Научная статья на тему 'Концепция инновационного развития агропромышленного комплекса России: особенности разработки'

Концепция инновационного развития агропромышленного комплекса России: особенности разработки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
197
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крылатых Э. Н.

Работы по долгосрочному прогнозированию инновационного развития АПК сейчас вступают в активную фазу. Многие организации Российской академии сельскохозяйственных наук и Российской академии наук развертывают масштабные исследования по данной проблеме, что потребует определенной консолидации и координации действий. Решению этой задачи должна содействовать «Долгосрочная концепция инновационного развития АПК РФ». Именно о некоторых особенностях данной концепции и идет речь в статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Jobs on long-term forecasting innovative development of agrarian and industrial complex now enter an active phase. Many organizations of the Russian academy of agricultural sciences and the Russian academy of sciences develop scale researches on the given problem that will demand the certain consolidation and coordination of actions. The decision of this problem should be promoted by «The Long-term concept of innovative development of agrarian and industrial complex of the Russian Federation». About some features of the given concept also there is a speech in clause.

Текст научной работы на тему «Концепция инновационного развития агропромышленного комплекса России: особенности разработки»

№ 4 (58), 2009 г.

Аграрный вестник Урала

7

Экономика

ном месте продовольственные товары различных производителей. Постоянный контроль за качеством продукции, централизованная доставка товаров, современные условия хранения, подготовка и комплектация продукции, новые информационно-маркетинговые технологии и другое - все это позволяет сократить потери продукции и снизить издержки.

На потребительском рынке Санкт-Петербурга наравне с РЦ сетевых компаний работает ЗАО «Норд-Овощ». В целях поддержки товаропроизводящих компаний организован городской оптовый рынок. Ежедневно населению реализуется более 10 тыс. наименований продуктов питания. На предприятии созданы необходимые условия для хранения и реализации продукции различных товарных групп. Здесь введен в эксплуатацию современный складской комплекс класса «А» на 11,5 тыс. паллето-мест (15 тыс. т) с полным комплексом логистических услуг. Для реализации сельскохозяйственной продукции модернизированы крытые павильоны и организованы стоянки для продажи с автомашин. Высокий уровень обслуживания покупателей гарантируется наличием новейшего программного продукта -полностью компьютеризированной системы складского учета и управления.

Выступивший подчеркнул: «Кардинально изменить ситуацию с обеспечением населения мегаполиса овощной продукцией можно только путем создания современных высокотехнологичных

логистических комплексов, совместив их с оптовыми продовольственными центрами, что и было сделано у нас. Высокоэффективная взаимосвязь между производителями и потребительским сектором была достигнута за счет комплекса услуг, сочетающего логистические и дистрибьюторские функции. В этом случае затраты на прохождение товара, как показывает опыт, становятся оптимальными, а сам процесс осуществляется не силами производителя, а логистическим оператором».

Г.М. Козлов отметил, что неразвитость дорожной инфраструктуры многократно увеличивает транспортные расходы и часто является одной из причин, по которой малый производитель не может расширить сбытовую сеть до необходимых масштабов.

В связи с этим компания «Норд-Овощ» уже сегодня приступила к созданию сети логистических комплексов, рассчитанных на обслуживание как сельхозпредприятий, так и производителей продовольствия и иных товарных групп. Первый пилотный логистический комплекс планируется запустить уже весной 2009 года в Ленинградской области. Конечно, это дорогостоящий проект, но за ним будущее. Такая стройка нуждается в поддержке государства. И польза будет огромная. Современная система оптовой торговли продовольственными товарами, основанная на использовании новейших информационномаркетинговых технологий и логистических систем, будет способствовать не

только росту объема продаж, но и увеличению объема производства сельхозпродукции, сокращению издержек обращения, созданию новых высокооплачиваемых рабочих мест.

На этом можно было бы поставить точку. Но все-таки хочется добавить, что Минсельхозу России, Союзу оптовых продовольственных рынков, Рос-потребсоюзу надо объединить усилия не только в выработке единой позиции при подготовке нормативно-правовых актов, в которых должен быть услышан голос крестьян, но и активно развивать кооперативные начала в аграрном бизнесе, продвигая к покупателю отечественную продукцию через сельскохозяйственные рынки, созданные при поддержке государства.

И еще вот о чем мне подумалось. Может быть, в условиях финансового кризиса знаменитую формулу отца рыночных реформ в Германии Людвига Эрхарда «Поменьше государства, но не меньше, чем необходимо» переиначить на другую, более отвечающую реалиям нынешнего дня: «Побольше государства, но не больше, чем это необходимо»? Этот принцип может стать исходным при установлении отношений между властью, бизнесом и товаропроизводителями при осуществлении Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Возможно, тогда станет меньше проблем и с формированием сельскохозяйственных рынков.

Литература

1. О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации : федер. закон Рос. Федерации от 30 дек. 2006 г. № 271-ФЗ.

2. О развитии сельского хозяйства : федер. закон Рос. Федерации от 29 дек. 2006 г. № 264-ФЗ.

3. О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулировании рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы : постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. № 446.

4. Региональный опыт работы по развитию сельскохозяйственных потребительских кооперативов и сельскохозяйственных кооперативных рынков (на примере отдельных субъектов Российской Федерации) и рекомендации по его применению. М. : Минсельхоз России, 2008.

5. Гордеев А. В. Госпрограмма развития сельского хозяйства: первый год реализации // Аграрный вестник Урала. 2009. № 1. С. 4-8.

6. Кошолкина Л. А Федеральная поддержка региональных программ развития сельского хозяйства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2009. № 2. С. 6-8.

КОНЦЕПЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ: ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ

Э.Н. КРЫЛАТЫХ, доктор экономических наук, профессор, академик РАСХН, руководитель Центра аграрных рынков ВИАПИ им. А.А. Никонова, г. Москва

Ключевые слова: инновационное развитие, концепция развития, агропромышленный комплекс, инновационное обновление, типология инноваций.

Разработка концепции инновационного развития АПК России по праву относится к наиболее сложным и актуальным задачам отечественной аграрной

науки. Поэтому вполне оправданным стало решение ВИАПИ им. А.А. Никонова и РГАУ - МСХА им. К.А. Тимирязева посвятить XIII Никоновские чтения про-

Innovative development, the concept of development, agricultural sector, innovative updating, typology of innovations.

8

Аграрный вестник Урала

№ 4 (58), 2009 г.

блемам инноваций в сельском хозяйстве. В докладе представлены предложения автора по содержанию и организации разработки «Долгосрочной концепции инновационного развития АПК РФ».

К материалам, полезным для предстоящей работы, можно отнести проект "Концепции национальной программы инновационного обновления и повышения конкурентоспособности аграрного сектора экономики России". Этот проект был разработан в 2005-2006 годах содружеством трех организаций: Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова, Международного института Питирима Сорокина - Николая Кондратьева и Института экономических стратегий.

Проект был обсужден и одобрен Международной научно-практической конференцией "Стратегия инновационного обновления агропродовольствен-ного комплекса России". По рекомендации конференции он был представлен в Минсельхоз и профильные комитеты Госдумы РФ.

Работы по долгосрочному прогнозированию инновационного развития АПК сейчас вступают в активную фазу. Многие организации РАСХН и РАН развертывают масштабные исследования по данной проблеме, что потребует определенной консолидации и координации действий. Решению этой задачи должна содействовать "Долгосрочная концепция инновационного развития АПК РФ".

Приступая к разработке такой концепции, следует ответить на ряд принципиальных вопросов. Что означает "инновационное развитие АПК"? Каково назначение концепции? Каким должен быть временной горизонт и этапы ее реализации? Каковы движущие силы, препятствия и риски инновационного развития АПК? Какую типологию инноваций можно принять за основу? Какие государственные и региональные программы предстоит разработать на основе концепции?

Предлагаются следующие ответы на эти вопросы:

1 . Инновационное развитие АПК -это комплексное использование наукоемких факторов производства в технологической, организационной, экономической и управленческой деятельности для обеспечения устойчиво высокой конкурентоспособности продукции АПК на внутренних и внешних рынках.

2. Назначение концепции инновационного развития АПК - определить состав и характер наукоемких факторов производства, обосновать направления и формы реальных инноваций, а также институциональные основы инновационного развития.

3. Временной горизонт и этапы реализации концепции. Целесообразно разрабатывать концепцию на период до 2030 года. Именно в этот период АПК РФ может реально осваивать технологии пятого и шестого мировых технологических укладов. В рамках предстоящего 20-летия следует выделить два 5-летних (плановых) периода: 2011-2015 годы и 2016-2020 годы и один долгосрочный прогнозный период - 2021-2030 годы. Это позволит разрабатывать федеральные и региональные программы инновационного развития АПК в привязке к основным положениям концепции.

4. Движущие силы, препятствия и риски инновационного развития АПК. Движущие силы инноваций определяются объективной потребностью обеспечивать продовольственную безопасность страны. Постепенно формируется инновационный потенциал сельского хозяйства (прикладные разработки по новым технологиям, селекции и семеноводству, племенному делу и др.). Использование этого потенциала происходит благодаря притоку частного капитала в аграрную сферу и определенной государственной поддержке. Вместе с тем, препятствиями инновационному развитию АПК являются возрастающие потоки импорта некачественного продовольствия, его искусственная (субсидированная) конкурентоспособность на российских рынках. К препятствиям следует также отнести нехватку квалифицированных специалистов и финансовых ресурсов для реализации инновационных проектов. Наконец, объективно существуют инновационные риски, управление которыми относится к числу актуальных исследовательских и практических задач современного менеджмента.

5. Типология инноваций. Можно предложить пять основных типов инноваций: селекционно-генетические, производственно-технологические, организационно-управленческие, экологические, социокультурные.

Каждый из этих базовых типов инноваций имеет собственную структуру и содержание, свои движущие силы, препятствия и риски, что предстоит исследовать в процессе разработки концепции.

6. Государственные и региональные программы, которые предстоит разработать на основе концепции. Целесообразно выделить три институциональных уровня программной реализации концепции: (1) федеральная программа фундаментальных и прикладных исследований для создания системы наукоемких факторов производства АПК; (2) государственные программы по основным направлениям инноваций, исполь-

Экономика

зующие наиболее ценные результаты фундаментальных и прикладных исследований; (3) региональные и отраслевые программы, позволяющие полно отразить особенности каждого объекта инновационного воздействия.

Существенным методологическим принципом разработки концепции является дифференциация инновационной стратегии для разных экономических укладов аграрного сектора. Приоритетное значение необходимо придать инновационному обновлению крупных и средних сельскохозяйственных организаций. Вместе с тем в особом внимании нуждаются крестьянские (фермерские) хозяйства и личные подсобные хозяйства населения. Предстоит создать региональные центры, сеть агрозоотехнических предприятий (кооперативов), которые могли бы осуществлять почвозащитные мероприятия, снабжение и прокат сельхозтехники, обеспечение качественными семенами и продуктивными породами скота, агрономическое и зоотехническое консультирование и обслуживание хозяйств, оказание помощи в организации переработки и реализации продукции.

В концепции необходимо отразить разнообразие природно-климатических условий российского сельского хозяйства, которые требуют адаптации инновационных разработок программ к реальным условиям производства.

Инновационное обновление аграрного сектора требует радикального возрождения на новой технической основе отечественного сельхозмашиностроения, включая проектирование новой техники, ее производство, поставку и техническое обслуживание комплекса технических средств, учитывающих особенности природно-климатических зон.

Разработку самой концепции, а также долгосрочных прогнозов и конкретных программ инновационного развития АПК следует организовать по сетевому принципу с привлечением исследовательских институтов, проектных организаций, законодательных и исполнительных органов управления АПК. В этой работе может пригодиться ценный опыт грандиозной работы по прогнозированию научно-технического прогресса и его социально-экономических последствий в СССР на 20-летний период. В обосновании этого прогноза участвовали более 3 тысяч научных организаций страны. Их деятельность координировалась Академией наук СССР. Масштаб работы, четкость ее организации, высокий научный уровень результатов до сих пор служат эталоном целевой координации всех действующих учреждений.

Литература

1. Крылатых Э. Н., Семенова И. В., Кресникова Н. И., Рау В. В., Бородин К. Г., Иванова С. В., Дзюменко Р В., Семенов А. А.

Интеграция аграрных рынков. М. : ВИАПИ им. А.А. Никонова, 2005. 313 с.

2. Петриков А. В., Крылатых Э. Н., Буздалов И. Н., Пошкус Б. И. Аграрный протекционизм: научные основы и механизмы

осуществления в условиях рыночных отношений. М. : ВИАПИ им. А.А. Никонова, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.