Научная статья на тему 'Концепция "контролируемых иностранных компаний" (КИК)'

Концепция "контролируемых иностранных компаний" (КИК) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
497
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕОФШОРИЗАЦИЯ / КОНТРОЛИРУЕМАЯ ИНОСТРАННАЯ КОМПАНИЯ / ЛИЦО / КОНТРОЛИРУЮЩЕЕ ИНОСТРАННУЮ КОМПАНИЮ / НАЛОГОВОЕ РЕЗИДЕНТСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Молькова Таисия Олеговна

В статье рассмотрены актуальные проблемы, связанные с применением одной из «концепций деофшоризации» правил о контролируемых иностранных компаниях, сделаны предложения по их устранению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция "контролируемых иностранных компаний" (КИК)»

работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до шести лет со

штрафом в размере до шестисот тысяч рублей.

Литература

1. Гражданский Кодекс Российской Федерации от 10.02.206 г.

2. «Закон о защите авторских прав в цифровую эпоху» (DMCA) 1998 г.

3. Федеральный закон от 02.07.2013 N 187-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях».

4. Решение Московского городского суда по делу № 3-726/2015 от 04.12.2015 г.

5. Общая характеристика Интернета как особой информационно -телекоммуникационной сети. Ковалева Н.Н 2008 г. http://www.alleng.ru/d/jur/jur164.htm_10.04.2016 г.

6. Охрана объектов Авторского права в сети «Интернет» в зарубежных странах и в Российской Федерации. Власенко А. В. Юридический архив. http://do. gendocs.ru/docs/index-61618.html.10.04.2016 г.

7. Правовые аспекты применения сети Интернет в России. [Электронный ресурс]. URL: http://vpnews.ru/referat274.htm (дата обращения: 10.04.2016).

8. Субъекты и объекты авторского права. 2011 г. [Электронный ресурс]. URL:

http://knowledge.allbest.ru/law/2c0a65635b3bc78a5c53a88421216c27_1.html_(дата

обращения: 10.04.2016).

9. Статистика интернета. ТопольВеб. [Электронный ресурс]. URL: http://topolweb.ш/blog/statistics-2015/_(дата обращения: 10.04.2016).

Концепция «контролируемых иностранных компаний» (КИК)

Молькова Т. О.

Молькова Таисия Олеговна /Molkova Taisiya Olegovna - студент, Ярославский государственный университет имени П. Г. Демидова, г. Ярославль

Аннотация: в статье рассмотрены актуальные проблемы, связанные с применением одной из «концепций деофшоризации» - правил о контролируемых иностранных компаниях, сделаны предложения по их устранению.

Ключевые слова: деофшоризация, контролируемая иностранная компания, лицо, контролирующее иностранную компанию, налоговое резидентство.

В 2014 году была разработана государственная программа «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков», одним из мероприятий которой была выделена «деофшоризация» национальной экономики. Вслед за данной программой, был принят Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», который содержит в себе три основных концепции «деофшоризации». Рассмотрим одну из них - концепцию «контролируемых иностранных компаний» (КИК) или «сontшИed foreign companies» (CFC). В соответствии с ней, для физических лиц - налоговых резидентов и российских компаний вводится обязанность уведомлять российские налоговые органы о своих контролируемых иностранных компаниях.

П. 1 ст. 25.15 НК РФ определяет, что контролируемой иностранной компанией, если иное не предусмотрено п. 7, является:

1. иностранная организация;

2. не являющаяся налоговым резидентом Российской Федерации;

3. имеющая контролирующих лиц - резидентов Российской Федерации.

Под эти правила попадают не только юридические лица, но и некорпоративные структуры (в частности, трасты, фонды, партнерства и пр.), осуществляющие деятельность в интересах своих участников.

Закон вводит критерии, при наличии одного из которых лицо можно признать контролирующим. Контролирующим признается физическое или юридическое лицо, являющееся фактическим владельцем:

1. с 1 января 2015 года до 31 декабря 2016 года - более 50% доли участия в юридическом лице;

2. с 1 января 2017 года и далее - доля участия должна составлять более 25%;

3. доля участия составляет более 10%, если доля участия в юридическом лице всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами РФ составляет более 50%. При этом, определение доли участия в организации физических лиц происходит с учетом доли не только самого лица, но и его супруга и несовершеннолетних детей, вне зависимости от признания их резидентами или нерезидентами Российской Федерации.

Кроме того, контролирующим признается лицо, не удовлетворяющее вышеперечисленным признакам, но имеющее контрольные полномочия, выражающиеся в возможности оказывать влияние на решения о распределении прибыли организации в силу прямого или косвенного участия в ней или участия в соглашении, предметом которого является управление этой организацией или иных особенностей отношений между лицом и организацией.

Заострить внимание следует на том, что правила определения налогового резиденства для физических лиц сохранились в неизменном виде и основываются на длительности пребывания на территории Российской Федерации. Поскольку прекращение статуса налогового резидента не является сложной процедурой, то просматривается законный способ ухода от признания контролирующим лицом, а, следовательно, и от налогообложения по законодательству России. Партнер международной юридической фирмы LDA Piper Игорь Венедиктов отметил, что российское законодательство о КИК отстает от общемировых стандартов, которые предусматривают более сложные тесты налогового резиденства для своих налогоплательщиков, а также дополнительные налоги при смене ими своего налогового резиденства [2, с. 18].

Остается непроработанным вопрос многократного налогообложения, в случаях, если накопленная прибыль КИК передвигается внутри цепочки КИК в разных налоговых периодах. В этом случае резидент России, который контролирует такую цепочку КИК, должен будет платить налог с одной и той же прибыли, только в разных звеньях цепи, независимо от ранее уплаченной суммы налога на нераспределенную прибыль.

Кроме того, при анализе данного правила, возникает вопрос, почему при определении доли участия в компании учитываются только доли несовершеннолетних детей. На практике может возникнуть ситуация, при которой физическое лицо - резидент Российской Федерации может безвозмездно передать активы своему близкому родственнику (в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации), и тем самым избежать признания контролирующим лицом. Такая ситуация более вероятна, так как передача доли несовершеннолетним детям сопряжена с дополнительными сложностями в силу того, что они не обладают полной дееспособностью, которая восполняется их законными представителями, которыми чаще всего являются родители. Такая регламентация признаков контролируемого лица пробельна, так как создает возможность «обхода» законодательства. В Налоговый кодекс Российской Федерации следует внести изменения, касающиеся введения правила учета долей всех близких родственников при определении доли участия в организации физических лиц.

Помимо перечисленных, существует другой момент, требующий более детальной проработки. Ст. 25.14 НК РФ предписывает налогоплательщикам - налоговым резидентам РФ уведомлять налоговые органы о своем участии в иностранных компаниях (или об учреждении иностранных структур без образования юридического лица) и о контролируемых ими иностранных компаниях. При этом, если такое уведомление не направлено, но у налогового органа имеется информация, в том числе полученная от компетентных органов иностранных государств, свидетельствующая о том, что налогоплательщик является контролирующим лицом, налоговый орган направляет такому налогоплательщику требование предоставить уведомление о КИК в установленный срок. В качестве обязательных данных, которые указывает налоговый орган, в требовании фигурирует «описание оснований, имеющихся у налогового органа для признания лица контролирующим». Поскольку в законодательстве перечень таких оснований не приводится, то возможно выставление подобных требований любому резиденту, находящемуся в реестрах субъектов иностранных государств (то есть полученная от компетентных органов иностранных государств). Несмотря на то, что сама идея такого механизма положительная, его запуск может способствовать искусственному перенесению бремени доказывания причастности к иностранной компании на налогоплательщика, что не согласуется с принципом добросовестности налогоплательщика

Теперь остановимся на изменениях, связанных с взиманием налогов. Ст. 25.15 НК РФ закрепляет правило о том, что прибыль КИК, уменьшенная на величину выплаченных этой компанией дивидендов, учитывается при исчислении налога на прибыль и налога на доходы физических лиц, в зависимости от того, кем является контролирующее лицо - юридическим лицом или физическим. Кроме того, прибыль КИК учитывается при определении налоговой базы в доле, соответствующей доле участия лица в КИК на дату распределения прибыли. Сумма прибыли, на которую налогоплательщик имеет (или будет иметь) право, имеет значение только в случае, если невозможно определить долю прибыли в КИК. Фактически может сложиться ситуация, при которой лицу, имеющему долю в иностранной компании равную 25%, в соответствии с внутренними документами предоставлена возможность получения 80% прибыли в случае ее распределения. Но в налоговой декларации налогоплательщик без нарушения закона сможет указать сумму, соответствующую 25% прибыли.

Прибыль КИК может быть рассчитана по-разному. Она подлежит расчету на основании финансовой отчетности КИК, составленной в соответствии с законами страны регистрации КИК, в случае, если:

1. У России с государством, в котором зарегистрирована КИК, заключено СоИДН;

2. Компания подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством.

В остальных случаях прибыль рассчитывается по общим правилам главы 25 НК РФ.

Прибыль КИК учитывается при определении налоговой базы, в случае, если ее размер составил:

1. 50 млн руб. в году с окончанием 31 декабря 2015 г.

2. 30 млн руб. в году с окончанием 31 декабря 2016 г.

3. 10 млн руб. после этого срока.

Среди недостатков закона специалисты отмечают его дискриминационный характер, выражающийся в том, что нераспределенная прибыль КИК облагается как прибыль организаций, являющихся резидентами, те есть по ставке 20 %. Распределенная же прибыль облагается по ставке 13 % или 0 %. Конечно, такое правило имеет два полюса действия. Одни налогоплательщики, с целью снижения налогового бремени, выплатят прибыль в Россию, а другие будут пытаться скрыть о себе информацию.

Проблема достоверности информации, которая поступает в налоговые органы, на данный момент очень актуальна, так как в качестве источника информации о наличии КИК, о размере прибыли в основном выступает сам налогоплательщик. Одним из шагов к получению такой информации стала ратификация, правда с некоторыми оговорками, Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам и Типового межправительственного соглашения об обмене налоговой информацией с оффшорными и низконалоговыми юрисдикциями. Проблема заключается в том, что не все низконалоговые юрисдикции присоединяются к данным актам, существует риск перерегистрации компаний. Национальным законодательством в качестве дополнительной гарантии качественной информации введена система мер ответственности в виде штрафов. Например, непредставление финансовой документации КИК (финансовой отчетности и аудиторского заключения) влечет за собой штраф также в размере 100 тыс. рублей (ст. 126 НК РФ). На наш взгляд, данные меры являются эффективными, но в условиях международной конкуренции за инвестиции недостаточными, лишь начальными на пути к получению полной и достоверной информации, попадающей в налоговые органы. Однако, некоторые специалисты ратуют за введение различных поощрений для лиц, добровольно предоставивших достоверные сведения налоговым органам.

В литературе выделяют три основных способа осуществления налогового контроля над лицами, являющимися КИК:

1. Уже указанный нами способ - заключение международных соглашений об обмене информацией между Россией и иностранным государством.

2. Наложение обязанности налогового агента на фирмы, предоставляющие услуги по регистрации оффшоров. В данном случае существует риск того, что клиенты будут обращаться непосредственно в фирмы, находящиеся в низконалоговых юрисдикциях, и не подчиняющиеся российскому законодательству. Думается, такой способ контроля может существовать в качестве дополнительного.

3. Специальные меры контроля, установленные национальным законодательством и регулирующие деятельность правоохранительных органов [4, с. 80]. В качестве примеров приводятся чтение электронной почты и прослушивание телефонных разговоров, через которые лицо может давать указания и влиять на деятельность КИК. На наш взгляд, это самый неудачный способ, как с правовой, так и с этической точки зрения.

Также следует обратить внимание на следующий момент. Одной из задач деофшоризации национальной экономики является возврат российских денег из оффшорных юрисдикций и инвестирование их в экономику страны. Для создания благоприятных условий такого возврата Президент РФ объявил «полную амнистию капиталов» - безналоговый режим ликвидации КИК с передачей активов на периметр России. Однако, не всем такие условия кажутся достаточными. Илья Арнольдович Гончаренко, например, считает, что для физических и юридических лиц - инвесторов, являющихся резидентами РФ, следует без каких-либо условий освободить от налогообложения любые выплаты дивидендов внутри страны. Повышение процентной ставки по кредитам для бизнеса в коммерческих банках и снижение срока кредитования создают условия, при которых инвестирование возвращаемых средств может стать выгодным [3, с. 21].

Подводя итог, следует отметить, что нормы о КИК, введенные Федеральным законом № 376-ФЗ, на данный момент нельзя назвать идеальным «оружием против оффшоров», но они во многом сокращают возможность вывода капитала из России и уклонения от налогов. Специалисты отмечают, что бизнес нужно выводить из оффшоров не только путем внесения изменений в действующее законодательство, но и путем создания в России общих благоприятных для бизнеса условий [1, с. 24], таких как создание более гибкого корпоративного законодательства, увеличение мер поддержки бизнеса, увеличение количества налоговых льгот и т.п. Вероятно,

65

проанализированный нами закон, правила о КИК в совокупности со сложившейся на их основе судебной практикой, станут хорошей базой для дальнейшего формирования «деофшоризационного» законодательства.

Литература

1. Брук Б. Главный инструмент деофшоризации // «Закон». № 12, 2014 г. С. 23-24.

2. Венедиктов И. Главный инструмент деофшоризации // «Закон». № 12, 2014 г. С. 18-19.

3. Гончаренко И. А. Главный инструмент деофшоризации // «Закон». № 12, 2014 г. С. 21.

4. Дубовик С. Контролируемые иностранные компании: цели, исключения и налоговый контроль // Налоговый вестник, 2014. № 4. С. 78-82.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.