, А.В.Петровский, В.А.Петровский, В.В.Столин и др.). Образовательный процесс должен быть ориентирован на цели развития личности, ее способностей. Один из возможных подходов опирается на следующие положения: 1) образование есть единство двух взаимосвязанных составляющих: обучения и учения; 2) проектирование образовательного процесса должно предусматривать возможность воспроизводить учение как индивидуальную деятельность по преобразованию социально значимых нормативов усвоения, заданных в обучении; 3) при конструировании и реализации образовательного процесса необходима особая работа по выявлению субъективного опыта каждого обучаемого, его специализации; контроля за складывающимися способами учебной работы; сотрудничество ученика и учителя, направленное на обмен различного содержания опыта; специальная организация коллективно распределенной деятельности между всеми участниками.

Таким образом, методологическая база лично-стно ориентированного обучения, понимаемая как теоретические и практические достижения в области психолого-педагогической науки, достаточно велика, что позволяет определить пути его успешной реализации на практике. Управление качеством подготовки специалиста в вузе базируется на основных положениях личностно ориентированного подхода. Этот подход позволяет сформулировать несколько специальных положений, которые легли в основу, как нашей теоретической концепции, так и практической работы. В первую очередь, это то, что личностные качества, развиваются в обществе. Одной из ведущих в мотиваци-онно-потребностной сфере выступает потребность быть личностью. Основа формирования и развития личности - активная предметная деятельность, включаясь в которую человек изменяет себя. Индивидуальность человека как совокупность неповторимых сочетаний его психических, физиологических, физических и других особенностей является для личности средством ее самовыражения, а не самостоятельной детерминантой личностного развития. Наиболее эффективным средством формирования личности как реализации социального заказа в обществе является создание условий для ее саморазвития и максимального раскрытия ее творческого потенциала.

Личностный подход в широком смысле слова предполагает, что все психические процессы, свойства и состояния рассматриваются как принадлежащие конкретному человеку, что они производ-ны, зависят от индивидуального и общественного бытия человека и определяются его закономерностями. Реализация данного подхода актуализировала гуманистические цели организуемой дея-

тельности, которые проявлялись в соответствующих способах и средствах организации развития специальных педагогических способностей, ориентированной на индивидуализацию и дифференциацию взаимодействия, на создание комфортных условий для развития личности каждого. Индивидуализация означала персонально ориентированную педагогическую поддержку того особого, своеобразного, что заложено в каждом человеке от природы, или того, что студент приобрел в индивидуальном опыте. В этой связи развитие специальных педагогических способностей осуществлялась с учетом новообразований студенческого возраста, к которым относятся стремление к овладению профессией, профессионально значимыми качествами личности; особенностей и специфики работы учителя-предметника; требований, предъявляемых к личности учителя русского языка и литературы обществом, государственным стандартом и школой.

Это позволило актуализировать приоритетные смыслы личностно ориентированного развития специальных педагогических способностей будущего учителя русского языка и литературы: социальные (расширение возможностей для социализации студента, ответственность его перед преподавателями университета, школьными учителями, учащимися школы); психологические (рефлексия, мотивация на развитие личностных и профессиональных качеств, активность в саморазвитии специальных педагогических способностей, возможность для сотворчества с сокурсниками и учащимися, эм-патийное общение, раскрытие своей индивидуальности); профессионально-педагогические (возможности овладения технологиями развития и саморазвития специальных педагогических способностей, возможности самосовершенствования).

Личностное развитие индивида мы рассматриваем как позитивные изменения психических функций, выраженные в качественных и количественных, структурных преобразованиях в интеллектуальной, мотивационно-потребностной, эмо-ционально-воле-вой сферах и системе межличностных отношений. Мы полагаем, что развитие способностей будущего учителя возможно на основе личностно ориентированного подхода, (Н.Ю.Си-нягина)2 позволяющего продуктивное развивать способности в структуре личности будущего учителя. Обучение в вузе при этом носит творческий характер, предполагает приобретение теоретических профессиональных знаний и практических умений и навыков, желания развивать у себя нуж-

2 Синягина НЮ. Концепция личностно ориентированного образования школьников и некоторые результаты ее реализации // Личностно ориентированный подход в воспитании и дополнительном образовании школьников. - М.: Эслан, 2005.

ные профессионально значимые качества. Студент при этом развивает свои качества в зависимости от индивидуальных возможностей и потребностей, становясь при этом субъектом образовательного процесса. Педагоги выполняют функции организаторов развития профессионально важных качеств, консультантов и осуществляют индивидуальный подход в обучении и воспитании, обеспечивая максимальный психологический комфорт для полноценного развития личности студента. Продуктом такой организации процесса образования выступает развивающаяся личность, подготовленная к профессиональной деятельности.

У будущего учителя развивается свобода выбора действий в совершенствовании своих профессионально важных качеств. Обеспечение психолого-педагогической помощью студента как субъекта самопознания, свободного сознания, свободной жизнедеятельности, самостроительства своей судьбы, свободного поведения и действий, позволило сместить приоритеты от влияния нормативного, жестко регламентированного процесса к личностно регулируемой деятельности. Таким образом, использование личностно ориентированного подхода обеспечивает субъект-субъектные отношения, сотрудничество, сотворчество преподавателя университета и студента, школьного учителя и студента, студента и учащегося школы, в которых доминирует равный, взаимовыгодный обмен мнениями, опытом и личностными смыслами.

Разработка концепции личностно ориентированного развития специальных педагогических способностей будущего учителя русского языка и литературы побудила нас к выявлению ряда закономерностей (о механизмах развития личности, о развитии личности в деятельности, о развитии личности посредством развития его способностей, о значимости активности субъекта в саморазвитии) и связанных с ними принципов (целенаправленности и профессионально-педагогической ориентированности; свободы выбора профессионально значимых видов занятий и равноправного сотрудничества студентов и преподавателей; целостности и гармонизации взаимодействия личности и среды; контекстности и оптимального сочетания теории с практикой; личностной самореализации и рефлексивности).

Закономерности реализации личностно ориентированного развития специальных педагогических способностей будущего учителя русского языка и литературы учебно-профессиональной среды развития личности будущего учителя отражают объективную, независимую от субъекта действительность, обладающую общими устойчивыми свойствами при любых конкретных обстоятельствах. При отсутствии строгой системы законов и закономерностей, выражающих не внутренние, а внешние, неустойчивые вариативные связи,

мы обратились к содержанию тех закономерностей, которые выделяют многие исследователи и которые наиболее объективно вскрывают процесс личностно ориентированного развития специальных педагогических способностей будущего учителя русского языка и литературы.

Закономерность социальной обусловленности развития личности отражает влияние общественных отношений социума на все элементы педагогического процесса, на его содержание и совокупность средств, выстраивание деятельности в соответствии с актуальными потребностями личности, придавая им окультуренную форму разрешения противоречий между природным и социальным в личности.

Закономерности личностно ориентированного развития личности и ее способностей выступают основой создания единого личностно ориентированного пространства, направленного на обучение в соответствии с учетом личностных особенностей, потребностей, интересов и возможностей будущего учителя, обеспечение личностного смысла его учебной деятельности, создание условий для формирования и развития способностей; реализующего принципы концепции личностно ориентированного образования: признания ценности и уникальности личности, приоритета личностного развития, ориентации на зону ближайшего развития, субъектности учебно-воспитательного процесса, эмоционально-ценностной ориентации учебного процесса. Основанный на этих принципах педагогический процесс имеет дело с обучаемым как целостной личностью, принимает его таким, каков он есть, помогает ему «творить из себя» свободного, развитого, образованного, ответственного человека.

Закономерность развития личности в деятельности раскрывает ценность деятельности как особого рода активности человека в познании окружающей действительности, включая когнитивные, конативные, эмотивные и креативные процессы. Участие студента в профессионально-педагогической деятельности позволяет преодолеть противоречия между желанием развить у себя специальные педагогические способности и неумением это делать, между необходимостью стать субъектом профессиональной деятельности и неподготовленностью к этому, так как здесь происходит освоение сущностных свойств деятельности: целе-полагания, предметности, осмысленности и преобразующего характера, осуществляется приобщение к планированию и созданию программы дальнейших собственных действий по саморазвитию специальных педагогических способностей и необходимых умений.

Закономерность значимости активной позиции субъекта в саморазвитии отражает единство объективного и субъективного в процессе деятельности, определяет границы меры собственного уча-

стия студента в выборе вариативного содержания, зависящего от потребностей личности и ее предстоящей профессии. Организация психолого-педагогической поддержки активной позиции личности создает возможность совместной деятельности, в рамках которой преподаватель наблюдает, оценивает, сопровождает, давая инструкции по совершенствованию исполняемых ролей, задавая контекст профессиональных ситуаций, в которых реализуются компоненты специальных педагогических способностей и умения.

Основными принципами (указаниями, правилами, требованиями, регулирующими нормами, руководящими идеями) реализации личностно ориентированного развития специальных педагогических способностей будущего учителя русского языка и литературы, соотнесенными с вышеназванными закономерностями и подходами, составляющими концепцию исследования, являются: принцип целенаправленности и профессионально-педагогической ориентированности, отражающий взаимосвязь целей личности и социума при осуществлении любого вида деятельности; принцип свободы выбора профессионально значимых занятий и равноправного сотрудничества студентов и преподавателей, раскрывающий связь образовательных и личностных задач по развитию специальных педагогических способностей и освоению профессии в результате совместной деятельности субъектов; принцип целостности и гармонизации взаимодействия личности и среды, предполагающий системность восприятия мира и отдельных его событий как единого целого обогащение отношений, определяющих выбор в жизненных ситуациях; принцип контекстности и оптимального сочетания теории с практикой, обусловливающий характер использования учебных профессионально-практических занятий для расширения диапазона базовых знаний и личностного опыта студента в конкретных профессионально ориентированных ситуациях взаимодействия с преподавателями, сокурсниками, школьными учителями, учащимися; принцип личностной самореализации и рефлексивности направлен на учет субъектной аналитико-рефлек-сивной позиции участника деятельности и акцентирует обусловленность ее результатов личностной включенностью и проявлением мотивации к продуктивному протеканию процесса саморазвития способностей в деятельности.

Сущностное основание концепции исследования включает совокупность положений: использования потенциала учебно-профессиональной деятельности как среды реализации личностно ориентированного развития специальных педагогических способностей будущего учителя русского языка и литературы, саморазвития и самореализации личности студента; расширяющегося образовательно-

го пространства, позволяющего студенту перейти от роли обучающегося к роли профессионала; реализации студентом свободного и осознанного выбора профессионально ориентированных видов деятельности по развитию и саморазвитию специальных педагогических способностей при целевой психолого-педагогической поддержке3.

Реализация обоснованных нами в исследовании положений обеспечивает личностно ориентированное развитие специальных педагогических

способностей будущего учителя русского языка и литературы в том случае, если они выступают в качестве целостного требования при проектировании содержания, технологии и условий учебно-профессионального образования.

3Попова В.И. Внеаудиторная деятельность студентов педвуза: теория, опыт и перспективы: Монография. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2006.

THE CONCEPT OF THE PERSONALITY ORIENTED DEVELOPMENT OF THE SPECIAL PEDAGOGICAL ABILITIES OF THE FUTURE TEACHER IN HIGH SCHOOL

© 2009 R.Y.Imametdinova°

Orenburg State Pedagogical University

Concept of the development of the special pedagogical abilities of the teacher is considered in this article in paradigm of personality oriented vocational education.

Key words: Abilities (intellectual faculties), special pedagogical abilities, personality oriented approach, mechanism of development of the personality of professional, principles of the professional education.

Imametdinova Raisa Yadkarovna, Candidate of Psychology, associate professor of general psychology department. E-mail: Imametdinova@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.