Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ ХРИСТИАНСКОГО СОЦИАЛИЗМА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: КРИЗИС ИЛИ ОБНОВЛЕНИЕ?'

КОНЦЕПЦИЯ ХРИСТИАНСКОГО СОЦИАЛИЗМА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: КРИЗИС ИЛИ ОБНОВЛЕНИЕ? Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
20
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
христианский социализм / глобализация / миграция / католицизм / социальная демократия / популизм / Christian socialism / globalization / migration / Catholicism / social democracy / populism

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ночвина Белла Анатольевна

Данная статья посвящена трансформации католической доктрины христианского социализма в условиях современных вызовов глобализации. В статье дан анализ причины падения влияния традиционных религий на современное западное сообщество, а также истоков либерализации социального учения католической церкви. Автор предпринял попытку оценить перспективы эффективности доктрины глобализации солидарности папы Франциска I. В этой связи предложенный понтификом «третий путь» рассматривается не только как способ сохранения гражданского мира в странах ЕС, но и как метод стабилизации европейской модели социальной демократии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF CHRISTIAN SOCIALISM AT THE PRESENT STAGE: CRISIS OR RENEWAL?

The article is devoted to the transformation of the Catholic doctrine of Christian socialism in the context of modern challenges of globalization. The article analyzes the reasons for the decline in the influence of traditional religions on the modern Western community, as well as the origins of the liberalization of the social teaching of the Catholic Church. The author attempts to assess the prospects for the effectiveness of the globalization of solidarity doctrine of Pope Francis I. In this regard, the third way proposed by the pontiff is considered not only as a way to preserve civil peace in the EU countries, but also as a method of stabilizing the European model of social democracy.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ ХРИСТИАНСКОГО СОЦИАЛИЗМА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: КРИЗИС ИЛИ ОБНОВЛЕНИЕ?»

PETROSYANTS Daniel Viktorovich, Cand.Sci. (Econ.), Associate Professor of the Department of Political Science, Faculty of Social Sciences and Mass Communications, Financial University under the Government of the Russian Federation (49Leningradsky Ave, Moscow, Russia, 125993; dan-basa@yandex.ru)

ABOUT THE HARM OF EFFECTIVE MANAGERS

Abstract. The article analyzes the problem of using the methods and technologies of the applied practices of the so-called effective managers. Are these management specialists able to benefit the country or a particular business? What selection of managerial personnel shows the most effective results on the long segments of history? The preparation of the so-called innovative managers, specialists at the junction of technical specialties, having knowledge in the economy and management, including psychology, is a portrait of the future of a modern manager, whose activities are able to bring an economic rise to the country.

Keywords: social elevators, artificial intelligence, entrepreneurship, innovative managers, labor market, psychosocial factors

The article is prepared based on the results of research carried out at the expense of budgetary funds under the state assignment for the Financial University.

НОЧВИНА Белла Анатольевна — кандидат исторических наук, доцент кафедры международных отношений и зарубежного регионоведения Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова (603155, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Минина, 31а; bella. nochtvina@mail.ru)

КОНЦЕПЦИЯ ХРИСТИАНСКОГО СОЦИАЛИЗМА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: КРИЗИС ИЛИ ОБНОВЛЕНИЕ?

Аннотация. Данная статья посвящена трансформации католической доктрины христианского социализма в условиях современных вызовов глобализации. В статье дан анализ причины падения влияния традиционных религий на современное западное сообщество, а также истоков либерализации социального учения католической церкви. Автор предпринял попытку оценить перспективы эффективности доктрины глобализации солидарности папы Франциска I. В этой связи предложенный понтификом «третий путь» рассматривается не только как способ сохранения гражданского мира в странах ЕС, но и как метод стабилизации европейской модели социальной демократии.

Ключевые слова: христианский социализм, глобализация, миграция, католицизм, социальная демократия, популизм

Концепция христианского социализма была оформлена на рубеже XIX-XX вв. как ответ католической церкви на вызовы необходимости решения рабочего вопроса путем создания стратегии широкого социального законодательства. В противовес марксистской интерпретации роли социального государства главным тезисом концепции христианского социализма стал принцип субсидиарности. На протяжении всего ХХ столетия он оставался неизменным в оценке католической церковью методов разрешения трудового

конфликта и построения эффективной модели социальной защиты населения. Однако в эпоху глобализации в условиях падения влияния христианской этики на современное западное общество католическая церковь была вынуждена пойти на дальнейшую либерализацию доктрины христианского социализма. Сегодня страны Запада все больше сталкиваются с негативными последствиями политики мультикультурализма - ростом социальной напряженности, геттоизацией мигрантских общин, враждебностью мигрантов к европейским ценностям, ростом ответной ксенофобии и правого радикализма со стороны коренного населения стран ЕС, увеличением показателей «новой бедности» как индикатора кризиса европейской модели социального государства.

Изначально само понятие «христианский социализм» свидетельствовало о важном и эпохальном изменении роли католической церкви в жизни общества, способствовало усилению влияния социальной доктрины Ватикана на формирование европейской модели социального государства.

Основополагающей социальной доктриной католической церкви является христианская этика с известными принципами любви к ближнему и пониманием человека как подобия Бога. Идеалом экономики провозглашались общие блага и интересы человека, которым должно служить производство. Конечной целью социальной политики считалась «трудовая и народная общность», ведущая роль в достижении гармоничного общественного устройства отводилась государству. Уже в первых энцикликах, лежащих в основе концепции христианского социализма, подчеркивалась необходимость активной государственной политики и упорядоченной системы рабочего законодательства. Оценивая труд как вектор личностного самопознания и становления, т.е. сохраняя преемственность традиционного ora et labora, социальная доктрина католицизма впервые утверждала ведущую роль государства в решении трудового конфликта.

Будучи по идеологическому содержанию ближе к стратегии социального консерватизма, концепция христианского социализма еще в энциклике Quadragesimo anno так объясняет цель своей социальной политики: «Социализм возвращается к истинам, являющимся наследием христианской мудрости, или, по крайней мере, делает к этому определенные шаги. В этой связи бесспорно является достойным внимания приближение требований социалистической пропаганды к постулатам христианской социальной реформы»1. Выступая оппонентом социалистического учения, католическая церковь посредством политики левого крыла консервативных партий стран Европы стала аксиологическим центром социально-консервативной модели государства благоденствия.

Стремление к большей адаптации к реалиям современного ему общества всегда приводило к усилению секуляризации социальной доктрины католицизма. Так, например, об этом свидетельствует появление во второй половине ХХ столетия концепции теологии освобождения. В современном глобализированном мире трудовой конфликт получает новое осмысление, а значит нуждается в новой трактовке социальной политики католической церкви.

Понтификат Франциска I ознаменовался дальнейшей секуляризацией и либерализацией концепции христианского социализма. В этой связи обращает на себя внимание тот факт, что название энциклики Fratelli tutti не

1 Pius XI. Quadragesimo Anno. 1931. Доступ: https://www.vatican.va/content/piusxi/en/ encyclicals/documents/hf_pxi_enc_ 19310515_quadragesimo-anno.html (проверено 20.07.2023).

латинское, а итальянское, т.е. это обращение не только к католическому миру, а «ко всем братьям». Изначально в энцикликах Франциска I центральное значение приобретают социальные проблемы современного глобализированного мира.

Не отрицая субсидиарность в создании эффективной модели социальной политики, папа Франциск I делает больший акцент на принципе солидарности, в отличие от своего предшественника. Бенедикт XVI в своей энциклике Caritas in veritate оценивал субсидиарность как единственное средство очеловечить глобализацию, не снижая темпов развития экономики, сделать рынок ближе к человеку, к его истинным потребностям саморазвития и самосовершенствования: «...субсидиарность самое действенное противоядие любой форме патернализма и излишней государственной опеке. Забота никогда не должна быть абстрактной. Программы по развитию нуждаются в гибкости, чтобы можно было приспособить их к конкретным ситуациям»1.

Говоря о негативных последствиях глобализации, Бенедикт XVI отмечал, что глобализированная экономика привела к либерализации рынка труда и усилению социальной поляризации. В этих условиях церковь должна мобилизовать свой потенциал для эволюции экономических процессов в интересах человека. «Эти процессы привели к сокращению систем социальной защиты - такую цену приходится платить за повышение конкурентоспособности на глобальном рынке. В результате подвергаются серьезной угрозе права трудящихся, основные права человека и солидарность, сопряженная с традиционными формами социального государства»2. К снижению рисков дальнейшей неолиберальной трансформации института социального государства призывает и папа Франциск I - в его энцикликах известный лозунг «благосостояние для всех» получает новое звучание. «Целью экономического развития не должно быть сосредоточение богатства в руках немногих - оно должно обеспечивать права человека - личные и социальные, экономические и политические, включая права наций и народов. Право некоторых на свободное предпринимательство или рыночные свободы не могут быть выше прав человека и достоинства бедных», - заявляет понтифик [Франциск 2021: 124].

Однако несмотря на преемственность наследия Бенедикта XVI в социальной доктрине папы Франциска I, в т.ч. и в вопросе экологии, большинство исследователей проводят четкую грань между «разумным консерватизмом» Бенедикта XVI и «левым популизмом» Франциска I [Лункин 2019: 139]. Интегральная экология в энциклике Laudato si «безотлагательную необходимость в обновленной солидарности внутри каждого поколения»3 рассматривает прежде всего как «экологический долг» богатого Севера миру Юга и призывает распространять «общее благо» на всех, «отдавая предпочтение самым бедным»4.

Наибольшие различия в социальной концепции двух понтификов заметны

1 Benedictas XVI. Caritas in Veritate. Доступ: https://www.vatican.va/content/benedict-xvi/en/encycHcals/documents/hf_ben-xvi_enc_20090629_caritas-in-veritate.html (проверено 20.07.2023).

2 Там же.

3 Benedictas XVI. Caritas in Veritate. Доступ: https://www.vatican.va/content/benedict-xvi/en/encycHcals/documents/hf_ben-xvi_enc_20090629_caritas-in-veritate.html (проверено 20.07.2023).

4 Папа Римский Франциск. Энциклика Laudato si. О заботе об общем доме. Доступ: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1690654792&tld=ru&lang=ru&name=Laudato_ si.pdf&text (проверено 20.07.2023).

в их взглядах на роль семьи в современном мире и института брака в частности. Падение рождаемости в странах Запада становится главным механизмом необходимого изменения традиционной европейской модели социального государства, которое включает повышение пенсионного возраста, адресную социальную помощь, создание благоприятных условиях для привлечения трудовых мигрантов и т.п. Хотя проблема старения населения в западных странах существует давно, концепция христианского социализма последовательно уделяла главенствующее место вопросу сохранения традиционных семейных ценностей как гаранта решения демографических и социальных проблем. «Государства призваны проводить политику, укрепляющую главенство и целостность семьи, основанной на браке между мужчиной и женщиной, семьи как первой и жизненно важной ячейки общества; государства призваны помогать ей в решении экономических и налоговых проблем, уважая ее природу, основанную на взаимоотношениях», - отмечается в энциклике Caritas in veritate1.

Франциска I не случайно называют «папой глобализационного мира», т.к. его взгляды на институт семьи и брака характеризуются противоречивостью и неолиберальными установками. С одной стороны, Fratelli tutti не содержит, в отличие от энциклик Иоанна-Павла II и Бенедикта XVI, разделов, посвященных проблеме семейных ценностей; с другой - в ней четко обозначена нетерпимость Франциска I к нарушению прав людей нетрадиционной ориентации как любому проявлению «свободы, равенства и братства»: «Никто не может овладеть всей истиной или удовлетворить все свои желания, так как подобные притязания приведут к уничтожению других людей ввиду непризнания их прав. Ложная концепция толерантности должна уступить место диалогическому реализму со стороны мужчин и женщин, которые, оставаясь верными собственным принципам, признавали бы при этом, что другие имеют право поступать таким же образом» [Франциск 2021: 151]. При этом неоднократно выступая против гендерной дискриминации, папа Франциск I является противником однополых браков.

Основная идея, изложенная в современной социальной доктрине Ватикана, -изменение отношения к мигрантам как «меньшинству» и осмысление истинного христианского милосердия в проблеме бедности. В энцикликах папы Франциска I миграционный кризис и проблема «новой бедности» неразрывно связаны, но акценты расставлены не на решении искоренения «новой бедности» как общей проблемы современного западного общества, а на проведении политики «большей или истинной открытости» в отношении мигрантов или «глобализации солидарности». Неолиберализм миграционной политики в концепции христианского социализма на современном этапе во многом созвучен идее «третьего пути» большинства европейских левоцентристских партий ЕС, например СДПГ (ФРГ) и партии лейбористов в Великобритании. В продолжение концепции мультикультурализма энциклика Fratelli tutti постулирует: «...иммигранты, если им помогают интегрироваться, являются благословением, источником обогащения и новым даром, который стимулирует социальный рост» [Франциск 2021: 121].

Тема защиты прав мигрантского населения стран ЕС является, на наш взгляд, главной в посланиях Франциска I. Принцип солидарности как основной ком-

1 Benedictas XVI. Caritas in veritate. Доступ: https://www.vatican.va/content/benedict-xvi/en/encycHcals/documents/hf_ben-xvi_enc_20090629_caritas-in-veritate.html (проверено 20.07.2023).

понент концепции христианского социализма рассматривается понтификом с точки зрения обеспечения благоприятных социальных условий для мигрантов: воссоздания близкой культурно-религиозной традиции в стране-репатрианте, права воссоединения семей мигрантов, права свободы совести (право на отказ от обязательной интеграции в социально-культурное пространство Европы) и т.д. «Миграция, как никогда раньше, будет играть ключевую роль в будущем нашего мира». Однако в настоящее время на миграцию влияет «утрата того чувства ответственности за наших братьев и сестер, на котором основано любое гражданское общество» [Франциск 2021: 54].

По мнению некоторых исследователей [О новой энциклике. 2021: 30], новая социальная доктрина католической церкви не способствует решению социально-экономических проблем стран Запада, хотя в энциклике Fratelli tutti впервые четко обозначены конкретные меры по урегулированию миграционного кризиса, а напротив, приведет лишь к ослаблению влияния христианской этики на трансформацию модели социального государства в странах ЕС. Наметившееся обновление концепции христианского социализма рискует утратить главное идеологическое содержание, сформированное еще в Rerum novarum, и приведет к дальнейшему кризису доктрины социального консерватизма в социальной политике стран ЕС. Послания Франциска I дают иную трактовку частной собственности: «христианская традиция никогда не признавала право на частную собственность абсолютным или неприкосновенным и подчеркивала социальное предназначение всех форм частной собственности» [Франциск 2021: 105], что радикально изменяет прежнее «христианское» понимание социализма. Идея гармоничного социального мира - главный постулат христианского социализма - в современном учении папы Франциска I трансформируется в создание новой модели экономики, где утрачивается роль государства в обеспечении гражданского мира, т.к. открытость границ для всех и доступ всех к «общему благосостоянию» предполагает создание наднациональных институтов в реализации стратегии социальной защиты населения, что, на наш взгляд, больше свидетельствует о современном концептуальном кризисе доктрины христианского социализма.

Список литературы

Лункин Р. 2019. «Либеральный популизм» папы Франциска и раскол христианского мира. — Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. № 6(120). С. 138-144.

О новой энциклике Папы Римского Франциска «Все — братья» (Fratelli tutti): доклад научно-аналитического центра ВРНС (под ред. А.В. Щипкова). 2021. М.: Русская экспертная школа. 33 с.

Франциск. 2021. Энциклика. Fratelli tutti. О братстве и социальной дружбе. М.: ИД «Медина». 232 с.

NOCHVINA Bella Anatol'evna, Cand.Sci. (Hist.), Associate Professor of the Chair of International Relations and Foreign Regional Studies, Dobroljubov State Linguistics University of Nizhny Novgorod (31a Minina St, Nizhny Novgorod, Russia, 603155; bella.nochtvina@mail.ru

THE CONCEPT OF CHRISTIAN SOCIALISM AT THE PRESENT STAGE: CRISIS OR RENEWAL?

Abstract. The article is devoted to the transformation of the Catholic doctrine of Christian socialism in the context of modern challenges of globalization. The article analyzes the reasons for the decline in the influence of traditional religions on the modern Western community, as well as the origins of the liberalization of the social teaching of the Catholic Church. The author attempts to assess the prospects for the effectiveness of the globalization of solidarity doctrine of Pope Francis I. In this regard, the third way proposed by the pontiff is considered not only as a way to preserve civil peace in the EU countries, but also as a method of stabilizing the European model of social democracy. Keywords: Christian socialism, globalization, migration, Catholicism, social democracy, populism

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.