Научная статья на тему 'Концепция комплексного подхода к разработке методологии экологического просвещения на базе Ботанического сада-института ПГТУ'

Концепция комплексного подхода к разработке методологии экологического просвещения на базе Ботанического сада-института ПГТУ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
14
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экологическое просвещение / природа / окружающая среда / конвергентность наук / environmental education / nature / environment / convergence of sciences

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Тимургалиева Л.А.

В статье представлены принципы многоуровневого подхода при подготовке программ экологического просвещения и экологической пропаганды. Предлагается интегрировать опыт гуманитарного и естественно-научного направлений при разработке методик экологического образования, полагая, что именно на ботанические сады ложится определенная ответственность за непрерывность экологической подготовки. Преодоление мирового экологического кризиса возможно только в случае осознания цельности различных идей: чувственного, духовного, культурного, исследовательского подходов. В статье предложен конвергентный подход к вопросу, обусловленный сближением наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of an integrated approach to the development of a methodology for environmental education on the basis of the Botanical Garden-Institute of PSTU

Тhe article presents the principles of a multi-level approach in the preparation of programs for environmental education and environmental propaganda. The author proposes to integrate the experience of the humanitarian and natural sciences in the development of methods of environmental education, believing that it is the botanical gardens that bears a certain responsibility for the continuity of environmental training. Overcoming the world ecological crisis is possible only if the integrity of various ideas is realized: sensual, spiritual, cultural, research approaches. The article proposes a convergent approach to the issue, due to the convergence of sciences.

Текст научной работы на тему «Концепция комплексного подхода к разработке методологии экологического просвещения на базе Ботанического сада-института ПГТУ»

УДК:37.033

Концепция комплексного подхода к разработке методологии экологического просвещения на базе Ботанического сада-института ПГТУ

Тимургалиева Л.А.

Поволжский государственный технологический университет, г. Йошкар-Ола, Россия

TimurgalievaLA@volgatech.net

Аннотация. В статье представлены принципы многоуровневого подхода при подготовке программ экологического просвещения и экологической пропаганды. Предлагается интегрировать опыт гуманитарного и естественно-научного направлений при разработке методик экологического образования, полагая, что именно на ботанические сады ложится определенная ответственность за непрерывность экологической подготовки. Преодоление мирового экологического кризиса возможно только в случае осознания цельности различных идей: чувственного, духовного, культурного, исследовательского подходов. В статье предложен конвергентный подход к вопросу, обусловленный сближением наук.

Ключевые слова: экологическое просвещение, природа, окружающая среда, конвергентность

наук

The concept of an integrated approach to the development of a methodology for environmental education on the basis of the Botanical Garden-Institute of PSTU

Timurgalieva L.A.

Volga State Technological University, Yoshkar-Ola, Russia TimurgalievaLA@volgatech.net

Summary. Ibe article presents the principles of a multi-level approach in the preparation of programs for environmental education and environmental propaganda. The author proposes to integrate the experience of the humanitarian and natural sciences in the development of methods of environmental education, believing that it is the botanical gardens that bears a certain responsibility for the continuity of environmental training. Overcoming the world ecological crisis is possible only if the integrity of various ideas is realized: sensual, spiritual, cultural, research approaches. The article proposes a convergent approach to the issue, due to the convergence of sciences.

Keywords: environmental education, nature, environment, convergence of sciences

Существующий в мире экологический кризис обусловлен не только загрязнением окружающей среды и нерациональным использованием природных ресурсов, а в первую очередь кризисом просвещения и сознания человека. Техногенный тип цивилизации порождает техногенный тип личности, которому присущи научная рациональность, признание особой ценности разума и основанный на нем прогресс науки и техники. Однако, оказавшись изолированным от природы, человек сам стал ощущать себя расколотым и негармоничным в среде множественных достижений научно-технического прогресса.

Накопленный опыт естествознания позволяет в современном мире объяснить многие явления природы, физические процессы, происходящие на нашей планете. Научные издания рассказывают подробно о строении того или иного живого организма и их местообитании. Напротив, гуманитарные науки исследуют преимущественно законы, проблемы и процессы человеческого общества. Для преодоления тенденций, ведущих к экологической катастрофе, необходим целостный и комплексный подход к рассмотрению живых систем и места человека в этих системах с целью гармоничного сосуществования всех живых организмов и сохранения биоразнообразия в природе. [1]

Понятие природы в процессе эволюции человечества менялось радикально. Архаичный человек не отделял себя от природы, чувствовал себя его неотъемлемой частью, ему было свойственно мифологическое восприятие, которое исходило из того, что природные силы неподвластны ему, а человек является неотделимой составляющей природы. Человек верил, что природные явления, подобно ему, имеют свое лицо и характер и таят в себе божество. Древний человек испытывал страх перед природными явлениями и стихиями, природа главенствовала над ним. По мере эволюции человечества появляется гносеологический подход, в результате которого у человека возникает желание познать природу, изучить ее процессы, исследовать природные составляющие. И так как целиком изучить пространство, с которым человек взаимодействовал и наблюдал, было невозможно, исследователи пытались осознать устройство мира, разделив понятие природы на части. Так возникли

различные науки, которые человеку позволили изучить законы природы: химия, физика, астрономия, биология и другие естественно-научные знания.

Полученный опыт естествознания человек все чаще начинал применять для обеспечения научно-технического прогресса, развития производства и освоения природных ресурсов, в то время как гуманитарные науки погружались в смыслы природы самого человека. В настоящий момент по-прежнему существует разделение и даже раскол этих двух культур: естественно-научной и гуманитарной, без интеграции которых невозможно говорить об эффективных мерах преодоления экологического и гуманитарного кризиса. До сих пор ученых условно делят на «технарей» и «гуманитариев», даже в школах, ориентируя детей на целевое профессиональное выражение в будущем. Система образования в России подстраивается под задачи подготовки узкопрофильных специалистов.

Сегодня человечество стало понимать о необходимости каких-либо действий в вопросах бережного отношения к природе. В попытках привить обществу стремление к бережному обращению к природе, любовь ко всему живому, очень часто сторонники экологических движений опираются на культурно-нравственные ориентиры: патриотизм, необходимость сохранения природной среды для потомков, создание «зеленых уголков» для эстезирования человеческого бытия. Такой настрой на духовные идеалы обладает значительной мотивацией для людей и различных сообществ, желающих защищать природу и восстанавливать нарушенное равновесие в экологических системах. Но без синтеза многих отраслей знаний трудно, или даже невозможно, организовать продуктивные программы и мероприятия, отвечающие этим целям [2].

Важен многоуровневый подход в вопросах экологического просвещения: ничего не должно выпадать из контекста. Когда мы делаем акцент только на одной сфере восприятия, мы упускаем из вида другие грани. В вопросах экологического просвещения это путь в никуда. Преодоление экологического кризиса возможно только в случае осознания цельности различных идей: чувственного, духовного, культурного, исследовательского подходов. На пути преодоления кризиса необходим конвергентный подход, обусловленный обратным сближением наук, разделение которых наблюдалось еще с периода античности, когда человек вынужден был изучать мир по частям.

Именно на такой целостной основе необходимо выстраивать методологию экологического просвещения и экологической пропаганды в современном обществе, поскольку на деле наблюдается тотальное невежество в вопросах экологического образования и воспитания. Примером, с которым мы часто сталкиваемся, могут послужить попытки некоторых экологических движений озеленить пустующие территории с целью восстановить зеленые насаждения и тем самым «помочь» природе. Но очень часто такое участие приносит больший вред, чем пользу. Сторонники этих подходов в стремлении принести благо природе не учитывает массу факторов, при которых живые насаждения будут существовать после посадки. Очень часто применяются растения, нехарактерные для той или иной местности, не учитываются экологические и биологические требования пород, в результате чего чаще всего такие инициативы заканчиваются гибелью насаждений. Часто в основе таких экологических программ лежит простой маркетинг производителей посадочного материала или его продавцов. Поэтому, просветительская деятельность должна быть многоплановая и разносторонняя

На наш взгляд, на долю ботанических садов ложится определенная ответственность за непрерывность экологической подготовки, опираясь на принципы гуманитарного и естественнонаучного направлений, позволяющих отвечать на вопросы «зачем?» и «как?». Необходимо прививать целостное восприятие окружающей среды и применять методики воспитания бережного отношения к природе с раннего детства. Поэтому, значительное внимание в вопросах экологического просвещения на территории Ботанического сада-института уделяется школьникам.

Для осуществления этой интеграции и конвергенции у БСИ есть все необходимые ресурсы: и возможность чувственного и эстетического восприятия, и погружение в мифологический подход, и обсуждение духовных идеалов, и результаты естественно-научных исследований. В период с января до 1 ноября 2022 г. Ботанический сад с различными экологическими программами посетило свыше 8000 человек, из которых 109 групп (2600 человек) было представлено только детьми и 157 «смешанных» групп (5500 человек), включающих детей и взрослых.

К формам воспитания экологической культуры школьников можно отнести следующие методы: ^ традиционные учебные занятия

^ экологические игры

^ экологические сказки

^ экологическая тропа

^ практикумы

^ опыты и т.д.

Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся, а чередование этих программ позволяет обеспечить комплексный подход в осознании необходимости гармоничного взаимодействия с природой.

Значительное место отводится программам, развивающим мифологическое мышление, которое позволяет осознать ту целостность восприятия природы, присущую человеку генетически. То подразделение картины мира на различные науки, с момента, когда человек стал изучать природу, необходимо вновь приводить к объединению. Для осознания такой целостности, в мероприятиях по экопросвещению у нас предусмотрен формат экологической сказки [3].

Изучение различных традиций показало, что растения играют огромную роль в осознании и осмыслении человеком механизмов формирования общественных процессов. Помимо удовлетворения утилитарных потребностей человека в пище, крове и одежде, растения создают огромный познавательный пласт в сознании людей, формируют культурное и духовное мировоззрение. В мифах и легендах накоплена вековая мудрость и традиции многих поколений. Правильное толкование мифов проливает свет на устройство мира и место в нем человека. Необходимо на примерах сказок учить детей и молодое поколение ценить не только свою собственную жизнь, но и все живое вокруг [3].

Важным направлением является также научно-исследовательский подход и возможность многие процессы, происходящие в природе, увидеть на практике: сезонные изменения в природе, цветение и плодоношение, эволюционное развитие различных растений, многообразие флоры, строение растений и их биологические особенности и бесчисленный список других тем. За годы существования Ботанического сада накоплен значительный научный потенциал в вопросах ботаники, экологии, интродукции, генетики, селекции растений и многих других научных направлений. На базе сада также возможно осуществление практикумов и проведение традиционных учебных занятий, которые определены программой учебного процесса в школе.

Многообразие экологических систем, существующих на территории Ботанического сада позволяет комплексно изучить растительные сообщества и понять, как нарушение всего лишь одного элемента в системе может принести разрушение и гибель всего природного сообщества в целом. Такое понимание должно сформировать у человека осознание того, насколько эффективны попытки восстановить зеленые насаждения только посредством посадки саженцев деревьев на пустых территориях (возвращаясь к примеру, выше) и какие природные механизмы и законы нужно учитывать при осуществлении подобной деятельности.

Территория Ботанического сада представлена множеством экспозиций, в расположении которых были применены методы ландшафтного дизайна, что формирует эстетические вкусы у детей, а свежий воздух и наличие свободного пространства для передвижения позволяет улучшить физическое самочувствие посетителей, переключить от напряжения, вызванного стрессом. Важно также, что время, проведённое школьниками вместе, внутри детского сообщества (вместе с классом, группой, командой), позволяет наладить дружескую обстановку в коллективе, улучшить работоспособность и повысить настроение, что также имеет большое значении в наработке опыта взаимодействия людей сначала в социуме, а затем выстраивании гармоничной системы человек-общество-природа.

В настоящий момент БСИ ПГТУ в рамках экологической пропаганды и экопросвещения предлагает 17 программ для различных групп населения, которые позволяют предоставлять информацию о деятельности сада, растениях, экосистемах многогранно, опираясь на различные научные знания и накопленный духовно-нравственный и культурный опыт. Считаем, что эффективная деятельность в вопросах экологического просвещения возможна только при комплексном подходе в разработке программ экологического воспитания. В противном случае они будут не продуктивны и, даже, деструктивны. Грамотный всесторонний подход, основанный на интеграции естественнонаучных, гуманитарных, культурных, философских, духовно-нравственных знаний - залог успеха в преодолении экологического кризиса на нашей планете.

Список литературы:

1. Пурынычева, Г.М. Тимургалиева Л.А. Идеи ноосферы в духовных поисках человечества // Теория и практика общественного развития: научный журнал ФБГУН института социологи РАН. 2014. № 16. С. 205-209.

2. Тимургалиева Л.А., Пурынычева Г.М. Проблемы формирования нового типа личности в условиях ноосферного перехода // Исторический процесс: истоки, перипетии, перспективы: межвузовский сборник статей. Вып. 14. Йошкар-Ола, 2015. С. 135-142

3. Фейерабенд П. Наука в свободном обществе. Избранные труды по методологии науки. М.: Прогресс, 1986. С. 467-523.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.