ИННОВАЦИИ И ИНВЕСТИЦИИ
УДК 330.322
концепция формирования инвестиционной политики в аграрной сфере муниципального образования
в. в. моисеев,
доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и менеджмента, директор филиала
E-mail: moiseew_w@. rambler. ru Северо-Кавказский институт бизнеса, инженерных и информационных
технологий, Гулькевичский филиал
В статье отмечается, что формирование инвестиционной политики в аграрной сфере муниципального образования «Гулькевичский район» проводится за счет комплексов, выпускающих конкурентоспособную продукцию, совершенствования системы управления инвестиционными процессами в виде гарантий муниципальных властей кредитным организациям по возврату выданных средств, а также дотаций на производство необходимой сельхозпродукции, расширения источников пополнения бюджета и организации новых рабочих мест.
Ключевые слова: инвестиционная политика, муниципальное образование, инфраструктура, сельхозпродукция, источники финансирования, новые рабочие места, налоговые поступления.
При разработке и реализации муниципальной инвестиционной политики в аграрном секторе экономики важно учитывать как основополагающие принципы государственной инвестиционной политики в агропромышленном комплексе (АПК), так и принципы самореализации муниципального района, которые предполагают улучшение регионального инвестиционного климата, а также создание необходимых условий для рациональной и эффективной деятельности в аграрном секторе. В связи с этим на уровне муниципального района
инвестиционная политика в АПК должна формироваться в особом порядке.
В совокупности с государственной, отраслевой, региональной в каждом районе разрабатывается собственная инвестиционная политика, имеющая свою специфику, которая определяется следующими факторами:
1) социально-экономической политикой, проводимой в районе, в целом;
2) степенью имеющегося экономического потенциала конкретного района;
3) географическим расположением и природно-климатическими особенностями района;
4) привлекательностью района для внешних инвесторов и т. д.
В свою очередь, перед муниципальной инвестиционной политикой в аграрном секторе стоят определенные задачи:
• обеспечение интеграции инвестиционного рынка с рынком инвестиционных ресурсов, направляемых на развитие сельского хозяйства;
• формирование инфраструктуры инвестиционного рынка, обслуживающей муниципальный сектор АПК;
• определение приоритетных направлений вложения инвестиций в районные объекты АПК;
• создание необходимых условий для привлечения дополнительных источников финансирования инвестиционной деятельности в сельское хозяйство района.
В настоящее время особую актуальность приобретает органичная взаимосвязь государственной, региональной и муниципальной инвестиционной политики, так как в условиях кризисного состояния роль государственной составляющей должна объективно увеличиваться, а по мере стабилизации ситуации должно усилиться влияние региональных властей. Таким образом, реально существует необходимость взаимодействия федерального и регионального уровней управления, реализуемого путем разработки и осуществления совместных инвестиционных программ, образования различных фондов регионального развития сельскохозяйственного производства и т. д.
Муниципальная инвестиционная политика в аграрном секторе экономики может быть реализована непосредственно при разделении бюджетных средств, находящихся в ведении администрации района, а также опосредованно, когда речь идет о других ресурсах, неподконтрольных муниципальным властям.
В контексте реализации муниципальной инвестиционной политики к ее основным методам непосредственного воздействия в аграрном секторе экономики следует относить:
• антимонопольную политику, способствующую развитию производства отдельных видов сельхозпродукции и созданию благоприятного инвестиционного климата в районе;
• региональный заказ на производство определенных видов седьхозпродукции;
• льготное налогообложение предприятий, производящих необходимую продукцию;
• гарантии муниципальных властей кредитным организациям по возврату выданных средств;
• льготное кредитование и беспроцентные ссуды производителям сельхозпродукции;
• дотации на производство необходимой региону сельскохозяйственной продукции;
• ценовые компенсации производителям определенной сельхозпродукции;
• эффективную реструктуризацию долгов и платежей сельхозпроизводителей, обеспечивающую продолжение деятельности по производству необходимой региону продукции;
• проведение конкурсов проектов и торгов на право производства отдельных видов сельхозпродукции;
• совершенствование системы обучения и повышения квалификации хозяйственных кадров с целью рационального использования инвестиционных ресурсов и т. д.
Разработка эффективной инвестиционной политики муниципального образования предполагает полное соответствие предлагаемых к реализации бизнес-проектов законодательным и иным нормативно-правовым актам, регулирующим инвестиционную деятельность на территории РФ. В программе инвестиционного развития муниципального образования «Гулькевичский район» Краснодарского края на 2009—2012 гг. поставлены важные стратегические цели.
1. Создание на территории района развитого агропромышленного комплекса, выпускающего конкурентоспособную продукцию растениеводства и животноводства посредством строительства и реконструкции объектов сельскохозяйственного назначения, что увеличит объем производства сельхозпродукции к концу 2011 г. на 40 % к уровню 2007 г., обеспечит свыше 25 млн руб. налоговых поступлений и приведет к созданию 300 рабочих мест.
К первой задаче этого направления относится наращивание объемов производства продукции сельского хозяйства. Для этого планируется строительство новых животноводческих комплексов — ООО «Венцы-Заря», ООО «Дан-Бетон», ООО «Ермакофф-Агро» (см. таблицу).
Второй по важности задачей является повышение эффективности перерабатывающего сектора экономики района. Это реконструкция комбикормового завода ООО «Венцы-Заря» на 20 т кормов в сутки; реконструкция ООО «Крахмальный завод Гулькевичский»; строительство зоны торгово-промышленного развития «Кубанская», включающей предприятия по переработке овощей, фруктов, мяса, молока.
Третьей задачей является увеличение объемов производимой продукции сельского хозяйства крестьянско-фермерскими и личными подсобными хозяйствами по сравнению с 2007 г. на 15 и 7,5 % соответственно, что принесет дополнительные поступления в бюджеты всех уровней в размере 30 млн руб.
2. Развитие промышленности строительных материалов за счет реконструкции существующих и создания новых предприятий в промышленном секторе экономики района.
Первой задачей здесь является использование имеющегося ресурсного потенциала района для стро-
та
и ^
о
« О
ве
ш
а
3
сь ■§
§
€
йа
¡г i
Таблица
Реестр инвестиционных проектов муниципального образования «Гулькевичский район», планируемых к реализации в 2009—2012 гг.
к ¡я
¡Я о ее »э С г г г г ¡я
во
С1>
о
В г г
№ п/п
Наименование инвестиционного проекта
Инициатор и потенциальный инвестор
Городское (сельское) поселение
Срок реализации
(годы). Исполнение мероприятий по решению задач
Объем капитальных
вложений (с НДС), всего; в том числе
по годам реализации, млн руб
Привлеченные источники финансирования, млн руб
и 1С
а я
Л В
5 i
ч ~
2 8 ю в
- £
^ i
»1 а
о 5
Я Л
Я &
Ожидаемые результаты реализации проекта
о
*8 е.
X §
=
=
Налоговые поступления в бюджет, млн руб
=
о.
о
ч
о
-е-
:=
О -
:=
Строительство свиноводческого комплекса на 110 тыс. голов
ООО «Венцы-Заря»,
Гулькевичский
район
Сельское
поселение
Венцы-Заря
2006—2010 гг.
1 100,7:
2006 г. — 35,0;
2007 г.— 58,3;
2008 г.— 57,4;
2009 г.— 540,0; 2010г.— 410,0
57,4
Кредиты банков — 1 043,3
110
1,0
3,5
11,5
Строительство и реконструкция племенной свинофермы на 1 000 свиноматок и производительностью 25 500 голов поросят в год
ООО «Дан-Бетон», г. Гулькевичи
Скобелеве кое
сельское
поселение
2009—2011гг.
208,9: 2009 г.— 92,7; 2010г.— 85,2; 2011г. —31,0
Заемные средства -208,9
27
3,0
0,6
3,7
Создание современного племенного свиноводческого репродуктора мощностью 6 500 голов ремонтного молодняка в год
ООО
«Ермакофф-Агро»,
Гулькевичский
район
Пушкинское
сельское
поселение
2008—2009 гг.
20,0:
2008 г.— 5,0;
2009 г. — 15.0
20,0
15
0,8
0,2
0,9
Закладка сада по интенсивной технологии с капельным орошением на площади 70 га в с. Пушкинское Гулькевичского района
ООО «Гамма плюс»,
Гулькевичский район
Пушкинское
сельское
поселение
2008—2011гг.
81,8:
2008 г.— 20,0;
2009 г.— 25,0; 2010г.— 30,0
5,0
30,4
Кредиты банков -46,4
27
0,15
0,05
1,3
N (а) (Л
N О
N
Продолжение табл.
К
¡я
¡я
о
ее
»э
С
г
г
г
№ п/п
Наименование инвестиционного проекта
Инициатор и потенциальный инвестор
Городское (сельское) поселение
Срок реализации
(годы). Исполнение мероприятий по решению задач
Объем капитальных
вложений (с НДС), всего; в том числе
по годам реализации, млн руб
Привлеченные источники финансирования, млн руб
1С
с и
л =
I
с.
-е-
® и Я Л
я з
Ожидаемые результаты реализации проекта
о *§
с.
Налоговые поступления в бюджет, млн руб
=
о.
о
-е-
:=
О -
Реконструкция ООО «Крахмальный завод Гулькевичский»
ООО «Крахмальный завод
Гулькевичский»
Красносельское
городское
поселение
2009—2012 гг. Создание в РФ нового масштабного рынка глюкозно-фруктозных сиропов как натуральных заменителей сахара в безалкогольных напитках
480,0: 2009 г.— 80,0; 2010г. — 120,0; 2011г. — 160,0; 2012г. — 120,0
120,0
Кредиты банков-360,0
75
12,2
7,0
Реконструкция комбикормового завода ООО «Венцы-Заря» на 20 т кормов в сутки
ООО «Венцы-Заря»
Сельское
поселение
Венцы-Заря
2009—2011гг. Обеспечение свинокомплекса на 110 тыс. голов свиней собственной кормовой базой, что повлечет за собой снижение себестоимости свинины в живом весе более чем на 30%
2009 г. — 12,0; 2010г. — 16,0; 2011 г — 18,0
Средства инвесторов — 46
20
2,2
2,0
1,2
N
та
и ^
о
« О
ве
ш
а
3
сь ■§
§
€
йа
¡г i
Продолжение табл.
№ п/п Наименование инвестиционного проекта Инициатор и потенциальный инвестор Городское (сельское) поселение Срок реализации (годы). Исполнение мероприятий по решению задач Объем капитальных вложений (с НДС), всего; в том числе по годам реализации, млн руб Привлеченные источники финансирования, млн руб Ожидаемые результаты реализации проекта
Число новых рабочих мест Налоговые поступления в бюджет, млн руб
собственные бюджетные (по уровням) внебюджетные (расшифровать) федеральный краевой местный
7 Строительство зоны торгово -промышленного развития «Кубанская» ЗАО ТаПег-СаркаП, г. Москва Новоукраинское сельское поселение 2009—2012 гг 1820,0: 2009 г — 300,0; 2010г —480,0; 2011г. —510,0; 2012 г. —530,0 1 820,0 1650 24,9 70,6 10,3
8 Строительство рекреационной зоны спортивно-оздоровительного назначения «Кубанская» ЗАО ТаПег-СаркаП, г. Москва Новоукраинское сельское поселение 780,0: 2010г. —390,0 2011г. —390,0 780,0 350 13,6 38,1 5,0
9 Реконструкция силикатного завода ОАО «Силикат», г. Гулькевичи, промзона Гулькевичс-кое городское поселение 2008—2009 гг 381,0: 2008 г — 130,0; 2009 г. —251,0 Оборудование в лизинг -381,0 93 25,0 10,5 6,5
10 Строительство завода по производству автоклавного газобетона ООО «Кубаньметиз», г. Гулькевичи Гулькевич-ское городское поселение 2009—2012 гг 929,5: 2009 г — 150,0; 2010г —200,0; 2011г. —250,0; 2012 г. —329,5 Заемные средства -929,5 200 6,0 5,3 3,8
11 Строительство завода по производству керамических изделий Администрация муниципального образования «Гулькевичский район» Комсомольское сельское поселение 2010—2011 гг 78,0: 2010г — 38,0; 2011г. —40,0 Средства инвесторов - 78,0 48 4,0 3,7 2,3
К
¡я
я
о
ее
»э
С
г
г
г
г
я
ее
С1>
о
В г г
ю
N
(А) (Л
N О н» N
№ п/п Наименование инвестиционного проекта Инициатор и потенциальный инвестор Городское (сельское) поселение Срок реализации (годы). Исполнение мероприятий по решению задач Объем капитальных вложений (с НДС), всего; в том числе по годам реализации, млн руб Привлеченные источники финансирования, млн руб Ожидаемые результаты реализации проекта
Число новых рабочих мест Налоговые поступления в бюджет, млн руб
собственные бюджетные (по уровням) внебюджетные (расшифровать) федеральный краевой местный
12 Строительство завода по производству щелевых полов Администрация муниципального образования «Гулькевичский район» Сельское поселение Венцы-Заря 2010—2013 гг 150,0: 2010г — 50,0; 2011г.— 50,0; 2012 г —40,0; 2013 г. — 10,0 Средства инвесторов -150,0 43 4,2 3,9 2,4
13 Размещение тепличного комплекса Администрация муниципального образования «Гулькевичский район» Гулькевичское городское поселение 2010—2011гг. 100,0: 2010г — 40,0; 2011г. —60,0 Средства инвесторов -100,0 52 2,4 2,2 1,3
14 Строительство группы 5-этажных жилых домов в г Гулькевичи (квартал ул. Ленинградская, Екатерине даре кая, Столбовая) Администрация муниципального образования «Гулькевичский район» Гулькевичское городское поселение 2010—2012 гг. 150,0: 2010г — 50,0; 2011г.— 50,0; 2012 г. —50,0 Средства инвесторов -1 500 3,5 3,3 2,0
15 Строительство группы 5-этажных жилых домов в г. Гулькевичи (микрорайон Западный-2) Администрация муниципального образования «Гулькевичский район» Гулькевичское городское поселение 2010—2012 гг. 861,0 2010г — 150,0; 2011г. —280,0; 2012 г. —431,0 Средства инвесторов -861,0 2,4 2,2 1,4
ительства промышленных предприятий по выпуску конкурентоспособной продукции, в том числе:
— строительство завода по производству автоклавного газобетона в 2009—2012 гг., что дополнительно даст 200 рабочих мест и 15 млн руб. налоговых поступлений;
— субсидирование части затрат на погашение процентной ставки по инвестиционным кредитам;
— привлечение инвесторов к реализации инвестиционных проектов на строительство заводов по производству керамических изделий, завода по производству щелевых полов. Реализация данных инвестиционных проектов обеспечит создание 90 рабочих мест и 20 млн руб. налоговых поступлений во все уровни бюджета. Второй задачей этого направления является
модернизация производственного оборудования на предприятиях строительного комплекса, внедрение инновационных технологий и освоение новых производств за счет привлечения инвестиций и использования механизмов финансового лизинга, в том числе:
— реконструкция силикатного завода ОАО «Силикат» и освоение нового вида продукции — силикатного блока и рустированного кирпича;
— увеличение мощности асфальтобетонного завода ЗАО «ДСУ-7» до 90 т асфальтобетонной смеси в час.
3. Совершенствование системы управления инвестиционным процессом, направленным на увеличение объемов внешних и внутренних инвестиций в экономику муниципального образования
Первой задачей здесь является совершенствование нормативно-правовой базы, касающейся регулирования инвестиционной деятельности. Принятие нормативно-правовых документов муниципального района в области градостроительной деятельности.
Вторая задача—совершенствование необходимой законодательной базы и реализация механизмов поддержки инвестиционной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.
4. Создание на территории муниципального образования развитой инфраструктуры, ориентированной на удовлетворение потребностей населения и хозяйствующих субъектов в финансовых, коммунальных, услугах связи и других платных услугах посредством реализации комплекса инвестиционных проектов, что должно увеличить приток
инвестиций в экономику района к концу 2011 г. на 50 % (к объему 2006 г.).
Первая задача — развитие рынка сферы услуг посредством строительства объектов потребительской сферы, что обеспечит приток инвестиций в экономику района в размере более 1,5 млрд руб. за период 2009—2011 гг.
Вторая задача — увеличение объемов жилищного строительства, которое приведет к улучшению жилищных условий и увеличению налоговых поступлений со стороны инвесторов-застройщиков.
Можно констатировать, что инвестиционная политика муниципального образования вообще — это система мероприятий, обеспечивающих выгодное вложение собственных, заемных и других средств в инвестиции в целях обеспечения финансовой устойчивости предприятия в настоящем и будущем. Помимо данного определения не менее содержательно и интересно следующее определение: инвестиционная политика сельхозпредприятия—это составная часть общей его экономической стратегии, которая определяет выбор и способы реализации наиболее рациональных путей обновления и расширения производства и использования научно-технического потенциала предприятия.
Разрабатывая и реализуя инвестиционную политику, предприятие использует свои возможности на перспективу долгосрочных тенденций экономического развития и адаптации к ним. Данная политика обязана соответствовать стратегическим целям предприятия и должна быть направлена на обеспечение устойчивого положения предприятия на рынке.
Разработка инвестиционной политики сельхозпредприятия предполагает следующее:
• формулирование долгосрочных стратегических целей деятельности сельхозпредприятия;
• проектирование экономических, финансовых и маркетинговых прогнозов;
• подготовку бюджета инвестиций;
• оценку эффективности альтернативных бизнес-проектов;
• оценку последствий реализации ранее внедренных проектов.
Для проведения сельхозпредприятием экономически целесообразной и привлекательной для инвестора политики необходимо соблюдение ряда условий, таких как:
• обеспечение полной достоверной и объективной информация об альтернативных объектах инвестирования сельхозпредприятий;
• обеспечение единых параметров оценки и отбора победителей в случае проведения тендеров за право реализации инвестиционного проекта;
• наличие доступного и обоснованного механизма оценки стоимости прав;
• обеспечение мер стимулирования и поддержки инвесторов со стороны государства.
Эффективная инвестиционная политика предприятия, в том числе и сельскохозяйственного, должна формироваться (помимо базовых принципов инвестиционной политики в целом) с учетом следующих аспектов:
1) инве стиционная политика сельхозпредприятия должна быть ориентирована на реализацию долгосрочных целей, определенных стратегическим планом, и обеспечение его финансовой устойчивости. Стратегический план сельхозпредприятия предполагает наличие основных показателей, пропорций и темпов сельхозпроизводства, которые выступают основной формой реализации целевых установок, стратегии инвестиций и предполагаемых накоплений;
2) предельной эффективности инвестирования, которая предполагает, что эффективность каждого последующего вложения средств в объекты АПК снижается и по достижении определенного уровня инвестиции становятся невыгодными;
3) адаптации к новой инвестиционной среде, позволяющей сельхозпредприятию в силу возможности изменения инвестиционной среды предпринять необходимые корректирующие действия;
4) необходимости изыскания максимально надежных и дешевых источников, а также методов финансирования инвестиций, что может быть реализовано через привлечение бюджетных кредитов, льготных кредитов международных организаций, предоставление государственных гарантий и т. д. Это позволит предприятию, в том числе и сельскохозяйственному, получить большую прибыль при меньших инвестиционных затратах. Поэтому необходимо оптимально сочетать различные источники и методы финансирования инвестиционных проектов;
5) необходимости учета фактора риска, что особенно актуально для сельского хозяйства, так как результаты деятельности сельскохозяйственных предприятий определяются значительной совокупностью факторов как внутреннего, так и внешнего воздействия;
6) потребности в ранжировании проектов инвестирования в АПК по их значимости и пос-
ледовательности реализации в целях определения наиболее доходных, которые будут осуществлены, в первую очередь, с учетом имеющихся собственных и привлеченных ресурсов. Такое деление может быть произведено при помощи методов пространственной и временной оптимизации;
7) достижения оптимальной структуры портфельных и реальных инвестиций в сельское хозяйство. При этом равновесное состояние между реальными и портфельными инвестициями в сельскохозяйственное производство соблюдается при равенстве чистой текущей стоимости инвестиций в реальные активы и чистой текущей стоимости проекта по приобретению пакета ценных бумаг;
8) определения наиболее эффективных способов расчета амортизационных начислений. Так, применительно к сельскохозяйственному производителю рациональная амортизационная политика должна включать определенные составляющие — политику воспроизводства основных фондов, политику в области экономического обоснования применяемых методов начисления амортизации, определение приоритетных направлений использования имеющихся ресурсов и др.
Следует отметить, что при обосновании инвестиционной политики сельхозпредприятия, а также определении необходимых для ее реализации ресурсов необходим комплексный анализ целевого рынка, который позволяет выявить реальные возможности в области сбыта производимой сельхозпродукции, поставляемой на данный рынок.
По мнению автора, при осуществлении данного анализа в первую очередь необходимо:
• оценить географические границы исследуемого рынка сельхозпроизводства;
• определить общий объем и динамику продаж за последние три года, включая информацию о конкурирующих товарах. Спроектировать объем реализации на перспективу, что может быть достигнуто при помощи специальных методов прогнозирования — «наименьших квадратов», простого экспоненциального сглаживания, экспоненциального сглаживания с привлечением трендового регулирования, методов, основанных на использовании сезонных индексов, и др.;
• оценить уровень конкуренции на рынке сельхозпродукции;
• определить динамику потребительского спроса, который прогнозируется на весь период осуществления инвестиционной политики;
• оценить технический уровень производимой продукции, возможности по его повышению, а также перспективы расширения рынков сбыта. В результате проведенного анализа сельхозпредприятие получает предварительную оценку сроков осуществления и объемов затрат по реализации выработанной инвестиционной политики.
Таким образом, исследуя сущность и значение для сельхозпредприятия инвестиционной политики, можно прийти к выводу о том, что дальнейшее развитие предприятия в значительной степени предопределяется совершенством в области формирования и реализации данной политики. Также, по мнению автора, для получения максимального эффекта необходимо органичное взаимодействие проводимой инвестиционной политики на всех
уровнях управления хозяйственным процессом в системе агропромышленного комплекса.
Список литературы
1. Моисеев В. В. Экономическая оценка инвестиций: учеб. пособие. Армавир: СКИБИИТ, 2011.
2. Моисеев В. В., Рысьмятов А. З., Дьяков С. А., Погибелев А. В. . Институционные проблемы развития АПК // Международный сельскохозяйственный журнал. 2005. № 3. С. 17—19.
3. Сидоренко В. В., Моисеев В. В. Инновационная деятельность в аграрной сфере Краснодарского края // Экономика сельского хозяйства. России. 2005. № 7.
4. ШвандарВ. А.,БазилевичА.И. Управление инвестиционными проектами: учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ—ДАНА, 2000.