Научная статья на тему 'Концепция интегрированного образования'

Концепция интегрированного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
373
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция интегрированного образования»

сфере и ответственности за качественную подготовку офицеров мобилизационного резерва. Отсюда - необходимость в выработке и реализации в рамках государственной военно-образовательной политики надежного и эффективного механизма отбора, расстановки, обучения и воспитания военно-педагогических кадров. Научно-методологические подходы и критерии их конкурсного профессионально-психологического отбора в настоящее время разработаны и находятся в стадии внедрения в практику. Продолжается разработка идеологии и структурных компонентов наиболее оптимальной и эффективной системы повышения квалификации военно-педагогических кадров вузов, осуществляющих обучение граждан по программам подготовки офицеров запаса.

Одним из актуальных требований военно-образовательной политики является создание и обеспечение эффек-

тивного функционирования единой методологии и механизмов управления всей системой военно-образовательной деятельности. По нашему мнению, таким единым управляющим органом в данной области должен стать межведомственный координационный совет (комиссия) по военно-образовательной деятельности, структурированный по уровням образования, с участием в нем представителей всех федеральных органов исполнительной власти, являющихся субъектами военно-образовательной деятельности, и наделенный правом выработки и принятия решений по вопросам формирования и реализации военно-образовательной политики. Создание и организация постоянной деятельности такого органа позволят решать проблемы военно-образовательной деятельности при непосредственном участии и тесном взаимодействии всех заинтересованных в ее совершенствовании сторон.

И. БУГАКОВ, доктор техн. наук А. КОТ, генерал-майор, начальник института

А. ЦАРЬКОВ, профессор Серпуховской военный институт ракетных войск

Согласно российскому законодательству, образование - это система, элементами которой являются воспитание и обучение, целью (системообразующим фактором) - интересы человека (личности), общества, государства, а критерием эффективности функционирования - достижение обучающимся того или иного образовательного уровня [1]. Следует подчеркнуть, что только посредством поставленного на первое место воспитания можно сформировать у человека потребность учитывать в сво-

Концепция

интегрированного

образования

ей деятельности не только свои личные интересы, но и интересы общества и государства. Более того, именно воспитание формирует вектор личных потребностей (интересов) человека. Обучение же предназначено прежде всего для формирования у обучающегося тех или иных профессиональных качеств, реализуя которые, человек обеспечиваетсуще-ствование и развитие - свое, общества и государства. Понимание специалистом-профессионалом важности «общественного» и «государственного» для сохра-

нения и приумножения «личного», чувство патриотизма и гордости за свою Родину, вера в ее будущее - свидетель-

способы его достижения (рис. 1.). Молодежная субкультура далека сегодня от идей патриотизма, духовности и

Рис. 1. Влияние социально-экономических условий России на социализацию молодежи

ство правильной направленности национального образования и критерий достижения соответствующего образовательного уровня [2].

Повышение целостности образования как целенаправленного единства воспитания и обучения - главная проблема нашей школы. В результате событий последних десятилетий в отечественном образовании существенно ослаблена не только патриотическая, но и все остальные составляющие воспитания. С учетом уменьшения экономической поддержки и социальной помощи, а также значительной подверженности молодых внешнему влиянию (в связи с отсутствием собственного опыта и возрастной физиологической нестабильностью) это привело к деформации процесса социализации молодежи и переоценке ценностей: главным для нее стало «материальное» при практически снятых ограничениях на

нравственности, которые все более вытесняются выгодой. Высокий уровень профессионального обучения в России при слабости патриотического воспитания имеет следствием отток лучших специалистов на Запад (с вступлением России в Болонский процесс эта тенденция будет усиливаться) и появление поколения с жизненным кредо: «Родина там, где можно больше заработать».

К серьезной проблеме российского высшего образования следует отнести проблему его финансирования и связанную с ней задачу сохранения и воспроизводства научно-педагогического потенциала вузов. Экономические трудности современной России привели к уменьшению финансирования высших учебных заведений и, как следствие, ухудшению состояния учебно-материальной базы государственных образовательных учреждений, обеспеченно-

сти их литературой, устареванию учебных программ и методик обучения. Снижаются научная работа преподавателей и студентов вузов, качество послевузовской подготовки научно-педагогических работников. Большинство преподавателей вузов, чтобы содержать свои семьи, вынуждены искать дополнительную работу, причем часто дополнительная деятельность не связана с образовательным процессом, что не может не сказаться на качестве основной работы. Многие педагоги-профессионалы (в том числе с учеными степенями и званиями) уходят из образования в другие сферы деятельности. Большинство же студентов и аспирантов не рассматривают работу преподавателя вуза как престижную и желанную. Общая проблема всех вузов - катастрофическое старение профессорско-преподавательского состава, в силу возрастных и иных специфических особенностей не способного к эффективному освоению и применению перспективных информационных и педагогических технологий.

В качестве еще одной важной проблемы высшего образования необходимо выделить проблему подготовки специалистов по перспективным специальностям для регионов с учетом реальных потребностей конкретного города и района. Целенаправленная подготовка таких специалистов в крупных городах (например, в Москве для Московской или иных близлежащих областей) по финансовым и другим причинам затруднена. Те же молодые люди, которые самостоятельно поступают в престижные центральные вузы для получения образования по перспективным специальностям и имеют достаточные средства для обучения и проживания, по окончании вуза, как правило, не возвращаются в свой родной провинциальный город. К тому же традиционное академическое образование страдает

недостаточной практической направленностью и, как правило, не учитывает региональной специфики. Поэтому наиболее целесообразно готовить таких специалистов на местах. Прежде всего, это касается наукоемких инженерно-технических специальностей, потребность в которых в последнее время неуклонно растет. Но на какой учебно-материальной базе и с привлечением каких преподавателей? Открытие новых вузов или филиалов уже существующих известных вузов - экономически весьма затратный и не всегда целесообразный (с учетом грядущих демографических событий) путь.

Поиски решения указанных проблем следует вести на путях развития интеграционных процессов в логически взаимосвязанных и все более взаимодействующих в настоящее время между собой системах «образование-наука-производство» и «государство-общество». В качестве одного из проявлений такой интеграции можно рассматривать создание на основе договоров (и иных вариантов сетевого взаимодействия) научно-образовательных объединений (например, научно-образовательных холдингов [3]), участники которых необязательно должны быть совмещены территориально. Такое виртуальное (временное и пластичное [4]) обобществление позволяет реализовать наименее затратный и в целом наиболее эффективный способ деятельности, к тому же обеспечивающий оперативное реагирование на перспективы региональных рынков труда.

Частным случаем данной стратегии является практически не используемая до настоящего времени в полном объеме и широком масштабе интеграция гражданского и военного образования, военных и гражданских вузов, позволяющая соединить основное достоинство отечественного военного образо-

вания - отработанную (и не совсем разрушенную) систему воспитания с главным (и пока сохраненным) преимуществом ведущих гражданских вузов -фундаментальностью образования. При поддержке государства и с участием (в рамках научно-образовательных объединений) научных, общественных организаций, потенциальных работодателей, а также религиозных организаций «классических» направлений такая интеграция, по нашему мнению, позволит органично сочетать в образовании национальные традиции и мировые тенденции, учесть реальные потребности и перспективы развития местных рынков труда и влиять на их формирование. При этом, целесообразно сочетая государственное финансирование с муниципальным и частным финансированием (организаций-работодателей, общественных организаций, отдельных лиц), такое объединение будет экономически выгодным для всех сторон.

В современных условиях военные вузы, где дух патриотизма и нравственности еще высок, являются теми образовательными учреждениями, педагоги-воспитатели которых в союзе с преподавателями ведущих гражданских вузов и представителями духовенства способны сегодня решать важнейшую задачу комплексного (патриотического, физического и нравственного) воспитания и профессионального обучения, осуществляя подготовку специалистов XXI века - высоконравственных профессионалов-патриотов, так необходимых сегодня для возрождения страны. Девизом-целью такой подготовки может стать предложенная авторами данной статьи триада «Профессионализм, патриотизм, нравственность», все составляющие которой в настоящее время важны для России примерно в равной степени.

Можно выделить две очевидные

стороны предлагаемой интеграции. Первая, наименее разработанная, состоит в подготовке необходимых регионам гражданских специалистов по образовательным программам ведущих гражданских вузов на учебно-материальных базах и с привлечением профессорско-преподавательского состава военных вузов, реализующих близкие к гражданским военные образовательные программы. Весьма важно, что подобная интеграция позволяет решать существующую в настоящее время проблему сохранения и эффективного использования научно-педагогических работников, офицеров-воспитателей, учебно-материальной базы и научно-экспериментального (порой уникального) оборудования, а также других объектов инфраструктуры военных вузов в условиях уменьшения их финансирования, ежегодного закрытия и сокращения набора курсантов в оставшиеся военные вузы.

Вторая сторона интеграции, усиленно развиваемая после известного Постановления Правительства РФ № 352 от 27.05.2002 «О федеральной программе «Реформирование системы военного образования в РФ на период до 2010 года», заключается в подготовке в гражданских вузах офицерских кадров для Вооруженных Сил РФ. С конкретными предложениями по реализации такой подготовки с использованием потенциала региональных военных вузов в настоящее время выступает, например, Тамбовский государственный технический университет. Богатый практический опыт подготовки специалистов для Вооруженных Сил РФ, сочетающий в себе традиционную фундаментальность образования с конкретной практической подготовкой (на кафедрах факультета военного образования) имеет ведущий аэрокосмический вуз страны - Московский авиационный институт. Касаясь этой вто-

рой стороны, авторы статьи твердо придерживаются следующей позиции: в ведущих гражданских вузах подготовку будущих офицеров целесообразно вести лишь по отдельным, уникальным наукоемким специальностям. Основная же роль в подготовке офицерских кадров должна по-прежнему принадлежать военным вузам [5].

Учитывая новаторский характер такой интеграции, на начальном этапе ее реализации было бы целесообразно в рамках Федеральной программы развития образования (например, в рамках приоритетного направления «Федерально-региональные экспериментальные площадки по комплексному развитию региональных образовательных систем») создать несколько региональных научно-образовательных центров со статусом федерально-региональных экспериментальных площадок Министерства образования и науки РФ (возможность создания таких площадок предусмотрена действующим законодательством [6]). Полученные в ходе эксперимента положительные результаты могли бы в последующем быть распространены на другие регионы. В рамках «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года» [2] возможное наименование данного проекта могло бы иметь вид: «Федеральные (или федерально-региональные) экспериментальные площадки по апробации механизмов повышения целостности системы образования в РФ на основе интеграции возможностей и достижений гражданских и военных вузов с учетом национальных традиций и мировых тенденций в области образования ».

Один из центров интегрированного образования может быть создан в Серпухове, где вот уже несколько лет в соответствии с разрешенными Министерством образования РФ и согласованными с главнокомандующим ракет-

ными войсками стратегического назначения и главой г. Серпухова договорами о совместной образовательной деятельности между Серпуховским военным институтом ракетных войск (СВИ РВ), Московским авиационным институтом (ГТУ - МАИ), Московским государственным техническим университетом «МАМИ» (МГТУ «МАМИ») и Межрегиональным общественным учреждением «Институт инженерной физики» (ИИФ РФ)1 в учебных подразделениях МАИ и МГТУ «МАМИ» по очной форме реализуются образовательные программы высшего профессионального образования МАИ и МГТУ «МАМИ» по близким к имеющимся в СВИ РВ специальностям. Специальности МГТУ «МАМИ»: 180800 «Электрооборудование автомобилей и тракторов» (специализация «Эксплуатация и диагностика электрического и электронного оборудования автомобилей»), 210100 «Управление и информатика в технических системах», 072000 «Стандартизация и сертификация».

1 Межрегиональное общественное учреждение «Институт инженерной физики» представляет собой некоммерческую организацию, созданную в 1993 году уволенными в запас офицерами с целью социальной адаптации уволенных военнослужащих и их поддержки в новых экономических условиях, осуществления инновационной деятельности в научно-технической сфере и сфере образования. Институт аккредитован Министерством промышленности науки и технологий РФ как научная организация, а также в качестве испытательной лаборатории Системы сертификации средств защиты информации Министерства обороны РФ по требованиям безопасности информации. Имеет лицензии на образовательную деятельность (по программам дополнительного образования), на деятельность в области защиты информации, на осуществление разработки систем для ракетной и ракетно-космической техники и их программно-математического обеспечения и др. Среди сотрудников ИИФ РФ 14 докторов наук, 48 кандидатов наук.

Общее количество студентов в настоящее время - 640 человек. Специальности МАИ: 010200 «Прикладная математика и информатика», 075400 «Комплексная защита объектов информатизации», 061100 «Менеджмент организации» (специализация «Менеджмент в социальной сфере»). Общее количество студентов в настоящее время - 273 человека.

Обучение проводится в основном в учебных корпусах Серпуховского военного института ракетных войск, загрузка учебных аудиторий и оборудования которого в настоящее время в связи с сокращением набора курсантов недостаточная. Планирование занятий -единое для курсантов и студентов. К проведению занятий со студентами и с обучающимися на подготовительных курсах привлекаются доктора и кандидаты наук, опытные педагоги военного института Серпухова, Пущина, Про-твина. Текущие и установочные консультации для преподавателей с целью эффективной реализации образовательных программ осуществляют ведущие сотрудники головных вузов (МАИ и МГТУ «МАМИ»). Обучение - (пока) платное, но плата за обучение ниже, чем в Москве. Полученные средства расходуются на оплату помещений и коммунальных услуг, труда привлекаемых преподавателей и инженерно-технического персонала, на приобретение литературы и дополнительного оборудования, проведение мероприятий воспитательного характера, поддержание в исправном состоянии аудиторий и инфраструктуры военного института. В целом то, что студенты занимаются на территории военного института, благотворно сказывается на их культуре поведения, дисциплинированности,

отношении к учебе. Особенностью реализации образовательных программ является большое внимание целенаправленной внеучебной, воспитательной и спортивно-массовой работе со студентами. Поощряется студенческое самоуправление, научно-исследовательская и изобретательская работа. Более подробное изложение направлений работы в учебных подразделениях МАИ и МГТУ «МАМИ» предполагается опубликовать в одном из номеров журнала.

Литература

1. Федеральный закон от 13.01.1996 № 12-

ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «Об образовании».

2. Царьков А.Н, Бугаков И.А., Долгин Ю.Н. Концептуальные основы интегрированного высшего образования в современной России // Сб. трудов XXII Межведомственной НТК. - Серпухов, 2003. - Ч. 2.

3. Андрух О.Н, Бугаков И.А., Долгин Ю.Н., Царьков А.Н. Непрерывное профессиональное образование на базе региональных образовательных холдингов // Сб. трудов... - Ч. 3.

4. Бугаков И.А. Система принципов построения сложных технических систем и их элементов, подвергающихся экстремальным воздействиям в процессе функционирования, на основе антропологического подхода // Датчики и системы. - 2000. - № 10.

5. Бугаков И.А., Царьков А.Н. Военный вуз или военная кафедра? (Что думают курсанты и студенты) // Высшее образование в России. - 2004. - № 8.

6. Приказ Минобразования РФ от 9.03.2004

№ 1123 «Об организации опытно-экспериментальной деятельности в системе образования».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.