Научная статья на тему 'О фундаментальности медицинского образования'

О фундаментальности медицинского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О фундаментальности медицинского образования»

Редакционная почта

129

Задача гражданских вузов - подготовка ограниченного количества офицеров-специалистов по отдельным уникальным техническим специальностям (очень хороший опыт такой подготовки имеется в ведущем аэрокосмическом вузе страны - Московском авиационном институте), а основную подготовку офицерского корпуса должны осуществлять военные вузы.

• Действующие военные вузы в состоянии вести параллельно подготовку как курсантов, так и студентов (по близким к военным перспективным гражданским специальностям), обеспечивая требуемую сегодня целостность высшего образования как единства воспитания и обучения и готовя для регионов необходимых специалистов [3, 4].

• Коммерциализация военного образования недопустима, она пагубно отразится на боевом духе армии, т.к. «покупка» военной профессии в корне подрывает идею истинного патриотизма, ведя к «патриотизму по прейскуранту».

Литература

1. Постановление Правительства РФ от 27.05.2002 г. № 352 «О федеральной программе «Реформирование системы военного образования в РФ на период до 2010 года».

2. Кабакович Г., Николаева Ю. Роль и место

гражданских вузов в подготовке военных специалистов // Высшее образование в России. - 2004. - №2.

3. Бугаков И.А., Долгин Ю.Н., Царьков А.Н.

Концептуальные основы интегрированного высшего образования в современной России // Материалы XXII Межведомственной НТК. - Серпухов, 2003.

4. Ананьев ЕМ, Андрух О.Н., Бугаков И.А.,

Назаренко А.В., Царьков А.Н. «Профессионализм, патриотизм, нравственность» - девиз и цель образовательного процесса в учебных подразделениях Института инженерной физики // Тематический научно-технический сборник. -Серпухов, 2003.

О фундаментальности

медицинского

образования

А. БАЛАХОНОВ, доцент Санкт-Петербургский государственный университет

Фундаментализация образования подразумевает сочетание фактологической, мировоззренческой и методологической сторон изучения вузовских учебных дисциплин, требует овладения обобщенными видами деятельности, которые должны обеспечить решение множества частных задач предметной области, и направлена на формирование целостной картины окружающего мира и интеллектуальный расцвет личности. Особое значение здесь приобретает глубокое и системное освоение научно-теоретических знаний на основе органического единства естественнонаучной и гуманитарной составляющих образования.

Фундаментализация, позволяющая ин-

тегрировать теоретическое и профессиональное знание в изучении сложных биологических процессов, протекающих в организме, представляет собой один из наиболее трудных вопросов медицинского образования: гармоничное сочетание обучения необходимым профессиональным навыкам и получение фундаментального естественнонаучного образования должно быть осуществлено в относительно узких временных рамках.

При этом непродуманное и поспешное желание соединить задачи фундаментали-зации и профессиональной подготовки неизбежно приведет к увеличению учебной нагрузки на студентов. Ведь очевидно, что в высшем учебном заведении всему научить

130

Высшее образование в России • № 8, 2004

невозможно. И тогда встает вопрос: чему учить в первую очередь? На мой взгляд, содержание обучения определяется теми задачами здравоохранения, которые предстоит решать «завтрашнему» врачу [1].

В базовой подготовке врача доминирующее место по праву занимает естествознание, поскольку оно раскрывает способы и механизмы устойчивого взаимодействия человека с окружающей средой. Иначе говоря, естественнонаучное образование можно рассматривать в качестве основного компонента фундаментализации. При этом дисциплины, входящие в программу профессионального обучения будущего врача, обязательно должны представлять собой единое целое с общей целевой функцией, объектом исследования, методологией построения и ориентироваться на сущностные междисциплинарные связи.

Все это позволяет более точно обосновать образовательную парадигму, в которой главный для врача объект изучения -человек и его здоровье - должен рассматриваться во всем многообразии его взаимоотношений с окружающим миром - социальных, психологических, экологических, эволюционных. Применение такого комплексного подхода к изучению человека и его здоровья выступает как существенный признак фундаментализации образования, раскрывающий структурно-

функциональные связи сложного целостного предмета изучения.

Итак, интеграция естественных и медицинских наук при подготовке врача становится концептуальной основой современного образования. При этом акцент должен быть сделан на создании интегративных курсов, обеспечивающих переход от дисциплинарной модели профессионального образования к системной. Содержание обучения должно в целом обеспечивать классическое медицинское образование в сочетании с глубокой фундаментальной (естественнонаучной и гуманитарной)подготовкой. Это достигается оптимизацией соотношения и содержания циклов различных дисциплин, учебной и производственных практик, курсовых работ по отдельным дисциплинам и по дисциплине специализации.

В данном отношении особый интерес представляет междисциплинарный подход к обучению студентов. Именно он обеспечивает глубокую профессионализацию процесса подготовки специалиста и одновременно - его фундаментализацию.

Литература

1. Балахонов А.В. Фундаментализация естественнонаучного образования как фактор становления личности будущего врача // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 6. - СПб., 2002. -С. 248-257.

М. КОЧЕТКОВ, доцент

Сибирский юридический институт МВД

РФ

В теории образования особое значение имеет понятийно-категориальный аппарат. Это связано с практической направленностью данной области знания, где выполняемые ею функции в значительной степени зависят от принимаемого во внимание содержания понятийно-категориального аппарата. Не случайно редкое диссертаци-

Обучаемые или обучающиеся?

онное исследование обходится без анализа базисных определений.

В современных законах РФ «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» вместо привычного ещё 10-15 лет назад термина «обучаемый» («обучаемые») фигурирует «обучающийся» («обучающиеся»). Такое изме-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.