Научная статья на тему 'Концепция формирования и развития туристического кластера на территории Ольхонского района'

Концепция формирования и развития туристического кластера на территории Ольхонского района Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
280
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / ТУРИСТИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ИНВЕСТИЦИИ / SMALL BUSINESS / TOURIST CLUSTER / REGIONAL ECONOMICS / INVESTMENTS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Кириллова Татьяна Климентьевна

Рассмотрены основные социально-экономические показатели развития Ольхонского района. Изложен подход к формированию и развитию туристического кластера на территории Ольхонского района.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Кириллова Татьяна Климентьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A CONCEPTION TO FORM AND DEVELOP A TOURIST CLUSTER ON THE TERRITORY OF OLKHON REGION

The author considers basic social and economical showings of Olkhon region development. The author states the approach to form and develop a tourist cluster on the territory of Olkhon region.

Текст научной работы на тему «Концепция формирования и развития туристического кластера на территории Ольхонского района»

УДК 620.9: 338

КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА НА ТЕРРИТОРИИ ОЛЬХОНСКОГО РАЙОНА

Т.К.Кириллова1

Иркутский государственный университет путей сообщения, 664074, г. Иркутск, ул. Чернышевского, 15.

Рассмотрены основные социально-экономические показатели развития Ольхонского района. Изложен подход к формированию и развитию туристического кластера на территории Ольхонского района. Ил. 2. Табл. 1. Библиогр. 5 назв.

Ключевые слова: малый бизнес; туристический кластер; региональная экономика; инвестиции.

A CONCEPTION TO FORM AND DEVELOP A TOURIST CLUSTER ON THE TERRITORY OF OLKHON REGION T.K.Kirillova

Irkutsk State University of Railway Engineering 15 Chernyshevskii St., Irkutsk, 664074

The author considers basic social and economical showings of Olkhon region development. The author states the approach to form and develop a tourist cluster on the territory of Olkhon region. 2 figures.1 table. 5 sources.

Key words: small business; tourist cluster; regional economics; investments.

Стратегической целью развития туристической отрасли в регионе является разработка положений, направленных на создание современного эффективного и конкурентоспособного туристического комплекса, способствующего превращению сферы туризма в одну из важных отраслей экономики Иркутской области.

Понятие кластеров в наше время пользуется популярностью, кластерный подход ложится в основу региональной политики различных административных органов. Под кластером понимается группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга.2

В качестве объекта для экспериментального выделения кластеров и проведения соответствующей региональной политики в Иркутской области выбран Ольхонский район с его агропромышленным и рекреационным комплексом. Район относительно обособлен от остальной территории области (что обеспечит чистоту эксперимента), располагает определенными ресурсами для своего развития, но вместе с тем нуждается в социально-экономической поддержке.

Задачи туристического кластера:

1. Расширение рынка предоставляемых туристических услуг:

- организация охоты в зимний период;

- организация туристических походов по Байкалу на современном речном транспорте;

- организация экскурсий по священным местам;

- организация экскурсий в пещеры;

-развитие народных художественных промыслов.

2. Поддержка развития предпринимательства.

3. Транспортное строительство, электрификация района.

4. Привлечение интереса и дополнительных инвестиций к данной туристической зоне.

На территории Ольхонского района можно развивать следующие виды туризма:

- Рекреационный туризм. Здесь главный ресурс -это длинные песчаные косы, природные пляжи, живописные бухты и особый микроклимат. По сравнению с Иркутским и Слюдянским районами, имеющими выход к Байкалу, Ольхонский выгодно отличается чистой атмосферой, первозданностью и самобытностью рекреационных ресурсов - качествами, высокоценимыми в современном мире.

- Оздоровительный туризм. В районе имеются лечебные грязи, минеральные источники, озеро с минерализованной водой.

- Культурно-познавательный туризм и его разновидность - экологический туризм. Главной эстетической достопримечательностью является сам Байкал. Остров Ольхон с его разнообразием скалистых, степных и хвойно-лесных ландшафтов может рассматриваться как достопримечательность мезомасштаба. «Микродостопримечательностями» являются различные геолого-геоморфологические и биологические памятники природы.

Антропогенные достопримечательности включают древние наскальные рисунки и городище, святилища и могильники курумчинской культуры У1-Х веков, бурятские традиционные шаманские культовые памятники, экспонаты краеведческого музея в Хужире. Этнические достопримечательности могут создаваться искусственно и вместе с тем не выглядеть подделкой, так как и шаманские обряды, и скотоводческий быт, и

1Кириллова Татьяна Климентьевна, старший преподаватель кафедры менеджмента, тел.: 89501263322, e-mail: tatyana@ irgups.ru

Kirillova Tatjana Klimentjevna, a senior lecturer of the Chair of Management, tel.: 89501263322, e-mail: tatyana@irgups.ru

2 М.Портер. Конкуренция. М.: Изд. Дом «Вильямс», 2001. 495с.

Рис. 1. Участники туристического кластера и взаимодействие между ними

бурятская национальная кухня, и народные промыслы - это традиции вполне живые, они нуждаются лишь в специальной организации и правильной подаче туристам. То же самое касается и некоторых русско-сибирских «экзотических» традиций: бани, национальные блюда, рыбалка и охота.3

Тесно связаны между собой спортивный, приключенческий, экстремальный туризм. Ольхон и побережье пригодны для самых различных пеших, автомобильных, конных, водных маршрутов. Разновидностью спортивного туризма является любительский туризм (охота и рыболовство). Площадь охотничьих угодий в районе составляет 722,4 тыс. га.

Основные участники кластера и связи между ними показаны на рис. 1. Охарактеризуем каждую из указанных на схеме групп отдельно.

Малый бизнес по обслуживанию туристов включает в себя: туристические базы (и гостиницы), общественное питание (столовые, кафе), транспорт, дополнительные услуги, предоставляемые туристам. В настоящее время в Ольхонском районе действуют 33 официально зарегистрированные турбазы (фактически их намного больше). Транспортный бизнес - это такси в Еланцах, связывающее между собой все населённые пункты района. Дополнительные услуги4, как правило, не связаны со специальными организациями, а проводятся теми же предпринимателями, что владеют базами и гостиницами.

Сельскохозяйственный комплекс района включает: сельхозпредприятия преимущественно животноводческого направления на базе бывших совхозов, 150 крестьянских (фермерских) хозяйств (все они выделились из совхозов; фактически это семейные част-

3 www.olchon.ru

4 Сюда входят: прогулки на весельной лодке, водные лыжи, водные мотоциклы, катание на «бананах», дискотеки и караоке, коньки и лыжи, подледная рыбалка (в зимнее время),

ные предприятия, для которых зачастую сельское хозяйство не является основным занятием и источником дохода; именно им принадлежат многие гостиницы и предприятия общепита), рыболовецкие и рыбообрабатывающие предприятия, Еланцинское потребобще-ство, включающее 5 рыболовецких артелей, предприятия сельскохозяйственной инфраструктуры (пекарни, мельница, сеть магазинов), а также предприятия лесного хозяйства.

Формально именно в сельскохозяйственном комплексе работает практически всё занятое население района. Малым предпринимательством в сфере туризма занимаются главным образом крестьяне, обычно сочетающие работу в этих двух направлениях, причём сельское хозяйство часто малоэффективно и носит подсобный характер: оно служит для пропитания семьи и туристов. То же касается инфраструктурных предприятий, а также в значительной мере рыбной ловли.

Предприятия лесного хозяйства имеют важное самостоятельное значение, но сотрудничество с ними в вопросах развития туризма необходимо.

Районная администрация даёт разрешение на любую деятельность и затем осуществляет контроль над ней. В районе по инициативе администрации проводятся совещания представителей малого бизнеса, администрация организует мероприятия (например, Зимниады), предусматривающие взаимовыгодное участие в них малых предпринимателей, координирует развитие сельского хозяйства через соответствующий отдел в своей структуре. Но финансовые возможности районной администрации полностью зависят от администрации области.

автомобильные экскурсии по острову Ольхон, походы на лошадях, прогулки на катерах, яхтах, катание на велосипедах и квадроциклах, полеты на дельтаплане, презентация бурятских обычаев с народными танцами, костюмами, играми («Бурятская деревня»).

Областные административные органы заботились и заботятся о развитии Ольхонского района наряду с другими районами области, причём их внимание распределяется между районами неравномерно. Каждый район имеет своеобразный рейтинг, который основывается на различных показателях: численность населения, валовый региональный продукт, величина собираемых налогов. Без серьёзного анализа можно утверждать, что по этим и аналогичным показателям Ольхонский район занимает в области одно из самых последних мест (если не последнее).

Однако в рейтинг, видимо, надо включить также специфические показатели развития рекреационной отрасли. Это рекреационная ёмкость территории и фактическая численность обслуживаемых отдыхающих. По первому из этих двух показателей Ольхонский район занимает 2-е место в области (после Нижне-удинского), по второму - также 2-е (после Иркутского).

Остаётся определить, какое место занимают данные показатели в системе ценностей работников администрации, то есть в какой степени они влияют на рейтинг. Очевидно, что в дореформенные времена значение той или иной территории (исключая, быть может, курорты всесоюзного значения) определялось её промышленным потенциалом. Сейчас такой взгляд уже непопулярен, но явно характерен для многих чиновников различных уровней. Выяснить реальную картину, например, с помощью опросов, непросто, так как многие будут отвечать неискренне (или искренне заблуждаться относительно собственной системы ценностей - в психологии такое явление известно).

Частные инвестиции из Иркутска, Ангарска и других больших городов в Ольхонский район крайне редки. Известен один крупный пример частного инвестирования иркутского капитала в инфраструктуру Оль-хонского района: в 90-х годах фирма «Агродорспецст-рой», принадлежащая братьям Голышевым, построила участок шоссе Баяндай - Еланцы, доведя эту и ранее существовавшую дорогу до более или менее

современного уровня. В целом очевидно, заинтересованность иркутских или ангарских инвесторов в Оль-хонском районе невелика. Организовать эту заинтересованность - задача, за которую могла бы взяться областная администрация (районной она едва ли под силу, но свой вклад в решение этого вопроса может внести и она).

Наука в Иркутске (отчасти в Ангарске) имеет значительный интеллектуальный потенциал, способный внести вклад в развитие района. Задействовать это направление связей возможно лишь при наличии финансирования, которое может обеспечить только областная администрация.

Общественные структуры как потенциальные участники развития района существуют в основном в Улан-Удэ и объединяют представителей интеллигенции и предпринимателей Ольхонского происхождения, сохранивших связи с малой родиной.

Для эффективного управления кластером и осуществления взаимодействия между всеми участниками необходимо создать общий управляющий орган или Центр кластера. (Туристический кластер показан на рис. 2).

Главным инициатором и контролером формирования кластера должна выступать районная администрация, она занимается организацией связей внутри района: между хозяевами турбаз и кафе, фермерами, срочными службами (милиция, органы МЧС, «Скорая помощь»), предоставляет консультации участникам кластера.

Главной задачей представителей отделов по малому бизнесу, туризму и сельскому хозяйству является взаимодействие с участниками малого бизнеса. Временный творческий коллектив (ВТК) направлен на формирование и внедрение инновационных подходов к деятельности кластера. Данный отдел формирует руководитель ВТК и приглашает сотрудников со стороны. Специалист по внешним связям является постоянным штатным работником, который выполняет

Районная администрация

Руководитель Центра кластера (в ранге вице-мэра)

Областная Представитель

администрация »—к ч—»

Временный творческий коллектив

Крупный бизнес

А

Представители отделов: малого бизнеса; туризма;

сельского хозяйства

Специалист

по внешним связям -^—

Общественные организации

Рис. 2. Туристический кластер

оперативную работу и взаимодействует с потенциальными инвесторами, т. е. крупным бизнесом, а также с различными общественными организациями, которые проявляют интерес к туристическому кластеру и могут оказать разнообразную поддержку. Областная власть оказывает поддержку в развитии и функционировании кластера: финансирование научных исследований, финансирование и организация инфраструктурных проектов, информирование и консультирование.

Преимущества от участия в кластере:

- выгоды для бизнеса от развития кластера обобщенно состоят в повышении эффективности и снижении издержек в текущей деятельности, повышении гибкости поведения на рынке и инновационного потенциала.

- возможность обеспечить обучение персонала, исследование рынка;

- поскольку у предпринимателей имеются затруднения, связанные со сбытом продукции, то участие в кластере дало бы им возможность решить данную проблему;

- устойчивые контакты с финансовыми и кредитными учреждениями на основе сформированного имиджа кластера.

Основные составляющие затрат:

- исследования и разработка проекта по формированию туристического кластера;

- благоустройство основных туристических объектов;

- определение, описание и обустройство сакральных территорий;

- разработка и обустройство экологических троп, стоянок и мест отдыха туристов;

- содержание штата сотрудников Центра кластера;

- организация курсов по повышению квалификации и переквалификации персонала.

Источниками финансирования проекта могут быть взносы представителей малого бизнеса в уставной капитал, привлеченные инвестиции, государственная поддержка.

Критерии оценки эффективности проекта:

Ожидаемыми результатами туристического кластера являются:

- улучшение основных показателей производственно-хозяйственной деятельности представителей малого бизнеса (объем реализации, рентабельность, фондоотдача и др.);

- увеличение объема налоговых поступлений;

- привлечение дополнительных инвестиций, в том числе зарубежных;

- увеличение доли малых и средних предприятий, участвующих в кластере;

- увеличение доли интеллектуального продукта в услугах продукции и туристического кластера;

- увеличение количества рабочих мест;

- эффект от взаимодействия организаций внутри туристического кластера, в котором объединенные в

Этапы реализации кластерной программы

Этапы Описание

1 этап. Агитация и мотивация потенциальных участников Первая стадия включает в себя: -определение количества малых и средних предприятий как потенциальных участников; -достижение понимания ими преимуществ участия в туристическом кластере; -формирование Центра кластера, привлечение всех участников. В этот период руководитель Центра кластера (в ранге вице-мэра) проводит публичные масштабные встречи всех заинтересованных лиц, на которых представляются преимущества кластерной организации бизнеса и определяются ее возможные приложения

2 этап. Разработка плана развития туристического кластера - анализ проблем всех участников кластера, выявление причин их возникновения; - формулирование задач совместной деятельности в достаточно простой, понятной и соответствующей установленным целям кластера трактовке; - определение своего юридического статуса и формирование внутренних организационных принципов

3 этап. Разработка пилотного проекта На стадии пилотного проекта в реальных условиях отрабатывается технология взаимодействия внутри образованного кластера по предложенной схеме. Необходимо попробовать совместно разрешить общую проблему, это укажет на недоработки в деятельности кластера, с одной стороны, а при успешном выполнении покажет эффективность туристического кластера в краткосрочном периоде и воодушевит участников формирующегося кластера на долгосрочное сотрудничество

4 этап. Разработка стратегического проекта Успешная реализация пробных проектов открывает дорогу к следующему этапу, к разработке проектов стратегического характера, позволяющих достичь необходимого уровня специализации и разделения труда в кластере. На этой стадии необходимо начать внедрение предложений ВТК при подготовке и объединении усилий для формирования локального бренда

5 этап. Стадия саморегуляции На заключительной стадии туристический кластер выходит на необходимый уровень самостоятельности и независимости, когда поддержка его со стороны становится неактуальной. На данной стадии начинают проявляться положительные эффекты ранее реализованных мероприятий

рамках одного кластера предприятия получают выгоду за счет снижения транзакционных и иных издержек, тем самым предоставляя самые низкие цены на свои услуги и товары. Эффект проявляется и в увеличении оборота этих организаций;

- общий интегральный эффект от взаимодействия внутри кластера, который получается путем перемножения эффектов взаимодействия. Данный показатель и будет отражать конечный эффект от функционирования туристического кластера в целом.

В основу методов управления туристического кластера заложены принципы сотрудничества, заключающиеся в отсутствии прямой конкуренции и совместном использовании объектов инфраструктуры. Особенность предлагаемой методологии управления кластера заключается в том, что все принципы формиро-

вания и развития данного комплекса построены на основе взаимодействия туристических, сельскохозяйственных и транспортных предприятий в стратегических альянсах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

1. Имитхенов А.Б., Долхонова Э.З., Елбаскин П.Н. Ольхон - край родной. Улан-Удэ: Изд. Бурятского госуниверситета, 1997. 352 с.

2. М.Портер Конкуренция. М.: Изд. Дом «Вильямс», 2001. 495 с.

3. Соколенко С.И. Промышленная и территориальная кластеризация как средство реструктуризации // Безопасность Евразии. 2002. № 1. С. 435.

4. Третьяк В.П. Кластеры предприятий. 2-е изд., доп.и перераб. Иркутск, 2006. 23 с.

5. www.olchon.ru

УДК 338

ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В.А.Копылова1

Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова 83.

Рассмотрено развитие ЛПК в мире на современном этапе, инвестиционное развитие лесной отрасли в России и

Иркутской области.

Ил. 2. Табл. 1. Библиогр. 3 назв.

Ключевые слова: лесная отрасль; инвестиции; переработка древесины.

INVESTMENT STRATEGY OF THE DEVELOPMENT OF THE TIMBER INDUSTRY COMPLEX V.A.Kopylova

Irkutsk State Technical University 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074

The author considers the current development of a timber industry complex in the world, investment development of timber industry in Russia and Irkutsk region. 2 figures, 1 table, 3 sourses

Key words: timber industry; investments; wood-working.

Ежегодный объем мирового производства лесопромышленной продукции составляет более $370 млрд., из которых $10 млрд. (3%) приходится на долю России.

Общий запас древесины в России составляет порядка 82 млрд. кубометров (более 22% лесов планеты), в том числе более 58 млрд. кубометров приходится на хвойные породы. В 2006 году по данным Рос-лесхоза в России было заготовлено 187 млн. м3 древесины (около 6, 5% от мирового объема заготовки), а по данным ФСГС - 115, 7 млн. При этом из лесхозов было вывезено 108 млн. кубометров (ФСГС). В 2007 году в России было заготовлено 129520, 8 тыс. м3 древесины (ФСГС), что на 12% больше, чем в 2006 году. В 2008 году объем лесозаготовок снизился на 14,4% по сравнению с 2007 годом. Рост производства в деревообработке составил 1,4%, в целлюлозно-бумажном производстве, издательской и полиграфической деятельности - 0,8%. Решение правительства о повышении экспортной таможенной пошлины на

круглый лес (в июле 2007 на 20% и апреле 2008 года на 25%) привело к снижению конкурентоспособности российских компаний на мировых рынках. Во второй половине 2008 года в условиях мирового ипотечного кризиса резко снизились объемы строительства в Японии, Китае, Западной Европе, существенно сократились объемы производства в основных секторах экономики, потребляющих древесину. В итоге спрос на продукцию лесной отрасли стал значительно снижаться. Эта ситуация стала критичной для компаний, ориентированных на экспорт, не имеющих диверсифицированных производств и рынков сбыта, а также находящихся в регионах, удаленных от границ страны.

Из общего объема заготавливаемой в России древесины порядка 28-30% в 2007 году было экспортировано, что эквивалентно 50 млн. кубометров. Объем экспорта круглого леса из России в 2007 году составил 4 млрд. долларов или 22% от мировых продаж круглого леса. По итогам 2007 года экспорт кругляка из России сократился на 3%, но в Китай - вырос на

1Копылова Валентина Александровна, аспирант, тел.: (3952)405651.

Kopylova Valentina Alexandrovna, a postgraduate, tel.: (3952)405651.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.