Научная статья на тему 'Концепция графического дизайна эмблем медицины и ветеринарии тюркского мира'

Концепция графического дизайна эмблем медицины и ветеринарии тюркского мира Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
124
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
концепция / тюркские народные традиции / аласта / гигиена / графический дизайн эмблем медицины и ветеринарии / тюркский мир / concept / Turkic folk traditions / alasta / hygiene / graphic design of medicine and veterinary emblems / Turkic world

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Мамедов Н.Ш.

В статье представлен единый графический дизайн националь-ных эмблем медицины и ветеринарии тюркских народов, который может быть использован в эффективной организации здравоохранения и ветеринарного дела в тюркском мире

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of graphic design of the medicine and veterinary emblems in the turkish world

The article presents a unified design of the natiohal emblems of medicine and veterinary science of the Turkic nations, which can be used in the effective organization of healthcare and veterinary in the Turkic world

Текст научной работы на тему «Концепция графического дизайна эмблем медицины и ветеринарии тюркского мира»

Поступила в редакцию 04.06.2020 г.

МРНТИ 76.01.09

УДК 61(091)+619(09)(574)

КОНЦЕПЦИЯ ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА ЭМБЛЕМ МЕДИЦИНЫ И ВЕТЕРИНАРИИ ТЮРКСКОГО МИРА

Н.Ш. Мамедов

Казахский научно-исследовательский ветеринарный институт, Алматы, Казахстан

В статье представлен единый графический дизайн националь-ных эмблем медицины и ветеринарии тюркских народов, который может быть использован в эффективной организации здравоохранения и ветеринарного дела в тюркском мире.

Ключевые слова: концепция, тюркские народные традиции, аласта, гигиена, графический дизайн эмблем медицины и ветеринарии, тюркский мир.

THE CONCEPT OF GRAPHIC DESIGN OF THE MEDICINE AND VETERINARY EMBLEMS IN THE TURKISH WORLD

N. Mamedov

Kazakh Scientific Research Veterinary Institute, Almaty city, Kazakhstan

The article presents a unified design of the natiohal emblems of medicine and veterinary science of the Turkic nations, which can be used in the effective organization of healthcare and veterinary in the Turkic world.

Keywords: concept, Turkic folk traditions, alasta, hygiene, graphic design of medicine and veterinary emblems, Turkic world.

ТYРКI ЭЛЕМ1 МЕДИЦИНАСЫ МЕН ВЕТЕРИНАРИЯЛЬЩ ЭМБЛЕМАЛАРЫНЫЦ ГРАФИЛАКАЛЬЩ ДИЗАЙН КОНЦЕПЦИЯСЫ

Н.Ш. Мамедов

^азак гылыми-зерттеу ветеринарлы; институты, Алматы к;., ^азакстан

Макалада турю халыктарынын денсаулы; сактау жэне ветеринарлы; медицинасын тиiмдi ^йымдастыруда колдануга болатын туркi халыктарынын медицинасы мен ветеринариясыныц ^лтгык; эмблемаларынын , бiрынFай графикалык; дизайны келтiрiлген.

Кiлттiк создер: концепция, аласта, гигиена, турю элем^ тYркi дэстурлер^ медицина жэне ветеринария эмблемаларынын графикалык; дизайны.

Актуальность

При рассмотрении порядка расположения наук в общей классификации технических наук в их широком понимании, то медицинские науки расположены рядом с ветеринарными науками и находятся в прямой взаимосвязанности, вот почему более 100 лет назад два учреждения, медицины и ветеринарии входили в один Медицинский департамент, в этой связи эмблемы медицины и ветеринарии должны быть представлены для анализа и выработки общей концепции в совокупности.

Ряд стран мира обладают помимо общепринятых атрибутов государственности и национальными эмблемами медицины и ветеринарии, во многом заимствованными из классических эмблем: посоха Асклепия, чаши со змеёй, крылатого Кадуцея, Красного Креста (символизирующего христианское милосердие), Красного Полумесяца (символизирующего мусульманское милосердие) и др. [1-4]. В этом отношении Турецкая Республика не является исключением, имея собственные национальные эмблемы медицины и ветеринарии, которые являются стилизованной копией известных символов.

В республике используются две эмблемы медицины, совершенно не схожие между собой, но относящиеся к копиям, имитирующим известные символы медицины [5]. Одна из эмблем представлена на рисунке 1.

ТС. 8эд||к Вакэп1|д|

Рисунок 1 - Старая эмблема медицины Турции.

Старая эмблема медицины Турции имеет большую схожесть с рядом современных символов медицины и здорового образа жизни, иллюстрирующих радостного индивида с поднятыми вверх руками под лозунгом «Здоровье - это богатство» [6] (рисунок 2).

Рисунок 2 - Общемедицинский логотип радостного индивида с поднятыми вверх руками. Вторая эмблема медицины Турции представлена на рисунке 3.

Рисунок 3 - Новая эмблема медицины Турции.

Новая эмблема медицины Турции (рисунок 3), в своей основе символизирующая медицину, идентична крылатому Кадуцею, который в Древнем мире считался «богом

путешественников, торговцев, воров, а также - многим другим, но н е б о г о м и с ц е л е н и я» [1].

Эмблем ветеринарии в Турецкой Республике также две, однако они по степени схожести практически одинаковые, но имеют различные цветовые и графические решения [7,8] (рисунки 4 и 5).

Рисунок 4 - Эмблема ветеринарии «Ассоциация ветеринарных врачей».

Рисунок 5 - Эмблема ветеринарии «Союз ветеринарных врачей Турции».

Каждая из представленных эмблем ветеринарии имеют в своей основе горящий факел с обвитой вдоль его рукояти змеёй. Аналогичная эмблема ветеринарии используется в Израиле, в композиции с латинской буквой «V» [9] (рисунок 6).

Рисунок 6 - Эмблема ветеринарии Израиля.

Представленные эмблемы ветеринарии Турции, олицетворяющие «слияние» посоха Асклепия и горящего факела, являются заимствованиями символических эмблем, «особенно более позднего периода античности (в Римской империи), где змея уже обвивает горящий факел» [1].

Таким образом, эмблемы медицины и ветеринарии Турции нельзя соотнести с подлинными духовными ценностями турецкого народа, в части, касающейся исцеления

человека и животных в далёком прошлом, кроме того, использование в названных символах элементов государственного герба и флага, на наш взгляд, не допустимы. Между тем, в целях популяризации го-сударственных символов вполне допустимо их изображение на сувенирной продукции фирмами, получившими лицензию на такое производство.

Введение

Древние цивилизации почитали огонь и солнце, видя в них некую целебную силу и часто изображали их в виде огненно-солярных знаков. Не была исключением и тюркская цивилизация, оставившая нам большое количество изображений солнца.

В течение многих столетий у большинства тюркских нардов существовал обряд очищения (исцеления) огнём, который можно отнести к первым медицинским и ветеринарным гигиеническим приёмам своеобразной профилактики болезней человека и животных знахарями [10,11].

Краткое упоминание о таком обряде очищения огнём имеется у посланника византийского императора Юстиана II в Западно-Тюркском каганате Земарха Киликийского, сделанным им в далёком 568 году нашей эры [12].

Похожий обряд очищения был распространён и в ставке хана Бату в XIII веке, где «татары перед входом в чужие жилища обязательно проходят между двумя кострами» [12].

Одним из первых указанный обряд подробно описал великий сын казахского народа, учёный-этнограф Чокан Чингисович Валиханов: «Огонь имеет качество очистительное. Очищают, проводя меж двух огней. У киргизов (казахов) обряд очищения называется аласта. Скочёвывая с зимовок, они проходят кочёвкой меж двух огней» [13, 14] (рисунок 7).

Рисунок 7- Фото Ч.Ч. Валиханова.

Несколько позднее, в 1911 году, аналогичное почитание огня описал С.И. Руденко у другого тюркского народа - чувашей: «В добывании огня принимает участие всё мужское население. Этим огнём знахарь зажигает два костра по бокам входа вкопанной траншее и ставит 2 кадки с водой на выходе. Через неё проходят все жители посёлка, затем прогоняют скотину. На выходе знахарь кропит всех водой из кадок со словами: «Будь здоров» (цитировано по И.А. Кукушкину) [15,16].

По данным Г.А. Алексеева [10], в древние времена знахари сосредотачивали в своих руках всё дело врачевания, для этих целей в стойбищах и городищах создавали «кострища», откуда и произошло название «святилища». В обряде очищения «Прохождение в ворота» у татарского народа, которое вызывалось эпидемиями особо опасных инфекций, также были неизменными прохождение меж двух огней всего населения деревни, а также скота [17].

Возникновение очистительного обряда серен у чувашей, означающий «изгонять», возводит его к тюркскому корню сур - «гнать вперёд, прогонять» меж двух огней, что соответствует алтайскому сюрь - «гонять, выгонять», данное схожее слово есть и у других тюркских народов [17].

Авторитетными этнографами доказано, что одновременное проведение обряда очищения (прохождение меж двух огней (или кострищ) «у многих народов Евразии говорит

не о заимствовании его народами друг у друга, а о единой архаической основе», но при этом «не следует забывать его вариативности» [17].

Необходимо особо подчеркнуть, что ещё одним из распространённых символик в традиционном тюркском обществе являлись огненно-солярные рисунки [15], поскольку тюркская ориентационная система была связана и с культом восходящего солнца [18], то в качестве обрамления в эмблемах могут быть представлены солярный знак в виде лучей солнца - так называемой тюркской восьмилучевой звезды [15].

По данным И.А. Кукушкина, тюркская восьмилучевая звезда была найдена при раскопках памятника Ащи-Озек, расположенного в Каркаралинском районе Карагандинской области Республики Казахстан в 12 км. северо-западнее посёлка имени Касыма Аманжолова, на правом берегу реки Ащи-Озек, левого притока реки Талды и восходит своим происхождением к андроновской культуре [19,20].

Цель

Представление и использование концепции графического дизайна эмблем медицины и ветеринарии в государствах тюркского мира.

Результаты

После изучения литературных, архивных и археологических сведений о материальной культуре в древности у тюркских народов, нами были графически реконструированы эмблемы медицины и ветеринарии тюркского мира на примере традиционного казахского общества [21].

Предварительно нами были графически реконструированы основные элементы эмблем, это были два огня ярко красного цвета, расположенные друг над другом и на одной вертикальной линии, каждый из которых был обрамлён цветной дугой.

В 2015 году в республике намечался 100-летний юбилей вакцинопрофилактики в Казахстане. В связи с предстоящей юбилейной датой, по нашей инициативе, Министерство здравоохранения Республики Казахстан 18 июня 2013 года обратилось в Министерство транспорта и коммуникаций Республики Казахстан с письмом и макетом будущей почтовой марки для выпуска, на котором были изображены основные элементы эмблемы в виде двух огней с дугами, между которыми стояла надпись на государственном языке «^азакстандагы вакцинопрофилактикага 100 жыл». В свою очередь, Министерство транспорта и коммуникаций Республики Казахстан обратилось с письмом № 03-16/ЖТ-М-374-И от 25 ноября 2013 года к АО «Казпочта» с просьбой включить одной из первых в план 2015 года выпуск названной юбилейной почтовой марки. 15 января 2015 года состоялось торжественное гашение почтовой марки Республики Казахстан № 920 в городе Алматы, посвящённой 100-летию вакцинопрофилактики в Казахстане (рисунок 8).

Г\ К.АЗАК.СТАН {31/ КА7АКНБТАМ

Щ'ЩШ

КАЗАК, СТАН ДАРЫ ВАКЦИНОПРОФИЛАКТИКАГА

100 ЖЫЛ ¡¿Я

1915 - 2015

IШ; 1

Рисунок 8 - Фото почтовой марки № 920.

В начале 2019 года нами было принято решение разместить два огня внутри восьмилучевой звезды, затем подготовлен окончательный графичес- кий дизайн национальных эмблем медицины и ветеринарии в традиционном казахском обществе - как

отражение материальной культуры нашего народа и защищён авторским свидетельством Республики Казахстан № 2354 от 19 марта 2019 года (рисунок 9).

лг яг- ——''т^Г ■'в'у

КАЗЛКСТАИ РЕСПУВПИКАСЫ '' ' РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН

АВТОРПЫК КЧКЫКПЕН КОРГАПАТЫН ОБЪЕКПЛЕРГЕ К*КЫКТАРПЫН МЕМЛЕКЕТТНС Т1Э1ЛШГЕ М8Л1МЕТТЕР111 ЕНПЗ* 1УРАЛЫ КУ0П1К

Рисунок 9 - Фото авторского свидетельства.

На основе авторского свидетельства Республики Казахстан № 2354 от 19 марта 2019 года, представляем проекты единых эмблем медицины и ветеринарии тюркского мира

(рисунки 10,11).

Рисунок 10 - Проект единой эмблемы медицины тюркского мира.

Описание заявляемого обозначения и его смысловая информативная нагрузка на рисунке 10: цветной изобразительный знак выполнен в соответствии с символикой цвета в культуре кочевников, состоит из двух основных элементов, представленных в виде подлинной тюркской восьмилучевой звезды - огненно-солярной символики в древности у кочевников, с угловым расстоянием между всеми восемью лучами, составляющим строго 45 градусов, с общим фоном ярко белого цвета, обрамлённой по периметру и внутри двумя ярко синими полосками, между которыми находится ярко белая полоска; в центре восьмилучевой звезды композиционно расположены друг над другом и на одной вертикальной линии два стилизованных огня ярко красного цвета, каждый из которых обрамлён дугами ярко синего цвета; согласно описанию, скочёвывая с зимовок, представленных в виде дуг (условных границ стойбища), кочевники, в соответствии с тюркской ориентационной системой, переходят вместе со скотом меж двух огней, совершая обряд очищения - аласта (синоним гигиены); в целом медицинский символ напрямую ассоциируется с национальной культурой в традиционных тюркских обществах.

Указание цветов: ярко белый цвет у кочевников является священным как символ чистоты; ярко синий цвет ассоциируется у тюркских народов со спокойствием и чистым небом; ярко красный цвет у кочевников является положительным символом как признак жизни.

Рисунок 11 - Проект единой эмблемы ветеринарии тюркского мира.

Описание заявляемого обозначения и его смысловая информативная нагрузка на рисунке 11: цветной изобразительный знак выполнен в соответствии с символикой цвета в культуре кочевников, состоит из двух основных элементов, представленных в виде подлинной тюркской восьмилучевой звезды - огненно-солярной символики в древности у кочевников, с угловым расстоянием между всеми восемью лучами, составляющим строго 45 градусов, с общим фоном ярко белого цвета, обрамлённой по периметру и внутри двумя ярко зелёными полосками, между которыми находится ярко белая полоска; в центре восьмилучевой звезды композиционно расположены друг над другом и на одной вертикальной линии два стилизованных огня ярко красного цвета, каждый из которых обрамлён дугами ярко зелёного цвета; согласно описанию, скочёвывая с зимовок, представленных в виде дуг (условных границ стойбища), кочевники в соответствии с тюркской ориентационной системой, переходят вместе со скотом меж двух огней, совершая обряд очищения - аласта (синоним - гигиены); в целом ветеринарный символ напрямую ассоциируется с национальной культурой в традиционном тюркском обществе.

Указание цветов: ярко белый цвет у кочевников является священным как символ чистоты; ярко зелёный цвет ассоциируется у кочевников с зеленью Великой Степи; ярко красный цвет у кочевников является положительным символом как признак жизни.

На основе разработанного графического дизайна реконструированных национальных эмблем медицины и ветеринарии подготовлен проект Закона Республики Казахстан «О государственных эмблемах медицины и ветеринарии Республики Казахстан» состоящий из 4-х глав и 8-ми статей.

Примерные образцы вывесок разработанного графического дизайна реконструированных национальных эмблем медицины из тюркского мира (рисунки 12-15).

Рисунок 12 - Примерный образец вывески разработанного графического дизайна реконструированных национальных эмблем медицины из тюркского мира.

Рисунок 13 - Примерный образец вывески разработанного графического дизайна реконструированных национальных эмблем медицины из тюркского мира.

Т.С. Saghk Бакап1101

Рисунок 14 - Примерный образец вывески разработанного графического дизайна реконструированных национальных эмблем медицины из тюркского мира.

TURKiYE CUMHURÍYETi SAGLIK БАКА^Ю1

Рисунок 15 - Примерный образец вывески разработанного графического дизайна реконструированных национальных эмблем медицины из тюркского мира.

Примерные образцы вывесок разработанного графического дизайна реконструированных национальных эмблем ветеринарии из тюркского мира (рисунки 1619).

Рисунок 16 - Примерный образец вывески разработанного графического дизайна реконструированных национальных эмблем ветеринарии из тюркского мира.

Рисунок 17 - Примерный образец вывески разработанного графического дизайна реконструированных национальных эмблем ветеринарии из тюркского мира.

VETERiNER HEKÍMLER DERNEGi 1930

Рисунок 18 - Примерный образец вывески разработанного графического дизайна реконструированных национальных эмблем ветеринарии из тюркского мира.

TÜRK VETERiNER

HEKiMLERi BiRLiGi 1954

Рисунок 19 - Примерный образец вывески разработанного графического дизайна реконструированных национальных эмблем ветеринарии из тюркского мира.

Если европейские эмблемы медицины и ветеринарии родились из мифов и легенд, то эмблемы медицины и ветеринарии тюркского мира воссозданы из реальных культурных и духовных традиций тюркских народов много столетий назад и передававшихся из поколения в поколение, вплоть до 1917 года и это является неоспоримым фактом, установленным учёными во второй половине XIX века и в начале ХХ века.

Следует учесть и тот факт, что на четырнадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств (Постановление № 14-12 от 16 октября 1999 года) был принят Модельный Закон «Об использовании и защите эмблем Красного Креста, Красного Полумесяца, Красного Кристалла и наименований «Красный Крест», «Красный Полумесяц», «Красный Кристалл», отличительных сигналов, служащих для опознавания медицинских формирований и санитарно-транспортных средств, который предусматривает следованию Женевским конвенциям, исключающими создание впечатления, что она представляет защиту.

Проект национальных эмблем медицины и ветеринарии тюркского мира имеет абсолютную мировую новизну и его внедрение в странах тюркского мира может значительно пополнить бюджет республик при условии получения лицензии как на изготовление их рекламными фирмами-лицензиатами, так и на использование вывесок каждым хозяйствующим медицинским и ветеринарным субъектами, не зависимо от форм собственности через порталы государственных закупок под контролем органа регулирования и метрологии соответствующих министерств.

При этом должна быть проведена всеобщая аккредитация на право использования эмблем медицины и ветеринарии тюркских государств по единым стандартам государств, пожелавших перейти на представленные национальные символы.

Заключение

Разработанный единый графический дизайн и фирменный стиль эмблем медицины и ветеринарии напрямую ассоциируются с культурными традициями и духовными ценностями тюркских народов, и могут быть использованы в организации здравоохранения и налаживания ветеринарного дела в тюркском мире.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Грибанов Э. Д. Отражение развития медицины в символах, эмблемах и памятниках материальной культуры: Дис. ...док. мед. наук в форме науч. док.: 07.00.10/ М., Всесоюз. НИИ соц. гигиены, экономики и управ. здравоохр. им. Семашко. - М., 1990. - 55 с.

2. URL: en.wikipedia.org/wiki/Caduceus/(дата обращения: 31.10.2019).

3. URL: liveinternet.ru/users/vissarion/post 264653136/(дата обращения: 31.10.2019).

4. URL: letopis.info/themes/medicine/emblemiymediciniy.html (дата обращения: 31.10.2019).

5. Turk bakanlik saglik amblemi. - URL: https://www.google.ru/search? newwindow=1&sxsrf=ACYBGNTcuefjUbaSchqNZcKmigu3ETHDWA: 1571207225808&q+turk+bakanlik+s. (дата обращения: 31.10.2019).

6. Медицинский логотип конспекта реабилитации, символ Здоровое lifest. - URL: ru. dramstime. com/медицинский-логотип-конспекта-реабилитации-символ-здоровое-lifest-image1005024 72.

7. Veteriner Hekimler Dernegi Dergisi / Cilt: 90. - Sayi: 2 /- Yil: 2019 (dergi kapagi).

8. Türk veteriner hekimleri birligi dergisi / Cilt: 15. - Sayi: 1-2. - Yil: 2015 (dergi kapagi).

9. Kimron Veterinary Institute - Israel - eMyNet URL: emynet.eu / research group / kimron-veterihary-institute-israel/ (дата обращения 30.10.2019)

10. Алексеев Г.А. Из истории медицины Чувашии. - Кн. I. - Чебоксары: ГОУДПО ИУВ, 2011. - С. 85-109.

11. Bayat A.H. Tip tarihi. - Istanbul, 2016. - 237 S.

12. Исхаков Р.Р. Параллели в религиозно-мифологических картинах мира и обрядовости татар и чувашей: опыт историко-этнографической реконструкции / Р.Р. Исхаков; науч. ред. Г.А. Николаев. -Чебоксары, 2013. - (Научные доклады / ЧГИН; вып. 11). - 60 с.

13. Валиханов, Чокан Чингисович URL: ru.wikipedia.org/wiki/ Валиханов, ЧоканЧингисович (дата обращения 20.09.2019 г.).

14. Валиханов Ч. Ч. Собрание сочинений в пяти томах: Том 4. - Алма-Ата, 1985. - С. 54-55.

15. Кукушкин И.А. Культ огня у племён Казахстана в эпоху бронзы: динамика и функции: Дис. ... канд. ист. наук: 07.00.06/Алматы, Ин-тут археологии им. А.Х. Маргулана. - Алматы, 1993. - 228 с.

16. Руденко С.И. Добывание огня трением у чувашей // Труды студенческих научных кружков физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета. - Т. 1, вып. 1. - СПб.: Ун-т, 1911. - С. 61-68.

17. Салмин А.К. Система религии чувашей / А.К. Салмин; Рос. акад. наук, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера); [отв. ред. А.И. Терюков]. - Санкт-Петербург: Наука, 2007. - 653 с.: табл., схем.; 23 см. + 1 отд. л. схем.

18. Семби М. Память земли тюрко-монгольской: истоки и символика топонимов (Тюркский меридиан): том I. - Научное издание. - Алматы, 2013. -295 с.

19. URL: https://e.mail.ru/inbox/0 15695763971680493976:0/. (дата обращения: 09.10.2019).

20. Кукушкин И.А. О семантике андроновского орнамента //Краткие сообщения Института археологии. - 2018. - Вып. 251. - С. 111-125.

21. Мамедов Н.Ш. Разработка графического дизайна реконструированных национальных эмблем медицины и ветеринарии в традиционном казахском обществе //Астана медициналъщ журналы. - 2019 - № 4 (102). - С. 9 - 15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.