Научная статья на тему 'Подготовка кадров для малого инновационного бизнеса в Российской Федерации'

Подготовка кадров для малого инновационного бизнеса в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
83
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА КАДРОВ / МАЛЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ БИЗНЕС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / КАДРЫ ДЛЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ / МАРКЕТИНГ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / TRAINING / SMALL INNOVATIVE BUSINESS IN THE RUSSIAN FEDERATION / INNOVATION MANAGEMENT / HUMAN RESOURCES FOR THE INNOVATION ECONOMY / MARKETING IN THE FIELD OF INFORMATION SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зайцев Александр Николаевич

В настоящее время подготовку специалистов в области менеджмента и маркетинга высокотехнологичного производства востребованной новой продукции ведут около 70 вузов страны, однако реальная эффективность этой работы пока невелика. Лишь небольшое число выпускников идут работать действительно по специальности, существуют значительные проблемы даже с комплектованием небольшого числа технопарков, инновационно-технологических центров, центров трансфера технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training for small business innovation in the Russian Federation

Currently, training in management and marketing of high-tech production of marketable new products are about 70 universities in the country, but the real effectiveness of this work is small. Only a small number of graduates going to work really on a specialty, there are significant problems even manning a small number of technology parks, innovation and technology centers, technology transfer centers.

Текст научной работы на тему «Подготовка кадров для малого инновационного бизнеса в Российской Федерации»

ЖИЛОИ КОМПЛЕКС

' ЕМ ■

Г I * 11 1,1 и ■ ■

'КАЗАНСКОЕ ШОССЕ

СТАРТ ПРОДАЖ Д0М№6

vira te bis ПН

ПОСМОТРЕ1

Проектная декларац Застройщиц С

Информационное агентство INNOV.RU | Вторник, 28 марта 2017 г 14:08

INNOV

РОССИИСКИИ БИЗНЕС OH-LIME

Иннов: электронный научный журнал

Главная страница журнала

Экономические науки

Технические науки О журнале Редакция Общая лента Выпуски

Опубликовать статью. Авторам

Яндекс.Директ

Качнем продажи в Яндекс Директ?

Курс 8 занятий, старт в апреле 2017. От стратегии до всех тонкостей и фишек 18+ Алексей Коновалов Программа обучения Обо мне Записаться aleksey-konovalov.ru Адрес и телефон

Подготовка кадров для малого инновационного бизнеса в Росс Федерации

Training for small business innovation in the Russian Federation

J

Dior 550 Кокетка 1 960 руб.

УДК 331

02.06.1218:52

< 479

Выходные сведения: Зайцев А.Н. Подготовка кадров для малого инновационного бизнеса в Российской Федерации // Иннов: электронный научный журнал, 2012. №3 (12). URL:

http://www.innov.ru/science/economy/podgotovka-kadrov-dlya-malogo-innovatsionnogo-biznesa-v-rossiysko/

Авторы:

Александр Николаевич Зайцев (доцент НГТУ им. Р.Е. Алексеева) Authors:

Alexander Nikolaevich Zaitsev (Associate Professor NSTU named after R.E. Alekseev)

Ключевые слова: подготовка кадров, малый инновационный бизнес в Российской Федерации, инновационный менеджмент, кадры для инновационной экономики, маркетинг в области информационного обеспечения

Keyword: training, small innovative business in the Russian Federation, innovation management, human resources for the innovation economy, marketing in the field of information security

Аннотация: В настоящее время подготовку специалистов в области менеджмента и маркетинга высокоте производства востребованной новой продукции ведут около 70 вузов страны, однако реальная эффективносп невелика. Лишь небольшое число выпускников идут работать действительно по специальности, существуют проблемы даже с комплектованием небольшого числа технопарков, инновационно-технологических центров, технологий.

Annotation: Currently, training in management and marketing of high-tech production of marketable new products a universities in the country, but the real effectiveness of this work is small. Only a small number of graduates going to Wo specialty, there are significant problems even manning a small number of technology parks, innovation and technology transfer centers.

Подготовка и переподготовка кадров была, есть и будет одной из основных задач развития любого бизнес сегменте нарастает потребность в квалифицированных кадрах, обеспечивающих исследования и разработки нехватки среднего технического персонала и квалифицированных рабочих. Проблемой предприятий, выпускаю продукцию, в последнее время является старение кадров, являющихся носителями ключевых технологий [1]. работников-учеников используемые технологии могут быть частично утеряны.

При развитии системы подготовки и переподготовки кадров необходимо обеспечивать сбалансированну направлениям, обеспечивающим инновационную деятельность. Тем не менее, в настоящее время большин предприятий (как крупных, так и малых) не обладает специалистами, которые могут грамотно обеспечить наукоемкой продукции предприятий на рынок [2]. Общая потребность в таких кадрах по всей России пока I порядка ста тысяч специалистов. Эту проблему можно решить только путем организации целенаправленной ра переподготовке таких кадров с горизонтом планирования 5 - 10 лет (время на базовое обучение или пе[

приобретение ими практических умений и навыков работы) [3, 4].

В настоящее время подготовку специалистов в области менеджмента и маркетинга высокотехнологичного

производства востребованной новой продукции ведут около 70 вузов страны, однако реальная эффективность этой работы пока невелика. Лишь небольшое число выпускников идут работать действительно по специальности, существуют значительные проблемы даже с комплектованием небольшого числа технопарков, инновационно-технологических центров, центров трансфера технологий [5]. Наконец, следует отметить и дефицит по-настоящему квалифицированных

преподавателей для подготовки кадров. Как правило, преподают те, кто не

имеют ни одного патента, ни опыта инновационного бизнеса, никакого практического опыта в тех инновац которым они обучают студентов. Обучение ведется по зарубежным разработкам и пособиям, не отражаю российскую специфику и реалии, в результате чего на выходе получаются специалисты, которым в течен приходится набирать опыт методом проб и ошибок.

В настоящее время идет работа по решению следующих задач в сфере подготовки кадров:

1) обучение научных сотрудников, прежде всего авторов разработок, специалистов научных подразделений и ру организаций и учреждений основным положениям и принципам коммерциализации технологий, использования н в качестве инновационного ресурса;

2) подготовка персонала предпринимательской сферы для малых технологических фирм и инновационных с" инновационно-технологических центров, центров продвижения технологий). Им нужен эффективный менеджм инновационного процесса;

3) подготовка квалифицированных кадров преподавателей и консультантов для образовательных учреждений, сп на подготовке персонала и консалтинговом сопровождении предприятий, осуществляющих инновационную деяте

4) обучение и повышение квалификации работников федеральных и региональных органов испол муниципалитетов, отвечающих за обеспечение условий для инновационной деятельности, коммерциали формирование и регулирование соответствующих рынков.

Рассматривая проблему кадрового обеспечения малых инновационных предприятий, нельзя не учитывать не1 современного производства, в частности, характер взаимоотношений между малым и крупным бизнесом. Попу время, особенно в России, постановка вопроса: «Что лучше — крупное или малое производство?» — неправо основе [4]. Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что предприятия разных размеров выполн этом не могут существовать порознь. Другое дело, что может наблюдаться определенный перекос и оптимальному сочетанию предприятий различных размеров в конкретных условиях данного государства.

Малые венчурные предприятия в системе корпоративных связей являются не только способом продвижения работников. Они рассматриваются и как один из оптимальных методов выявления потенциала молодых специа работа на небольших предприятиях считается чрезвычайно полезной и для управляющих различных уровней. Он принимать самостоятельные решения в непредвиденных, критических ситуациях (по сравнению с более стаб1 налаженном крупном производстве).

На малых венчурных предприятиях, носящих временный характер, проблема кадрового обеспечения в о решается путем продвижения готовой квалифицированной рабочей силы из крупной фирмы, научных уч источников. Но для самой крупной фирмы процесс подготовки кадров не может быть пущен на самотек, издержки при получении предприятием от системы образования рабочей силы, неприспособленной к кон производства. Отсюда стремление предприятий активно воздействовать на процесс базовой профессиональной п

Это означает, в первую очередь, создание внутрифирменных учебных центров, где труд на произв< продолжительным теоретическим курсом (в отличие от традиционного ученичества). Но мелкие предприятия в организационно-технических причин не могут себе позволить подобные центры. Часто учебный центр крупной ( подготовку кадров для предприятий, находящихся в зоне интересов фирмы [3, 6].

Большинство учебных центров, даже крупных корпораций, не может обеспечить теоретическую часть высококвалифицированных специалистов. Отсюда их стремление к активному воздействию на процесс обучения заведениях. Одно из основных направлений воздействия - развитие комбинированной производственно-вузовск

Любое предпринимательство по своей природе является инновационным. Это должно учитываться не тол подготовке работников сферы малого предпринимательства, но и в том, что касается общей подготовки кад вопросам рыночной экономики.

Содержательная и организационно-технологическая концепция подготовки предпринимательских кадров корректироваться с учетом возникновения новых условий и потребностей. К таковым сегодня относится стратег развития экономики России. В этой связи важно правильно определить место и роль предпринимателя в инноЕ

[7, 8].

В силу того, что в экономической сфере инновация понимается как действие/решение предпринимателя, ес решение всегда носит экономический характер. Инновационная идея рождается не в научной сфере, а в с потребления (от общественных потребностей). Поэтому инновационный процесс не только завершается на р понимании), но и начинается (порождается) на рынке .

Исходя из этих положений, следует рассматривать и инновационность как характеристику обучающей деятельно целью подготовку обучаемых к инновационной практике.

Важнейшими факторами инновационности в обучении являются:

■ образовательные программы,

■ технологии обучения,

■ исполнители (преподаватели, тренеры, тьюторы).

Конечным результатом инновационного обучения является выявление и развитие у обучаемых способности вид видят, осознавать увиденное через потенциальную возможность создания чего-то нового и искать пути его пор ради, а для практической пользы и выгоды.

Все более целостный, системный характер приобретает работа по подготовке кадров для малого предпринимав

Создание эффективной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров д предпринимательства способствует созданию новых рабочих мест, формированию класса цивилизованных решению социальных проблем на региональном и местном уровнях.

Библиографический список

1. Орлова Т.М. Подготовка кадров в области учета, анализа и аудита для предпринимательских структур малого Экономика и управление. 2010. № 12. С. 57-59.

2. Северов В.Г. Профессиональная подготовка практико-ориентированных кадров в колледже для сферы мало результаты исследования // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2012. № 2. С. 197-20

З.Зайцев А.Н., Сухова Н.М. Роль малого предпринимательства для развития инноваций // Иннов: электронный н; №4 (9). URL: http://www.innov.ru/science/economy/statya-innovatsii-2/

4. Евсеева И.А, Совецкова И.В. Подготовка и привлечение молодых специалистов на примере ОАО «ОКБМ А электронный научный журнал, 2010. №3 (4). URL: http://www.innov.ru/science/economy/podgotovka-i-privlechenie-r

5. Саал Т.Р Подготовка и подбор кадров для малого бизнеса // Экономика. Предпринимательство. Окружающая 52. С. 126-130.

6. Каменская О.В., Сухова Н.М. Инновационный подход к образованию. Что нам принесёт реформа? // Иннов: ; журнал, 2010. №2 (3). URL:http://www.innov.ru/science/economy/innovatsionnyy-podkhod-k-obrazovani/

7. Рогач О.В. Инновационные процессы в системе среднего образования, как фактор профессионального стан Материалы Афанасьевских чтений. 2010. Т. 1. № 8. С. 133-137.

8. Моргунов В.И., Дубков А.И. Инновационные процессы развития маркетинга в современной экономике // МоскЕ

References

1. Orlova T.M. Podgotovka kadrov v oblasti ucheta, analiza i audita dlja predprinimatel'skih struktur malogo i srednego upravlenie. 2010. No 12. P. 57-59.

2. Severov V.G. Professional'naja podgotovka praktiko-orientirovannyh kadrov v kolledzhe dlja sfery malogo biznes issledovanija Izvestija Irkutskoj gosudarstvennoj jekonomicheskoj akademii. 2012. No 2. P. 197-201.

3.Zajcev A.N., Suhova N.M. Rol' malogo predprinimatel'stva dlja razvitija innovacij Innov: jelektronnyj nauchnyj zhurna http: www.innov.ru.science.economy.statya-innovatsii-2.

4. Evseeva I.A, Soveckova I.V. Podgotovka i privlechenie molodyh specialistov na primere OAO «OKBM Afrikantc nauchnyj zhurnal, 2010. No 3 (4). URL: http: www.innov.ru.science.economy.podgotovka-i-privlechenie-molodykh-.

5. Saal T.R. Podgotovka i podbor kadrov dlja malogo biznesa Jekonomika. Predprinimatel'stvo. Okruzhajushhaja sredi 126-130.

6. Kamenskaja O.V., Suhova N.M. Innovacionnyj podhod k obrazovaniju. Chto nam prinesjot reforma? Innov: jelektro 2010. No 2 (3). URL:http: www.innov.ru.science.economy.innovatsionnyy-podkhod-k-obrazovani.

7. Rogach O.V. Innovacionnye processy v sisteme srednego obrazovanija, kak faktor professional'nogo stanovlenij http://www.innov.ru/science/economy/podgotovka-kadrov-dlya-malogo-innovatsionnogo-biznesa-v-rossiysko/ 3/4

Подготовка кадров для малого инновационного бизнеса в Российской Федерации Afanas'evskih сМепу. 2010. Т. 1. N0 8. Р. 133-137.

8. Morgunov V.l., Dubkov A.I. Innovacionnye processy razvitija marketinga v sovremennoj jekonomike Moskva, 2011.

Tweet JJ Нравится

|<j 0 | Яндекс.ВиджетINNOV

архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления

иль öe ботэ

Online-магазин

7

I У

•ч у

ш

- -о ком

Реклама на INNOV.RU Партнеры История компании О компании Услуги Создать сайт Стена памяти Поиск

© 1996-2017 INNOV.RU (Иннов.ру) - информационное агентство, ООО «Иннов». * - правила пользования

Свидетельство Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Нижегородской области ИА № ТУ 52-0604 от 29 февраля 2012 г ISSN: 2414-5122

Веб-студия «INNOV» - продвижение и разработка сайта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.