Научная статья на тему 'Концепция контроллинга в моделировании стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа'

Концепция контроллинга в моделировании стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
72
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ковалева В.Д.

Как известно, преобладающие традиционные методы контроля не позволяют с максимальной эффективностью проектировать и применять на практике современные системы управления развитием региона. Необходимо радикальное переосмысление подходов к реализации таких основополагающих функций управления, как планирование, контроль, учет, анализ и регулирование. Новая парадигма управления, требующая соизмерения векторов приложения финансовых средств с допустимым отклонением от заданного курса преобразований, находит отражение в концепции контроллинга интегрирующей и координирующей подсистемы контура управления, которая обеспечивает инструментальную и методическую базу поддержки принятия управленческих решений. В этой связи стоит задача формирования системы контроллинга, обеспечивающей мониторинг социально-экономической, национально-этнической и политической ситуации в регионах с уровнем развития ниже среднего по стране. Для ее решения необходимо сформировать постоянно действующую систему учета, сбора, анализа и распространения информации, проведения дополнительных информационно-аналитических обследований и оценки состояния, тенденций развития и остроты, характерных для регионов ситуаций и конкретных проблем для разработки и реализации стратегических направлений и эффективных мер государственной региональной политики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция контроллинга в моделировании стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа»

9 (48) - 2007

экономико-математическое моделирование

КОНЦЕПЦИЯ КОНТРОЛЛИНГА В МОДЕЛИРОВАНИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

В.Д. КОВАЛЕВА,

кандидат экономических наук, доцент Ставропольский финансово-экономический институт

Отличительными особенностями Южного федерального округа являются доминирующая приграничность его территории; чрезвычайная многонациональность и многоконфессиональ-ность; глубокая неоднородность экономического пространства, значительная социально-политическая конфликтность; недостаточное развитие промышленности, невысокая технологичность и наукоемкость производства, сосредоточение транспортно-коммуникационных связей и товарных потоков по линии «Север — Юг»; высокая концентрация и разнообразная специализация предприятий АПК; привлекательность для переселения мигрантов.

Актуальные цели и этапы, параметры и контуры его стратегии развития складываются при высокой неопределенности во взаимодействии множества институтов и организаций, недостаточной реализации огромных массивов хозяйственной информации. В рамках процесса формирования стратегии между всеми участниками должны развиваться новые формы социального партнерства, заключаться контракты между обществом и государством, основанные на совмещении общих, групповых и индивидуальных, центральных и местных интересов, развитии инициативы и гражданской консолидации.

Переходу к современному этапу стратегического планирования трансформационных процессов в регионах предшествовали создание и апробация первых региональных и общероссийских федеральных целевых программ (ФЦП) — 2001 г., федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) - 2001 - 2003 гг., федерального фонда

регионального развития (ФФРР). Приобретенный опыт показал как недостаточную обоснованность их средств и функций, так и необходимость выявления истинных приоритетов, ориентиров и императивов развития Юга России, координации с вектором экономической динамики страны.

Главной целью федеральной программы «Юг России» является создание экономических и социальных условий для стабильного и бесконфликтного развития субъектов, расположенных на юге России, и обеспечение геостратегических интересов России в этом регионе. В этой связи четко определены стратегические задачи, которые заключаются в сокращении отставания южных регионов по основным макроэкономическим показателям от среднего по стране уровня, повышении финансовой самообеспечиваемости, сохранении 140 тыс. и создании около 700 тыс. новых рабочих мест, повышении уровня жизни населения и снижении социальной напряженности. Предполагается также создание сети магистральных нефте- и газопроводов через территорию региона, организация добычи и переработки нефти и газа, увеличение ежегодной добычи нефти с 10,6 до 12,5 млн т и газа с 14 до 30 млрд м3.

Всего в программу включены 688 инвестиционных проектов, реализация которых требует значительных затрат из различных источников финансирования (рис. 1).

Для достижения стратегической цели — сокращения различий в уровне социально-экономического развития регионов Южного федерального округа — необходимо выполнить научно-исследовательские разработки по реализации механизмов

2003 (факт)

2004 (факт)

2005 (федеральный 2006 (федеральный бюджет) бюджет)

□ Федеральный бюджет

□ Бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты

□ Внебюджетные источники

Рис. 1. Источники финансирования ФЦП «Юг России»

и мероприятии, предусмотренных программой, а также развивать инженерную инфраструктуру, поддерживать социальные проекты, проекты экологической защиты и сохранения культурного наследия, объекты науки, культуры, производства. Приоритеты развития отражены в основных направлениях финансирования (рис. 2).

Преобладающие традиционные методы контроля не позволяют с максимальной эффективностью проектировать и применять на практике современные системы управления развитием региона. Необходимо радикальное переосмысление подходов к реализации таких основополагающих функций управления, как планирование, контроль, учет, анализ и регулирование.

Новая парадигма управления, требующая соизмерения векторов приложения финансовых средств с допустимым отклонением от заданного курса преобразований, находит отражение в концепции контроллинга — интегрирующей и коор-

1 &

з

I

в.

2003 (факт) 2004 (факт) 2005 (федераль- 2006 (федераль-

ный бюджет) ный бюджет)

0 Капитальные вложения □ НИОКР □ Прочие текущие расходы

Рис. 2. Основные направления финансирования

динирующей подсистем контура управления, которая обеспечивает инструментальную и методическую базы поддержки принятия управленческих решений.

В этой связи стоит задача формирования системы контроллинга, обеспечивающей мониторинг социально-экономической, национально-этнической и политической ситуаций в регионах с уровнем развития ниже среднего по стране. Для ее решения необходимо сформировать постоянно действующую систему учета, сбора, анализа и распространения информации, проведения дополнительных информационно-аналитических обследований и оценки состояния, тенденций развития и остроты характерных для регионов ситуаций и конкретных проблем для разработки и реализации стратегических направлений и эффективных мер государственной региональной политики.

Инструментарий контроллинга является действенным механизмом для повышения эффективности реализации ФЦП «Юг России», так как выявленные в процессе мониторинга нарушения станут основанием для принятия организационных решений, например для временного приостановления финансирования конкретных проектов.

Новый формат стратегического видения, основанный на концепции контроллинга, не закрепляет строгих конечных целей трансформации хозяйственного пространства юга России. В его основе лежит инструментарий постоянного тактического контроля за потоком стратегических изменений и периодическая коррекция проводимой политики, соответствующая выявленным отклонениям от цели или ее изменениям.

Вокруг генерального тренда формируется коридор миссии, обеспечивающий движение к намеченной цели, учитывающий возможные случайные возмущения в регионе и его внешней среде, а также проигнорированные факторы и погрешности планирования. Оптимальной можно считать траекторию движения с максимальной концентрацией ресурсов и факторов на выбранных приоритетах и

минимальными отклонениями от поставленных целей, если они сформулированы достаточно корректно и уточняются на основе информации постоянного многоуровневого мониторинга.

Определение имеющихся и требуемых ресурсов, институция и организация их потоков должны основываться на оценке как потенциала Южного федерального округа, так и сложившейся структуры угроз. Оптимальная траектория развития предполагает эффективное целевое использование мобилизуемых ресурсов при достаточной степени их аккумуляции и дистрибуции по срокам и объектам. Это дает возможность определить стратегические императивы (необходимые ограничения), приоритеты (желаемые предпочтения) и ориентиры (достаточные результаты) для этапов преобразований в регионе. Эффективное осуществление стратегического планирования предполагает создание математической модели и автоматизированной системы оценки возникающих отклонений для настройки на оптимальную траекторию развития.

Для Южного федерального округа характерны быстрый рост и смена влияния глобальных социальных и политических условий; мозаичность и высокая конфликтность национальной, конфессиональной, криминальной структур сообществ; интенсификация инвестиционных процессов и сокращение их циклов с 5 до 3 лет; значительная неравномерность формирования заделов по инновационным и инвестиционным проектам. Большая часть изменений факторов развития ЮФО также носит краткосрочный и среднесрочный характер, что обусловлено нестабильностью его внутренней и внешней среды. Уровень неопределенности данной хозяйственной системы обусловливает временные ограничения ориентиров и императивов ее трансформации.

Математическая модель автоматизированной системы управления проектами ФЦП «Юг России» представлена блоком R, на вход которого поступает плановое задание 2пл, а на выходе формируется сигнал о его фактическом выполнении Zфакт (рис. 3).

Задача автоматизированной системы заключается в обеспечении выполнения запланированных мероприятий, объемов и источников финансирования по основным направлениям социально-экономического развития ЮФО в текущий момент времени с помощью управляющих воздействий у, формируемых блоком контроллинга, которые устраняют возмущения

г = (2 (х), х ), (1)

пл пл пл

где 2 (X) — запланированные мероприятия, объемы

и источники финансирования по основным направлениям социально-экономического развития ЮФО, которые необходимо выполнить к моменту времени X;

Хпл — длительность планового периода реализации мероприятий, предусмотренных ФЦП.

Эффективность управления зависит от ресурсов системы, которые определяются средней скоростью выполнения мероприятий — 2ср (X), предусмотренных ФЦП:

Zra(t) = { ZCp(t )dt.

(2)

Для реализации ФЦП «Юг России» необходимо решить две задачи:

1) мониторинг выполнения запланированных мероприятий, объемов и источников финансирования по основным направлениям социально-экономического развития;

2) минимизация потерь информации в системе. Первая задача решается расстановкой точек

контроля через определенные промежутки вре-

мени:

h =

((v max-a ¡-1)t пл - v min t i-1)-(* пл -*(t i-1))

где

a = (* пл-*(t i-i)

* (t i)

ti

(3)

(4)

Здесь v — максимальная скорость выполне-

max г

ния мероприятий объемов и источников финансирования по основным направлениям социально-экономического развития;

vmin — минимальная скорость выполнения мероприятий объемов и источников финансирования по основным направлениям социально-экономического развития;

X — время i-го контроля;

Z (t) — фактически выполненный объем мероприятий объемов и источников финансирования по

Zn

У

Рис. 3. Математическая модель автоматизированной системы управления проектами ФЦП «Юг России»

v

-v„; „ -a

основным направлениям социально-экономического развития за время t.

Вторая задача решается определением количества опросов каждой подсистемы (региона) центром управления (округа): к 1 к ] к

X—X ^ min, X^T, (5)

и пМ' и11

где Т — время, отводимое на обработку информации;

tj — время обработки информации от ]'-го запроса;

qj — стоимость единицы неопределенности в ]'-й подсистеме;

п. — число опросов в j-И подсистеме; с\ — постоянные определяемые характеристиками процесса движения подсистемы системы R.

Исходя из решения двух задач, для каждой подсистемы определяется два значения числа опросов — п1 и п2. Несовпадение этих величин может свидетельствовать о неверной оценке величин максимальной и минимальной скоростей движения подсистемы к цели.

Для того чтобы п1 = п1, необходимо выполнение

следующего равенства vmax = -—1 +—; (6)

ГТ-дТ у у

где у = (п+1|1 - —-;

V =—— •

пл , '

'пл

ДТ — точность задания планового срока достижения цели t ± Д„

пл Т

Таким образом, очевидно, что рассмотренные методы мониторинга, являющегося основным инструментарием контроллинга, обеспечивают непопадание системы в области, в которых она не сможет выполнить запланированных ФЦП мероприятий, объемов и источников финансирования по направлениям социально-экономического развития в плановый срок. Индивидуальные особенности каждой подсистемы учитываются при поиске оптимального числа опросов. Скорость накопления неопределенности — это параметр, характеризующий, как система отклоняется от заданной скорости движения к цели.

Основной целью объективной оценки уровня социально-экономического развития регионов ЮФО является определение возможности решения тактических и стратегических задач социального и хозяйственного развития на основе внутренних резервов, источников экономического роста, а

также эффективности мер, предпринимаемых Правительством Российской Федерации и руководящими органами ЮФО, по реализации социально-экономической политики.

Очевидно, что в основе объективной оценки уровня социально-экономического развития ЮФО должны быть:

• комплексность оценки, обеспечивающая учет всех важнейших составляющих уровня социально-экономического развития;

• системность оценки, предполагающая учет взаимосвязей базовых показателей и использование упорядоченной структуры частных и интегральной характеристик регионального развития;

• учет достоверности исходных данных при выборе базовых показателей регионального развития;

• наиболее полная адаптация системы используемых индикаторов к возможностям статистической отчетности;

• соответствие системы индикаторов задачам ежегодного анализа и прогнозирования экономического и социального развития регионов;

• достижение максимальной информативности результатов при оценке уровня развития регионов с позиций принятия оптимальных решений на федеральном и региональном уровнях государственного управления;

• сочетание общеэкономических индикаторов с показателями, отражающими результативность деятельности органов государственной власти по решению важнейших экономических и социальных проблем.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источниками информации, необходимой для проведения объективной оценки, являются:

1) годовая статистическая отчетность Госкомстата России;

2) материалы, полученные от субъектов Российской Федерации в ходе осуществления мониторинга и разработки прогнозов социально-экономического развития регионов.

Наиболее объективно реальный портрет региона отражает денежный доход на душу населения. Федеральная целевая программа «Юг России» направлена на снижение различий в социально-экономическом развитии регионов в установленные сроки и за счет установленного объема ресурсов, источниками которых являются федеральный бюджет, бюджет субъектов Российской Федерации, местные бюджеты, а также внебюджетные средства. В основе оценки ее эффективности лежит именно

этот показатель, оперативный контроль которого отражает диаграмма, построенная на базе статистических данных социально-экономического развития России (рис. 4).

Эталоном развития регионов является прожиточный минимум, определенный Федеральным законом РФ от 31 марта 2006 г. № 44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации», вокруг которого отображается фактическая траектория развития. Соединение точек развития денежных доходов на душу населения в каждом регионе на осях его «центра развития» дает некое неправильной формы, сложившееся под воздействием реализации стратегии, социально-экономическое пространство, отражающее его фактически достигнутое состояние, которое легко соотнести со стратегическим эталоном, все вершины которого находятся на одинаковом, соответствующем 100 %, расстоянии от центра. Вершины, находящиеся за пределами эталонного «центра развития», свидетельствуют о превышении средних достижений региона в области прожиточного минимума. Любая

вершина внутри эталонного «центра развития» сигнализирует об отставании уровня развития региона от предусмотренного стратегией на момент мониторинга прожиточного минимума.

Диаграмма дает объективную и исчерпывающую информацию представителю Президента РФ в ЮФО о том, насколько средний доход на душу населения каждого региона отстает от среднего значения по стране и прожиточного минимума — «эталонного значения». Эта информация является основой для анализа эффективности использования запланированных мероприятий, объемов и источников финансирования по направлениям социально-экономического развития ЮФО, предусмотренных ФЦП «Юг России», для оперативного вмешательства и коррекции проводимой в регионе политики, чтобы своевременно устранить выявленные отклонения. Очевидно, что графическая интерпретация доступных статистических данных социально-экономического развития ЮФО является информационной основой формирования управляющего воздействия в автоматизированной

Южный федеральный округ

-&-Денежные доходы на душу населения, руб.

~~ ~ Прожиточный минимум, руб.

я,,,!,,,,,!,,,,,£редние денежные дОХОдЫ на душу населения в России, руб.

Рис. 4. Мониторинг доходов на душу населения в ЮФО

системе управления (рис. 3), которая базируется на получаемых значениях системы индикаторов в блоке контроллинга, поэтапно дифференцирующих поток стратегического развития региона, обеспечивая мониторинг осуществления стратегии и создавая предпосылки коррекции стратегической траектории изменений. При помощи такого тактического инструментария «настройки» реализованная частично стратегия региона может быть оценена, а ее дальнейшее осуществление корректироваться с учетом отклонений и изменений, произошедших в системе условий, ресурсов и факторов, которые были предусмотрены или не предусмотрены.

На диаграмме (рис. 4) критерии социально-экономического состояния регионов определяются значениями прожиточного минимума и средними денежными доходами на душу населения в России. С позиций доходов населения Южный федеральный округ представлен на диаграмме тремя группами регионов. К группе регионов с высокими доходами относятся те регионы, в которых доход на одного человека составляет от 6 до 7 тыс. руб. Самый высокий доход на душу населения наблюдаются в Волгоградской (7 311,8 руб.), Ростовской (6 838,2 руб.), Астраханской (6 587,5 руб.) областях и Краснодарском крае (6 470,3 руб.).

Группу регионов со средним доходом составляют те регионы, в которых доходы на душу населения от 4 до 6 тыс. руб., что характерно для Республики Адыгея (4 183,3 руб.), Кабардино-Балкарской Республики (4 560,1 руб.), Карачаево-Черкесской Республики (5 192,7 руб.), Республики Северная Осетия — Алания (5 768,7 руб.), Ставропольского края (5 989,6 руб.) и Республики Дагестан (5 991,4 руб.).

Группа регионов с низкими доходами характеризуется доходом на одного жителя значительно ниже среднего по ЮФО (6 221,6 руб. в мес.). Такая ситуация в Республике Калмыкия — 2 989,3 руб. (48 % от среднего уровня) и Республике Ингушетия — 2 445,3 руб. (39,3 %).

Очевидно, что регионы последней группы находятся на грани и за чертой бедности. Население Республики Ингушетия даже не будет обеспечено необходимой для поддержания жизненного уровня «потребительской корзиной», определенной Федеральным законом от 31 марта 2006 г № 44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации», в состав которой входят: мясо и мясопро-

дукты — 37,2 кг в год; рыба и рыбопродукты — 16 кг; свежие фрукты — 23 кг, молоко и молокопродукты — 238,2 кг, непродовольственные товары, транспортные услуги (150 поездок в год) и услуги культуры, так как стоимость новой «корзины» — 2 тыс. 653 руб. в мес. на 8 % выше среднего дохода на душу населения. В Республике Калмыкия средний доход на душу населения превышает стоимость «потребительской корзины» лишь на 13 %.

Именно в этих регионах необходимо провести аудит выполнения проектов ФЦП, выявить и устранить внутренние и внешние возмущающие воздействия в системе управления, которые препятствуют социально-экономическому развитию и выработать стратегию использования имеющегося экономического потенциала с целью непременного достижения прожиточного минимума.

ЛИТЕРАТУРА

1. Постановление Правительства РФ от 8 августа 2001 г. № 581 «О федеральной целевой программе «Юг России»» (2002—2006 гг.).

2. Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. № 737 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002—2010 гг. и до 2015 г.)», утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 г. № 717».

3. Федеральный закон РФ от 31 марта 2006 г. № 44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации».

4. Попов С. А. Стратегическое управление. — М: Инфра-М. 2003.

5. Регионы России: Статистический сборник в 2 т/Госкомстат России. — М. 2006.

6. Российский статистический ежегодник. — М. 2006.

7. Стратегии и проблемы региональной экономики. — Ростов-на-Дону: Терра, 2003.

8. Ставропольский край в цифрах: Статистический сборник/Ставропольский краевой комитет государственной статистики. 2006.

9. Шелобаев С.И. Математические методы и модели в экономике, финансах и бизнесе: Учеб. пособие для вузов. — М., 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.