Научная статья на тему 'Концепция формирования инвестиционной политики в аграрной сфере муниципального образования'

Концепция формирования инвестиционной политики в аграрной сфере муниципального образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
126
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФРАСТРУКТУРА / СЕЛЬХОЗПРОДУКЦИЯ / ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ / НОВЫЕ РАБОЧИЕ МЕСТА / НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Моисеев В. В.

В статье отмечается, что формирование инвестиционной политики в аграрной сфере муниципального образования «Гулькевичский район» проводится за счет комплексов, выпускающих конкурентоспособную продукцию, совершенствования системы управления инвестиционными процессами в виде гарантий муниципальных властей кредитным организациям по возврату выданных средств, а также дотаций на производство необходимой сельхозпродукции, расширения источников пополнения бюджета и организации новых рабочих мест.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Моисеев В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция формирования инвестиционной политики в аграрной сфере муниципального образования»

ИННОВАЦИИ И ИНВЕСТИЦИИ

УДК 330.322

концепция формирования инвестиционной политики в аграрной сфере муниципального образования

в. в. моисеев,

доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и менеджмента, директор филиала

E-mail: moiseew_w@. rambler. ru Северо-Кавказский институт бизнеса, инженерных и информационных

технологий, Гулькевичский филиал

В статье отмечается, что формирование инвестиционной политики в аграрной сфере муниципального образования «Гулькевичский район» проводится за счет комплексов, выпускающих конкурентоспособную продукцию, совершенствования системы управления инвестиционными процессами в виде гарантий муниципальных властей кредитным организациям по возврату выданных средств, а также дотаций на производство необходимой сельхозпродукции, расширения источников пополнения бюджета и организации новых рабочих мест.

Ключевые слова: инвестиционная политика, муниципальное образование, инфраструктура, сельхозпродукция, источники финансирования, новые рабочие места, налоговые поступления.

При разработке и реализации муниципальной инвестиционной политики в аграрном секторе экономики важно учитывать как основополагающие принципы государственной инвестиционной политики в агропромышленном комплексе (АПК), так и принципы самореализации муниципального района, которые предполагают улучшение регионального инвестиционного климата, а также создание необходимых условий для рациональной и эффективной деятельности в аграрном секторе. В связи с этим на уровне муниципального района

инвестиционная политика в АПК должна формироваться в особом порядке.

В совокупности с государственной, отраслевой, региональной в каждом районе разрабатывается собственная инвестиционная политика, имеющая свою специфику, которая определяется следующими факторами:

1) социально-экономической политикой, проводимой в районе, в целом;

2) степенью имеющегося экономического потенциала конкретного района;

3) географическим расположением и природно-климатическими особенностями района;

4) привлекательностью района для внешних инвесторов и т. д.

В свою очередь, перед муниципальной инвестиционной политикой в аграрном секторе стоят определенные задачи:

• обеспечение интеграции инвестиционного рынка с рынком инвестиционных ресурсов, направляемых на развитие сельского хозяйства;

• формирование инфраструктуры инвестиционного рынка, обслуживающей муниципальный сектор АПК;

• определение приоритетных направлений вложения инвестиций в районные объекты АПК;

• создание необходимых условий для привлечения дополнительных источников финансирования инвестиционной деятельности в сельское хозяйство района.

В настоящее время особую актуальность приобретает органичная взаимосвязь государственной, региональной и муниципальной инвестиционной политики, так как в условиях кризисного состояния роль государственной составляющей должна объективно увеличиваться, а по мере стабилизации ситуации должно усилиться влияние региональных властей. Таким образом, реально существует необходимость взаимодействия федерального и регионального уровней управления, реализуемого путем разработки и осуществления совместных инвестиционных программ, образования различных фондов регионального развития сельскохозяйственного производства и т. д.

Муниципальная инвестиционная политика в аграрном секторе экономики может быть реализована непосредственно при разделении бюджетных средств, находящихся в ведении администрации района, а также опосредованно, когда речь идет о других ресурсах, неподконтрольных муниципальным властям.

В контексте реализации муниципальной инвестиционной политики к ее основным методам непосредственного воздействия в аграрном секторе экономики следует относить:

• антимонопольную политику, способствующую развитию производства отдельных видов сельхозпродукции и созданию благоприятного инвестиционного климата в районе;

• региональный заказ на производство определенных видов седьхозпродукции;

• льготное налогообложение предприятий, производящих необходимую продукцию;

• гарантии муниципальных властей кредитным организациям по возврату выданных средств;

• льготное кредитование и беспроцентные ссуды производителям сельхозпродукции;

• дотации на производство необходимой региону сельскохозяйственной продукции;

• ценовые компенсации производителям определенной сельхозпродукции;

• эффективную реструктуризацию долгов и платежей сельхозпроизводителей, обеспечивающую продолжение деятельности по производству необходимой региону продукции;

• проведение конкурсов проектов и торгов на право производства отдельных видов сельхозпродукции;

• совершенствование системы обучения и повышения квалификации хозяйственных кадров с целью рационального использования инвестиционных ресурсов и т. д.

Разработка эффективной инвестиционной политики муниципального образования предполагает полное соответствие предлагаемых к реализации бизнес-проектов законодательным и иным нормативно-правовым актам, регулирующим инвестиционную деятельность на территории РФ. В программе инвестиционного развития муниципального образования «Гулькевичский район» Краснодарского края на 2009—2012 гг. поставлены важные стратегические цели.

1. Создание на территории района развитого агропромышленного комплекса, выпускающего конкурентоспособную продукцию растениеводства и животноводства посредством строительства и реконструкции объектов сельскохозяйственного назначения, что увеличит объем производства сельхозпродукции к концу 2011 г. на 40 % к уровню 2007 г., обеспечит свыше 25 млн руб. налоговых поступлений и приведет к созданию 300 рабочих мест.

К первой задаче этого направления относится наращивание объемов производства продукции сельского хозяйства. Для этого планируется строительство новых животноводческих комплексов — ООО «Венцы-Заря», ООО «Дан-Бетон», ООО «Ермакофф-Агро» (см. таблицу).

Второй по важности задачей является повышение эффективности перерабатывающего сектора экономики района. Это реконструкция комбикормового завода ООО «Венцы-Заря» на 20 т кормов в сутки; реконструкция ООО «Крахмальный завод Гулькевичский»; строительство зоны торгово-промышленного развития «Кубанская», включающей предприятия по переработке овощей, фруктов, мяса, молока.

Третьей задачей является увеличение объемов производимой продукции сельского хозяйства крестьянско-фермерскими и личными подсобными хозяйствами по сравнению с 2007 г. на 15 и 7,5 % соответственно, что принесет дополнительные поступления в бюджеты всех уровней в размере 30 млн руб.

2. Развитие промышленности строительных материалов за счет реконструкции существующих и создания новых предприятий в промышленном секторе экономики района.

Первой задачей здесь является использование имеющегося ресурсного потенциала района для стро-

та

и ^

о

« О

ве

ш

а

3

сь ■§

§

йа

¡г i

Таблица

Реестр инвестиционных проектов муниципального образования «Гулькевичский район», планируемых к реализации в 2009—2012 гг.

к ¡я

¡Я о ее »э С г г г г ¡я

во

С1>

о

В г г

№ п/п

Наименование инвестиционного проекта

Инициатор и потенциальный инвестор

Городское (сельское) поселение

Срок реализации

(годы). Исполнение мероприятий по решению задач

Объем капитальных

вложений (с НДС), всего; в том числе

по годам реализации, млн руб

Привлеченные источники финансирования, млн руб

и 1С

а я

Л В

5 i

ч ~

2 8 ю в

- £

^ i

»1 а

о 5

Я Л

Я &

Ожидаемые результаты реализации проекта

о

*8 е.

X §

=

=

Налоговые поступления в бюджет, млн руб

=

о.

о

ч

о

-е-

:=

О -

:=

Строительство свиноводческого комплекса на 110 тыс. голов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ООО «Венцы-Заря»,

Гулькевичский

район

Сельское

поселение

Венцы-Заря

2006—2010 гг.

1 100,7:

2006 г. — 35,0;

2007 г.— 58,3;

2008 г.— 57,4;

2009 г.— 540,0; 2010г.— 410,0

57,4

Кредиты банков — 1 043,3

110

1,0

3,5

11,5

Строительство и реконструкция племенной свинофермы на 1 000 свиноматок и производительностью 25 500 голов поросят в год

ООО «Дан-Бетон», г. Гулькевичи

Скобелеве кое

сельское

поселение

2009—2011гг.

208,9: 2009 г.— 92,7; 2010г.— 85,2; 2011г. —31,0

Заемные средства -208,9

27

3,0

0,6

3,7

Создание современного племенного свиноводческого репродуктора мощностью 6 500 голов ремонтного молодняка в год

ООО

«Ермакофф-Агро»,

Гулькевичский

район

Пушкинское

сельское

поселение

2008—2009 гг.

20,0:

2008 г.— 5,0;

2009 г. — 15.0

20,0

15

0,8

0,2

0,9

Закладка сада по интенсивной технологии с капельным орошением на площади 70 га в с. Пушкинское Гулькевичского района

ООО «Гамма плюс»,

Гулькевичский район

Пушкинское

сельское

поселение

2008—2011гг.

81,8:

2008 г.— 20,0;

2009 г.— 25,0; 2010г.— 30,0

5,0

30,4

Кредиты банков -46,4

27

0,15

0,05

1,3

N (а) (Л

N О

N

Продолжение табл.

К

¡я

¡я

о

ее

»э

С

г

г

г

№ п/п

Наименование инвестиционного проекта

Инициатор и потенциальный инвестор

Городское (сельское) поселение

Срок реализации

(годы). Исполнение мероприятий по решению задач

Объем капитальных

вложений (с НДС), всего; в том числе

по годам реализации, млн руб

Привлеченные источники финансирования, млн руб

с и

л =

I

с.

-е-

® и Я Л

я з

Ожидаемые результаты реализации проекта

о *§

с.

Налоговые поступления в бюджет, млн руб

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

=

о.

о

-е-

:=

О -

Реконструкция ООО «Крахмальный завод Гулькевичский»

ООО «Крахмальный завод

Гулькевичский»

Красносельское

городское

поселение

2009—2012 гг. Создание в РФ нового масштабного рынка глюкозно-фруктозных сиропов как натуральных заменителей сахара в безалкогольных напитках

480,0: 2009 г.— 80,0; 2010г. — 120,0; 2011г. — 160,0; 2012г. — 120,0

120,0

Кредиты банков-360,0

75

12,2

7,0

Реконструкция комбикормового завода ООО «Венцы-Заря» на 20 т кормов в сутки

ООО «Венцы-Заря»

Сельское

поселение

Венцы-Заря

2009—2011гг. Обеспечение свинокомплекса на 110 тыс. голов свиней собственной кормовой базой, что повлечет за собой снижение себестоимости свинины в живом весе более чем на 30%

2009 г. — 12,0; 2010г. — 16,0; 2011 г — 18,0

Средства инвесторов — 46

20

2,2

2,0

1,2

N

та

и ^

о

« О

ве

ш

а

3

сь ■§

§

йа

¡г i

Продолжение табл.

№ п/п Наименование инвестиционного проекта Инициатор и потенциальный инвестор Городское (сельское) поселение Срок реализации (годы). Исполнение мероприятий по решению задач Объем капитальных вложений (с НДС), всего; в том числе по годам реализации, млн руб Привлеченные источники финансирования, млн руб Ожидаемые результаты реализации проекта

Число новых рабочих мест Налоговые поступления в бюджет, млн руб

собственные бюджетные (по уровням) внебюджетные (расшифровать) федеральный краевой местный

7 Строительство зоны торгово -промышленного развития «Кубанская» ЗАО ТаПег-СаркаП, г. Москва Новоукраинское сельское поселение 2009—2012 гг 1820,0: 2009 г — 300,0; 2010г —480,0; 2011г. —510,0; 2012 г. —530,0 1 820,0 1650 24,9 70,6 10,3

8 Строительство рекреационной зоны спортивно-оздоровительного назначения «Кубанская» ЗАО ТаПег-СаркаП, г. Москва Новоукраинское сельское поселение 780,0: 2010г. —390,0 2011г. —390,0 780,0 350 13,6 38,1 5,0

9 Реконструкция силикатного завода ОАО «Силикат», г. Гулькевичи, промзона Гулькевичс-кое городское поселение 2008—2009 гг 381,0: 2008 г — 130,0; 2009 г. —251,0 Оборудование в лизинг -381,0 93 25,0 10,5 6,5

10 Строительство завода по производству автоклавного газобетона ООО «Кубаньметиз», г. Гулькевичи Гулькевич-ское городское поселение 2009—2012 гг 929,5: 2009 г — 150,0; 2010г —200,0; 2011г. —250,0; 2012 г. —329,5 Заемные средства -929,5 200 6,0 5,3 3,8

11 Строительство завода по производству керамических изделий Администрация муниципального образования «Гулькевичский район» Комсомольское сельское поселение 2010—2011 гг 78,0: 2010г — 38,0; 2011г. —40,0 Средства инвесторов - 78,0 48 4,0 3,7 2,3

К

¡я

я

о

ее

»э

С

г

г

г

г

я

ее

С1>

о

В г г

ю

N

(А) (Л

N О н» N

№ п/п Наименование инвестиционного проекта Инициатор и потенциальный инвестор Городское (сельское) поселение Срок реализации (годы). Исполнение мероприятий по решению задач Объем капитальных вложений (с НДС), всего; в том числе по годам реализации, млн руб Привлеченные источники финансирования, млн руб Ожидаемые результаты реализации проекта

Число новых рабочих мест Налоговые поступления в бюджет, млн руб

собственные бюджетные (по уровням) внебюджетные (расшифровать) федеральный краевой местный

12 Строительство завода по производству щелевых полов Администрация муниципального образования «Гулькевичский район» Сельское поселение Венцы-Заря 2010—2013 гг 150,0: 2010г — 50,0; 2011г.— 50,0; 2012 г —40,0; 2013 г. — 10,0 Средства инвесторов -150,0 43 4,2 3,9 2,4

13 Размещение тепличного комплекса Администрация муниципального образования «Гулькевичский район» Гулькевичское городское поселение 2010—2011гг. 100,0: 2010г — 40,0; 2011г. —60,0 Средства инвесторов -100,0 52 2,4 2,2 1,3

14 Строительство группы 5-этажных жилых домов в г Гулькевичи (квартал ул. Ленинградская, Екатерине даре кая, Столбовая) Администрация муниципального образования «Гулькевичский район» Гулькевичское городское поселение 2010—2012 гг. 150,0: 2010г — 50,0; 2011г.— 50,0; 2012 г. —50,0 Средства инвесторов -1 500 3,5 3,3 2,0

15 Строительство группы 5-этажных жилых домов в г. Гулькевичи (микрорайон Западный-2) Администрация муниципального образования «Гулькевичский район» Гулькевичское городское поселение 2010—2012 гг. 861,0 2010г — 150,0; 2011г. —280,0; 2012 г. —431,0 Средства инвесторов -861,0 2,4 2,2 1,4

ительства промышленных предприятий по выпуску конкурентоспособной продукции, в том числе:

— строительство завода по производству автоклавного газобетона в 2009—2012 гг., что дополнительно даст 200 рабочих мест и 15 млн руб. налоговых поступлений;

— субсидирование части затрат на погашение процентной ставки по инвестиционным кредитам;

— привлечение инвесторов к реализации инвестиционных проектов на строительство заводов по производству керамических изделий, завода по производству щелевых полов. Реализация данных инвестиционных проектов обеспечит создание 90 рабочих мест и 20 млн руб. налоговых поступлений во все уровни бюджета. Второй задачей этого направления является

модернизация производственного оборудования на предприятиях строительного комплекса, внедрение инновационных технологий и освоение новых производств за счет привлечения инвестиций и использования механизмов финансового лизинга, в том числе:

— реконструкция силикатного завода ОАО «Силикат» и освоение нового вида продукции — силикатного блока и рустированного кирпича;

— увеличение мощности асфальтобетонного завода ЗАО «ДСУ-7» до 90 т асфальтобетонной смеси в час.

3. Совершенствование системы управления инвестиционным процессом, направленным на увеличение объемов внешних и внутренних инвестиций в экономику муниципального образования

Первой задачей здесь является совершенствование нормативно-правовой базы, касающейся регулирования инвестиционной деятельности. Принятие нормативно-правовых документов муниципального района в области градостроительной деятельности.

Вторая задача—совершенствование необходимой законодательной базы и реализация механизмов поддержки инвестиционной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.

4. Создание на территории муниципального образования развитой инфраструктуры, ориентированной на удовлетворение потребностей населения и хозяйствующих субъектов в финансовых, коммунальных, услугах связи и других платных услугах посредством реализации комплекса инвестиционных проектов, что должно увеличить приток

инвестиций в экономику района к концу 2011 г. на 50 % (к объему 2006 г.).

Первая задача — развитие рынка сферы услуг посредством строительства объектов потребительской сферы, что обеспечит приток инвестиций в экономику района в размере более 1,5 млрд руб. за период 2009—2011 гг.

Вторая задача — увеличение объемов жилищного строительства, которое приведет к улучшению жилищных условий и увеличению налоговых поступлений со стороны инвесторов-застройщиков.

Можно констатировать, что инвестиционная политика муниципального образования вообще — это система мероприятий, обеспечивающих выгодное вложение собственных, заемных и других средств в инвестиции в целях обеспечения финансовой устойчивости предприятия в настоящем и будущем. Помимо данного определения не менее содержательно и интересно следующее определение: инвестиционная политика сельхозпредприятия—это составная часть общей его экономической стратегии, которая определяет выбор и способы реализации наиболее рациональных путей обновления и расширения производства и использования научно-технического потенциала предприятия.

Разрабатывая и реализуя инвестиционную политику, предприятие использует свои возможности на перспективу долгосрочных тенденций экономического развития и адаптации к ним. Данная политика обязана соответствовать стратегическим целям предприятия и должна быть направлена на обеспечение устойчивого положения предприятия на рынке.

Разработка инвестиционной политики сельхозпредприятия предполагает следующее:

• формулирование долгосрочных стратегических целей деятельности сельхозпредприятия;

• проектирование экономических, финансовых и маркетинговых прогнозов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• подготовку бюджета инвестиций;

• оценку эффективности альтернативных бизнес-проектов;

• оценку последствий реализации ранее внедренных проектов.

Для проведения сельхозпредприятием экономически целесообразной и привлекательной для инвестора политики необходимо соблюдение ряда условий, таких как:

• обеспечение полной достоверной и объективной информация об альтернативных объектах инвестирования сельхозпредприятий;

• обеспечение единых параметров оценки и отбора победителей в случае проведения тендеров за право реализации инвестиционного проекта;

• наличие доступного и обоснованного механизма оценки стоимости прав;

• обеспечение мер стимулирования и поддержки инвесторов со стороны государства.

Эффективная инвестиционная политика предприятия, в том числе и сельскохозяйственного, должна формироваться (помимо базовых принципов инвестиционной политики в целом) с учетом следующих аспектов:

1) инве стиционная политика сельхозпредприятия должна быть ориентирована на реализацию долгосрочных целей, определенных стратегическим планом, и обеспечение его финансовой устойчивости. Стратегический план сельхозпредприятия предполагает наличие основных показателей, пропорций и темпов сельхозпроизводства, которые выступают основной формой реализации целевых установок, стратегии инвестиций и предполагаемых накоплений;

2) предельной эффективности инвестирования, которая предполагает, что эффективность каждого последующего вложения средств в объекты АПК снижается и по достижении определенного уровня инвестиции становятся невыгодными;

3) адаптации к новой инвестиционной среде, позволяющей сельхозпредприятию в силу возможности изменения инвестиционной среды предпринять необходимые корректирующие действия;

4) необходимости изыскания максимально надежных и дешевых источников, а также методов финансирования инвестиций, что может быть реализовано через привлечение бюджетных кредитов, льготных кредитов международных организаций, предоставление государственных гарантий и т. д. Это позволит предприятию, в том числе и сельскохозяйственному, получить большую прибыль при меньших инвестиционных затратах. Поэтому необходимо оптимально сочетать различные источники и методы финансирования инвестиционных проектов;

5) необходимости учета фактора риска, что особенно актуально для сельского хозяйства, так как результаты деятельности сельскохозяйственных предприятий определяются значительной совокупностью факторов как внутреннего, так и внешнего воздействия;

6) потребности в ранжировании проектов инвестирования в АПК по их значимости и пос-

ледовательности реализации в целях определения наиболее доходных, которые будут осуществлены, в первую очередь, с учетом имеющихся собственных и привлеченных ресурсов. Такое деление может быть произведено при помощи методов пространственной и временной оптимизации;

7) достижения оптимальной структуры портфельных и реальных инвестиций в сельское хозяйство. При этом равновесное состояние между реальными и портфельными инвестициями в сельскохозяйственное производство соблюдается при равенстве чистой текущей стоимости инвестиций в реальные активы и чистой текущей стоимости проекта по приобретению пакета ценных бумаг;

8) определения наиболее эффективных способов расчета амортизационных начислений. Так, применительно к сельскохозяйственному производителю рациональная амортизационная политика должна включать определенные составляющие — политику воспроизводства основных фондов, политику в области экономического обоснования применяемых методов начисления амортизации, определение приоритетных направлений использования имеющихся ресурсов и др.

Следует отметить, что при обосновании инвестиционной политики сельхозпредприятия, а также определении необходимых для ее реализации ресурсов необходим комплексный анализ целевого рынка, который позволяет выявить реальные возможности в области сбыта производимой сельхозпродукции, поставляемой на данный рынок.

По мнению автора, при осуществлении данного анализа в первую очередь необходимо:

• оценить географические границы исследуемого рынка сельхозпроизводства;

• определить общий объем и динамику продаж за последние три года, включая информацию о конкурирующих товарах. Спроектировать объем реализации на перспективу, что может быть достигнуто при помощи специальных методов прогнозирования — «наименьших квадратов», простого экспоненциального сглаживания, экспоненциального сглаживания с привлечением трендового регулирования, методов, основанных на использовании сезонных индексов, и др.;

• оценить уровень конкуренции на рынке сельхозпродукции;

• определить динамику потребительского спроса, который прогнозируется на весь период осуществления инвестиционной политики;

• оценить технический уровень производимой продукции, возможности по его повышению, а также перспективы расширения рынков сбыта. В результате проведенного анализа сельхозпредприятие получает предварительную оценку сроков осуществления и объемов затрат по реализации выработанной инвестиционной политики.

Таким образом, исследуя сущность и значение для сельхозпредприятия инвестиционной политики, можно прийти к выводу о том, что дальнейшее развитие предприятия в значительной степени предопределяется совершенством в области формирования и реализации данной политики. Также, по мнению автора, для получения максимального эффекта необходимо органичное взаимодействие проводимой инвестиционной политики на всех

уровнях управления хозяйственным процессом в системе агропромышленного комплекса.

Список литературы

1. Моисеев В. В. Экономическая оценка инвестиций: учеб. пособие. Армавир: СКИБИИТ, 2011.

2. Моисеев В. В., Рысьмятов А. З., Дьяков С. А., Погибелев А. В. . Институционные проблемы развития АПК // Международный сельскохозяйственный журнал. 2005. № 3. С. 17—19.

3. Сидоренко В. В., Моисеев В. В. Инновационная деятельность в аграрной сфере Краснодарского края // Экономика сельского хозяйства. России. 2005. № 7.

4. ШвандарВ. А.,БазилевичА.И. Управление инвестиционными проектами: учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ—ДАНА, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.