Научная статья на тему 'Концепция и новации проекта оперативно-разыскного кодекса'

Концепция и новации проекта оперативно-разыскного кодекса Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
144
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОГО КОДЕКСА / DRAFT OF THE CRIME DETECTION CODE / ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОЕ ПРАВО / КОНТРОЛЬ / CONTROL / НАДЗОР / SUPERVISION / ПРИНЦИПЫ / PRINCIPLES / CRIME DETECTION / CRIME DETECTION LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Луговик Виктор Федорович

Представлены концептуальные положения, ставшие основой проекта оперативно-разыскного кодекса. Дана характеристика проекта, отмечены его правовые новации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Луговик Виктор Федорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conception and novations of the draft of the Crime Detection Code

The article comprises the conceptual provisions in the foundation of the draft of the Crime Detection Code, characteristics of the draft and identifies its legal novations.

Текст научной работы на тему «Концепция и новации проекта оперативно-разыскного кодекса»

БИБЯИОГЯОБУС

УДК 340 © В. Ф. Луговик, 2015

Концепция и новации проекта оперативно-разыскного кодекса

В. Ф. Луговик

Представлены концептуальные положения, ставшие основой проекта оперативно-разыскного кодекса. Дана характеристика проекта, отмечены его правовые новации.

Ключевые слова: проект оперативно-разыскного кодекса, оперативно-разыскная деятельность, оперативно-разыскное право, контроль, надзор, принципы.

Основные положения концепции оперативно-разыскного кодекса

Правовое регулирование оперативно-разыскной деятельности (далее — ОРД) носит многоаспектный характер, и его совершенствование лежит в плоскости решения как фундаментальных, так и прикладных проблем . В настоящее время очевидным является несоответствие современного состояния правового регулирования оперативно-разыскной деятельности международным стандартам и социально-экономическим реалиям, в связи с чем в юридическом сообществе все чаще высказывается мнение о необходимости разработки принятия иного закона, регулирующего этот важнейший вид юридической практики . С этим нельзя не согласиться Однако прежде чем приступить к формированию содержательной части нового закона, целесообразно определиться в исходных методологических посылках, позволяющих наметить контуры концепции правового регулирования ОРД

Чрезмерное увлечение исследованием прикладных проблем в рамках существующей концепции правового регулирования ОРД не только не продуктивно, но и опасно Опасность кроется в том, что такой подход сужает горизонт научного мышления и не позволяет оперативно-разыскной науке предлагать радикальные и конструктивные решения возникающих проблем . Более того, можно говорить об

отсутствии в настоящее время научной концепции правового регулирования ОРД Парадоксальность ситуации заключается в том, что совокупность взглядов на возможности и способы законодательного регулирования рассматриваемой деятельности стала обретать форму концепции после опубликования закона от 13 марта 1992 г. «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» . Принятию закона не предшествовало широкое научное обсуждение, можно даже сказать, что его появление было неожиданным для научной общественности . Но еще более внезапным стало принятие Федерального закона от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — закон об ОРД) . Соответственно, исследования в рамках наскоро сформированной концепции чаще всего направлены на обоснование и даже некоторое оправдание положений уже действующего закона

Рассмотрим лишь наиболее важные аспекты концепции оперативно-разыскного закона

1. Через двадцать два года после принятия первого закона, регламентирующего ОРД, есть потребность аргументировать необходимость ее правового регулирования До настоящего времени при оценке социальной значимости и необходимости правового регулирования ОРД бытует множество предубеждений и стереотипов . Можно предположить активное сопротивление принятию оперативно-разыскного кодекса

Научная общественность не спешит признавать оперативно-разыскное право в качестве отрасли права . Приверженность мифу исключительности ОРД и трактовке ее как сугубо негласной, закрытой сферы борьбы с преступностью, регулируемой лишь ведомственными нормативными актами, не позволяет авторам увидеть не только тактические, но и правовые проблемы . Фрагментарность и неполнота знаний в области ОРД, обремененность стереотипами узкопрофессионального мышления, а в ряде случаев и надменность, пренебрежительное и высокомерное отношение к ОРД как вспомогательной, не вполне моральной сфере социальной практики закрывает авторам глаза не только на реальные проблемы оперативно-разыскной деятельности, но и на направления их правового решения .

Правовой характер ОРД давно доказан, более того, еще в 1981 г. представителем Омской научной школы Ю. Я. Вольдманом было аргументировано существование самостоятельной отрасли права — оперативно-разыскного права 1 . Идея была поддержана А . А . Чувилевым 2 и другими учеными 3 . Некоторые авторы эту отрасль предложили назвать оперативно-процессуальным правом 4 .

2. Предваряя разработку закона, важно определить правомерность регламентации ОРД не только в законе об ОРД, но и в других федеральных законах В настоящее время на этот вопрос нет однозначного ответа Особенностью современной ситуации является то, что ОРД регулируется не только законом об ОРД, но и другими законами Насыщение таможенной, уголовно-исполнительной и других отраслей законодательства оперативно-разыскными нормами ведет к «размыванию» предмета правового регулирования Причем это касается даже не второстепенных, а базовых положений. Иногда наблюдаются конкуренция и коллизии оперативно-разыскных норм

Одним из возможных способов устранения кол-лизионности в правовом регулировании деятельности по выявлению оперативно-разыскных данных может быть придание закону об ОРД статуса кодифицирующего нормативного правового акта, т е кодекса, закона, обладающего приоритетом относительно других нормативных актов не по силе действия, а исключительно по предмету регулирования Практически во всех кодексах зафиксировано, что именно они регулируют определенную группу правоотношений, а другие законы не могут им противоречить и регулировать данную сферу 5 .

3. Оперативно-разыскное законодательство необходимо освободить от избыточных норм, носящих декларативный характер и не несущих правовой нагрузки . К таковым можно отнести ст. 1 (понятие ОРД), ст. 2 (задачи ОРД) ныне действующего оперативно-разыскного закона В то же время в законе необходи-

мо по-новому подойти к формулированию принципов оперативно-разыскной деятельности, при этом следует учесть мировой опыт В международном праве принципы уже давно приобрели статус стержневых правовых положений .

4 . В закон следует включить статью «Основные понятия, используемые в настоящем законе» При этом нужно учитывать, что любая дефиниция отражает не все признаки мыслимых в понятии предметов, тем более невозможно дать нормативное определение оперативно-разыскного мероприятия Целесообразнее было бы сосредоточиться на разработке правовых процедур проведения оперативно-разыскных мероприятий Четко регламентированная процедура может раскрыть суть оперативно-разыскного мероприятия

5. В оперативно-разыскном кодексе необходимо отказаться от статьи, в которой содержится перечень оперативно-разыскных мероприятий Думаю, некоторым мероприятиям следует посвятить отдельную статью (статьи), где закрепить процедуру их проведения, другие прописать в статье «Права оперативных подразделений» (например, вместо ОРМ «наведение справок» — право на истребование (получение) информации)

6. В законе нужно четко закрепить функции контроля и надзора за оперативно-разыскной деятельностью

7. В целях социальной и правовой защиты лиц, оказывающих содействие оперативным подразделениям, следует предусмотреть заключение с ними трудового договора . Это позволит время сотрудничества засчитывать в трудовой стаж и осуществлять необходимые социальные выплаты и взносы

Новации проекта оперативно-разыскного кодекса

18 ноября 2014 г. на Всероссийской научно-практической конференции в Омской юридической академии был представлен проект Федерального закона «Оперативно-разыскной кодекс Российской Федерации» 6 . Несмотря на преемственность правовых положений, кодекс обладает рядом новелл, в частности:

1 В специальной статье представлен оперативно-разыскной глоссарий, где даются правовые определения наиболее значимым терминам

2 В главе 2 раскрывается содержание девяти принципов оперативно-разыскной деятельности Нормы статей понятны, потенциально реализуемы и недекларативны

3 . Специальная глава (4) посвящена участникам оперативно-разыскной деятельности Впервые на законодательном уровне определяются права и обязанности руководителя оперативно-разыскного органа, руководителя оперативного подразделения, опер-

74

Научный вестник Омской академии МВД России № 4 (59), 2015

уполномоченного, прокурора, суда (судьи), специалиста. Оперативно-разыскное законодательство в этой части корреспондирует с уголовно-процессуальным и административным, в том числе и посредством введения в ОРД такого участника, как понятой .

4. Определен порядок оперативно-разыскного производства, предлагается законодательно закрепить, что оперативно-разыскное производство осуществляется только по проверочным материалам и оперативным делам, заводимым как в отношении лиц, так и по фактам. Таким образом, оперативно-разыскные органы смогут заводить лишь один вид дела оперативного учета — оперативное дело, что позволит снизить количество заводимых дел и уменьшить объем ненужного бюрократического «бумаготворчества».

5. Впервые в отечественном законодательстве предусматриваются принудительные меры обеспечения оперативно-разыскного производства В их числе: 1) доставление; 2) задержание; 3) личный досмотр; 4) изъятие; 5) приведение в негодность или уничтожение документов, предметов, материалов, веществ; 6) ограничение использования сетей связи и средств связи; 7) приостановление услуг связи. Каждой из них посвящена отдельная статья кодекса Включение в оперативно-разыскной кодекс принудительных мер обеспечения оперативно-разыскного производства, а значит и получение возможности их реализации, принципиально меняет концептуальные положения ОРД, долгие годы испытывавшей дефицит властно-распорядительных возможностей

6. В 20-ти статьях главы 7 детально регламентирован порядок осуществления и документального оформления оперативно-разыскных мероприятий, определена процедура представления результатов ОРД органу дознания, дознавателю, следователю или в суд Впервые предложен судебный порядок оценки результатов ОРД, полученных при непредвиденных обстоятельствах

7. Содействие отдельных лиц оперативно-разыскным органам предлагается рассматривать как трудовую деятельность с заключением трудового договора . Предусмотрено, что должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, органов военного управления, руководители коммерческих и некоммерческих организаций в рамках своей компетенции обязаны оказывать содействие органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность В установленных нормативными правовыми актами случаях они обязаны сообщать оперативно-разыскным органам об известных им признаках подготовки или совершении преступлений, а также лицах, их подготавливающих и совершающих.

8. В целях обеспечения правовой защиты предусмотрено освобождение от уголовной ответствен-

ности лиц, выполняющих специальные задания по борьбе с преступностью В частности, ст 73 проекта гласит, что не подлежит уголовной ответственности лицо, которое, выполняя в соответствии с настоящим Кодексом специальное задание по выявлению, предупреждению или пресечению преступления и действуя с другими его участниками, вынуждено совершить преступление, за исключением тяжкого или особо тяжкого, связанного с посягательством на жизнь или здоровье человека . Эта норма потребует внесения соответствующих изменений в уголовное и уголовно-процессуальное законодательства .

9 . Нормы статей, включенных в главу 11, детально регламентируют контроль и надзор за оперативно-разыскной деятельностью В частности, согласно ст 76 судья (суд), вынесший постановление о проведении оперативно-разыскного мероприятия, вправе установить срок и регулярность представления ему результатов оперативно-разыскного мероприятия Если при их оценке судья (суд) придет к выводу о необоснованности проведения оперативно-разыскного мероприятия, то он вправе вынести постановление о его прекращении .

10 . Статья 81 запрещает оперативно-разыскным органам и их должностным лицам осуществлять оперативно-разыскную деятельность за счет средств, представляемых безвозмездно, иными юридическими и физическими лицами, за исключением случаев назначения иными юридическими и физическими лицами вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших, а также поощрения лиц, оказавших помощь оперативно-разыскным органам в выполнении иных возложенных на них обязанностей. Иными словами, оперативно-разыскные органы не должны находиться на содержании у иных юридических и физических лиц, лишая себя тем самым беспристрастности и независимости

1 Вольдман Ю. Я. Об оперативно-розыскном праве как отрасли советского права // Актуальные вопросы работы со спецаппаратом . Омск, 1981 . С. 3-27.

2 Чувилев А. А. Оперативно-розыскное право . М. , 1999. С. 3-36.

3 См . , напр . : Земскова А. В. Правовые проблемы использования оперативно-розыскных мероприятий в уголовно-процессуальном доказывании. Волгоград, 2000. С. 18 ; Шумилов А. Ю. Оперативно-розыскное право: иллюзия или реальность // Правоведение . 1994. № 4 . С. 44-51 (в некоторых работах А . Ю . Шумилов говорит об уголовно-розыскном праве).

4 См. , напр. : Основы оперативно-розыскной деятельности : учеб. для вузов / под ред. В. Б. Рушайло. 4-е изд. СПб. , 2002 С 5

5 Следует заметить, что в некоторых кодифицированных отраслях права это правило уже соблюдается (ст. 1 УК РФ; ст. 1 УПК РФ; ч . 8 ст. 5 Трудового кодекса РФ) .

6 Луговик В. Ф. Оперативно-разыскной кодекс Российской Федерации : авторский проект Омск, 2014 96 с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.