Научная статья на тему 'Научные коллекции БСИ ДВО РАН в современном просвещении'

Научные коллекции БСИ ДВО РАН в современном просвещении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
25
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ботанический сад / Дальний Восток России / уникальные научные коллекции / образование / экологическое просвещение / наука / botanical garden / Russian Far East / unique scientific collections / education / environmental education / science

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калинкина В.А., Миронова Л.Н., Храпко О.В., Пьянова А.С.

В работе обсуждается использования уникальных научных коллекций ботанических садов для просветительской работы с населением. Показаны основные направления работы с населением в Ботаническом саду-институте ДВО РАН г. Владивостока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калинкина В.А., Миронова Л.Н., Храпко О.В., Пьянова А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific collections of the BGI FEB RAS in modern education

The use of unique scientific collections of botanical gardens for educational work with the population are discusses in the paper. The main directions of work with the population in the Botanical Garden-Institute of the Far Eastern Branch of the Russian Academy of Sciences in Vladivostok are shown.

Текст научной работы на тему «Научные коллекции БСИ ДВО РАН в современном просвещении»

УДК 57.087:574.2:372.8:37

Научные коллекции БСИ ДВО РАН в современном просвещении

Калинкина В.А.1, Миронова Л.Н.2, Храпко ОВД Пьянова А.С. 4 Федерально бюджетное учреждение науки Ботанический сад-институт ДВО РАН,

Владивосток, Россия

1 conf-lf@yandex.ru; 2 lymironova@yandex.ru; 3 ovkhrapko@yandex.ru; 4 berdasova_as@mail.ru

Аннотация. В работе обсуждается использования уникальных научных коллекций ботанических садов для просветительской работы с населением. Показаны основные направления работы с населением в Ботаническом саду-институте ДВО РАН г. Владивостока.

Ключевые слова: ботанический сад, Дальний Восток России, уникальные научные коллекции, образование, экологическое просвещение, наука.

Scientific collections of the BGI FEB RAS in modern education

Kalinkina V.A.i, Mironova L.N.2, Khrapko O.V.3, Pyanova A.S. 4 Botanical Garden-Institute FEB RAS, Vladivostok i conf-lf@yandex.ru; 2 lymironova@yandex.ru; з ovkhrapko@yandex.ru; 4 berdasova_as@mail.ru

Summary. The use of unique scientific collections of botanical gardens for educational work with the population are discusses in the paper. The main directions of work with the population in the Botanical GardenInstitute of the Far Eastern Branch of the Russian Academy of Sciences in Vladivostok are shown.

Keywords: botanical garden, Russian Far East, unique scientific collections, education, environmental education, science.

Образование и просвещение - это два понятия неразрывно связанные между собой. Под образованием в ст. 43 Конституции РФ понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Просвещение, согласно определению [1] - это передача, распространение знаний и культуры, а также и система воспитательно-образовательных и культурно-просветительных мероприятий в каком-либо государстве. Очень тонкое определение понятию «просвещение» дает И. Кант: «Просвещение - это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине» [2]. При этом несовершеннолетие в данном случае позиционируется как не умение пользоваться свои рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Человек не понимает почему нельзя ломать вещи - ведь их сделают другие; зачем ему убирать за собой мусор - ему за это не платят; как связаны между собой сегодняшняя мойка машины в реке и завтрашнее отравление рыбой и т.д. И путь преодоления этого несовершеннолетия начинается не в 16 или 18 лет, а с самого рождения.

Передача знаний от одного человека другому не всегда осуществляется так как задумано. Существенные трудности состоят в том, что человек может много знать, но не уметь это доступно преподнести окружающим; и напротив, эффектная (эмоциональная, запоминающаяся) передача скромных знаний может оставить больший след в жизни другого человека. В последние годы интерпретация научный знаний и их значение для обычного человека, по сути - просвещение, становится все более востребованным.

Особое место в системе просвещения занимает экологическое просвещение населения. Оно направлено на осознание необходимости рационального природопользования, важности сохранения биологического разнообразия окружающего мира; на понимание того, что устойчивое равновесие природных процессов может быть обеспечено только многообразием окружающего мира, и в частности растений. В этой связи «следует разъяснять и подчеркивать особое значение разнообразия растений, а также необходимость его сохранения и разумного использования» [3].

Среди организаций, занимающихся просвещением в области естественно-научных знаний, выделяются ботанические сады, которые, благодаря наличию коллекций живых растений, являются своеобразными «музеями под открытым небом». Эти коллекции играют существенную роль в культурном наследии как конкретной местности и региона, так и в масштабах государства. Это выгодно отличает ботанические сады от других музеев: растения, являющиеся основными экспонатами - живые, и их можно наблюдать на всех этапах развития [5]. В «Стратегии ботанических садов по охране растений» [6] в числе других важнейших задач деятельности ботанических садов названы следующие: - разработка совместных программ с учебными заведениями, использование коллекций ботанических садов в учебном процессе; - выставки цветов; - выставки с показом слайдов,

видеофильмов, гербарных образцов растений, фотографий и специальной литературы; - организация лекториев, экскурсий. И эти задачи в первую очередь не образовательные, а просветительские. В последние годы именно этой работе ботанических садов уделяется большое внимание.

Ботанический сад-институт ДВО РАН (БСИ ДВО РАН) расположен в пригороде Владивостока, он был создан в 1949 г. Основные положения, определенные Н.Е. Кабановым [6] при его создании: показ флоры и важнейших типов растительности Дальнего Востока; показ путей, форм и образцов хозяйственной деятельности человека по переделке флоры; культурно-просветительская работа; научно-исследовательская работа по отдельным вопросам изучения флоры и растительности Дальнего Востока. В настоящее время БСИ ДВО РАН является академическим институтом, в его структуре 4 лаборатории: флоры, интродукции и селекции, геоботаники (включая гербарий УБ01) и криптогамной биоты. Кроме этого, выделено несколько отделов: отдел тропических и субтропических растений, хозяйственный отдел; вопросами организаций мероприятий просветительского характера занимается отдел развития.

Большая часть мероприятий с населением проходит на базе уникальной научной установки «Коллекция живых растений открытого грунта Ботанического сада-института ДВО РАН» (реестровый номер регистрации на сайте http://ckp-rf.ru - 347286), часть - на лесной территории БСИ ДВО РАН.

Разнообразие растений на лесной территории сада позволяет знакомить посетителей не только с уникальностью Уссурийской тайги, но и с интересными особенностями растений. Тут можно говорить и об изменении климата и его последствиях, о проблемах инвазий, об использовании растений коренными народами - ведь на лесной территории сада можно встретить 598 видов растений из 341 рода и 97 семейств. Из них природная флора включает 531 вид, число заносных видов - 32, посаженных на лесной территории - 15, ушедших из культуры, внедрившихся в лесные сообщества -20 [7]. Экскурсия по экологической тропе, проходящей по лесной территории, позволяет составить общее впечатление о составе и сложной структуре Уссурийской тайги. Большую информативность территория тропы приобрела после создания учебной площадки «Экосистема Уссурийской тайги», оборудованной серией плакатов, посвященных представителям растительного и животного мира. Плакаты позволяют посетителям познакомится с биологически разнообразием не только в ходе организованной экскурсии, но при самостоятельном посещение сада. Если же посетитель не хочет прогуляться по 2-х километровой экологической тропе, то на коллекционных участках природной флоры он может познакомиться и получить информацию, в зависимости от сезона, о более чем 400 видах растений из различных регионов российского Дальнего Востока и мест обитания. Не менее богат и коллекционный фонд растений инорайонных флор (табл.).

Обзорная экскурсия по территории БСИ ДВО РАН общей продолжительностью около 60 мин дает возможность познакомиться, как с растениями природной, так и инорайоной флор. В зависимости от цели экскурсии и времени в течении года экскурсоводы делают акцент на разные аспекты жизни растений - многообразие, экологические особенности, уникальные свойства, особенности применения и пр.

Большим блоком в программе просветительских мероприятий стоят тематические занятия и квесты с детьми младшего школьного возраста, где они могут не просто слушать экскурсовода, но и вступить с ним диалог, зафиксировать новые сведения в специально подготовленные путеводители. Игровой компонент, включенный в подобные мероприятия, позволяет заинтересовать в получении новой информации даже дошкольников и младших школьников. Один из популярных квестов для школьников 1-4 класса - «Здравствуй лето», а также занятия в рамках «Недели экологического образования и просвещения». Отдельно следует сказать про использование коллекций открытого грунта для разработки экскурсий в рамках программы «Доступная среда». Посетители из домов-инвалидов, школ-интернатов и коррекционных школ, благодаря экскурсоводам, могут почувствовать, увидеть и осознать уникальность края, в котором они живут.

Ежегодно Ботанический сад проводит несколько крупных экологических мероприятий для населения, рассчитанных на посетителей любого возраста [8]. Фестиваль, как форма коммуникации с посетителями, одно из оптимальных мероприятий. Он позволяет в течение длительного времени познакомиться с экспозицией, провести ряд мастер-классов и специализированных выставок-продаж, на которых можно получить сведения о выращивании и полезных свойствах растений.

Для проведения экскурсий, организации выставок и фестивалей активно используются коллекции закрытого грунта, расположенные в оранжерейно-тепличном комплексе. Ежегодно увеличивается разнообразие тематики выставок, число посетителей.

Таблица

Таксон Число видов и сортов на 2022 г

Древесные растения

р. Syringa 77

Сем. Cupressaceae 36

Сем. Ericaceae 33

р. Magnolia 20

р. Hydrangea 17

Сем. Pinaceae 15

р. Weigela 14

Сем. Taxaceae 4

Т равянистые растения

р. Paeonia сорта на основе Paeonia lactiflora 163

древовидные пионы 31

гибриды 49

видовые пионы 16

Patio 5

р. Rosa 250

Малораспространенные многолетники 158

р. Iris гибридные 78

японские 34

сибирские 32

группа pseudata 12

видовые ирисы 11

р. Hemerocallis виды 27

сорта 135

р. Astilbe 110

р. Dahlia 106

р. Chrysanthemum 100

р. Hosta 100

р. Callistephus 100

р. Narcissus 90

р. Phlox 83

Мелколуковичные растения 34

р. Canna 27

Формирование коллекций растений закрытого грунта началось с 60-х годов прошлого столетия, и в настоящее время их фонд включает более 1500 таксонов тропических и субтропических растений. Наиболее многочисленными по количеству видов, форм и сортов являются семейства: Cactaceae (124 таксона), Crassulaceae, (95 таксонов), Orchidaceae (74 таксона). Коллекция тропических и субтропических папоротников насчитывает 92 таксона из 10 семейств. Из привлеченных в начале трех сортов садовых роз закрытого грунта в настоящее время насчитывается около 150 сортов из 15 садовых групп. Особую ценность коллекционному фонду придают высоко декоративные сорта азалии.

В последние годы в связи с высоким уровнем антропогенной нагрузки на территории, сокращением мест естественного произрастания видов в науке делается акцент на разработку методов клонального микроразмножения растений и методов сохранение генетической коллекции in vitro клеток, тканей, органов или микроклонов редких, декоративных или хозяйственно-ценных растений. В основе создания коллекция растений in vitro в БСИ ДВО РАН лежит коллекционный фонд растений открытого и закрытого грунта. В настоящее время коллекция включает представителей: Сем. Rosaceae: Rosa x hybr. (11 сортов); Rubus fruticosus L. (4 сорта); Сем. Oleaceae: Syringa x hort. (3 сорта); Сем. Ericaceae: р. Rhododendron (11 таксонов); Сем. Solanaceae: Petunia x hybr. (1 сорт); Сем. Iridaceae: р. Iris (5 таксонов); Сем. Actinidiaceae: р. Actinidia (1 сорт); Orchidaceae: р. Cypripedium (3 таксона), р. Pleione (2 таксона), р. Masdevalia hybr. (1 сорт), Orchis (1 таксон); р. Bletilla (1 таксон); Droseraceae: р. Drosera (1 таксон), р. Dionaea (1 таксон); Liliaceae: р. Lilium (1 таксон); Magnoliaceae: р. Magnolia (3 таксона).

На базе этой коллекции, а также коллекции семян в «Семенном фонде» и гербария БСИ ДВО РАН (VBGI) разработана и активно проводится экскурсия «Тайные лаборатории» которая не просто знакомит школьников с работой научного учреждения, а показывает, как работают научные сотрудники, какие секреты спрятаны за стенами института.

Сегодня становится очевидным, что возникла новая образовательная реальность, которая порой для учащихся оказывается значительно интересней школы. Многие учителя по-прежнему ориентированы на передачу предметных знаний, хорошее усвоение которых обеспечивает высокие результаты ЕГЭ и высокий процент успеваемости. Вместе с этим растет число педагогов, считающих, что подходы в преподавании, основанные на передаче готовых знаний, не способствуют ни успешному их усвоению, ни развитию глубокого их понимания, ни взаимодействию с уже имеющимися знаниями и жизненным опытом ученика. Сегодня становится очевидным, что для современных школьников на передний план выходят личностные образовательные результаты: развитие самостоятельности в достижении своих жизненных целей, получение практически полезных знаний, гарантирующих решение значимых на данном этапе жизни проблем. В этом во многом может помочь подготовка исследовательского проекта на ежегодную региональную научно-практическую конференцию для школьников «День рододендрона».

Информационные ресурсы, которыми располагает БСИ ДВО РАН так же активно используются как в образовательных, так и просветительских целях. Фонды отдела Центральной научной библиотеки ДВО РАН при БСИ ДВО РАН включают литературные источники по различным направлениям ботаники, экологии, географии и др. Немаловажное значение имеет интернет-сайт БСИ ДВО РАН (http://botsad.ru), в состав которого входят научный, информационный и образовательный блоки. Размещенные там материалы о жизни сада, публикации, отсканированные гербарные образцы, сведения о содержащихся в коллекциях растениях доступны широкому кругу интересующихся этой областью знаний. В век современных технологий осваиваются социальные сети - информация о жизни сада доступна на страницах аккаунтов в ВКонтакте, Одноклассники.

Таким образом, на протяжении уже более 70 лет БСИ ДВО РАН, используя коллекции и фонды, знакомит посетителей с уникальной дальневосточной природой. Это позволяет не только дополнить и компенсировать школьную программу, учебники и учебные пособия которой написаны с использованием исключительно видового разнообразия европейской части России, но и познакомить всех желающих с природой Дальнего Востока. Разнообразные ресурсы БСИ ДВО РАН, знания квалифицированных сотрудников направлены на формирование у населения интереса к окружающему миру растений, на осознание необходимости его сохранение и в целом на повышение эколого-ботанического просвещения.

Работа выполнена в рамках тем «Введение в культуру, изучение и сохранение генетических ресурсов хозяйственно ценных растений Восточной Азии», регистрационный номер 122040800086-1 и «Аборигенная и инвазионная флора Восточной Азии: трансформация в условиях возрастающей антропогенной нагрузки на экосистемы», регистрационный номер: 122040800085-4.

Список литературы:

1. Просвещение (образование) // Большая советская энциклопедия. 1975. т. 21. - bse.sci-lib.com/article093450.html (дата обращения 07.02.2023)

2. Кант И. Ответ на вопрос: что такое просвещение? // Собр. соч. в 8 тт. М.: Чоро, 1994. Т. 8. С. 29-37.

3. Глобальная стратегия сохранения растений. М., 2002. 16 с.

4. Панин А.В., Севастьянова М.В., Шилова И.В. Методические рекомендации по созданию детских ботанических садов и организации на их базе исследовательской работы с обучающимися. М.: Народное образование, 2023. 69 с.

5. Стратегия ботанических садов по охране растений. М., 1994. 62 с.

6. Кабанов Н.Е. Дальневосточный ботанический сад и его основные задачи // Труды Дальневосточной науч.-исслед. базы им. В.Л. Комарова. Серия общ. 1948. С. 17-20.

7. Marchuk E.A., Nesterova S.V., Koldaeva M.N., Kalinkina V.A., Khrapko O.V., Tsarenko N.A., Yurchenko S.V. Flora of the protected nature territory of the Botanical Garden-Institute FEB RAS (Vladivostok, Russia) // Botanica Pacifica. A journal of plant science and conservation. 2022. 11(2): 131-146. DOI: 10.17581/bp.2022.11220

8. Храпко О.В., Петропавловский Б.С., Головань Е.В., Калинкина В.А., Ревчук Н.А., Брижатая А.А. Популяризация научных знаний о растительном мире как элемент экологического образования // Вестник ДВО РАН. 2018. № 2. С. 36-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.