работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до шести лет со
штрафом в размере до шестисот тысяч рублей.
Литература
1. Гражданский Кодекс Российской Федерации от 10.02.206 г.
2. «Закон о защите авторских прав в цифровую эпоху» (DMCA) 1998 г.
3. Федеральный закон от 02.07.2013 N 187-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях».
4. Решение Московского городского суда по делу № 3-726/2015 от 04.12.2015 г.
5. Общая характеристика Интернета как особой информационно -телекоммуникационной сети. Ковалева Н.Н 2008 г. http://www.alleng.ru/d/jur/jur164.htm_10.04.2016 г.
6. Охрана объектов Авторского права в сети «Интернет» в зарубежных странах и в Российской Федерации. Власенко А. В. Юридический архив. http://do. gendocs.ru/docs/index-61618.html.10.04.2016 г.
7. Правовые аспекты применения сети Интернет в России. [Электронный ресурс]. URL: http://vpnews.ru/referat274.htm (дата обращения: 10.04.2016).
8. Субъекты и объекты авторского права. 2011 г. [Электронный ресурс]. URL:
http://knowledge.allbest.ru/law/2c0a65635b3bc78a5c53a88421216c27_1.html_(дата
обращения: 10.04.2016).
9. Статистика интернета. ТопольВеб. [Электронный ресурс]. URL: http://topolweb.ш/blog/statistics-2015/_(дата обращения: 10.04.2016).
Концепция «контролируемых иностранных компаний» (КИК)
Молькова Т. О.
Молькова Таисия Олеговна /Molkova Taisiya Olegovna - студент, Ярославский государственный университет имени П. Г. Демидова, г. Ярославль
Аннотация: в статье рассмотрены актуальные проблемы, связанные с применением одной из «концепций деофшоризации» - правил о контролируемых иностранных компаниях, сделаны предложения по их устранению.
Ключевые слова: деофшоризация, контролируемая иностранная компания, лицо, контролирующее иностранную компанию, налоговое резидентство.
В 2014 году была разработана государственная программа «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков», одним из мероприятий которой была выделена «деофшоризация» национальной экономики. Вслед за данной программой, был принят Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», который содержит в себе три основных концепции «деофшоризации». Рассмотрим одну из них - концепцию «контролируемых иностранных компаний» (КИК) или «сontшИed foreign companies» (CFC). В соответствии с ней, для физических лиц - налоговых резидентов и российских компаний вводится обязанность уведомлять российские налоговые органы о своих контролируемых иностранных компаниях.
П. 1 ст. 25.15 НК РФ определяет, что контролируемой иностранной компанией, если иное не предусмотрено п. 7, является:
1. иностранная организация;
2. не являющаяся налоговым резидентом Российской Федерации;
3. имеющая контролирующих лиц - резидентов Российской Федерации.
Под эти правила попадают не только юридические лица, но и некорпоративные структуры (в частности, трасты, фонды, партнерства и пр.), осуществляющие деятельность в интересах своих участников.
Закон вводит критерии, при наличии одного из которых лицо можно признать контролирующим. Контролирующим признается физическое или юридическое лицо, являющееся фактическим владельцем:
1. с 1 января 2015 года до 31 декабря 2016 года - более 50% доли участия в юридическом лице;
2. с 1 января 2017 года и далее - доля участия должна составлять более 25%;
3. доля участия составляет более 10%, если доля участия в юридическом лице всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами РФ составляет более 50%. При этом, определение доли участия в организации физических лиц происходит с учетом доли не только самого лица, но и его супруга и несовершеннолетних детей, вне зависимости от признания их резидентами или нерезидентами Российской Федерации.
Кроме того, контролирующим признается лицо, не удовлетворяющее вышеперечисленным признакам, но имеющее контрольные полномочия, выражающиеся в возможности оказывать влияние на решения о распределении прибыли организации в силу прямого или косвенного участия в ней или участия в соглашении, предметом которого является управление этой организацией или иных особенностей отношений между лицом и организацией.
Заострить внимание следует на том, что правила определения налогового резиденства для физических лиц сохранились в неизменном виде и основываются на длительности пребывания на территории Российской Федерации. Поскольку прекращение статуса налогового резидента не является сложной процедурой, то просматривается законный способ ухода от признания контролирующим лицом, а, следовательно, и от налогообложения по законодательству России. Партнер международной юридической фирмы LDA Piper Игорь Венедиктов отметил, что российское законодательство о КИК отстает от общемировых стандартов, которые предусматривают более сложные тесты налогового резиденства для своих налогоплательщиков, а также дополнительные налоги при смене ими своего налогового резиденства [2, с. 18].
Остается непроработанным вопрос многократного налогообложения, в случаях, если накопленная прибыль КИК передвигается внутри цепочки КИК в разных налоговых периодах. В этом случае резидент России, который контролирует такую цепочку КИК, должен будет платить налог с одной и той же прибыли, только в разных звеньях цепи, независимо от ранее уплаченной суммы налога на нераспределенную прибыль.
Кроме того, при анализе данного правила, возникает вопрос, почему при определении доли участия в компании учитываются только доли несовершеннолетних детей. На практике может возникнуть ситуация, при которой физическое лицо - резидент Российской Федерации может безвозмездно передать активы своему близкому родственнику (в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации), и тем самым избежать признания контролирующим лицом. Такая ситуация более вероятна, так как передача доли несовершеннолетним детям сопряжена с дополнительными сложностями в силу того, что они не обладают полной дееспособностью, которая восполняется их законными представителями, которыми чаще всего являются родители. Такая регламентация признаков контролируемого лица пробельна, так как создает возможность «обхода» законодательства. В Налоговый кодекс Российской Федерации следует внести изменения, касающиеся введения правила учета долей всех близких родственников при определении доли участия в организации физических лиц.
Помимо перечисленных, существует другой момент, требующий более детальной проработки. Ст. 25.14 НК РФ предписывает налогоплательщикам - налоговым резидентам РФ уведомлять налоговые органы о своем участии в иностранных компаниях (или об учреждении иностранных структур без образования юридического лица) и о контролируемых ими иностранных компаниях. При этом, если такое уведомление не направлено, но у налогового органа имеется информация, в том числе полученная от компетентных органов иностранных государств, свидетельствующая о том, что налогоплательщик является контролирующим лицом, налоговый орган направляет такому налогоплательщику требование предоставить уведомление о КИК в установленный срок. В качестве обязательных данных, которые указывает налоговый орган, в требовании фигурирует «описание оснований, имеющихся у налогового органа для признания лица контролирующим». Поскольку в законодательстве перечень таких оснований не приводится, то возможно выставление подобных требований любому резиденту, находящемуся в реестрах субъектов иностранных государств (то есть полученная от компетентных органов иностранных государств). Несмотря на то, что сама идея такого механизма положительная, его запуск может способствовать искусственному перенесению бремени доказывания причастности к иностранной компании на налогоплательщика, что не согласуется с принципом добросовестности налогоплательщика
Теперь остановимся на изменениях, связанных с взиманием налогов. Ст. 25.15 НК РФ закрепляет правило о том, что прибыль КИК, уменьшенная на величину выплаченных этой компанией дивидендов, учитывается при исчислении налога на прибыль и налога на доходы физических лиц, в зависимости от того, кем является контролирующее лицо - юридическим лицом или физическим. Кроме того, прибыль КИК учитывается при определении налоговой базы в доле, соответствующей доле участия лица в КИК на дату распределения прибыли. Сумма прибыли, на которую налогоплательщик имеет (или будет иметь) право, имеет значение только в случае, если невозможно определить долю прибыли в КИК. Фактически может сложиться ситуация, при которой лицу, имеющему долю в иностранной компании равную 25%, в соответствии с внутренними документами предоставлена возможность получения 80% прибыли в случае ее распределения. Но в налоговой декларации налогоплательщик без нарушения закона сможет указать сумму, соответствующую 25% прибыли.
Прибыль КИК может быть рассчитана по-разному. Она подлежит расчету на основании финансовой отчетности КИК, составленной в соответствии с законами страны регистрации КИК, в случае, если:
1. У России с государством, в котором зарегистрирована КИК, заключено СоИДН;
2. Компания подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством.
В остальных случаях прибыль рассчитывается по общим правилам главы 25 НК РФ.
Прибыль КИК учитывается при определении налоговой базы, в случае, если ее размер составил:
1. 50 млн руб. в году с окончанием 31 декабря 2015 г.
2. 30 млн руб. в году с окончанием 31 декабря 2016 г.
3. 10 млн руб. после этого срока.
Среди недостатков закона специалисты отмечают его дискриминационный характер, выражающийся в том, что нераспределенная прибыль КИК облагается как прибыль организаций, являющихся резидентами, те есть по ставке 20 %. Распределенная же прибыль облагается по ставке 13 % или 0 %. Конечно, такое правило имеет два полюса действия. Одни налогоплательщики, с целью снижения налогового бремени, выплатят прибыль в Россию, а другие будут пытаться скрыть о себе информацию.
Проблема достоверности информации, которая поступает в налоговые органы, на данный момент очень актуальна, так как в качестве источника информации о наличии КИК, о размере прибыли в основном выступает сам налогоплательщик. Одним из шагов к получению такой информации стала ратификация, правда с некоторыми оговорками, Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам и Типового межправительственного соглашения об обмене налоговой информацией с оффшорными и низконалоговыми юрисдикциями. Проблема заключается в том, что не все низконалоговые юрисдикции присоединяются к данным актам, существует риск перерегистрации компаний. Национальным законодательством в качестве дополнительной гарантии качественной информации введена система мер ответственности в виде штрафов. Например, непредставление финансовой документации КИК (финансовой отчетности и аудиторского заключения) влечет за собой штраф также в размере 100 тыс. рублей (ст. 126 НК РФ). На наш взгляд, данные меры являются эффективными, но в условиях международной конкуренции за инвестиции недостаточными, лишь начальными на пути к получению полной и достоверной информации, попадающей в налоговые органы. Однако, некоторые специалисты ратуют за введение различных поощрений для лиц, добровольно предоставивших достоверные сведения налоговым органам.
В литературе выделяют три основных способа осуществления налогового контроля над лицами, являющимися КИК:
1. Уже указанный нами способ - заключение международных соглашений об обмене информацией между Россией и иностранным государством.
2. Наложение обязанности налогового агента на фирмы, предоставляющие услуги по регистрации оффшоров. В данном случае существует риск того, что клиенты будут обращаться непосредственно в фирмы, находящиеся в низконалоговых юрисдикциях, и не подчиняющиеся российскому законодательству. Думается, такой способ контроля может существовать в качестве дополнительного.
3. Специальные меры контроля, установленные национальным законодательством и регулирующие деятельность правоохранительных органов [4, с. 80]. В качестве примеров приводятся чтение электронной почты и прослушивание телефонных разговоров, через которые лицо может давать указания и влиять на деятельность КИК. На наш взгляд, это самый неудачный способ, как с правовой, так и с этической точки зрения.
Также следует обратить внимание на следующий момент. Одной из задач деофшоризации национальной экономики является возврат российских денег из оффшорных юрисдикций и инвестирование их в экономику страны. Для создания благоприятных условий такого возврата Президент РФ объявил «полную амнистию капиталов» - безналоговый режим ликвидации КИК с передачей активов на периметр России. Однако, не всем такие условия кажутся достаточными. Илья Арнольдович Гончаренко, например, считает, что для физических и юридических лиц - инвесторов, являющихся резидентами РФ, следует без каких-либо условий освободить от налогообложения любые выплаты дивидендов внутри страны. Повышение процентной ставки по кредитам для бизнеса в коммерческих банках и снижение срока кредитования создают условия, при которых инвестирование возвращаемых средств может стать выгодным [3, с. 21].
Подводя итог, следует отметить, что нормы о КИК, введенные Федеральным законом № 376-ФЗ, на данный момент нельзя назвать идеальным «оружием против оффшоров», но они во многом сокращают возможность вывода капитала из России и уклонения от налогов. Специалисты отмечают, что бизнес нужно выводить из оффшоров не только путем внесения изменений в действующее законодательство, но и путем создания в России общих благоприятных для бизнеса условий [1, с. 24], таких как создание более гибкого корпоративного законодательства, увеличение мер поддержки бизнеса, увеличение количества налоговых льгот и т.п. Вероятно,
65
проанализированный нами закон, правила о КИК в совокупности со сложившейся на их основе судебной практикой, станут хорошей базой для дальнейшего формирования «деофшоризационного» законодательства.
Литература
1. Брук Б. Главный инструмент деофшоризации // «Закон». № 12, 2014 г. С. 23-24.
2. Венедиктов И. Главный инструмент деофшоризации // «Закон». № 12, 2014 г. С. 18-19.
3. Гончаренко И. А. Главный инструмент деофшоризации // «Закон». № 12, 2014 г. С. 21.
4. Дубовик С. Контролируемые иностранные компании: цели, исключения и налоговый контроль // Налоговый вестник, 2014. № 4. С. 78-82.