Научная статья на тему 'Концепция инночеловека в системе стратегического менеджмента инновационного предприятия'

Концепция инночеловека в системе стратегического менеджмента инновационного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
73
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОЧЕЛОВЕК / "ИННОВАЦИОННАЯ РОССИЯ-2020" / "INNOVATIVE RUSSIA-2020" / ИННОРУКОВОДИТЕЛЬ / ИННОИСПОЛНИТЕЛЬ / ИННОКОНКУРЕНТ / МОДЕЛЬ М ПОРТЕРА / PORTER FIVE FORCES ANALYSIS / МАРКЕТИНГ / MARKETING / МЕНЕДЖМЕНТ / MANAGEMENT / КРЕАТИВНОСТЬ / CREATIVITY / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / HUMAN CAPITAL / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / INTELLECTUAL CAPITAL / INNO PEOPLE / INNO-LEADER / INNOPERFORMER / INNO-COMPETITOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зубеева Елена Валериевна

Представлено современное понимание термина «инночеловек». Инночеловек рассмотрен в системе стратегического менеджмента инновационного предприятия. Определены основные ипостаси инночеловека как инноруководителя, инноисполнителя и инноконкурента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of Innopeople in the system of strategic management of innovation enterprises

The paper presents the modern understanding of the term «Inno man.» Inno man is considered in the system of strategic management of innovation enterprises. The author considers the basic hypostases of Inno manas inno-leader, inno-performer, and inno-competitor.

Текст научной работы на тему «Концепция инночеловека в системе стратегического менеджмента инновационного предприятия»

хомоинноватикус

концепция инночеловека в системе стратегического

менеджмента инновационного предприятия

_Аннотация

Представлено современное понимание термина «инночеловек». Инночеловек рассмотрен в системе стратегического менеджмента инновационного предприятия. Определены основные ипостаси инночеловека как инноруководите-

ля, инноисполнителя и инноконкурента. _

Ключевые слова: инночеловек, «Инновационная Россия-2020», инно-руководитель, инноисполнитель, инноконкурент, модель М. Портера, маркетинг, менеджмент, креативность, конкурентоспособность, человеческий капитал, интеллектуальный капитал _

Понятие «инночеловек» впервые было использовано в проекте Минэкономразвития России «Инновационная Россия - 2020». Данный проект имеет целью создание предпосылок и условий для совершения российским рынком инновационного рывка, который подразумевает интенсификацию высокотехнологичного сектора в общей доле ВВП страны [5]. Инновационный сценарий проекта отражен на рисунке 1.

Человек превращается в инночеловека

Реализация проекта «Инновационная Россия-2020» предполагает три основных направления работы:

1)иннорепрессии - активные финансовые вливания в инновационные проекты, продукты, поддержание инновационного производства в части облегчения налогового бремени, предоставления грантов, формирование малых инновационных предприятий (МИП) как экспериментальной базы для крупномасштабного производства [1];

2)инновертикаль - схема контроля над исполнением стратегии, которая предполагает формирование новых инновационных подразделений, отвечающих за каждую конкретную сферу инновационного развития, в рамках российс-

Зубеева

Елена Валериевна

аспирант кафедры

финансового

менеджмента,

Российский

государственный

технологический

университет

им. КЭ.Циолковского

(МАТИ)

helen400@yandex.ru

ИННОВАЦИОННЫЙ СЦЕНАРИЙ

2009-2012 гг.

Стабилизация работы и повышение устойчивости отрасли

2013-20 15 гг.

Технологический прорыв

Техническое перевооружение Защита рынка Таможенно-тарифная политика

Привлечение инвестиций

Развитие науки Формирование научно-технического потенциала Интеграция науки, производства и бизнеса Модернизация производства Создание региональных кластеров.

2016-2020 гг.

->1

Выход на самодостаточное развитие отрасли

Прогрессивное оборудование

Инновационные технологии Новые товары и нанопродукты Импортозамещение Рост экспорта Развитие рыночных инфраструктур

Рис. 1. Инновационный сценарий развития России

тот

инночеловек -человек,

—свою деятельность

_на инновационное

_производство,

_формирование

_и внедрение идей,

_проектов, планов

_креативного

характера

ких предприятий. Помимо этого, инновертикаль подразумевает создание и функционирование «инновационного лифта» - сети государственных институтов развития, поддерживающих инновационные проекты [2];

3) инночеловек - человек, ориентирующий свою деятельность на инновационное производство, формирование и внедрение идей, проектов, планов креативного характера [4]. Однако данная трактовка понятия «инночеловек» достаточно однобока и не отражает его стратегического содержания в концепции современного инновационного предприятия.Отметим, что «инночеловек» - этоодин из важнейших элементов стратегического менеджмента предприятия. Для того чтобы ответить на вопрос о месте и назначении инночеловека, рассмотрим систему стратегического менеджмента современного инновационного предприятия (см. рис. 2). На самом верхнем уровне системы стратегического менеджмента, как видно из рисунка 2, стоит решение наиболее важных задач перспективного планирования. При любой организационной структуре управления данным направлением руководит высший менеджмент предприятия (руководитель, совет директоров и т.д.). Сегодня особое значение приобретает статус инноруково-дителя.

Под инноруководителем следует понимать лицо или группу лиц, являющихся представителями высшего звена руководства, использующих в своей деятельности инновационные приемы формирования миссии, видения, целей предприятия, а также работы с коллективом. Так, например, инноруково-дитель в качестве миссии компании определяет не простое лидерство на рынке, достигнутое путем снижения издержек или гибкой стратегии ценообразования, а формирование социальных благ для инноисполнителякак наиболее важного результата человекоориентированного производства. За текущее планирование отвечает следующее звено управленческой иерархии - инноисполнитель .В отличие от простых линейных менеджеров, инноисполнитель - этолицо или группа лиц, предлагающих инновационные решения для стандартных проблем. Инноисполнитель, подобно инноруководителю, ставит во главу угла не интересы сугубопредприятия (такие как получение краткосрочной прибыли от сезонного производства и т.п.), а расширение возможности использования создаваемого социального блага (материального или нематериального). Таким образом, отвечая на вопрос «как делать?», инноисполнитель, прежде всего, проведет опрос среди коллег, потребителей и конкурентов.

при поиске новых способов решения

на помощь_

инноисполнителю_

приходят технологии

креативного_

маркетинга_

Рис. 2. Система стратегического менеджмента предприятия

—ЖЖМ

интеллектуальныикапитал

_если использование Наиболее важным звеном работы инноисполни-

_маркетинговых теля является понимание того, насколько важен

приемов при создании способ решения имеющейся проблемы для кол_инносубститута лег, имеющихся потребителей, конкурентов, пер-

—«переманит» только спективных потребителей, перспективных кон_часть покупателей, курентов. При поиске новых способов решения

_то совершенство- на помощь инноисполнителю приходят техноло-

_вание товарных гии креативного маркетинга - творческое испол-

качеств сформирует нение имеющейся технологии; формирование

_новый спрос новой потребности в старом продукте; иннова-

_и разбудит скрытые ционный способ продвижения и использования

_потребности продукта. Такая организация работы предприятия

__предполагает и некоторое изменение содержания

__стандартных функций менеджмента. Так, напри__мер, обычное планирование приобретает статус

__инновационного планирования, отвечающего за

__инновационные идеи производства, продвижения,

__организации труда. План становится своего рода

__алгоритмом, который учитывает все возможные

__исходы той или иной стратегии.

нова

Гамма «новой экономики»

Следует отметить, что центром рыночной экономики является конкурентная борьба, предполага-[ завоевание лидерских позиций по различ-ым критериям - ценовым и неценовым (качество продукции, доля рынка, приверженность потребителя и т.д.). Структуру конкуренции на рынках товаров народного потребления и промышленного назначения описывает небезызвестная модель профессора Гарвардской бизнес-школы Майкла Портера [3]. Согласно его модели, предприятие находится под воздействием пяти конкурентных сил, преодоление которых предопределяет мероприятия конкурентной стратегии. Современная рыночная ситуация диктует необходимость новой модели поведения конкурентов и формирования инноконкурента, т.е. конкурента, использующего новые приемы конкурентной борьбы и создания конкурентных преимуществ при ведении бизнеса. Рассмотрим структуру инно-конкурентов в соответствии с моделью М. Портера (см. рис.3).

Наиболее простая форма инноконкурента - дейс-твующийиннопродавец. Это существующее предприятие, производящее аналогичную продукцию

Рис. 3. Структура инноконкурентов

или предоставляющее аналогичные услуги. Среди инновационных приемов конкурентной борьбы такие инноконкуренты используют нестандартные «уловки». Сегодня наибольшее распространение среди них получают«черный PR», стратегия «копирования» и технологии бенчмаркинга. Действия существующих иннопродавцов зачастую можно предугадать и провести соответствующие мероприятия по нивелированию их негативного воздействия, т.к. эта форма инноконкурентов уже действует на рынке и реализует какую-то известную стратегию.

Гораздо сложней обстоит дело с потенциальны-минноконкурентом, который только готовится нанести конкурентный удар действующему производству. Наиболее опасны потенциальные инноконкуренты, которые становятся таковыми в связи с диверсификацией производства. Как правило, это сильные игроки рынка, которые либо осваивают новые рынки, либо уходят со старых рынков ввиду их насыщения и даже перенасыщения. В любом случае такие инноконкуренты имеют отработанные схемы завоевания заметных позиций на рынке. Менее опасны предприятия-«новички», которые только выходят на рынок. Их основной задачей является поиск рыночной ниши, завоевание доверия к торговой марке. Все эти рыночные процессы требуют длительного времени, в течение

если продавцу_

удастся договориться с иннопокупателем,

то такая форма_

отношений может

приобрести вид_

рынка монопсонии_

Литература

1. Галетов И.Д., Черкасов М.Н. Инновационные проекты в современных условиях //Проблемы современной экономики, 2014. - № 17. -Новосибирск.

2. Киндюкова С.С., Черкасов М.Н. Государственная поддержка инновационной деятельности РФ //Экономика и современный менеджмент: теория и практика, 2014. - № 34.

3. Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей конкурентов. -Альпина Паблишер, 2011.

4. Мыльник В.В., Мыльник А.В. Информация как основа формирования инновационных идей и знаний // Научные труды Вольного экономического общества России, 2012. - Т. 166.

5. Проект «ИННОВАЦИОННАЯ Р0ССИЯ-2020».

которого можно изучить их стратегию и предпринимать какие-либо ответные действия. Источниками возникновения инносубститутов могут быть как существующие заменители продукции, так и новые. Инновационный характер таких заменителей заключается в том, что инно-субституты рассчитаны на повышение требований потребителя к данной продукции и формирование нового спроса в связи с более высокой потребительной стоимостью этих заменителей. Потребительная стоимость может быть повышена за счет двух характеристик: более глубокое удовлетворение спроса за счет совершенствования товарных качеств продукта; новое представление продукции в части маркетинговых приемов (упаковка, дизайн). Если использование маркетинговых приемов при создании инносубститута «переманит» только часть покупателей, то совершенствование товарных качеств сформирует новый спрос и разбудит скрытые потребности. Иннопоставщик и иннопокупатель- наиболее сложные формы конкурентных сил. Наиболее характерными они являются для рынка В2В, а также для длинных производственных цепочек, когда, например, поставщик одновременно является и покупателем одного вида сырья, и продавцом другого вида сырья. Достаточно опасными инновационными приемами иннопоставщика и иннопо-купателя является использование PULL-стратегий, или стратегий «втягивания».

Благодаря данной стратегии участник рынка обеспечивает лояльное отношение к предлагаемому виду продукции (сырья) всех остальных участников канала распределения. Одновременно являясь продавцом и покупателем, такой участник рынка может «забрать» часть производственной цепочки или объединиться с лояльным к нему впереди или позади следующим звеном. Чем длиннее коммуникационная сбытовая цепочка, тем больше вероятность формирования такой конкурентной силы, как иннопоставщик. Что касается иннопокупа-теля, то он также может выступить как «диктатор рынка».

Известно, что потребитель стоит в центре маркетинговой системы, но на современном рынке производитель все еще может диктовать свои условия

и продавать то, что производится. Иннопокупатель же может выступить в виде объединения группы покупателей (например, на рынке, характеризуемом малым числом покупателей), формирующих свои собственные требования к желаемой продукции. Если продавцу удастся договориться с инно-покупателем, то такая форма отношений может приобрести вид рынка монопсонии.

Вывод

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, инночеловек находит свое отражение во всех сферах стратегического менеджмента инновационного предприятия. Пока нельзя дать однозначного определения данному термину, т.к. с развитием стратегического подхода к управлению рыночными процессами будут появляться все новые и новые формы «инночеловека». Но ясно, что все эти формы будут объединены одним главным свойством - они выбирают инновационный подход к любому виду деятельности: руководство, производство, формирование конкурентной стратегии, формирование спроса, формирование предложения. То есть на сегодняшний день инно-человек - это собирательный образ креативного деятеля в различных областях, ответственного за становление инновационного пути развития экономики.

на сегодняшний день

инночеловек - это_

собирательный образ креативного деятеля в различных областях, ответственного

за становление_

инновационного пути развития экономики

Elena V. Zubeeva

Postgraduate of the Chair of Financial Management,

Russian State Technological University named after K. E. Tsiolkovsky (MATI)

The concept of Innopeople in the system of strategic management of innovation enterprises

_Abstract

The paper presents the modern understanding of the term «Inno man.» Inno man is considered in the system of strategic management of innovation enterprises. The author considers the basic hypostases of Inno manas inno-leader, inno-performer, and inno-competitor.

Keywords: inno people, «Innovative Russia-2020», inno-leader, innoperformer, inno-competitor, Porter five forces analysis, marketing, management, creativity, competitiveness, human capital, intellectual capital

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.