Научная статья на тему 'Концепция ключевых компетенций в системе конкурент-менеджмента'

Концепция ключевых компетенций в системе конкурент-менеджмента Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
107
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
ключевые компетенции / динамические способности / управление конкурентоспособностью / экономика знаний / формирование конкурентных преимуществ / модель / инновации / интеллектуальный капитал / key competences / dynamic abilities / competitiveness management / knowledge economy / for- mation of competitive advantages / model / innovation / intellectual capital

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Туменова С. А.

В статье рассматривается концепция ключевых компетенций как основа управления конкурентоспособностью экономических систем в условиях актуализации инновационного типа развития. Цель работы состоит в обосновании необходимости разработки и эффективного использования передовых управленческих технологий, методов и инструментов развития ключевых компетенций, способствующих формированию устойчивых конкурентных преимуществ в экономике знаний. Ключевые компетенции рассмотрены в рамках комплексного подхода, базирующегося на синтезе теорий управления знаниями, технологического развития и стратегического менеджмента. Предложена базовая модель и определена система мер по обеспечению конкурентоспособности хозяйствующих субъектов на основе развития ключевых компетенций и динамических способностей. Перспективы дальнейших исследований связаны с вопросами повышения эффективности менеджмента бизнес-компетенций экономических систем, а также ключевых личностны и коммуникативных компетенций в контексте специфики современной социально-экономический динамики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF KEY COMPETENCES IN THE SYSTEM OF COMPETITIVE MANAGEMENT

The article presents the concept of competence as the basis for managing the competitiveness of economic systems in the context of updating the innovative type of development. The goal is to justify the need to develop and use advanced management technologies, methods and development tools that allow the formation of sustainable competitive advantages in the new economy. Key competencies are considered in the framework of an integrated approach, based on a synthesis of theories of knowledge management, technological development and strategic management. A basic model has been proposed and a system of measures to ensure the competitiveness of business entities based on the development of key competencies and dynamic capabilities has been defined. Prospects for further research are related to improving the management of business competencies of economic systems, as well as key personal and communicative competences in the context of the specific features of modern socio-economic dynamics.

Текст научной работы на тему «Концепция ключевых компетенций в системе конкурент-менеджмента»

<<шу1©здум"^©угм&1>>#щд©)),2ш9 а economics_

УДК 332.024

Туменова С.А.

Институт информатики и проблем регионального управления Кабардино-Балкарского научного центра РАН DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10537 КОНЦЕПЦИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В СИСТЕМЕ КОНКУРЕНТ-МЕНЕДЖМЕНТА*

Tumenova S. A

Institute of Informatics and Regional Management Problems Kabardino-Balkarian Science Center of the Russian Academy of Sciences

THE CONCEPT OF KEY COMPETENCES IN THE SYSTEM OF COMPETITIVE MANAGEMENT

Аннотация

В статье рассматривается концепция ключевых компетенций как основа управления конкурентоспособностью экономических систем в условиях актуализации инновационного типа развития. Цель работы состоит в обосновании необходимости разработки и эффективного использования передовых управленческих технологий, методов и инструментов развития ключевых компетенций, способствующих формированию устойчивых конкурентных преимуществ в экономике знаний. Ключевые компетенции рассмотрены в рамках комплексного подхода, базирующегося на синтезе теорий управления знаниями, технологического развития и стратегического менеджмента. Предложена базовая модель и определена система мер по обеспечению конкурентоспособности хозяйствующих субъектов на основе развития ключевых компетенций и динамических способностей. Перспективы дальнейших исследований связаны с вопросами повышения эффективности менеджмента бизнес-компетенций экономических систем, а также ключевых личностны и коммуникативных компетенций в контексте специфики современной социально-экономический динамики.

Abstract

The article presents the concept of competence as the basis for managing the competitiveness of economic systems in the context of updating the innovative type of development. The goal is to justify the need to develop and use advanced management technologies, methods and development tools that allow the formation of sustainable competitive advantages in the new economy. Key competencies are considered in the framework of an integrated approach, based on a synthesis of theories of knowledge management, technological development and strategic management. A basic model has been proposed and a system of measures to ensure the competitiveness of business entities based on the development of key competencies and dynamic capabilities has been defined. Prospects for further research are related to improving the management of business competencies of economic systems, as well as key personal and communicative competences in the context of the specific features of modern socio-economic dynamics.

Ключевые слова: ключевые компетенции, динамические способности, управление конкурентоспособностью, экономика знаний, формирование конкурентных преимуществ, модель, инновации, интеллектуальный капитал

Key words: key competences, dynamic abilities, competitiveness management, knowledge economy, formation of competitive advantages, model, innovation, intellectual capital

Современная экономическая динамика, харак- составляет «знание», которое выступает одновре-теризующаяся возрастающей ролью интеллектуа- менно как фактор производства (ресурс), как про-лизации всех видов деятельности и используемых дукт научного труда, элемент инфраструктуры и

факторов, оказывающих непосредственное влия- способность человеческого интеллекта. Таким об-

ние на воспроизводственный процесс, обуславли- разом, в ЭЗ знания рассматриваются как ключевой

вает смещение акцентов в процессе обеспечения бизнес-актив, оказывающий мультипликативное

конкурентоспособности современных экономиче- воздействие на уровень эффективности использо-

ских систем (КСП СЭС) в сторону разработки и ре- вания других факторов производства, как основа

ализации четко сформулированной стратегии раз- создания востребованных рынком товаров и услуг,

вития, основанной на знаниях. а управление знаниями становится той техноло-

В условиях экономики знания (ЭЗ) как нового гией, которая позволяет занимать и удерживать вы-

типа хозяйствования, воспроизводственную основу годную конкурентную позицию [1-2] (рис. 1).

• Работа выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, по гранту № 19010-00289 А «Исследование и разработка методов и моделей конкурентного развития регионов в новой экономике»

ЕСОШМГСБ /

Компетенции (знания, навыки, умения, способности)

* создание и распространение новых идеи

* преобразование новых идей в коммерческую ценность

* разработка новых продуктов и процессов

* управление проектами, качеством, маркетинг, бюджетирование, подбор, оценка и мотивация персонала

ИННОВАЦИИ

КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА

Рисунок 1 - Соотношение понятий конкурентные преимущества, инновации и знания

Вероятность формирования устойчивых конкурентных преимуществ в ЭЗ возможно только в случае выбора модели развития, основанной на создании и усилении своих компетенций как внутренних (знания, навыки, умения и др.), так и внешних (эффективные коммуникации с поставщиками и

др.), а также потенциала их своевременного использования (активизации своих динамических способностей) [3]. На рисунке 2 представлены факторы, обеспечивающие лидерство в конкурентной борьбе в новой экономике.

Рисунок 2 - Факторы, обеспечивающие лидерство в конкурентной борьбе в новой экономике

Развитие динамических способностей (быстрой адаптации к изменениям рыночной конъюнктуры), возможность формирования инновационного потенциал в результате координации всех сфер деятельности (управления знаниями - инновациями, маркетинг, взаимоотношения с клиентами, производство, логистика менеджмент персонала и др.) являются наиболее важными факторами обеспечения КСП СЭС. Однако такие способности могут быть легко имитируемы, что актуализирует необходимость формирования ключевых (отличительных) компетенций.

В числе первых, заговоривших об отличительных компетенциях следует выделить К. Эндрюса, который утверждал, что «отличительные компетенции компании — это больше, чем то, что она может делать; это то, что она может делать особенно хо-

рошо». По его мнению, компаниям следует «определять навыки, которые лежат в основе любого достигнутого успеха» и «находить или создавать умения, которые являются по настоящему отличительным» [4].

Ключевые компетенции (внутренние и внешние), представляя собой факторы, обеспечивающие устойчивые конкурентные преимущества, труднои-митируемы, формируются в результате комбинирования передовых производственных и 1Т технологий, методов креативного менеджмента, коллективного обучения, повышения коммуникационной эффективности между различными структурными элементами, бизнес единицами СЭС.

По мнению ряда авторов, ключевая компетенция формируется в результате объединения трех составляющих, таких как технология, менеджмент всей компанией и/или между ее бизнес-единицами,

<<ШУШетиМ~^©У©Ма1>#Щ4©)),2Ш9 / ЕСОШМТСБ

а также характер взаимообучения на всех уровнях данного подхода формула ключевой компетенции и/или бизнес-единиц [5-7]. Предложена на основе имеет вид:

Ключевая компетенция = Технология х Процесс управления х Коллективное обучение

Так, прямая зависимость между технологией, управлением и средой обучения предполагает, что для совершенствования управления ключевыми компетенциями СЭС необходимо акцентировать внимание на повышении качества организационного капитала (организационных знаний).

Значительный интерес представляет и другая ресурсная концепция формирования устойчивых конкурентных преимуществ. По утверждению ряда авторов (Г. Хэмел, К. Прахалад, Г. Томас, Д. О'Нил) основным способом достижения и поддержания лидирующих позиций является комбинация из уникальных и труднокопируемых

внутренних ресурсов компании. По [8] для того чтобы компетенции были «ключевыми», они должны удовлетворять трем критериям:

- предлагать покупателям реальные выгоды;

- быть сложно имитируемыми;

- обеспечивать доступ к множеству рынков.

На рисунке 3 нами приведены способы

повышения КСП СЭС в новой экономике, которые базируясь на развитии ключевых компетенций, связаны с эффективным менеджментом знания, в том числе развитием интеллектуального капитала, нематериальных активов и динамических способностей.

Рисунок 3

Формирование конкурентных преимуществ современных эконмических систем в ЭЗ (авторский)

Таким образом, в системе мер по обеспечению конкурентоспособности СЭС в условиях ЭЗ, обосновании разработки стратеги развития, направленной на достижение устойчивых конкурентных преимуществ, нами выделены такие ключевые компетенции как:

- лидерство в управлении формированием интеллектуального капитала и нематериальных активов в результате разработки действенных механизмов генерации, накопления, трансфера (обмена) и коммерциализации знания;

- превосходство в управлении отношениями и основными бизнес-процессами;

- превосходство во внедрении собственных (или привлеченных) инновационных технологий, в формировании инновационной внутренней среды, в использовании интеллектуально-творческого потенциала персонала, в повышении эффективности коммуникационного капитала.

Немаловажна и роль развития динамических

способностей, связанных с быстрой адаптацией СЭС к изменениям внешней среды, рыночной конъюнктуры с учетом наиболее перспективных направлений научно-технического развития.

В целом процесс обеспечения конкурентоспособности СЭС сложен и многосторонен, он обусловлен действием значительного количества факторов, меняющих облик современной экономики. Перспективы дальнейших исследований связаны с вопросами повышения эффективности менеджмента бизнес-компетенций экономических систем, а также ключевых личностны и коммуникативных компетенций в контексте специфики современной социально-экономический динамики.

Список литературы

1. Туменова С.А. Конкурентоспособность в экономике знаний: развитие ключевых компетенций и динамических способностей // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2019. -№1 (87) 2019 - С. 46-53.

ECONOMICS / <<ШУШетУМ~^©У©Ма1>#Щ4©)),2©1]9

2. Туменова С.А. Управление организационным знанием: новые акценты поиска региональных конкурентных преимуществ // Славянский форум. 2018. № 2 (20). С. 157-182.

3. Туменова С.А. Конкурентная парадигма регионального развития // Colloquium-journal. 2018. - № 9(20). Часть 7. - С. 62-66.

4. Эндрюс К. Концепция корпоративной стратегии. // В книге Стратегический процесс -СПб.: Питер, 2001. - 688 с.

5. Godin B. Technological Innovation: On the Emergence and Development of an Inclusive Concept

// Technology and Culture. 2016. - 57 (3). - рр. 527556.

6. Хамел Г., Прахалад К. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня. / пер. с англ. - М.: Олимп-Бизнес. 2014. - 288 с.

7. Хэмел Г., Прахалад К., Томас Г., О'Нил Д. Стратегическая гибкость. - СПб.: Питер. 2005. -384 с.

8. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Перевод с англ. Изд. 2-ое, испр. и доп. — М.: Academia, 2004. - 788 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.