Научная статья на тему 'Концепция и основные задачи внедрения среднесрочной программы государственных расходов и процессов бюджетирования основанного на результатах в Республике Узбекистан в существующих институциональных условиях. Требования, предъявляемые СПГР к институциональной и организационной структуре бюджетного процесса и минимально необходимые условия для ее внедрения'

Концепция и основные задачи внедрения среднесрочной программы государственных расходов и процессов бюджетирования основанного на результатах в Республике Узбекистан в существующих институциональных условиях. Требования, предъявляемые СПГР к институциональной и организационной структуре бюджетного процесса и минимально необходимые условия для ее внедрения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
36
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Егиазарян А., Гафурова 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция и основные задачи внедрения среднесрочной программы государственных расходов и процессов бюджетирования основанного на результатах в Республике Узбекистан в существующих институциональных условиях. Требования, предъявляемые СПГР к институциональной и организационной структуре бюджетного процесса и минимально необходимые условия для ее внедрения»

Егиазарян А. Гафурова 3.

консультанты

Азиатского банка развития

КОНЦЕПЦИЯ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ВНЕДРЕНИЯ СРЕДНЕСРОЧНОЙ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ И ПРОЦЕССОВ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ ОСНОВАННОГО НА РЕЗУЛЬТАТАХ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН В СУЩЕСТВУЮЩИХ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ1

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ СПГР К ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ И ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЕ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА И МИНИМАЛЬНО НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ЕЕ ВНЕДРЕНИЯ

Основным требованием к организации бюджетного процесса в условиях внедрения СПГР является наличие государственного органа (ведущего секторного министерства - ВСМ), ответственного за составление секторной СПГР. Потому, что именно на этом уровне осуществляется совмещение процессов бюджетирования сверху - вниз и снизу-вверх. То есть, согласование предложений по финансированию сектора и его подсекторов по объемам централизованно выделенных ресурсов на функционирование и развитие сектора в среднесрочной перспективе, с центральным правительством и с другими органами государственного управления, отвечающими за проведение политики в секторе, или в чьем административном подчинении находятся получа-

1 Статья подготовлена по отчету Проекта АБР: ТА 4946 (117В): Поддержка реформ управления государственными финансами. Продолжение. Смотрите начало статьи в №7 журнала 2010 года.

тели бюджетных средств в данном секторе и его подсекторах2.

ВСМ должно в достаточной степени владеть ситуацией в секторе, включая особенности и методики процессов бюджетирования в секторе, иметь полную информацию о секторе и его подсекторах, необходимую для составления секторной СПГР. ВСМ должно обладать кадровым потенциалом, способным выделение основных задач сектора, определить приоритеты внутри этих задач, с точки зрения необходимости государственного финансирования, методиками разработки программ, осуществляемых в секторе, расчета их стоимости, определения и расчета их техничес-

2 Обычно это взаимодействие осуществляется на уровне других линейных министерств или региональных органов управления, и не осуществляется на уровне конкретных организаций- получателей бюджетных средств, если эти организации не подчинены ВСМ административно

кой эффективности и т.д.

Поскольку СПГР готовится на уровне бюджетных секторов, в которых могут взаимодействовать несколько органов государственного управления, для разработки секторной СПГР в ВСМ создается специальная секторная рабочая группа (СРГ) из представителей всех органов государственного управления, представленных в секторе. Члены рабочей группы должны принимать непосредственное участие в подготовке секторной СПГР и с которыми ВСМ должно взаимодействовать при процессах бюджетирования1.

Основной функцией СРГ является подготовка предварительной бюджетной заявки и на ее основе секторной СПГР и представление их на утверждение руководителю ВСМ и согласование руководителям других органов государственного управления, представленных в секторе. СРГ, как правило, должна руководиться соответствующим заместителем ВСМ, ответственным за бюджетные вопросы и включать руководителей соответствующих финансовых подразделений ВСМ и других, задействованных в секторе органов государственного управления.

Другой важной функцией СРГ является согласование разногласий, могущих возникнуть среди вовлеченных в процесс СПГР органов государственного управления относительно внутрисек-торных потолков финансирования, набора программ, предлагаемых к финансированию, системы показателей для оценки эффективности этих программ и т.п. В случае невозможности преодоления разногласий, мнение органа, несогласного с принятыми решениями отражается в проекте предварительной бюджетной заявки в качестве особого мнения и согласуется уже на уровне МФ.

Роль МФ (и в частности его бюджетного управления) в процессах составления СПГР является центральной и наиболее важной. В частности, МФ, в установленные правительством сроки;

• Подготавливает макроэкономическую рамку;

• Подготавливает ресурсный пакет;

• Подготавливает бюджетную рамку с секторными и индикативными внутрисекторными потолками финансирования;

• Подготавливает бюджетную инструкцию относительно каждого из секторов, по которым должны составляться секторные СПГР;

• Обсуждает с ВСМ каждого сектора, включенного в СПГР предложения сектора по индика-

1 При включении региональных потолков финансирования в систему индикативных бюджетных потолков, предлагаемых данному сектору

тивным внутрисекторным потолкам финансирования и составляет окончательный вариант проекта бюджетной рамки;

• Обсуждает с ВСМ каждого сектора, включенного в СПГР, список программ, подлежащих финансированию в рамках соответствующих потолков, включая продолжающиеся программы, вновь начинаемые и прекращающиеся и составляет окончательный проект их списка;

• Составляет окончательный проект СПГР и представляет на утверждение;

СПГР имеет межсекторный характер и характер - как бюджетный документ. Он должен увязывать приоритеты государственной политики с распределением государственных финансовых ресурсов. Это предполагает множественные взаимодействия между органами управления одного и того же или различных уровней. Для решения столь многоплановых задач, почти во всех странах создается специальный орган, ответственный за координацию и управление процессов подготовки СПГР. Орган создается в форме постоянно действующей комиссии высокого уровня (правительственная бюджетная комиссия или высшая бюджетная комиссия). Эта комиссия возглавляется вице-премьером. Комиссия отвечает за финансовую сферу или министерство финансов, в состав комиссии входят министры или заместители министров экономического блока, руководитель (заместитель) Центрального банка, министры ВСМ, по секторам, по которым разрабатываются секторные СПГР, а также руководители (заместители) действующих в данном секторе других органов государственного управления (последние, как правило при рассмотрении комиссией вопросов по согласованию споров по внутрисекторному распределению ресурсов).

Основными функциями такой комиссии при подготовке СПГР являются;

• Рассмотрение и утверждение основных показателей макроэкономической рамки и ресурсного пакета, представленных МФ;

• Рассмотрение и утверждение первого проекта бюджетной рамки с секторными потолками финансирования, предоставленного МФ;

• Рассмотрение и утверждение окончательного варианта бюджетной рамки, с согласованными МФ и соответствующими ВСМ потолками финансирования, включая разрешение возможных разногласий;

• Рассмотрение и одобрение окончательного проекта СПГР, предоставленного МФ и направление для последующего утверждения правительством;

• Рассмотрение и утверждение существенных изменений в макроэкономической рамке, ресурсном пакете и бюджетной рамке по представлению МФ, если такая необходимость возникнет;

Материалы для рассмотрения и проекты решений этой комиссии как правило подготавливаются МФ, однако в некоторых странах1 при этой комиссии создается специальная рабочая группа, руководимая соответствующим заместителем или бюджетным директором МФ, включающая руководителей СРГ, функционирующей в качестве секретариата комиссии.

В составе МФ координатором и основным исполнителем в подготовке СПГР выступает бюджетное управление, а для составления проекта документа СПГР создается рабочая группа из соответствующих сотрудников бюджетного и отраслевых управлений МФ.

Для начала внедрения СПГР необходим соответствующий законодательный акт, как правило, соответствующие нормы в бюджетном кодексе или другом законе, регулирующем бюджетный процесс и определяющем параметры бюджетной системы, содержащие в частности:

• Определение СПГР как неотъемлемой, интегральной составляющей бюджетного процесса, его места в годовом бюджетном процессе;

• Определение органов управления, участвующих в процессе подготовки СПГР, их функции и полномочия в этом процессе;

• Временные рамки и периодичность подготовки СПГР;

• Требование к документу СПГР и к его структуре и содержанию;

• Процедура утверждения СПГР;

• Основные взаимосвязи СПГР и годового бюджета;

На основе положений закона, осуществляется их детализация в соответствующем постановлении правительства об организации бюджетного процесса (конкретные сроки от начала разработки до утверждения СПГР, участники процесса (включая определение пилотных секторов, ВСМ и другие органы государственного управления в секторах и их полномочия в процессе подготовки секторной СПГР), их функции и полномочия и т.д.

Соответствующие положения о бюджетной комиссии или другом высшем органе координации и управления подготовкой СПГР, о рабочих группах, методические указания и бюджетные инструкции по подготовке СПГР, утвержденные

1 Например, Армении

соответствующим образом.

Критическим вопросом для успешного внедрения СПГР является наличие достаточного кадрового потенциала и реалистичных программ развития на общегосударственном и секторных уровнях. Сотрудники должны владеть методикой СПГР и обладать соответствующей информацией. В стране должны быть разработаны и утверждены приоритеты развития на уровне секторов и основные приоритеты государственных расходов, существовать и периодически разрабатываться аналитические материалы, как подготовленные международными организациями, так и местными специалистами. Аналитические материалы должны выявлять основные проблемы развития в секторах экономики и возможности их решения с использованием государственных и негосударственных ресурсов, утвержденные программы развития секторов с предполагаемыми реформами и потребностями финансирования и т.д.

Другим критическим фактором является использование современных систем бюджетной классификации. Так например, для составления СПГР необходимо применение функциональной и экономической классификации (основанной на СРБМ-2001), а для внедрения БОР - независимой программной классификации2.

Институциональные и организационные особенности бюджетной системы и бюджетного процесса в Узбекистане с точки зрения внедрения СПГР и БОР

Институциональные и организационные особенности бюджетной системы будут рассматриваться в двух плоскостях:3

• На предмет соответствия основным принципам СПГР и БОР, на основе чего будут делаться заключения о возможности внедрения процессов СПГР, а также, в случае необходимости пред-

2 Таким образом, внедрение полной или пилотной СПРГ (т.е. содержащей бюджетную рамку и набор секторных СПГР - для всех или отдельных секторов) не может быть осуществлено без внедрения современной функциональной классификации, (такая классификация успешно внедряется Прим. Ред.) а бюджетная рамка в разрезе агрегированных функциональных бюджетных секторов и подсекторов может быть использована только в аналитических целях.

3 Анализ и описание особенностей бюджетной системы в данном контексте основано на опубликованных материалах международных организаций (см. Мировой банк 2005, Республика Узбекистан. Обзор Государственных Расходов; Мировой банк, 2004, Республика Узбекистан. Оценка Состояния Финансовой отчетности в стране; IMF, Fiscal Affaires Department, 2003, Uzbekistan. Fiscal and Treasury Reform; ADB. Report and Recommendations of the President to the Board of Directors. Project No 41041. April 2007. Proposed Loan and TA Loan to the Republic of Uzbekistan. Public Finance Management Project), Министерства финансов, законов Республики Узбекистан "О бюджетной системе" и "О казначействе" а также встреч консультанта в Министерстве финансов в течение сентября-октября 2008г.

лагаться те минимальные реформы, при выполнении которых будет возможной та или иная степень возможного внедрения СПГР и БОР;

На предмет соответствия институциональных возможностей и охвата процессов бюджетирования со стороны органов государственного управления требованиям СПГР и БОР то есть,

А) Соответствие принципам агрегированной финансовой дисциплины и самостоятельности бюджетов различных уровней. Бюджетная система Узбекистана состоит из государственного бюджета (разделяемого в свою очередь на республиканский и 14 региональных бюджетов1). Она также включает централизованную государственную инвестиционную программу (ГИП), разрабатываемую отдельно от текущего бюджета со стороны министерства экономики (МЭ), однако с участием МФ. В состав консолидированного бюджета входят2:

- расходы внебюджетного Фонда школьного образования при МФ;

- внебюджетного пенсионного фонда при МФ;

- республиканского дорожного фонда при МФ;

- государственного фонда содействия занятости; и

- Специального счета Госкомимущества3. В совокупности расходы внебюджетных фондов, включенных в консолидированный бюджет в 2006г. составили 30,4% всех расходов консолидированного бюджета и 9,1% ВВП4. Остальные, более мелкие внебюджетные фонды (числом около 17-ти) не входят в состав консолидированного бюджета. В состав консолидированного бюджета не входят также текущие и капитальные затраты, финансируемые за счет внешних заимствований и грантов.

Хотя местные бюджеты считаются самостоятельными, на самом деле принцип агрегированной финансовой дисциплины (т.е. формирование расходов на основе располагаемых доходов) на уровне региональных бюджетов не соблюдается. Наоборот, в каждом бюджетном цикле доходная база региональных бюджетов (которые как правило являются бездефицитными) формируется на основе обеспечения их соответствия приписанным им МФ расходов через систему процентных отчислений в региональные бюджеты от общего-

1 Бюджеты 12 областей, автономной Каракалпакской республики и города Ташкента, включая бюджеты районов, входящих в областные бюджеты

2 По состоянию на 2006 год

3 Называемые государственными целевыми фондами, за исключением внебюджетного фонда школьного образования.

4 Рассчитано на основе данных о расходных параметрах консолиди-

рованного бюджета (см. ттйп.иг)

сударственных налогов и платежей, которая может меняться в каждом бюджетном цикле в зависимости от объема расходов которые должны быть осуществлены через региональные бюджеты.

В отличие от региональных бюджетов принцип агрегированной финансовой дисциплины в случае включаемых в консолидированный бюджет внебюджетных фондов соблюдается, так как каждый из них имеет закрепленные источники доходов и заранее определенные направления расходования средств.

Принцип самостоятельности региональных бюджетов не может быть соблюден исходя только из того факта, что у них нет закрепленных и постоянных источников доходов, а величина и направления расходования средств полностью определяется МФ (в случае текущих затрат), а также набором проектов ГИП, подлежащих реализации на территории данного региона.

Таким образом, региональные бюджеты представляют собой региональный разрез государственного бюджета с централизованно определяемыми затратами и доходами.

Из сказанного следует невозможность применения процессов СПГР, в том числе потолков финансирования, на уровне местных бюджетов до фундаментальных реформ системы межбюджетных отношений, основные контуры которых представлен в пунктах основополагающих принципов СПГР5.

Что касается консолидированного бюджета, нынешний механизм его формирования не является препятствием для внедрения СПГР на общенациональном уровне с точки зрения принципов агрегированной финансовой дисциплины и самостоятельности бюджетов разных уровней.

Б) Соответствие принципу распределительной эффективности. Этот принцип характеризует необходимость распределения государственных средств внутри функциональных бюджетных секторов и подсекторов, в соответствии с установленными государством приоритетами, и разработанными на их основе секторными и внутри-секторными потолками финансирования. Потолки финансирования должны действовать в качестве жестких бюджетных ограничений. Описанная в пункте А существующая фрагментация консолидированного бюджета, невключение в него существенных государственных ресурсов в опреде-

5 Смотрите начало статьи в №7 2010. Согласно Стратегии реформы управления государственными финансами Министерства Финансов Узбекистана на 2007-2018гг., в пункте 4.4. предусматривается намерение правительства реформировать систему межбюджетных отношений с поэтапным переходом на принципы бюджетного федерализма.

ленной степени затрудняет централизованное определение потолков финансирования на межсекторном уровне таким образом, чтобы они жестко соответствовали государственным приоритетам развития так как:

• Некоторые закрепленные направления использования и объемы финансирования уже практически предопределены и закреплены в государственных целевых фондах, что может и не соответствовать государственным приоритетам развития;

• Разработка инвестиционного бюджета отдельно от текущего бюджета, в другие сроки, по другой методологии, и другим ведомством таит потенциальную опасность возможного несоответствия капитальных затрат существующим приоритетам государственных расходов;

• Кроме того, отдельная разработка инвестиционных и текущих расходов затрудняет возможность учета тех текущих затрат, которые необходимы для эксплуатации и поддержания сданных в эксплуатацию инвестиционных объектов, и которые не могут быть учтены в ГИП и не учитываются в текущих бюджетах;

• Невключение в консолидированный бюджет указанных в пункте А внебюджетных фондов, государственных затрат финансируемых за счет внешних заимствований и грантов, а также внебюджетных фондов развития, формируемых из неиспользуемых бюджетных средств организаций1 - получателей бюджетных средств, а также других средств получаемых данными организациями (например, вузами) и не включение их в учет при определении приоритетов и соответствующих потолков финансирования, как для текущих, так и капитальных затрат.

Однако указанные в предыдущем пункте факторы не являются критическими ограничениями для применения принципа распределительной эффективности и следовательно определения потолков финансирования по функциональным секторам, хотя и существенно более низкой степенью точности, чем в случае включения этих ресурсов в систему бюджета, или в крайнем случае, консолидированного бюджета.

Соответствующие реформы по расширению рамок государственного или консолидированного бюджета, в частности, интеграция разработки капитального и текущего бюджетов в единую структуру под ответственностью Министерства

1 Эти средства по оценке Мирового банка составляли в 2003г. около 10% всех бюджетных расходов (см. Мировой банк, 2004, Республика Узбекистан. Оценка Состояния Финансовой отчетности в стране; стр.13)

Финансов, поэтапная ликвидация большинства внебюджетных фондов и всех фондов развития, передача их ресурсов в бюджет, а также отражение в капитальном бюджете инвестиций, финансируемых за счет внешних заимствований и грантов, а также отражение в консолидированном бюджете собственных средств организаций-получателей бюджетных средств и направлений их расходования станут существенным фактором для более точного соответствия потолков финансирования общегосударственным межсекторным приоритетам развития2.

В) Концепция СПГР предполагает однако разделение централизованного процесса определения приоритетов развития на межсекторном уровне и выражения их в соответствующих межсекторных потолков финансирования от процессов определения приоритетов развития и соответствующих потолков на внутрисекторном уровне (принцип централизации планирования бюджета), который должен осуществляться ответственным за общую политику в секторе линейным министерством.

Однако при ответственности линейных секторных министерств и других органов за общую политику, они практически не задействованы в принятии финансовых решений, что обусловлено характером организации бюджетного процесса -постатейное планирование на основе централизованно утвержденных расходных нормативов по принципу снизу вверх, где обеспечение соответствия бюджетных заявок наличному объему финансовых ресурсов осуществляется МФ путем сокращения величины заявок3. Таким образом функции ВСМ выполняются МФ, который таким образом взаимодействует с большим числом получателей бюджетных средств - включая все министерства и области, которые просто сводят вместе бюджетные заявки тех получателей бюджетных средств, которые находятся под их адми-

2 Определенные мероприятия по дефрагментации и расширению бюджета предусмотрены в Стратегии реформы управления государственными финансами Министерства финансов Узбекистана на 2007-2018гг., (пункт ЗS).

3 Такая система во многом унаследована со времен бывшего СССР, где бюджет был финансовым отражением и дополнением планов экономического и социального развития, составляемых каждый год и доводимых практически до каждой организации-получателя бюджетных средств. План был фактически системой бюджетирования сверху вниз, а бюджет - построенной на его основе с применением утвержденных нормативов и постатейной структуры системой бюджетирования снизу вверх. При централизованно определяемых ценах и объемах производства товаров и услуг согласование процессов бюджетирования снизу вверх и сверху вниз означало просто проверку соответствия бюджетной заявки централизованно заданным плановым показателям. При такой системе необходимости в ответственных секторных министерствах, определяющих распределение государственных финансовых ресурсах просто не было.

нистративным подчинением, а также непосредственно со многими другими объектами. В таких условиях реальное эффективное сочетание процессов бюджетирования снизу вверх и сверху вниз невозможно. Составление МФ для бюджета 2005г. бюджетной рамки с секторными потолками финансирования не воздействовало на процессы бюджетирования на уровне секторов и подсекторов ввиду отсутствия как ВСМ, так и механизмов бюджетирования на уровне бюджетных секторов

Таким образом, переход к принципу бюджетирования на уровне секторов, отбор Ведущего Секторного Министерства для каждого сектора и наделение его соответствующими полномочиями по распределению бюджетных ресурсов на основе приоритетов государственной политики в данном секторе является критическим условием успешного внедрения СПГР. Последующее вовлечение ВСМ в процессы бюджетирования на уровне сектора1 при составлении годового бюджета является критическим условием для успешного внедрения БОР.

Такого рода мероприятия требуют времени и для успешного внедрения СПГР правительство может рассмотреть возможности сокращения числа министерств, приведения их функций и обязанностей в соответствие со спецификой бюджетных секторов, исходя из принципа одно министерство на один сектор.

Г) Соответствие принципу технической эффек-тивности2 в контексте данного раздела основополагающих принципов СПГР заключается в том, насколько существующая схема организации бюджетного процесса позволяет представлять бюджетную заявку в виде совокупности программ3. Основными техническими условиями внедрения БОР являются использование программной бюджетной классификации, которую предполагается

1 Sector wide budgeting

2 Согласно определению в "Performance Budgeting. Linking Funding and results", IMF, 2007, стр. 29, техническая эффективность характеризует эффективность (производительность) бюджетного сектора (включая системы государственного управления) и относится к выбору наиболее экономичного набора затрат при их заданной стоимости для производства определенного вида продукции и услуг. Для выбора соответствующего способа производства продукции и услуг на основе принципа технической эффективности, для бюджетного сектора должны быть определены какие продукты и услуги должны быть произведены для общественного пользования, что и определяется на основе приоритетов (принцип распределительной эффективности) - там же, стр.145

3 Или в программном формате, что в типичном случае включает: описание целей программы, описание основных видов деятельности, которые программа содержит, основные результаты, которых предполагается достичь данной программой, основные результаты достигнутые программой в прошлом, объем ресурсов, которые предполагается использовать в данной программы и основные индикаторы программы (program performance indicators). ("Performance Budgeting. Linking Funding and results", IMF, 2007, стр. 64,)

внедрить с 2011г. и бюджетирование на уровне секторов, т.е. полноценное участие ВСМ в процессах годового планирования, для чего необходимо возложение ответственности за составление бюджета сектора на ВСМ по методике бюджетирования СПГР. Таким образом внедрение бюджетирование на основе определения приоритетов затрат, что является основой СПГР и бюджетирования на уровне секторов, осуществляемое ВСМ должно предшествовать переходу на принципы БОР и являться необходимой предпосылкой его внедрения. Это обусловлено тем, что сам принцип БОР не отменяет требования необходимости определения затрат на основе приоритетов развития, а, наоборот является его совершенствованием, давая возможность осуществлять эти затраты более эффективным образом

С другой стороны, внедрение БОР потребует значительно большей подготовительной работы и значительно больших институциональных требований, предъявляемых к органам государственного управления и к ВСМ в частности. Как правило внедрение БОР требует всех тех условий и предпосылок, которые необходимы для внедрения СПГР и последующего перехода к бюджетированию на уровне секторов. Кроме этого и перехода к программной классификации для внедрения БОР как минимум необходимо:

• Разработка программных форматов для представления затрат в виде совокупности программ;

• Разработка системы целевых индикаторов (performance indicators), необходимых для оценки эффективности программы и оценки степени достижения декларированных программой целей;

• Обеспечение институциональной способности МФ, ВСМ и других органов государственного управления осуществлять анализ программ и предлагать соответствующие реформы и изменения, позволяющие повысить их эффективность или заменять новыми.

Д) Соответствие принципу одного кармана. Анализ соответствия этому принципу соответствует анализу приведенному в пункте А. Хотя необходимость максимально возможной консолидации всех государственных финансовых ресурсов в рамках государственного или консолидированного бюджета, существующий уровень фрагментации государственных ресурсов не является непреодолимым препятствием для внедрения СПГР.

Е) Соответствие принципу заблаговременного принятия решений по направлениям государственных расходов и учета возможных рисков. Этот принцип в современной бюджетной практике не

соблюдается в основном исходя из используемой методики постатейного бюджетирования на основе нормативов и отсутствия бюджетирования на уровне секторов и не включенности линейных министерств в бюджетный процесс в качестве принимающих решения по распределению ресурсов. Эта функция связи бюджетирования с политикой в определенной степени возложена на правительство и МФ, но они по определению не могут ее эффективно осуществлять на секторном уровне, т.к. это является функцией секторных министерств.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ж) Что касается институциональной готовности органов государственного управления к внедрению СПГР и БОР, то основные рекомендации сводятся к следующему:

• Необходимо, как уже указывалось создание бюджетной комиссии высокого уровня для координации всех процессов внедрения СРГР и БОР

• Нынешняя структура МФ не соответствует задачам внедрения СПГР и БОР и должна быть существенно изменена. В частности критическим является усиление бюджетного управления, как основной структуры, которая должна осуществлять внедрение СПГР и БОР. Оно по опыту других стран отвечает за все составные части СПГР, поэтому должна быть ответственна за разработку макроэкономической рамки, ресурсного пакета, бюджетной рамки, взаимодействия с ВСМ, а также подготовку документа СПГР в целом. Исходя из этого в управлении должны быть сформулированы структуры, ответственные за: (1) разработку бюджетной рамки, включая прогноз макроэкономических показателей1, доходов государства (в том числе налоговых) и определение потолков финансирования по секторам и подсекторам; (2)

секторные отделы, взаимодействующие с ВСМ, ответственных за разработку секторных СПГР и секторных годовых бюджетов при переходе на бюджетирование на основе секторов. Причем эти отделы должны создаваться или переводиться в бюджетное управление из других структур МФ по мере включения новых секторов в систему СПГР и бюджетирования на основе секторов.

• В бюджетном управлении МФ необходимо также создать постоянную рабочую группу, ответственную за подготовку документа СПГР с привлечением работников из других структур МФ и соответствующих ВСМ.

• В рамках бюджетного управления также должна быть создана структура, специально занимающаяся вопросами внедрения БОР, включая подготовку методических материалов, разработку форматов программ и т. д., а также взаимодействующую с ВСМ, в секторах которых предполагается внедрить БОР.

• При решении правительства об интеграции инвестиционной программы в состав бюджета, инвестиционное бюджетирование необходимо осуществлять в МФ, для чего в структуре бюджетного управления целесообразно создать соответствующее подразделение.

Что касается потенциальных ВСМ из числа существующих линейных министерств, которые должны подготавливать секторные СПГР, а впоследствии осуществлять процессы бюджетирования на основе секторов, как правило, из-за того, что они не осуществляли подобные функции в прошлом, соответствующие структуры необходимо будет создавать заново на основе финансовых управлений с обучением кадров, их интенсивной переподготовкой и переобучением.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Закон Республики Узбекистан "О бюджетной системе".

2. Закон Республики Узбекистан "О казначействе"

3. Стратегия реформы управления государственными финансами Узбекистана на 2007-2018гг. Министерства финансов Республики Узбекистан.

4. Мировой банк 2005, Республика Узбекистан. Обзор Государственных Расходов;

5. Мировой банк, 2004, Республика Узбекистан. Оценка Состояния Финансовой отчетности в стране;

6. IMF, Fiscal Affaires Department, 2003, Report Uzbekistan: Fiscal and Treasury Reform;

7. ADB. Report and Recommendations of the President to the Board of Directors. Project No 41041. April 2007. Proposed Loan and TA Loan to the Republic of Uzbekistan. Public Finance Management Project

8. IMF, 2007, "Performance Budgeting. Linking Funding and results"

1 В настоящее время эта функция осуществляется Министерством экономики, исходя из международного опыта, ее необходимо передать в МФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.