16. Dolyatovsky V.A., Tuguz Y.R., Filin N.N. Organizational diagnostics in management: Tutorial. - Rostov n/D: Publishing and Polygraphic Complex of Russian State Economic University (RINH), 2015. - 220 р.
DOI 10.54220/1994-0874.2022.80.81.004 УДК 631
17. Bulatova R.M., Tuguz Yu.R., Filin N.N. Multilevel dynamic SWOT-analysis as a tool for forming an adaptive strategy of the university // Modern Problems of Science and Education. -2013. -No. 6.
Мирошниченко Т.А., Подгорская С.В.
КОНЦЕПЦИЯ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО ИНКЛЮЗИВНОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
Аннотация
Существующие социально-экономические проблемы села обусловливают необходимость изменения государственных программ сельского развития и корректировки концептуальной модели финансово-экономического обеспечения устойчивого развития сельских территорий на принципах инклюзивного роста. В ходе исследования было установлено, что существующая модель финансово-экономического обеспечения сельского развития имеет целый ряд недостатков, обусловленных недостаточностью бюджетного финансирования, слабой диверсификацией сельской экономики и ограниченностью доступа сельского населения и малого бизнеса к финансовым ресурсам, что препятствует выполнению своих функций органами местного самоуправления и подрывает основу финансовой самообеспеченности села. Предлагаемая концептуальная модель финансово-экономического обеспечения устойчивого инклюзивного развития сельских территорий построена на принципах бюджетной децентрализации, финансовой самостоятельности местного самоуправления, обеспечения финансовой инклюзии и гражданского участия в управлении финансовыми ресурсами. Разработанные меры финансово-экономического обеспечения сельского развития направлены на интегрированное решение комплексных проблем, повышение значения местного самоуправления и роли гражданского участия в управлении финансовыми ресурсами бюджетов сельских поселений, а также на развитие сельской экономики.
Ключевые слова
Концепция финансово-экономического обеспечения, развитие сельских территорий, инклюзивное развитие, устойчивое развитие, финансовая инклюзия, бюджетная политика, инициативное бюджетирование.
JEL: Q1, Q10, Q13
Miroshnichenko T.A., Podgorskaya S. V.
THE CONCEPT OF FINANCIAL AND ECONOMIC SUPPORT FOR SUSTAINABLE INCLUSIVE DEVELOPMENT OF RURAL AREAS
Annotation
The existing socio-economic problems of the village determine the necessity to change the state programs of rural development and adjust the conceptual model of financial and eco-
nomic support of sustainable development of rural areas on the principles of inclusive growth. The study found that the existing model of financial and economic support of rural development has a number of drawbacks due to insufficient budget financing, poor diversification of the rural economy and limited access of the rural population and small businesses to financial resources, which prevents local governments from fulfilling their functions and undermines the basis of financial self-sufficiency of the village. The proposed conceptual model of financial and economic provision of sustainable inclusive development of rural areas is based on the principles of budgetary decentralization, financial autonomy of local government, ensuring financial inclusion and civil participation in the management of financial resources. The developed measures of financial and economic provision of rural development are aimed at the integrated solution of complex problems, increasing the importance of local self-government and the role of civil participation in the management of financial resources of budgets of rural settlements, as well as contributing to the development of rural economy.
Keywords
The concept of financial and economic support, rural development, inclusive development, sustainable development, financial inclusion, fiscal policy, proactive budgeting.
Введение. Новая модель развития сельских территорий на основе инклюзивного роста требует изменения приоритетов государственной политики в отношении финансово-экономического обеспечения сельского развития. Это обусловлено необходимостью скорейшего решения существующих социально-экономических проблем на селе и недостаточностью финансирования сельских территорий для улучшения качества и повышения уровня жизни сельского населения.
В связи с этим актуальна разработка методологии новой управленческой концепции в сфере финансово-экономического обеспечения устойчивого инклюзивного развития сельских территорий, которая определяется:
- соответствующей теоретической базой и разработанной на ее основе концепцией регулирующей роли государства в области обеспечения устойчивого инклюзивного развития сельских территорий;
- разработкой основных целей и направлений для достижения целевых значений индикаторов, обеспечивающих инклюзивное развитие сельских территорий на среднесрочный период и стратегическую перспективу;
- подготовкой и осуществлением практических мер государственного регулирования по реализации указанных целей с помощью всей совокупности финансово-экономических инструментов посредством методов и механизмов бюджетной, налоговой политики, политики финансовой доступности, вовлечения граждан в управление государственными и муниципальными финансами.
Цель исследования - разработка концептуальной модели финансово-экономического обеспечения устойчивого развития сельских территорий, основанной на принципах инклюзивного роста.
Материалы и методы. Теоретический базис разработки концептуальной модели финансово-экономического обеспечения устойчивого инклюзивного развития сельских территорий составили методологические подходы концепций инклюзивного роста, финансовой инклюзии, децентрализации фискальной политики, изложенные в трудах отечественных и зарубежных ученых.
Методология исследования основана на системном подходе, в соответствии с которым финансово-экономическое обеспечение развития сельских
территорий рассматривается как сложная система, реализующая цели комплексного развития на основе расширения финансовых возможностей и доступа сельского населения и малых форм хозяйствования (МФХ) к кредитно-финансовым ресурсам, что обеспечит повышение экономической активности граждан и малого и среднего бизнеса на сельских территориях.
В ходе проведения научного исследования использовались следующие общенаучные методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение.
Результаты и обсуждение. Инклюзивное развитие сельских территорий строится на принципах выравнивания условий жизни сельского и городского населения, поддержки МФХ в сельской местности, содействия расширению возможностей трудоустройства сельского населения и увеличению участия рабочей силы в производительной и приносящей доход деятельности.
Концепция устойчивого инклюзивного роста сельских территорий предполагает формирование соответствующей системы финансово-экономического обеспечения, которая структурно и содержательно должна быть встроена в систему государственного регулирования развития села и реально способствовать повышению уровня жизни сельского населения и развитию хозяйствующих субъектов на микроуровне.
Общими стратегическими целями финансово-экономического обеспечения новой теоретической модели сельского развития являются:
- обеспечение уровня жизни сельского населения не ниже, чем в городе;
- повышение эффективности местного самоуправления за счет увеличения налоговых поступлений в местные бюджеты;
- повышение доступа сельского населения и МФХ к финансовым ресурсам.
Повышение уровня жизни сельского населения неразрывно связано с
увеличением доходов сельских домохо-зяйств и заработной платы работников, занятых в сельском хозяйстве. Сегодня сложилась ситуация, когда экономический рост аграрной отрасли не импле-ментируется в доходы селян, чьими усилиями напрямую этот рост обеспечивается.
Поэтому необходима политика сбалансированного сельского развития по созданию благоприятных условий жизни для сельского населения и развитию инфраструктуры села. При выполнении этих условий сельские территории страны, в свою очередь, будут способны обеспечить устойчивое развитие национальной агропродовольственной системы [1].
Основой финансово-экономического обеспечения инклюзивного развития сельских территорий должны стать федеральные и региональные стандарты оказания социальных услуг жителям села, устанавливающие нормы и нормативы и закрепляющие минимальный уровень социальных гарантий и социальной защиты сельского населения [2, с. 85].
Сельское поселение должно представлять собой так называемый социальный кластер, обладающий рядом необходимых объектов. Обеспечение сельского населения услугами социальной инфраструктуры должно носить комплексный характер, так как при наличии всех элементов обслуживания и их согласованного взаимодействия возникает так называемый синергетиче-ский эффект. При отсутствии или неразвитости каких-либо служб создается обратный эффект, обусловленный незавершенностью системообразования и резко снижающий эффективность всего воспроизводственного процесса [3].
Для сохранения и развития села необходимо на государственном уровне признать сохранение образовательных, медицинских, культурных учреждений в малонаселенной сельской местности, а
также создание механизмов их полноценного финансирования и обеспечения кадрами приоритетной государственной задачей, решаемой вне оптимизации бюджетных расходов [4].
Финансирование сельской социальной инфраструктуры должно осуществляться на основе норм для учреждений образования, здравоохранения и культуры с учетом низкой плотности населения на значительной части сельских территорий Российской Федерации.
По заключению Российской академии наук [5],бюджетная политика последних лет носила проциклический характер, что естественно в условиях накапливания резервов. Вместе с тем проблема макроэкономического характера заключается в том, что в России сформировались устойчивые тренды по снижению доли доходов, перераспределяемых в пользу населения. В 2019 г. в России социальные расходы расширенного правительства составили 18,8% ВВП (в последние 15 лет эта цифра стабильно возрастает), достигнув уровня, характерного для большей части стран Восточной Европы. С другой стороны, величина совокупных расходов расширенного правительства в 2019 г. относительно ВВП составила 33,9% и по международным меркам является сравнительно невысокой.
На основании чего можно предположить, что бюджет страны имеет резервы для роста государственных расходов на увеличение объемов социальной поддержки сельского населения и постепенного устранения ограничений развития сельских территорий, связанных с низким уровнем и качеством жизни значительной части селян.
Существующая система перераспределения финансовых поступлений между федеральным центром, субъектами РФ и муниципальными образованиями вызывает острый дефицит налоговых и неналоговых поступлений в местные бюджеты сельских поселений, который лишь отчасти покрывается межбюджетными трансфертами. Так, структура до-
ходов консолидированного бюджета на 87,9% состоит из федеральных налогов и только 12,1% составляют республиканские, местные и прочие налоги и неналоговые поступления. Структура доходов территориальных и местных бюджетов аналогична: федеральные налоги в ней составляют 79,7%, а налоги более низкого уровня всего лишь 20,3%.
В то же время решение вопросов местного значения государство возложило на местное самоуправление. Однако этот институт власти не в полной мере решает проблемы сельских территорий. Одна из главных причин - отсутствие финансовых возможностей [6].
Среди основных принципов финансово-экономического обеспечения новой модели сельского развития ключевым является бюджетная (фискальная) децентрализация. В целях создания стимулов для выработки и проведения муниципалитетами эффективной финансовой политики необходимо повышение финансовых возможностей органов местного самоуправления путем корректировки сложившейся системы налогообложения и межбюджетных отношений.
Целесообразно внесение изменений в систему распределения налогов в пользу местных бюджетов и прежде всего бюджетов сельских поселений для расширения налогооблагаемой базы и повышения их налоговой самообеспеченности. Это позволит укрепить местные бюджеты и создаст финансовую основу для развития села. Налоговые поступления в бюджеты сельских поселений напрямую должны зависеть от состояния сельской экономики. Развитие диверсифицированной экономики на селе, повышение занятости и доходов сельского населения должно стать основным приоритетом государственной политики. Для развития экономики сельских территорий следует принять законодательные и нормативные акты, предусматривающие государственные и
муниципальные преференции предприятиям, размещающим производство на селе, в виде налоговых льгот, доступа к дешевым кредитам и лизингу, снижения платы за подключение к инженерным сетям, широкополосному Интернету и др.
Приоритетным направлением государственной политики должно стать увеличение финансирования из бюджетов всех уровней развития инфраструктуры на территории малых сельских населенных пунктов, поскольку привлечение частных инвесторов в малые села практически невозможно по причине их низкой экономической заинтересованности в данных проектах.
На территории крупных и средних по величине сельских поселений недостаточность бюджетных средств для улучшения социальной и инженерной инфраструктуры села частично компенсируется финансами проектов государственно-частного партнерства (ГЧП). Вместе с тем имеющиеся недостатки в действующем законодательстве, мало проработанный механизм предоставления налоговых льгот и иных стимулирующих мер в рамках соглашений о ГЧП, отсутствие прямой выгоды для бизнеса от участия в проектах ГЧП и нехватка средств у инвесторов тормозят развитие инфраструктурных проектов на селе [7, с. 127].
Для устранения данных проблем необходимо во всех регионах создать структуры поддержки проектов ГЧП, обеспечивающих выработку региональной политики в сфере ГЧП и механизмы стимулирования инвесторов, рассмотрение инициируемых проектов ГЧП и их сопровождение, повышение квалификации и расширение числа специалистов в этой области. В рамках приоритетных направлений государственной политики важно предусмотреть налоговое стимулирование частных инвесторов, реализующих проекты ГЧП на сельских территориях. Принятие решения о предоставлении тех или иных налоговых льгот должно быть возложено на региональные органы власти.
Проведенные авторами исследования позволили сформировать концептуальную модель финансово-экономического обеспечения устойчивого инклюзивного развития сельских территорий (рис. 1).
Концепция новой модели устойчивого инклюзивного развития сельских территорий основывается на интегрированном решении комплексных проблем, повышении значения местного самоуправления и роли гражданского участия в управлении финансовыми ресурсами бюджетов сельских поселений. Этому способствует активно внедряемый в регионах механизм партисипаторного (инициативного) бюджетирования, который предполагает широкое вовлечение сельского населения в решение социальных проблем села, в результате чего этот процесс становится прозрачным и строится снизу вверх. На основе местных инициатив селяне устанавливают приоритеты в развитии своего населенного пункта, участвуют в разработке проекта инициативного бюджетирования, частично его финансируют. Это активизирует социально-экономическую жизнь на селе, содействует развитию гражданской активности населения и способствует преодолению патерналистских настроений.
Перспективно вовлечение граждан в процессы инициативного бюджетирования с помощью цифровых и информационно-коммуникационных технологий, что дает возможность обеспечить надежность в процедурах отбора гражданами инициативных проектов и позволяет объединить местных жителей в решении важных для них вопросов.
Вместе с тем сохраняющееся цифровое неравенство в городе и на селе углубляет разрыв не только в доступности информации и накоплении знаний в области управления финансами и повышения финансовой грамотности сельского населения, но и в развитии доступа к финансовым инструментам сельских жителей, что может стать значительной угрозой развитию финансовой инклюзии на сельских территориях.
та
52. Ol О
н
PS
и
SS SS
о та
NJ 00
hd 5
r>
V!
Я О
Я
V! н-
п I
Н 1
^ я
Теоретическая база - концепция устойчивого инклюзивного роста, концепция финансовой инклюзии, децентрализация фискальной политики
В
05 О
4 О
5
а
я
Ьа 5
U)
5 05
Я О
О
В п Я н
V! 15
и er
я
»
а
о
Й п
и сг
■в -е-» я
U)
05 В н
S
а
п п U V п Я S X
н
Л
тз тз
5
н о тз
5 Sc
а
15
я
п о 05 О
W
Я о а о
г а л
Л п Я о ч о
о
ОЛ
ге о а
Л
л
Л
а а а
Цели:
• обеспечение уровня жизни сельского населения не ниже, чем в городе;
• повышение эффективности местного самоуправления;
• повышение доступа сельского населения и МФХ к финансовым ресурсам.
Приоритетные направления финансово-экономического обеспечения развития сельских территорий в целях инклюзивного развития:
• более высокая, чем в городе финансовая поддержка сельской семьи, особенно сельской многодетной семьи;
• разработка стандартов оказания социальных услуг жителям села с повышающим коэффициентом;
• разработка норм финансирования объектов социальной сферы с учетом низкой плотности населения в сельской местности;
• расширение и укрепление финансовой основы сельского самоуправления;
• государственная поддержка сельской кредитной кооперации;
• расширение доступа сельского населения и МФХ к кредитно-финансовым ресурсам;
• расширение финансовой поддержки сельских сообществ на основе выделения грантов.
Принцип бюджетной децентрализации
Принцип финансовой самостоятельности местного самоуправления
Принцип обеспечения финансовой инклюзии
Принцип гражданского участия в управлении финансовыми ресурсами
METO Д Ы И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ
Бюджетная политика
Налоговая политика
Политика финансовой доступности
Политика вовлечения граждан в управление государственными и муниципальными Финансами. ..
МЕРЫ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
•Децентрализация бюджетообразующих налогов с федерального и регионального уровней на местный • Изменение структуры межбюджетных трансфертов от субвенций в пользу федеральных дотаций на сбалансированность местных бюджетов и субсидий •Предоставление стимулирующих грантов, применение субсидий, привязанных к госпрограммам •Расширение предоставления нецелевых трансфертов
• Усиление роли местных налогов в формировании доходной части местных бюджетов, закрепление имущественных и земельных налогов •Уплата НДФ/1 по месту
жительства плательщика •Использование НДС как регулирующего налога •Наращивание доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности
• Повышение финансовой и цифровой грамотности сельского населения
• Развитие филиальной сети банков в районных центрах, расширение предоставления банковских услуг в сельских почтовых отделениях связи
• Обеспечение сельских жителей устойчивым Интернетом и мобильной связью для возможности получения банковских услуг удаленно
•Государственная поддержка развития СКПК
• Совершенствование механизма льготного кредитования сельхозтоваропроизводителей из числа МФХиЛПХ
• Применение механизма инициативного (партисипаторного) бюджетирования в управлении общественными финансами
• Развитие социально-ориентированных НКО на сельских территориях
• Участие сельского населения в проектах грантовой поддержки местных инициатив Минсельхоза РФ
• Развитие взаимного сотрудничества органов местного самоуправления, сельского населения и хозяйствующих субъектов в вопросах развития села, управления финансами и др.
По данным Центрального Банка РФ (ЦБ РФ), для сельского населения вопрос наличия физических точек обслуживания остается актуальным, поскольку они все еще не готовы полностью от них отказаться [8]. Поэтому нужно развивать филиальные сети банков в районных центрах, расширять предоставление банковских услуг в сельских почтовых отделениях связи (за 2020 г. их число сократилось на 1 тыс. ед.), обеспечить сельских жителей устойчивым Интернетом и мобильной связью для возможности получения банковских услуг удаленно, а также повышать финансовую и цифровую грамотность сельского населения.
Цифровизация имеет два положительных вектора влияния на развитие финансовой инклюзивности на селе. С одной стороны, это повышает доступность финансовых услуг для сельского бизнеса и населения, с другой стороны, значительно сокращает издержки малых и средних предпринимателей, работающих на сельских территориях [9].
Авторы разделяют мнение академика РАН А.В. Петрикова, который считает, что в настоящее время необходима государственная поддержка малых и средних сельхозорганизаций и фермерских хозяйств, выполняющих село-образующую функцию, стимулирование перехода сельских домохозяйств в предприниматели [10].
В качестве мер поддержки по созданию диверсифицированной сельской экономики в госпрограмме устойчивого развития сельских территорий целесообразно выделить предоставление малым и средним сельхозтоваропроизводителям субсидируемых льготных кредитов (в том числе инвестиционных) на диверсификацию своего бизнеса: ведение органического производства, организацию аграрного и сельского туризма, народных промыслов, внедрение переработки сельхозпродукции и т.д.
Наличие потребности у селян в заемных средствах и недоступность их в других финансовых институтах негативно сказывается на устойчивости развития сельских территорий, создает социальную напряженность и препятствует реализации национальных целей по сокращению бедности и росту благосостояния сельского населения. Вместе с тем авторами эмпирически доказано, что в регионах, уделяющих большое внимание развитию сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации, наблюдается рост вовлеченности селян в кредитную кооперацию [11].
Для развития социальной сферы села необходимо расширить финансирование сельских сообществ на основе выделения новых и расширения существующих программ грантовой поддержки.
В целях контроля деятельности региональных органов исполнительной власти в решении вопросов инклюзивного развития сельских территорий целесообразно перечень показателей оценки их деятельности разбить на критерии, характеризующие социально-экономическое развитие сел и городов. Это позволит объективно оценить деятельность региональных органов власти по развитию сельских территорий.
Заключение. Таким образом, разработанная авторами концепция финансово-экономического обеспечения устойчивого инклюзивного роста сельских территорий направлена на развитие диверсифицированной многоукладной сельской экономики, создание новых рабочих мест, обеспечение устойчивого роста заработной платы в сельском хозяйстве, опережающего по своей динамике рост заработной платы в других отраслях экономики, что позволит увеличить доходы сельских домохозяйств и создаст условия для естественного роста финансовой инклюзии на сельских территориях. Данные задачи являются приоритетными, так как позволяют реализо-
вать государственные цели по развитию сельских территорий и сохранению человеческого капитала на селе.
Библиографический список
1. Полушкина Т.М. Социальные стандарты в государственном регулировании развития сельских территорий [Электронный ресурс] // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. - 2021. - № 1 (65). -Номер статьи: 6508. - URL: https://eee-region.ru/article/6508/ (дата обращения: 11.10.2021).
2. Подгорская С.В., Мирошниченко Т.А., Бахматова Г.А. Методологические положения по обоснованию направлений развития сельских территорий сельскохозяйственных районов на основании диверсификации сельской экономики в условиях цивилизацион-ных трансформаций: монография. -пос. Рассвет: ФГБНУ ФРАНЦ: Изд-во «АзовПринт», 2021. - 112 с. - DOI: 10.34924/FRARC.2021.31.95.001.
3. Пространственное развитие регионов России: тенденции и модели: монография / Н.И. Антонова, А.Л. Ма-люга, М.В. Тарасова и др. - Ростов н/Д: Изд-во ООО «Мини-Тайп», 2019. - 80 с.
4. Субракова Л.К. Малые и отдаленные села как стратегические объекты государственного и муниципального управления // Никоновские чтения. -2021. - № 26. - С. 210-213.
5. Социальная политика в России: проблемы и решения: научный доклад / под ред. члена-корреспондента РАН А.А. Широва. - М.: Артик Принт, 2021. -112 с. - (Научный доклад ИНП РАН). -DOI: 10.47711/sr1-2021.
6. Ускова Т.В., Ворошилов Н.В. Комплексное развитие сельских территорий - задача государственной важности // Проблемы развития территории. -2019. - № 6 (104). - С. 7-20. - DOI: 10.15838/ptd.2019.6.104.1.
7. Мирошниченко Т.А. Роль государственно-частного партнерства в обновлении инфраструктуры сельских территорий // Вестник аграрной науки. -2022. - № 1 (94). - С. 122-128. - DOI: 10.17238/issn2587-666X.2022.1.122.
8. Аналитическая справка об индикаторах финансовой доступности за 2020 год (по результатам замера 2021 года) [Электронный ресурс] / Банк России. 2021. - URL: https://cbr.ru/Content/ Document/File/124646/acc_indicators_290 72021.pdf (дата обращения: 14.11.2021).
9. Баетова Д.Р., Загоренко А.А. Развитие финансовой инклюзивности на сельских территориях // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2020. - Т. 9. - № 3 (32). - С. 8588. - DOI: 10.26140/anie-2020-0903 -0018.
10. Петриков А.В. Госпрограмма комплексного развития сельских территорий нуждается в существенной корректировке [Электронный ресурс] // Аг-рофарм-2020. - URL: http://agrofarm. vdnh.ru/news/289-aleksandr-petrikov-gos programma-kompleksnogo-razvitiya-sels kikh-territorij-nuzhdaetsya-v-sushchest vennoj-korrektirovke (дата обращения: 26.10.2021).
11. Мирошниченко Т.А., Кринич-ная Е.П. Сельскохозяйственная кредитная потребительская кооперация как инструмент финансовой инклюзивности на селе // Аграрный вестник Урала. -2021. - № 8 (211). - С. 75-87. - DOI: 10.32417/1997-4868-2021-211-08-75-87.
Bibliographic list
1. Polushkina T.M. Social standards in the state regulation of the development of rural areas [Electronic resource] // Regional Economics and Management: electronic scientific journal. - 2021. - No. 1 (65). - Article number: 6508. - Access mode: https://eee-region.ru/article/6508/ (date of reference: 11.10.2021).
2. Podgorskaya S.V., Miroshnichen-ko T.A., Bakhmatova G.A. Methodological provisions for substantiating the directions
of development of rural areas of agricultural districts on the basis of diversification of the rural economy in conditions of civi-lizational transformations: monograph. -Rassvet settlement: FGBNU FRNC: AzovPrint, 2021. - 112 р. - DOI: 10.34924/FRARC.2021.31.95.001.
3. Spatial Development of Russian Regions: Trends and Models: Monograph / N.I. Antonova, A.L. Malyuga, M.V. Tara-sova et al. - Rostov n/D: OOO «Mini-Tipe», 2019. - 80 р.
4. Subrakova L.K. Small and remote villages as strategic objects of state and municipal management // Nikonov Readings. - 2021. - No. 26. - Рр. 210-213.
5. Social Policy in Russia: Problems and Solutions: Scientific Report / Ed. by Corresponding Member of RAS A.A. Shi-rov. - M.: Artik Print, 2021. - 112 р. -(Scientific report of INP RAS). - DOI: 10.47711/sr1-2021.
6. Uskova T.V., Voroshilov N.V. Comprehensive development of rural areas -a task of national importance // Problems of Territory Development. - 2019. - No. 6 (104). - Рр. 7-20. - DOI: 10.15838/ptd. 2019.6.104.1.
7. Miroshnichenko T.A. The role of public-private partnership in renewing the infrastructure of rural areas // Bulletin of Agrarian Science. - 2022. - No. 1 (94). -
DOI 10.54220/1994-0874.2022.39.44.005 УДК 658
Pp. 122-128. - DOI: 10.17238/issn2587-666X.2022.1.122.
8. Analytical note on financial accessibility indicators for 2020 (based on the results of the 2021 measurement) [Electronic resource] / Bank of Russia. 2021. -Access mode: https://cbr.ru/Content/ Document/File/124646/acc_indicators_ 29072021.pdf (date of reference: 14.11.2021).
9. Baetova D.R., Zagorenko A.A. The development of financial inclusiveness in rural areas // Azimuth of Scientific Research: Economics and Management. -2020. - Vol. 9. - No. 3 (32). - Pp. 85-88. -DOI: 10.26140/anie-2020-0903-0018.
10. Petrikov A.V. State Program for the Comprehensive Development of Rural Territories Needs Substantial Correction [Electronic resource] // Agrofarm-2020. -Access mode: http://agrofarm.vdnh.ru/ news/289-aleksandr-petrikov-gosprogram ma-kompleksnogo-razvitiya-selskikh-terri torij-nuzhdaetsya-v-sushchestvennoj-kor rektirovke (date of reference: 26.10.2021).
11. Miroshnichenko T.A., Krini-chnaya E.P. Agricultural credit consumer cooperation as an instrument of financial inclu-siveness in rural areas // The Agrarian Bulletin of the Urals. - 2021. - No. 8 (211). -Pp. 75-87. - DOI: 10.32417/1997-48682021-211-08-75-87.
Кудинов Р.А.
ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОГО ПРЕИМУЩЕСТВА
ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация
В статье рассмотрен передовой опыт ведения бизнеса крупными компаниями из различных отраслей производства. Раскрыты внешние и внутренние источники изменений конкурентного преимущества. Выделены ключевые позиции, принципы и основные элементы конкурентного преимущества, приведена авторская формулировка понятия конкурентного преимущества.
Ключевые слова
Конкурентное преимущество, конкуренция, инновация, прибыль.