БИБЯИОГЯОБУС
УДК 340 © В. Ф. Луговик, 2015
Концепция и новации проекта оперативно-разыскного кодекса
В. Ф. Луговик
Представлены концептуальные положения, ставшие основой проекта оперативно-разыскного кодекса. Дана характеристика проекта, отмечены его правовые новации.
Ключевые слова: проект оперативно-разыскного кодекса, оперативно-разыскная деятельность, оперативно-разыскное право, контроль, надзор, принципы.
Основные положения концепции оперативно-разыскного кодекса
Правовое регулирование оперативно-разыскной деятельности (далее — ОРД) носит многоаспектный характер, и его совершенствование лежит в плоскости решения как фундаментальных, так и прикладных проблем . В настоящее время очевидным является несоответствие современного состояния правового регулирования оперативно-разыскной деятельности международным стандартам и социально-экономическим реалиям, в связи с чем в юридическом сообществе все чаще высказывается мнение о необходимости разработки принятия иного закона, регулирующего этот важнейший вид юридической практики . С этим нельзя не согласиться Однако прежде чем приступить к формированию содержательной части нового закона, целесообразно определиться в исходных методологических посылках, позволяющих наметить контуры концепции правового регулирования ОРД
Чрезмерное увлечение исследованием прикладных проблем в рамках существующей концепции правового регулирования ОРД не только не продуктивно, но и опасно Опасность кроется в том, что такой подход сужает горизонт научного мышления и не позволяет оперативно-разыскной науке предлагать радикальные и конструктивные решения возникающих проблем . Более того, можно говорить об
отсутствии в настоящее время научной концепции правового регулирования ОРД Парадоксальность ситуации заключается в том, что совокупность взглядов на возможности и способы законодательного регулирования рассматриваемой деятельности стала обретать форму концепции после опубликования закона от 13 марта 1992 г. «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» . Принятию закона не предшествовало широкое научное обсуждение, можно даже сказать, что его появление было неожиданным для научной общественности . Но еще более внезапным стало принятие Федерального закона от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — закон об ОРД) . Соответственно, исследования в рамках наскоро сформированной концепции чаще всего направлены на обоснование и даже некоторое оправдание положений уже действующего закона
Рассмотрим лишь наиболее важные аспекты концепции оперативно-разыскного закона
1. Через двадцать два года после принятия первого закона, регламентирующего ОРД, есть потребность аргументировать необходимость ее правового регулирования До настоящего времени при оценке социальной значимости и необходимости правового регулирования ОРД бытует множество предубеждений и стереотипов . Можно предположить активное сопротивление принятию оперативно-разыскного кодекса
Научная общественность не спешит признавать оперативно-разыскное право в качестве отрасли права . Приверженность мифу исключительности ОРД и трактовке ее как сугубо негласной, закрытой сферы борьбы с преступностью, регулируемой лишь ведомственными нормативными актами, не позволяет авторам увидеть не только тактические, но и правовые проблемы . Фрагментарность и неполнота знаний в области ОРД, обремененность стереотипами узкопрофессионального мышления, а в ряде случаев и надменность, пренебрежительное и высокомерное отношение к ОРД как вспомогательной, не вполне моральной сфере социальной практики закрывает авторам глаза не только на реальные проблемы оперативно-разыскной деятельности, но и на направления их правового решения .
Правовой характер ОРД давно доказан, более того, еще в 1981 г. представителем Омской научной школы Ю. Я. Вольдманом было аргументировано существование самостоятельной отрасли права — оперативно-разыскного права 1 . Идея была поддержана А . А . Чувилевым 2 и другими учеными 3 . Некоторые авторы эту отрасль предложили назвать оперативно-процессуальным правом 4 .
2. Предваряя разработку закона, важно определить правомерность регламентации ОРД не только в законе об ОРД, но и в других федеральных законах В настоящее время на этот вопрос нет однозначного ответа Особенностью современной ситуации является то, что ОРД регулируется не только законом об ОРД, но и другими законами Насыщение таможенной, уголовно-исполнительной и других отраслей законодательства оперативно-разыскными нормами ведет к «размыванию» предмета правового регулирования Причем это касается даже не второстепенных, а базовых положений. Иногда наблюдаются конкуренция и коллизии оперативно-разыскных норм
Одним из возможных способов устранения кол-лизионности в правовом регулировании деятельности по выявлению оперативно-разыскных данных может быть придание закону об ОРД статуса кодифицирующего нормативного правового акта, т е кодекса, закона, обладающего приоритетом относительно других нормативных актов не по силе действия, а исключительно по предмету регулирования Практически во всех кодексах зафиксировано, что именно они регулируют определенную группу правоотношений, а другие законы не могут им противоречить и регулировать данную сферу 5 .
3. Оперативно-разыскное законодательство необходимо освободить от избыточных норм, носящих декларативный характер и не несущих правовой нагрузки . К таковым можно отнести ст. 1 (понятие ОРД), ст. 2 (задачи ОРД) ныне действующего оперативно-разыскного закона В то же время в законе необходи-
мо по-новому подойти к формулированию принципов оперативно-разыскной деятельности, при этом следует учесть мировой опыт В международном праве принципы уже давно приобрели статус стержневых правовых положений .
4 . В закон следует включить статью «Основные понятия, используемые в настоящем законе» При этом нужно учитывать, что любая дефиниция отражает не все признаки мыслимых в понятии предметов, тем более невозможно дать нормативное определение оперативно-разыскного мероприятия Целесообразнее было бы сосредоточиться на разработке правовых процедур проведения оперативно-разыскных мероприятий Четко регламентированная процедура может раскрыть суть оперативно-разыскного мероприятия
5. В оперативно-разыскном кодексе необходимо отказаться от статьи, в которой содержится перечень оперативно-разыскных мероприятий Думаю, некоторым мероприятиям следует посвятить отдельную статью (статьи), где закрепить процедуру их проведения, другие прописать в статье «Права оперативных подразделений» (например, вместо ОРМ «наведение справок» — право на истребование (получение) информации)
6. В законе нужно четко закрепить функции контроля и надзора за оперативно-разыскной деятельностью
7. В целях социальной и правовой защиты лиц, оказывающих содействие оперативным подразделениям, следует предусмотреть заключение с ними трудового договора . Это позволит время сотрудничества засчитывать в трудовой стаж и осуществлять необходимые социальные выплаты и взносы
Новации проекта оперативно-разыскного кодекса
18 ноября 2014 г. на Всероссийской научно-практической конференции в Омской юридической академии был представлен проект Федерального закона «Оперативно-разыскной кодекс Российской Федерации» 6 . Несмотря на преемственность правовых положений, кодекс обладает рядом новелл, в частности:
1 В специальной статье представлен оперативно-разыскной глоссарий, где даются правовые определения наиболее значимым терминам
2 В главе 2 раскрывается содержание девяти принципов оперативно-разыскной деятельности Нормы статей понятны, потенциально реализуемы и недекларативны
3 . Специальная глава (4) посвящена участникам оперативно-разыскной деятельности Впервые на законодательном уровне определяются права и обязанности руководителя оперативно-разыскного органа, руководителя оперативного подразделения, опер-
74
Научный вестник Омской академии МВД России № 4 (59), 2015
уполномоченного, прокурора, суда (судьи), специалиста. Оперативно-разыскное законодательство в этой части корреспондирует с уголовно-процессуальным и административным, в том числе и посредством введения в ОРД такого участника, как понятой .
4. Определен порядок оперативно-разыскного производства, предлагается законодательно закрепить, что оперативно-разыскное производство осуществляется только по проверочным материалам и оперативным делам, заводимым как в отношении лиц, так и по фактам. Таким образом, оперативно-разыскные органы смогут заводить лишь один вид дела оперативного учета — оперативное дело, что позволит снизить количество заводимых дел и уменьшить объем ненужного бюрократического «бумаготворчества».
5. Впервые в отечественном законодательстве предусматриваются принудительные меры обеспечения оперативно-разыскного производства В их числе: 1) доставление; 2) задержание; 3) личный досмотр; 4) изъятие; 5) приведение в негодность или уничтожение документов, предметов, материалов, веществ; 6) ограничение использования сетей связи и средств связи; 7) приостановление услуг связи. Каждой из них посвящена отдельная статья кодекса Включение в оперативно-разыскной кодекс принудительных мер обеспечения оперативно-разыскного производства, а значит и получение возможности их реализации, принципиально меняет концептуальные положения ОРД, долгие годы испытывавшей дефицит властно-распорядительных возможностей
6. В 20-ти статьях главы 7 детально регламентирован порядок осуществления и документального оформления оперативно-разыскных мероприятий, определена процедура представления результатов ОРД органу дознания, дознавателю, следователю или в суд Впервые предложен судебный порядок оценки результатов ОРД, полученных при непредвиденных обстоятельствах
7. Содействие отдельных лиц оперативно-разыскным органам предлагается рассматривать как трудовую деятельность с заключением трудового договора . Предусмотрено, что должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, органов военного управления, руководители коммерческих и некоммерческих организаций в рамках своей компетенции обязаны оказывать содействие органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность В установленных нормативными правовыми актами случаях они обязаны сообщать оперативно-разыскным органам об известных им признаках подготовки или совершении преступлений, а также лицах, их подготавливающих и совершающих.
8. В целях обеспечения правовой защиты предусмотрено освобождение от уголовной ответствен-
ности лиц, выполняющих специальные задания по борьбе с преступностью В частности, ст 73 проекта гласит, что не подлежит уголовной ответственности лицо, которое, выполняя в соответствии с настоящим Кодексом специальное задание по выявлению, предупреждению или пресечению преступления и действуя с другими его участниками, вынуждено совершить преступление, за исключением тяжкого или особо тяжкого, связанного с посягательством на жизнь или здоровье человека . Эта норма потребует внесения соответствующих изменений в уголовное и уголовно-процессуальное законодательства .
9 . Нормы статей, включенных в главу 11, детально регламентируют контроль и надзор за оперативно-разыскной деятельностью В частности, согласно ст 76 судья (суд), вынесший постановление о проведении оперативно-разыскного мероприятия, вправе установить срок и регулярность представления ему результатов оперативно-разыскного мероприятия Если при их оценке судья (суд) придет к выводу о необоснованности проведения оперативно-разыскного мероприятия, то он вправе вынести постановление о его прекращении .
10 . Статья 81 запрещает оперативно-разыскным органам и их должностным лицам осуществлять оперативно-разыскную деятельность за счет средств, представляемых безвозмездно, иными юридическими и физическими лицами, за исключением случаев назначения иными юридическими и физическими лицами вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших, а также поощрения лиц, оказавших помощь оперативно-разыскным органам в выполнении иных возложенных на них обязанностей. Иными словами, оперативно-разыскные органы не должны находиться на содержании у иных юридических и физических лиц, лишая себя тем самым беспристрастности и независимости
1 Вольдман Ю. Я. Об оперативно-розыскном праве как отрасли советского права // Актуальные вопросы работы со спецаппаратом . Омск, 1981 . С. 3-27.
2 Чувилев А. А. Оперативно-розыскное право . М. , 1999. С. 3-36.
3 См . , напр . : Земскова А. В. Правовые проблемы использования оперативно-розыскных мероприятий в уголовно-процессуальном доказывании. Волгоград, 2000. С. 18 ; Шумилов А. Ю. Оперативно-розыскное право: иллюзия или реальность // Правоведение . 1994. № 4 . С. 44-51 (в некоторых работах А . Ю . Шумилов говорит об уголовно-розыскном праве).
4 См. , напр. : Основы оперативно-розыскной деятельности : учеб. для вузов / под ред. В. Б. Рушайло. 4-е изд. СПб. , 2002 С 5
5 Следует заметить, что в некоторых кодифицированных отраслях права это правило уже соблюдается (ст. 1 УК РФ; ст. 1 УПК РФ; ч . 8 ст. 5 Трудового кодекса РФ) .
6 Луговик В. Ф. Оперативно-разыскной кодекс Российской Федерации : авторский проект Омск, 2014 96 с