Научная статья на тему 'Модель отбора бегуний на короткие дистанции на начальных этапах спортивной подготовки'

Модель отбора бегуний на короткие дистанции на начальных этапах спортивной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1933
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗАДАТКИ / СПОСОБНОСТИ / МЕТОДИКА / ОТБОР / МОДЕЛЬ / СПРИНТ / SKILLS / SELECTION / MODEL / SHORT-DISTANCE RUNNER

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ковальчук Геннадий Иванович

В представленной работе рассматривается качественная модель процесса спортивного отбора бегуний на короткие дистанции с использованием категориально-системной методологии. Выявлены информативные признаки пальцевой дерматоглифики у бегуний на короткие дистанции. Разработаны прогностические модели, в которых находят свое отражение показатели индивидуального профиля асимметрии дерматоглифи- ческих характеристик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ковальчук Геннадий Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of selection of short distances runners in the sports training early stages

In the present paper it is considered the qualitative model process of short distances runners sports selection using a categorical system methodology. Informative features finger dermatoglyphics short distances runners are identified. Predictive models, which are reflected indicators individual profile asymmetry dermatoglyphic characteristic are developed.

Текст научной работы на тему «Модель отбора бегуний на короткие дистанции на начальных этапах спортивной подготовки»

УДК 796.42

Г. И. КОВАЛЬЧУК

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

МОДЕЛЬ ОТБОРА БЕГУНИЙ НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ НА НАЧАЛЬНЫХ ЭТАПАХ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ_

В представленной работе рассматривается качественная модель процесса спортивного отбора бегуний на короткие дистанции с использованием категориально-системной методологии. Выявлены информативные признаки пальцевой дерматоглифики у бегуний на короткие дистанции. Разработаны прогностические модели, в которых находят свое отражение показатели индивидуального профиля асимметрии дерматоглифи-ческих характеристик.

Ключевые слова: задатки, способности, методика, отбор, модель, спринт.

В настоящее время в связи с непрерывным ростом уровня спортивных достижений особенно остро стоит вопрос эффективного отбора спортсменок, имеющих генетически обусловленные способности, конституциональные особенности которых характеризуют высокую спортивную одарённость [1 — 10]. В связи с этим изучение маркерных признаков, отражающих конституциональные особенности спортсменок на начальных этапах спортивной подготовки, является актуальным. Считают [10], что дерматоглифы являются маркером темпов прена-тального роста производных эктодермы (отсюда связь с длиной тела, мышечной силой, свойствами нервной системы и т. д.) Указывается также на важность изучения особенностей гребешкового счета на каждом пальце обеих рук и их асимметрии, поскольку половые хромосомы содержат и гены, определяющие гребешковый счет пальцев обеих рук.

В связи с этим в наших исследованиях уделялось внимание изучению особенностей гребешкового счета на каждом пальце обеих рук и их асимметрии. В настоящее время в предлагаемых критериях отбора детей в виды спорта скоростно-силового характера [11] не уделяется должного внимания генетическим маркерам. Хотя на необходимость соответствия личностных особенностей и специализации в виде спортивной деятельности отмечали многие авторы [2, 10, 12]. Вместе с тем, в частности, использование генетических маркеров на этапе начального отбора спринтеров помогают избежать ошибочных выводов о перспективности юных бегунов на короткие дистанции [4, 7]. Так, при отборе бегунов на короткие дистанции используются качественные и количественные характеристики: типы узоров, гребневый счёт, показатели индивидуального профиля асимметрии дерматоглифических характеристик. Однако малое число работ посвящено выявлению наиболее значимых маркерных признаков, которые можно использовать для долгосрочного прогноза спортивных результатов бегуний на короткие дистанции. Особенно важно раскрыть взаимосвязь беговой структуры с конституциональными особенностями спортсменок [8]. В частности, не установлены ин-

формативные показатели индивидуального профиля асимметрии дерматоглифических характеристик (ИПАД-1...5) у бегуний на короткие дистанции. Необходимость изучения данного вопроса может быть обоснована с использованием категориально-системной методологии, позволяющей формировать подоснову для любого научного исследования. В связи с этим представляется возможным воспользоваться данной методологией [13] для построения качественной модели процесса спортивного отбора бегуний на короткие дистанции.

Целью данного исследования являлось обоснование стратегии применения маркерных признаков в процессе спортивного отбора, на базе использования аппарата теории динамических информационных систем, на этой основе разработка информативных критериев диагностики одаренности бегуний на короткие дистанции. Задачи исследования: 1. Актуализировать применение генетических маркёров для диагностики спортивной одарённости на базе использования аппарата теории динамических информационных систем. 2. Выявить информативные признаки пальцевой дерматоглифики у бегуний на короткие дистанции различной квалификации. 3. Разработать прогностические модели отбора бегуний на короткие дистанции, отражающие показатели индивидуального профиля дерматоглифики.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, антропометрия, дерматоглифика, кинематометрия, сейсмография, электронный хронометраж, методы математической статистики.

Организация исследования. Обследованы бегуньи на короткие дистанции МС (п=12), а также бегуньи 13—14 лет, имеющие спортивный стаж 1,0 — 3,5 года (п = 23), в возрасте 11 — 12 лет, имеющие спортивный стаж 0,5— 1,5 года (п=17). Программа обследований предусматривала: оценку антропометрических показателей физического развития и признаков пальцевой дерматоглифики. Индивидуальный профиль асимметрии дерматоглифических показателей рассчитывали по величине отношения числа гребешков в узоре на каждом пальце правой руки

к числу гребешков на тех же пальцах левой руки (ИПАД-1...5). Пальцевые узоры изучали по методике Т. Д. Гладковой. Свойства нервной системы изучали по методике Е. П. Ильина. Длину и частоту беговых шагов в беге на 20 м с ходу рассчитывали по данным электронного хронометража и сейсмографии.

В результате проведенного исследования осуществлена дешифровка исходной категории: «Процедура отбора в скоростно-силовых видах спорта» в триаду категорий. Имеющая следующее содержание: на входе триады категорий организация, далее диагностика и на выходе методика. Далее проведена расшифровка данных базовых категорий, что позволило выделить три дешифрующих категории и осуществить переход (сверстку) от триады к имени категории которым данная триада может быть обозначена. Далее осуществлена перестановка триад (мутация) по определенному алгоритму, т.е. осуществлен синтез:

1. Этапы отбора (начальный, промежуточный, заключительный).

2. Оценка индивидуальности (задатки, способности, одарённость).

3. Критерии отбора (социальные, медико-биологические, психолого-педагогические).

4. Скрининг. В частности, добровольный скрининг показателей дерматоглифики для прогноза спортивных способностей детей и подростков (начальный этап отбора, диагностика спортивных задатков, выполнение социального заказа).

5. Выявление, формирование и развитие таланта (промежуточный этап отбора, изучение и оценка способностей, углубленное использование медико-биологических критериев).

6. Отбор талантливых спортсменов (заключительный этап отбора, оценка одарённости, углублённое изучение психолого-педагогических показателей).

7. Отбор с учётом соответствия психологической позиции спортсмена генетически детерминированному стилю соревновательных действий (начальный этап отбора, углублённое изучение и оценка психолого-педагогических показателей, оценка специальных способностей).

8. Отбор в процессе ориентации специальной подготовки на достижение МСМК (промежуточный этап отбора, выполнение социального заказа, заключительный этап отбора).

9. Заключительный этап отбора только для спортсменов с жестко детерминированным набором показателей генетического потенциала (критерии отбора, углубленное использование медико-биологических показателей, оценка спортивных задатков).

Исследование актуализировало [4 — 7] одну из важных сторон спортивного отбора — разработку адекватных критериев, позволяющих диагностировать врождённые особенности двигательной одарённости. Вместе с тем система отбора на основе генетических маркеров мало разработана. В связи с этим все большую значимость для прогнозирования спортивного таланта приобретают исследования генетических маркеров. В последние годы [1, 3 — 7, 9] в практику спортивного отбора постоянно внедряются такие генетические маркеры как признаки пальцевой дерматоглифики, достаточно не сложные по определению, не требующие больших временных и материальных затрат. Использование в спортивной практике маркёрных признаков врождённых возможностей двигательного потенциала позволяет дифференцировать прогностически сильные и слабые стороны двигательных способностей спортсменов

и, соответственно, активно совершенствовать сильные компоненты подготовленности, и направленно, с помощью специальных средств и методов развивать мало обеспеченные [1, 5].

Однако применение в учебно-тренировочном процессе известных в настоящее время генетических критериев двигательной одаренности (по причине существующих противоречивых данных о возможностях их использования) затруднено. Поскольку, имеются сведения о том, что у людей с более высоким развитием скоростных способностей чаще встречается сложный дерматоглифический узор пальцев типа завитка [9, 14], также присутствие петлевых узоров обнаруживает более высокий уровень спринтерских возможностей и спортсмены с преобладанием петель наиболее полно реализуют себя в беге на короткие дистанции [1, 4]. Причём у бегуний на короткие дистанции чаще, чем у неспортсменок, наблюдается узор типа дуги [15]. В связи с этим нами были использованы количественные признаки показателей ИПАД-1...5 и их отношений, являющихся генетическими маркерами двигательных способностей бегуний на короткие дистанции.

Результаты исследований свидетельствуют, что при спортивной ориентации будущих бегуний на короткие дистанции очень важно обеспечить адекватное соответствие их генетического потенциала выбранному виду спорта. Для этих целей можно использовать показатели индивидуального профиля асимметрии дерматоглифических характеристик. Обращает на себя внимание тот факт, что у бегуний на заключительном этапе начальной специализации обнаружена статистически достоверная корреляционная связь между показателем максимальной частоты шагов в спринтерском беге и характеристиками ИПАД-1 (г = 0,882). Следовательно, фенотипи-ческие показатели корреляционно связаны с компонентами техники спринта. В связи с этим появилась возможность оценивать предрасположенность к бегу на короткие дистанции относительно длинным шагом или относительно частым. Поскольку известно, что существует очень высокая отрицательная корреляционная связь между показателями, отражающими длину и частоту беговых шагов спринтера, что принимается во внимание в процессе моделирования тренировки легкоатлетов-спринтеров [16].

Вместе с тем выраженная у спортсменок асимметрия гребешкового счета на первых пальцах рук свидетельствует о высоком уровне подвижности нервных процессов. Есть сведения о том, что у высококвалифицированных спортсменов, а также у юных спринтеров, имеющих односторонний тип доминирования показателей ИПАД-1..5, наблюдается высокий уровень подвижности возбуждения [4, 5]. Таким образом, отмечена высокая значимость генетического критерия одаренности ИПАД-1 для отбора бегуний на короткие дистанции. Наряду с этим имеют значение для прогнозирования показателей телосложения характеристики ИПАД-3. Так, у бегуний на этапе начальной специализации обнаружена статистически достоверная корреляционная связь этого показателя с длиной ног спортсменок (г = 0,820). Как следует из табл. 1, 2, информативными критериями для диагностики одарённости юных бегуний являются величины отношений показателей асимметрии дерматоглифических характеристик.

Высокая информативность данных показателей подтверждается тем, что на начальных этапах спортивной подготовки выявлена статистически достоверная корреляционная связь характеристик

Таблица 1

Корреляционные связи величин отношения асимметрии дерматоглифических характеристик пальцев рук (ИПАД-1 / ИПАД-5) с показателями свойств нервной системы и антропомоторики у бегуний на короткие дистанции в возрасте 11-12 лет

Показатели Средние значения Корреляционные связи

1. Сила нервной системы, балл -28,6±3,3 0,367

2. Внутренний баланс, балл 1,75±2,4 0,407

3. Бег 20 м/с, с 3,36±0,09 0,848

4. Относительная длина шага, отн. ед. 1,92±0,04 0,822

5. Прыжок в длину с места, см 189±7,3 -0,820

Таблица 2

Достоверность различий средних значений показателей асимметрии дерматоглифических характеристик у спортсменок различной квалификации, отн. ед.

Квалификация Показатели асимметрии дерматоглифических характеристик

ИПАД-4 / ИПАД-5 ИПАД-1 / ИПАД-5

Юношеские разряды 1,01±0,2 1,3±0,18

Мастера спорта 0,81±0,18 0,85±0,12

Достоверность различий 1 = 2,4 Р<0,05 1=6,3 Р<0,001

Таблица 3

Описательная статистика величины показателей отношения дерматоглифических характеристик ИПАД-1/ИПАД-5 у бегуний на короткие дистанции в возрасте 11-12 лет, отн. ед.

Показатели Статистические значения

Среднее значение 1,3

Стандартное отклонение 0,18

Эксцесс 2,5

Асимметрия 1,5

ИПАД-4/ИПАД-5 и ИПАД-1 /ИПАД-5 с показателями времени бега на 20 м с/х (г = 0,820 — 850). Выявленную закономерность можно использовать для прогнозирования спортивных результатов в беге на 20 м с/х. С этой целью, например, для бегуний на короткие дистанции в возрасте 11 — 12 лет применяется следующее уравнение регрессии:

У=2,8 + 0,435'Х ,

где У — прогнозируемое время бега на 20 м с/х у девочек 11 — 12 лет;

Х = отношение показателей ИПАД-1 и ИПАД-5.

Надежным для использования в спортивной практике является показатель соотношения ИПАД-1/ ИПАД-5, поскольку он имеет наиболее высокий уровень различий между начинающими бегуньями и высококвалифицированными спортсменками.

Представленный показатель отличается нормальным распределением (табл. 3).

Таким образом, шкала ориентировочных нормативов величины отношений ИПАД-1/ИПАД-5 у бегуний на короткие дистанции на начальных этапах спортивной подготовки должна использоваться в батареи тестов предназначенных для отбора юных спортсменок.

Выводы.

1. Проведенное исследование позволило актуализировать одну из важных сторон спортивного отбора — разработку адекватных критериев, позволяющих диагностировать врождённые особенности двигательной одарённости.

2. Пригодными для прогнозирования потенциальных двигательных возможностей бегуний на короткие дистанции могут быть следующие генетические маркеры: ИПАД-1, ИПАД-3 и отношение показателей ИПАД-4/ИПАД-5, ИПАД-1/ИПАД-5.

3. Наиболее значимым маркерным признаком, который можно использовать для диагностики одаренности бегуний на короткие дистанции, является показатель величины отношения асимметрий дер-матоглифических признаков на первых и пятых пальцах (ИПАД- 1/ИПАД-5).

4. Для прогнозирования спортивных результатов в беге на 20 м с/х у девочек-спринтеров в возрасте 11 — 12 лет можно воспользоваться разработанным уравнением регрессии.

Библиографический список

1. Абрамова, Т. Ф. Асимметрия признаков пальцевой дерматоглифики, физический потенциал и физические качества

человека [Электронный ресурс] / Т. Ф. Абрамова. — Режим доступа : http: // korolenko.kharkov.com (дата обращения: 22.12.2014).

2. Бальсевич, В. К. Новые теоретические подходы к изучению возможностей человека в спорте высших достижений /

B. К. Бальсевич, М. П. Шестаков // Теория и практика физической культуры. — 2008. — № 5. — С. 57—62.

3. Горская, И. Ю. Морфогенетические основы индивидуальных различий и возможности их использования в физической культуре и спорте : моногр. / И. Ю. Горская. — Омск : СибГУФК, 2009. - 310 с.

4. Ковальчук, Г. И. Антропогенетические и психологические показатели спортивно-технической подготовленности легкоатлетов / Г. И. Ковальчук // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 4. - С. 14-20.

5. Ковальчук, Г. И. Отбор легкоатлетов-прыгунов и спринтеров на начальных этапах спортивной подготовки : моногр. / Г. И. Ковальчук. - Омск : СибГУФК, 2009. - 220 с.

6. Ковальчук, Г. И. Диагностика одаренности прыгунов с шестом / Г. И Ковальчук, И. А. Васнев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2002. -№ 4. - С. 24-26, 39.

7. Ковальчук, Г. И. Генетические маркеры для отбора и индивидуализации подготовки юных спринтеров и прыгунов с шестом / Г. И. Ковальчук // Состояние и перспективы совершенствования физической культуры в системе образования : материалы науч. конф., 22-27 апреля. - Омск, 1996. -

C. 17-19.

8. Семенов, В. Г. Двигательный аппарат женщин-спринтеров в спортивном генезе : моногр. / В. Г. Семенов. -Смоленск: СмГАФК, 2008. - 122 с.

9. Сергиенко, Л. П. Спортивный отбор: теория и практика : моногр. / Л. П. Сергиенко. - М. : Советский спорт, 2013. -612 с.

10. Харитонова, Л. Г. Биологические методы научных исследований : (избранные лекции) : учеб. пособие / Л. Г. Харитонова, И. Н. Калинина. - Омск : Си6ГУФК, 2014. - 76 с.

11. Ахапкин, В. Н. Критерии отбора детей 10 — 12 лет ввиды спорта скоростно-силового характера / В. Н. Ахапкин, В. Г. Ни-китушкин // Учёные записки ун-та им. П. Ф. Лесгафта. — 2013. - № 11 (95). - С. 11-15.

12. Сальников, В. А. Индивидуальные особенности возрастного развития : моногр. / В. А. Сальников. — Омск : СибАДИ, 2012. - 420 с.

13. Разумов, В. И. Информационные основы синтеза систем. В 3 ч. Ч. 1. Информационные основы системы знаний : моногр. -Омск : ОмГУ, 2007. - 266 с.

14. Олейник, Е. А. Показатели абсолютных и относительных маркеров конституции у женщин 18-23 лет, занимающихся различными видами двигательной деятельности : дис. ... д-ра биолог. наук : 14.03.01 / Е. А. Олейник : ГОУВПО Санкт-Петербургская гос. педиатр. мед. академия. - СПб., 2012. -335 с.

15. Врублевский, Е. П. Научно-методические основы индивидуализации тренировочного процесса спортсменок в ско-ростно-силовых видах легкой атлетики : моногр / Е. П. Вруб-левский. - Смоленск : СГАФКСТ, 2008. - 340 с.

16. Руденко И. В. Особенности моделирования тренировки легкоатлетов-спринтеров / И. В. Руденко, В. Н. Коновалов // Науч. тр. ун-та за 2007. - Омск : СибГУФК, 2007. - С. 138-141.

КОВАЛЬЧУК Геннадий Иванович, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), доцент кафедры теории и методики легкой атлетики и лыжного спорта. Адрес для переписки: 644009, г. Омск, ул. Масленникова, 144.

Статья поступила в редакцию 15.01.2015 г. © Г. И. Ковальчук

Книжная полка

Курысь, В. Н. Гимнастика (для бакалавров) / В. Н. Курысь, В. М. Баршай, И. Б. Павлов. - М.: КноРус, 2013. - 312 с. - ISBN 978-5-406-02356-3.

Рассматриваются вопросы теории и методики преподавания гимнастики как спортивно-педагогической дисциплины, освещены вопросы организации и проведения обучения гимнастическим упражнениям и предупреждения травматизма на уроках физической культуры в школе, раскрыты основные средства гимнастики и др. Специальные главы посвящены краткой истории развития гимнастики, биомеханике гимнастических упражнений и профессиональной подготовке будущих специалистов физической культуры. Соответствует ФГОС ВПО третьего поколения. Предназначен студентам бакалавриата физкультурного профиля, также может быть полезен студентам средних профессиональных учебных заведений, преподавателям вузов и учителям физической культуры.

Барчуков, И. С. Физическая культура: методики практического обучения : учеб. для бакалавров / И. С. Барчуков. - М. : КноРус, 2014. - 304 с. - ISBN 978-5-406-02735-6.

Рассматриваются методики практического обучения студентов физической культуре. Особое внимание уделено обоснованию требований к организации занятий по физической культуре, спорту и туризму, последовательности обучения физическим упражнениям, тренировкам в секциях и командах, проведению соревнований, путешествий и экскурсий по родному краю. Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения. Для студентов бакалавриата учебных учреждений, будущих специалистов в области физической культуры и спорта, педагогов, тренеров, специалистов, организаторов учебно-тренировочных занятий по физической культуре, спорту и туризму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.