Научная статья на тему 'Формирование ключевых компетенций региона: теоретико-методологические аспекты'

Формирование ключевых компетенций региона: теоретико-методологические аспекты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
311
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛЮЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / САМООБРАЗУЮЩИЕСЯ СИСТЕМЫ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Муртазина А.С., Цветкова Г.С.

В статье рассматриваются существующие теоретические и методологические подходы к исследованию категории «ключевая компетенция региона». Дано определение региона как саморазвивающейся социально-экономической системы. Обоснована взаимосвязь ключевых компетенций и человеческого капитала социально-экономической системы региона. Статья содержит альтернативные трактовки понятия ключевой компетенции региона. Определены основные сферы и субъекты формирования ключевых компетенций, а также показаны индикаторы ключевых компетенций региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS TO DEVELOP THE REGION’S CORE COMPETENCIES

This research paper deals with the concept of the region’s core competencies. Its main objective is to inform on the phenomenon of theoretical and methodological aspects of this concept. There is focused the meaning of the region as a self-forming socio-economic system. Particular attention is given to correlations of the core competencies and human capital of the region’s socio-economic system. The paper also examines the definition of the concept «region’s core competency». The article considers spheres, indicators and subjects of forming the region’s core competencies. This paper is interesting to those who work in the field of Economics.

Текст научной работы на тему «Формирование ключевых компетенций региона: теоретико-методологические аспекты»

Муртазина А. С.

аспирант факультета управления и права Поволжский государственный технологический университет

г. Йошкар-Ола, Россия Цветкова Г. С. кандидат экономических наук Поволжский государственный технологический университет

г. Йошкар-Ола, Россия

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ РЕГИОНА: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Аннотация. В статье рассматриваются существующие теоретические и методологические подходы к исследованию категории «ключевая компетенция региона». Дано определение региона как саморазвивающейся социально-экономической системы. Обоснована взаимосвязь ключевых компетенций и человеческого капитала социально-экономической системы региона. Статья содержит альтернативные трактовки понятия ключевой компетенции региона. Определены основные сферы и субъекты формирования ключевых компетенций, а также показаны индикаторы ключевых компетенций региона.

Ключевые слова: ключевая компетенция, самообразующиеся системы, системный подход, региональная экономика, интеллектуальный капитал, нематериальные активы.

Murtazina A. S.

PhD student of the department of Management and Law Volga State University of Technology Yoshkar-Ola, Russia Tsvetkova G. S.

PhD in Economics Volga State University of Technology Yoshkar-Ola, Russia

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS TO DEVELOP THE REGION'S CORE COMPETENCIES

Abstract. This research paper deals with the concept of the region's core competencies. Its main objective is to inform on the phenomenon of theoretical and methodological aspects of this concept. There is focused the meaning of the region as a self-forming socio-economic system. Particular attention is given to correlations of the core competencies and human capital of the region's socio-economic system. The paper also examines the definition of the concept «region's core competency».

The article considers spheres, indicators and subjects of forming the region's core competencies. This paper is interesting to those who work in the field of Economics.

Keywords: core competency, self-forming systems, system approach, regional economy, human capital, intangible assets.

Современные процессы глобализации, информатизации и цифро-визации экономики ведут к усилению конкуренции не только между отдельными производителями, но и между странами и регионами, устанавливая все более высокие требования к их конкурентоспособности. Формирование новых точек экономического роста актуализирует поиск новых подходов межрегиональной конкуренции, которые основаны на особом виде конкурентных преимуществ региона - ключевых компетенциях, связанных с интеллектуальным, человеческим капиталом. Как указывается в Стратегии инновационного развития России, сегодня стоит задача акцентировать внимание на важнейшем ресурсе инновационного развития, на сохранившемся у России конкурентном преимуществе, которым является человеческий капитал страны [10]. Поэтому использование концепции ключевых компетенций как современной теории о конкурентных преимуществах социальных систем является одним из теоретических инструментов выстраивания конкурентной позиции региона в долгосрочной перспективе.

Цель исследования заключается в изучении теоретических и методологических подходов к исследованию ключевых компетенций региона. Теоретической платформой исследования послужили классические работы по экономической теории прибыли и конкуренции таких авторов как: Д. Рикардо, Й. А. Шумпетера, Ф. Найта, Э. Перроуз, современные труды зарубежных и отечественных ученых по исследованию социально-экономических систем: Г. Б. Клейнера, С. Уинтера, Р. Нельсона, А. Г. Гранберга, О. С. Сухарева, Н. В. Зубаревич, К. Бехренса, П. А.. Минакира, а также работы в концептах ресурсного подхода: Б. В. Вернерфельта, Д. Дж. Тиса, Дж Ричардсона, Г. Хамела, К. Прахалада, К. Эндрюса, В. С. Катькало, И. Ханыкова и др. Наиболее существенный вклад в исследование компетенций региона внесли Г. Хамел, К. Прахалад, Д. Дж. Тис, Снчез Р., Хин А., Томас Х., В. Катькало, К. Эндрюс.

Изучение теоретических источников позволило сделать вывод, что в отечественной науке нет общепризнанного определения «компетенция». Часто понятие «компетенция» отождествляют с «компетентностью», «образованностью», и в целом понятийный аппарат компе-тентностного подхода еще не сложился. Исследуя природу компетенции, ученые определяют ее через такие понятия, как знания, умения, навыки, качества или свойства личности, специальные способности

[7]. В настоящее время термин компетенция широко используется многими науками, что говорит о его универсальности [3]. Далее представим обзор определений понятия «компетенция» зарубежными и отечественными учеными (таблица 2).

Таблица 2

Альтернативные трактовки понятия «Компетенция»*

Ученые Определение

Зарубежные исследователи

Д. К. МакКлел-ланд Компетенция - поведенческая характеристика и может быть сформирована через обучение и развитие [14]

Р. Бояцис Компетенции - «Базовая характеристика личности, следствием которой является эффективное и/ или превосходное выполнение работы» [13]

Э. Шорт Компетенция - это владение ситуацией в условиях изменяющейся окружающей среды, это способность эффективно реагировать на воздействие среды или изменять ее [3]

Хомский Н. Актуальное, формируемое, личностное качество как основывающаяся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленная социально-профессиональная характеристика человека [3]

Отечественные исследователи

Зимняя И. А. Умственные действия (процессы, функции), личностные качества человека, мотивационные тенденции, ценностные ориентации (установки, диспозиции), особенности межличностного и конвенционального взаимодействия, практические умения, навыки» [4]

Безрукова В. С. Под компетентностью понимается «владение знаниями и умениями, позволяющими высказывать профессионально грамотные суждения, оценки, мнения» [5]

Чошанов М. А. Компетентность - это не просто обладание знаниями, а постоянное стремление к их обновлению и использованию в конкретных условиях, т. е. владение оперативными и мобильными знаниями; это гибкость и критичность мышления, подразумевающая способность выбирать наиболее оптимальные и эффективные решения и отвергать ложные [12]

Кибанов А. Я. Компетенция - это такая комбинация знаний, умений, навыков, мотивационных факторов, личностных качеств и ситуационных намерений, которая обеспечивает эффективное решение исполнителем задач определенного класса в определенной организации, на определенном рабочем месте, в определенном производственном коллективе [6]

*составлено авторами

Исследователи выделяют следующие типы компетенций: базовые компетенции, специальные компетенции и ключевые компетенции (рисунок 1) [11]. Ключевые компетентности необходимы для любой профессиональной деятельности, они, как правило, связаны с успехом личности в изменяющемся мире и проявляются, прежде всего, в способности быстро и эффективно решать профессиональные задачи на основе использования информации, коммуникации, психолого-педагогических, информационных, интенсивных технологий, иностранного языка, социально-правовых норм поведения в социуме. Базовые компетентности отражают специфику определенной профессиональной деятельности (педагогической, управленческой, психологической и пр.). Специальные компетентности отражают специфику конкретной предметной (математика, физика и др.) или надпредметной (коммуникация, переговоры, проектный менеджмент) сферы профессиональной деятельности. Все три вида компетентностей взаимосвязаны и развиваются одновременно.

Рис. 1. Группы компетенций

Понятие ключевых компетенций берет свою основу в ресурсной теории фирмы, классическими работами которой является статья Г. Хамела и К. Прахалада «Ключевая компетенция корпорации», а также статья Б. Вернерфельда «Ресурсная трактовка фирмы» [9], [1]. Б. Вернерфельд впервые предложил рассматривать фирму не как набор бизнес-единиц, а как совокупность ресурсов и компетенций [1]. Главный тезис ресурсной теории заключается в том, что конкурентное преимущество фирмы составляют ключевые компетенции, то есть уни-

кальные ресурсы и организационные способности или компетенции. К ресурсному подходу в определении конкурентоспособности можно отнести также концепцию ключевых факторов успеха - динамических организационных способностей Д. Дж. Тиса, которая раскрывает новый механизм конкурентных преимуществ, характерный для инновационной экономики, - основанный на ее способностях извлечения экономической выгоды из знаний как активов.

Эксперты часто отождествляют понятия «компетенция» и «способность», рассматривая компетенции как возможности по достижению поставленных задач. С. Уинтер и Р. Нельсон сформировали теоретические основы понятия «способности» в эволюционной экономической теории, согласно которой «рутины» (способности), как результат процесса организационного обучения, являются способом накопления недоступного конкурентам неявного знания [8]. Используя данную теорию, можно отметить, что компетенции - это особая форма специфичных и уникальных ресурсов, которые могут быть задействованы одновременно во многих направлениях деятельности, с трудом поддаются имитированию и замене.

С нашей точки зрения, регион - это самодостаточная, самообразующаяся и саморазвивающаяся система, которая обладает собственными ресурсами и социально- экономическими преимуществами. Следует отметить коммуникативную составляющую природу региональной системы. Взаимодействия между институтами как его структурными объектами являются естественным способом существования и развития региональной саморазвивающейся системы. Являясь саморазвивающейся системой регион способен оказывать влияние на формирование компетенций своих субъектов. Основные области формирования ключевых компетенций включают в себя: управленческие способности, производство, инновации, логистика, маркетинг, интеграционные и бизнес-коммуникации.

Ряд авторов выделяют различные типы так называемых «центров компетенций». [2] Во-первых, это центры компетенций стратегического значения на уровне страны или региона, которые поддерживают уровень экономического развития и конкурентоспособности страны и/или региона на основе объединения, использования и развития интеллектуального и ресурсного потенциала. Во-вторых, это центры компетенций в региональных инновационных системах:

- центры стратегического развития, в которых используется интеграция науки, бизнеса и власти в сетевые структуры в целях эффективного инновационного развития;

- отраслевые, специализированные центры компетенций.

Приведенные выше положения показывают, что основными субъектами, формирующими ключевые компетенции региона, выступают: наука (в частности, высшая школа, университеты), бизнес (крупные промышленные предприятия, малый и средний бизнес) и власть (государственные институты). Таким образом, ключевые компетенции региона представляют собой сочетание способностей создавать условия для развития региональной социально-экономической системы, используя такие конкурентные преимущества региона, которые являются ценными, труднодоступными, не воспроизводятся конкурентами и представляют собой сочетание имеющихся нематериальных ресурсов региона, непосредственно связанных с человеческим капиталом.

Таким образом, проблема формирования ключевых компетенций региона является актуальной на современном этапе перехода российской экономики к цифровой экономике, где знания и интеллектуальный капитал являются основной движущей силой.

Список литературы

1. Вернерфельд Б. Ресурсная трактовка фирмы / Б. Вернерфельд // Вестник СпбГУ. -2006. - Сер.8. -Вып.1. - С.103-117.

2. Винник А. Е. Ключевые компетенции как основа конкурентоспособности экономики региона / А. Е. Винник // Вестник БГТУ им. В. Г. Шухова. -№ 3. -2016. - С.215.

3. Заседателева М. Г. Эволюция понятия компетенция в современной науке / М. Г. Заседателева // Новая наука: история становления, современное состояние, перспективы развития: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа: МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2017. - С.151-157.

4. Зимняя И. А. Компетенция и компетентность в контексте компетентно-стного подхода в образовании / И. А. Зимняя // Иностранные языки в школе. -2012. - № 6. - С. 2-10.

5. Ибрагимова Л. А. Компетентностный подход - методологическая основа современного образования / Л. А. Ибрагимова, Г. А. Петрова, М. П. Тро-фименко // Вестник Нижневартовского государственного университета. -2010. - № 4. - С. 18-26.

6. Кибанов А. Я. Концепция компетентностного подхода в управлении персоналом: монография / А. Я. Кибанов, Е. А. Митрофанова, В. Г. Коновалова, О. Л. Чуланова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 156 с.

7. Конюхова Т. В. Компетенция как междисциплинарная категория пост-неклассической науки / Т. В. Конюхова, Е. Т. Конюхова // Известия Томского политехнического университета. - 2010. -Т. 317. - № 6.

8. Нельсон Р. Эволюционная теория экономических изменений / Р. Нельсон, С. Уинтер. - Пер. с англ. - М.: Дело, 2002. - 536 с.

9. Прахалад К. К. Ключевая компетенция корпорации / К. К. Прахалад, Г. Хамел // Вестник СПбГУ. - Выпуск № 3. - 2003. - С.19-45.

10. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: офиц. текст. - М, 2011. - 136 с.

11. Хамел Г. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня / Г. Хамел, К. К. Прахалад. - Пер. с англ. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2002. -288 с.

12. Чуланова О. Л. Классификация компетенций как социально-экономического явления / О. Л. Чуланова // Кадровик. - 2014. - № 6. - С. 119128.

13. Boyatzis R. E. The competent manager: a model for effective performance. New York, 1982. 175 р.

14. McClelland, D. C. (1973), Testing for competence rather than for intelligence, American Psychologist, 28, 1-14.

Побегайло М. Г.

кандидат экономических наук, доцент Калининградский государственный технический университет

г. Калининград, Россия

РАЗВИТИЕ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ КАК ЭЛЕМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация. В статье рассмотрены некоторые аспекты обеспечения экономической безопасности на уровне региона, большее внимание из которых уделено проблеме обеспечения продовольственной безопасности. Показана роль рыбохозяйственного комплекса Калининградской области в решении проблемы обеспеченности основными продовольственными товарами населения в рамках реализации стратегии импортозамещения. Выявлены негативные факторы, влияющие на уровень региональной экономической безопасности, показаны возможные направления развития рыбной отрасли.

Ключевые слова: экономическая безопасность региона, продовольственная безопасность, рыбохозяйственный комплекс, самообеспеченность региона, стратегия импортозамещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.