КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО МЕХАНИЗМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ЭКОНОМИКИ
И.Б. Тесленко
Владимирский государственный гуманитарный университет ул. Горького, 79, Владимир, Россия, 600024
В статье предлагается теоретическая концепция формирования эффективного механизма взаимодействия субъектов экономики — государства, бизнеса и некоммерческого сектора. Выявляются причины, предпосылки и принципы создания эффективного механизма взаимодействия субъектов, определяются его стратегические цели, дается характеристика участников механизма и возможных способов их взаимодействия. Описываются составные элементы эффективного механизма, включающие институциональную, экономическую, организационную, финансовую, информационную и духовно-психологическую составляющие. Определяются подходы к оценке эффективности предлагаемого механизма взаимодействия субъектов, и обосновывается значение его формирования.
Ключевые слова: эффективный механизм взаимодействия субъектов, сетевые отношения государства, бизнеса и некоммерческого сектора, межсекторное партнерство.
Ориентация на стратегию модернизации экономики страны предполагает выработку новых механизмов и моделей взаимодействия экономических субъектов.
Необходимость согласования действий и интересов всех участников процесса трансформации экономики с целью решения проблемы замедления его темпов не вызывает сомнений. Однако требуется теоретическое осмысление и практическая разработка концепции формирования механизма взаимодействия субъектов, с помощью которого можно было бы эффективно решать поставленные задачи.
Проблемы взаимодействия субъектов, формирования межсекторного партнерства рассматривают Р. Патнэм, Н. Динелло, В. Якимец, А. Автономов, Т. Виноградова, М. Замятина, Л. Хананашвили и др.
В статье предлагается теоретическая концепция формирования эффективного механизма взаимодействия субъектов экономики — государства, бизнеса и некоммерческого сектора. Концепция предполагает определение стратегических целей создания такого механизма, описание особенностей участников, способов
и принципов их взаимодействия, характеристику составных элементов, оценку его эффективности и значение.
Причины создания механизма взаимодействия субъектов экономики.
Анализ результатов трансформационного процесса в России выявил те недостатки, которые послужили отправной точкой для разработки механизма:
— институциональная недостаточность, которая нашла отражение в неудачах с приватизацией, фрагментарности реформирования социальной сферы, затягивании реализации ряда реформ, например административной;
— отсутствие учета запросов и интересов всех слоев общества, в результате чего государство лишилось всесторонней поддержки при осуществлении реформ. Каждый сектор экономической деятельности реализовывал свои интересы: власть — получение огромной статусной ренты, бизнес — максимума краткосрочной прибыли, возникшие некоммерческие организации (НКО) — выживание. В результате ни один из структурных элементов не мог осуществлять созидательную деятельность и работать на перспективное развитие экономики либо из-за узкоспециализированных целей, либо из-за отсутствия соответствующих ресурсов. Связи между секторами общества носили временный характер, стремление к постоянному сотрудничеству и взаимодействию отсутствовало, зато существовало желание переложить свои собственные проблемы на другие сектора, что еще больше отдаляло их друг от друга;
— разобщенность субъектов трансформационного процесса не позволила обеспечить целостность процесса управления. В итоге реализация реформ затянулась, медленно шел процесс восстановительного роста экономики, не складывались основы для инновационного развития.
Стратегические цели предлагаемого механизма. К стратегическим целям, на достижение которых направлен механизм взаимодействия субъектов, можно отнести следующие:
1) повышение уровня и качества жизни населения:
— повышение уровня материального обеспечения населения,
— повышение уровня удовлетворения социальных и духовных потребностей населения,
— обеспечение занятости и достойных условий труда,
— обеспечение прав и свобод граждан;
2) обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста:
— развитие конкурентоспособности предприятий страны (региона),
— обеспечение гарантии прав собственности и исполнения контрактных обязательств,
— осуществление мероприятий по обеспечению макроэкономической стабильности;
3) создание потенциала для инновационного развития страны (региона):
— умножение научного, технического и технологического потенциала,
— модернизация производственной, финансовой, коммерческой и информационной структуры,
— модернизация государственного управления (ускорение административной реформы),
— социокультурная модернизация (развитие культурного и духовного потенциала).
Субъекты механизма и способы их взаимодействия. К ним относят государство, бизнес и НКО. Взаимодействие этих субъектов определяется особенностями построения их сетевых отношений.
Для государства характерен властный, вертикальный, иерархический тип построения сетевых взаимодействий, для бизнеса — тип, построенный на системе горизонтальных и вертикальных отношений, для некоммерческого сектора — горизонтальный тип, в основе которого лежит учет интересов разных участников.
Система вертикальных и горизонтальных сетей необходима обществу, а характер их взаимодействия может обеспечить стабильность, выработку конструктивных решений, генерацию новых идей и в целом — эффективность функционирования экономики. Но для этого требуется определенный механизм согласования, основанный на законах, способах и технологиях.
Нахождение точек соприкосновения между сетями в России предполагает реформирование власти и развитие институтов гражданского общества.
Сущность реформы власти заключается в том, чтобы превратить ее из замкнутой сетевой организации в один из открытых сетевых элементов социума, готового к множеству контактов с другими структурными элементами общества. Структура гражданского общества будет совершенствоваться при условии гарантии ее демократического, беспрепятственного развития со стороны государства.
Деятельность государства по развитию гражданского общества предполагает создание условий для интенсивного сокращения сектора самообеспечения домохозяйств и теневой экономики, поощрение цивилизованного рынка, защиту частной собственности, устранение противоречий между трудом и капиталом, развитие конкуренции, создание условий экономического роста и улучшения благосостояния граждан, выработку доктрины и соответствующей программы развития гражданского общества, создание и совершенствование правовых, ресурсных, финансовых, идеологических и иных условий осуществления этого процесса.
Эти мероприятия позволят, во-первых, развиваться всем структурам гражданского общества, а во-вторых, преодолеть разобщенность внутри секторов и наладить стабильные формы взаимодействия НКО с бизнесом и властью. Основой взаимодействия является учет и использование возможных преимуществ каждого участника.
Государство рассматривает НКО как источник дополнительных ресурсов, с помощью которого требуемые услуги можно оказывать дешевле и лучше.
НКО предполагают получить от государства налоговые льготы, гранты, лицензии, заказы, а от бизнеса — социальные инвестиции, содействие в решении значимых задач местного сообщества.
Бизнес рассчитывает на совершенствование нормативно-правовой базы, получение кредитных, налоговых льгот, от государства, на общественную поддержку со стороны НКО.
От государственно-частного партнерства государство ждет инвестиций, поддержки развития отраслей экономики, снижения общественных затрат, гибкости и профессионализма управления, инновационной культуры, а бизнес — снижение рисков, доступ к уникальному оборудованию, возможностей дальнейшего развития т.д.
Решающим основанием возникновения и существования межсекторного партнерства всегда является приоритетная социальная проблема. Однако даже если проблема выявлена и всеми осознается, это еще не означает, что межсекторное партнерство, эффективное взаимодействие секторов обязательно возникнет. Для его возникновения необходим ряд предпосылок и принципов.
Предпосылки создания эффективного механизма взаимодействия субъектов и его принципы. К предпосылкам создания механизма взаимодействия можно отнести:
— явно выраженное желание участников решать проблемы путем взаимодействия;
— осознание невозможности быстрого и эффективного решения проблем поодиночке.
Все положения концепции взаимодействия должны основываться на следующих принципах:
— заинтересованность каждой из взаимодействующих сторон в поиске путей решения проблем и прежде всего социальных;
— конструктивное сотрудничество на основе объединения ресурсов и возможностей каждого участника;
— возможность достижения компромисса в решении спорных вопросов;
— равноправие сторон в выработке реалистичных, взаимоприемлемых решений;
— институциональная закрепленность взаимодействия, обеспечивающая каждому участнику выгодные условия;
— разделение ответственности;
— измеряемость результатов взаимодействия.
Составные элементы эффективного механизма взаимодействия субъектов. Принципы взаимодействия субъектов находят отражение в составляющих эффективного механизма взаимодействия.
Институциональная составляющая предполагает развитие нормативной базы, стимулирующей межсекторное партнерство и обеспечивающей развитие секторов.
Экономическая составляющая предполагает защиту собственности, создание реальных условий для свободной деятельности, повышение уровня жизни населения, сокращение социальной дифференциации, разработку эффективных механизмов осуществления социального инвестирования и распределения финансовых ресурсов, закрепление рыночных отношений в сфере социального партнерства, учет затрат и выгод при реализации социального инвестирования.
Организационная составляющая нацелена на стимулирование развития инфраструктуры всех секторов, обеспечение координации взаимодействия участников партнерства, создание структур взаимодействия участников.
Финансовая составляющая предполагает развитие механизмов взаимодействия секторов, используя такие технологии, как государственный социальный заказ, социальное обслуживание, государственное социальное спонсорство, прямое государственное финансирование, софинансирование, лоббирование, льготное налогообложение).
Информационная составляющая обеспечивает прозрачность информации о состоянии некоммерческого сектора, развитии рынка социального инвестирования, грантополучателях и спонсорах, межсекторных инициативах.
Духовно-психологическая составляющая направлена на усиление нравственных критериев в осуществлении реформ, уважение к закону и принятым социальным нормам.
Оценка эффективности механизма взаимодействия субъектов предполагает определение суммарного эффекта от результатов деятельности составляющих: институциональной (показывает наличие и активное использование нормативных актов федерального и регионального значения, стимулирующих социальное инвестирование, межсекторное партнерство, развитие некоммерческого сектора); организационной (отражает степень развития некоммерческого сектора и его инфраструктуры, инфраструктуры бизнеса, межсекторного партнерства, количество волонтеров, осуществление и планирование совместных мероприятий, разнообразие форм осуществления партнерства и т.д.); финансовой (характеризует размер бюджетного финансирования, социального инвестирования, развитие новых форм финансирования, суммарный размер финансирования социальных программ, структуру источников доходов НКО, порядок расходования средств, количество НКО, сформировавших целевой капитал, налогообложение бизнеса и НКО, участвующих в механизме и т.д.); экономической (определяет динамику социального индекса, изменение доходов и уровня жизни населения региона и страны, соотношение результатов и затрат деятельности механизма, изменение трансакционных издержек за счет гибкого использования потенциала всех участников партнерства в организации производства, распределения, обмена и потребления благ, быстрой реакции на изменение спроса на те или иные блага и рациональное перераспределение ресурсов, использования адресного и дифференцированного подхода к удовлетворению этих потребностей, защищенность прав собственности, инновационный характер экономического роста и т.д.); информационной (показывает степень освещения в средствах массовой информации деятельности некоммерческого сектора, социально ответственных фирм, государственного стимулированию развития других секторов и самого партнерства и т.п., деятельность сайтов партнерства и др.).
Анализ динамики суммарного эффекта и роли каждой составляющей в конечном результате функционирования механизма поможет определить просчеты в осуществлении взаимодействия секторов, найти его слабые места, улучшить планирование будущей деятельности, подбирать оптимальные формы взаимодействия, шире использовать положительный отечественный и зарубежный опыт.
Значение механизма взаимодействия секторов. Взаимодействие секторов, основанное на учете и реализации составляющих представленного механизма, ко-
нечно, не устранит полностью всех противоречий, но в значительной мере способно их смягчить. Эти составляющие, на наш взгляд, могут превратить межсекторное партнерство в эффективно действующую систему, где внутренние связи частей между собой являются преобладающими по отношению к движению этих частей и к внешнему воздействию на них. Каждый участник системы воздействует на всю систему и заставляет ее решать общие задачи. Государство обеспечивает систему законодательной базой, регламентирующей функционирование хозяйствующих субъектов и организаций, упорядочивающих общественные отношения. Бизнес предоставляет системе материальные и денежные ресурсы, а НКО обеспечивает систему человеческими ресурсами. Созданное таким образом взаимодействие вертикальных и горизонтальных сетей обеспечит формирование целостной системы взаимосвязанных компонентов, объединенных одной целью и способных на основе использования своего потенциала обеспечить расширенное воспроизводство на новом качественном уровне, оптимально используя все имеющиеся ресурсов участников (и, прежде всего, финансовые).
Созданный механизм позволит сформировать органическую систему управления трансформационными процессами, которая будет характеризоваться такими признаками, как целенаправленность, совместимость элементов, целостность, прочный характер связи между элементами и их организационное единство, взаимообусловленность связей внутри системы, воспроизводимость, наличие обратной связи, адаптивность, возможность комплексного воздействия на все элементы.
Совместные действия секторов помогут увидеть общие, наиболее острые проблемы, особенности и противоречия, учесть влияние внутренних факторов на трансформационный процесс, противостоять внешним факторам, связанным с процессами глобализации экономики, навязыванием интересов богатейших международных коммерческих и финансовых кругов другим участникам мирового экономического процесса, быстрее реагировать на изменение социально-экономической среды.
Наличие обратной связи обеспечивает своевременное создание недостающих институтов, формирует оптимальную институциональную среду и соответствующим образом изменяет политический процесс. Создаваемые институты должны работать на эту цель, активизируя ресурсы человеческого капитала. Эффективные институты — это такие институты, которые позволяют увязать интересы субъектов, обеспечить их организационное единство и прочную связь на основе взаимной выгоды, стимулируют инновационную и инвестиционную деятельность, обеспечивают интеграционные процессы в экономике страны и за ее пределами, помогают оценить результаты государственного и муниципального управления с точки зрения удовлетворенности населения предоставляемыми услугами с учетом принятых направлений экономической политики. В нашем случае они должны предоставить бизнесу возможность повышать конкурентоспособность, обеспечивать условия развития и внедрения социальных инноваций некоммерческим сектором, осуществлять макроэкономическую политику государству с наименьшими затратами.
В результате создания такого механизма можно будет задействовать и эффективно использовать все потенциальные возможности субъектов и оперативно решать важнейшие и, прежде всего, социальные проблемы общества. На наш взгляд, создание механизма эффективного взаимодействия секторов можно рассматривать как инновационный институт.
CONCEPTION OF ECONOMIC PARTICIPANTS’ INTERACTION EFFECTIVE MECHANISM
I.B. Teslenko
Vladimir State Humanitarian University Gorkogy str., 79, Vladimir, Russia, 600024
The article is devoted to the theoretical model of economic participants’ (state, business and nonprofit organizations) interaction effective mechanism. Preconditions, reasons and principles of effective mechanism forming, its strategic targets are formulated. Participants and their interaction modes are described. Mechanism component elements — institutional, economic, financial, organizational and psychological are considered. Methods of estimation are determined and significance mechanism is substantiated.
Key words: participants’ interaction effective mechanism; state, business and non-profit organizations’ net interaction; intersectional partnership.