SCIENTIFIC-THEORETICAL JUSTIFICATION OF INITIAL TECHNICAL TRAINING
OF THE SPORTS RESERVE IN SOCCER
N.I. Shagin, G.A. Khrustalyov
The scientific and theoretical substantiation of the technique of initial technical training of the sports reserve in football is presented. The high efficiency of the innovative technique of initial technical training in experimental conditions is proved, which makes it possible to recommend it for trainers and specialists as a perspective and actual approach of the sports reserve in football.
Key words: football, sports reserve, initial training, technical training.
Shagin Nikita Igorevich, candidate of pedagogical sciences, senior teacher, shagin. rfs@,mail. ru, Russia, Moscow, Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism,
Khrustalyov Herman Aleksandrovich, doctor of pedagogical sciences, professor, germanxr4@mail. ru, Russia, Tula, Tula State University
УДК 796.422.16:796.015.82
КОНЦЕПЦИЯ КОМПЛЕКСНОЙ МЕТОДИКИ ОТБОРА ПЕРСПЕКТИВНЫХ БЕГУНОВ НА ДЛИННЫЕ ДИСТАНЦИИ
Т.П. Юшкевич, Е.И. Юсковец
Обоснована актуальность разработки методики комплексного отбора перспективных бегунов на длинные дистанции, включающей педагогические, физиологические, психологические, генетические и социальные критерии. Выделены наиболее значимые показатели определения перспективности по целому комплексу критериев спортивного отбора: состоянию здоровья, уровню развития физических качеств, основным функциональным системам организма, типу высшей нервной деятельности, генетической предрасположенности к выносливости.
Ключевые слова: методика, отбор, бегуны, выносливость, тестирование, критерии, перспективность.
Стремительный прогресс спортивных достижений в современном мире и возрастающее обострение конкуренции на международной спортивной арене обусловили актуальность проблематики поиска новых средств и методов подготовки высококвалифицированных спортсменов. Однако достижения мирового уровня доступны только спортсменам, обладающим особенными природными задатками к избранному виду спортивной деятельности и сумевшим их реализовать в процессе многолетней подготовки [2, 5, 7, 10].
Если прежде «восхождение на Олимп» было возможно в тесном творческом тандеме «спортсмен-тренер», когда спортсмен выступал в качестве алмаза-самородка, а тренер - мастера-огранщика, то
стремительный глобальный технологичный прогресс современного развития и запросов общества диктуют новые условия поиска, подготовки и представительства спортсменов на международной арене.
Современные требования определяют такую методику построения процесса подготовки спортсменов, которая предполагает осуществление качественного спортивного отбора перспективных детей и правильного выбора спортивной специализации с учетом генетической предрасположенности индивида и адаптивными возможностями организма к выполнению больших объемов тренировочных нагрузок. Такой подход позволяет избежать негативного влияния на здоровье спортсменов неадекватных тренировочных нагрузок, которые зачастую имеют место в детском и юношеском спорте, о чем свидетельствует большой отсев занимающихся по состоянию здоровья [5].
В связи с этим, одной из актуальных проблем современной спортивной науки является адекватный выбор вида спортивной деятельности на основе генетической предрасположенности. Это особенно актуально в беговых видах легкой атлетики, требующих преимущественного проявления выносливости. Проблема отбора перспективных детей для занятий бегом на длинные дистанции часто недооценивалась, так как считалось, что в этих видах легкой атлетики каждый человек может достичь высоких результатов за счет трудолюбия, дисциплины и высокой работоспособности.
Цель исследования - обоснование необходимости разработки комплексной методики отбора перспективных бегунов на длинные дистанции.
Методы исследования: анализ специальной научно-методической литературы отечественных и зарубежных авторов, анализ интернет-ресурсов, анализ медицинских карт спортсменов высокой квалификации, анкетный опрос тренеров, обобщение передового спортивного опыта.
Результаты исследования и их обсуждение. Теоретико-методологические аспекты спортивного отбора в разные годы изучались такими учеными, как В.Н. Платонов [10], Л.П. Матвеев [9], В.М. Волков, В.П. Филин [3], В.Б. Шварц, С.В. Хрущев [14] и др. Предлагаемые ими формы, методы и критерии отбора, носили в большей степени обобщающий характер и не были конкретизированы к избранным видам спортивной деятельности. Однако в настоящее время основная проблема заключается в том, что накопленный специалистами опыт по вопросам комплексности отбора и подготовки спортсменов должен быть конкретизирован применительно к избранному виду спорта.
Анализ научно-методической литературы по этой проблеме и результаты проведенного нами опроса специалистов (30 чел.) показали, что в беговых видах легкой атлетики, требующих преимущественного проявления выносливости, (особенно на начальных этапах подготовки)
тренеры применяют в основном педагогические критерии отбора, так как не все детско-юношеские спортивные школы имеют возможность углубленного комплексного медико-биологического мониторинга перспективности своих воспитанников (рис. 1, 2).
^ беседы с учителями физической культуры - 16
^ наблюдения на уроках ФК и соревнованиях - 23
и беседы с родителями - 2
анкетирование детей - 0
и комплексное апаратное обследование-2
Рис. 1. Результаты анкетного опроса специалистов по вопросу: «Какие методы отбора перспективных бегунов на длинные дистанции Вы используете на начальном этапе?»
Такие же как на первом этапе - 3 11 lai Педагогическое наблюдение - 11
Тестирование физической подготовленности -16 Спортивное соревнование-18
^ Медико-биологические показатели -4
■ Психо-физиологическое тестирование - 0
■ Комплексное апаратное обследование - 0
Рис. 2. Результаты анкетного опроса специалистов по вопросу: «Какие методы отбора перспективных бегунов на длинные дистанции Вы используете на втором этапе?»
Представленные на рисунках данные показывают, что на первых этапах отбора тренеры практически не используют психологические и физиологические методы определения степени перспективности юных спортсменов, не учитывают социально-средовые факторы. На практике специалисты (педагоги, тренеры) в большинстве случаев в процессе поиска и отбора перспективных спортсменов используют педагогические методы (в основном контрольно-педагогические испытания) и тренерскую интуицию.
В настоящее время высококвалифицированные тренеры знают, что при напряженных физических нагрузках, требующих проявления выносливости, ведущими функциями являются: обеспечение дыхательного гомеостаза и очищение организма от продуктов распада. Поэтому для прогнозирования перспективности спортсмена в беге на выносливость рекомендуются тесты, которые базируются на оценке аэробных возможностей организма. К ним относятся: показатели скорости потребления кислорода в тканях, состояния кислотно-щелочного равновесия; способность к длительной задержке дыхания. Важное значение имеют показатели жизненной емкости легких и быстрота восстановления частоты сердечных сокращений (ЧСС) после тренировочных нагрузок [4, 6, 13].
Психологическими особенностями бегунов на средние и длинные дистанции являются способность к перенесению высоких физических нагрузок и умение «терпеть» состояние усталости [12, 13].
Анкетный опрос тренеров по легкой атлетике, работающих с бегунами на средние и длинные дистанции, показал, что комплексной методики отбора перспективных спортсменов в видах спорта на выносливость пока нет. Поэтому тренеры используют имеющиеся в программах рекомендации [8].
На вопрос анкеты: «Являются ли для Вас нормативные требования «Примерных программ спортивной подготовки для ДЮСШ и СДЮШОР по легкой атлетике в беге на средние и длинные дистанции» достаточно информативными для прогнозирования перспективности юных спортсменов?» из 30 опрошенных респондентов только 6 чел. ответили положительно, 8 чел. - «устраивают частично» и 16 чел. дали отрицательный ответ.
В ходе этого же исследования было выявлено, что только 8 респондентов применяют методы аппаратного исследования или результаты таких исследований в процессе отбора и подготовки.
Таким образом, практикующие тренеры на начальных этапах подготовки спортсменов в беговых видах легкой атлетики, требующих преимущественного проявления выносливости, вынуждены руководствоваться только педагогическими критериями отбора, используя в качестве инструмента секундомер и рулетку, а определение
интенсивности нагрузки осуществляют по частоте сердечных сокращений. Поэтому остро встает вопрос модификации системы спортивного отбора применительно к конкретным видам легкой атлетики, и в частности к бегуна длинные дистанции.
Анализируя критерии спортивного отбора, необходимо определить портрет бегуна на длинные дистанции и показатели, характеризующие его перспективность (рис. 3).
Высокий уровень функционально-адаптивных
систем
Высокий уровень здоровья
Сильный уравновешенный тип высшей
нервной деятельности
Высокий уровень развития физических качеств
Генетическая предрасположенность к работе на выносливость
Социальные предпосылки и мотивация на высокий спортивный результат
Соответствующий антропометрический статус
Соответствующий биомеханический статус
Рис. 3. Комплекс критериев, определяющих степень перспективности бегунов на длинные дистанции на этапе начальной спортивной
специализации
К таким показателям относятся:
- высокий уровень здоровья;
- соответствующие антропометрический и биомеханический статусы;
- высокий уровень развития физических качеств (особенно выносливости);
- высокий уровень деятельности основных функциональных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной) и адаптационных механизмов;
- сильный уравновешенный инертный или подвижный тип высшей нервной деятельности, обеспечивающий способность терпеть длительную тяжелую монотонную работу;
- социально-средовые предпосылки и мотивация на достижение максимально высокого спортивного результата;
- генетическая предрасположенность и другие факторы [1, 4, 6, 7,
11].
Важное значение в системе отбора занимает врачебный контроль. Спортивный врач определяет состояние здоровья и выявление различных отклонений от нормы, стадии биологического развития и конституциональных особенностей, развитие функциональных систем.
Анализ научно-методической литературы [1, 4, 6, 7, 12], а также данные анкетного опроса специалистов позволили выделить критерии, показатели и методы определения перспективности юных спортсменов в беговых видах легкой атлетики, требующих преимущественного проявления выносливости (таблица).
Критерии отбора в беговых видах легкой атлетики, требующих преимущественного проявления выносливости
№ п/п Параметры перспективности Показатели Методы
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КРИ [ТЕРИИ
1 Определение двигательной активности Высокая Наблюдение
2 Определение мотивации занятий на спортивный результат Высокая Беседы с детьми и родителями: опрос, анкетирование
3 Изучение социально-сре- Родители-спортсмены или Изучение родословной,
довых факторов занимающиеся тяжелым физическим трудом, выходцы из сельской местности, среднее материальное обеспечение социального статуса семьи, увлечений, интересов и др. (опрос, анкетирование).
4 Тесты общей физической подготовленности Выше средних Бег на 60 м, прыжок в длину с места, подтягивание на высокой перекладине (муж), поднимание туловища (жен), броски набивного мяча (1 кг) из-за головы
5 Тесты специальной физической подготовленности Высокие Бег на 300 или 400 м, бег на 1000 м, бег на 3000 м или тест Купера, бег 20 мин или бег на 5000 м
6 Моторная обучаемость Высокая Время овладения новым двигательным навыком
7 Техника бега Легкость бега, Биомеханический аппа-
(биомеханические экономичность движений ратно-программный ком-
характеристики) и др. плекс «Видеоанализ движений»
Продолжение
8 Динамика прироста спортивных показателей Индивидуально Контрольно-педагогические испытания, соревнования
МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ
1 Соматотип (рост, вес, Нормостеник, тонкая Антропометрия, сомато-
пропорции тела, форма кость, Н-образная форма тип по В. Шелдону и др.
ног) ног
2 Частота сердечных сокращений (ЧСС) в покое (уд/мин) Низкая (по типу брадикардии) Пульсометрия
3 Реакция ЧСС на нагрузку (уд/мин) Высокая адаптация Гарвардский степ-тест
4 Общий уровень работоспособности: максимальное потребление кислорода (МПК) (л/мин), относительный показатель МПК (мл/кг/мин) Высокие Методы непрямого измерения (по номограмме Астранда): велоэргомет-рия, степэргометрия, тредбанэргометрия: по величине PWCl70, тест Купера
5 Уровень гипоксемии: время задержки дыхания на выдохе Высокий Проба Генчи
6 Уровень гиперкапнии: время задержки дыхания на вдохе Высокий Пробы Штанге: в покое, с гипервентиляцией, с физической нагрузкой
7 Жизненная емкость легких (ЖЕЛ); индивидуальный жизненный показатель (ЖЕЛ/л/кг) Высокий Спирометрия, динамическая спирометрия (проба Шафранского, проба Розенталя), комплексное аппаратное исследование на аппарате «Спироскоп ТМ»
8 Аэробный порог (АнП) Высокий ЕхсС02 (избыток выделения СО2),
9 Функциональные пробы Нормотоническая реакция Комбинированная проба Летунова, проба Котова-Дешина, проба Мартинэ-Кушелевского
10 Общий уровень работоспособности (реакция адаптационных механизмов на нагрузку) Высокий Простые методы: проба Руфье, Гарвардский степ-тест. Сложные методы: вело-эргометрия, стэпэрго-метрия, тредбан, тест PWCl70, проба Карпмана-Белоцерковского
11 Размер и объем сердца Выше средних УЗИ
Окончание
12 Гистоморфометрия: соотношение быстрых и медленных мышечных волокон в структуре мышцы Преимущество медленных мышечных волокон Микробиопсия
13 Наличие молекулярно-ге-нетических маркеров выносливости Суммарный состав выносливости: 14 и более Метод молекулярно-гене-тической диагностики на основании оценки суммарного вклада (адаптивного эффекта) полиморфизмов генов (И.И. Ахме-тов), мета-анализ
14 Скорость утилизации кислорода в тканях (экономи-зация функций энергообеспечения) Высокая Методика определения константы скорости потребления кислорода кожей (КСПК), спирография
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИ И
1 Тип высшей нервной деятельности (ВНД) Сильный уравновешенный инертный, сильный уравновешенный активный Тест Айзенка, 16-фак-торный анализ по Кэт-теллу, «НС-Психотест» ООО «Нейрософт» или «Эгоскоп»; «Омега-С», опросник Белова, опросник Смирнова, теппинг-тест, молекулярно-гене-тические исследования генотипа гена 5НТТ
2 Темперамент Флегматик, сангвиник Тест Айзенка и др.
3 Эмоционально-волевая устойчивость и самоконтроль Высокая «Самооценка силы воли» по С.М. Шингаевой, тест Кеттела, ММР1 (волевой контроль и психоустойчивость, анкета «Самооценка личности» С.А. Будасси (адаптирована Ю.Я. Киселевым)
4 Оценка психической надежности Высокая Анкета В.Э. Мильмана
Выводы.
1. Проблема отбора перспективных детей для занятий бегом на длинные дистанции является очень важной и актуальной, так как даже при самой лучшей методике тренировки не все спортсмены достигают результатов международного класса.
2. Критериями спортивного отбора в видах спорта, требующих преимущественного проявления выносливости, являются:
а) высокий уровень здоровья;
б) соответствующие антропометрический и биомеханический статусы;
в) высокий уровень развития физических качеств (особенно выносливости);
г) высокий уровень основных функциональных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной) и адаптационных механизмов;
д) сильный уравновешенный инертный или подвижный тип высшей нервной деятельности, обеспечивающий способность терпеть длительную тяжелую монотонную работу;
е) социально-средовые предпосылки и мотивация на достижение максимально высокого спортивного результата;
ж) генетическая предрасположенность.
3. Эффективная методика отбора перспективных спортсменов в беге на длинные дистанции, соответствующая современным требованиям, должна быть высокоинформативной и в то же время простой и доступной в применении. Она должна включать педагогические, физиологические, психологические, генетические и социальные критерии.
Список литературы
1. Ахметов И.И. Молекулярная генетика спорта: научная монография. М.: Советский спорт, 2009. 268 с.
2. Баранаев Ю.А. Прогнозирование двигательных способностей легкоатлетов-спринтеров на этапе начальной спортивной специализации: дис. ...канд. пед. наук. Минск, 2010. 158 с.
3. Волков В.М., Филин В.П. Спортивный отбор. М.: Физкультура и спорт, 1983. 176 с.
4. Губа В.П., Маринич В.В. Теория и методика современных спортивных исследований: монография. М.: Спорт, 2016. 232 с.
5. Загородный Г.М. «Из 100 шестилеток профессионалами станут трое». Доктор объясняет, как отдать ребенка на спорт и не навредить его здоровью URL: http://medsport.by/iz-100-shestiletok-professionalami-stanut-troe-doktor obyasnyaet-kak-otdat-rebenka-na-sport-i-ne. (дата обращения: 21.12.2017.
6. Иорданская Ф.А. Мониторинг функциональной подготовленности юных спортсменов - резерва спорта высших достижений (этапы углубленной подготовки и спортивного совершенствования): монография. М.: Советский спорт, 2011. 142 с.
7. Иссурин В.Б. Спортивный талант: прогноз и реализация: монография / пер. с англ. И.В. Шаробайко. М.: Спорт, 2017. 238 с.
8. Легкая атлетика (бег на средние дистанции): программа для специальных учебно-спортивных учреждений и средних школ-училищ олимпийского резерва / под ред. Г.Ю. Кузьменко. Минск: ГУ РУМЦ ФВН, 2013. 96 с.
9. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: учебник для вузов. СПб.: Лань, 2005. 384 с.
10. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения: учебник. Киев: Олимпийская литература, 2004. 808 с.
11. Ромашов A.B. Современные морфофункциональные критерии отбора легкоатлетов-бегунов // Инновационные решения актуальных проблем физической культуры и спортивной тренировки: междунар. сб. науч. тр. Смоленск: СГАФКСТ, 2008. С. 256-261.
12. Сячин В.Д. Особенности спортивного отбора юных легкоатлетов, специализирующихся в беге на выносливость // Теория и практика физической культуры. 2012. № 7. С. 57.
13. Тер-Ованесян И.А. Подготовка легкоатлета: современный взгляд. М.: Терра-Спорт, 2000. 128 с.
14. Шварц В.Б., Хрущев С.В. Медико-биологические аспекты спортивной ориентации и отбора. М.: Физкультура и спорт, 1984. 151 с.
Юшкевич Тадеуш Петрович, д-р пед. наук, проф., заслуженный тренер Республики Беларусь, yushkevichtp@,tut. by, Беларусь, Минск, Белорусский государственный университет физической культуры,
Юсковец Елена Ивановна, аспирант, yushkevichtp@,tut. by, Беларусь, Минск, Белорусский государственный университет физической культуры
A CONCEPT OF COMPLEX SELECTION METHODOLOGY OF COMPETITIVE LONG-DISTANCE RUNNERS
T.P. Yushkevich, E.I. Yuskovets
The actuality of development of complex selection methodology of competitive longdistance runners which includes pedagogical, physiological, psychological, genetic, and social criteria is substantiated in the article. The most significant indicators of competitiveness determination by the whole complex of criteria of sports selection, such as state of health, level of development of physical qualities and the main functional systems of an organism, type of the higher nervous activity, genetic predisposition to endurance, etc., are highlighted.
Key words: methodology, selection, runners, endurance, testing, criteria, competitiveness.
Yushkevich Tadeush Petrovich, doctor of pedagogical sciences, professor, Honored trainer of Republic of Belarus, yushkevichtp@,tut. by, Belarus, Minsk, Belarusian State University of Physical Culture,
Yuskovets Elena Ivanovna, graduate student, yushkevichtp@tut. by, Belarus, Minsk, Belarusian State University of Physical Culture