рз£Н1вВ|ВЫ11 11»*111,1""
_ _ ___rtfl II It 1" 1 h л и
■OSS®;;;:;
- ш
СТАРТ ПРОДАЖ ДОМ №6
ягтгт т НЯНИ ПИЕШи
ППГМПТРП
^^^^^^ Добавить в
Проектна
Застройщик С
Информационное агентство INNOV.RU | Вторник, 28 марта 2017 г. 09:53
S | NN О V Иннов: электронный научный журнал
^^^И РОССИЙСКИЙ БИЗНЕС ON-LIME
Главная страница журнала
Экономические науки
Технические науки О журнале Редакция Общая лента Выпуски
Опубликовать статью. Авторам
Яндекс.Директ
Новый жилой комплекс
Н.Новгорода!
Старт продаж второй очереди в жилом комплексе «Маленькая страна»! Квартиры от застройщика Льготная ипотека Экологически чистый район
malstranann.ru Адрес и телефон Нижний Новгород
Проектная декларация на
Концепция инновационно-экономического подхода в подготоЕ НГТУ
The concept of innovation-economic approach to training in NSTU
Школа Москов
Образо вател ьный проект финансовой грамотности. Бесплатное обучение.
УДК 331
02.11.10 0:00
О 560
Выходные сведения: Зайцев А.Н., Сухова Н.М. Концепция инновационно-экономического подхода в подготовке кадров в НГТУ// «Иннов: электронный научный журнал», 2010. №4 (5). URL: http://www.innov.ru/science/economy/kontseptsiya-innovatsionno-ekonomicheskogo/
Авторы:
А.Н. Зайцев (доцент НГТУ им. Р.Е. Алексеева), Н.М. Сухова (доцент НГТУ им. Р.Е. Алексеева)
Authors:
A.N. Zaitsev (Associate Professor NSTU named after R.E. Alekseev) N.M. Sukhova (Associate Professor NSTU named after R.E. Alekseev)
Ключевые слова: стратегия, инновационно-экономический подход, подготовка кадров, тренинги
Keyword: strategy, innovation and economic approach, training, training
Аннотация: Относительно недавно в среде чиновников от образования появилась тенденция оценки нужно осуществления экономического образования в зависимости от профиля высшего учебного заведения. По суще мальным требованиям специальности «Экономика и управление на предприятии» и «Менеджмент организац укрупненные группы технических специ-альностей и направлений в политехническом вузе. Некоторые считаю стов и управленцев могут готовить только экономические вузы.
Annotation: More recently, in an environment of education bureaucrats there was a tendency assessment is needed o implementation of economic education, depending on the profile of the higher education institution. According to the ex requirements of the specialty "Economics and Management" and "Management of the organization" are not included in technical spec-majoring directions and the Polytechnic university. Some believe that the economic-ists and managers ca economic universities.
Без своей стратегии попадёшь под вли
Относительно недавно в среде чиновников от образования появилась тенденция оценки нужности или ненуж экономического образования в зависимости от профиля высшего учебного заведения. По существующим фор-м специальности «Экономика и управление на предприятии» и «Менеджмент организации» не входят в технических специ-альностей и направлений в политехническом вузе. Некоторые считают, что экономи-стов готовить только экономические вузы.
Но улучшит ли такой радикальный и слабо обоснованный подход экономическую ситуацию в стране? В ст «Россия, вперед!»
от 10.09.09 г. отмечает: «...Мировой экономический кризис показал: дела наши обстоят не самым лучшим обра; бизнес не изобретает, не создает нужные людям вещи и технологии. Эффективность и производительност
наших предприятий позорно низки». Каков же выход, по мнению президента РФ, из такой ситуации? В той же статье: «Изобретатель, новатор, ученый, учитель, предприниматель,
внедряющие новые технологии, станут самыми уважаемыми людьми в обществе... Чем «умнее»,
интеллектуальнее, эффективнее будет наша экономика, тем выше будет уровень благосостояния наших граждан».
В последние
руководством
обозначается
десять лет высшим страны регулярно приоритет развития
России: формирование инновационной экономики в противовес существующей сырьевой [1, 2]. Соответственно и вузы должны готовить квалифицированные
кадры для работы в инновационной среде на предприятиях любых размеров и любых форм собственности, зна условия будущей работы и современные технологии производства. Очевидно, что решить такую задачу нг сможет профессорско-преподавательский коллектив политехнического вуза, который знаком со вс проектирования и производства наукоемкой продукции, начиная от идеи, создания прототипов до серийног осуществляет научно-исследовательскую, опытно-конструкторскую и инновационную деятельность в области техн
При таком рассмотрении существующей ситуации ясно, что отказ от экономического направления подгот техническом вузе является ошибкой. Любая НИР, инновация, новая технология или новый продукт всегда пр экономическую экспертизу. Такая практика ни у кого не вызывает сомнения. Все дипломные проекты ст специальностей имеют организационно-экономическую часть. В результате экономических расчетов целесообразности реализации любого инновационного проекта [3]. Будущие инженеры, конструкторы, те должны знать азы экономики, будущие руководители разных уровней - не только основы менеджмента, управл и особенности производства, которым они руководят.
Однако для эффективного продвижения по пути создания инновацион-ной экономики страны и региона этого не говорит и ре-альное состояние российской экономики, и «топтание на месте» в течение десяти лет [4]. В сс промышленным предприятиям, НИИ и КБ необходимы современные молодые кадры:
1. Экономисты, ориентированные на работу в реальном секторе эконо-мики, знающие специфику промышл (машиностроение, электроэнергетика и др.), а не общие законы спроса и предложения.
2. Руководители (менеджеры), способные эффективно управлять промышленным предприятием или его по боящиеся использовать технические термины при общении с технологами, инженерами, конструкторами.
3. Специалисты по управлению подготовкой и реализацией инновационных проектов, умеющие оцен экономическую целесообразность внедрения инноваций.
4. Менеджеры со знаниями современных информационных технологий и информационных систем, спо работать с резко возросшим объемом информации в экономико-управленческой деятельности.
Именно таких конкурентоспособных специалистов, адаптированных к требованиям быстро изменяющегося пожеланиям работодателей, готовит факультет экономики, менеджмента и инноваций НГТУ им. Р.Е Аг высококвалифицированных бакалавров, специалистов и магистров стала возможной только благодаря взаимодействию. Экономисты и менеджеры получают в НГТУ хорошую техническую подготовку именно технических факультетов. И это не односторонний процесс. Выпускники технических факультетов получают консультации по экономическим вопросам. Их дипломные проекты основаны на реальных технических и экономи
Такая же картина наблюдается и в других технических вузах России. Например, Саратовский государств университет (СГТУ) имеет в своем составе Институт социального и производственного менеджмента, об социально-экономических факультета и Институт развития бизнеса и стратегий, также имеющий выпускающ управленческие кафедры. Целесообразность нахождения этих институтов в составе СГТУ обоснована в стратеги кого не вызывает сомнения.
Факультеты и институты экономико-управленческого профиля есть и в других технических вузах, которые адек приоритетные направления развития экономики страны. Для них понятие «профильность» не является фор оценке образовательной деятельности в данном направлении - целесообразность и эффективность.
Подобная проблема профильности или непрофильности, нужности или ненужности уже возникала в системе в Например, во времена СССР существовала концепция ЦК КПСС, предусматривавшая запрет на поступле аспирантуру без соответствующего базового образования. Однако вузы не послушались. Если учесть, что фило было слишком мало, в аспирантуру поступило бы слишком незначительное количество выпускников и стран целой плеяды философов с мировым именем, не имевших базового философского диплома, но внесших огром философской мысли. А многие из них десятилетия стояли у руля Института философии АН СССР и не имели п образования. Как видно из примера, такой прецедент был, но он был решен разумно.
Таким образом, очевидно, что НГТУ им Р.Е. Алексеева готовит сейчас и должен готовить в будущем инноваторов, экономистов и менеджеров для формирования инновационной экономики страны, способных
Концепция инновационно-экономического подхода в подготовке кадров в НГТУ промышленные предприятия на качественно новый уровень.
Востребованность специальностей экономического и управленческого направления со специализациями по кон направлениям подтверждает и высокий конкурс на бюджетные и внебюджетные места в тех-нических вуза количество выпускников, имеющих техническую специальность и желающих получить второе высшее экономиче
Закон рыночной экономики прост: спрос рождает предложение. Если у населения есть спрос на такую услугу и к стать экономистами не снижается, никакие принудительные меры не заставят абитуриентов становиться инжене стране такие инженеры, получившие образование только потому, что туда «разрешили» поступать?
Большинство из них и не воспользуется этим «разрешением». Они будут поступать не на техническ государственные вузы, а на экономические, но в негосударственные, число которых выросло за последние г Качество подготовки специалистов в таких вузах значительно ниже, чем в государственных. И дело не в самом ст имеют слабо развитую материальную базу, малую долю штатных преподавателей. В основном в них работают штатные преподаватели государственных вузов.
Причина проста и ясна всем. Сложившаяся система оплаты труда, характеризующаяся низкими заработ преподавательского состава, вынуждает их искать дополнительные заработки в других местах, увеличивая учебн качеству преподавания и методической работе. О научной деятельности преподавателей, занятых вопросами з при такой постановке вопроса речь вообще не идет. Вот мы и получаем, с одной стороны, плохо подготовленны знающих свою будущую профессию и, как следствие, не способных трудоустроиться, с другой, - снижение преподавателей вузов и ухудшение качества преподавания [7].
Плохо подготовленные экономисты не могут трудоустроиться по специальности [8]. Именно эти цифры и озву статистика. По выпускникам, получившим качественное образование, картина прямо противоположная. У; работают по специальности. Многие выпускники ФЭМИ НГТУ по окончании вуза имеют трудовой стаж не м оплачиваемую работу.
Подобные наблюдения позволяют сделать вывод, что проблема не в ко-личестве «экономистов и юристов» в ст подготовки. Ре-шение вопроса радикальными методами не только не улучшит, но и ухудшит ситуацию. Необход выпускников, изучение мнений работодателей, неформализованная проверка качества преподавания, т всестороннего анализа проблемы, а не просто констатация факта: «экономика и управление - непрофильн вуза».
Многие выпускники технических специальностей получают второе выс-шее экономическое образование в сте Получение второго образования экономико-управленческого профиля позволяет повысить конкурентоспособн найти высокооплачиваемую работу и открыть собственное предпринимательское дело, то есть активно включи числе и малый. О роли малого бизнеса в экономике говорится уже давно. Он призван вывести экономику на развития. Но реальная ситуация далека от желаемой и провозглашаемой. Данные о снижении доли ма предприятий, низкой отдаче от инноваций приводятся практически во всех специализированных изданиях.
По оценке самих предприятий, инновациям мешают: недостаток соб-ственных денежных средств, слабая фина стороны региональной и государственной власти, высокая стоимость инноваций, низкий платежеспособн продукты, высокий экономический риск и длительные сроки окупаемости нововведений. Среди факторо характера наибольшее беспокойство вызывает низкий инновационный потенциал предприятий, недостаток и технологиях, рынках сбыта и возможностях кооперирования с другими предприятиями и научными организаци из-за указанных причин, ежегодно приостанавливаются тысячи инновационных проектов. Возникает замкнутый к предприниматели не пытаются внедрять инновации, называя эти причины и не делая попыток просчитать реал инноваций.
Подобные проблемы внедрения инноваций существуют не только в России. Новое - это всегда риск. Иннова привлекают инвесторов, доказывают им прибыльность нового проекта и не списывают все на недостатки систем составленное технико-экономическое обоснование нового проекта и грамотный бизнес-план позволяют рассма позиции их коммерциализации и привлечь необходимые инвестиции. И составить такое обоснование способе обладающий как техническими, так и экономическими знаниями, способный обсуждать перспективность разр техники и технологии производства, так и на языке доходности и срока окупаемости инвестиций.
Подготовить таких специалистов могут преподаватели экономического факультета технического вуза и, в осно междисциплинарного характера. Синтетическое мышление предполагает не узкую специализацию в какой-ли целостное представление о предприятии и особенностях технологии. Нельзя преподавать экономику без реалы конкретному виду деятельности человека. Оторванные от реальности экономические знания являются не только опасными. Об этом свидетельствуют проблемы в российской экономике в последние 20 лет.
Инновационное образование включает в себя изучение любого предмета с точки зрения синтеза научн нравственно-духовных ценностей. Именно разнообразие методов подготовки управленческих кадров сможе' России на качественно новый уровень. А позволит осуществить этот процесс обоснованный и взвешенный квалифицированных экономистов и управленцев как в специализированных экономических, так и в техническ кадры для реального сектора экономики.
Библиографический список
1. Назарова Н.М. Специальная педагогика: история развития научного знания и подготовка педагогических кадр М. Назарова. Москва, 2009.
2. Подготовка научных кадров высшей квалификации в России // статистический сборник / М-во образования Федерации, Гос. учреждение "Центр исследований и статистики науки" ; [подгот.: Рыбак О. П. (рук.) и др.]. Москвг
3. Писарева С.А. Подготовка научных кадров высшей квалификации: обновление содержания и технологий об методические материалы для подготовки аспирантов и соискателей / Российский государственный педагогиче А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2008. Сер. Инновационная образовательная программа Герценовского универси
4. Мазур З.Ф. Инновационно-информационная подготовка научно-педагогических кадров в сфере интеллектуал монография / З. Ф. Мазур, Е. М. Чертакова. Тольятти, 2008.
5. Корнилов, Д.А Болонская система образования / П.В.Еремин, Д.А. Корнилов // Сборник трудов Всероссийской конференции «Инновации в экономике, менеджменте и подготовке кадров». - Н.Новгород: Изд-во Нижегород. i С.98-100
6. Подготовка научных кадров и формирование научно-исследовательских компетенций // коллективная моногра и др.] ; М-во образования и науки Российской Федерации, ГОУ ВПО "Ярославский гос. пед. ун-т им. К. Д. Уш 2009.
7. Повышение квалификации и подготовка кадров в образовании: сборник научных трудов // Междунар. пед. а обл. ун-т, Фак. повышения квалификации преподавателей ; под ред. Симонова В. П.. Москва, 2009. Том Вып. 3 (I
8. Каменская О.В., Сухова Н.М. Инновационный подход к образованию. Что нам принесёт реформа? // Иннов: ; журнал, 2010. №2 (3). URL: http://www.innov.ru/science/economy/innovatsionnyy-podkhod-k-obrazovani/
9. Дворецкий С.И. Инновационно-ориентированная подготовка инженерных, научных и научно-педагогических к / С. И. Дворецкий, Е. И. Муратова, И. В. Федоров ; М-во образования и науки Российской Федерации, ГОУ Е технический ун-т". Тамбов, 2009.
References
1. Nazarova N.M. Special'naja pedagogika: istorija razvitija nauchnogo znanija i podgotovka pedagogicheskih kadro Nazarova. Moskva, 2009.
2. Podgotovka nauchnyh kadrov vysshej kvalifikacii v Rossii statisticheskij sbornik . M-vo obrazovanija i nauki Ros uchrezhdenie "Centr issledovanij i statistiki nauki" ; [podgot.: Rybak O. P. (ruk.) i dr.]. Moskva, 2008.
3. Pisareva S.A. Podgotovka nauchnyh kadrov vysshej kvalifikacii: obnovlenie soderzhanija i tehnologij obrazovanija u materialy dlja podgotovki aspirantov i soiskatelej . Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gerc 2008. Ser. Innovacionnaja obrazovatel'naja programma Gercenovskogo universiteta
4. Mazur Z.F. Innovacionno-informacionnaja podgotovka nauchno-pedagogicheskih kadrov v sfere intellektual'noj sob . Z. F. Mazur, E. M. Chertakova. Tol'jatti, 2008.
5. Kornilov, D.A Bolonskaja sistema obrazovanija . P.V.Eremin, D.A. Kornilov Sbornik trudov Vserossijskoj nauchno-pr «Innovacii v jekonomike, menedzhmente i podgotovke kadrov». - N.Novgorod: Izd-vo Nizhegorod. gos. tehn. un-t.,20(
6. Podgotovka nauchnyh kadrov i formirovanie nauchno-issledovatel'skih kompetencij kollektivnaja monografija . [O. ' obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii, GOU VPO "Jaroslavskij gos. ped. un-t im. K. D. Ushinskogo". Jaroslavl', 200!
7. Povyshenie kvalifikacii i podgotovka kadrov v obrazovanii: sbornik nauchnyh trudov Mezhdunar. ped. akad., Mo: Fak. povyshenija kvalifikacii prepodavatelej ; pod red. Simonova V. P.. Moskva, 2009. Tom Vyp. 3 (№3-09)
8. Kamenskaja O.V., Suhova N.M. Innovacionnyj podhod k obrazovaniju. Chto nam prinesjot reforma? Innov: jelektro 2010. No 2 (3). URL: http: www.innov.ru.science.economy.innovatsionnyy-podkhod-k-obrazovani.
9. Dvoreckij S.I. Innovacionno-orientirovannaja podgotovka inzhenernyh, nauchnyh i nauchno-pedagogicheskih kad Dvoreckij, E. I. Muratova, I. V. Fedorov ; M-vo obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii, GOU VPO "Tambovskij c Tambov, 2009.
0 | EJ flHfleKC.BmiiKeTlNNOV
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления