Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ ИСТОРИИ В ПОВЕСТИ М. АЛДАНОВА "СВЯТАЯ ЕЛЕНА, МАЛЕНЬКИЙ ОСТРОВ"'

КОНЦЕПЦИЯ ИСТОРИИ В ПОВЕСТИ М. АЛДАНОВА "СВЯТАЯ ЕЛЕНА, МАЛЕНЬКИЙ ОСТРОВ" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
674
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кадырова К.А.

В статье рассматривается концепция истории в повести Марка Алданова «Святая Елена, маленький остров».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ ИСТОРИИ В ПОВЕСТИ М. АЛДАНОВА "СВЯТАЯ ЕЛЕНА, МАЛЕНЬКИЙ ОСТРОВ"»

УДК 882-31

Концепция истории в повести М. Алданова «Святая Елена, маленький остров» К.А. Кадырова

Повесть писателя русского зарубежья Марка Алданова «Святая Елена, маленький остров» посвящена последним дням жизни Наполеона Бонапарта. Г. Газ-данов отмечал, что «... вообще в русской литературе Алданов - первый автор исторических романов» [1, а 194].

В 20 - 30-е годы в русской литературе происходит заметная жанровая перестройка. Если на протяжении "серебряного века" в литературе лидировали лирические жанры, то на новом этапе литературного развития на первый план выходит эпос. Особенно динамично развивается в это время жанр исторического романа. Во многом это было связано с формированием новой концепции человека в советской литературе и в связи с этим - с утверждением новых взглядов на закономерности исторического процесса. Бурное развитие исторической романистики -факт не только русской литературы: сходные явления наблюдались и в литературе русского зарубежья. Исключительное внимание философской и исторической мысли в России к вопросу о смысле истории, по мнению многих исследователей, основано на специфике национального развития и самосознания, всегда связывающего историю с духовной жизнью человека [2].

Историзм в искусстве предполагает художественное освоение конкретного исторического содержания эпохи, ее неповторимого облика и колорита: предметом изображения становятся тенденции общественного развития, раскрывающиеся в общенародных событиях и индивидуальных судьбах персонажей.

Немецкий мыслитель Шлегель говорил: "Историк - это пророк, обращенный к прошлому".

В основе исторического романа лежат факты, отделенные от момента создания временной дистанцией. В отличие от романа о современности, обращенного ко дню сегодняшнему, исторический роман обращен к предшествующим эпохам. В этом специфика положения исторического романиста: в отличие от писателя, воссоздающего современность, он знает о том, как в реальной исторической ретроспективе разрешились конфликты, описанные им, как сложилась судьба людей, ставших конкретными историческими прототипами его героев.

Не менее важно решить вопрос о соотношении в историческом повествовании реальности и вымысла. Автор произведения на историческую тему имеет право обратиться к изображению реальных исторических событий, подлинных исторических лиц. Но он может сделать героем и вымышленное лицо. Будет ли сюжет строиться на судьбе частных лиц или сюжетным стержнем станет биография подлинного исторического лица - зависит от замысла автора.

Но не только правдивое воспроизведение прошлого входит в задачу художника. Он еще отзывается на вопросы современности, его раздумья над прошлым связаны с отношением к современным проблемам. Например, в "Войне и мире", романе, посвященном началу Х1Х века, отразились раздумья Л.Н. Толстого над противоречиями новой эпохи, эпохи 60-х годов, т. е. времени, когда создавался роман.

В этом отношении можно вспомнить также и то, какое определение историческому роману давал А.С. Пушкин. Он ориентировался на традицию Вальтера Скотта с характерным для романиста изображением "исторической эпохи, развитой в вымышленном повествовании". Однако Пушкин, следуя традиции Вальтера Скотта, стремится дать историю "домашним образом" сопоставляет частное время человека с историческим временем, национальной жизнью и делает главным героем и повествователем частное лицо.

В трактовке соотношения частного и общезначимого, крупных исторических событий и частной жизни, исторических деятелей и частных лиц М. Алданов близок автору "Войны и мира", для которого характерно убеждение, что реальное содержание исторической жизни складывается из судеб всех людей данной эпохи.

Исторический роман - это «форма литературного творчества, которая, в сущности, лишает автора свободы», - отмечал Гайто Газданов и добавлял, что «... исторический роман, в котором повествование не отступает от истины, это нечто среднее между историческим исследованием и литературно-психологическим комментарием».

В. Вейдле называл предметом изучения у Алданова не «человека вне или превыше социальных связей», а все общество, что позволило создать «в вымышленном повествовании» реалистически достоверную, «истинную и точную картину» эпохи [2, с. 59].

«Святая Елена, маленький остров» Алданова представляет собой печальное повествование о последних днях великого императора Наполеона на острове Святой Елены. Но в центре у Алданова не фигура императора, а история юной Сузи Джонсон, падчерицы английского губернатора острова Святой Елены, и Александра де Бальмена, русского дипломата, комиссара императора Александра при плененном Наполеоне.

Уже в первой книге Алданов, как и Толстой, уравнивает в правах простых людей и императора, чем утверждает интерес непосредственно к человеку, а не к тому положению, которое он занимает. В качестве повествователя дан простой человек. Представление истории «домашним образом», как у Пушкина, помогает взглянуть на историю через жизнь далеких от исторических свершений людей. М. Карпович отмечал, что у Алданова, как у А. Франса и Л. Толстого, «история подается не в ее «парадном» аспекте, а в ее человеческом, «слишком человеческом обличье». Исторические события интересуют Алданова в той мере, в какой они отражаются на судьбе простых людей. Для Алданова всегда более важны является исследование психологии и философии человека, а не исторические события.

Сузи Джонсон - английская девочка из родовитой семьи - знает Наполеона как «злого Бони», устроившего «дорогой старой стране континентальную систему». Девочке казалось, что «континентальная система - что-то вроде длинной гадкой змеи» [3, с. 293].

Он стоит во главе французов, которые хотели «погубить добрую старую страну», но герцог Веллингтон и кузен Эдди победили злодея. Им помогли русские: «хороший народ, который живет в снегу с медведями, ест сальные свечки, но любит дорогую старую страну и не любит проклятых французов», и они даже «подожгли свою столицу Москву, чтобы спалить забравшегося туда Бони», что очень понравилось Сузи.

Детское мировосприятие создает несколько ироническую тональность. Но отношение к Сузи у автора весьма доброжелательное. Такое же отношение у него и

к жениху Сузи Де Бальмену. Поведение людей, окружающих императора, тоже вызывает у автора усмешку, так как все они хотят или обогатиться или прославиться, и им в принципе безразлична судьба опального Наполеона.

В русской и европейской традициях было изображение Наполеона в трагическом освещении. У Л. Толстого Наполеон самодовольный лицемер, тщеславный эгоист. Алданов же показывает Наполеона умным, опытным, снисходительным человеком. Но он очень устал от того, что «мир утомился от его дел, а он утомился от того, что не было больше дела» [3, с. 326].

Наполеон появляется в повести в тот момент, когда «усталая безнадежность все сильнее овладевала душой императора Наполеона». Он понимал, что погубила его не «какая-либо отдельная политическая неудача или военная ошибка и даже не тысячи ошибок и неудач: его погубило то, что он один человек хотел править миром; а это было невозможно даже с его счастьем и с его гениальностью» [3, с. 326].

Первое появление Наполеона заставляет по-новому взглянуть на этого человека. Он сидит на берегу реки, бросает в воду камешки и смеется, глядя, как разбегаются в разные стороны рыбки. Де Бальмен бежит от императора в ужасе. Он вдруг понимает суетность карьеры, славы. «Какой вздор! Какой жалкий вздор были эти мечты: карьера, заговор, Пестель, Нессельроде!.. Этот человек, кидающий в воду камешки, был владыкой мира. Все пусто, все ложь, все обман...».

Эта же мысль подтверждается еще одним эпизодом в повести. Старый малаец-садовник Тоби никогда не слышал о Наполеоне. Во время похорон императора, он недоумевает, почему стреляют пушки и куда бежит народ. Ему объяснили, что умер великий человек, покоривший весь мир, но он усмехается невежеству окружающих, ведь владыка мира, «великий, грозный раджа Сири-Три-Бувана .скончался очень давно, много лет тому назад» [3, с. 360].

Судьба, внезапная перемена участи, возвышение или падение человека, находившегося во главе государства - тема не новая для исторической прозы. Это толстовская концепция исторического фатализма: события предопределены и на них не могут повлиять отдельные люди. История складывается из множества мельчайших поступков и желаний «роевой» жизни народа, а в конечном итоге из божественного промысла. Д. Мережковский смотрит на исторический процесс сквозь призму своего философско-религиозного сознания.

Историософская концепция М. Алданова в основных положениях совпадает с тем отношением к историческому бытию народов и личности, которое сформировалось в период расцвета русской философии. Автор включает в повесть философские размышления о скоротечности людской славы и иронии судьбы.

В конце жизни печальный и смертельно уставший Наполеон приходит к выводу, что победа и слава для него - только воля Его Величества Случая. Через все творчество Алданова проходит тема громадной роли случая в истории, «повторяемости» событий, когда в отдаленном прошлом удается разглядеть приметы настоящего. Наполеон вспоминает о том, как он остановил руку в школьной тетради именно на словах «Святая Елена, маленький остров».

«Сам он слишком ясно видел роль случая во всех предпринятых им делах, в несбывшихся надеждах и нежданных удачах», - отмечает автор.

Алданов не отрицает принципа причинности, но вместо единой цепи причин и следствий Алданов видит в истории бесконечное множество таких цепей. Каждое звено связано с предыдущим и последующим, но их соединение зависит от случая. Переплетение множества цепочек необходимо, чтобы связать судьбы. Как

исторический писатель он видит, что все человеческие судьбы и судьба человечества в целом находятся во власти Его Величества Случая - недоступных рассудку тайных сил. Подробно и четко свои раздумья автор выразил в итоговой книге «Ульмская ночь. Философия случая».

«Основной стихией человеческого существования Алданов считает то, что может быть названо иронией судьбы. И маленькие люди, участвующие в ничтожных происшествиях, и носители крупных исторических имен, разыгрывающие торжественные факты мировой истории, - оказываются на поверку в одинаковой мере жертвами этой самой иронии судьбы, которая одних людей заставляет копошиться в безвестности, в невидимых закоулках жизни, других возносит на высоты славы - зачем?», -писал историк А. Кизеветтер [4, с. 177]. Следовательно, повышается степень личной ответственности и свободы человека, который выбирает. В случайных обстоятельствах проявляется его личная мораль, его ответственность, его вина, его свобода.

Наполеон оказался на острове Святой Елены случайно, но в конце жизни, увидев во сне, что родная Франция в опасности, он, преодолевая смерть, стал диктовать план отражения нашествия. Так в финале проявляются лучшие человеческие черты этой легендарной личности, истинно великое, что было в его душе.

Одним из способов художественного изображения исторической эпохи было для Алданова точное воссоздание деталей и подробностей. Как отмечал А. Толстой, автор исторического романа «. берет на себя смелость или дерзость, - на основании даже незначительных осколков, - своей фантазией, своей интуицией смело и уверенно рассказать об эпохе». Но создание колорита времени и места для Алданова не главное. Он считает все это фоном, который, меняясь в зависимости от эпохи, является необходимым для жизни и всегда сопутствует человеку.

Интерес к прошлому для исторического писателя продиктован потребностью найти ответы на вопросы современности. Трактовка исторических событий подчинена потребности познания настоящего. Писатель пытается найти параллели между логикой двух исторических моментов. При изображении революции Алда-нов, подобно А. Толстому, ищет в прошлом созвучие современности. Наполеон отмечает, что революция - страшная сила, так как бедные всегда ненавидят богатых, но в то же время «революция ведь всегда делается ради бедных, а бедные-то от нее страдают больше других. Я наблюдал революцию вблизи, и потому ее ненавижу, хотя она меня родила. Порядок - величайшее благо общества».

Искусство исторического романиста «сводится к «освещению внутренностей» действующих лиц и надлежащему пространственному размещению, - такому размещению, при котором они объясняли бы эпоху и эпоха объясняла их», - писал автор.

Таков историко-философский и психологический подход Алданова к историческим событиям.

Литература

1. Русские записки. - Париж, 1938. № 10.

2. Зеньковский В.В. История русской философии: В 4 т. - Л., 1991.

3. Современные записки. - М., 1932. Кн. 48.

4. Алданов М.А. Заговор. Святая Елена, маленький остров. - М.: ООО «Изд. АСТ-ЛТД», 1998.

5. Литература русского зарубежья. - М.: Терра, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.