Научная статья на тему 'Концепция государственной защиты участников уголовного судопроизводства в Российской Федерации'

Концепция государственной защиты участников уголовного судопроизводства в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1212
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зайцев O. A.

Статья посвящена проблемным вопросам концепции государственной защиты участников российского уголовного судопроизводства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция государственной защиты участников уголовного судопроизводства в Российской Федерации»

Зайцев О.А.

Московская академия экономики и права

КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЫ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья посвящена проблемным вопросам российского уголовного судопроизводства.

Концепция государственной защиты участников уголовного судопроизводства получила свое развитие в начале 90-х годов прошлого столетия в проводимых исследованиях, базирующихся на анализе деятельности следственных подразделений, расследующих дела организованной преступности. Первый опыт и результаты работы указанных подразделений нашли отражение в многочисленных публицистических статьях в периодической печати [1], информационных и аналитических материалах в юридических журналах [2].

Захлестнувшая страну в то время волна организованной преступности выявила полную неготовность правоохранительных органов к обеспечению государственной защиты участников уголовного судопроизводства. Это побудило к созданию специальных методических материалов, предназначенных для практических работников. В частности, Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России разработал в 1994 году методическое пособие по обеспечению личной безопасности потерпевших и свидетелей на предварительном следствии, которое было направлено Следственным комитетом МВД РФ во все территориальные подразделения страны [3]. В Информационном бюллетене Следственного комитета были опубликованы статьи, содержащие методические материалы по обеспечению государственной защиты участников уголовного судопроизводства в Российской Федерации [4]. Генеральной прокуратурой и МВД России издано справочное пособие, содержащее подборку законодательных и ведомственных нормативных актов, судебных постановлений по конкретным вопросам, возникающим в практике органов предварительного следствия и дознания при возбуждении уголовных дел и расследовании преступлений. Специальный раздел этой работы посвящен государствен-

концепции государственной защиты участников

ной защите субъектов уголовно-процессуальных отношений [5].

В юридической науке были осуществлены специальные исследования, посвященные различным аспектам государственной защиты участников уголовного судопроизводства в Российской Федерации.

Так, отдельные авторы обращали внимание на данную проблему в рамках изучения криминологических и уголовно-процессуальных вопросов, связанных с правовым статусом конкретных субъектов уголовно-процессуальных отношений [6].

Определенный вклад в разработку механизма государственной защиты участников судопроизводства был сделан в ходе изучения уголовно-правовых проблем, возникающих в связи с оказанием гражданами содействия правосудию [7]. Представляет интерес освещение в криминалистических исследованиях аспектов противодействия преступным посягательствам на лиц, вовлеченных в сферу уголовного судопроизводства [8]. Также были защищены кандидатские диссертации, содержание которых составляют непосредственно вопросы обеспечения безопасности определенных групп участников процесса в конкретных правоохранительных органах [9].

Заметным вкладом в решении данной научной проблемы послужили докторские диссертационные исследования, в которых впервые в отечественной юридической науке разработан комплекс научных положений о теоретических, правовых и организапцион-ных основах государственной защиты участников уголовного судопроизводства в Российской Федерации [10].

Результатом указанных обстоятельств стало принятие в нашей стране специального законодательства, направленного на государственную защиту субъектов уголовнопроцессуальных отношений [11]. В УПК Российской Федерации впервые закреплен ком-

плекс уголовно-процессуальных мер защиты отдельных участников уголовного судопроизводства [12].

В настоящей статье на базе вышеуказанных и ряда других научных работ, а также накопленного практического опыта раскрывается содержание и значение целостной концепции государственной защиты субъектов уголовно-процессуальной деятельности в Российской Федерации.

Потребность в такой концепции вызвана прежде всего необходимостью разрешения комплекса фундаментальных теоретических и прикладных проблем государственной защиты участников уголовного судопроизводства, требующих доктринального толкования в условиях проведения правовой реформы в нашей стране, а также роста преступности, вызванного создавшейся экономической и политической ситуацией. Данная концепция не потеряет своей актуальности и по мере возможной стабилизации обстановки в государстве, так как общество должно постоянно поддерживать оптимальный уровень готовности к защите своих интересов. Одним из элементов такой системы является концепция государственной защиты участников уголовного судопроизводства. В ее содержание входят теоретические положения об объекте концепции, характеристике ее отдельных элементов, месте в системе научного знания, значении для теории и практики работы судебно-следственных органов, задачах дальнейшего научного исследования [13].

Объектом теоретической концепции в самом общем виде являются закономерности и тенденции в определенной сфере общественных отношений, содержащие социальное противоречие и порождающие проблемную ситуацию [14]. С учетом этого объектом рассматриваемой концепции являются деятельность правоохранительных органов по обеспечению государственной защиты участников судопроизводства, ее тенденции и закономерности, особенности расследования и судебного разбирательства уголовных дел в специфических условиях, вызванных противоправными воздействиями на наиболее уязвимых субъектов процесса.

Объект теоретической концепции в значительной мере предопределяет ее систему. Основное содержание в системе концепции

составляют научно обоснованные и апробированные на практике принципы и стандарты государственной защиты участников уголовного судопроизводства, выработанные международным сообществом и воспринятые большинством цивилизованных стран.

В международном гуманитарном праве неуклонно возрастает удельный вес норм, ориентированных на человека. Государствами согласовываются общечеловеческие стандарты прав и свобод личности, обязательные для этих организаций меры по обеспечению прав и свобод и защите их от посягательств, а также предоставление самой личности юридической возможности реализовать и защищать признаваемые права и свободы [15].

Особое внимание международным сообществом уделяется выработке и закреплению в соответствующих актах основных правовых гарантий, удовлетворяющих представлениям о справедливом правосудии. Среди них - достаточно эффективная государственная защита участников уголовного процесса, подвергаемых насилию, угрозам и другим неправомерным воздействиям. Эта проблема в последние десятилетия стала приобретать все более пристальное внимание большинства государств.

Во многом этому способствовало расширение масштабов организованной преступности, опасности, которую она создает для правильного функционирования органов правосудия. По приблизительным подсчетам доходы от незаконной преступной деятельности во всем мире составляют сотни миллиардов долларов США; их размер превышает бюджеты многих развитых стран [16].

Все чаще объектами посягательств организованной преступности за рубежом становятся сотрудники судебных и правоохранительных органов, свидетели и другие участники уголовного процесса [17]. В некоторых странах преступные сообщества развязали настоящую войну против административных, судебных и правоохранительных органов, активизировавших борьбу с этим негативным явлением, а также против лиц, содействующих уголовному судопроизводству [18].

С учетом указанных обстоятельств появился целый ряд крупных международных инициатив и документов, направленных на улучшение правового положения субъектов

уголовно-процессуальных отношений, содержащих общечеловеческие стандарты защиты их прав и свобод в ходе осуществления правосудия.

Такие стандарты конституируются в качестве нормативного минимума, который определяет уровень государственной регламентации с допустимыми отступлениями в форме его превышения или конкретизации.

В науке международного гуманитарного права принято обозначать следующие функции международных стандартов:

1) определение перечня прав и свобод, относящихся к категории основных и обязательных для всех государств;

2) формулирование главных черт содержания каждого из этих прав, которые должны получить воплощение в соответствующих конституционных и иных нормативных положениях;

3) установление обязательств государств по признанию и обеспечению провозглашаемых прав и введение на международном уровне самых необходимых гарантий, обуславливающих их реальность;

4) фиксирование условий пользования правами и свободами, сопряженными с законными ограничениями и даже запретами [19].

Необходимо отметить, что число международных соглашений и документов, содержащих принципы и стандарты защиты участников уголовного судопроизводства, имеющих общее и частное применение в исследуемой области, весьма велико. В определенной степени некоторые из них даже дублируют друг друга. Поэтому в настоящее время перед мировым сообществом стоит прежде всего проблема имплементации норм международного гуманитарного права. На это обстоятельство справедливо указывалось еще в докладе VI конгресса ООН, где было признано, что увеличение количества международных принципов и стандартов может привести к снижению практической значимости принятых документов. Наиболее важной задачей является осуществление стандартов в различных регионах и странах в полном соответствии с имеющимися там правовыми традициями и культурой. К тому же реализация международно-правовых норм является более сложной и ответственной процедурой, чем их принятие [20].

В целях реализации руководящих принципов и стандартов, содержащихся в рассмотренных и других международных актах, многие страны, в том числе и Россия, законодательно закрепили обязанности государства по обеспечению защиты участников уголовного процесса. В то же время интеграция нашей страны в систему основных международных пактов и конвенций по правам человека и особенно вступление в Совет Европы обязывают ее привести свое законодательство в соответствие с международными и европейскими требованиями в области защиты прав и свобод человека в сфере судопроизводства. За последние годы в России усилилась тенденция утверждения международных принципов и стандартов защиты участников уголовного процесса. Этому способствует создание соответствующей правовой базы, обязательный учет основных положений документов ООН и СЕ при разработке законопроектов Федеральным Собранием РФ [21].

Значение общепризнанных принципов и стандартов нельзя недооценивать. Однако их имплементация в национальном законодательстве должна осуществляться только с учетом приемлемых форм и методов, особенностей развития правовой системы нашей страны. Мы уже неоднократно убеждались в ошибочности механического копирования зарубежных моделей, которые на самом деле не всегда отвечают российским условиям.

Специфика сложившейся ситуации обуславливает потребность тщательного исследования международных принципов и стандартов государственной защиты участников уголовного судопроизводства, их систематизации, определения возможности их имплементации в правовую систему нашей страны.

Самостоятельным элементом теоретической концепции государственной защиты участников уголовного судопроизводства является ее правовое и организационное обеспечение.

Несовершенство и противоречивость действующего законодательства в рассматриваемой области диктуют необходимость создания такой законодательной базы, которая поможет обеспечить надежную защиту государством субъектов уголовно-процессуальной деятельности. До тех пор, пока граждане, содействующие правосудию, следова-

тели, судьи не будут реально обеспечены правовыми гарантиями своей безопасности, они постоянно будут подвергаться оскорблениям и унижениям [22].

К сожалению, в настоящее время в нашей стране еще в полной мере не осознаны размах и социальные последствия преступных воздействий на субъектов уголовно-процессуальных отношений, добросовестно исполняющих свой служебный и гражданский долг. Государственные органы оказались слабо подготовленными к решительным действиям по защите участников уголовного судопроизводства. В большинстве случаев работники судебно-следственных органов не выясняют причины уклонения участников уголовного процесса от выполнения гражданского долга, не принимают мер к расследованию фактов противоправных воздействий и привлечению к ответственности виновных в этом лиц [23].

Не проявляют должного внимания к необходимости защиты участников уголовного процесса от противоправных действий и прокуроры. Почти по всем изученным прекращенным уголовным делам, в которых содержались сведения о фактах давления на субъектов уголовно-процессуальной деятельности, прокурорский надзор отличался формальностью, находился на самом низком уровне.

Основными причинами сложившегося положения, по мнению опрошенных нами работников судебно-следственных органов, являются:

- неопределенность в действующем законодательстве (68%);

- отсутствие финансирования и материально-технического обеспечения мер защиты (54%);

- отсутствие современных методических рекомендаций по установлению лиц, виновных в противоправном воздействии и привлечению их к ответственности (24%) [24].

Организация государственной защиты участников уголовного судопроизводства включает в себя концептуальные вопросы управленческого характера, ресурсного и информационного обеспечения различных видов государственной защиты, без решения которых невозможна их реализация на практике. Эти вопросы касаются формирования и обеспечения деятельности специальных

подразделений, призванных реализовывать меры безопасности; организации взаимодействия этих подразделений с органами дознания, следствия, прокуратуры и суда; функционирования социально-правовой системы защиты участников уголовного судопроизводства; создания специальных фондов для оказания помощи жертвам противоправных воздействий и других проблем управленческого уровня. Их успешное решение во многом предопределяет успех государственной защиты субъектов уголовно-процессуальных отношений в целом.

Как уже отмечалось выше, наша страна не обладает надлежащим опытом по блокированию противоправного воздействия на субъектов процесса. При разработке мер правового и организационного обеспечения необходимо принимать во внимание позитивный опыт правовых систем США, Германии, Франции, Италии и других государств, в которых уже функционирует достаточно единообразная, стройная и эффективная система институтов и механизмов, гарантирующих государственную защиту рассматриваемой категории лиц. Трудно переоценить значение специальных законодательных актов, правительственных программ, планов и рекомендаций помощи жертвам преступлений, свидетелям, а также другим участника процесса, содействующим правосудию. Под достаточно надежной защитой находятся также сотрудники судебных и правоохранительных органов. Все это требует изучения, критического осмысления и использования при разработке и совершенствовании мер правового и организационного обеспечения, с учетом различия правовых систем и неодинакового экономического положения стран.

Следующим элементом теоретической концепции государственной защиты участников уголовного судопроизводства являются особенности расследования и судебного разбиравтельства уголовных дел, связанных с посягательствами на участников уголовного судопроизводства. Нами уже отмечалось, что многие противоправные воздействия на рассматриваемую категорию субъектов остаются без внимания сотрудников правоохранительных органов из-за отсутствия научно обоснованных рекомендаций по расследованию этих дел. В настоящее время возник-

ла необходимость разработки новой методики расследования указанных выше преступлений как комплекса частно-методических криминалистических рекомендаций большей

степени общности, охватывающих несколько видов и даже родов противоправных деяний, совершаемых против определенной категории лиц [25].

Список использованной литературы:

1. Напр.: Синдром жертв нападения - это серьезно // За рубежом. 1991. 11-17 окт.; Свидетелей не судят. Их просто убивают // Моск. комсомолец. -1993, 14 апр.; Преступник спокоен, пока беззащитен свидетель // Труд. - 1993, 20 авг.; Свидетелей - в красную книгу // Моск. комсомолец. 1994. 19 мая; Свидетели меняют показания // Известия. 1994. 1 нояб.; Охота на судей // Известия. -1994. 21.янв.; и мн. др.

2. Напр.: Ведерникова, О. Фонд для жертв преступлений // Соц. законность. -1990. -№11. -С.26; Латыпов, У. Чьи права защищает закон // Сов. милиция. - 1990. - №12. - С.14; Щерба, С.П., Зайцев, О.А. Обеспечение безопасности участников уголовного процесса // Сов. юстиция. 1992. - №9-10.- С.16; Акрамходжаев, Б.Т. Обеспечение прав и законных интересов потерпевшего от преступления. Бюллетень ГСУ МВД. - 1991. - №3. - С. 33-36; Щерба, С.П., Зайцев, О.А. Как обеспечить безопасность участников уголовного процесса // Вестник МВД России. - 1993. - №5. - С. 24-29; и др.

3. Щерба, С.П., Зайцев, О.А. Обеспечение личных, имущественных и иных прав потерпевших и свидетелей на предварительном следствии. - М., 1994.

4. Щерба, С.П., Зайцев, О.А. Обеспечение прав потерпевших и свидетелей на предварительном следствии // Информационный бюллетень СК МВД РФ. - 1994. - №2 (79). - С. 35-41; Щерба, С.П., Зайцев, О.А., Сарсенбаев Т.Е. Обзор следственной практики по расследованию преступлений, совершенных с использованием беспомощного состояния потерпевшего // Информационный бюллетень Следственного комитета МВД России. - 1995. - №4. - С. 19-21; Жулев, В.И., Зайцев, О.А. и др. Предложения по совершенствованию системы мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества следователей и лиц, производящих дознание // Информационный бюллетень Следственного комитета МВД России. - 1997.- №2 (91). - С. 20-24.

5. Зайцев О.А. Обеспечение безопасности участников процесса // Вопросы расследования преступлений. - М., 1995. - С. 256-260; Зайцев, О.А. Обеспечение безопасности участников процесса // Вопросы расследования преступлений. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М., 1997. - С. 322-331.

6. Акрамходжаев, Б.Т. Обеспечение прав и законных интересов потерпевшего на предварительном следствии: Дис... канд. юрид. наук. - М.,1992; Вавилова, Л.В. Организационно-правовые проблемы защиты жертв преступлений (по материалам зарубежной практики): Дис. канд. юрид. наук. - М., 1995; Епихин, А.Ю. Защита законных прав и интересов свидетеля в уголовном процессе: Дис. канд. юрид. наук. - М., 1995; Сарсенбаев, Т. Е. Расследование преступлений, совершенных с использованием беспомощного состояния потерпевшего: Дис. канд. юрид. наук. М., 1995; Тихонов, А.К. Уголовно-процессуальные меры обеспечения чести, достоинства и личной безопасности потерпевшего и свидетеля: Дис. канд. юрид. наук. - М., 1995 и др.

7. Г алактионов, Е.А. Уголовно-правовые средства борьбы с организованной преступностью: Дис. канд. юрид. наук.-М.,1993; Кузьмина, С.С. Лжесвидетельство (уголовно-правовые, процессуальные и криминалистические аспекты): Дис. канд. юрид. наук. СПб, 1991; Минеева, Г.П. Уголовно-правовая охрана свидетеля и потерпевшего: Дис. канд. юрид. наук. - М., 1993; Новичков, В.Е. Применение уголовно-правовых норм, поощряющих или обязывающих граждан, оказывать помощь правоохранительным органам: Дис. канд. юрид наук. - М., 1991 и др.

8. Журавлев, С.Ю. Противодействие деятельности по раскрытию и расследованию преступлений и тактика его преодоления: Дис. канд. юрид. наук. - Н. Новгород, 1992; Основы криминалистического учения о преодолении противодействия предварительному расследованию: Дис. докт. юрид. наук. - Екатеринбург, 1992 и др.

9. Брусницин, Л.В. Правовое обеспечение безопасности лиц, содействующих уголовному правосудию, в условиях вооруженных сил Российской Федерации: Дис. канд. юрид. наук. - М., 1997; Марченко, С.Л. Обеспечение безопасности участников уголовного процесса: Дис. канд. юрид. наук. - М., 1994.

10. Зайцев, О.А. Теоретические и правовые основы государственной защиты участников уголовного судопроизводства Российской Федерации: Дис.докт.юрид.наук. - М., 1999; Брусницин, Л.В. Теоретико-правовые основы и мировой опыт обеспечения безопасности лиц, содействующих уголовному правосудию: Дис.докт.юрид.наук. - М., 2003; Епихин, А.Ю. Концепция обеспечения безопасности личности в сфере уголовного судопроизводства. Дис.докт.юрид.наук. - М., 2005.

11. Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» от 20 апреля 1995 г. №45-ФЗ; Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» от 29 декабря 2004 г. - №199-ФЗ.

12. Статьи 11, 166, 186, 193, 241, 278 и др. УПК РФ.

13. Григорьев, В.Н. Расследование преступлений в чрезвычайных условиях (правовое обеспечение, организация, методика): Дис. докт. юрид. наук. - М., 1993. - С. 77-97.

14. Ядов, В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. - М., 1987. - С.14-29.

15. Напр.: Фельдман, Д.И. Система международного права. - Казань, 1983. - С.62; Колосов, Ю.М. Международные стандарты в области прав человека и проблемы советского законодательства // Сов.журнал международного права. -1991. - №2. - С. 67-68; Бирюков, П.Н. Роль международно-правовых норм в обеспечении «права на правовую защиту» // Правоведение. - 1992. - N2. - С. 24.

16. Доклад IX Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. - Каир, 1995. - С. 56.

17. Доклад Генерального секретаря ООН « Меры по осуществлению Декларации основных принципов правосудия в отношении жертв преступлений и злоупотребления властью». Вена, 1988. С. 5.

18. Напр.: Родионов, К.С. Интерпол: вчера, сегодня, завтра. - М., 1990. - С. 147; Колумбия: между мафией и герильей / / Эхо планеты. - 1991. - N37. - С.10; Основы борьбы с организованной преступностью. - М, 1996. - С. 26.

19. Игнатенко, Г.В. Международные стандарты прав и свобод человека // Международное право. - М.,1995.- С. 243.

20. Лукашук, И.И. Международно-правовое регулирование международных отношений (системный подход). - М., 1975. - С. 16.

21. Россия нмерена вступить в Совет Европы. Что для этого делается // Рос. вести.- 1995. 30 мая.

22. Комиссаров, В. Свидетель и потерпевший в уголовном судопроизводстве // Рос. юстиция. - 1994. - №8. - С. 50; Козлов С.С. О правовом обеспечении государственной защиты сотрудников органов внутренних дел в новых экономических условиях // Проблемы организации и деятельности органов внутренних дел в условиях формирования правового государства. Белгород, Вып. 2. 1996. С. 28-30.

23. Минеева, Г.П. Уголовно-правовая охрана свидетеля и потерпевшего: Дис... канд.юрид.наук. - М., 1993. - С.47.

24. По специальной программе нами были опрошены 480 следователей органов внутренних дел и прокуратуры, 160 судей, 140 адвокатов.

25. Белкин, Р.С. Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы. От теории - к практике.- М., 1988. - С. 199; Лузгин И.М. Развитие методики расследования отдельных видов преступлений // Правоведение. -1977. - №2. - С. 65; Образцов, В.А. Проблемы совершенствования научных основ методики расследования преступлений: Автореф. дис. докт. юрид. наук. - М., 1985. - С. 21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.