Концепция комплексного подхода в развитии территории Юргинского муниципального района Тюменской области The concept of an integrated approach in the development of the territory of the Yugra
municipal district Tyumen region
Ь Л московский
■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ лЛ ЖУРНАЛ
УДК 330.34+342.25 DOI 10.24411/2413-046Х-2019-10268 Симакова Тамара Владиславовна,
кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, Государственный аграрный университет Северного Зауралья, г. Тюмень
Simakova T.V., [email protected]
Симаков Антон Васильевич, преподаватель, Государственный аграрный университет Северного Зауралья, г. Тюмень
Simakov A.V., [email protected]
Черных Елена Германовна, кандидат экономических наук, доцент, Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень
Chernykh E.G., [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается анализ использования земель в разрезе категорий, оценка факторов развития территории с учетом сложившихся природно-климатических и социально-экономических условий. В основу работу положены методические подходы организации и оценки использования земель муниципального района, формирование схемы территориального планирования с учетом выделения территориальных зон. В результате исследования проведен комплексный анализ состояния и использования земель муниципального района, установлены особенности использования, с учетом которых, разработана концепция комплексного подхода к развитию территории Юргинского
муниципального района включающая в себя мероприятия по улучшению опорного каркаса и функционирования территории.
Summary. The article deals with the analysis of land use in the context of categories, assessment of factors of development of the territory taking into account the prevailing climatic and socioeconomic conditions. The work is based on methodological approaches to the organization and evaluation of land use of the municipal district, the formation of the scheme of territorial planning, taking into account the allocation of territorial zones. The study conducted a comprehensive analysis of the status and use of lands of the municipal district, the features of use, which developed the concept of an integrated approach to the development of the territory of the Yurginsky municipal district and includes measures to improve the supporting framework and functioning of the site.
Ключевые слова: земельный фонд, устойчивое землепользование, комплексный подход, оценка факторов, территориальное планирование, концепция развития. Keywords: land Fund, sustainable land use, integrated approach, factor assessment, spatial planning, development concept.
Введение. В формировании стабильного землепользования важным фактором является рациональная организация использования земель.
В регулировании земельных отношений одним из основных механизмов является внедрение систем государственного мониторинга и земельного контроля, и их последующее совершенствование. В современном мире многообразия форм собственности, владения и пользования землей, организации рыночного оборота земли требуют новых подходов и к землеустройству [1-3].
В этом качестве земля и связанные с ней общественные отношения являются объектом правового регулирования природоохранного и, прежде всего, земельного законодательства [4].
Один из актуальных вопросов настоящего времени рассмотрен в научно-исследовательской работе - организация использования земельного фонда муниципального района на основе анализа использования земельных ресурсов и оценки развития перспективных направлений Юргинского муниципального района Тюменской области[5-7].
Объект исследования - территория Юргинского муниципального района.
Предметом исследования выступают факторы, определяющие организацию использования земель муниципального района.
Целью выпускной работы выступает рассмотрение организации использования земель Юргинского района и разработка схемы территориального планирования исследуемой территории.
В основу методики исследования положены нормативно-законодательные регламенты использования земель муниципального района; анализ организации использования земель, с учетом факторов оценки развития территории и формирования устойчивого землепользования; разработка схемы территориального планирования путем формирования территориальных зон с учетом особенностей социально-экономического развития и природно-климатических условий [8].
Ход исследования
Юргинский муниципальный район расположен в центральной части юга Тюменской области на севере граничит с Вагайским и Ярковским и, на востоке - с Голышмановским и Аромашевским муниципальными районами, на западе - с Заводоуковским городским округом и Ялуторовским муниципальным районом, на юге - с Омутинским муниципальным районом [9-10]. Общая площадь Юргинского района составляет - 440 851 га. Земли лесного фонда составляют 56% территории района, 31% территории - земли сельскохозяйственного назначения. Распределение земель по категориям можно представить в следующим виде:
Земли с.-к. назначения - 1Î4427 га
■ Земли населенных пунктов - 4103 га
■ Земли промышленности - 407 га
■ Земли О ОПТ - 17000 га Земли лесного фонда - 27S046 га
\% Ш Земли водного фонда - 2S32 га
■ Государственные земли запаса - 4561га
Рисунок L - Организация использования земель Юргинского района
Распределение земель по категориям показывает преобладание в структуре земельного фонда земель лесного фонда, на долю которых приходится 56 %, а также
земель сельскохозяйственного назначения - 31%. На долю земель населенных пунктов приходится 1%, и 9 % земли занимают земли особо охраняемых территорий [9].
За анализируемый, восемнадцатилетний промежуток времени, земли Юргинского муниципального района не сильно подверглись изменениям. Например, земли сельскохозяйственного назначения уменьшились всего лишь на 609 га, посредством перевода земель в другие категории земель. Земли промышленности наоборот увеличились в своих площадях на 134 га. Земли особо охраняемых природных территорий, так же, как и земли лесного фонда остались в неизменном состоянии. Земли населенных пунктов за столь продолжительный промежуток времени увеличились в своих размерах всего на 14 га, за счет перевода земельного участка «аэродром» из земель промышленности, который занят застройкой частного сектора сельского поселения Юргинское. Земли запаса увеличились в своих площадях на 440 га за счет неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения.
Основная отрасль экономики - сельское хозяйство, которое представлено 8 коллективными сельскохозяйственными организациями, 5 наиболее крупными действующими крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и 3087 личными подсобными хозяйствами граждан.
Наиболее крупными и социально значимыми сельскохозяйственными предприятиями Юргинского района являются: ООО «Север», СПК «Палецкая», ООО «Агрофирма имени Чапаева», ООО «Южное», ООО Земля».
Начиная с 2006 по 2011 гг. земли сельскохозяйственного назначения уменьшись в своих площадях всего на 129 га, за счет перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности.
Земли остались в неизменном состоянии в промежуток с 2012 по 2018 гг., и остались занимать площадь в размере 153427 га.
На момент 2010 года количество не используемых сельскохозяйственных угодий насчитывалось порядка 18765 га, но уже на начало 2018 года - это количество сократилось до 13742 га, это свидетельствует о том, что сельскохозяйственные угодья со временем становятся более востребованными в районе. При условиях благоприятного развития района и реализации инвестиционных проектов в ближайшей перспективе количество неиспользуемых сельскохозяйственных угодий значительно снизится.
Всего за весь промежуток времени земли сельскохозяйственного назначения уменьшились на 609 га, посредством перевода земель в другие категории.
Большая часть сельскохозяйственных угодий Юргинского района, располагаются на луговых и на лугово-черноземных почвах. Так же небольшая часть сосредоточена на серых ленных осолоделых почвах, что является хорошим фактором для ведения хозяйства и возделывания сельскохозяйственных культур.
Продукция сельского хозяйства района оценивается примерно в 510 млн. руб. В расчете на душу населения в районе производится 112 кг мяса и 773 кг молока. По производству молока на душу населения Юргинский район занимает 17 место в области, мяса - 16 место, что является хорошим показателем среди всех районов Тюменской области.
По состоянию на 2018 год площадь земель сельских населенных пунктов составила -4117,0 тыс. га.
Состав земельного фонда сельских поселений представлен следующим образом:
- земли общественно-деловой застройки занимают - 52 га;
- многоэтажная и индивидуальная застройка - 25 га;
- землями промышленной, коммерческой и коммунально-складской застройки, которые состоят из земель под заводами, фабриками, складскими базами - 37 га;
- землями транспорта, связи, инженерных коммуникаций включающие земли под автомобильными и железными дорогами, подъездными железнодорожными путями, автодорожными предприятиями, аэропортами - 200 га;
- земли общего пользования - 504 га;
- землями особо охраняемых природных территорий занято - 1 га;
- землями сельскохозяйственного использования, состоящими из земельных участков занятых сельскохозяйственными угодьями, зданиями, строениями и сооружениями сельскохозяйственного назначения, используемые сельскохозяйственными предприятиями, научно - исследовательскими, учебными и другими сельскохозяйственными учреждениями, крестьянскими хозяйствами, личными подсобными хозяйствами, садоводческими и дачными объединениями т.д. - 2621 га;
- земли водного фонда - 137 га;
- земли лесного фонда - 318 га;
- землями, не вовлеченными в градостроительную или иную деятельность - 2 га.
Наибольший вес в составе земель сельских поселений составляют земли сельскохозяйственного использования - 2621 га. Общая площадь населенных пунктов составляет 4117 га. Проанализировав данные докладов о наличии, состоянии и использовании земель Юргинского района, можно сделать вывод, что за рассматриваемый
семнадцатилетний период времени, земли населенных пунктов не потерпели каких-либо значительных изменений. В промежуток с 2000 по 2014 гг. земли населенных пунктов оставались неизменными в своей площади и составляли 4103 га. Этот показатель изменился в 2015 г, увеличившись в размерах на 14 га в связи с возвратом в земли населенных пунктов, земельного участка «аэродром» из земель промышленности, который занят застройкой частного сектора сельского поселения Юргинское.
За всю историю существования Юргинского района на его территории располагалось огромное количество населенных пунктов, которые по ряду определенных причин были исключены из учета данных административно-территориального деления. Таких в промежуток с 1946 по 2007 гг. насчитывалось 57 населённых пунктов (деревень). Большинство из них прекратило свое существование по причине укрупнения колхозов, по этой причине население было вынуждено переехать в другие населенные пункты. Несколько деревень прекратили свое существование по причине планового сселения.
На момент 2018 г. в Юргинском муниципальном районе 10 сельских поселений, насчитывающие 30 населенных пунктов. Административным центром является сельское поселение Юргинское с населением более 4500 тысяч человек.
Земли промышленности занимают 12%, земли энергетики 5%, земли транспорта 83% и занимают площадь в размере 393 га. Начиная с 2012 по 2018 гг. земли, как увеличивались в своих площадных объемах, так и уменьшались. Так в 2016 г. в земли промышленности переведены земли под объект иного специального назначения: кладбища, скотомогильники, а также свалки ТБО 17 га; и 1 га, занятый объектами энергетики. Уменьшились на 1 га земли автомобильного транспорта в связи с уточнением площадей из земель населенных пунктов.
Всего за весь рассматриваемый промежуток времени земли промышленного назначения увеличились на 137 га, посредством перевода земель из других категорий и расширения площадей населенных пунктов.
В целом, по землям промышленного назначения, можно сказать, что есть недостатки в качестве дорог муниципального значения, которые в ближайшем будущем будут расширены и отремонтированы, с целью более высокой транспортной доступности на территории муниципального района.
Более 17000 га Юргинского района находятся в режиме особо охраняемых природных территорий: государственный природный заказник регионального значения «Юргинский» и государственный природный заказник регионального значения «Ново-Таповский».
Природные заказники «Юргинский» и «Ново-Таповский» обладают богатыми природными ресурсами. Их территория покрыта лесами, реками и озёрами. Там обитает большое количество животных, многие из которых занесены в Красную книгу, что благоприятно сказывается на окружающей среде. И дает перспективу для развития туризма в муниципальном районе.
Юргинский район - один из многолесных районов юга Тюменской области. Земли лесного фонда в пределах района занимают площадь равную 278046 га, что составляет 56% от общей площади района. Общий запас лесных ресурсов оценивается в 21,8 млн. м3, из них 31% - хвойные породы.
За все восемнадцать лет, начиная с 2000 г. земли лесного фонда претерпели свои изменения всего один раз. Это произошло в 2004 г, за счет перераспределения земель, так пашня уменьшилась на 83 га, сенокосы на 279 га, пастбища на 163 га. Произошли изменения в составе угодий несельскохозяйственного назначения. Так же в этом году в районе велись подготовительные работы по лесоустройству лесов переданных хозяйствам.
В связи с тем, что лесные кварталы расчетной лесосеки располагаются на труднодоступных территориях, для освоения лесных ресурсов необходимо строительство дорог для заготовки и вывозки леса.
На территории Юргинского муниципального района имеются 4 лесничества общей площадью в 278046 га, наименование которых Лесновское, Сосоновское, Агарское и Юргинское. Леса лесничеств отнесены к Западно-Сибирскому подтаежно-лесостепному лесному району лесостепной лесорастительной зоны.
Так же на территории Юргинского района в сфере лесозаготовки осуществляют свою деятельность 5 обществ с ограниченной ответственностью, такие как «Тап-лес»; «Сибирский проект+»; «Юргинский промышленный холдинг» «Юргинский деревообрабатывающий завод»; «Терек».
Ежегодный допустимый объем изъятия древесины при всех видах рубок составляет 698,9 тыс. м3 ликвидной древесины, кроме того 4,6 тыс. м3 непродуктивная и малоценная древесина.
Территория Юргинского муниципального района очень богата лесами, что дает большую перспективу в развитии района, с целью экспорта древесины в другие города Российской Федерации, а также в зарубежные страны.
На территории Юргинского района с учетом особенностей социально-экономического развития и природно-климатических условий сформированы следующие территориальные зоны:
1. В границы зоны, подлежащих застройке на межселенных территориях, вошли земли, занятые инвестиционными площадками:
- расширение действующего бизнеса «Создание структурного подразделения по выращиванию кормов», проект реализует ООО «Согласие» с. Лабино, площадью 21 680 000 м2;
- расширение действующего бизнеса: строительство модульного молочного цеха «Колакс-3003» по переработке молока, проект реализует ИП Швейн Т.И. с. Юргинское, площадью 903 м2;
- строительство комплекса по выращиванию и переработке индейки мощностью 10 000 тонн живой массы в год, с. Бушуево;
- создание нового бизнеса «Создание молочно-мясного скотоводства, с. Бушуево, площадью 35 110 м2;
- «Строительство базы отдыха» д. Бучиха, площадью 81 472 м2;
- инвестиционный проект по строительству тепличного комплекса, д. Новая Деревня, площадью 20 000 м2;
- инвестиционный проект по строительству базы отдыха, на минеральном источнике.
В целом по району разработано семь крупных инвестиционных проектов с общей планируемой площадью 23 054 850 м2 (2 305,5 га).
2. Зоны различного функционального назначения и ограничения на их использование в отношении межселенных территорий, подлежащих застройке, такие как: зона индивидуальной жилой застройки, зона сельскохозяйственных угодий, производственная и коммунально-складская зона, зона природного ландшафта, зона общественно-делового назначения, зона рекреационного назначения, зона ритуального назначения.
3. Направления развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур межселенного назначения; зона складирования и захоронения отходов. На территории района в зоне социальной инфраструктуры проектируются следующие объекты: универсальная спортивная площадка на 1108 м2; турниковый комплекс на 225 м2; дом культуры на 100 мест; специальная школа-интернат на 50 учащихся; общеобразовательная школа-интернат на 65 учащихся; дошкольная образовательная организация на 150 мест; средняя общеобразовательная школа на 1000 учащихся; спортивный комплекс на 162 м2; организация дополнительного образования «Центр творчества детей и молодежи»;
плавательный бассейн 212 м2. В зоне транспортной инфраструктуры проектируются следующие объекты: Дорога обычного типа местного значения общей протяженностью 16,2 км, Улично-дорожная сеть в виде проезда общей протяженностью 20,7 км и улиц общей протяженностью 115,6 км. В зоне инженерной инфраструктуры в перспективе разрабатываются следующие объекты: водопровод общей протяженностью в 61,2 км, теплопровод общей протяженностью в 8,1 км и газопроводы среднего и сильного давления общей протяженностью 112,4 км. Так же на территории Юргинского района планируется проектирование объектов специального назначения в виде 2 кладбищ. 4. Территории резерва для развития поселений включают в себя земли запаса, к которым относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель. Таким образом, на территории Юргинского района резерв составил 4861 га. Так исходя из данных особенностей использования земель Юргинского района, разработана схема территориального планирования (рисунок 2).
Рисунок 2 - Схема территориального планирования Юргинского муниципального района Тюменской области
Заключение. С целью упорядочения сложившейся организации использования земель в Юргинском районе разработана концепция комплексного подхода к развитию территории.
Остановимся на рассмотрении наиболее общих принципов территориального планирования:
- выбор приоритетов и стратегии территориального развития на основе комплексной оценки территорий, оценки градостроительных ограничений в ее развитии;
- приоритет внимания к вопросам состояния среды обитания, качества жизни, к решению сложных и взаимозависимых проблем в сфере жизнеподдержания;
- поддержка главных общественных интересов в большей степени, чем интересов лиц или отдельных групп населения;
- защита не возобновляемых природных ресурсов;
- учет перспективных стратегических соображений при определении краткосрочных действий.
Юргинский район имеет глубокие исторические корни в формировании и использовании его территории. Именно это положение позволяет утверждать, что сложившееся ее функциональное зонирование вряд ли претерпит существенные изменения.
Сложившиеся территориальные различия в освоенности и заселенности района, в развитости инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры в существенной мере определяют перспективы пространственного развития проектируемой территории. В качестве «первичных» функциональных зон выделены категории земель. Кроме того, в пределах района выделены две крупные природно-хозяйственные зоны, различные по возможным стратегическим направлениям использования природного потенциала территории:
- зона возможной активации использования лесных, минеральных, охото-промысловых ресурсов;
- зона возможной интенсификации и модернизации агропромышленного комплекса.
В первую очередь, согласно ранее рассмотренным принципам территориального планирования, необходимо провести комплексную оценку территории исследуемого района по следующим факторам: экологическому, экономическому, социальному и ресурсному.
Результаты оценки в своем приближенном виде позволяют на сегодняшний день предложить наряду с названными природно-хозяйственными зонами еще ряд немаловажных для развития района зон: рекреационную и зону особо охраняемых объектов.
Основой опорного каркаса территории можно считать транспортно-коммуникационный коридор, проходящий по югу района, от Зоново до Северо-Плетнево. В схеме подтверждается, что помимо значимости его для внутрирайонных связей, он обеспечивает выход на автодорожную сеть, определяющую связи между районными центрами области, с областным центром, а с выходом на Аромашево - также связь с северными районами области, минуя Тюмень.
При благоприятном развитии хозяйственного комплекса района в качестве линейных элементов опорного каркаса этот коридор может быть дополнен усиленными транспортными направлениями на Лесное, Новый Тап, а также от этих центров на Заводоуковск.
Наиболее значимые узловые центры опорного каркаса территории, связанные с сельскохозяйственным производством, расположены в пределах основного транспортно-коммуникационного коридора - это центры муниципальных образований.
В качестве более специфического опорного центра территории может рассматриваться с. Лесное. Роль с. Новый Тап в качестве одного из опорных центров района связана с вариантом развития лесозаготовительной и деревообрабатывающей промышленности.
Рассмотренная ретроспективная динамика сети населенных пунктов района демонстрирует «сжатие» экономического пространства. Эта тенденция в некоторой степени, даже при благоприятных вариантах развития района, вероятно сохранится. Наиболее возможным представляется исчезновение следующих наименьших по людности населенных пунктов: Барсуки, Колычева, Бучиха.
Для ликвидации оторванности указанных поселений от сети поселений района и объектов стационарного обслуживания в системе территориального планирования, предусматривается усовершенствование автомобильных дорог к тем из указанных поселений, которые предполагаются к сохранению в пределах рассматриваемой перспективы.
Ведущими элементами природно-экологического каркаса рассматриваются:
- водотоки - основные миграционные коридоры;
- особо охраняемые природные территории;
- болота и заболоченные территории - ареалы природно-экологической стабилизации.
Предлагается ряд уточнений относительно ведущих элементов природно-экологического каркаса:
- в состав ведущих элементов необходимо включить: лесные массивы и массивы с кустарниковой растительностью, как средостабилизирующие угодья; все виды особо охраняемых территорий (ООТ) и охранные зоны вокруг них, а не только ООПТ; линейные зелено-защитные лесные насаждения;
- особо-охраняемые территории следует считать ядрами данного вида каркаса.
В качестве зон с особыми природоохранными и правовыми режимами использования в концепции приняты:
- особо охраняемые природные территории с законодательно установленными режимами охраны;
- водоохранные зоны;
- зеленая зона с. Юргинское;
- зоны санитарной охраны источников водоснабжения;
- зоны формирования и питания поверхностного стока;
- санитарные разрывы от транспортно-инженерных коммуникаций;
- особо ценные земли сельскохозяйственного назначения;
- земли запаса;
- земли фонда перераспределения;
- территории, в пределах которых могут быть освоены, участки для жилищного и производственного строительства;
- санитарно-защитные зоны от объектов негативного воздействия на окружающую среду;
- земли объектов историко-культурного наследия.
В данном перечне зон необходимо было бы дать некоторые пояснения относительно использования и назначения. Иначе сложно утверждать об их причастности в конкретной зоне. Так, например, земли запаса, зададимся вопросом: свойственен ли им особый природоохранный или правовой режим использования. Ответ не ясен. Также обстоит дело и с землями фонда перераспределения. Исходя из основного их назначения, трудно определиться с конкретным режимом использования, тем более, с природоохранным или правовым. И, наконец, территории, в пределах которых может быть осуществлено то или иное инженерное освоение. Если речь идет о жилищном строительстве, то в данную зону эти земли ни по каким критериям войти не могут.
Что касается предложенного в данном перечне ранжирования, то необходимо расклассифицировать в соответствующем (общепринятом порядке) зоны, объекты и территории.
Предотвращение конфликтных ситуаций между развитием, размещением производственных объектов, инженерных коммуникаций, объектов жизнедеятельности специального назначения и требованиями охраны окружающей среды - важная задача сферы управления территорией.
В концепцию включены предложения по развитию и совершенствованию транспортно-инженерной инфраструктуры.
Предоставление качественных услуг по электроснабжению населенных пунктов предполагается за счет модернизации существующих сетей и сооружений, осуществления мероприятий по энергосбережению во всех сферах жизнедеятельности, увеличения надежности системы электроснабжения.
Улучшение снабжения населенных пунктов природным газом предполагается за счет модернизации существующих объектов газоснабжения, а также строительства ряда межпоселковых газопроводов. Газоснабжение небольших (до 200 жителей), удаленных от сети газопроводов населенных пунктов, предполагается сжиженным газом, при соответствующей организации его систематического подвоза.
В целях сохранения объектов культурного наследия и целевого использования земель историко-культурного назначения в схеме предлагается проведение следующих мероприятий:
- определение точного местонахождения объектов, нанесение их на топографическую основу;
- межевание земельных участков с объектами археологического наследия;
- выведение этих участков из хозяйственного оборота.
В качестве приоритетов инвестиционной деятельности и капитального строительства в сфере инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры (новое строительство, модернизация, реконструкция, капитальный ремонт) выделены:
- широтная автомобильная дорога, которая в силу значимости для района и области нуждается в модернизации и «сервисном» обустройстве;
- прочие автомобильные дороги, нуждающиеся в усовершенствовании, в твердом покрытии - это дороги, обеспечивающие выход всех населенных пунктов на сеть дорог круглогодичного функционирования, дороги, обеспечивающие подвоз школьников в средние (основные) школы, подъезды к медицинским учреждениям из населенных пунктов их не имеющих, к кладбищам, вывоз отходов и нечистот;
- объекты инженерной и социальной инфраструктуры (большинство из существующих объектов нуждается в капитальном ремонте, модернизации);
- подготовленные, выделенные участки жилищного строительства в порядке реализации «национальных проектов».
В целом можно отметить, что природно-ресурсный потенциал исследуемого района способствует функционированию и развитию целого ряда направлений производственной и рекреационной деятельности. Однако, на мой взгляд требуется провести оценку пригодности (благоприятности) земельных ресурсов района к конкретному целевому их использованию, что позволит некоторым образом уточнить или откорректировать сложившуюся систему землепользований.
Список литературы
1. Комов Н.В. Земельно-ресурсный потенциал - мощный фактор устойчивого развития России / Н.В. Комов // «Политэкономиздат». - 2017. -№6. - С.6-11.
2. Симакова Т.В., Скипин Л.Н Состояние земельных ресурсов на территории федерального полигона государственного мониторинга земель «Нижнетавдинский» Тюменской области / Вестник Красноярского государственного аграрного университета. 2015. № 8. С. 33-37.
3. Симакова Т.В., Подковырова М.А., Скипин Л.Н. Формирование устойчивого развития территории полигона государственного мониторинга земель «Нижнетавдинский» Тюменской области / Сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвящённой 135-летию первого среднего учебного заведения Зауралья -Александровского реального училища и 55-летию ГАУ Северного Зауралья «Современная наука - агропромышленному производству». 2014. С. 77-80.
4. Подковырова М.А. Актуальные вопросы схем территориального планирования и землеустройства (на примере муниципального района Тюменской области)/ Подковырова М.А., Симакова Т.В., Ратаева М.С.// Аграрная наука и образование на современном этапе развития: опыт, проблемы и пути их решения. Ульяновский ГАУ им. П.А. Столыпина. Ульяновск. 2012. Т. 1. С. 368-373.
5. Симакова Т.В. Современные проблемы использования земель сельскохозяйственного назначения Тюменской области /Симакова Т.В., Симаков А.В.// В сборнике: Современные научно-практические решения в АПК Сборник статей всероссийской научно-практической конференции. ГАУ Северного Зауралья. Тюмень. 2017. С. 928-941.
6. Симакова Т.В., Подковырова М.А., Олейник А.М. Формирование территорий устойчивого развития: методика и практика землеустройства и градостроительства / Агропродовольственная политика России. 2015. № 5 (17). С. 24-27.
7. Simakova T.V., Simakov A.V., Skipin L.N., Chernykh E.G., Starovoitova E.S. Formation of a sustainable system is the basis of rational land use management / Espacios. 2019. Т. 40. № 20. С. 20.
8. Береговских А.Н. Кому? Зачем? Почему? Нужна градостроительная деятельность» / А Н. Береговских // ИТП «Град» - 2018. - №3 - С.187-202.
9. Официальный сайт Юргинского муниципального района Тюменской области. -[Электронный ресурс]. - https://yurga.admtyumen.ru
10. Симакова Т.В. Организация использования земель Юргинского района Тюменской области / Симакова Т.В., Евтушкова Е.П., Матвеева А.А. // Вестник Государственного аграрного университета Северного Зауралья - Тюмень: ГАУ Северного Зауралья. 2016. № 4 (35). С. 133-140.